самозанятые таксисты что это
Может ли самозанятый работать в такси?
Может ли самозанятый получить лицензию?
Деятельность по перевозке пассажиров и их багажа в легковом автомобиле — предпринимательская. Для ее осуществления необходимо получить лицензию (разрешение) (ч. 1 ст. 9 закона «О внесении…» от 21.04.2011 № 69-ФЗ).
В законе сказано, что разрешение может быть получено только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Самозанятые там не упоминаются.
Не регистрируясь в качестве предпринимателя, даже будучи в статусе самозанятого, получить лицензию нельзя.
Самозанятый ИП
То есть, сначала нужно открыть ИП.
Как правильно это сделать, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать быстро и без ошибок, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
А потом зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Как зарегистрироваться в качестве плательщика НПД см. в материалах:
Далее нужно подать заявление в департамент транспорта в местной администрации и получить соответствующую лицензию о том, что автомобиль соответствует всем необходимым для перевозки пассажиров характеристикам.
ВНИМАНИЕ! В отношении одного автомобиля выдается только одно разрешение. Реестр выданных разрешений на такси публикуется на официальном сайте администрации муниципалитета.
Самозанятые ИП, работающие в такси, передают сведения о доходах через спец. приложене «Мой налог» и уплачивают 4% от суммы дохода при работе с физлицами и 6%, если доход поступил от юрлица или ИП.
Самозанятым ИП разрешили не платить фиксированные старховые взносы, которые в обязательном порядке упалчивают ИП на других режимах налогообложения. Но в этом случае у них не идет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.
Можно ли не оформлять ИП и работать самозанятому в такси
В этом случае можно работать через посредника — таксопарк, который имеет лицензию. По этому принципу работают не только обычные наемные работники, но и самозанятые таксисты, принимающие заказы через посредника. Количество самозанятых таксистов постоянно увеличивается, потому что работать таким образом просто и выгодно.
Как самозанятому водителю работать в такси?
Чтобы работать в такси, не получая лицензию, нужно заключить договор с владельцем таксопарка.
Самозанятые по трудовому договору работать не могут — в этом случае теряется весь смысл самозанятости, а между таксистом и таксопарком возникают отношения работник-работодатель, регулируемые Трудовым кодексом.
Именно поэтому самозанятому гражданину нужно заключить с владельцем автопарка договор, в соответствии с положениями которого таксист должен за вознаграждение осуществлять услуги по перевозке граждан.
Небольшие таксопарки заключают такие договоры в индивидуальном порядке с каждым таксистом. Большие компании («Яндекс.Такси», «Максим», Uber и пр.) размещают на сайте договор-оферту – присоединиться к нему может любой желающий, подписав документ упрощенной электронной подписью (т. е. поставив галочку в соответствующем окне приложения).
Самозанятый в «Яндекс.Такси»
Сервис «Яндекс.Такси» позволяет самозанятым гражданам принимать заказы через мобильное приложение. Чтобы стать самозанятым в Яндекс-такси, необходимо:
После этого можно приступать к работе.
На основании данных о поездках, которые совершил водитель, сервис «Таксометр» формирует чеки и автоматически отправляет их в налоговую через приложение «Мой налог». Выдавать чек пассажиру не нужно — он получит его автоматически, по электронной почте или через сервис заказа такси.
Больше информации о работе в «Яндекс.Такси» в качестве самозанятого можно получить на сайте компании. Там даны ответы на самые популярные вопросы.
Самозанятые в такси: плюсы и минусы
Преимущества работы в такси в качестве самозанятого:
Недостатки работы в такси в качестве самозанятого:
Итоги
Лицензия такси для самозанятых не выдается. Оформить лицензию можно либо на ИП или на ООО. Самозанятым можно работать таксистом через организации-посредники, например «Яндекс.Такси». Крупные компании предоставляют пользователям возможность регистрации в качестве таксиста через приложение — достаточно подтвердить личность, а также предоставить данные об автомобиле и водительских правах.
Как стать самозанятым в такси. Пошаговая инструкция.
Если вы сделали осознанный выбор — работать в такси в качестве самозанятого, тогда читайте ниже, как им стать: зарегистрироваться и платить налоги.
Если вы еще сомневаетесь, как работать: через самозанятого или ИП на патенте — читайте статью «ИП и самозанятый — в чем разница?»
Регистрация в качестве самозанятого для ИП проходит так:
Регистрация. Регистрация в приложении «Мой налог».
Заявление. Заполнить заявление о переходе на самозанятость.
Отправка. ВАЖНЫЙ ЭТАП, о котором почему-то многие забывают. Нужно направить заявление в налоговую в течение 30 дней. В противном случае, вам насчитают двойной налог: и как самозанятому, и как ИП.
Регистрация
Заявление
Водителю выгоднее регистрировать индивидуального предпринимателя (ИП) по упрощенной системе налогообложения (УСН) 6%. Исходя из этого, направляем в налоговую заявление о переходе с УСН на самозанятость. Важно! Если вы используете другую систему налогообложения, форма заявления будет другой.
Образец заполнения заявления на переход с УСН 6% на самозанятость в Москве для водителей
Заполняйте правильно! Важно указать код налогового органа. Он зависит от вашего места регистрации. Его можно посмотреть на сайте ФНС.
Отправка
Направляем заявление в налоговую любым способом:
Отнести в налоговую самостоятельно, если отделение находится в шаговой доступности.
Направить заявление по почте.
Зарегистрироваться в личном кабинете ИП на сайте ФНС. Вот ссылка https://lkip.nalog.ru
После регистрации переходите по ссылке «Обратится в налоговый орган»
Далее ссылка «Внести изменения в сведения об ИП»
Подгружаете скан или фото заявления и нажимаете «Отправить»
После обработки вашего заявления вы станете самозанятым и вам не начислят двойной налог.
Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси
Такси — лицензируемая деятельность
Остановимся вначале на основном моменте, который является краеугольным камнем в деятельности такси.
ВАЖНО! Для легальной деятельности такси необходимо получать лицензию!
То есть для того, чтобы совершать пассажирские перевозки на законных основаниях, необходимо получить разрешение.
Посмотрим, какие условия выдвигает закон для перевозчиков (ст. 9 федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ):
Подытожим основные тезисы, чтобы на их основе показать, какие схемы работы с Яндекс.Такси являются законными, а какие — нет, и ответить на вопрос: придется ли платить налог Яндекс.Такси.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте алгоритм действий по получению лицензии такси.
Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов
Как таксисты Яндекс платят налоги? С появлением налогового режима под названием самозанятость стал актуальным вопрос: какой налог платят самозанятые таксисты, так как «Яндекс» активно приглашает их работать в такси.
В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются. Однако их распространенность совершенно не означает законность. Что мы сейчас и покажем. Незаконны схемы не только потому, что налоги в Яндекс.Такси для водителей не уплачиваются, но еще и потому, что данные схемы склоняют водителей к незаконной предпринимательской деятельности. Причем в некоторых случаях она является таковой даже с условием того, что Яндекс.Такси налог самозанятого отражает в его приложении.
Покажем несколько схем и разберем подробно, какая из них законна, а какая нет, и почему:
Как видим, во всех схемах Яндекс.Такси (как и любой другой агрегатор) работает через партнеров. Это обязательное условие. Партнером является ИП либо юридическое лицо. Напрямую с физлицами агрегаторы не работают. Ситуацию, когда Яндекс.Такси подключает самозанятого, рассмотрим ниже. Спойлер: зачастую это также незаконно.
Отношения агрегаторов с партнерами
Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.
Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).
Итак, агрегатор заключает с партнером:
Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.
Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.
Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.
Как оформить путевые листы для такси, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для легкового такси».
Как видим, закон о лицензировании такси не нарушен, налоги с доходов агрегатора уплачиваются, налогообложение партнера Яндекс.Такси прозрачное и в него включена уплата налога с доходов водителей.
Из рисунка также становится очевидным ответ на частый вопрос: платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей? Нет, не платит, так как не взаимодействует непосредственно с таксистами.
Отношения партнеров с водителями
Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.
Поясним еще раз: если самозанятый платит налог в Яндекс.Такси, как это может быть незаконным?
Здесь нарушается закон о лицензировании деятельности такси, возникает незаконная оптимизация налогообложения для таксопарка Яндекс.Такси, а также незаконная предпринимательская деятельность со стороны водителя.
С вопросами, касающимися работы самозанятых, можно ознакомиться в наших статьях:
Законные способы быть самозанятым таксистом
Теперь расскажем, можно ли законно быть самозанятым в Яндекс.Такси и какой налог платить при этом. Самозанятость — это специальный режим налогообложения (НПД — налог на профессиональный доход), который могут применять как физлица, так и ИП.
Законные способы быть самозанятым таксистом:
Итоги
Самозанятые физлица не могут заниматься таксомоторной деятельностью, так как не имеют права получить лицензию. Для того чтобы стать водителем такси, необходимо зарегистрировать как ИП (можно на НПД) или заключить трудовой договор с партнером Яндекс.Такси — таксопарком. Иных законных способов работать таксистом нет.
Шашечный разбор: таксисты переходят на самозанятость
Таксисты начали активно регистрироваться самозанятыми — каждый пятый из 35 тыс. человек, вставших на учет в налоговой с 1 января, оказался представителем именно этой профессии. Такие данные «Известиям» привели в Федеральной налоговой службе. Большое количество таких водителей выгодно агрегаторам, которые хотят избавиться от посредников — таксопарков. ФНС это позволит вывести налогоплательщиков из тени, а самим таксистам — больше зарабатывать. Эксперты, однако, предупреждают о рисках: пассажирам будет еще труднее взыскать ущерб в случае ДТП или других происшествий. Кроме того, схема не начнет действовать в полном объеме, пока самозанятым не дадут возможность получать разрешения на таксомоторную деятельность.
В один клик
Услуга по перевозке пассажиров — один из наиболее популярных видов деятельности, которые указывают самозанятые в мобильном приложении «Мой налог», сообщили «Известиям» в ФНС. По данным службы, из 35 тыс. человек, зарегистрированных с 1 января, порядка 20% — таксисты.
Налог на профессиональный доход, который неофициально называют налогом на самозанятых, введен в тестовом режиме с 2019 года в четырех регионах России. Эксперимент проводят в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Ставка — 4% на доход от работы с физлицами, 6% — с юрлицами. Зарегистрироваться в качестве самозанятого может любой человек, работающий на себя, если его доход не превышает 200 тыс. рублей в месяц. Это можно сделать через мобильное приложение. Льготным режимом также могут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Ранее глава ФНС Михаил Мишустин говорил, что агрегаторы такси — основная цель нового проекта.
Водители активно интересуются переходом на режим самозанятости, подтвердили «Известиям» в «Яндекс.Такси» (в 2018 году объединилась с Uber), «Ситимобил», такси «Везет» (бренды «Везет», Рутакси, «Сатурн», «Ред такси» и «Фастен») и «Максим». В Gett отказались от комментариев.
В «Яндекс.Такси» отметили, что такой переход удобен в первую очередь самим таксистам. Это позволяет получать деньги за выполнение заказов без посредников, уменьшить налогообложение и отчитываться о налогах без бумажной волокиты через мобильное приложение, отметил представитель сервиса.
Замгендиректора по стратегии «Ситимобил» Александр Горный сказал, что специалисты в офисах и call-центре ежедневно консультируют водителей по этому поводу. В сервис такси «Максим» обратились более 1 тыс. водителей, желающих перейти на самозанятость, уточнили в компании. В такси «Везет» добавили, что переходом на специальный режим интересуются в том числе и в тех регионах, где он пока не внедрен.
Миллион за баранкой
По данным аналитического центра при правительстве РФ, с 2015 по 2017 год рынок услуг такси в России вырос на 14%, до 575 млрд рублей. В сфере таксомоторных перевозок в 2017 году работало около 700 тыс. человек, сейчас — порядка 1 млн, говорится в концепции правового регулирования агрегаторов такси, направленной экспертным советом при правительстве вице-премьеру Максиму Акимову (копия есть у «Известий»). В документе отмечается, что значительной положительной динамики в таксомоторных перевозках удалось добиться благодаря использованию цифровых технологий.
Сейчас за таксистов налоги оплачивает юрлицо (таксопарк), где они работают. Платят за себя только частники, открывшие ИП, они могут выбрать льготный режим налогообложения — упрощенную систему (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патент.
Юрист фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников привел несколько причин, по которым таксистам будет выгоден режим самозанятости: максимально простая регистрация без визита в налоговую, отсутствие отчетности и обязанности платить страховые взносы, кроме того, официальный налог подтверждается справкой из мобильного приложения.
Для ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы», есть смысл переходить на самозанятость только в одном случае — если часть расходов они не могут подтвердить документами, возразил руководитель налоговой практики Coleman Legal Services Павел Зюков.
— Но наиболее привлекательна для таксистов, зарегистрированных в качестве ИП, сегодня патентная система налогообложения. Нужно оплатить только стоимость патента, в Москве он обойдется всего в 18 тыс. рублей в год, — добавил он.
Внедрение налога на профессиональный доход выгодно прежде всего налоговикам — это позволит вывести из тени часть налогоплательщиков и повысить собираемость налогов, сказал Сергей Колесников. Качество услуг такси при этом не изменится, считает он. В свою очередь, в ФНС заявили, что результаты динамики налоговых поступлений «пока рассматривать преждевременно».
В сервисе «Максим» подчеркнули, что система работы с самозанятыми тестируется. Она полноценно заработает, только когда все агрегаторы подключатся к электронной площадке ФНС, а самозанятым позволят получать разрешения на таксомоторные перевозки. Такое предложение, в частности, содержится в проекте концепции правового регулирования агрегаторов такси. Сейчас разрешения дают только юрлицам и индивидуальным предпринимателям, поэтому большинство таксистов — это либо индивидуальные предприниматели, перешедшие на самозанятость, либо работники таксопарков.
— Мы рекомендуем водителям регистрировать ИП, получать разрешение и переходить на налоговый режим самозанятого, — пояснили в «Яндекс.Такси».
В ответе за тех, кого подвозили
Представители агрегаторов, опрошенные «Известиями», утверждают, что новый налоговый режим позволит вывести из тени нелегалов и избавиться от посредников. А значит, водители смогут больше зарабатывать.
Однако зампред межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков с этим не согласен. По его словам, с учетом затрат на аренду автомобиля, топливо и прочее расходы составят не 6%, а минимум 15%. Схему работы в такси самозанятых он считает «на 99% нелегальной».
— Возможно, в целом самозанятость полезна. Но в российском транспортном законодательстве не прописаны основы для их легальной работы в такси. Эта профессия также не упоминается в законе о налоге на профессиональный доход, — подчеркнул он.
Переход на самозанятость, по его мнению, приведет к тому, что таксопарки будут уходить с рынка — водители смогут напрямую работать с агрегаторами. Таким образом, таксопарки станут не нужны. При этом эксперт уверен, что у физлиц не хватит собственных ресурсов для обеспечения достаточного уровня безопасности перевозок. А в случае серьезного ДТП добиться компенсации будет очень трудно, поскольку физлицо отвечает только своим имуществом, добавил он.
Сейчас ответственность в случае ДТП или других происшествий несет владелец лицензии — таксопарк или ИП. Но у агрегатора зачастую нет исчерпывающей информации по каждому водителю, пояснил «Известиям» собеседник в одном из сервисов. Это связано с тем, что агрегаторы в большинстве регионов не обязаны проверять налоговый статус перевозчика. Благодаря этому на рынке таксомоторных перевозок активно работают так называемые «подключашки» — то есть водители, легализовавшиеся через посредников. Поэтому в случае аварии или других инцидентов с таксистом, вызванным через приложение, и сегодня сложно добиться компенсации — компании начинают перекладывать ответственность друг на друга.
При этом неадекватные водители — не редкость. Так, в августе 2018 года в Перми завели уголовное дело об изнасиловании клиентки водителем сервиса Uber, в ноябре того же года таксист «Яндекс.Такси» избил пассажирку за язвительные замечания.
В «Яндекс.Такси» подчеркнули, что с декабря 2017 года у компании есть собственная программа страхования здоровья водителей и пассажиров при ДТП. Впрочем, на другие случаи, в том числе описанный выше, она не распространяется.
Риск нарваться на неадекватного водителя останется в любом случае, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Если водитель нахамил пассажиру, то можно поставить низкую оценку в приложении, что в конечном итоге приведет к отключению такого таксиста. Что касается имущественного ущерба или вреда здоровью, необходимо на законодательном уровне вводить субсидиарную ответственность перевозчика и агрегатора такси, добавил он.
Налоги для самозанятых таксистов: сколько и как нужно отдать государству
С 1 июля 2020 года еще больше водителей такси по всей стране получили возможность стать самозанятыми. Если раньше налог на профессиональный доход был доступен в тестовом режиме только для жителей некоторых регионов страны, то с начала июля его разрешили вводить и в других частях России.
Сейчас зарегистрироваться в качестве самозанятого водитель такси может сразу в 76 регионах страны. Разберем, какие условия для этого должны выполняться, какие налоги придется платить самозанятому таксисту и где это сделать.
Чтобы получить право использовать налоговый режим для самозанятых, таксисту нужно подходить под эти критерии:
Чтобы начать работать с агрегатором в качестве самозанятого, водителю такси нужно открыть ИП, а потом перейти на самозанятость. Дело в том, что получить разрешение на работу в такси могут только ИП или юрлица, а без него таксист работать не может.
В качестве самозанятого водитель такси платит два вида налога:
Налог платится со всех доходов, которые таксист получает, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров. Так как все эти виды переводов водитель получает от агрегатора, который представляет собой юрлицо, то с них таксист отдает 6% налогов.
Водители такси, которые решат стать самозанятыми в этом году, получат дополнительный налоговый бонус — 12 130 рублей.
Он суммируется с уже существующим налоговым вычетом в 10 000 рублей, поэтому в начале работы в качестве самозанятого таксист получает в поддержку от государства 22 130 рублей налогового капитала.
Подтверждение: сайт ФНС.
Таксист может не волноваться о налогах, пока эта сумма не закончится. После этого он начнет выплачивать их сам. Начисляться налоги будут по все тем же ставкам в 4% и 6%.
Таксист может быть одновременно самозанятым и ИП, если он не совмещает самозанятость с другими налоговыми режимами, доступными ИП, например, ЕНВД.
Если водитель такси по всем критериям подходит под самозанятого, то он может быть ИП, но при этом получить все бонусы налогового режима для самозанятых, например, не платить страховые взносы.
Подтверждение: ст. 15, Федерального закона N 422-ФЗ.
На водителей-ИП, которые работают по другой системе налогообложения, это не распространяется: в 2020 году они платят 32 448 рублей на пенсионное страхование и 8 426 рублей на медицинское страхование.
Самозанятые таксисты должны формировать чеки через приложение «Мой налог».
Где найти: «Мой налог» для iOS, «Мой налог» для Android.
Если водитель работает с Яндекс.Такси, то ему достаточно добавить агрегатор в приложении «Мой налог» в список разрешенных: раздел «Партнеры» — «Подключенные».
Яндекс.Такси будет автоматически передавать информацию о поездках водителя в приложение, и таксист сможет увидеть в нем чеки по совершенным поездкам.
Данные по ним тут же уходят в ФНС, а водителю такси остается только отправить пассажиру чек на телефон или электронную почту или дать клиенту просканировать QR-код на чеке. Чтобы сделать это, таксист указывает способ передачи пассажиру чека. Для этого нужно нажать на него и выбрать кнопку «Отправить покупателю».
Водителю не нужно анализировать каждую свою поездку: налоги рассчитываются автоматически.
Напоминаем, что ставка или процент налога зависят от того, кого водитель обслуживает: если физическое лицо, то 4%, если юрлицо (корпоративный клиент) 6%. Кроме этого, налог в 6% удерживается с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров.
Начисленный налог можно увидеть в приложении «Мой налог».
Водителю не нужно ждать конца месяца, чтобы понимать, сколько он должен будет заплатить: сумма всегда будет перед его глазами и он сможет планировать свои расходы. Там же, в приложении, он сможет увидеть размер задолженности, если не заплатит налоги вовремя.