самостоятельность что это в психологии

Самостоятельность что это в психологии

самостоятельность что это в психологии. Смотреть фото самостоятельность что это в психологии. Смотреть картинку самостоятельность что это в психологии. Картинка про самостоятельность что это в психологии. Фото самостоятельность что это в психологии

Целью работы явился поиск психологических аспектов в психолингвистическом формате лексической единицы «самостоятельность». Основным методом исследования послужил метод понимания. Конкретными методами исследования избраны сравнительно-исторический метод лингвистики и индуктивный метод класса теоретических методов психологии (обобщение факторов, восхождение от частного к общему). Ранее мы знакомили научную общественность с результатами этимологического анализа [10, с. 183-187], в настоящей статье раскроем результаты последующего изучения.

Появление слова «самостоятельность» следует относить к периоду начала 30-х годов XIX века. Активно же использоваться оно стало к середине девятнадцатого столетия. В истории русского языка этот период является эпохой, когда в силу как внешних, так и внутренних причин интенсивно происходило образование новых слов, и лексическая система языка включила в себя большое число неологизмов. Это связано с развитием активного, деятельного начала в жизни общественной, а также с особым вниманием к проявлениям духовных процессов, протекающих в отдельной личности. Среди сложных лексических новообразований обширный ряд составили слова с первой местоименной частью сам(о)-. К этому периоду прочно укрепились и получили терминологическую определенность знакомые нам сегодня «самовоспитание», «самодеятельность», «самообразование», «самоопределение», «самооценка», «саморазвитие», «самосознание», «самопознание», «самоуправление» и подобные. Представленный класс слов по преимуществу характеризует либо внутреннее состояние лица, процессы сознания, направленные на самого себя (самосознание, самооценка), либо те или иные стороны и явления общественной жизни, связанные с активной деятельностью лиц (самодеятельность, самообразование, самоуправление).

Дальнейшее достижение лексического развития слова «самостоятельность» укрепляет применение его как в качестве отдельного понятия (смысловой доминанты, дескриптора), так и в текстах дефиниций (словарных статьях), раскрывающих тот или иной термин. Анализ показал, что словарные статьи, в которых использовано слово «самостоятельность», а также дескрипторы (понятия), имеющие с этим словом общие семантические множители, составляют семантическую область для понимания самостоятельности. В семантическую область, кроме слова «самостоятельность», входят слова «автономия», «активность», «абсолютный», «единица», «индивидуальный», «инициатива», «качество», «личность», «независимый», «особенность», «свобода», «субъект» и др. Все эти термины помогают понять психологические аспекты феномена самостоятельности.

С точки зрения антонимии «схватить» полярные проявления лексической единицы «самостоятельность» оказалось не просто. Границы родового понятия у нее точно не определены, размыты. Это не помогает определению смыслового значения, но подтверждает предположение о наличии довольно обширного семантического поля.

В целом общую смысловую основу психологического содержания самостоятельности составляет понимание ее как внутреннего потенциала субъекта при совершении им выбора и несении ответственности за него. Самостоятельность есть выражение персональной настоятельности особой силы.

Рецензенты:

Подымов Н.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», г. Москва.

Невструева Т.Х. доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Бузуев О.А., доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.

Источник

Научная электронная библиотека

самостоятельность что это в психологии. Смотреть фото самостоятельность что это в психологии. Смотреть картинку самостоятельность что это в психологии. Картинка про самостоятельность что это в психологии. Фото самостоятельность что это в психологии

4.3. Познавательная самостоятельность студентов в процессе профессиональной подготовки

Познавательная самостоятельность – одна из ведущих качеств личности, выражающихся в умении ставить перед собой определенные цели, задачи и добиваться их достижения собственными силами.

Из психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Н.М. Дидусь, И.В. Калашникова, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, О.Г. Шишкова, Г.И. Щукина и др.) выявляются различные определения понятия «познавательная самостоятельность» и разные подходы к ее организации и внедрению в учебный процесс.

В результате анализа соответствующей литературы по теме мы определяем, что познавательная самостоятельность студента представляет собой качество личности, проявляющееся в потребности постоянного приумножения и углубления ранее освоенных знаний и умений; в способности студента действовать без помощи извне; в умении видеть и ставить возникающие задачи и находить рациональные способы их решения. При этом в структуре данного понятия выделяются следующие компоненты: целевой (студент должен уметь ставить перед собой цели и стремиться к их достижению); стимулирующе-мотивационный (студент должен обладать широкими познавательными мотивами, стимулами; мотивами самообразования и самосовершенствования); содержательно-операционный (сформированность у студента самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях); эмоционально-волевой (предполагает сформированность у студента положительного отношения к себе, к активности в познавательной деятельности); оценочно-коррекционный (предполагает сформированность у студента самоанализа, самоорганизации и самоконтроля).

Развитие познавательной самостоятельности осуществляется на основе реализации философских, психолого-педагогических, социальных подходов о развивающем человеке, в котором природное, общественное и индивидуальное находятся в неразделимом единстве. Среди этих подходов мы выделили следующее: деятельностный и личностно-ориентированный, исследующих становление к развитию различных психических процессов и функции человека с позиций категории личности и деятельности; синергетический, предполагающий совместное действие многих элементов, направленных для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией многих нелинейных подсистем.

Повышение уровней познавательной самостоятельности студентов при обучении эффективно осуществляется при выполнении следующих педагогических условий:

1. Эффективная организация, управление и самоуправление учебным процессом.

2. Обновление содержания обучения, способствующего наиболее целостному развитию познавательной самостоятельности студентов.

3. Внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса педагогических технологий.

4. Реализацию идей педагогики сотрудничества в учебном процессе (педагогическое взаимодействие, создание комфортного микроклимата).

В деятельности по развитию познавательной самостоятельности следует считать главным положение о том, что обучение должно проходить через усложняющиеся требования к самостоятельным работам и строиться в соответствии с подготовленностью студентов. Из этого можно сделать вывод, что познавательная самостоятельность развивается при специально организованной учебной деятельности, предлагающей дозирование управляющей деятельности преподавателя с таким расчетом, чтобы студент овладел не только исполнительной, но и управляющей деятельностью.

Поскольку этот процесс идет постепенно, то можно установить три уровни познавательной самостоятельности применительно к конкретным формам, методам и приемам обучения.

Низкий уровень характеризуется тем, что объем усвоенных знаний по предмету на низком уровне, когда обучающийся не может самостоятельно воспроизвести усвоенные знания; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности только в аналогичные условия; отсутствием умений постановки реалистических, временных целей; отсутствием устойчивого интереса к учению, потребности к знаниям, будущей профессиональной деятельности. У студента отсутствует настойчивость, целеустремленность, не развиты самоорганизация, самоконтроль, самооценка, он не может доводить начатое дело до конца.

Средний уровень характеризуется наличием опорных знаний, которые обучающийся может воспроизвести с помощью наводящих вопросов. Знание на этом уровне предполагают овладение основными понятиями, правилами, законами настолько, что оно позволяет студенту осуществлять словесное описание явлений, фактов, получаемых опытным путем, анализировать различные действия на основе применения усвоенных правил или законов. Этот уровень предполагает овладение студентами простейшими мыслительными операциями: анализа, синтеза и др. Цели деятельности студентов на данном уровне выражены недостаточно четко, хотя обучающихся отличает сознательное достижение поставленных целей, широкий познавательный мотив как интерес к результату учения (получение зачета, экзамена). В целом, у студента оптимистический внутренний настрой, проявление настойчивости, целеустремленности, инициативности, трудоспособности зависят от ситуации: он осуществляет самоконтроль, самоанализ, взаимоконтроль, но только после завершения работы.

Высокий уровень характеризуется наличием опорных знаний по предмету, которые обучающийся может воспроизвести самостоятельно; умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия. Знание на этом уровне позволяет ему оперировать фактами, получаемыми путем логических рассуждений, применять усвоенную информацию для решения задач и приобретения субъективно новой информации. Этот уровень предполагает системность знаний, практическое использование знаний, умений и навыков. Деятельность студента на этом уровне приобретает поисковый творческий характер, проявляющийся в умении ставить и находить на него ответ, видеть проблему и отыскивать наиболее рациональный путь ее решения. Студент умеет ставить цели, в соответствии с объективными требованиями; ставить цели по собственной инициативе и цели на отдаленные временные перспективы. У него широкие профессиональные мотивы, мотивы самосовершенствования, оптимистичный внутренний настрой, положительное отношение к процессу учения, уверенность в своих силах, решительность, целеустремленность, прилежание. Студент умеет осуществлять успешно самоконтроль, самоанализ, самоорганизацию.

Какие условия необходимо выполнить преподавателю, чтобы обучение происходило на основе развития познавательной самостоятельности студентов? В процессе исследования мы попытались выяснить, какие факторы и подходы эффективно влияют на развитие познавательной самостоятельности студентов.

Первым фактором, эффективно влияющим на развитие познавательной самостоятельности, является активное участие студентов в обучении. Активность состоит в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей и выступает как условие и средство достижения этих целей. Одной из составляющих целей обучения является формирование и развитие ведущих качеств личности студента, в том числе и познавательной самостоятельности. Таким образом, в основе развития познавательной самостоятельности лежит активное участие в обучении.

Одним из основных факторов, влияющих на познавательную самостоятельность, мы выделили фактор успешной адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе.

В социальном плане адаптация есть приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в данной специальной среде. Студенту первого курса приходится сталкиваться основными противоречиями адаптации: он уже студент по статусу, но еще не закрепился в вузе, не вполне поверил в себя. Для него важным является не только учебно-познавательная деятельность, но и учебная: умения слушать, конспектировать лекции, работа над литературой, подготовка к семинарским, практическим занятиям. Поэтому преподавателю в этом направлении надо ввести целенаправленную организованную работу, т.к. от успешной адаптации студентов-первокурсников зависит и дальнейшее учебно-познавательная деятельность последних.

Успех учебно-воспитательного процесса в решающей степени зависит от личности преподавателя, его поведения и отношения к обучающимся. Основными задачами преподавателя, по мнению А.М. Митиной, являются: тонкое и корректное управление целостной учебно-воспитательной ситуацией в разнообразных формах взаимодействия всех участников для достижения поставленных педагогических целей; умелое стимулирование каждого студента к участию в постановке целей, выдвижения задач, принятии и осуществлении решений, анализе полученных результатов.

Преподаватель должен не только глубоко знать свой предмет, уметь его преподнести, но и обеспечить самостоятельное изучения предмета, прочность знаний и умений. Проблема повышения уровня педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии в трудах Ю.П. Азарова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина. А.Н. Щербакова и др.

Главная задача преподавателя – раскрытие личности студента – решается в ходе его общения со студентами. Поэтому в понятие «профессиональный педагог» входит не только знание конкретного предмета, но и педагогическое мастерство, то есть, овладение высокой общей культурой, профессиональными знаниями и умениями, технологической компетентностью, умение выстроить изложение, войти в контакт со студентами, воспитать нужные качества, превратить студента из объекта обучения в субъект учения. И в то же время внедрение инновационных технологий обучения требуют от преподавателя эрудиции, позволяющей совершенствовать управление самостоятельной работой студента, с учетом основных направлений научно-технического прогресса и развития общества. Таким образом, третьим фактором, положительно воздействующим на развитие познавательной самостоятельности студентов, является педагогическое мастерство.

Важнейшим педагогическим фактором развития познавательной самостоятельности студентов является отбор и изменение подходов к представлению содержания обучения.

В исследовании по данной проблеме О.Г. Шишкова пришла к выводу, что необходимо определение обязательного и вариативного ядра содержания образования. При этом главным критерием отбора является «знание – под деятельность», как средство решения конкретных жизненных проблем и профессиональных задач. И поэтому, как считает исследователь, «первостепенное значение приобретают знания универсального характера, позволяющие проектировать будущее, обеспечивающие общность в подходах к изучению дисциплин и их разделов на методологическом и методическом уровнях, а также оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний…». Кроме этого студентам надо показать межпредметные связи изучаемого предмета и вносить элементы проблемности.

Следующим фактором, успешно влияющим на развитие познавательной самостоятельности, является внедрение в учебный процесс комплекса педагогических технологий.

К таким педагогическим технологиям мы отнесли:

– технологии дифференцированного и индивидуализированного
обучения;

– обучение в сотрудничестве;

– активные методы обучения.

Эффективность развития познавательной самостоятельности также зависит от активного, заинтересованного и интеллектуального взаимодействия преподавателя и студентов, основанного на педагогике сотрудничества. Регулятором дидактического взаимодействия преподавания и учения является педагогическое общение, которое не только создает атмосферу сотрудничества, доверия, взаимопомощи, но и задает контекст будущей профессиональной деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, момент обучения в идеале должен представлять акт общения равных, уникальных и ценных друг для друга субъектов. Он утверждает, что важно в каждом студенте видеть специалиста, уважать его профессиональные знания и умения[231].

Чтобы организовать в учебном процессе комфортный микроклимат, преподаватель должен создать для студентов ситуацию успеха, уметь наладить с ними контакт, проявлять терпимость, выражать эмоциональную поддержку и понимание, снимать и предотвращать отрицательные стрессовые моменты.

Концепцией Федеральной целевой Программы развития образования определены основные задачи высшей школы, среди которых – подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к профессиональному росту – являются приоритетными.

Анализ тенденций, доминирующих в области аграрного образования, убеждает, что современные требования к качеству подготовки специалистов аграрного сектора заставляют переосмыслить ее цели, ценности, содержание, технологии, формы, методы и средства обучения.

Среди многообразия средств развития познавательной самостоятельности наиболее перспективным нам видится синергетический подход, в котором ключевым понятием является самоорганизация. Самоорганизацию, как важнейшее составляющее самостоятельности, можно представить как многофункциональное понятие. Более тридцати лет назад в науке заговорили о новом направлении междисциплинарных исследований, о синергетике. Синергетика в первую очередь представлена ее идеологами – основателями Г. Хакеном, И. Пригожиным, С.П. Курдюмовым. В 1973 г. профессор Института теоретической физики и синергетики при Университете Штудгарта Г. Хакен ввел в научный оборот термин «синергетика». В переводе с греческого synergia означает
сотрудничество, содействие. Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких, как электрон, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и люди. Синергетика изучает сложные системы, в которых развитие протекает от хаоса к порядку, от простых систем к сложным, а также критические точки, в которых система изменяет характер своего поведения и может испытывать неравномерные фазовые переходы из одного состояния в другое. Кроме самоорганизации ключевыми понятиями синергетики являются флуктуация и бифуркация. Флуктуации – это возмущения в системе, порождающие хаос, которые «раскачивают» ее и подводят систему к точке бифуркации (критические). В соответствии с синергетической концепцией переход из одного состояния в другое, от хаоса к порядку является результатом процесса самоорганизации. Из хаоса собственными силами может развиваться новая система.

Роль синергетики в образовании двояка. В данном случае речь идет о синергетических подходах к образованию и об образовании через синергетику, путем передачи и распространения синергетических знаний. Е. Бондаревская и С. Кульневич отмечают: «Ситуация, сложившаяся в российском образовании и педагогической науке, полностью описывается терминами синергетики. Она имеет бифуркационные (критические) точки разрушения старых структур и возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество; вероятностное развитие может быть представлено диссипативными структурами как образованиями более высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие; она обладает свойствами нелинейности, т.е. многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое; она неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития и т.д.»[232]. В контексте исследования З. Абасова в соответствии с синергетической концепцией переход системы из одного состояния в другое есть переход от знаниево-просветительской парадигмы, доминирование которой и инициировало кризис образования, к парадигме инновационной. По его мнению, источником и движущей силой развития современного российского образования в настоящее время выступает противоречие между традиционной, знаниево-просветительской и инновационной моделями образования. Исследователь утверждает, что противоречия, которые взаимно обуславливают и исключают друг друга, выступают в роли источника самодвижения, саморазвития и самоорганизации любой системы.

Другой синергетический подход к самоорганизации систем в образовании исследовала Г.Г. Румянцева. В образовании можно выделить систему «обучаемый» и «обучающий», которые в процессе обучения вступают во взаимодействие. Две системы «обучаемый» – «обучающий» применяют основные положения синергетики, исходя из свойств самоорганизующихся систем, и между ними устанавливается интерактивная связь, то есть идет взаимопроникновение в процессе передачи знаний. Здесь наблюдаем основные принципы синергетики:

– относительное динамическое постоянство, адаптивность (без этого невозможен процесс передачи знаний);

– активность обучаемого и обучающего;

– действия их целенаправлены на предмет познания;

– открытость – без этого невозможен диалог;

– нелинейность, связанная с неопределенностью и возможностью выбора[233].

Также следует отметить плодотворность использования синергетики как стержневого элемента обучения естественнонаучным дисциплинам, особенно при изучении математики. Математическое моделирование, на котором строится вся синергетика, обеспечивает два основных момента: охват практически всего материала высшей математики и связь математики с практикой (моделирование). Действительно, синергетические модели прекрасно вписываются практически во все разделы и курсы математики, что позволяет c их помощью кратко и увлекательно изложить суть основных математических понятий. А моделирование служит «мостом между теорией и практикой. Именно математическое моделирование в наилучшей степени связывает абстрактные математические понятия с предметными задачами, и синергетический подход в этом плане является наиболее продуктивным»[234]. Например, в процессе изучения дисциплины «Математика» нами составлены серии задач «Познай свою профессию», в которую вошли задачи на применение математических методов в сельскохозяйственном производстве, способствующие развитию профессиональной интеллектуальной активности студентов аграрного вуза. Такие задачи должны отвечать следующим требованиям: задачи несут информацию о проектировании конкретной профессиональной ситуации; результатом решения задачи, независимо от способа выражения содержания, выступает числовое значение, которое определяется непосредственными вычислениями; числовые данные задачи являются достоверными с практической точки зрения. Исходя из вышеизложенных требований, в серию задач «Познай свою профессию» были включены задачи из различных областей сельскохозяйственного производства. Так, опираясь на материалы курса «Молочное дело», мы использовали задачи по нормализации в производстве кисломолочных продуктов. Пример условия задачи: «Нормализованная смесь при производстве кумыса должна иметь кислотность 36 °Т, кислотность закваски 195 °Т, цельного молока – 19 °Т. Установить дозу закваски в 700 кг смеси», или такая задача: «Для производства крестьянского масла получено 500 кг высокожирных сливок с массовой долей влаги 23,5 %. Массовая доля жира в сливках для нормализации высокожирных сливок 31 %; Св = 0,6; Вм = 24,8 %. Вычислить массу высокожирных сливок, подлежащих нормализации»

Основываясь на материалы курса кормопроизводства, мы использовали задачи, позволяющие проектировать кормовую базу животноводческого хозяйства. Нами были использованы следующие задачи: «Требуется вырыть силосную яму объемом V = 32 м2 с квадратным дном таких размеров, чтобы на облицовку ее дна и стен пошло наименьшее количество материала. Каковы должны быть размеры ямы?» или такая задача: «Урожай сахарной свеклы (т/га) в зависимости от количества минеральных удобрений (ц/га) выражается производственной функцией y = 5,4x – 2,9; 0,6

Источник

самостоятельность

Смотреть что такое «самостоятельность» в других словарях:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, самостоятельности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы. 2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.… … Толковый словарь Ушакова

самостоятельность — лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

самостоятельность — САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

самостоятельность — чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

Самостоятельность — положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самостоятельность — • полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самостоятельность — savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *