саморефлексия что это в психологии
Что такое психосоматика и как это лечить?
Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.
— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.
В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…
«Все болезни от нервов» — это миф?
Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.
— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.
Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.
То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.
Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:
Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).
Ипохондрия — это тоже психосоматика?
Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.
Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.
— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.
Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.
Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.
Как лечить психосоматику?
Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.
В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.
Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.
Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».
А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.
Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.
Что такое психогигиена и чем она может помочь?
И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».
Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).
Что такое саморефлексия?
Очень часто в литературе по психологии можно встретить советы специалистов относительно того, что необходимо заниматься саморефлексией. Однако не многие знают, что это такое, для чего это использовать в повседневной жизни. В этой статье вы узнаете о саморефлексии и о том, как она проявляется в различных сферах.
Что такое рефлексия?
Рефлексия и саморефлексия несколько схожи, однако, первый термин является более обширным. Рефлексией называют умение личности проводить самоанализ и осознавать собственную жизнедеятельность и поступки.
В философии саморефлексия рассматривается в виде умственной активности человека, направленной на познание собственных действий. Рефлектирующий индивид заглядывает внутрь себя, чтобы оценить свои индивидуальные способности, осмыслить положительные и отрицательные поступки. Рефлексия напрямую связана с интеллектуальной, духовной и эмоциональной сферами.
В психологии выделяют эмоциональную и когнитивную рефлексию. Первый вид подразумевает переживания относительно отношения со стороны окружающих. Когнитивная рефлексия предусматривает изучение внутреннего мира.
Если человек начинает слишком активно рефлексировать, это может привести к самобичеванию и самокопанию, что приводит к стрессовому состоянию.
Понятие саморефлексии
Саморефлексия подразумевает видение человека себя в различных ситуациях. Видя свое отражение, человек начинает что-то переосмысливать. Благодаря рефлексированию человек способен саморазвиваться.
Для чего нужна саморефлексия?
Саморефлексия необходима для того, чтобы человек мог развиваться и обучаться чему-то новому, а также переоценивать свою точку зрения. Таким образом, обретая способность саморефлексировать, индивид может:
Как выбраться из постоянного самокопания?
Научившись рефлексии, человек может добиться существенных изменений в своей жизни и развить себя как личность. Однако часто саморефлексию воспринимают в качестве самокопания. Это может быть из-за следующих причин:
В редких случаях отталкиваясь от психологических особенностей, саморефлексия может отсутствовать, и справиться с этим поможет квалифицированный психолог. Не стоит пренебрегать профессиональной помощью, ведь саморефлексия — уникальный феномен, способный изменить жизнь к лучшему.
Саморефлексия имеет большое значение в профессиональной сфере, она помогает индивиду контролировать мышление, действия и раскрывать потенциал. С помощью саморефлексии человек не только совершенствует свои навыки, адекватно оценивая их, но также он способен осознать себя как личность, которая непрерывно взаимодействует с окружающим миром. Отсутствие саморефлексии — не повод избавляться от лучшей жизни, а повод обратиться за помощью к профессионалу. А также полезно будет пройти курс Викиум «Критическое мышление».
Саморефлексия: определение в психологии и философии
В психологической литературе часто встречается совет заниматься саморефлексией. По мнению специалистов, этот процесс обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека. Но что же это такое саморефлексия? Почему она так важна в повседневной жизни?
Определение понятий рефлексия и саморефлексия
Саморефлексия зачастую применяется как синоним рефлексии. Однако не стоит путать. Рефлексия — более обширное понятие.
Что понимают под рефлексией
Рефлексия в психологии подразумевает не только личностное отражение, но и отражение ситуации, в которой находится индивид, окружающих людей, обстоятельств. Это умение человека, проявляющееся в самоанализе и самосознании личной жизнедеятельности, поведения, поступков, которые в процессе рефлексии человек анализирует и оценивает.
Саморефлексия в философии – это вид умственной активности личности, ориентированный на познание своих действий, культуры человека в целом, ее основных принципов.
Проще говоря, рефлексируя, человек заглядывает внутрь своей души и проглядывает свои индивидуальные особенности и поведение в различных житейских ситуациях и окружении. Осмысливает все положительные и отрицательные моменты совершенных поступков.
Рефлексия трудоемкая, она взаимосвязана одновременно с несколькими сферами:
Однако не стоит путать. Данное понятие не связано с рефлексами, реакцией человека на воздействие раздражителей извне. Оно тождественно понятию самокритика. Человек тщательно изучает, осмысливает, оценивает свои поступки. Процесс не из приятных. Но без него личность не сможет полноценно развиваться.
В психологии рефлексия подразделяется на два уровня:
Наличие эмоционального уровня – существенное отличие рефлексии от последовательного самоанализа.
Многие люди осознанно и намеренно не хотят заниматься рефлексией. Это не связанно с ленью. Процесс рефлексии не всегда вызывает положительные эмоции, желание похвалить себя. Иногда он связан с разочарованием, чувством неполноценности, стыдом, угрызениями совести.
Слишком усердное рефлексирование также ни к чему хорошему не приводит. Его последствия – самобичевание и самокопание. Они провоцируют стресс, неврозы и даже депрессию. Чтобы избежать таких последствий, нужно сохранять баланс между когнитивной и эмоциональной частью рефлексии.
Понятие саморефлексии
Саморефлексия – это отражение человеком самого себя в различных ситуациях посредством своего сознания.
В процессе саморефлексии человек словно глядит в зеркало и описывает все, что видит в нем. Это прием оценивания себя, своих методов работы и процессов обучения. Говоря простыми словами, «отражение» означает думать о чем-либо.
Отражение и формирование контекста саморефлексивного письма приобретает важное значение в любой форме постижения или саморазвития.
Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение».
Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:
Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает
Саморефлексия необходима по следующим причинам:
Какие возможности открывает саморефлексия:
При реализации всего лишь одного из перечисленных пунктов и достижении хотя бы единственной определенной жизненной цели вы сможете почувствовать себя увереннее. Этот приведет к повышению самооценки.
Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно
В психологии саморефлексия — это отличный метод развития личности, самосовершенствования, изменения, усовершенствования окружающего мира посредством своей деятельности. Это мощный способ развиться как личность, сделать себя лучше, добиться значительных успехов в жизни.
Однако, не смотря на такие радужные перспективы, у людей возникает множество психологических трудностей. В чем причина? Ответ заключается в том, что зачастую саморефлексию ошибочно принимают за «самокопание». Это и является основной проблемой.
Что приводит к тому, что человек начинает жалеть себя либо заменяет продуктивную деятельность самобичеванием?
Существует ряд причин данного феномена и методы борьбы с ними.
Дефицит внимания и заботы в детские годы
В большинстве случаев при отсутствии должной любви и ласки ребенок ощущает себя ненужным, покинутым, одиноким. Ощущение ущербности, своего рода дефективности преследует человека на всем жизненном пути, лишает возможности объективной оценки самого себя. Хотя объективность является фундаментом саморефлексии. Искажения затрагивают все — от умений до личностных ресурсов. Закономерно, что индивид с заниженной самооценкой лишен продуктивного мышления.
В данной ситуации решением проблемы выступает совокупность двух методов:
При нестабильном состоянии психики подобная картина может наблюдаться и во взрослом возрасте. Деспотичный и ревнивый супруг, истеричная и склочная жена, родственники «душащие» своей заботой.
Методики борьбы с проблемой такие же, как описано выше. Однако главным условием является избавление от «гнетущего» окружения. И лишь после этого может идти речь об эффективной саморефлексии.
Неспособность к самоорганизации
Характерна для людей с определенными особенностями личности. Это шизоиды, истериоиды и прочие. В такой ситуации саморефлексия патологическая, несвязная, путанная. Такой тип людей хаотично переключается с одной мысли на другую, что приводит к отсутствию проработки и осознания какого-либо качества, привычки.
В такой ситуации возможно проявление чувства неполноценности. Однако реже, чем в приведенных ранее случаях.
Здесь для эффективного рефлексирования необходима прицельная личностная организация. Следует ежедневно выделять 15 минут на упорядоченную систематизацию и анализ произошедших за текущий день событий. Главное — не переусердствовать. В противном случае процесс перерастет в банальное «самокопание».
Коммуникативные проблемы, глубокая интроверсия
Неспособность налаживать общественные отношения формируется как вторичный процесс. Интроверты не испытывает потребность в них.
Зачастую они легко справляются с саморефлексией. Однако она носит негативный характер. Они, как правило, ищут недостатки в себе. Хотя стараются адекватно взвешивать и систематизировать ситуацию:
Отрицательная саморефлексия не дает положительный результат.
Преодолеть данную ситуацию возможно. Следует лишь систематизировать процессы осмысления. Необходимо задавать корректные вопросы. Ключевым моментом является структурирование действий.
В сутки стоит задавать себе лишь 4 вопроса. Мое мнение о текущем дне? Мои положительные и отрицательные действия за прошедший день? Какие недочеты в моих поступках были в течение дня? Мои дальнейшие действия на завтрашний день?
Со временем перечень вопросов можно расширить. В осмыслении необходимо задействовать привычки, чувства, мысли, действия.
Предрасположенность к перфекционизму
Умение рефлексировать не играет на руку перфекционистам. Подобные личности болезненно реагируют на способность легко критиковать себя. Они моментально углубляются в «самокопание» и находят недостатки в себе.
Подобная устремленность к ложному идеалу лишает возможности действовать. А это выступает основной проблемой.
Сегодня я не смогу научиться кататься на коньках. И значит, я не научусь никогда. Соответственно, не стоит даже продолжать обучение.
В данной ситуации необходимо усвоить одну аксиому. Идеала, к которому так стремятся перфекционисты, не существует! Ошибки являются отличительной частью практики. Они — закономерная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно их следует анализировать и прорабатывать в целях недопущения подобных огрехов.
Перфекционизм является отличительной чертой характера. И с ним совладать в полной мере самостоятельно невозможно. В подобной ситуации необходимо прибегнуть к квалифицированной помощи психолога.
Особенности личности. Нарциссический склад
Здесь уместна, скорее, жалость к себе, а не «самокопание». Стремление к самоутверждению и саморефлексии у нарциссов выше, чем у людей с иным складом личности. Испытывая постоянную потребность в признании, они часто ведут себя нелогично. А это влечет за собой ряд ошибок. Что, в свою очередь, является идеальной почвой для самобичевания. К нему нарциссы и прибегают, одновременно проявляя жалость к себе.
При ярком акцентировании внимания процесс перерастает в некое театральное действо, при которым окружению демонстрируются мысли нарцисса.
Для коррекции подобной проблемы необходимо грамотно организовать процесс саморефлексии. Это не составит труда. Следует задавать себе по истечении дня все те же вопросы. По мере необходимости список следует дополнить.
Избавиться от наиболее «укоренившихся» нарциссических качеств поможет психолог. К самоконтролю склонны не все, особенно излишне эмоциональные личности, такие как истероиды и нарциссы.
Все перечисленные причины возможно исправить. Это зависит от решимости и стремления к работе над собой.
Что делать, если саморефлексия отсутствует
Процесс саморефлексии свойственен всем, но в разной степени. Это зависит от психотипа, складов личности, различных жизненных приоритетов, общего уровня психического и интеллектуального развития.
Однако встречаются случаи, когда саморефлексия отсутствует. Что является причиной такого феномена и как поступать в данном случае?
Взаимосвязь самопознания с саморефлексией
Самопознание – это познание и анализ индивидом личностных психических и физических аспектов, изучение самого себя. Самопознание берет исток еще с младенчества и развивается в течение всей жизни. Совершенствуется поэтапно соответственно отражению окружающего мира и самопознанию.
Основными этапами процесса являются:
Развитие самопознания находится в тесной связи с саморефлексией индивида, которая благоприятствует совершенствованию личностного самосознания и формированию социально-перцептивного интеллекта.
Саморефлексия в различных профессиональных сферах
Саморефлексия имеет большое значение в формировании и развитии профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в различных сферах деятельности.
Саморефлексия в психологии
В социальной психологии при изучении и анализе коммуникативных проблем и проблем межличностного восприятия весьма распространено понятие «саморефлексии». Она также задействуется в межличностном общении и восприятии.
Социальная психология под саморефлексией подразумевает понимание человеком того, как он воспринимается собеседником. Это уже не просто восприятие партнера, а знание того, как другая личность чувствует своего оппонента. Своего рода феномен зеркального взаимоотображения друг друга. Систематичная репрезентация, сутью которой является символизация внутреннего мира собеседника. Стоит отметить, что в данном внутреннем мире равным образом отпечатывается сущность первого.
Использование саморефлексии в медицине
Саморефлексия способствует развитию терапевтической или консультативной компетентности врачей. Она включает в себя следующие положительные качества:
При глубокомысленном и рассудительном отношении саморефлексия выступает не только в роли инструмента, облегчающего восприятие пациента в рамках обоюдного взаимодействия или клинического подхода к решению его проблем. Она становится практикой «надзора» в понимании и решении ряда трудностей взаимодействия с пациентами в процессе их консультирования.
Саморефлексия в педагогике
Во время работы с ребенком педагог анализирует свои действия на этапе планирования процесса в лице одной из сторон данного взаимодействия. Во время педагогической саморефлексии учитель наблюдает за происходящим с позиции коллег-педагогов и ученика. Также он изучает личную деятельность в свете определенных педагогических ситуаций и технологий, отождествляет себя с сутью педагогического взаимодействия.
Саморефлексия в экономике
Саморефлексия предоставляет возможность индивиду исследовать и анализировать свой внутренний мир, раскрыть скрытый потенциал и обозначить личностные психологические навыки. Неповторимость подобного феномена состоит в том, что посредством саморефлексии человек может принять либо не принять в себе личные психологические характеристики и свойства.
Саморефлексия в экономике трактуется как отражение индивидом самого себя с системой определенных математических знаний при помощи самосознания и самопознания.
Заключение
Саморефлексия помогает человеку совершенствовать свои способности и навыки, давать оценку их эффективности. Главное — формулировать положительный вопрос относительно своих действий. И уже потом оценивать, есть ли более эффективный метод сделать это в будущем.
Саморефлексии присущ не только информативный и движущий аспект касаемо мышления и самоосознавания, но и коммуникативный фактор. Он поддерживает у человека ощущение и понимание себя как личности, находящейся в непрерывном взаимодействии с окружающими, и выполняет созидательную функцию в саморазвития.