самолет с тарелкой на крыше для чего
Круглое крыло
Летающие тарелки существовали на самом деле, просто летали не очень хорошо. Самолет с дискообразным крылом пытались создать почти в каждой стране, где вообще строили летательные аппараты. И дело вовсе не в истории с НЛО и Зоной 51, все началось гораздо раньше.
История круглого крыла
Так как в природе нет ни одной такой птицы, идея использовать круглое в плане крыло появилась позже, чем первые аэропланы. Самым урожайным для сумасшедших идей был период между 30 и 40 годами.
Пионером строения дископланов был американец Чарлз Воут в далеком 1911-м. Поговаривают, что изобретение могло подняться в воздух, хотя глядя на фото и верится с трудом. Зато сразу понятно почему самолет получил прозвище «Летающий Зонтик».
Зонтик. Очень похож
Чрез два года в Великобритании появился свой прототип. Разбился он в первом же полете, но это не остановило Седрика Ли и Джона Ричардса и вторая попытка получила сразу два дискообразных крыла, но и его постигла та же участь. Только третий вариант успешно поднялся в воздух. Но нужно отметить что в обоих крушениях пилот выжил.
В университете Майами по проекту Поля Немета также создали свой круглолет в 1934 году. Правда к самолету почему-то приклеилось название «Зонтик», а не официальное Roundwing. Он мог поднять в воздух двух человек и отличался простотой управления. В случае отказа мотора, должен был безопасно спланировать на землю, благо площадь несущей поверхности позволяла.
«Зонтик» Поля Немета
Чарльз Циммерман в 1942 году построил свой вариант летающего диска (патент на него был получен еще в 33-м, а первые модели изобретатель запускал еще раньше). Его самолет назывался V-173 «Skimmer», что означало «Шумовка» (большая ложка с отверстиями для снятия пены).
«Блинчик» V-173 в полете
Экспериментальный аппарат летал достаточно неплохо, чтобы стать прародителем еще одного эксперимента — XF5U прозванного на этот раз «Летающий Блин» (Flying Pancake).
И в музее. Даже цвет соответствует.
По задумке создателя «Блин» должен был иметь совершенные взлетно-посадочные характеристики и даже зависать в воздухе при необходимости, а потому разрабатывался для флота, в качестве палубного истребителя.
Несмотря на рекордную горизонтальную скорость в 811 км/час, (не подтверждено официально) и феноменально низкую взлетную — 50 км/час (при сильном ветре вообще мог взлетать «с места»), самолет все таки в серию не пошел. Вона закончилась, начиналась эра реактивных истребителей, да и с зависанием ничего толкового так и не вышло.
Не стояли в стороне и немцы. Забавно, что главный энтузиастом, верившим в круглое крыло, был фермер Артур Зак. В 1939 году он участвовал со своей маленькой моделью дископлана в конкурсе, в котором так и не победил. Но, в результате, получил работу в качестве конструктора, а через пять лет явился на свет Sack AS-6, которого пилоты чуть позже нарекли bierdeckel, то есть «Подставка под пиво», потому, что она круглая, а немцы «пивная нация».
Sack AS-6 «Бирдекель»
Испытания выявили большие проблемы с управлением, как раз из-за специфической геометрии. Позади образовывалась область разряжения и элероны просто переставали работать, также не добавлял оптимизма постоянный крен в сторону, который создавался крутящим моментом двигателя и никак не парировался коротеньким крылом.
Летчик-испытатель отказался пилотировать инновационный аппарат пока не сможет им уверенно управлять. А в конце 45-ого авиабазу, где проводили испытания, разбомбила авиация союзников.
Время настоящих тарелок
В пятидесятых в Канаде началась разработка «классической» летающей тарелки — VZ-9 Avrocar. Аппарат поднялся в воздух только в 1959 году. Но поднялся не более чем на полтора метра, выше он становился уже не управляемым.
В теории все было просто замечательно: скорость 2400 км/час, практический потолок 30 километров, вертикальный взлет и посадка….
Инновационной идеей было применение «эффекта чайника» (эффекта Коанда). Часть воздуха от двигателя должна была выводиться на верхнюю часть тарелки, обдувать ее и создавать пониженное давление, аппарат «засасывало» бы вверх.
В реальности Аврокар не мог даже оторваться от земли, на небольшой высоте его стабилизировал экранный эффект, а вот выше поведение становилось непредсказуемым. Скорость же составила около 50 км/ч. Через два года после первого полета, программу свернули.
После просмотра этого видео все становится понятно.
Чуть раньше в СССР также попытались использовать круглое крыло. Можно даже сказать, почти удачно. Удачно, потому что дископлан (и первой и второй версии) Суханова летал. Почти, потому, что это был планер без двигателя, а дальше экспериментов проект не пошел.
Попытки заставить тарелки летать не прекратились до сих пор. Канадец Пол Молер, строит и испытывает дисколеты еще с 70-х годов двадцатого века. В отличие от своих соотечественников из Авро Канада, его диск позиционируется как летающий автомобиль, и отрываться высоко от земли ему не нужно. Планировалось, что в 2008 году такую «машину сможет купить каждый», но пока ни машин, ни самолетов от канадцев на рынок не поступало, хотя сертификат FAA (Федеральной авиационной администрации) был получен.
Проектов летальных аппаратов было намного больше, чем здесь описано. Но все они оказались неудачными, несмотря на хвалебные отзывы о прототипах.
Чем хорошо дискообразное крыло
Выглядит более очень перспективно. Или нет?
Недостатки
Так как мы живем не в идеальном мире, кроме хороших новостей, должны быть и плохие. Вот они:
Возможно, в далеком будущем мы еще увидим и «блюдца», и «блинчики» парящими среди облаков. Но пока для полета в нашем распоряжении имеются более эффективные формы.
Самолет-гриб: секреты нового разведчика А-50у
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Модернизированный А-50 официально заступил на боевое дежурство в рядах отечественных ВВС в феврале 2012 года. Самолет принимал участие в учениях Кавказ-2012, совместных тренировках с военными Белоруссии и Казахстана. За время эксплуатации машина снискала высокую оценку у военных. Хотя на первый взгляд А-50у мало чем отличается от классического А-50, более 30 лет находящегося на вооружении ВВС и получившего прозвища «гриб» или «летающая тарелка» за необычную форму локатора над фюзеляжем самолета.
Военные, подводя итоги первого года эксплуатации модернизированного борта, отметили, что главные изменения произошли во второй кабине самолета — там, где располагается тактическая группа, работающая с данными радиолокационного комплекса.
«На новых деталях все сделано, в итоге повысилась надежность оборудования. Уменьшилась массогабаритная составляющая — было семь больших шкафов с техникой, теперь заменены одним маленьким», — пояснил РИА Новости бортовой инженер-оператор радиолокационной станции Дмитрий Денисов.
По планам Министерства обороны, все самолеты-разведчики А-50, стоящие на вооружении ВВС, должны пройти глубокую модернизацию. Пока же на базе авиационного научно-технического комплекса в Таганроге завершена модернизация второго самолета A-50.
Технических параметров модернизированного секретного оборудования летчики не раскрывают, и говорят, дистанция обнаружения противника увеличилась в несколько раз. Современная электроника позволяет отслеживать перемещение сотен воздушных целей и наводить на них несколько десятков истребителей. Система работает и в автоматическом режиме.
«Наведение истребителя может выполняться на воздушную цель автоматизировано, то есть команды в эфир офицер боевого управления выдавать не будет, они автоматизировано могут приходить на борт истребителя», — рассказал Начальник группы боевого управления Виктор Баскаков.
По планам Минобороны, все самолеты-разведчики А-50, находящиеся на вооружении ВВС, должны пройти глубокую модернизацию. Пока же на базе авиационного научно-технического комплекса в Таганроге завершена модернизация второго самолета A-50.
Топ 10: Футуристические воздушные судна, которые скоро войдут в обиход
В футуристических технологиях есть что-то романтичное. Мы живём в эру, когда технология, датирующаяся всего несколькими годами, устаревает благодаря новым открытиям, и всё же нам есть ещё чего ожидать. Всего сто лет назад идея управляемого полёта была мечтой, волнующей умы учёных, а сейчас у нас есть робот на Марсе, который лазерами разрушает камни.
Настолько ли маловероятно то, что в ближайшем будущем мы будем летать на летающих тарелках или вырываться в отпуск в космос? Разработчики этих футуристических воздушных судов так не считают. Некоторые из них находятся на стадии концепта, а другие уже прошли тестовые испытания и ждут своей очереди на массовый выпуск, но все они одинаково невероятны.
10. Прозрачный самолёт Airbus
Ориентировочно планируемый на 2050 год прозрачный самолёт Airbus планирует изменить не столько механику полёта, сколько ощущения от него. Всё воздушное судно прозрачно, что для многих будет достаточно страшно, но для любителей скайдайвинга это будет чем-то опьяняющим. Пассажиры выполняют посадку в самолёт, кладя свою руку на прозрачную дверь, которая является также биометрическим сканером, а сидения будут самоподстраиваться под тело пассажира.
Сидения также будут впитывать тепло тела пассажиров, и преобразовывать их в энергию, помогающую подпитывать самолёт. Таким образом, это единственный способ, когда боязнь полёта на самом деле поможет предотвратить крушение. И наконец, прозрачные потолки позволят откинуться в кресле и, по словам Чарльза Чэмпиона (Charles Champion), главы инженерного отдела Airbus, «наслаждаться панорамой пока вы летите». Всю презентацию можно увидеть в видео ниже.
9. Летающая тарелка «Зелёных авиалиний»
Летающая тарелка – образец совершенства из научной фантастики, это то, что многие из нас не ожидали увидеть в жизни, но это не останавливает авиаконструкторов от создания концептов того, как мы могли бы их вскоре построить. Этнел Страатсма (Etnel Straatsma), работающий в Делфтском техническом университете (Delft University of Technology), экспериментирует над созданием новых способов постройки воздушных суден, которые были бы более экологически чистыми. Его задачей в идеале является сократить выброс углерода на 50% по сравнению с типичными коммерческими воздушными суднами.
Один из его проектов – это летающая тарелка «Зелёных авиалиний», концепт, выглядящий настолько же футуристично, как и его название. Проект Страатсма всё ещё только на стадии чертежей, но Субрата Рой (Subrata Roy), преподаватель авиакосмической техники в университете Флориды, утверждает, что у него уже есть рабочая модель, которая будет готова в 2013 года. Да, рабочая модель летающей тарелки. Она приводится в действие при помощи электродов на её поверхности, которые ионизируют окружающий воздух, что притягивает негативные электроны из атмосферных газов и создаёт тем самым плазму. Маневрирует тарелка при помощи изменения разности в давлениях между плазмой и воздухом, что даёт возможность ей лететь вперёд или назад.
8. Скайлон – орбитальный самолёт
Современные космические корабли следуют уже узнаваемому формату: массивные ракетные двигатели используются при взлёте, после чего отсоединяются от корабля. После этого, при достижении внешних слоёв атмосферы, где сила гравитации уже не так сильна, в ход вступают меньшие двигатели. Это проверенная и рабочая система, но далеко не самая эффективная. Из-за этого исследователи уделяют большее внимание на многоразовые транспортные космические корабли – космические корабли, которые больше похожи на обычные воздушные судна, нежели на привычные космические корабли, используемые на протяжении многих лет.
Перед вами Скайлон – космолёт многоразового использования, который сможет совершить около 200 взлётов и возвращений в атмосферу, и который почти готов к постройке. Проект судна, который был на 90% финансирован частными корпорациями, использует одиночный многоцелевой двигатель для обеих стадий полёта. В атмосфере он будет использовать кислород из воздуха, как и обычные воздушно-реактивные двигатели, а в вакууме космоса двигатель переключится на использование топлива на борту корабля – этот проект позволит сэкономить пространство, вес (что очень важно в случае космических кораблей) и деньги.
7. X-51A-Волнолёт, способный поддерживать скорость Мах-6
Для сравнения пассажиры, пересекающие Атлантический океан на пароходах в начале 20-го века, проводили на борту корабля как минимум 3 дня. Современные воздушные судна преодолевают это расстояние примерно за 7-8 часов. А X-51A Волнолёт с одного берега Атлантического океана до другого долетит меньше чем за час. X-51, разработанный Боингом, развивает скорость Мах-6, или проще говоря около 6 тысяч километров в час. Недавно волнолёт установил рекорд по длительному полёту на скорости более 5 М, или в пять раз больше скорости звука.
Волнолёт может лететь на гиперзвуковой скорости 5+ М как минимум 300 секунд, что позволяет самолёту (или ракетам, построенным по этой технологии) долететь до любой точки в радиусе 700 километров за то время, которое вы читали этот пункт.
На данный момент Волнолёт, названный так из-за того, что он летит по своим же ударным волнам, прошёл три официальных испытания, с достаточно хорошими результатами.
6. Аэроскрафт – дирижабль/самолёт
С момента крушения Гиндербурга в 1937 году мир забыл о дирижаблях, но судя по всему, они могут вернуться с развитием желания построить более экологически чистые и топливосберегающие средства передвижения, правда, на этот раз без использования водорода. Лидером в возвращении дирижаблей на данный момент является Аэроскрафт, разрабатываемый компанией «Worldwide Aeros Corporation». Дирижабль весит 400 тонн и по размерам занимает чуть больше 0,4 га. Его подъёмная сила обеспечивается комбинацией гелия и реактивных двигателей, которые используются во время взлёта и посадки.
В проекте также используется внутренняя система балласта, чтобы поддерживать подъёмную силу, когда на дирижабль загружаются или выгружаются грузы. В обычном полужёстком дирижабле грузы являются частью балласта, так что когда что-либо выгружается, воздушное судно моментально становится легче и может оторваться от земли. В Аэроскрафте используется сжатый гелий и воздушно-реактивные двигатели, направленные вниз, для того, чтобы стабилизировать воздушное судно, несмотря на любые изменения в его нагрузке.
Хотя Аэроскрафт может использоваться для перевозки грузов и пассажирских перевозок, компания больше заинтересована в заключении контракта с Пентагоном и использовании дирижабля для воздушной разведки. Наделив Аэроскрафт необходимым оборудованием, он мог бы висеть в воздухе над какой-либо территории днями и предоставлять разведданные о всём происходящем на этой территории.
5. Концептуальное судно QUEIA 2058
Аэродинамика может полностью измениться благодаря QUEIA 2058 – концептуальному воздушному судну, разработанному студентами университета Майами для соревнования по аэронавтике НАСА 2008 года. QUEIA, расшифровывающееся как «Тихий сверхэффективный комплексный летательный аппарат», является видением того, как могут выглядеть самолёты в 2058 году. В этом концепте студенты отказались от хвоста, который обычно используется для стабильности, и используют двигатели, встроенные в фюзеляж самолёта.
Революционным нововведением этого концепта является то, что тут нет двигающихся частей. Большинство самолётов сходны в том, что в них используются элероны – небольшие органы управления, расположенные на задней части крыльев, которые управляют углом крена самолёта. Если поднять один из элеронов, то та часть самолёта опустится из-за уменьшения подъёмной силы. В QUEIA от этого отказались, выбрав более эффективный метод управления креном, обосновав своё решение тем, что двигающиеся части обычно сокращают срок эксплуатации машины.
Хотя этот концепт, скорее всего никогда не будет воплощён в жизнь, команда студентов, создавших его, могут достичь хороших высот в карьере аэронавтики, а один из членов уже получил приглашение пройти стажировку в научно-исследовательском центре Наса в Лэнгли, Вирджиния.
4. Воздушный городской транспорт Маглев
Это ещё один проект, находящийся на стадии концепта, но даже сейчас видна его перспективность в городском транспорте на короткие дистанции. Маглев Эйр, разработанный командой из трёх человек – Джорджем Милдом (Georg Milde), Денисом Орсом (Denis Ors) и Леони Лавницак (Leonie Lawniczak), является системой, в которой скомбинированы самолёт и челнок, и которая может быть использована для того, чтобы запускать небольшие воздушные судна при помощи челнока на магнитной подушке.
Челнок двигается по заземлённым рельсам и разгоняется достаточно быстро, чтобы запустить в воздух небольшой самолёт, примерно как в случае запуска летательных аппаратов с авианосцев, или как рука, запускающая бумажный самолётик. Как только Маглев взлетает, он начинает использовать свой гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для дальнейшего полёта. Систему можно было бы использовать в городских условиях для быстрого перемещения между двумя точками, или в качестве челнока, соединяющего аэропорты. Он подходит для таких целей из-за того, что магнитная система запуска снижает звуковое загрязнение.
3. Гибридное воздушное судно SkyTug компании «Lockheed Martin»
Это гибридное воздушное судно, разработанное компанией «Lockheed Martin», способно, как и Аэроскрафт, взлетать вертикально, а затем использовать пропеллеры, направленные назад, для приведения судна в движение. Уникальное в этом проекте то, что аэродинамически судно разработано таким образом, что при движении вперёд оно обеспечивает дополнительную подъёмную силу, как крыло самолёта. Крылья обладают таким искривлением, что когда воздух проходит мимо них, сверху он движется быстрее, благодаря чему под крылом давление воздуха больше, чем над крылом, что, по сути, толкает крыло наверх. SkyTug и его предшественник P-791 используют тот же принцип, но применяют его ко всему своему выпуклому корпусу.
Другой уникальной способностью SkyTug является то, что на поверхности он может парить на воздушной подушке и передвигаться без того, чтобы дотрагиваться до поверхности (как и другие транспортные средства на воздушной подушке), а значит, это позволит ему «приземляться» на каменистых или опасных участках и даже на воде.
2. DiscRotor DARPA/Боинг
Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США, по-видимому, стоит за всем, где встречается какая-нибудь новая технология, и воздухоплавание не исключение. Если в других пунктах мы в основном видели самолёты или воздушные судна с неизменяемой геометрией крыла, то этот пункт больше похож на футуристический вертолёт. DiscRotor, разработанный совместными усилиями DARPA и Боинг, будет отрываться от земли и приземляться при помощи вращающихся лопастей, как и вертолёт. Однако в воздухе лопасти втянутся в большой диск на верхушке воздушного судна, и воздушно-реактивные двигатели по бокам будут двигать его вперёд, а сам диск будет выступать в качестве крыльев.
Этот гибридный проект позволит вертикальный взлёт и посадку, а также даст возможность развивать высокую скорость в воздухе, которую обычные вертолёты достичь не могут.
1. Символ А5
Какими невероятными нам не представлялись бы будущие возможности воздухоплавания, есть шанс, что некоторые из этих пунктов не будут произведены. Поэтому перед вами футуристическое воздушное судно, которое готовится к серийному производству к середине 2013 года: Символ А5 – самолёт-амфибия, рассчитанный на двух пассажиров, со складывающимися крыльями и кабиной, похожей на интерьер внедорожник.
Самолёт продвигается как игрушка для богачей, а его цена в 139 тысяч долларов даже меньше чем цена Porsche 911 Turbo (хотя парашюты стоят дополнительных денег). Это, пожалуй, эволюционное направление мифического летающего автомобиля, который нам пророчит научная фантастика. С несколькими колёсами А5 мог бы приземляться на дорогу, а автоматические крылья сложатся в его корпус, так что достаточно всего лишь въехать в нём в свой гараж.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Сегодня мы посмотрим на «летающие грибы», узнаем как они работают и заглянем внутрь такой машины.
Для начала стоит сказать, зачем вообще создали подобные самолеты. С появлением радиолокаторов встал вопрос установки такого оборудования на самолеты. Сделали это британцы в 1941 году для обнаружения ночных немецких бомбардировщиков.
Британский Веллингтон. Еще не гриб, но уже антенна
В последующем развитии форма обтекателя антенны менялась: то «подбородок», то башенка как у подводной лодки, то боковые огромные выпуклости. Облик современных самолетов ДРЛО выглядит унифицированным (прямо как автомобили).
А-50.
Вращение антенны дает круговой обзор, средняя скорость вращения 4-6 оборотов в минуту
В целом, экипажи остались довольны. Новое оборудование легче и компактнее, что позволяет брать больше топлива. Сравните хотя бы рабочие места:
На борту, кстати, 15 человек: 5 членов экипажа и 10 человек для работы с радиотехническим комплексом (РТК).
Тарелка тоже вращается, в диаметре составляет чуть больше 9 метров. Наибольшая толщина обтекателей у А50 и Е-3 колеблется в районе 2 метров. В целом, машины хорошие и идентичны друг другу. Вот так выглядит рабочее место в американском самолете:
Грумман Е-2 Хоукай
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.