самолет ryanair что случилось
Посадивший самолет с Протасевичем диспетчер покинул Белоруссию вместе с семьей
Диспетчер минского аэропорта, направивший самолет Ryanair с Романом Протасевичем на борту к экстренной посадке в национальном аэропорту, покинул Белоруссию вместе с семьей. Об этом сообщила «Наша Ніва» со ссылкой на источник в «Белаэронавигации».
Отмечается, что Олег Галегов ушел в отпуск в конце июня, однако в июле в положенное время на работу не вернулся. В «Белаэронавигации» сообщили, что до диспетчера не смогли дозвониться, но якобы знают, что он сейчас живет у тещи.
Материалы по теме
«Он невероятно умелый манипулятор».
«Для Москвы это стало сюрпризом».
Коллеги Галегова добавили, что он также удалил аккаунты в социальных сетях. По предварительным данным, диспетчер мог уехать на родину в Грузию, откуда и приехал в Белоруссию. В «Белаэронавигации» он работал с 2010 года.
Инцидент с самолетом Ryanair
23 мая самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку в Минске после сообщений о минировании. Для сопровождения самолета был поднят истребитель МиГ-29. Сразу после приземления белорусские силовики задержали находившегося на борту создателя и главного редактора Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и его подругу, россиянку Софию Сапегу.
Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ, и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобные методы
Причина задержания Протасевича
Главного редактора Telegram-канала NEXTA и Сапегу обвинили в нарушении порядка и организации массовых мероприятий после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года. Из-за этого инцидента резко обострились отношения Белоруссии с западными странами, в частности с Литвой.
3 июня белорусский государственный канал ОНТ показал интервью с Протасевичем, где он сделал ряд громких признаний. В частности, он взял на себя ответственность за организацию протестов в Белоруссии и назвал имена своих сторонников, рассказал о подготовке силового захвата власти, а также о том, что NEXTA финансируется российским олигархом, а штаб лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской — литовскими бизнесменами.
Призывы, которые я опубликовал, поспособствовали тому, что на улицах начались беспорядки и Минск три дня жил в состоянии хаоса
Реакция мира
Спикер Рийгикогу (парламент Эстонии) Юри Ратас на встрече с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской назвал принудительную посадку самолета Ryanair в Минске «террористическим актом».
Верховная Рада Украины в свою очередь заявила, что действия властей Белоруссии являются угрозой международной безопасности и обратился к Международной организации гражданской авиации немедленно запустить расследование «с соответствующими последствиями» для всех причастных лиц.
По словам президента России, у него нет оснований не верить белорусскому лидеру.
Объяснение Ryanair
Глава Ryanair Майкл О’Лири заявил, что пилот был вынужден посадить самолет, так как «не мог поступить иначе» по причине того, что появилась угроза взрыва. Он добавил, что у летчика не было выбора, так как в диспетчерской службе белорусского аэропорта зафиксировали красный, то есть максимальный, уровень угрозы. Белорусские власти подали ему сигнал об угрозе взрыва.
Диспетчерская служба аэропорта в Минске подтвердила, что речь идет о красном уровне угрозы. Таким образом, он не мог поступить иначе
Последствия
Семь стран Европы присоединились к декларации Совета Евросоюза, предписывающей блокировать небо для белорусских самолетов. Среди них — Сербия, Северная Македония, Черногория, Албания, Норвегия, Лихтенштейн и Исландия.
Россия обещала помочь Белоруссии. При этом эксперты неоднократно указывали на то, какой ущерб Москва терпит от подобной помощи. В частности, программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев отмечал, что это в первую очередь вредит российской экономике.
Белоруссию назвали «воздушным пиратом» и решили закрыть ее небо. Это ударит по авиакомпаниям
Принудительная посадка самолета Ryanair в Минске привела к протесту европейских стран и отказу Литвы от полетов над Белоруссией. В мировой практике подобные «вынужденные посадки» случались и прежде. «360» разбирался, насколько это законно, безопасно и может ли поставить под угрозу авиасообщение с Белоруссией.
Приземление Ryanair
В Белоруссии задержали основателя признанного экстремистским Telegram-канала Nexta Романа Протасевича. Он находился на борту самолета, который направлялся из Афин в Вильнюс. Когда судно пролетало над Белоруссией, пилотам поступило сообщение от белорусской диспетчерской службы о возможном минировании.
Практически у границы с Литвой пришла команда посадить борт в Минске. На белорусской территории самолет сопровождал истребитель ВВС страны. После посадки пассажиры прошли повторный досмотр, а саперы проверили борт и установили, что угроза не подтвердилась. Оппозиционера арестовали.
Сикорский уточнил, что в сообщении были выдвинуты политические требования, связанные с обострением ситуации в секторе Газа. Он подчеркнул, что Белоруссия готова предоставить всю объективную информацию об инциденте с бортом Ryanair.
«Мы обращаемся к Международной ассоциации воздушного транспорта, Европейскому агентству по безопасности, представителям заинтересованных авиационных администраций принять участие в беспристрастном расследовании произошедшего события», — добавил он.
Сикорский обратил внимание, что белорусские власти, в частности, приглашают Литву вместе разобраться в этой ситуации.
«Если есть заинтересованность у авиавластей Литвы и специалистов по авиабезопасности принять наше предложение, мы их приглашаем для этого прибыть в Минск», — сказал он.
Руководство латвийской авиакомпании AirBaltic решило больше не летать над Белоруссией. Литва призвала Евросоюз закрыть воздушное пространство Белоруссии, а МИД ФРГ пригрозил последствиями со стороны ЕС из-за принуждения к посадке гражданского самолета и призвал отпустить Протасевича.
Сажать на ближайший аэродром
Событие вызвало большой резонанс. Обсуждают все: личность самого Протасевича, политику главы Белоруссии, возможные меры и санкции, которые могут применить к стране. Не осталось в стороне и обсуждение действий экипажа, который довольно покорно приземлился на заданном аэродроме.
Пилот «Аэрофлота», командир аэробуса А-320 Андрей Литвинов на своей странице в Twitter рассказал, что бы сделал на месте командира, судно которого «минируют», а потом перехватывает истребитель. Пилот отметил, что в такой ситуации главная задача — спасение самолета и пассажиров. Если есть сигнал о минировании, то командир принимает решение о срочной посадке на ближайшем аэродроме.
По словам Литвинова, в данном случае место для посадки в два раза ближе Минска было в Литве. Далее командир должен сообщить о своем решении диспетчеру. Если его принуждают к иным действиям, пилот включает сигнал бедствия и докладывает на аварийной частоте о нападении на воздушное судно.
«Настаиваю на посадке на том аэродроме, на который было принято решение исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома, минимума и т. д. Если возникает реальная угроза, то следую за истребителем, но на земле требую консула и СМИ. Отказываюсь от дальнейшего выполнения задания в связи со стрессовой ситуацией и еду в гостиницу», — написал в Twitter Литвинов.
Опасно или не очень
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов пояснил «360», что по всем международным нормам экипаж не имеет права игнорировать сообщение о чрезвычайной ситуации на борту. Экстренную посадку нельзя назвать безопасным маневром, но профессионалу он под силу.
«Да, перестроиться, перенастроить автоматику — на это нужно время. Но если пилот достаточно подготовленный и опытный, то проблем быть не должно. Особенно если он знает аэродром, на котором нужно совершить посадку. У меня был подобный опыт: на рейсе Токио — Москва пассажиру стало плохо, и я сел в Новом Уренгое», — рассказал Романов.
Иного мнения придерживается заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. Он выразил уверенность, что ситуацию, когда самолет летит неподготовленным маршрутом, да еще и в сопровождении истребителя, можно назвать опасной и для пассажиров, и для самого воздушного судна.
«Это международный акт пиратства. Трудно игнорировать требования приземлиться, когда рядом истребитель в воздухе. Американцы то же самое делали, когда у нас остался Сноуден. Из России летел борт президента Боливии Эво Моралеса. Его также посадили в Европе — просто выгнали президента и осмотрели самолет», — напомнил Дрозденко.
Мировое пиратство
И это не единичный случай, когда мировые державы позволяли себе сажать тот или иной борт. Кандидат политических наук Сергей Марков в разговоре с «360» напомнил случай, когда украинские власти без объяснения причин подняли в воздух истребители и заставили сесть самолет «Белавиа» под угрозой расстрела.
Так Украина пыталась заполучить некую флешку, которую, по мнению силовиков, вез оппозиционер, несогласный с методами действующей власти. Цифровой носитель с возможной угрозой национальной безопасности государства (так потом поясняли свои действия силовики) не нашли, а вот более ста пассажиров не смогли вовремя прилететь в Минск.
Тогда, в 2016 году, мировая общественность не увидела в действиях Украины ничего особенного. Никто не призывал закрывать небо или вводить санкции. Как, впрочем, и в случае с посадкой в Австрии самолета президента Боливии.
Небо под замком
Сейчас европейские страны готовят или уже вводят ограничения для авиасообщения с Белоруссией.
«Закрытие неба чревато прежде всего тем, что будет нарушено авиасообщение Минска со всеми остальными городами мира, кроме тех, кто откажется присоединиться к этому запрету. Я думаю, что Международная организация гражданской авиации не захочет принимать это решение. Категорически будут против Китай и Россия, скептично отнесутся и другие страны, независимые от США», — предположил Сергей Марков.
По мнению политолога, решение о прекращении полетов могут принять конкретные национальные организации авиаперевозчиков. То есть из Минска нельзя будет летать в Евросоюз, США и в страны, которые являются их союзниками. Но закрытое небо — это неэффективный способ давления, учитывая мощных союзников Белоруссии, которые всегда окажут поддержку стране.
«Что касается авиакомпаний, то они сделают все, чтобы такого запрета не было. Потому что они прекрасно понимают — власти Белоруссии никакой угрозы авиасообщению не несут, и даже если такое повторится, то ничего страшного не произойдет. А вот [при ограничении] потери будут большие, придется проводить другие маршруты, чтобы обогнуть страну», — сказал эксперт.
Он отметил, что по большому счету все понимают — уровень агрессивности того же киевского режима на порядок выше белорусских властей. Так что это чисто политическое преследование, никак не связанное с безопасностью, и авиакомпании сделают все, чтобы спокойно продолжать летать над Белоруссией.
«А вот национальные ассоциации могут запретить своим авиакомпаниям летать над, в и из Белоруссии. Но сейчас между Минском и Москвой пустили „Ласточку“. Значит, будут летать через Москву», — заключил Сергей Марков.
Полиция раскрыла детали о решении пилотов Ryanair сажать самолет в Минске
Решение о посадке летевшего из Афин в Вильнюс самолета Ryanair в Минске 23 мая было принято после переговоров экипажа с авиакомпанией. Об этом со ссылкой на данные полиции Литвы, сообщает «Интерфакс».
Там добавили, что возбуждено уголовное дело об угоне самолета и похищении. Агентство не уточняет, от кого именно была получена эта информация.
«Правоохранители утверждают, что решение о смене направления на Минск капитан самолета, выполнявшего рейс Афины — Вильнюс, принял, посовещавшись с руководством Ryanair», — говорится в материале.
Начальник Бюро криминальной полиции Литвы Роландас Кишкис заявил, что опрос членов экипажа уже прошел.
«Сейчас в аэропорту проводится осмотр самолета, который, вероятно, затянется до вечера. Мы опросили уже несколько десятков человек, летевших самолетом, в том числе и членов экипажа», — сказал журналистам в понедельник начальник Бюро криминальной полиции Литвы Роландас Кишкис.
Авиакомпания Ryanair осудила вынужденную посадку своего самолета в Минске, но отказалась сообщить подробности.
«Ryanair осуждает незаконные действия белорусских властей, которые вчера (23 мая) перенаправили рейс FR4978 Ryanair в Минск, что явилось актом авиационного пиратства. Сейчас этим занимаются службы безопасности ЕС и НАТО. Ryanair полностью сотрудничает с ними, и мы не можем давать дальнейшие комментарии по соображениям безопасности», — ответили на запрос РБК в авиакомпании.
Самолет авиакомпании Ryanair, следовавший рейсом из Афин в Вильнюс, совершил вынужденную посадку в Минске 23 мая. Он пролетал над территорией Белоруссии, когда экипаж получил сообщение о заложенной на борту бомбе. Власти Белоруссии подняли в воздух самолет МиГ-29, который сопровождал авиалайнер при посадке.
В самолете Ryanair находились в том числе бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич и его девушка. Проверка безопасности в аэропорту Минска не выявила в самолете ничего подозрительного, и спустя пять часов ему разрешили продолжить полет. Следственный комитет Белоруссии возбудил уголовное дело из-за ложного сообщения о бомбе по ч. 1 ст. 340 УК.
Однако Протасевича и его девушку задержали, ему грозит тюремный срок в Белоруссии.
Страны ЕС и США резко отреагировали на инцидент в Минске и осудили действия белорусских властей. В Литве и Польше заведены уголовные дела, лидеры многих стран призвали ужесточить санкции против Белоруссии и даже закрыть воздушное пространство страны для полетов пассажирских лайнеров.
Глава Ryanair Майкл О’Лири заявил, что на борту самолета могли находиться сотрудники КГБ Белоруссии. «Похоже, власти намеревались снять с рейса журналиста и его попутчика… Мы полагаем, что в аэропорту также сошли с рейса некоторые агенты КГБ», — сказал О’Лири.
Глава Ryanair также добавил, что считает инцидент с самолетом «поддерживаемым государством угоном». Ситуация была, по его словам, «очень пугающей» для пассажиров и членов экипажа, так как людей держали под вооруженной охраной, а их багаж подвергся обыску.
«По сути, никакого инцидента не было». Пассажиры рейса Ryanair рассказывают, что было на борту
В вильнюсском аэропорту пассажиров борта Ryanair встречали десятки журналистов, белорусов, которые живут в Вильнюсе, и официальных лиц. Среди них премьер-министр Литвы Ингрила Шимоните, а также посол Германии в Литве. После приземления некоторые пассажиры рассказали о том, что происходило в полете и в Минске.
— По сути, никакого инцидента не было. Пилот резко изменил маршрут. Обещал рассказать попозже, но так и не рассказал. Мы при посадке видели, что стоят пожарные машины, полицейские, около 50 должностных лиц, служебные собаки и так далее. Приехало очень много людей, непонятно, чего они хотели, — говорит литовец Мантос, передает delfi.lt. — По движению самолета все поняли, что либо какая-то неисправность на борту, но пилот нас не информировал, либо что-то механически повредилось и по техническим причинам мы должны приземлиться в Минске, все.
Он сказал, что истребителя не было видно, «возможно он был выше, но по движениям пилота, речи, было понятно волнение.
— Мы видели задержание, он [Протасевич] стоял рядом, [должностные лица] имитировали, что собаки что-то нашли в его сумке. Была всеобщая проверка, всех высадили, я сложил свой багаж, собаки подходили, проверяли багаж каждого из пассажиров, и, конечно, они «нашли» что-то в багаже одного человека, неясно что, может, какие-то грязные носки. Затем завели за автобус, мужчину увезли в автобусе вместе с омоновцем или полицейским, — рассказал Мантос. — Когда приземлились, подъехали три пожарные машины, пятьдесят человек, омоновцы, неясно, какие службы, в принципе, было ясно, что было режиссировано.
Мантос также отметил, что видел Романа Протасевича, который попытался передать свой компьютер, телефон.
— Реально мы видели, что он встал в самолете, передал вещи подруге, которая там была, возможно, совершил ошибку, следовало передать кому-то из пассажиров, мне или другим пассажирам, а он передал подруге, которую также, скорее всего, арестовали, поскольку после этого мы ее не видели, — рассказал мужчина.
ЧП с самолетом Ryanair в Минске, задержан Роман Протасевич — последние новости
— Разговаривая с людьми, мы увидели: когда он узнал, что это Минск, то начал лэптоп свой забирать, все. В автобусе он снял маску и начал говорить: «Это все из-за меня, меня забирают», — рассказал еще один из пассажиров. — Рядом был человек, который забирал его.
— Романа Протасевича начало трясти, как только он увидел, что самолет разворачивается и не летит в Вильнюс, — передает слова пассажиров журналист Delfi. — Многие пассажиры жаловались, что их раздевали чуть ли не догола и встречали «советским» сервисом.
Одна из пассажирок борта Афины — Вильнюс выложила в Instagram видео из самолета. Она написала, что слышала диалог Романа Протасевича с членами экипажа.
«Роман говорил: „Не делайте это. Они убьют меня, я беженец“, — написала она в сторис. — На что сотрудники ответили: „Мы должны, у нас нет выбора, это международные соглашения Ryanair“».
После того как самолет прилетел в Вильнюс, на его борт поднялась премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните. Она обратилась к пассажирам по громкой связи:
— Я очень рада, что самолет наконец приземлился в аэропорту Вильнюса, очень сочувствую всему, что вам пришлось пережить для того, чтобы вернуться, это беспрецедентный случай, и такое терпеть нельзя…
От себя я очень прошу, чтобы вы соблюдали спокойствие, мы сделаем все, чтобы вы как можно быстрее добрались домой. Но всех вас уже сегодня могут потревожить инспекторы полиции и задать несколько вопросов. Мы все понимаем, как вы себя чувствуете, ценим ваше время и хотим, чтобы вы поскорее добрались домой…
Напомним, ранее delfi.lt поговорили с одним из пассажиров рейса Афины — Вильнюс, тот сообщил, что Роман Протасевич успел сказать: «Мне грозит смертная казнь».
— Было много слухов. После внезапного маневра самолета один парень запаниковал, взялся за голову. Только тогда мы поняли почему. Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился. Только когда парень узнал, что мы приземляемся, опешил. Нас всех четверых вывели, собаки все обнюхали. Этого парнишку отвели в сторону и вытряхнули все его вещи. Мы спросили его, что происходит. Он сказал, кто он такой, и добавил: «Здесь меня ждет смертная казнь». Он был уже спокойнее, но дрожал. Рядом с ним все время стоял сотрудник органов, и вскоре они просто вывели его, — рассказал изданию мужчина, наблюдавший события вблизи.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Почему самолет Ryanair был вынужден сесть в Минске и что будет дальше?
Автор фото, EPA/STRINGER
Литва, куда направлялся самолет из Афин, с 25 мая запретила авиасообщение с Беларусью
Гендиректор Ryanair Майкл О’Лири в интервью радиостанции Newstalk назвал вынужденную посадку в Минске лайнера, который летел 23 мая из Афин в Вильнюс, «государственным угоном самолета». Борт был направлен в минский аэропорт из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось.
Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По мнению О’Лири, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.
Би-би-си отвечает на основные вопросы о том, как самолет, который летел из Афин в Вильнюс, оказался на земле в Минске и какие последствия может иметь эта вынужденная посадка.
Как экипаж получил сигнал о минировании? Кто его дал?
Авиакомпания Ryanair вечером 23 мая заявила, что указание посадить самолет в Минске дали белорусские диспетчеры.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Другой отрезок опубликовал канал ОНТ. По его данным, о минировании самолета сообщил белорусским властям командир экипажа, и именно пилоты Ryanair запросили посадку в Минске «согласно существующим международным инструкциям». Однако в записи разговора, который приводит канал, именно служба безопасности аэропорта сообщает, что «получила информацию по e-mail».
Правда ли, что самолет пытался уйти от преследования истребителей?
Точный ответ на этот вопрос дать сложно.
Командующий ВВС Белоруссии Игорь Голуб в свою очередь заявил на брифинге, что лайнер никто не принуждал к посадке и что дежурный экипаж истребителя МиГ-29 взлетел только через 17 минут после того, как поступил сигнал о возможном минировании рейса.
В каких случаях государство имеет право перехватывать и сажать гражданские суда? Как это регулируется?
Ситуация возникновения угрозы на борту воздушного судна регулируется, в частности, Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации. В 1984 году она была дополнена специальной статьей 3 bis, посвященной перехвату. По ней в случае перехвата жизнь находящихся на борту людей и безопасность воздушного суда не должны подвергаться опасности.
При этом государство имеет право требовать посадки самолета в конкретном аэропорту, если воздушное судно «совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями конвенции».
Как сказал Би-би-си доцент департамента международного права Высшей школы экономики Глеб Богуш, если что-то произошло на борту судна, то уголовная юрисдикция принадлежит государству, в котором зарегистрирована авиакомпания.
По Чикагской конвенции перехвата гражданских воздушных судов следует избегать и предпринимать его только в качестве крайней меры.
Таким образом, у пилота в данном случае выбора не было, он был обязан подчиниться диспетчерам белорусской воздушной зоны и сесть там, где ему сказали, говорит Богуш. Но белорусские власти международное право безусловно нарушили, считает он: «Версия об угрозе, например, не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолет».
Монреальская конвенция регулирует борьбу с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Впрочем, Беларусь присоединилась к ней с оговоркой, согласно которой она не признает юрисдикцию международного суда на разрешение споров, связанных с этой конвенций, отметил Дегтярев.
Есть еще Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, говорит он, но она касается непосредственно угона самолета и вряд ли может здесь быть использована.
Пассажиры, политики и Дмитрий Песков. Что говорят о задержании Протасевича
Были ли в практике авиасообщений случаи, когда заставляли сесть самолет, на борту которого был разыскиваемый человек?
Ситуацию с самолетом Ryanair можно назвать беспрецедентной, сказал Би-би-си Лукашевич.
В связи со случившимся сейчас вспоминают инцидент 2013 года. Тогда несколько европейских стран заблокировали использование своего воздушного пространства боливийским государственным самолетом Эво Моралеса из-за подозрений в том, что на нем находился Эдвард Сноуден, который слил файлы разведки США. Хотя правительственные самолеты не подпадают под действие соответствующих конвенций, страны извинились, когда самолет приземлился в Вене и оказалось, что Сноудена на борту не было.
Однако были и случаи, когда пассажирские самолеты сажали ради задержания пассажира. Так, в октябре 2016 года самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел в Минск из киевского аэропорта Жуляны, однако вскоре был вынужден вернуться в аэропорт вылета. По данным ТАСС, за 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру корабля поступило указание от диспетчера немедленно возвращаться в «Жуляны» без объяснения причин.
По информации «Белавиа», командиру корабля сообщили, что «в случае невыполнения команды, в воздух будут подняты истребители». В Службе безопасности Украины эту информацию позднее отвергали, боевые самолеты в итоге использованы не были.
Президент Украины Петр Порошенко тогда в телефонном разговоре с белорусским президентом Александром Лукашенко извинился за произошедший инцидент.
Как можно привлечь Беларусь к ответственности?
Эффективных механизмов привлечения государства к ответственности за нарушение Чикагской конвенции нет, считает Богуш. Сначала нужно пройти многоступенчатую процедуру разрешения споров в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и только она может потенциально закончиться в международном суде ООН в Гааге.
Белорусские власти, по его словам, формально могут ссылаться на то, что информация об угрозе самолёту поступила, они должны были проверить пассажиров и среди них «случайно» оказался обвиняемый в серьёзных преступлениях гражданин Беларуси.
В свою очередь Богуш полагает, что если государство, где зарегистрировано воздушное судно, докажет в ИКАО, что самолет был перехвачен не в целях конвенции, оно может поставить вопрос о компенсации.
Поможет ли международное право Протасевичу
Лидеры Евросоюза в своих заявлениях отдельно требуют освободить Протасевича. Белорусские силовики говорят, что задержали гражданина Беларуси на ее территории.
Очевидно, что цель этой операции была связана именно с задачей захватить Протасевича, полагает он: «Безусловно, белорусский режим нарушает права своих граждан, но нет никакого международного юрисдикционного органа, который может вмешаться».
По мнению Богуша, в целом ситуация с Протасевичем юридически ничем не отличается от похищений, убийств и репрессий в отношении большого числа граждан Беларуси. Международное право позволяет государствам в порядке универсальной юрисдикции возбуждать дела о преступлениях против человечности, даже создавать трибуналы, но вряд ли кто-нибудь будет это делать.
Вечером 24 мая Великобритания первой ввела запрет на полеты в страну белорусской авиакомпании «Белавиа» и рекомендовала британским авиакомпаниям избегать воздушного пространства Беларуси.
Президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству проработать прекращение прямого авиасообщения с Беларусью, сообщила пресс-служба главы государства.
Поздно вечером 24 мая саммит ЕС принял решение запретить белорусским компаниям летать в Евросоюз. Также лидеры стран ЕС призвали европейских перевозчиков отказаться от полетов в Беларусь.
До этого агентство Блумберг сообщало, что Евросоюз обсуждает возможность полного прекращения полетов через Беларусь, а также приостановку наземного транзита.
ИКАО называла инцидент возможным нарушением Чикагской конвенции, но позже заявила, что этот документ не покрывает «право на закрытие воздушного пространства и приземление самолета».
Некоторые авиакомпании уже оперативно изменили свои маршруты. Например, в понедельник рейс венгерского лоукостера Wizz Air из Киева в Таллин был направлен в обход воздушного пространства Беларуси. Облетать страну начали лайнеры австрийской авиакомпании Austrian Airlines и латвийской Air Baltic. В Росавиации при этом заявили, что российские авиакомпании продолжают полеты в Беларусь и над Беларусью в штатном режиме.
Автор фото, PETRAS MALUKAS/GETTY IMAGES
МИД Литвы рекомендовал своим гражданам покинуть Беларусь после инцидента с самолетом
Сразу несколько стран обвинили власти Беларуси в авиационном пиратстве. Так, руководитель авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири назвал посадку Боинга в Минске «угоном, совершенном при поддержке государства», а МИД Греции обвинил Минск в «акте государственного авиапиратства».
Российские власти с такой позицией не согласны и припоминают подобные шаги со стороны других стран. Например, Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал Польшу и Румынию «воздушными пиратами», вспомнив ситуацию 2017 года: тогда пассажирский самолет компании S7, на борту которого правительственная делегация во главе с Рогозиным летела в Кишинев, не пропустили через воздушное пространство Румынии и Польши. В итоге самолет сел в Минске.
С точки зрения международного права авиационное пиратство состоит в первую очередь в незаконном захвате воздушного судна и регулируется Конвенцией ООН, принятой в декабре 1970 года. Однако в ней написано, что совершить такое преступление может только человек, который находится на борту самолета.