самолет карго что это

Культ карго: зачем папуасы делают самолеты из соломы и навоза

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

15 февраля на Вануату празднуют День Джона Фрума, а это значит, что самое время рассказать пару забавных историй о папуасах. Что такое культ карго? Почему его называют «религией самолетопоклонников»? Зачем дикари делают аэропланы из навоза и соломы? А также: работает ли Nokia, сделанная из дерева?

Что такое культ карго?

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Папуас изображает мистического Джона Фрума из волшебной страны USA.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Островитяне с муляжами из бензопил.

Жители тихоокеанских островов, которые впервые столкнулись с белыми в середине XX века, были поражены невероятным изобилием, которое их сопровождает. Они видели как американские военные ели вкусную тушенку, спали в красивых домах и носили комфортную одежду. Поначалу решив, что это и есть их предки, вскоре папуасы переменили свое мнение. Они видели, что прибывшие получают все вещи по воздуху, а значит, напрямую из Страны Предков. Это наталкивало на мысль, что все товары предназначены им, островитянам, а белые лишь перехватывают их в пути.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Священный самолет в лесу.

Члены культа обычно не понимают значимость производства или коммерции, их представления о западном обществе, его религии и экономике могут быть весьма наивными. Поэтому островитяне считают, что действия белых — муштра, катание по джунглям на джипах, прослушивание радиосигналов — это магические действия, с помощью которых можно получить от предков волшебные товары с небес.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа возводят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолеты, заполненные грузом, которые считаются посланниками духов. Верующие регулярно проводят строевые учения и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена, пуговицы и надписи «USA».

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал. Островитяне решили, что или предки покинули их, или же жадные белые совсем обнаглели и теперь забирают себе вообще все.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Папуасы маршируют, в руках «винтовки» из бамбука.

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг похожим образом верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа. По их представлениям, он должен приехать одетым в камуфляж за рулем военного джипа, чтобы забрать их на нем в землю обетованную. Или вот еще пример из другой части света: некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они пытались наладить разговор с духами. А главное: они убеждали друг друга, что действительно слышат по ним голоса предков

Кто такой Джон Фрум и почему ему поклоняются?

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков, поскольку видели в этих действиях исключительно сакральный смысл.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Они мастерили наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева вышках. Изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе и зажигали факелы для освещения этих полос и маяков.

И все это время местные верили, что с небес на них взирает величественный Джон Фрум, и он ждет, чтобы все ритуалы были сделаны красиво и по канону. И вот когда будет сделан каждый магический жест, Джон прилетит, раздаст жадным белым тумаков, а добрым папуасам — вкусных консервов и удобных палаток.

Как там культ карго сейчас?

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив и процветает в Вануату. И более того, 15 февраля граждане этой страны празднуют свой самый важный национальный и религиозный праздник, День Джона Фрума, с чем мы их и поздравляем.

Можно выделить еще один атрибут культа карго: так называемую ритуальную бездеятельность ; построив ритуальные аэродромы, островитяне начинали ждать пришествия предков в многодневном молчании и бдении не сходя с места. Мечтая о «небесных дарах», дикари переставали охотиться, возделывать землю и вообще забивали на пропитание и хозяйство.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Муляжи самолетов иногда выглядят поразительно достоверно. Но все же не летают.

Ирония заключается в том, что в некоторых случаях идея подарка с небес оказывается оправданной: правительства начинают помогать папуасам, дабы те не погибли с голода в своей ритуальной бездеятельности и скидывает им с самолетов гуманитарную помощь. Это лишь подкрепляет уверенность дикарей в своей правоте, после чего они начинают поклоняться Джону Фруму и строить соломенные аэродромы с еще большим рвением.

Источник

Терминами «карго доставка» или «карго перевозка» называют комплекс услуг по поставке импортируемых из-за рубежа грузов или товарных партий по упрощенной схеме необходимого в этих случаях таможенного оформления и транспортной доставке.

1. Подобрать в соответствии с задачами транспорт по маршруту доставки (перевозчика груза). Самостоятельно заняться таможенным оформлением импорта Вашего груза, а именно зарегистрироваться в качестве участника внешнеэкономической деятельности в таможенных органах, предоставив при этом всю необходимую документацию (начиная с Устава ООО, Контракта с Поставщиком, Выписки из Банка…и заканчивая Договором аренды или собственности офиса), ознакомиться с классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), рассчитать ставку ввозной таможенной пошлины при этом обратив внимание на необходимость наличия разрешительной документации (СГР, Сертификаты, Декларация Соответствия и так далее). Подать ТД (Таможенная Декларация) в таможенные органы…и ожидать заветного «Выпуск разрешен». При этом наверняка «набить шишек», нарваться на КТС (корректировка таможенной стоимости), «попасть» на оплату услуг СВХ (склад временного хранения), доплатить начисленные еще платежи…вся эта песня может затянуться надолго…

2. Воспользоваться услугами карго компаний, которые уже «протоптали эти тропы» и предлагают услуги по организации доставки и таможенного оформления грузов и товаров на свой внешнеэкономический Контракт и последующей выдачей Заказчику и оплатой доставки и «растаможки» по факту. Такой способ доставки грузов и товаров удобен для тех, кто не хочет или не может самостоятельно заниматься вопросами транспортной составляющей и таможенным оформлением.
Карго компании предлагают своим клиентам полный комплекс услуг:

Дорожащие репутацией и уважающие своего клиента карго компании во первых предложат Вам заключить Договор транспортного обслуживания, Договор Поставки или Договор купли – продажи товаров, в зависимости от того, какие цели преследуются:

По этим Договорам будут прописаны сроки, условия и ответственность сторон.

Порядочные карго компании предлагают услуги по доставке товаров и грузов в комплексе с таможенным оформлением на свой контракт, потому что на основных направлениях деятельности таких компаний имеется уже сформировавшийся грузопоток и свой действующий внешнеэкономический Контракт с максимальным перечнем товарной номенклатуры. Именно под этот Контракт карго компании и доставляют грузы своих клиентов.
Такие карго компании сотрудничают с «транспортниками» (авиакомпаниями, автопарками, морскими линиями) и используют соответствующий транспорт. Отправляют грузы на регулярных и чартерных рейсах, в «сборных», а при необходимости и целых фурах, а также в контейнерах.
Причем карго компании осуществляющие свою деятельность уже не первый год, имеют выкупленные например у авиакомпании провозные «емкости» на ходовых направлениях на определенный рейс, под которые и набираются грузы для перевозки. По такой же схеме выкупаются у международных автотранспортных компаний работающих по фиксированному графику на своих маршрутах определенный тоннаж и объем под «свои» грузы. Аналогично карго компании работают и с морскими линиями.

Подводя итоги:
при выборе карго компании для доставки груза из-за рубежа необходимо обратить пристальное внимание на организационно-правовую форму компании, запросить уставные и учредительные документы, чтобы потом было «с кого спрашивать». Уточнить как именно планируется выполнение Вашей заявки на доставку груза и какие документы с грузом «на выходе» Вы получите.

Если в ответ услышите термины: «переход» или «окно»…делайте выводы…

Источник

Вместо людей — посылки: как грузовая авиация сменяет пассажирскую

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Что пассажирской авиации плохо, грузовой — хорошо

Пандемия ограничила людям возможность путешествовать в другие страны, пассажиропоток иссяк. Вместо этого из страны в страну, из города в город экстренно полетели авиалайнеры, груженные медицинскими масками, перчатками, защитными костюмами, антисептиками. В них нуждались срочно, поэтому выбор способа доставки был безальтернативным. Перевозка контейнеров по морю к примеру, из Китая в Россию занимает около месяца, по воздуху — 8-9 часов.

Когда ковидные страсти чуть улеглись, оказалось, что авиадоставка — это не просто быстро, это еще и очень удобно. При закрытых для пассажиров границах расцвела онлайн-торговля, во время самоизоляции превратившись из средства выживания в развлечение. Заказав утром посылку на другом конце света, есть все шансы вечером уже получить ее. Авиадоставка добавляет 15-20% к стоимости товара, но это слабый аргумент, если покупатель не настроен ждать.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Крупнейшие компании грузового сектора — это Cathay Pacific Cargo, FedEx, The Emirates Group, United Parcel Service и Qatar Airways. 40% мирового рынка воздушных авиаперевозок приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (Индия, Китай, Япония, Южная Корея), 26% — на Северную Америку (США, Канада), 34% на весь остальной мир.

Почему пассажирские самолеты превращаются в грузовые

Самолеты «живут» 40-50 лет. Однако в небо до сих пор поднимаются грузовые авиалайнеры, выпущенные в 1960-х. В 2019 году скандал в Канаде вызвал старый грузовой Boeing 737-200, использовавшийся в предвыборной гонке лидером либералов Джастином Трюдо. Выборы он тогда выиграл и стал премьер-министром, но перед этим долго оправдывался за загрязнение окружающей среды авиалайнером почтенного возраста, который «ел» больше на 500 литров топлива в час, чем второй самолет его предвыборной гонки — новенький Boeing 737-800.

Годность воздушных грузовиков определяется не датой выпуска, а соответствием определенным нормам эксплуатации, наличием необходимых сертификатов, прохождением технических проверок. Однако COVID-19 заставил взлететь даже запасные самолеты, которые доживали свой век.

«В любую эпоху у авиакомпаний есть небольшое количество резервных бортов, которые находятся на долгосрочном хранении, — говорит Евгений Лебедев, авиационный эксперт музея техники Вадима Задорожного. — Перед пандемией, например, был спад, и в России на земле оказалось несколько грузовых ИЛ-76, ТУ- 214. Когда грянул COVID-19, многие отечественные перевозчики расконсервировали простаивавшие самолеты, подняли их на крыло и начали активно использовать».

Раньше 50% всех авиагрузов перевозилось в трюме пассажирских самолетов. В 2020-м они почти не летали. Грузовые авиалайнеры эту нагрузку взять на себя не могли, их физически на всех не хватало. Когда средств индивидуальной защиты потребовалось много и быстро, перевозчики использовали нестандартную схему: в пассажирских самолетах снимались сидения, а их место занимали паллеты. Первой в России возить грузы в салоне начала компания S7: в апреле 2020-го из Пекина в Екатеринбург на пассажирском Airbus 220 она доставила медикаменты и средства индивидуальной защиты.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Когда люди вновь вернутся на борт, большинство современных авиалайнеров примут первозданный вид, в отличие от своих отслуживших пассажирскую службу коллег. Они не «родились» грузовыми, но когда постарели — начали перевозить посылки.

Это проторенный путь, пандемия лишь сместила фокус: грузовыми перевозками занялись сугубо пассажирские авиакомпании. Российская S7 приобретает первые переоборудованные грузовые самолеты 737-800 у GECAS, Air Canada трансформирует свои Boeing Co 767, а арендодатель CDB Aviation вкладывается в два переделанных Airbus SE A330.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Появление грузовых перевозок или прирост их доли в портфеле авиакомпании призван компенсировать миллиардные убытки от рекордно снизившегося пассажиропотока. В 2020 году южнокорейский перевозчик Asiana Airlines переоборудовал 2 пассажирских самолета Airbus A350-900 в грузовые и отправлял их в небо 849 раз, в 2021 году модернизации подвергнутся еще 2 самолета. В авиакомпании говорят, что таким образом объем грузового сегмента вырос на 64%.

Сколько в мире авиагрузовиков российского производства?

Парк отечественных грузовых самолетов очень небольшой, потому что новые авиалайнеры, типа Sukhoi Superjet и МС-21, еще не достигли возраста, когда целесообразно переделывать их в грузовые варианты. А изначально грузовые самолеты, вроде Ту-204 и «рабочие лошадки» Ил-76, можно пересчитать по пальцам. Еще есть несколько единиц совсем ветеранов АН-12, выпущенных аж в 1970-х годах прошлого века, но они скоро уйдут в небытие. Новые российские авиагрузовики, например, Ил-112, еще только-только проходят государственные испытания, до запуска их в серию пройдет 5-7 лет.

Знаменитому «Руслану» (АН-124) принадлежит 21 мировой рекорд, например, это самый грузоподъемный транспортник на планете. Способен взять на борт до 120 тонн, пустой может летать на расстояние до 20 тыс. км, груженый — до 4,8 тыс. км. Разработкой и производством занимались на заводах в Киеве и Ульяновске. После распада СССР за права на АН-124 борются Россия и Украина.

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

У российских грузовых самолетов есть свои достоинства и недостатки. Например, Ил-76 может спокойно перевозить до 60 тонн груза, в самолет своим ходом заедет не один автомобиль. Однако это специализированный самолет, он изначально разрабатывался для военных, поэтому не предназначен для современных гражданских контейнеров.

АН-225 «Мрия» — самый большой грузовой самолет, когда-либо поднимавшийся в небо. Ему принадлежит абсолютный рекорд грузоподъемности — 253,8 тонны. Существует в единственном экземпляре. «Мрию» построили в Киеве в 1988 году специально для перевозки космического корабля «Буран». Сегодня АН-225 эксплуатирует украинская компания Antonov Airlines. В 2020 году самолет перевозил медицинский груз из Китая в Польшу для борьбы с COVID-19, ставший крупнейшим в истории авиации.

Что и как перевозят по воздуху

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это

Однако в ряде случаев оперативность и безопасность важнее цены и вместительности: перевозка по небу до 30 раз быстрее, чем по воде. Итак, что возят самолетами:

Владелец Amazon Джефф Безос, которого считают самым богатым человеком в мире, «использует логистику как секретное оружие».

«Amazon Air в настоящее время использует свои самолеты только для перевозки собственных грузов и еще не продала услуги третьим сторонам, — поясняет Дамиан Бретт, редактор Air Cargo News. — Хотя это уже привело к потере доходов таких компаний, как UPS и FedEx, Amazon еще не конкурирует с ними напрямую. Однако если Amazon начнет предлагать услуги авиаперевозок внешним сторонам, это может стать (для монополистов, прим. РБК Тренды) большой угрозой».

Источник

Чем отличается карго от других видов доставки?

Бизнесмены, только начинающие работу с Китаем, часто интересуются следующими вопросами относительно доставки:

► «Что такое карго доставка?»
► «В чем её особенности?»
► «В каких случаях имеет смысл воспользоваться такой доставкой?»

В данной статье мы хотим дать ответы на все эти вопросы. И по возможности развеять опасения, связанные с карго доставкой.

Формат объяснений будет простой и ясный с минимальным использованием узкоспецифических терминов. То, что нужно тем, кто хочет понять суть, не влезая в дебри логистических терминов и определений. Вначале разберем, что же такое карго доставка.

Карго доставка — что это?

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это
Карго — это упрощенная доставка коммерческих партий грузов. Его особенности заключаются в следующем:

1. Карго предназначен для перевозки малых и средних партий коммерческих грузов. Если говорить о конкретных массах, то это от 20-30 кг и до 3 тонн. 3 тонны — это грузоподъемность самого маленького грузового контейнера. Поэтому, можно говорить, что карго доставкой пользуются, когда нужно перевести коммерческие грузы, но при этом нет нужды в аренде контейнера.

2. Карго перевозка фактически осуществляется контейнерами (часто жд вагонами), но есть маленький нюанс. Объясним его на примере.

Допустим, Вам, как заказчику нужно перевести 300 кг груза. Аренда грузового контейнера в Вашем случае нерентабельна.
Нужно воспользоваться карго. При такой доставке несколько заказчиков (иногда несколько десятков заказчиков) выкупают места в контейнере. В результате контейнер полностью загружен, грузы доставляются, а цена доставки низкая по сравнению с арендой контейнера. Все довольны, дело идет.

Расходы при карго доставке

Статей расходов всего три. Две из них незначительные. От последней практически полностью зависит стоимость доставки.

1. Упаковка. При карго доставке упаковка гораздо лучшего качества и более прочная, чем при почтовом отправлении. Обычно упаковывают в картонные коробки и несколько раз обматывают скотчем.

Если нужна более прочная защита, то лучше воспользоваться деревянной обрешеткой. В нашей компании средняя цена на обрешетку составляет 500 рублей.

2. Страховка груза на случаи утери, повреждения или неполной доставки. Сумма страхового взноса небольшая- всего 3% от стоимости груза. Рекомендуется воспользоваться страховкой. Стоит недорого, но в случае чего сможете вернуть свои деньги.

3. Собственно сама доставка. Тарификация карго доставки идет по килограммам. Дополнительно стоимость доставки будет зависеть от выбранного типа транспорта( авиа, ж/д, морской) и места назначения. Чаще всего заказчики пользуются ж/д транспортом. По срокам выходит недолго и стоимость ниже, чем при авиаперевозке.

А теперь ответы на часто встречающиеся вопросы наших заказчиков

самолет карго что это. Смотреть фото самолет карго что это. Смотреть картинку самолет карго что это. Картинка про самолет карго что это. Фото самолет карго что это
«Если я буду заказывать товары из Китая через Вашу компанию, не арестуют ли мой груз?»

Ответ на Ваш вопрос мы разделим на две части.

Первая — есть товары, которые запрещены к провозу в Россию. Мы не занимаемся их доставкой. К этой категории товаров относятся: мясо-молочная продукция, растения, семена, лекарства, рыболовные сети, устройства слежения (скрытые видеокамеры, жучки и диктофоны) и средства связи (рации), жидкости без маркировки и др.

Есть товары, которые можно перевести, но требующие предварительного согласования: это ножи, жидкости с маркировкой, кальяны, электронные сигареты и др. Копии брендов и потребительскую электронику (кроме запрещенной) доставляем без проблем, много и часто.

Вторая — товары, которые мы можем доставить и за перевозку которых мы взялись, гарантированно будут доставлены Вам. Мы отвечаем за решение всех вопросов, связанных с таможней, за сохранность Вашего груза. Все наши обязательства по доставке и таможенному оформлению прописываются в договоре. Если что-то пойдет не так, вернем Ваши деньги.

«Когда мне нужно оплачивать за доставку?».

1. Если Вы забираете груз в Санкт-Петербурге или Омске, то оплата за доставку осуществляется в этих городах при получении груза на руки.

2. Если же Вы отправляете груз в другие города России, то оплата за перевозку осуществляется после прохождения таможни.

Воспользуйтесь нашей услугой карго доставки товаров из Китая в Россию, и Вы получите:
Своевременную доставку Вашего груза.
• Сохранность Вашего груза при доставке.
• Решение всех вопросов, связанных с прохождением Вашего груза через таможню.
• Выгодные и приятные цены на карго доставку — всего от 200 рублей за кг.
• Надежного и опытного партнера по оптовым закупкам товаров в Китае и карго доставке.

Планируете закупать товары в Китае? И ищете компанию для карго доставки Ваших грузов в Россию?

Обратитесь к нам, и мы Вам поможем.
Для этого свяжитесь с нами любым удобным способом:

Источник

Карго-культ или религия ждущих самолёта: как аборигены Океании узрели святыню в буднях американских солдат

Ставший мемом феномен пережил несколько расколов и трансформаций, «канонизировав» британского принца и Усаму бен Ладена.

В рунете хорошо известен термин «карго-культ»: его часто используют, чтобы намекнуть на несостоятельность какого-то явления или чьих-то убеждений. Ярлык закрепляет за предметом критики статус бесполезного и бессмысленного подражания. По форме оригинал и «карго»-копия похожи, по содержанию — между ними гигантская пропасть.

В политических дискуссиях термин часто используют авторы разных взглядов. Карго-культом, в зависимости от убеждений, могут назвать и либеральные реформы 1990-х, и изменения в сфере образования, и электоральные процедуры, и пропагандистский телеканал.

Какое-то время в рунете называть карго-культом всё подряд стало настолько модно, что политолог Екатерина Шульман ввела термин «обратный карго-культ» — как логической ошибки, при которой критика копии переносится и на оригинал, как в случае с теми же либеральными институтами в экономике и политике.

Популярность термина затмила его происхождение. А на другом конце земного шара, в Меланезии, «исконные» карго-культы продолжают жить, набирают новых последователей и привлекают туристов со всего света.

Основные источники статьи:

Меланезией, «чёрными островами» с греческого, называют западную часть Тихого океана — территорию площадью примерно в 950 тысяч квадратных километров. Это Новая Гвинея (Папуа), Фиджи, Соломоновы острова, Новые Гебриды (Вануату), Новая Каледония и несколько меньших участков суши.

Их населяют близкие по происхождению народы, чей чёрный цвет кожи и дал название всему макрорегиону. Предположительно, 50-100 тысяч лет назад их далёкие предки перебрались сюда из Африки. Они дали начало множеству разных этносов, с порой непохожими друг на друга обычаями и речью. Считается, что примерно треть от известных лингвистике языков мира — это меланезийские.

Современные учёные считают крупнейший меланезийский остров Новую Гвинею одним из древнейших очагов земледелия в мире. Но полноценной цивилизации ни здесь, ни на соседних архипелагах не сложилось. Вплоть до 19-20 веков туземные общества сильно отставали в развитии даже от живущих рядом микронезийских и полинезийских народов. Американский учёный Джаред Даймонд объяснял этот феномен специфическим влажным климатом, низкой калорийностью местных аграрных культур, бедностью полезной для человека фауны, взаимной изолированностью этносов.

В 16-18 веках Меланезии достигли европейские мореплаватели. Первой на карту нанесли крупнейшую землю, Папуа-Новую Гвинею. Двойное название территории объясняется тем, что в 1526 и 1542 годах её независимо друг от друга открыли португалец Жорже ди Менезиш и испанец Иньиго Ортис де Ретес. Первый назвал остров Папуа («Курчавым»), второй — Новой Гвинеей, и оба топонима прижились. В течение трёх следующих веков мореходы из разных европейских стран открыли другие острова и архипелаги.

Только в конце 19 века европейцы полноценно освоили новые острова. До этого колонизации мешали удалённость территории, неблагоприятный климат и воинственность туземцев. Большая часть Меланезии досталась британцам, меньшая — французам. Уникальная для колониальной эпохи ситуация сложилась на Новых Гебридах, где представители Парижа и Лондона управляли совместно.

До последней четверти 19 века меланезийцы жили в условиях каменного века. Они пользовались примитивными орудиями, не знали сколько-нибудь развитых ремёсел, еду добывали не столько земледелием, сколько охотой и собирательством. Здесь не было крупных поселений, армий и государств.

Меланезийцы также не знали ни догматической религии, ни сложной системы мифов. Их заменяли культ предков, обожествление вещей (фетишизм), вера в магию и обряды под руководством жрецов. Туземцев с разных островов объединяла убеждённость, что умершие предки невидимо живут рядом и могут помогать, если правильно совершать нужные церемонии.

Контакты с европейцами своеобразно повлияли на эти представления о мире. В 19 веке миссионеры познакомили меланезийцев с христианством. Большинство островитян не стали добрыми католиками и истовыми протестантами, но усвоили веру в доброго посланника, которому суждено установить новую счастливую жизнь.

Другим источником вдохновения для творцов новой религии стало карго. Английским словом «груз» меланезийцы называли все диковинки, что привезли в Океанию европейцы: от ружей и железных топоров до часов и зеркал. Туземцы сначала испытывали культурный шок от того, что у не знавших «правильного» почитания предков людей столько карго. Но потом они диалектически переосмыслили ситуацию, решив что дары изначально предназначены им, просто коварные пришельцы умеют их перехватывать.

Всё это [наблюдения за неравенством в технологиях между белыми и туземцами], наверное, и было у Яли на уме, когда, в очередной раз пристально взглянув на меня своими сверкающими глазами, он задал вопрос: «Почему вы, белые, накопили столько карго и привезли его на Новую Гвинею, а у нас, чёрных, своего карго было так мало?».

Двумя основами для будущих карго-культов стали:

Авторы большинства статей про карго-культы локализуют их одними Новыми Гебридами и связывают с событиями Второй мировой войны. В действительности география феномена гораздо шире, а появился он ещё в конце 19 века.

В 1885 году на Фиджи возник провозвестник карго-культов — движение Тука. Название оно получило не в честь своего главного проповедника, а по местному слову, означающему примерно «восставшие» или «мятежники». Зарождению культа способствовала активная экспансия англичан на острова. В 1874 году они вынудили номинально независимого правителя Токембау отречься в пользу британской королевы Виктории. В 1879 году колонизаторы решили добывать сахарный тростник на Фиджи руками не туземцев, а завезённых из Индии рабочих.

Потеря суверенитета и массовая иммиграция чужеземцев спровоцировали движение Тука. Его идеолог жрец Ндугомои учил, что беды фиджийцев — из-за неверного почитания традиционных божеств. Молиться им нужно правильно, так, как это делают белые: жрец не сомневался, что в деталях обряда и состоит вся сила пришельцев. Много наблюдавший за протестантскими миссионерами Ндугомои проводил для своих последователей «правильные» церемонии: с окроплением водой, молитвенным складыванием рук и другими внешними подражаниями христианам.

Для англичан само по себе это могло казаться нелепым безобидным зрелищем. Но Ндугомои учил, что его службы по новому образцу призовут на Фиджи героических воинов прошлых лет, а они уже заставят белых и индусов прислуживать коренным жителям. Такую постановку вопроса колонизаторы не оценили. Ндугомои арестовали и выслали с Фиджи, но созданный им культ прожил до 1890-х годов.

В 1920-х годах похожие недолговечные феномены возникали на Папуа-Новой Гвинее, в те годы фактическом протекторате Австралии. Один из них, «безумие Вайвалы», успели зафиксировать западные учёные. Адепты культа верили, что подслушанными у белых песнями можно призвать нагруженный разным карго корабль. «Вайлала» — это как раз бессмысленное звукоподражание, один из примеров имитации английской речи папуасами.

Вайвалисты подражали британцам не только словами. Главной церемонией культа служило чаепитие: в подобиях британских мундиров, обязательно на стульях. Последнюю деталь не пользовавшиеся до прихода европейцев мебелью папуасы считали особенно важной. Но вожделенного корабля адепты так и не дождались, и «Вайвала» со временем пришла в упадок.

Движение Тука и «Вайвала» были только одними из многих подобных явлений в разных частях Меланезии. Обычно ареал их последователей ограничивался двумя-тремя поселениями, а жизнеспособность — сильно зависела от харизмы основателя. Когда проповедник умирал или его арестовывали и депортировали колонизаторы, то его паства обычно бросала культ.

Сама Меланезия оставалась тихой и малонаселённой окраиной мира. Но весной 1942 года сюда пришла большая война. Новогвинейские острова и Соломонов архипелаг послужили местом для ключевых сражений Тихоокеанского театра боевых действий. Их итоги сказались на дальнейшем исходе всей Второй мировой.

К тому моменту Япония контролировала юго-восточную Азию и шла дальше — к Новой Гвинее и Австралии. Армия и флот США, Великобритании и их союзников выглядели слабыми после сокрушительных поражений прошлой зимы, от Пёрл-Харбора и до Сингапура. Но в мае 1942 года коалиция одержала первую стратегическую победу — в морском сражении в Коралловом море возле Новой Гвинеи. Японскую экспансию на юг остановили.

Для поклонников русского артхауса будет небезынтересно, что именно в битве в Коралловом море американцы подбили участвовавшие в атаке на Пёрл-Харбор японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку».

В 1942-1944 году на меланезийских островах прошли сразу несколько кровопролитных затяжных битв: на Гуадалканале, Нью-Джорджии, Бугенвиле, архипелаге Трежери. Коалиция разбила японцев, заставив тех отказаться от завоевания Азии и Океании и готовиться к обороне родного архипелага.

Соседние острова в это время превратились в тыловые базы для американцев и их союзников. К радости местных жителей, там размещали армейские контингенты, строили военные объекты, свозили разнообразное карго: от автомобилей и пулемётов до тушёнки и кока-колы.

Это вписывалось в картину мира, провозглашённую за несколько лет до этого адептами культа Джона Фрума. Появившееся в конце 1930-х годов движение нашло тысячи последователей на новогебридском острове Танна. В 21 веке его обычно и подразумевают под карго-культом, хотя в Меланезии существовали десятки подобных учений.

Новогебридский жрец Манехиви основал культ Джона Фрума на тех же «догматах», что и предшественники: почитание карго, избирательное подражание белым, вера в скорый приход доброго посланника. Им и должен был стать тот самый Джон Фрум, «хороший белый», который даст меланезийцам все блага, которые от них так долго скрывали его соплеменники.

По распространённой версии, Джон Фрум — это искажённое John from (America). Другие исследователи полагают, что «Фрум» произошло от brum, «метлы», которой новогебридский мессия якобы должен был изгнать с островов колонизаторов и миссионеров. Узнав о существовании США, Манехиви решил, что это страна «правильных» белых, не таких как французы с англичанами. Из Америки на Танну и придёт Джон в сером пальто, чтобы дать туземцам свободу и процветание, — проповедовал жрец.

Некоторые островитяне подтвердили, что Джон Фрум — не выдумка. Его якобы видели то в одном, то в другом месте на Новых Гебридах. В разных обличиях он обещал людям вернуться и принести много полезных вещей. Новости о начале мировой войны подстегнули решимость джонфрумистов. Почитая всевозможное карго вроде продуктов питания и металлических предметов, они отказались от западного образа жизни.

С точки зрения меланезийцев ничего нелогичного здесь не было: ведь для них европейцы не создавали карго сами, а обманом перехватывали его у туземцев.

Жители Танны массово перестали посещать школы и церкви, отказывались использовать бумажные деньги и ходить на работу. Колонизаторы боролись с джонфрумизмом, а его адепты в ответ уходили в леса вглубь острова.

Дальнейшие события только убедили джонфрумистов, что они держатся верного пути. В 1942 году на Новые Гебриды прибыло около 30 тысяч американских солдат и офицеров. К восторгу туземцев, среди пришельцев было немало чёрных людей. Значит, их явно вёл любящий темнокожих «Джон Фрум».

По иронии, в армии США того времени практиковалась расовая сегрегация. Афроамериканцев не брали в элитные соединения вроде Корпуса морской пехоты, а в других родах войск использовали преимущественно как небоевой персонал. Но для жителей Танны темнокожие в американских армии и флоте казались равными белым. Они носили ту же одежду, так же потребляли карго, участвовали в тех же обрядах: ходили строем, махали флагами или делали нечто загадочное с проводами и чёрным коробками, откуда потом раздавалась человеческая речь.

Веру джонфрумистов непроизвольно укрепляли сами американские солдаты и моряки. Они делились с островитянами продуктами, оказывали им медицинскую помощь. В 1942 году военные США организовали из местных жителей трудовой корпус, куда привлекли до 10 тысяч новогебридцев. Аборигены не участвовали в боях, а работали грузчиками, больничными санитарами, занимались другими подсобными работами. Членов корпуса, к их радости, обеспечивали такой же формой и рационом, вплоть до сигарет и сладостей, как и других бойцов антияпонской коалиции.

После войны культ Джона Фрума столкнулся с новыми вызовами. Белые оставили на Танне и других островах светлые воспоминания вместе с некоторым количеством карго. Но время шло, ценные запасы кончались, а дорогие гости обратно в Меланезию не спешили.

Джона Фрума почитали больше на юге Танны, а у северян был аналогичный «бог» — Том Нэви, чей облик они списали с американского матроса (navy — военный флот по-английски).

Во время войны островитяне видели, что американцы ничего не делали для добычи ценных грузов. Они не охотились, не возделывали землю, не рыбачили и ничего не собирали. Им всё в готовом виде по воздуху привозили большие сверкающие птицы: достаточно было совершить ряд причудливых священнодействий с флажками, проводами и ходьбой строем. Жители Танны много раз видели эти обряды, а некоторые везунчики участвовали в них лично.

И после войны джунфрумисты решили повторить священнодействия белых самостоятельно. Во главе культа встал новый харизматичный проповедник Накомаха. Он учил адептов строить из подручных материалов взлётно-посадочные полосы, модели радаров и самолётов, жечь сигнальные костры, ходить строем в оставшейся от американцев одежде. Жрец даже обзавёлся собственной рацией: он обматывал проволокой одну из своих последовательниц, после чего та начинала невнятно бормотать. Жители Танны верили, что так через неё говорит сам Джон Фрум.

Главной эмблемой культа Накомаха выбрал красный крест — не как христианский символ, а как знак медицинской службы. В военное время многие островитяне получили помощь от американских полевых врачей, за что потом были им очень благодарны.

Время шло, военные транспорты не возвращались на остров, но культ Джона Фрума не умирал. В 1957 году Накомаха объединил последователей в ненасильственную «Армию Танны». Жрец объявил, что вожделенный посланник в сером пальто обязательно вернётся на остров 15 февраля, но только неизвестно в каком году. Поэтому островитяне должны ежегодно быть готовы к его встрече в этот день — через церемониальный парад в американской одежде с муляжами винтовок. Этот обычай сохраняется на острове и в 21 веке.

К 1970-м годам единое почитание Джона Фрума на Новых Гебридах стало распадаться на отдельные культы. Архипелаг ещё оставался франко-британским владением, и в 1974 году его посетили королева Елизавета Вторая и её супруг-соправитель принц Эдинбургский Филипп.

Визит монаршей пары оказал на островитян странное влияние. Часть новогебридцев увязала реального Филиппа с мифическим Джоном Фрумом. Стихийно возникла легенда, что принц некогда родился в жерле новогебридского вулкана, перелетел океаны, и взял в далёкой стране себе в жёны местную королеву. Фотографии Филиппа стали почитаться как святыни.

Со временем слухи о новом меланезийском культе достигли Великобритании. В 1980 году принц захотел сделать приятное «фанатам» и отправил на уже ставшие независимым под названием Вануату острова своё официальное фото с личной подписью. Подарок окончательно убедил туземцев, что Филипп — их земляк, несмотря на всю внешнюю несхожесть. Адепты культа считали, что муж английской королевы светлее их, потому что в Британии холоднее, чем в Океании, и кожа человека там светлеет сама собой.

Мы отослали [традиционную дубинку] нал-нал принцу Филиппу и сказали, что если он принадлежит народу Танна, пусть он сфотографируется с ней и пришлёт нам фотографию. Так он и сделал. Это лучшее доказательство тому, что принц Филипп — один из нас.

Почитатели принца Филиппа со временем стали воспринимать его как повелителя всего мира. В 21 веке его воле островитяне приписывали всё узнанное из мира большой политики: от избрания президентом США Барака Обамы до ликвидации Усамы бен Ладена.

Но этот культ — только одна из многих странных религий на Вануату. В 1980-х годах раскол случился внутри джонфрумистов. Помнившие войну старики по-прежнему восхищались всем связанным с США. В 1980 году они даже выступали против независимости Вануату, усматривая в этом измену Джону Фруму.

А их молодые единоверцы же перешли на антиамериканские позиции. По убеждению юных меланезийцев, божество перестало быть связанным со Штатами и теперь покровительствует только тем народам, что хранят «кастом», свои традиции. Белые люди от жизни по обычаям отошли, и Джон Фрум их за это наказывает.

Сейчас джонфрумизм — это многополярное учение. Разные жрецы по-своему трактуют происходящее вокруг. Одни из них учат, что Джон Фрум за тех, кто следует «кастому». Вот арабы живут правильно, и Фрум за них. А американцы — нет, они обижают других людей, и [терактом в 2001 году] 11 сентября «Джон — бен Ладен» их за это наказал. В это верят не все, но есть и те, кто именно так себе представляет происходящее в мире.

Периодически на Танне появлялись провозвестники новых культов. В 1990-х годах здесь проповедовал некий «пророк Фред», учивший, что Джон Фрум — это Иисус Христос. На основе христианства и местных верований Фред создал свою религию: с ритуальными собраниями в часовнях и распитием наркотического напитка кава.

Ещё в 1970-х годах о новогебридских верованиях узнали западные учёные. В 1974 году американский физик нобелевский лауреат Ричард Фейнман в публичной речи сравнил с «самолётопоклонниками из Меланезии» тех учёных, кто необдуманно переносит в свои исследования методы из других наук.

Остров Танна был не единственным местом, где аборигены практиковали подобные обряды. Поведению американских солдат и моряков в ритуальных целях подражали по всей Меланезии: на Папуа, на Новой Каледонии, на Фиджи и Соломоновых островах. В соседних деревнях могли жить разные культы, объединённые общим упованием на белого мессию с ценными грузами.

К 1990-м годам большинство меланезийцев вернулось к «обычным» христианским деноминациям или верованиям предков. Жить карго-культы продолжили в основном на островах Вануату. Отчасти этому способствовало то, что здесь коренные жители хуже соседей интегрировались в современную жизнь. И к 2021 году примерно 80% населения республики — это живущие за пределами городов и посёлков коренные жители, далёкие от науки, плохо знакомые с электричеством, техникой, сотовой связью и интернетом.

Другим фактором в пользу сохранности карго-культов именно на Новых Гебридах стало то, что европейцы лучше знали именно про эти верования, а не их аналоги с соседних островов. Ещё в 1950-х годах Танну посетили английские учёный Дэвид Аттенборо и оператор Джеффри Муллиган. Они записали на плёнку серию интервью со служителями и приверженцами карго, их церемонии и молитвы. Это популяризовало феномен в США и Европе. Благотворительные организации стали регулярно отправлять на Вануату гуманитарную помощь.

— Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что карго придёт, а карго всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждете?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

— Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет.

Бывший англо-французский кондоминум превратился в мекку для антропологов и этнографов. Одни учёные видели в наблюдениях за джонфрумистами и почитателями принца Филиппа уникальную возможность вживую проследить за возникновением новых религий. Другие — усмотрели в карго-культах особую форму антиколониальной борьбы.

А богатые туристы из разных стран спешили на Танну к каждому 15 февраля, чтобы просто увидеть диковинное зрелище. Всё это укрепляло туземцев во мнении, что карго-культы работают, пусть и немного не так, как во время большой войны.

Эти культы [на Вануату] живут, они справляются с вызовами времени. Один жрец объяснял, что ведь мы, белые, едем на острова, оставляем здесь деньги, — значит, всё работает как нужно.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *