самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Самая большая подводная лодка в мире: когда размер имеет значение

Субмарины проекта 941 «Акула» известны во всем мире, так как являются самыми большими атомными подводными лодками и подводными лодками вообще. Многие из вас, наверняка, слышали об этих «морских китах», но мало кто в действительно представляет размеры таких судов.

А чтобы вы поняли, мы хотим продемонстрировать несколько наглядных примеров-сравнений подлодки проекта 941 с другими внушительными объектами.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Длина такой субмарины составляет целых 173 метра! Только представьте 50-этажный дом, плавающий под водой!

Чтобы вам еще легче было включить фантазию, приведем несколько примеров:

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Это — футбольное поле, используемое для международных матчей. Средняя длина такой площадки составляет около 105 метров.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

А вот как это поле выглядело бы на фоне подлодки «Акула». Правда, впечатляет?

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

На этом снимке изображен самый большой самолет в мире — АН- 225.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Но даже он «не взлетает» по сравнению с этой субмариной. 84-метровый АН почти в два раза меньше «морской хищницы».

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

В России очень много подводных лодок, и большинство из них имеют впечатляющие размеры. Однако обойти «Акулу» им так и не удалось.

На фото выше вы можете наблюдать, как выглядит субмарина возле других наших подлодок.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Обратите внимание на деталь, выделенную красной стрелкой. Эти маленькие темные фрагменты — выступающие над водой винты подлодки проекта «Акула».

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

А вот, как этот кадр выглядит вблизи. Не такие уж они и маленькие…

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

На борту лодки все выглядит также впечатляюще. На фото изображены специальные отсеки, предназначенные для баллистических ракет Р‑39.

Вес одного такого снаряда 90 тонн, высота — больше 17 метров.

Таких ракетных шахт на субмарине… целых 20 штук!

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Как правило, большая часть подводной лодки скрыта от наших глаз. Обычно субмарина погружается в воду по белую отметку на корпусе (см. фото выше).

Иными словами, та глыба стали и титана, которую мы видим над водой — только 1/3 всего корабля.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Ширина подводной лодки проекта «Акула» 23 метра, в высота — 25 метров. Это целый 8‑этажный дом!

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

А теперь обратите внимание на снимок этих людей…

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Вот, как они выглядят издалека!

Ну что, теперь вы понимаете насколько эта лодка большая?

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Новое в блогах

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПОДЛОДКА В МИРЕ ИЗНУТРИ

Олегу Кулешову показалось мало обойти вокруг тяжелого атомного ракетного крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской». Специально для «Защищать Россию», вместе с фотоаппаратом, он полез внутрь самой большой подлодки в мире.

Чтобы попасть внутрь крейсера, нужно войти через выпуклость в рубке, которую называют «прилив». Пройдя несколько трапов вверх, сухопутный посетитель оказывается под командирским мостиком у верхнего рубочного люка.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Верхний рубочный люк ведет прямо на главный командный пункт (ГКП), он же центральный пост. ГКП встречает множеством мониторов, пультов управления рулями, общекорабельными системами, ракетным и радиотехническим вооружением. Это — мозг корабля. Фотографировать здесь нельзя. Если по коридору пройти дальше, можно попасть в кают-компанию.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Когда подводная лодка в море, здесь питаются офицеры. Когда лодка стоит у причала, в кают-компании проходят различные совещания, а также просмотр фильмов.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

С осени 2007 года в кают-компании ТК-208 находится экспозиция, посвященная Куликовской битве. Она появилась благодаря шефству над АПЛ «Дмитрий Донской» Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Куликовская битва состоялась в сентябре 1380 года. Несмотря на то, что до концамонголо-татарского ига оставался еще ровно век, именно битва, заставившая войска Мамая повернуть вспять, положила начало освобождению Руси.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

По легенде на битву, состоявшуюся в междуречье Дона и Непрядвы, русского князя Димитрия Ивановича, позднее получившего прозвище Донской, благословил Сергий Радонежский.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

В экспозиции представлены наконечники стрел русских воинов XIV века, а также колчан со стрелами.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Булава из экспозиции не просто экспонат, а важный инструмент, с помощью которого проводят обряд посвящения в подводники. «Дмитрий Донской» является единственным подводным крейсером, где булава заменяет традиционную кувалду в обряде.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Обряд посвящения проходит каждый, кто впервые погрузился под воду, независимо от должности и звания. «Перворазнику» необходимо выпить плафон (0,3−0,5 л) забортной морской воды. После этого он должен поцеловать булаву (на обычных субмаринах ее заменяет раскачивающаяся кувалда). Самое главное — не получить по зубам (для этого надо целовать булаву/кувалду на излете). Исполнивший виртуоз получает удостоверение подводника и — в зависимости от настроя экипажа — презент в виде воблы, хотя бывают и памятные печати на обеих половинах мягкого места.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Подводник, служивший на аналогичной «Дмитрию Донскому» «Северстали», вспоминает, что обряды проходили всегда весело: «…бесстрашные турбинисты целовали кувалду, обмазанную смазкой пожирнее. Устраивали в море концерты и театрализованные представления — на Северном полюсе Нептун с русалкой и чертями ходили по лодке и раздавали всем удостоверения о покорении полюса». 5 апреля 2000 года верховному главнокомандующему России Владимиру Путину, находящемуся на борту АПЛ К-18 «Карелия», предложили стакан забортной воды с глубины 50 м. Президент с улыбкой выслушал: «Вас приветствует Нептун, царь морей, большой шалун», выпил залпом и закусил сушкой. Кувалду предлагать не рискнули.

Для физического отдыха экипажа внутри лодки есть салон, спортивный зал, солярий, сауна, обшитая дубовыми досками, бассейн 4×2 и глубиной 2 метра, который может заполняться как пресной, так и забортной водой с возможностью подогрева.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Подводники ходят в сауну постоянно, но чаще на базе. В море режим службы всегда напряженный — не до саун.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

В бассейне, когда лодка в море, вода забортная, а в базе только пресная.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

В салоне командира три помещения. Первое — зал для переговоров.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Второе — каюта командира.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

В каюте Олега Цыбина висит Андреевский флаг, под которым тогда капитан второго ранга совершил первый выход в море в должности командира.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Третье помещение в салоне капитана — каюта флагмана (или старшего на борту).

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Удивительно, но на АПЛ «Дмитрий Донской» есть своя фотолаборатория.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Напротив фотолаборатории висит 4-й номер фотогазеты «Перископ». Делает ее редколлегия в составе одного человека.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

АПЛ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ». ПОКАЗАТЬ ТО, ЧТО СКРЫТО

Корреспондент «Защищать Россию» Олег Кулешов побывал на самой большой подводной лодке в мире — стратегическом атомном ракетном крейсере «Дмитрий Донской». Не один, а вместе с фотоаппаратом.

Русский князь Димитрий Иванович побеждал татаро-монголов на первом ратном поле России не просто так. Спустя 601 год после того, как Мамай бежал с Куликова поля, в строй советского ВМФ вступил головной корабль проекта 941 («Акула»). Левый борт «Дмитрия Донского» и рубка. Чтобы добраться до этой точки, надо пройти три КПП: на территорию базы, погрузочного крана и внутрь самой лодки.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

На сегодняшний день у России всего три АПЛ проекта 941: ТК-208 «Дмитрий Донской», ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь».

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Несмотря на первенство в постройке по сравнению со своими братьями, «Дмитрий Донской» является самой современной из субмарин проекта «Акула».

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Вход внутрь ограждения выдвижных устройств, которое в народе называется рубкой.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

На фотографии не виден реальный размер подлодки, но выделенные деления шкалы на хвосте показывают метровое расстояние. Две шкалы — 2 метра.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

«Акулы» являются самыми большими подлодками в мире. Их длинна составляет два футбольных поля, высота — 9-этажный дом. Ширина на три метра превышает длинуЯк-40.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Усэйн Болт бежал бы вдоль подлодки целых 15 секунд.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Не все АПЛ проекта 941 одинаковы внутри. Инсайды «Северстали» и «Архангельска» совсем не похожи на «Дмитрия Донского». Даже центральный пост находится совсем в другом месте. На ТК-17 и ТК-20 старые ламповые дисплеи. У «князя» мониторы и сенсоры.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

В следующий раз «Защищать Россию» опубликует фото изнутри подлодки. Зона релаксации, центральный пост, «Булава». Неплохой повод добавить сайт в закладки и следить за обновлениями эксклюзива.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 941УМ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ»

Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для испытания баллистической ракеты «Булава», атомный ракетоносец «ТК-208» был заложен 30 июня 1976 года в 55 цехе Северодвинского предприятия Севмаш.

С 1984 года по август 1988 крейсер успешно выполнил множество задач, среди которых следует выделить впервые произведенный пробный пролом льда корпусом субмарины. Во время одного из таких всплытий на ракетную палубу было поднято около 1200 тонн льда. Впервые в мировой истории флота был выполнен121-суточный дальний поход без всплытия. Также впервые была осуществлена покладка на грунт на 3 суток, в состоянии готовности к нанесению ракетно-ядерногоудара.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В августе 1988 года подводную лодку вывели в резерв первой категории, в связи с уходом на ремонт и модернизацию по проекту 941У в Северодвинск. Проект предполагал установку на крейсере ракетного комплекса «Барк» (РСМ-52В).

С начала прохождения ремонта и переоборудования ТК-208 переподчинили 339-йБрСРПЛ БелВМБ и перевели в резерв второй категории.

В 1991 году на предприятии наступили тяжелые времена, появились проблемы с финансированием, поэтому работы по модернизации были свернуты. Переоборудование продолжилось только в 1996 году, но уже по проекту 941УМ, который предполагал установку на корабле ракетного комплекса «Булава-М»

В 2000 году крейсеру ТК-208 присвоили наименование «Дмитрий Донской».

По проекту 941УМ у крейсера был изменен корпус ограждения выдвижных устройств и установлены шахты для нового ракетного комплекса. О внутренних изменениях данных нет.

Летом 2002 года прошло торжественное мероприятие по случаю вывода крейсера из цеха, и через два года, после проведения достроечных работ, начались швартовные испытания. В это же время началась опытная эксплуатация корабля с целью отработки комплекса «Булава-М».
В 2003 году, во время ходовых испытаний, на крейсере были проведены бросковые стрельбы ракетами «Булава» из надводного и подводного положения.

После проведения всех испытаний в декабре 2004 года был подписан приемный акт, корабль передали Военно-морскому флоту. С этого момента приступили к полноценным испытаниям ракетного комплекса.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Крейсер проекта 941УМ «Дмитрий Донской». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Первый пуск ракеты «Булава» крейсер произвел в подводном положении в 17:22 27 сентября 2005 года из акватории Белого моря. Через 30 минут боеголовка долетела до Камчатки и поразила цель на полигоне.

После этого корабль до 2010 года произвел 15 пусков новой ракеты, из которых 7 были неудачными.

После начала испытаний комплекса «Булава-М» на новых АПЛ проекта 955 ТК-208стал использоваться для испытательных целей.

Сейчас подводная лодка находится в Северодвинске, у пирса Беломорскойвоенно-морской базы и обеспечивает испытания новых атомных подлодок 4 поколения проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей» в качестве опытовой.

Источник

Проект 941 «Акула». Гордость отечественного подводного кораблестроения? Да!

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (трпк СН) проекта 941 стал самой крупной подводной лодкой в истории. Оценки этого проекта противоположны: от гордости за созданное до «победы техники над здравым смыслом». При этом попыток объективного анализа проекта с учетом всех условий его создания и применения не было, при том, что в публикациях и литературе по нашему кораблестроению и развитию морских стратегических ядерных сил (МСЯС) имеют широкое хождение необоснованные и несправедливые оценки этого проекта.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Трпк СН проекта 941. Фото: https://vpk-news.ru

«Претензии к проекту»

1. «Большие вес и размерность» баллистических ракет» трпк СН проекта 941.

Кроме того, вопрос применения твердого топлива для БРПЛ системы «Тайфун» ставился на самом высоком уровне директивно, была

— писал заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирал Новоселов.

Как выяснилось в ходе разработки, эти надежды были «излишне оптимистичными», и проблема отставания нашего твердого топлива от американского (в первую очередь по важнейшей характеристике – удельному импульсу) так и не была решена до развала СССР. Соответственно, большая масса всех наших ракет на твердом топливе (существенно больше, чем у западных аналогов).

2. «Огромное водоизмещение» и большой запас плавучести трпк 941 проекта.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

РПК СН проекта 941 и 667Б. Фото: https://ansokolov39.livejournal.com

С учетом исходных данных и высоких требований к проекту (в первую очередь по шумности и количеству БРПЛ и боеголовок), принятое уникальное конструктивное решение по проекту 941 – «катамаран» из прочных корпусов, с отдельными отсеками торпедного комплекса, управления и приводов рулей, и размещения БРПЛ в 20 шахтах между прочными корпусами, оказалось единственно возможным и верным.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Строительство трпк СН проекта 941. Фото: http://forums.airbase.ru

Более того, объем прочных корпусов (надводное водоизмещение) ненамного превышал таковое у американского конкурента (ПЛАРБ «Огайо»), Широко распространенные «сведения» о якобы 48000 т полного подводного водоизмещения проекта 941 ложны, и реальное полное подводное водоизмещение «Акул» много меньше этих 48000 тонн. При этом значительный запас плавучести обеспечивал возможность взлома толстого льда.

Кроме того, при сравнении водоизмещения, приходящегося на одну боеголовку средней мощности, 941-й проект, имевший 20 БРПЛ с 10 боеголовками (разумеется, с учетом фактического полного водоизмещения, а не «мифических» 48.000 тонн) оказывается даже более экономичным, чем проект 667БДРМ (имевший 16 БРПЛ с 4 боеголовками).

В дальнейшем на первоначальных проработках рпк СН проекта 955 с КРО «Барк» (с близкой размерностью и массой к БРПЛ комплекса Д-19) вернулись к «классической схеме» ПЛАРБ, с размещение шахт в одном прочном корпусе, однако, с учетом построечных ограничений (в т.ч. по глубине канала в Северодвинске), это оказалось возможно только при сокращении числа БРПЛ до 12.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

РПК СН проекта 955 с 12 БРПЛ «Барк» КРО Д-19УТТХ. Фото: http://forums.airbase.ru

С учетом имевшихся объективных исходных данных и условий, стоявших перед разработчиками (в первую очередь генеральным конструктором рпк СН Ковалевым С.Н.) принятые конструктивные решения по 941 проекту были единственно возможными.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Ковалев Сергей Никитич, генеральный конструктор стратегических подводных лодок, главный конструктор трпк СН проекта 941

При этом в ЦМКБ «Рубин» смогли обеспечить хорошую управляемость новой подлодки очень большого водоизмещения.

3. Якобы «плохая управляемость» проекта 941.

Ряд высказываний о якобы «плохой управляемости» проекта 941 не имеют ничего общего с реальностью. Интересно, что на начальном этапе разработки действительно существовали серьезные сомнения и опасения на этот счет. Однако все они были успешно и красиво решены, в т.ч. за счет упреждающего к созданию корабля отработки вопросов его управляемости на крупномасштабной модели «Лоцман» (практически сверхмалой ПЛ – тяжелым автономным НПА с цифровой системой управления). Разработка эта для тех лет была просто уникальной, и смогли ее успешно осуществить только специалисты и преподаватели Ленинградского кораблестроительного института

4. Якобы «крайне высокая стоимость» проекта.

Безусловно, стоимость трпк СН проекта 941 была значительной. Однако она вполне соответствовала аналогам, и ничего «эксклюзивного» или «очень дорогого» для 941 проекта по этой части не было. На жесткое ограничение стоимости трпк СН работала и очень высокая унификация по оборудованию с другими подлодками 3-го поколения, а КРО – значительная унификация по первой ступени с МБР для железнодорожных комплексов РВСН (БЖРК).

При этом, получив более эффективное решение (по критерию «эффективность — стоимость») в виде модернизированных рпк СН проекта 667БДРМ с БРПЛ РСМ-54, серия 941 была ограничена 6 кораблями

5. Якобы «высокая шумность» проекта.

Реальный же уровень шумности 941 был много ниже не только всех наших рпк СН (до 955 проекта), последние корпуса проекта 941 стали фактически сами малошумными атомоходами 3 поколения (при движении на малошумных ходах). Здесь уместно процитировать (с форума РПФ) офицеров-гидроакустиков 941 проекта:

Что имеем в итоге? Большинство претензий по этому проекту просто несостоятельны. Да с «точки зрения военной экономики» лучше, если бы вместо 941 проекта «сразу начали делать» 667БДРМ с БРПЛ «Синева». С одним, но принципиальным уточнением: на момент начала работ по 941 проекту и генеральный конструктор КРО Макеев В.П., и генеральный конструктор рпк СН Ковалев С.Н. еще сами не знали, что значительное повышение ТТХ 667 проекта возможно, и в 80-х годах получится создать такой комплекс, как «Синева».

Т.е. некоторые «современные заявления» о том, что «лучше БДРМ вместо 941» основаны на «послезнании». Увы, но «машина времени не существует», и ответственные должностные лица (как в руководстве страны, так и организация ОПК и ВМФ), стоявшие у истоков проекта 941, принимали вполне обоснованные решения именно с учетом информации, имевшейся у них на тот момент:

• вставшей крайне остро проблеме малошумности;
• пример ВМС США с твердотопливными БРПЛ с высокими ТТХ;
• необходимость обеспечения подледного применения рпк СН;

То, что в результате огромной работы удастся значительно снизить шумность рпк СН проекта 667, еще никто не предполагал, и те данные, которыми располагали руководители, однозначно требовали для реализации новых (современных) требований по малошумности нового проекта.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Схема столкновения К-407 и ПЛА ВМС США «Грейлинг». Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3422645/post376110905/

Вывод: с учетом всех исходных непростых условий проект 941 получился, и он является, безусловно, гордостью отечественного кораблестроения

Здесь не стоит забывать еще и о «статусном факторе» — соперничества двух сверхдержав, и соперничество это было крайне острым не только в масштабе государств, но и должностных лиц в США и СССР разного масштаба.

На активный пиар новых ПЛАРБ «Огайо» был публичный и соответствующий ответ с трибуны XXVI съезда КПСС от Генерального секретаря Брежнева Л.И.:

Азарт жесткого соревнования был не только у руководителей, но и непосредственных исполнителей, вплоть до того, что молодежь на строительстве головной «Акулы» в Северодвинске «втихаря» слушала «Голос Америки» (не в плане «диссидентства», а того, что соревнование шедших практически параллельно «команд» создателей головных корпусов «Акулы» и «Огайо» там активно обсуждалось).

Проблемные вопросы руководством решались быстро и решительно:

(Р.А. Гусев «Такова торпедная жизнь».)

Да, не все получилось, как хотели…

Наиболее серьезный «провал» произошел по торпедам и средствам противодействия (противоторпедной защиты). Положенных по атомоходам проекту торпед «Тапир» наше 3 поколение так и не получило, а торпеды УСТ-А (УСЭТ-80) имели целый ряд критических проблем, были не только ограниченно боеспособны, а самих торпед до второй половины 80-х годов практически не было.

«Акулы» пошли на флот с устаревшими и крайне малоэффективными средствами гидроакустического противодействия (СГПД) типа МГ-34М и ГИП-1…

Однако в этом не было вины разработчика – ЦКБ «Рубин». Более того, им закладывались в проекты применение самых перспективных комплексов защиты, не утративших актуальности и сегодня.

К некоторым «забытым в 80-х годах» разработкам есть очень большой смысл вернуться и сегодня — для оснащения ПЛАРБ «Борей» (и других ПЛ ВМФ).

Поступление на флот и служба 941

Головной трпк СН К-208 вступил в состав ВМФ 29.12.1981 г., и сразу же начал интенсивно эксплуатироваться, по фактически исследовательской программе (с выполнением в т.ч. и боевых служб), изучения возможностей нового проекта и разработки способов его эффективного применения.

Второй корпус, К-202, вступил в строй 28.12.1983, третий, ТК-12, — 26.12.1984, четвертый, ТК-13, — 26.12.1985. Пятый и шестой заказы проекта 941 строились по модернизированному проекту, в т.ч. с установкой нового цифрового ГАК «Скат-3» и вступили в строй ТК-17 15.12.1987, а последний корпус ТК-20, — 19.12.1989 г.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

ТРПК СН проекта 941 в базе (губа Нерпичья). Фото: http://forums.airbase.ru

В процессе строительства всей серии внедрялись мероприятия по снижению шумности.

Особым направлением применения трпк СН проекта 941 было несение боевых служб подо льдами Арктики и Белого моря. В 1986 г. такую длительную боевую службу нес ТК-12 (причем с сменой в середине срока экипажей с ледокола). При этом обеспечивалась практически абсолютная неуязвимость нашего трпк СН («сверху» он был закрыт ледовым покровом, а прорыв ПЛА ВМС США в Белое море крайне затруднен малыми глубинами горла Белого моря).

Специфика применения КРО из-подо льда в Арктике хорошо описана в воспоминаниях командира рпк СН К-465 (проекта 667Б) капитана 1 ранга В.М. Батаева:

В процессе освоения арктического театра были разработаны способы, обеспечивавшие резкое уменьшение остаточного количества льда на ракетной палубе, однако полностью эта проблема так решена и не была.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

ТК-202 а Арктике, фото: https://vk.com/@submarineru-tk-202-vtoroi-korpus-akul-eksperimentalnyi-pohod-pervyi-i-po

В мае 1998 г. состоялся экспериментальный поход трпк СН К-202 по исследованию возможностей применения проекта 941 в тяжелых ледовых условиях. Вспоминает один из членов экипажа:

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Повреждения корпуса ТК-202, фото: https://defence.ru

(Вице-адмирал Моцак, 1997 г.)

[media=https://www.youtube.com/watch?v=J9Ho7P_C9bY||Адмирал Моцак выступление после уничтожения ракет Р-39 отстрелом, 1997 г.]

С принятием на вооружение КРО Д-19 сразу же была начата работа по его дальнейшему совершенствованию, КРО Д-19УТТХ.

С учетом последовавших потрясений и развала страны прекращение производства БРПЛ имело фатальные последствия для 941 проекта. Надеялись на новый КРО Д-19УТТХ и перевооружение на него кораблей…

Капитан 1 ранга В.В. Заборский:

Сейчас очевидно, что это решение было ошибкой, формальным «основанием» для которого были:
• «неустранимая проблема размерности»;
• «унификация морской ракеты с сухопутными комплексами» («межвидовая межконтинентальная баллистическая ракета).

Тезис об «унификации» новый БРПЛ «Булава» с «Тополем» до сих пор встречается в наших СМИ, хотя он не только не имеет никаких технических оснований, но и просто не имел тогда смысла (по действовавшему договору СНВ мы могли иметь новые ракеты с разделяющимися головными частями только на морских носителях).

Проблемы «размерности» так же не существовало: старт Р-39 обеспечивался даже с модернизированной ДЭПЛ проекта 629 (на которой проводились бросковые испытания), первый вариант проекта 955 обеспечивал размещение 12 новых БРПЛ комплекса Д-19УТТХ. При этом для оценки различных вариантов правильно и объективно было сравнивать не количество ракет, а боеголовок (суммарный забрасываемый вес).

В результате решения 1998 г. разработка практически готового КРО Д-19УТТХ была прекращена, и начала разработка нового – «Булава», которая крайне затянулась.

В этой ситуации корабли 941 остались без боезапаса, сроки службы которого подходили к концу. Кроме того, возможности продления сроков имевшихся ракет Р-39 были использованы не в полной мере, что стало в 2004 г. предметом беспрецедентного конфликта:

Командующий Северным флотом адмирал Сучков Г.А.:

Главком ВМФ Куроедов В.И.:

Последние годы (до полной ликвидации в 2012 г.) ракет Р-39 последние трпк СН проекта 941 несли с далеко не полным ракетным боезапасом последних оставшихся ракет.

И здесь возникает вопрос: а что мы вследствие этой ошибки потеряли?

Первое – это большие средства и время, на создание нового КРО.

Очевидно, что в случае продолжения работ по комплексу Р-19УТТХ он уже к концу 2000-х был бы в строю и принят на вооружение (на модернизированных трпк СН проекта 941 и далее на «Бореях»).

Второе – модернизация 941 проекта автоматически тянула за собой модернизацию всего 3 поколения атомоходов (ввиду очень высокой унификации по оборудованию), а экономия средств на «Булаве» обеспечивала начало такой модернизации еще в середине-конце 2000-х годов. Очевидно, что в этом случае сейчас мы бы имели в строю ВМФ не менее десятка прошедших средний ремонт и глубокую модернизацию атомоходов 3 поколения (проектов 949А, 971, 945(А)). Особо необходимо подчеркнуть, что «некоторые заявления» по огромной стоимости такой модернизации не имеют под собой оснований. По ГЭУ и общекорабельным системам 941 проект близок к 949А проекту (имея более мощный ракетный комплекс и более слабый торпедный).

Большое водоизмещение и запасы на модернизацию проекта 941 делали весьма эффективными варианты различных подлодок специального назначения на ее базе.

Увы, сегодня группировка трпк СН проекта 941 потеряна. Последний корабль в строю (он же первый по постройке), ТК-208 «Дмитрий Донской», сегодня не имеет боевого значения и применяется только для обеспечения испытаний новых подлодок. В 2017 г. «Дмитрий Донской» принял участие в Главном военно-морском параде.

Создание кораблей проекта 941 ни в коей мере не было «ошибкой» (как заявляется в ряде работ), это был достойный проект, созданный в жестких рамках объективных условий и возможностей своего времени (и сроков!). Жизнь кораблей этого проекта была короткой не из-за мнимых «недостатков», а тех потрясений, которые перенесла страна в эти годы.

самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Смотреть картинку самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Картинка про самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри. Фото самая большая подводная лодка в россии размеры и что внутри

Тяжелые крейсеры «Петр Великий» и «Дмитрий Донской» следуют на ГВМП-2017. Фото: https://dambiev.livejournal.com

И последнее. Сейчас в строю остался последний корабль – ТК-208 «Дмитрий Донской», и было бы справедливо и правильно после вывода его из состава ВМФ осуществить его буксировку в Кронштадт для размещения в составе парка «Патриот». При этом, с учетом нормальной радиационной обстановки на корабле, никакой необходимости в вырезке реакторных отсеков нет, вполне достаточно будет извлечения активных зон реакторов. «Дмитрий Донской» может и должен стать достойным памятником великой стране и своим создателям, а проект 941 по праву является предметом гордости отечественного кораблестроения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *