сахарный ребенок чему учит
«Сахарный ребёнок»: книга о хороших людях в плохое время
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/Saharniy1.jpg?fit=300%2C184″ data-large-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/Saharniy1.jpg?fit=640%2C392″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/Saharniy1.jpg?resize=640%2C392″ alt=»» width=»640″ height=»392″ srcset=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/Saharniy1.jpg?w=640 640w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/Saharniy1.jpg?resize=300%2C184 300w» sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″ />
Писатель Ольга Громова и её книга «Сахарный ребенок»
Хороших людей всегда больше.
(Ольга Громова)
Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» – это уникальное в своем роде произведение, не имеющее аналогов в отечественной детской литературе. В основу повести легли воспоминания Стеллы Нудольской, чье детство выпало на конец 30-х – начало 40-х годов в Советском Союзе, когда она вдруг оказывается с клеймом дочь «врага народа», ЧСИР (членом семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасным элементом). «Здесь всё правда. Столько драматических и необычных событий в одной короткой жизни ребёнка выдумать трудно». Эту книгу нужно читать взрослым и подросткам.
Для взрослых – это настоящее пособие по воспитанию детей. Родители маленькой героини уделяли большое внимание образованию и воспитанию девочки. Через игру девочку учат истории и географии, прививают любовь к литературе. Отец Стеллы дал ей основы стойкого, сильного, самостоятельного, «хорошего человека», который «всё делает сам», «ничего не боится», «развязывает все узлы сам» и, самое главное, «умеет терпеть». Этот кодекс «хорошего человека», наставления отца во многом помогут Эле с достоинством преодолеть те испытания, которые подготовила ей судьба.
Для детей книга «Сахарный ребёнок» – это пример взросления и становления человеческой души. Пример того, как сохранять в сердце доброту, когда вокруг много зла и несправедливости.
Иллюстрация из книги «Сахарный ребенок».
Эта книга будет полезна и как живой учебник по истории. В повести представлена эпоха сталинских репрессий, которая приходятся на 1920 – 1950 годы. Все тяготы времени показаны изнутри: семья Эли сталкивается с этими трудностями и с достоинством их переживает. Несмотря на сложное время и жизненные испытания мама смогла воспитать в девочке лучшие человеческие качества: доброту, веру в людей, отзывчивость, честность, справедливость, свободу духа, терпение.
Эту книгу Вы можете взять в детской библиотеке.
Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя.
Хороший человек развязывает все узлы сам. В жизни человека встречается много разных узлов, и он должен уметь развязывать эти узлы. Самое простое – разрезать, а нужно уметь развязать.
Знаешь, когда у человека беда, то всегда кажется, что именно ему больнее и хуже всех на свете. Но за тысячи лет, что человек живёт на земле, прошло много, много миллионов жизней. И такая же беда уже случалась с кем-то другим. Оттого, что ты это знаешь, твоя личная боль не становится меньше, но эти знания помогают не потерять надежду.
Если по твоему лицу видно, что у тебя плохое настроение, значит, ты дурно воспитана.
Хороших людей вокруг всё равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.
Изложение событий
Книга «Сахарный ребенок», автором которой является Ольга Громова, посвящена описанию жизни простой семьи. Маленькая героиня с красивым именем Стелла счастлива в своем уютном мирке, живя с мамой и папой. Эти люди показаны в полной мере положительными персонажами. Несмотря на свою занятость, они всегда находили время для общения с любимой дочерью. Именно поэтому Стелла росла счастливым и веселым ребенком. Малышка играла с родителями, слушала их сказки и песни. На этом этапе ее жизнь радостная, хотя и простая.
Но однажды все меняется. Картина политических событий и несправедливости показана глазами ребенка:
Основные события разворачивались в тот момент, когда ребенок мирно спал. Отец был арестован, через год его невиновность была доказана, но ничего изменить не удалось. Жертву репрессий никто реабилитировать не торопился.
Перемены в жизни
Мама и дочка оказались в ссылке в Киргизии, где малышка Стелла познакомилась с совершенно иной стороной жизни, поняла, что в ней все отнюдь не так просто и весело, как представлялось ей, окруженной заботой и защитой мамы и папы. Девочке пришлось быстро повзрослеть, начать делать то, о чем она раньше и не задумывалась. Матери пришлось нелегко, ведь без мужа, да еще и в суровых условиях жизни непросто вести хозяйство, обеспечивать ребенка и себя.
Стелла, которую местные дети стали именовать Эля, получила прозвище «сахарный ребенок», подарившее название рассказу. И все потому, что своей белой кожей она отличалась от сверстников. Однако сладкой жизнь малышки назвать было нельзя. Вот те трудности, с которыми столкнулась беззаботная городская жительница:
Прежде всего, девочке, которая с трех лет изучала иностранные языки, пришлось познакомиться с диалектом коренного населения. В шесть лет она стала вместе с матерью растапливать печь, варить мамалыгу, выполнять тяжелую физическую работу. На ее теле появились шрамы и рубцы — свидетельства непростой жизни. Именно так, избиением плеткой, наказывали непослушных детей в лагерях Киргизии.
Развязка действия
Ольга Громова — писатель, сумевший показать непростую судьбу невинного ребенка в мире, где взрослые стремятся оклеветать друг друга. Юная Эля находит общий язык с киргизскими детьми, что доказывает — малыши, которым еще чужды подлость и коварство, оказываются гораздо более душевными и добродушными, нежели взрослые. Дети степей, в том числе и мальчики, принимают городскую девочку, столь отличную от них, в свои ряды. Эля даже получает возможность поучиться кататься на лошадях, а ведь эти животные очень высоко ценились на просторах Киргизии.
Казалось бы, на долю матери и дочери выпали все возможные трудности, о которых только можно подумать. Но увы, испытания продолжались:
После школы девочка поступает в сельскохозяйственный техникум, во время учебы в котором и происходит развязка. Эля и мама получают документ, говорящий о том, что их семья полностью оправдана. Однако счастливого финала история, рассказанная Ольгой Громовой, не получила — отец домой не вернется.
Мать и дочь узнают, что он умер в тюрьме еще в начале 40-х. Так завершается это печальное произведение о сильных людях, которых не смогли сломить жизненные испытания, выпавшие на их долю, и несправедливость.
Краткий анализ
Очень интересна книга «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, читать ее лучше в полном объеме онлайн или в печатном издании. Однако краткий пересказ, занесенный в читательский дневник, поможет быстро вспомнить основные события и героев перед написанием сочинения или иной письменной работы.
На что же следует обратить внимание, проводя анализ этой грустной истории? Прежде всего, автор хотела показать читателю действительно сильный характер Стеллы, ставшей Элей. Эта девочка, немного избалованная любящими родителями, неожиданно для самой себя оказалась в совершенно иной среде, где никто не стал холить и лелеять ее.
С ранних лет она была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, помогать матери и при этом налаживать свои отношения с ровесниками, которые значительно отличались от привычных ей городских детей. Но Стелла с честью справилась со всем, что выпало на ее долю, получила образование и была готова к дальнейшей борьбе. Судьба распорядилась иначе — семья девочки была реабилитирована. Но детских беззаботных лет и любимого отца уже никто Эле вернуть не сможет.
Героиня и реальный прототип
Интересно, что в произведении писательница использовала биографию реального человека, Стеллы Нудольской, сама история записана Громовой с ее слов. Стелла внезапно для самой себя оказалась дочерью врага народа (хотя читатель и понимает, что отца девочки несправедливо оклеветали), репрессированного и заключенного в тюрьму по ложному обвинению.
Из текста становится понятно, что никто не стал всерьез заниматься этим делом, обычного доноса оказалось достаточно для того, чтобы сломать жизнь человека и его семьи.
Но даже столь суровая несправедливость не сломала характера ни самой девочки, ни ее матери. Не зря, уставшие от тяжелого и непривычного физического труда, они находят в себе силы петь, читать стихи, шутить. Примечательны слова матери Стеллы: «Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (приведена цитата). Действительно, мать научила дочь внутренней свободе, самоуважению, достоинству. Эти качества и помогли девочке не только выжить, но и сохранить себя.
Читать главы произведения, столь трогательного, но печального, очень интересно, ведь юная Эля — героиня, которой не довелось совершить чего-то героического, масштабного. Но ее «подвиг» личностный и важный — она не сломалась под гнетом выпавших на ее участь испытания.
Несмотря на то что произведение не имеет счастливого финала, многие читатели называют книгу жизнеутверждающей и оптимистичной.
Уроки произведения
Книга «Сахарный ребенок» — отнюдь не детское произведение, однако в школьную программу включается вполне оправданно, ведь учит юных читателей тому, что даже в самой сложной жизненной ситуации, столкнувшись с несправедливостью, жестокостью, можно сохранить в себе лучшие душевные качества. Именно поэтому прочесть произведение лучше полностью, несмотря на то, что это не забавная книжка с картинками, а реальная история, сложная для эмоционального восприятия. Если читать или слушать текст, можно даже прослезиться, усомниться в том, что все описанное — правдивая история.
Интересно, что в повести отсутствуют отрицательные герои как таковые, автор изображает мир, в котором оказались Стелла и ее мать, населенный добрыми жителями, готовыми оказать посильную помощь нуждающимся еще больше, нежели они сами. Эти люди помогали женщине и девочке, кормили, давали одежду, при этом сами рисковали стать жертвами репрессий. Но справедливость в итоге все же победила, именно эта жизнеутверждающая тема и является основной в повести.
Мнения читателей
Каждый должен ознакомиться с произведением Громовой «Сахарный ребенок». Автор рисует образ девочки, такой невинной и наивной, которой довелось пройти лагеря, ссылки и скитания, познать все трудности жизни, взрослеть в экстремальных условиях. Но Стелла с честью выдержала все испытания. Многие современные подростки могут поучиться у нее.
Название «Сахарный ребенок» рождает ассоциации с чем-то сладким, солнечным, однако на страницах книги перед читателем раскрывается пугающая картина действительности. Ложные обвинения и допросы, голод и холод, физические испытания, жизнь в бараках — вот то, с чем пришлось столкнуться городской девочке, привыкшей к родительской любви и заботе. Самое страшное, что книга имеет реальную основу, жутко подумать, что действительно описываемые события происходили в 30−40 годы прошлого века, что с семьей могли поступить настолько безжалостно и бессмысленно.
Определить тему произведения «Сахарный ребенок» несложно — это внутренняя свобода и стремление сохранить себя, даже оказавшись на улице, лишившись привычного комфорта. Однако перед Стеллой и ее мамой закрылись не все двери, многие люди оказывали бескорыстную помощь изгнанницам, даже рискуя собственной свободой. И это дарит веру в то, что достойные люди всегда были в России.
Детские книги на взрослые темы: «Сахарный ребенок» — повесть о девочке, отправленной в лагеря как дочь врага народа
«Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской». Автор — Ольга Громова
Обычная советская девочка растет в обычной советской семье. В 1937 году папу внезапно арестовывают, и девочка с мамой отправляются в ЧСИР — лагерь для членов семей изменников родины. Им предстоит испытать на себе лишения того страшного времени: добывать еду, рыть себе землянку и жить в ней, переносить болезнь без медицинской помощи. Повесть, основанная на реальных воспоминаниях Стеллы Нудольской, не только пробирает до дрожи, но и и учит тому, что надежда живет всегда, а добро все-таки сильнее.
Книга переведена на 16 языков, вошла вошла в лонг-лист премии «Книгуру» (2013) и шорт-лист премии им. Л. Толстого «Ясная Поляна» (2015), была отмечена дипломом им. В. П. Крапивина (2014) и попала в список выдающихся детских книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой (2015).
Как создавалась книга
С автором, Ольгой Константиновной Громовой, мы были знакомы достаточно давно — как с главным редактором журнала «Библиотека в школе». Она много писала о наших книгах, мы сотрудничали в разных областях. Однажды она поделилась с нашим главным редактором и издателем Виталием Зюсько своими мыслями по поводу книги, которую она обещала написать своей хорошей подруге и соседке Стелле Нудольской. Стелла, к сожалению, умерла, но оставила воспоминания, которые она последние годы записывала — сначала сама, освоив компьютер в 80 лет, а потом уже надиктовывала на диктофон.
Стелла просила не делать из этого обычную книжку мемуаров, и Оля поняла, что может сложиться подростковая повесть. У нее долго вынашивался замысел, она не понимала, как к этому материалу подойти, но в конце концов у нее начало получаться, она прислала первые страницы, после чего Виталий сказал: «Оля, вот вам срок, ждем текст, все!» Это было хорошим стимулом для автора взяться и наконец написать текст, который сейчас все читают.
В целом мы говорим, что это повесть, основанная на реальных событиях. Воспоминания воспоминаниями, там всё правда, но автору приходилось что-то додумывать в тот момент, когда героини Стеллы уже не было в живых. Пришлось перекопать кучу материалов, разобраться, как и что могло происходить в то время, чтобы это выглядело естественно и органично в повести. С этим много работали редакторы, читали, чтобы стыки были не видны. Но основа, собственно канва, воспоминания остались нетронутыми.
Книга писалась с тем расчетом, чтобы она была понятна ребенку-подростку. Мы понимаем, что дети подходят к этому этапу нашей истории только в самых старших классах, в тот момент, когда в голове уже ЕГЭ и ничего кроме, а младшие дети с этим еще практически не сталкивались. Одиннадцать-двенадцать лет — это тот момент, когда им уже можно рассказать, но приходится многое еще объяснять. Мне кажется, это оптимальный возраст для этой книги.
Реакция детей
Дети реагируют на книгу по‑разному — зависит от социального слоя, культуры, образования, воспитания. Если еще несколько лет назад мы могли сказать, что в постсоветском пространстве нет человека, которого бы не коснулись репрессии, то сейчас выросло поколение, которое знает об этом совсем мало или ничего не знает вовсе. В семье могут не говорить на эту тему, потому что это случилось с каким-нибудь прапрадедушкой — удлинилась связь, цепочка, по которой можно говорить и вспоминать. Такие дети читают эту повесть как нечто новое для себя.
При этом «Сахарный ребенок» написан очень живо и искренне, и дети воспринимают ее очень близко к сердцу. Не то чтобы они ставят себя на место этой девочки, но они, по крайней мере, могут осознать, что и как происходило. Книга ценна не только тем, что она знакомит с историческими событиями, а тем, что она показывает характер героини, что она говорит о силе характера подростка, о силе взаимоотношений ребенка и взрослого, а это такая вневременная тема. Не каждый сейчас сталкивается с необходимостью рыть землянку или искать еду для выживания, но ситуации в школе, ситуации с болезнью, ситуации с глубоким интересом к какой-то теме — они знакомы любому подростку, через это они видят исторические события и лучше их воспринимают.
Реакция родителей
Родители тоже реагируют по‑разному. Есть родители, которые в принципе отрицают тему репрессий, до них эта книга не доходит — они просто блокируют ее для себя и для детей. Обычно происходит так: если книга попадает в семью, то ее читают все. Ее дарят, рекомендуют, дают почитать всем вокруг. Бывает такое, что ребенок прочитал, хочет обсудить с родителем, спрашивает — родитель, естественно, тоже читает. Бывает наоборот — сначала читают мамы и папы, а потом дают книгу ребенку, и они вместе стараются обсудить прочитанное.
Кому-то тема историческая заходит, кому-то нет, но мы стараемся говорить, что это и про историю, и про жизнь, и про отношения. Очень часто «Сахарного ребенка» на выставочных стендах замечают родители. Для них мы сделали взрослую версию «Сахарного ребенка»; у нас сейчас два издания — условно детское с иллюстрациями, второе — условно взрослое с дополнительными статьями, с большей информацией о том, как книга создавалась, с архивными фотографиями — каждый покупает то издание, которое ему больше нравится.
Книга, в принципе, написана так, что там нет каких-то тайн и сенсаций. Никакого скандала вокруг книги нет и не было. У нас есть один человек, фанат-преследователь, который в интернете везде, где видит упоминание «Сахарного ребенка», старается прокомментировать, что это все вранье, что Ольга Константиновна переврала факты, исказила и всего этого быть не могло. Но мы видим, что это один человек — не знаем, с чем это связано. Книга взяла международный уровень — переведена на шестнадцать языков, вышла во Франции, Болгарии, Бельгии и выйдет в этом году в Германии и еще в нескольких странах.
О миссии детских книг
«КомпасГид» издает книги для думающих детей и подростков, книги, которые ведут к диалогу между детьми и взрослыми, и эта книга идеально встает в эту концепцию. Я со своей колокольни скажу, что когда услышала от нашего издателя, что у нас будет рукопись о репрессиях, написанная по мотивам воспоминаний, была настроена скептически. В тот момент уже вышло какое-то количество воспоминаний и мемуаров, и я не была уверена в коммерческом успехе книги. Я понимала, что издать воспоминания, наверное, стоит, но окей — издадим, посмотрим, что получится. Когда я получила уже эту рукопись, все сомнения развеялись — стало понятно, что это прекрасный текст. Ни один издатель не сможет предсказать успех однозначно, но такого, скажем честно, мы не ожидали. За эти годы книга стала реальным успешным лонгселлером, собрала большое количество премий, переведена на множество иностранных языков.
Нет тем, на которые с подростками говорить нельзя — нужно найти правильный язык, правильный код. В нашей стране сложилась такая ситуация — и мы ее остро ощущаем, — что на какие-то темы не говорят, какие-то темы замалчиваются в силу того, что события произошли не так давно. Это происходит потому, что в стране нет какого-то единого мнения, единой концепции. Может быть, она и не нужна, но разговор должен быть. Подростку нужно найти свое понимание мира, свой язык, сформировать свое мнение об истории — и книги должны ему с этим помочь.
Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» как «роман воспитания»
Ульяна Алексеевна Клабукова, магистр 2 курса специальности «Педагогическое образование. Литературное образование»,
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Научный руководитель – д.п.н., профессор Е.О. Галицких
Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок»
как «роман воспитания»
Эту книгу практически невозможно достать в книжных магазинах, потому что ее мгновенно раскупают: для себя, для знакомых, для родственников. Лишь изредка можно достать экземпляр в интернет-магазине. Так чем же эта книга покорила сердца читателей, какое открытие мы совершаем вместе с ней?
Книга имеет подзаголовок «История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской». Действие происходит в 30-40-е годы ХХ века. Пятилетняя Эля (Стелла) растет в любящей семье. И хотя родители много работали, девочке не казалось, будто она растет сама: «Ни разу я не слышала «отойди», «займись своими игрушками», «мне некогда», «поговорим потом» [1, с.10]. Но однажды этой идиллии приходит страшный конец: «Пропали конфеты, фрукты, и вообще «вкусненькое» появлялось крайне редко. Соседи … делали вид, что нас не замечают… В доме стало тихо: перестали приходить гости, замолчал телефон» [1, с. 22].
Арест отца, ссылка матери как члена семьи изменника Родины в Киргизию, тяготы и невзгоды по-настоящему трудной жизни – все это составляет страшный и непонятный опыт детства девочки. Мама Стеллы находит в себе силы, и в самый ужасный момент (роют яму для ночлега) она переводит действительность в игру: «Неплохая гостиница… и вид отсюда прелестный… В котором часу здесь подают ужин?» [1, с.27].
Непобедимая любовь к жизни присутствует в каждой строчке романа. В каждой главе можно найти афоризм: «Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» [1, с. 36]. Это настоящий «роман воспитания» для родителей, которые хотят не только видеть в ребенке продолжение себя, но и вырастить настоящего Человека. «Если мной бывали довольны, мне говорили «хороший человечек», а высшая похвала звучала как «хороший человек» [1, с. 11]. И сразу же можно провести параллель с романом А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»: «Наказаний у деда было два: не буду гладить тебя по головке и – не поцелую на ночь» [2, с. 75]. Родители внушают Эле несколько принципов, которым она беспрекословно следует на протяжении всей жизни:
Хороший человек все делает сам.
Хороший человек ничего не боится.
Хороший человек развязывает все узлы сам.
Кроме того, автор говорит не только о совместной деятельности родителей и ребенка, но и об огромной пользе детско-взрослого чтения: «Каждую новую книгу читали все вместе вслух. После ужина садились за круглый стол, а читала всегда мама. Читала артистически!» [1, с. 15]. Ребенок в такой семье чувствует себя не центром Вселенной (какова сегодняшняя практика семьи), а полноправным участником ее жизни. Такой ребенок сам совершает открытия, следует пути самообразования, развивает самостоятельное мышление. Чтение этой книги можно организовать на уроках внеклассного чтения. Для этого воспользуемся стратегиями предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности [3].
Технологии предтекстовой деятельности. Работа с заголовком.
Рассмотреть словосочетание «сахарный ребенок», дать ему определение.
Стратегии текстовой деятельности.
На уроке можно использовать прием «чтение с остановками», когда читается эпизод и к нему задаются вопросы.
Используем стратегию «Соревнуемся с писателем». Цель данной стратегии – мотивировать школьника на прочтение книги [3, с.55]. Задание заключается в том, чтобы дать возможность выстроить прогноз развития сюжета после просмотра иллюстраций.
В качестве домашнего задания мы предложили учащимся прочитать роман, ответить на вопрос: «Что значит фраза «Не позволяй душе бояться?». Можно выписать из текста 10 афоризмов, высказать свои впечатления после прочтения всей книги.
Громова, О.К. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. – 2-е изд., испр. – М.: КомпасГид, 2014. – 160 с.
Чудаков, А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. – М.: Время, 2012. – 640 с.
Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баллас, 2013. – 128 с.