сады дзен что такое
В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как появились в Японии сады камней
Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.
Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.
Знаменитые японские сады камней
Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.
Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.
Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.
Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.
Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.
Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.
На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».
Символы японского сада камней
Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.
С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.
А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Каменные сады
Карэсансуй (Karesansui), также известный как дзен сад — это стиль японского сада, состоящего из мелкого песка, гравия, камней, а иногда травы, мха и других природных элементов. Он используется для медитации монахов дзен. Относится к «плоскому саду» (хиранива), в отличие от «сада холмов и озер» (цукияма).
сад дзен
Каменные сады существовали в Японии по крайней мере с периода Хэйан (794-1185). Эти ранние сады были описаны в первом пособии по японским садам, «Сакутэйки».
Белый песок и гравий давно были особенностью японских садов. В религии синтоизма она использовалась для обозначения чистоты и использовалась вокруг святынь, храмов и дворцов. В дзен-садах он представляет собой воду или, подобно белому пространству на японских картинах, пустоту и расстояние. Это места медитации.
В Киото в XIV-XV вв. в важных дзен-храмах появился новый вид сада. Эти дзен-сады были предназначены для стимулирования медитации. «Природа, если бы вы выразили ее, уменьшив ее до абстрактных форм, могла передать самые глубокие мысли своим простым присутствием».
«Каменные конфигурации, уже распространенные в Китае, стали в Японии настоящими окаменевшими пейзажами, которые, казалось, остановились во времени.
«Главное в создании таких садов — это искусство «выращивания камней». Мастера «выращивания камней» отправляются в тяжелые экспедиции к морскому берегу, горам или рекам, разыскивая камни, которым ветер и вода придали асимметричные, живые очертания. Их привозят на место будущего сада и располагают так, чтобы казалось, что они здесь и выросли. Камни должны слиться с окружающим пространством или с песчаной поверхностью так же, как в пейзажах Сун сливается с фоном изображение. Поскольку камень должен выглядеть так, как будто всегда лежал в одном и том же положении, он должен приобрести вид замшелой старины. И вот, вместо того, чтобы пытаться вырастить мох на камне, камень сначала помещают на несколько лет в такое место, где мох нарастает сам собой, и только когда камень обрастет мхом, его наконец помещают на предназначенное место. Камни, отобранные опытным глазом художника садов, считаются в Японии ценнейшим национальным сокровищем, но человеческая рука прикоснулась к ним только для того, чтобы их передвинуть. Уотс Алан. Дао и дзен
Постройте свой дзен сад
сад-дзен
Сады Дзэн укоренились в Японии, где дзен-буддизм оказал сильное влияние. Используемые для медитации, дзен-сады очищают ум от стрессов, давления и душевных потрясений. Физические компоненты сада просты. Песок представляет собой море, камни представляют собой горы, а деревянный грабли используются для ухода за садом. Наслаждайтесь древней традицией, культивируя свой собственный сад дзен, создавайте бесконечные узоры.
Выберите место
Выбирайте где-нибудь в вашем дворе относительно свободное место. Тихий уголок. Создайте границу, используя гальки, камни или лес. Начните с определенного края — это важно, так как это поможет сохранить песок на месте. Очистите пространство от растительности.
«Посадите» свои камни
Камни играют важную роль в любом саду Дзэн. Они чаще всего светлые или темно-серые, с выветренной поверхностью. Лучше всего вырыть углубления для больших камней. Это поможет создать иллюзию, что они естественным образом погрузились в землю.
Включить другие элементы
Основными компонентами любого сада Дзэн являются песок и камень. Общая цветовая схема должна быть нейтральной. Однако вы можете использовать другие элементы, такие как мост, путь ступенчатых камней или фонари из дерева и камня (а не металла). Просто помните, что каждый аспект сада Дзэн должен иметь смысл и что общий эффект должен быть гармоничным. Слишком много элементов отвлекут от безмятежности пространства. Цветы не распространены в садах Дзэн. Можно включить обрезку вечнозеленых кустарников, если вы хотите добавить какую-то растительную жизнь.
Ваш дзен сад
Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото
Сад как бы полностью распахнут навстречу созерцающему человеку, его эмоциям и его сердцу, и отнюдь не менее содержателен, чем любой другой.
***
Сад храма Рёандзи в Киото в рассказе Ясуси Иноуэ «Сад камней». Так о нем пишет автор: «Собственно, это был не сад в истинном смысле слова, а просто небольшая площадка, покрытая белым песком, на котором лежало несколько камней. Но ощущение суровой простоты, необыкновенной чистоты этого сада пленяло души тех, кто пришёл им полюбоваться. Такие эпитеты, как «красивый» или «прекрасный», плохо отразили бы истинную суть Сада камней. Он представлял собой явление духового мира, более высокую эстетическую категорию».
***
Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря.
Сад камней по дзену — история, философия и руководство по созданию
Сад камней берет свое начало в Японии. Он бросает вызов определению «сада» в обычном смысле этого слова. Это не место, где можно найти ряды пышных деревьев, богато украшенную беседку или пруд, в котором резвится красивая рыбка. Нет лужаек с зеленой травой, нет вообще ничего. Кроме песка, гальки и редких акцентов из мха и неописуемых кустарников. Также нет большого разнообразия цветов, гамма единая и скромная. Прежде чем научиться тому, как создавать собственный сад камней на даче своими руками, важно понять, как этот уникальный стиль садоводства появился и какая фундаментальная философия стоит за его созданием.
Краткая история: эволюция японского сада камней
Даосские бессмертные острова вдохновили не только фольклористов, но и создателей садов в Японии с пятого по восьмой век. Это влияние было настолько сильно, что слово «сад» в те дни было равно «шима», что означает «остров». В типичный японский сад этого периода обычно входит большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда должен быть хотя бы один остров или просто большой горный камень, символизирующий землю неувядающей молодости и вечной жизни, как это было в рассказе об Урашима Таро.
Этот стиль японского сада отражает суть буддизма, а также душевное ощущение от гражданских войн, которые бушевали по всей стране во второй половине этого периода. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего естества и бесконечном цикле смерти и возрождения. На психологическом уровне это показывает, что зловещие войны заставили людей понять, как неустойчива и мимолетна жизнь, насколько она красива, как и эфемерная краса природы: весенние цветы, которые живут лишь неделю, яркая листва, которая умрет под снежными шапками…
В то время как сады Хейан отражали превратности жизни, сады периода Муромати полностью отвергали переходные явления и бессмысленность материального мира. Садоводы в этот период создали дзен-сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кустарники, но им никогда не доставалось центральное место в композиции.
Это не означает, что садоводы Муромати полностью отбросили традиции прудовых садов ранних дней Японии. Сады камней метафорически представляют собой водоемы. Монахи рисуют волнистые узоры на песке, чтобы имитировать волны. Все камни в саду также представляют собой классические элементы: острова, горы, деревья, мосты и даже животные. Мусо Сосэки прекрасно подвел эту идею мнимых компонентов в своей поэме Стихи о сухом пейзаже:
Без единой песчинки,
Без падения одной капли,
Потоки набирают силу.
Все сады Дзен, которые появляются после периода Муромати, продолжают эту традицию. По сей день в Японии и других странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров.
Философия, которая стоит за садом камней
Традиционно сады Дзен не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное царство для монахов, где царит спокойствие. Итак, как может бесплодный сад иметь такое значение в практике этих священнослужителей?
В дзен-буддизме чтение Священных Писаний и чтение молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно также медитировать и работать физически. В каменном саду дзенские монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель сгребания песка заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а в контроле собственной мысли. Другими словами, это вид медитации.
Природа Будды. Дзен — школа мысли или способ мышления. Основная деятельность последователей — не изучать его, а скорее учиться и восстанавливать свою «первоначальную природу», которую часто называют «природой Будды». Возделывая сад, монахи создают миниатюрный образ Вселенной в ее самой первой форме.
Создаем сад Дзен для медитации в миниатюре
Был у меня интересный проект, не сундук или шкатулка, а миниатюрный сад Дзен, или как еще его называют — настольный японский сад для медитации и созерцания. Названий много, но суть у него одна. Заказчик попросил большой размер 50*80 см. Предлагаю вам посмотреть, как я его делала.
Немного теории
Домашние миниатюрные дзен сады стали одним из популярных и доступных средств, способствующих релаксации.
Термин «Дзен» обозначает «прибывать в созерцании». Его цель дать вам «почувствовать мгновение», освобождая от всех жизненных невзгод и страданий. Утверждается, что Дзен является квинтэссенцией Буддизма. Он символизирует воодушевление и безмятежность, способен вселить вам чувство великолепия и уравновешенности посредством созерцания.
Японцы уже много веков используют домашние миниатюрные сады Дзен. Для них это инструмент медитации и духовного роста.
Японский настольный садик состоит из небольшого «подноса» с камнями, песком, миниатюрными граблями и декоративными элементами. Иногда его дополняют небольшие комнатные растения, миниатюрные беседки, здания и мини-храмы. Отличительной особенностью являются минимализм, простота, гармония и баланс.
Каждый делает, так, как считает, нужным его фантазия и его возможности.
Песок, используемый в дизайне, символизирует воду, которая притягивает деньги, а с помощью грабель создаются волны. Камушки символизируют безмятежность и постоянство.
Композиция камней должна быть ассиметричной, отражая естественность природного пейзажа. Их используют в группах по три, с одним большим и двумя меньшими по бокам. Вообще все зависит от вашей фантазии. В уголке пейзажа можно поставить небольшую свечу, которая помогает расслабиться.
Можно высадить растения в мини горшочки и устанавливать в саду, в общем море фантазии.
Нам понадобятся:
Процесс работы:
1. Сначала из фанеры склеиваем каркас дома и саму основу для сада сделала из мебельного щита 18 мм. Каркас дома покрасила грунтом.
2. Обклеиваем корпус дома белой рисовой бумагой, покрываем лаком. Выпиливаем по размеру рейки. Домик нужно было сделать в восточном стиле.
3. Окрашиваем рейки в коричневый цвет и приклеиваем на корпус дома. Покрываем лаком.
4. Крышу вырезаем из пенополистирола и ее нужно хорошо отшлифовать.
5. Обклеиваем ее рисовой бумагой белого или коричневого цвета, покрываем акриловым лаком.
6. На фото рядом с домиком — это каркас дерева. Дерево сделала из проволоки, обмотала тейп-лентой, окрасила в коричневый. Потом приклеила мох, для имитации кроны деревьев.
7. Пруд сделала из камней, пасты с песком и эпоксидной смолы. На фанерную основы с помощью любой шпатлевки или пасты текстурной выкладываете камни. Можете приклеить сначала изображение на дно.
Когда все высохнет и застынет заливаете эпоксидной смолой и ждете высыхания согласно инструкции.
8. Сделала каркас для беседки и мостик. из шпажек, веточек, сизали.
9. Песок для фотосессии я использовала обычный, морской, для сада Дзен рекомендуется белый, кварцевый.
Заказчик мне прислал фото с белым песком, совсем иначе воспринимается сад.
И самое интересное, все расставить и сфотографировать!
Японский сад камней: принципы создания и идеи дзен сада.
Прогуливаясь в японском саду, зритель невольно должен отключиться от постороннего мира, насущных проблем, подумать о своем предназначении, задуматься над смыслом жизни. Японцы считают, что медитационному созерцанию способствуют камни.
Именно по этой причине практически во всех японских садах присутствуют композиции из камней. Существует даже отдельная разновидность сада, почитание камней у жителей страны восходящего солнца вылилось в так называемый «сухой сад» или «сад камней». Один из известнейших садов камней — Рёандзи в Киото.
Если вам интересны принципы создания такого сада и вы хотели бы применить их для создания небольшой “тихой гавани” в своем саду, прибежища умиротворения и спокойствия, то буду рада вам в этом помочь.
Издавна японцы считали, что божества избирают своим жилищем места с большим скоплением камней. Таким местам поклонялись, считали их чистыми, благословленными. В первую очередь каменный сад — это символизм. Это и острова бессмертных и священные животные, например, черепаха, или журавль, и мифологические персонажи, и сам Будда…
Так называемый сухой сад для тех, кто не знаком с японским мировоззрением – это тайна.
Однако культ камня распространен не только в Японии, многие народы верят в магические свойства необычных камней, в их сильное эмоциональное воздействие. Да и сейчас есть много людей, которым понятна и близка культура и искусство Дальневосточных стран. Проникшись философией Японии и знаниями об этой чудесной стране, многие решаются на создание сада в японском стиле.
Чтобы создать сухой сад следует придерживаться основных принципов и в первую очередь понять природу и характер камней, которые будут жить в этом саду, ведь именно им отводится главная роль. Камни следует подбирать с особой тщательностью.
Каждый камень — это артист, в театре сада камней. Однако, что бы увидеть его «талант», следует внимательно посмотреть на его форму, габариты, цвет. Ведь именно на них делается акцент композиции.
Поэтому, перед тем, как начать воплощение проекта, следует определиться, какие это будут камни, и где их взять. Камни должны быть подобраны в соответствии с общим стилем композиции сада, не «соперничать» между собой по цвету и структуре, форма и размер тоже должны быть подходящими. В саду камней используются также гравий и песок. Могут быть дорожки, растительность и источники воды. Иначе бы диалог обитателей сада стал монологом.
Варианты размещения камней в саду
Камни следует брать натуральные, долго пребывавшие в естественных природных условиях — горах или полях, на берегу моря. Словом, пропитанные силой природы и стихий. Камни с искусственными сколами нежелательны, так как их “острая” энергетика будет резать пространство сада, тем самым нарушать гармонию.
Идеальным местом для сада камней будет склон, направленный на восток, юго — восток или юго — запад. Размеры сада предпочтительны небольшие, можно, например, из общей территории выделить участок 5х7 метров.
Общее число камней обязательно должно быть нечетное. Например, группы в композиции составляются из трёх штук или же просто одного камня. При расстановке необходимо избегать горизонтальной симметрии.
Японский сад камней может иметь как открытые границы, так и располагаться в замкнутом пространстве. Участок можно разбить на маленькие фигурные зоны. Слева от калитки можно расположить разносторонний треугольник, где в центре поместить фигуру из камня, и низкорослые растения. С правой стороны — ромб с выступающим углом. Вдоль изгороди можно расположить низкий «зеленый» заборчик из тиса.
А вот в центре стоит разместить композицию из камней. При такой расстановке можно не делать конкретных дорожек, промежутки, где не лежат камни и не растут растения, просто засыпают гравием. В глубине сада можно установить камень, на котором можно сидеть и созерцать красоту природы.
Если вы сторонник восточной философии и одновременно садовод-любитель, то вам наверняка будет интересно узнать — как создать японский сад на приусадебном участке, как сделать грамотную планировку и какие растения выбрать.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов