садовая спасская 21 1 что там находится
Высотка на Красных Воротах
Высотка на Красных Воротах была построена в 1947 — 1953 гг. по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева. В тот же период в Москве возвели еще семь небоскребов, которые прозвали «сталинскими высотками» и «семью сестрами». Кроме здания на площади Красных Ворот, в этот список входят:
Экскурсия по «сталинским высоткам» — одна из самых популярных в столице. Гиды познакомят туристов с архитектурными особенностями небоскребов, малоизвестными фактами об их строительстве, поведают об известных жильцах. Изюминка программы — городские мифы и легенды, связанные с домами. Вы услышите байки о привидениях, тайных коридорах, секретных станциях метро, особой энергетике высотных зданий.
Со зданием на площади Красных Ворот связан миф о хохочущем призраке. Рассказывают, что в когда-то в доме жил простой чиновник, влюбленный в соседку. Однажды он рассказал женщине политический анекдот, она пересказала его супругу, а тот доложил куда следует. В результате юморист попал в психушку, где и провел остаток жизни. После смерти его дух вернулся в квартиру и до сих пор бродит по коридорам, хохоча над шуткой.
Высотка на Красных Воротах на google-панораме:
История высотки на Красных Воротах
Строительство высотки на Красных Воротах началось в 1947 году. 13 января было принято Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже в сентябре прошла церемония закладки первого камня. Поклонники мистики уверяют, что дату и точное время (7 сентября в 13:00) И. В. Сталин выбрал не случайно, якобы генсек консультировался с немецким астрологом, и тот предсказал наиболее благоприятный момент.
Интересно, что официальный старт не был началом реальной стройки. Несмотря на то, что план возведения высоток был утвержден, понимания, как именно строить такие здания, не было. В те годы в стране не было подобной практики. Ситуация осложнялась слабыми грунтами, отсутствием необходимой техники и материалов.
Поэтому новые технологии осваивались прямо в ходе работ. Параллельно открывались заводы железобетонных изделий, появлялись самоподъемные башенные краны и другое оборудование.
Мягкость московских грунтов доставила немало хлопот конструкторам. Усугубила проблему идея построить на первом этаже вестибюль станции метро «Красные Ворота». При подготовке тоннеля выяснилось, что грунт крайне ненадежен и напитан водой. По подсчетам укрепление фундамента увеличило бы срок строительства на 1,5 года, на что правительство было не согласно. Ситуацию спасло оригинальное решение группы инженеров под руководством Якова Дормана. С помощью колонок с хлористым кальцием они заморозили почву.
В результате заморозки грунт вспучился. Учитывая эту особенность, конструкторы стали строить высотку с наклоном. По завершению работ замораживающие колонки убрали и грунт растаял — небоскреб под собственным весом опустился и принял вертикальное положение.
После сдачи дома в нем разместились кабинеты Минтрансстроя и жилые квартиры. Ордера на заселение в «сталинские высотки» выдавались высокопоставленным чиновникам, министрам транспортного строительства, прославленным врачам, инженерам, деятелям искусства. Известные жильцы здания на Красных Воротах: актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков, президент академии наук СССР Мстислав Келдыш, внучка архитектора Алексея Душкина — Наталья Душкина.
Архитектура
«Сталинские высотки» строились в рамках одного проекта, но над ними работали разные архитекторы. Все здания различаются планировками, отделкой, площадью и высотой. Административно-жилой комплекс возле «Красных Ворот» можно назвать компактным по сравнению с Главным зданием МГУ, гостиницей «Украина» и домом на Котельнической набережной. Высота центрального корпуса составляет 24 этажа (138 метров), боковых — 11–15 этажей.
Скромнее здание и в плане отделки. Хотя высотка соответствует стилю «сталинский ампир», ее декор лаконичен. Для облицовки вместо терракотовой плитки использовали натуральный известняк, отказались от дорогих материалов, витражей. Неизменными элементами остались красный гранит на первых этажах и шпиль со звездой.
Если декор архитекторы решили упростить, то на коммуникациях и удобствах не экономили. Во всех «сталинских высотках» провели централизованное кондиционирование, систему пылеудаления, на кухнях установили мусоропроводы и холодильники, кухонные мойки с дробилками, встроенную мебель. В жилых корпусах работал детский сад, были организованы бомбоубежища, подземная парковка, в некоторых квартирах предусмотрели комнаты для домработниц.
Что находится в сталинской высотке на Красных Воротах
Сегодня в доме располагаются офисы государственных и частных компаний, учебные заведения, жилые квартиры, кафе, магазины, аптеки, отделения банков. Но никаких Красных Ворот нет и этот факт иногда озадачивает туристов.
Красными Воротами назвалась триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы в Полтавской битве. Памятник был построен в 1709 году по приказу Петра I. У сооружения сложилась непростая судьба: несколько раз его перестраивали, восстанавливали после пожаров, а с 1854-го неоднократно хотели снести. Демонтаж арки всякий раз откладывался — за сохранение ворот выступала общественность и известные архитекторы. Но в 1927-м памятник все же снесли под предлогом расширения Садового кольца.
Вместе с Красными Воротами исчезла церковь Трех Святителей, в которой крестили Михаила Лермонтова, и дом, где родился поэт. Сегодня об утраченных строениях напоминают памятная табличка на высотке, памятник Михаилу Юрьевичу в Лермонтовском сквере и название станции метро.
Как добраться
Адрес высотного здания на Красных Воротах: улица Садовая-Спасская, 21/1. Достопримечательность находится всего в 9 минутах ходьбы от площади трех вокзалов. Прогулка до Красной площади займет около 40 минут.
Самый быстрый способ добраться до высотки — воспользоваться метрополитеном. Станция «Красные Ворота» (Сокольническая линия/красная ветка № 1) располагается прямо в доме.
Выбирая наземный транспорт, следует выйти на остановке «Метро Красные Ворота». Их несколько: у Лермонтовского сквера останавливаются автобусы № 122, А, н3, т24; напротив высотки — № Б.
Кроме того, в Москве много таксомоторных служб, которые быстро и с комфортом доставят в любую точку столицы. Особенно популярны сервисы Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Везет.
Легендарная сталинская высотка на Красных воротах
Небоскребы товарища Сталина
С московскими небоскребами, построенными при И. Сталине, связано множество разнообразных легенд. Согласно одной из них, высоток должно было быть не 7, а 8. Торжественные церемонии закладки первого камня проводились одновременно для всех спроектированных зданий. Дата и даже точное время для этих мероприятий было выбрано не случайно – в тот день Москва отмечала свой 800-й день рождения.
Некоторые мистики утверждают, что закладка первых камней сооружений проводилась на основании астрологических расчетов. Как бы там ни было, высотка на Красных Воротах и еще 6 похожих зданий были заложены 7 сентября 1947 года. Для строительства небоскреба была выбрана самая высокая точка Садового кольца. Благодаря этому гениальному решению здание визуально выглядит еще более масштабным и величественным.
Строительство[ | ]
Идея создания[ | ]
Красные Ворота и церковь Трёх Святителей. 1915 год Мемориальная доска Михаилу Лермонтову, установленная на высотном здании
Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность создания небоскрёбов в Москве после Революции 1917 года. В проекте реконструкции столицы 1935 года советская власть официально утвердила строительство Дворца Советов и нескольких 20-этажных небоскрёбов. Подготовительные работы велись медленно, а c началом Великой Отечественной войны были заморожены[6].
После войны советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов. 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток. Согласно Постановлению, «у Красных ворот на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание. Строительство объекта осуществляло МПС, непосредственным куратором был назначен министр Иван Ковалёв[7].
Для здания Министерства путей сообщения выбрали территорию на Лермонтовской площади, где до 1927 года существовали Красные Ворота — триумфальная арка, возведённая в честь победы Русской армии в Полтавской битве. Её демонтировали, оправдывая необходимостью расширить проезжую часть[8]. В 1928 году столичные власти разобрали стоявший поблизости храм Трёх Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова. Уничтожение церкви являлось частью атеистической доктрины советского правительства[9]. В конце 1930-х был разрушен дом, в котором в 1814 году родился Лермонтов, при этом площадь Красные Ворота с 1941 года носила имя поэта. В 1964 году на небоскрёбе была установлена мемориальная доска, упоминающая о некогда существовавшем на этом месте здании[10].
Торжественная закладка московских небоскрёбов произошла 7 сентября 1947 года в 13:00 одновременно на всех восьми строительных площадках. Выбор даты не был случайным: в Москве проходили праздничные мероприятия, посвящённые 800-летию Москвы[11]. Примечательно, что на тот момент ещё не существовало проектов будущих зданий[6]. Спешка объясняется личной заинтересованностью Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов[11]. Ему приписывают слова: «Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают — ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают». Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты[12].
Начало работ[ | ]
Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у Красных Ворот Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора — молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице[6]. Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году оба архитектора получили Сталинские премии второй степени[13].
Существовало, по меньшей мере, три обстоятельства, осложнявших строительство в Москве высотных зданий. Во-первых, из-за слабых московских грунтов (супесей, суглинков, песков) для небоскрёбов требовались надёжные и дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, отечественные специалисты, кроме нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта. В-третьих, в СССР отсутствовала необходимая техническая база. Осознавая важность задачи, специалисты всех уровней достаточно быстро нашли решения и приобрели знания. Профессоры Николай Герсеванов, Николай Цытович и Дмитрий Польшин сформулировали теорию «коробчатого фундамента», который в большинстве случаев позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и осадочных швов[14].
До 1940-х советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича. Это позволяло сокращать производственные затраты. Например, почти все работы были под силу человеку, поэтому можно было сэкономить на разработке и производстве дорогого оборудования. Даже в Москве в 1946-ом в распоряжении строительных коллективов имелось только 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов. Принимая во внимание существующие ресурсы, председатель московского исполкома Георгий Попов в 1946 году предложил ограничиться в будущем возведением двух- и пятиэтажных зданий[15].
Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование. Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и Кучине были заложены специальные заводы. Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали новые башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания[16]. Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней. Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново[17].
Вестибюль метрополитена[ | ]
Отличительной чертой высотного здания на площади Красных Ворот стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Красные Ворота». На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках[3].
Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно[6].
Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки. Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта[6].
Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном. В октябре 1950 года, когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию. В 1953 году правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию административную часть корпуса[6].
Описание и архитектурные особенности
Главные архитекторы проекта — А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой.
Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.
Общая высота здания – 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.
7 сталинских высоток – величественные символы Москвы
Грандиозные строения возводились в разрушенной стране, многие жители которой жили в бараках и коммуналках. Согласно рассекреченным архивам, постройка каждой из сталинских высоток в Москве обошлась Советскому Союзу в 250 миллионов дореформенных рублей. В пересчете на современные деньги это 90 миллионов долларов. Затраты на главный корпус МГУ были выше почти в 10 раз – эта сумма сопоставима с расходами на восстановление разрушенного Сталинграда.
Сталинские высотки в Москве. Инфографика. Источник: Мосфильм-Инфо.
Тем не менее специалисты считают строительство сталинских высоток оправданным. Дело в том, что после революции Москва утратила свой образ. В столице была разрушена половина всех культурно значимых объектов, большинство из которых – храмы. Именно сталинские высотки, которые появились на карте Москвы в количестве 7 штук, подарили городу новый, неповторимый и узнаваемый облик. Они гармонично вписались в силуэт Москвы и стали ее «визитной карточкой».
Тайна постройки дома на Садовой-Спасской
В левом крыле легендарного здания находится выход со станции метро «Красные ворота». Эта особенность потребовала проведения сложнейших инженерных расчетов и применения инновационных технологий при строительстве. Часть высотного здания возводилась непосредственно над котлованом станции метро. Во избежание обрушения постройки на время ее строительства часть грунта была искусственно заморожена. Но даже это смелое решение не предотвратило бы последующую усадку здания.
Высотка на Красных воротах строилась с наклоном. А после естественной усадки грунта здание отклонилось и приняло правильное положение. Эта технология была очень смелой и рискованной для своего времени. Впоследствии она более не применялась.
Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?
Садовая-Спасская 21/1 – это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 «сестер». Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.
Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.
Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.
Здание на Котельнической набережной
Самая близкая к Кремлю сталинская высотка, возведенная по проекту Д. Н. Чечулина и А. К. Ростковского, имеет 32 этажа и возвышается на 176 м. В ее облике узнаются мотивы допетровской Руси: зубцы кремлевской стены и завитки Храма Василия Блаженного. Этот дом был практически «городом в городе». Помимо квартир здесь располагались кинотеатр, детский сад, гастроном, химчистка, прачечная, почтовое отделение, парикмахерская и библиотека.
Высотка на Котельнической набережной. Котельническая набережная, дом 1/15.
В 1952 г. жилье в доме 1/15 на Котельнической набережной получили военные, ученые и творческая интеллигенция: композиторы, писатели, знаменитые певцы, режиссеры и артисты. Все квартиры сдавались с кухонной мебелью, хрустальными люстрами, импортной сантехникой, дорогим паркетом и кафелем. Этот дом является рекордсменом среди всех сталинских высоток в Москве по количеству съемок в кинофильмах: он фигурирует почти в двух десятках кинокартин.
Высотка на Красных воротах: история и наши дни
Для своего времени дом на Садово-Спасской отличался идеально продуманной инфраструктурой. В одном из жилых корпусов небоскреба располагался детский сад. Здание имеет подземную парковку. В подвалах высотки обстроены бомбоубежища со всем необходимым на случай экстренной эвакуации.
Если верить легендам, есть под сталинским небоскребом даже бассейн с большим запасом чистой воды. Адрес Садовая-Спасская 21/1 сегодня можно встретить во многих туристических буклетах.
Какова же современная судьба легендарного здания? В центральной башне сегодня по-прежнему располагается Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Московская валютная биржа, банк, а также ряд прочих организаций. Боковые корпуса занимают жилые квартиры, а на первых этажах открыты различные магазины и офисы.
История, легенды и мифы сталинской высотке на Красных Воротах
Небоскребы товарища Сталина
С московскими небоскребами, построенными при И. Сталине, связано множество разнообразных легенд. Согласно одной из них, высоток должно было быть не 7, а 8. Торжественные церемонии закладки первого камня проводились одновременно для всех спроектированных зданий. Дата и даже точное время для этих мероприятий было выбрано не случайно – в тот день Москва отмечала свой 800-й день рождения.
Некоторые мистики утверждают, что закладка первых камней сооружений проводилась на основании астрологических расчетов. Как бы там ни было, высотка на Красных Воротах и еще 6 похожих зданий были заложены 7 сентября 1947 года. Для строительства небоскреба была выбрана самая высокая точка Садового кольца. Благодаря этому гениальному решению здание визуально выглядит еще более масштабным и величественным.
Экспериментальные методы
Строили здание на Садовой-Спасской четыре года, а стартовали работы одновременно с началом строительства остальных высоток – в день 800-летия Москвы. Говорят, выбирая дату строительства «небоскребов», Сталин советовался с астрологами. А курировал строительство высоток Берия, который, кстати, в юности учился на архитектора.
Проект дома на Садовой-Спасской, как и проекты других сталинских высоток, был весьма смелым, учитывая то, что необходимого опыта, техники и материалов для такой работы у московских градостроителей в те годы еще не было.
Специально для строительства высоток, возводить которые решили из монолитного железобетона, были построены заводы в подмосковных Люберцах и Кучине, конструкторами был разработан особый тип башенного крана, способный поднимать до 15 тонн. Кроме того, такие краны могли самостоятельно поэтапно подниматься с этажа на этаж по мере возведения здания. Также были разработаны специальные кирпичи и пустотелые керамические камни, для чего в Подмосковье также был специально построен завод.
А еще при возведении этой высотки советские инженеры впервые использовали технику заморозки плывунных грунтов (а земля в этих местах непростая – супеси, суглинки, пески). Как известно, в цокольной части дома расположен один из входов в метро, и работы по строительству подземки и небоскреба на Красных Воротах шли одновременно.
Метод заморозки применили с целью сделать максимально широкий котлован для станции подземки. Рабочие вырыли более двух сотен скважин глубиной по 27 метров и еще 110 – для строительства эскалаторного тоннеля. В них поместили трубы, в которых компрессоры гоняли охлажденный раствор хлористого кальция. А чтобы здание не просело после того, как строительство завершится и грунт оттает и просядет, высотку начали возводить с небольшим (16 см), но заметным уклоном. Идея казалась рискованной, однако расчёты инженеров Якова Дормана и Виктора Абрамова оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х.
Описание и архитектурные особенности
Главные архитекторы проекта — А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой.
Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.
Общая высота здания – 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.
Лаконичность и величие
Дом был построен в 1951 году на пустующем участке, принадлежавшем Министерству путей сообщения (когда-то здесь был старинный квартал). Авторами проекта стали архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев, а также конструктор Виктор Абрамов. Архитекторы за этот проект получили Сталинские премии.
Центральная часть здания (высотой около 140 метров), спроектированная по принципу ярусности, включает 24 этажа, а боковые – по 11.
Изначально высотку планировалось разработать в стиле русского и казацкого (украинского) барокко, однако потом было решено спроектировать его в более сдержанном стиле при более спокойном внешнем оформлении. Тем не менее, высотка все равно получилась весьма нарядной и оригинальной – в частности, за счет того, что фасады центральной части здания отделаны известняком, а нижние этажи и стелы парадного входа – красным гранитом. Крышу главного корпуса венчает шатёр ярусного типа.
Кстати, внучка Алексея Душкина, Наталья Олеговна, до сих пор живет в этом доме. Она тоже получила архитектурное образование, является историком архитектуры и градостроительства, имеет ряд научных работ и активно занимается охраной культурного наследия, за что получила ряд престижных премий.
Тайна постройки дома на Садовой-Спасской
В левом крыле легендарного здания находится выход со станции метро «Красные ворота». Эта особенность потребовала проведения сложнейших инженерных расчетов и применения инновационных технологий при строительстве. Часть высотного здания возводилась непосредственно над котлованом станции метро. Во избежание обрушения постройки на время ее строительства часть грунта была искусственно заморожена. Но даже это смелое решение не предотвратило бы последующую усадку здания.
Высотка на Красных воротах строилась с наклоном. А после естественной усадки грунта здание отклонилось и приняло правильное положение. Эта технология была очень смелой и рискованной для своего времени. Впоследствии она более не применялась.
Известные жильцы
В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский[2], хирург С. С. Юдин[3], композитор Михаил Чулаки (в 1952—1989)[4], актёр Борис Чирков[5], искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов[6], кинооператор Анатолий Головня[7].
Памятная плита в честь М.Ю. Лермонтова
Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?
Садовая-Спасская 21/1 – это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 «сестер». Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.
Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.
Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.
Ссылки
Здание в Зарядье
·
Дом Советов (Волгоград)
Гостиница «Дружба» (Прага)
·
Дворец культуры и науки (Варшава)
·
Дом свободной прессы (Бухарест)
·
Здание Академии наук Латвии (Рига)
·
Здание на Крещатике, 25 (Киев)
·
Главный корпус ЮУрГУ (Челябинск)2
·
Дом Советов (Воронеж)1
1— этажность была уменьшена во время строительства 2— надстроено в 1999—2003 годах
Это заготовка статьи об архитектуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Высотка на Красных воротах: история и наши дни
Для своего времени дом на Садово-Спасской отличался идеально продуманной инфраструктурой. В одном из жилых корпусов небоскреба располагался детский сад. Здание имеет подземную парковку. В подвалах высотки обстроены бомбоубежища со всем необходимым на случай экстренной эвакуации.
Если верить легендам, есть под сталинским небоскребом даже бассейн с большим запасом чистой воды. Адрес Садовая-Спасская 21/1 сегодня можно встретить во многих туристических буклетах.
Какова же современная судьба легендарного здания? В центральной башне сегодня по-прежнему располагается Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Московская валютная биржа, банк, а также ряд прочих организаций. Боковые корпуса занимают жилые квартиры, а на первых этажах открыты различные магазины и офисы.
Примечания
Тюрьма Ивана Грозного
Подземные ходы под Кремлём начали создавать задолго до изобретения метро. В XX веке археологи обнаружили тайные подземелья, в которых их ждали интересные находки: несколько скелетов в доспехах XV века. Историки убеждены, что под Москвой скрыта целая сеть катакомб. Некоторые завалил грунт, некоторые надёжно спрятаны.
Создание тюрьмы под станцией «Красные Ворота» приписывают Ивану Грозному. Сюда царь ссылал каторжников, которых не мог прилюдно казнить. Люди отправлялись в тёмные камеры на пожизненное заключение или замуровывались в стены.
В XX веке, когда правительство тайком создавало секретные линии, катакомбы Ивана Грозного были объединены с общей сетью Метро-2. Диггеры убеждены, что подземной тюрьмой и в эпоху СССР пользовались по прямому назначению.
Гостиница «Ленинградская»
Величественное здание находится на Каланчевской улице, д. 21/40, рядом с тремя столичными вокзалами. Это самая низкая из семи высоток Москвы. Она имеет 21 этаж и возвышается на 136 м. Новостройка была возведена в 1954 г. над местом, где протекают две подземные реки. Для формирования надежной опоры было установлено 1400 десятиметровых свай, на которых и возвели строение.
Гостиница «Ленинградская». Каланчевская улица, дом 21/40.
Внешнее оформление было выполнено под влиянием средневекового русского зодчества, а внутреннее убранство напоминало готический собор. Пышность гостиничных интерьеров и вестибюлей поражала воображение. В дизайне использовались скульптуры, лепнина, ценные породы дерева, самоцветы, золотая смальта. Бронзовая люстра-гирлянда даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Самая монументальная из сталинских высоток – Московский университет (Ленинские горы, д. 1). Здание построено в 1953 г. по проекту команды архитекторов во главе с Б. М. Иофаном. Позолоченный шпиль этого грандиозного строения даже в плохую погоду виден на десятки километров. С земли эмблема на шпиле кажется легкой и ажурной, а в действительности диаметр венка составляет 9,5 м, звезда имеет вес 12 т, а высота шпиля – 60 м.
Московский университет. Ленинские горы, дом 1.
Московский университет вплоть до 1990 г. считался высочайшим зданием Европы. Он имеет 32 этажа, а его высота вместе со шпилем – 240 м. Часы, установленные на боковой башне, являются самыми большими в Москве. Одна только минутная стрелка имеет длину больше 4 м и весит 39 кг. Университет – единственный проект, где удалось полностью воплотить планы архитекторов, благоустроив всю прилегающую территорию.