садамия что это простыми словами
СОДОМИТ
Смотреть что такое «СОДОМИТ» в других словарях:
СОДОМИТ — (по им. города Содома). Человек, предающийся содомскому греху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОДОМИТ [по названию древнего библейского города Sodom] 1) житель города Содом; 2) лицо, практикующее… … Словарь иностранных слов русского языка
содомит — а, м. sodomite, нем. Sodomit. От названия древнепалестинского города Содома, который вместе с Гоморрой был уничтожен землетрясением и огненным дождем за грехи жителей. Человек, склонный к содомии. Крысин 1998. Накажи, святой угодник, Капитана… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
содомит — содомит, содомиты, содомита, содомитов, содомиту, содомитам, содомита, содомитов, содомитом, содомитами, содомите, содомитах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Содомит — … Википедия
содомит — содом ит, а … Русский орфографический словарь
содомит — Syn: см. гомосексуалист, см. мужеложец … Тезаурус русской деловой лексики
содомит — тој што врши содомија … Macedonian dictionary
содомит — а; м. [франц. sodomite] Тот, кто занимается содомией; педераст … Энциклопедический словарь
содомит — същ. полово извратен човек, педераст, хомосексуалист … Български синонимен речник
Кто такие содомиты?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Кем на самом деле были содомиты, которых упоминает Библия и которыми сегодня то и дело называют представителей так называемого ЛГБТ? И правда ли, что Бог покарал жителей Содома именно за склонность к однополым связям?
Все слышали библейскую историю о том, как Бог уничтожил города Содом и Гоморру, пролив на них дождем серу и огонь. Рассказ об этом содержится в 18-й и 19-й главах книги Бытия. Но, чтобы разобраться, что к чему в этой истории, давайте прежде внимательно изучим, что говорит о Содоме и Гоморре Библия.
Что мы знаем о Содоме и Гоморре?
Во-первых – то, что располагались эти города в прекрасной плодородной долине, которая орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (Быт 13:10). Когда Авраам (который тогда еще носил имя Аврам, полученное при рождении) и его племянник Лот решили разойтись по разным землям, чтобы избежать имущественных разногласий, Лот выбрал именно плодородный Содом. При том, что и Ханаан, где остался Аврам, отнюдь не был пустыней: впоследствии Господь назовет его «землей, текущей молоком и медом» (Лев 20:24).
Уже здесь мы читаем, что жители Содома были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). Но чем именно грешны – Писание пока умалчивает.
Во-вторых, книга Бытия рассказывает о том, как правитель одного из местных племен Кедорлаомер с союзниками нанес поражение Содому и Гоморре, разграбил их и увел их жителей в плен. Аврам вступился за содомитов (ведь среди них жил и Лот), но отказался принять в благодарность от них дары. Даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама, – ответил он содомскому царю (Быт 14:23). Может, праведный Аврам не пожелал иметь ничего общего с заклятыми грешниками? Нет, все святые отцы толковали этот эпизод иначе: Аврам хотел лишь исполнить правду Божию, а до земного имущества соседей ему дела не было.
И, наконец, самый известный третий эпизод. Начинается он с того, что Бог предупреждает Авраама: Он идет испытать нечестивые города. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт 18:20-21). Бог не спешит сразу карать грешников, Он устраивает им испытание, объясняет преподобный Ефрем Сирин. Последнее испытание. Господь обещает Аврааму пощадить весь город, если найдет в нем хотя бы десять праведников (Быт 18:23-33).
Но единственным праведником в развращенных городах оказался племянник Авраама Лот…
Так в чем же состоял грех их жителей?
Это становится ясно из описания того испытания, которое устраивает содомитам Бог. Господь посылает в Содом двух ангелов, которых встречает, ведет в свой дом и принимает как почетных гостей праведный Лот. Но, едва прослышав об этом, его жилище окружает целая толпа содомлян, от молодого до старого, и все как один кричат: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их (Быт 19:5). Лот умоляет горожан не причинять его гостям зла, но чуть сам не становится жертвой исступленной толпы. В итоге вмешаться в дело приходится ангелам: они поражают содомлян внезапной слепотой, и тем приходится убраться (см.: Быт 19:11). После этого Господь принимает решение истребить беззаконные города – и приводит его в исполнение, как только Лот с семьей покидают Содом.
Суть греха обозначена в этом библейском повествовании вполне прозрачно. Профессор Лопухин говорит о «ненормальности и извращенности их (содомлян. – Прим. ред.) полового чувства», которое порождало такой противоестественный порок, как мужеложество, или гомосексуализм. С тех пор этот порок принято именовать «содомским грехом». А содомитами – людей «нетрадиционной сексуальной ориентации», которые, подобно жителям Содома, не видят в нем ничего греховного, противоестественного, а порой еще и активно пропагандируют свой образ жизни и навязывают его окружающим.
То есть история об уничтоженных городах подчеркивает, что содомский грех – особенно тяжкий, а совершившие его в смертельной опасности?
Смертельно опасен – любой грех. Сделанный грех рождает смерть, – пишет апостол Иаков (Иак 1:15) и не уточняет – какой именно. А преподобный Исаак Сирин говорит: любой нераскаянный грех – смертный. Всякий грех, в котором человек не покаялся, отделяет его от Источника жизни – Бога.
Да, в истории про Содом и Гоморру мы читаем о конкретном грехе. Причем грехе, о котором библейские авторы говорят не раз и дают ему предельно четкую характеристику: «мерзость» (Лев 20:13), «постыдная страсть», «срам», «непотребство» (Рим 1:26, 27, 28). Апостол Павел пишет твердо и однозначно: мужеложники… Царства Божия не наследуют (1 Кор 6:9,10). Но можно ли сделать вывод, что эта история лишь про последствия определенного греха? Что ко всем остальным, «не таким вызывающим» грехам она отношения не имеет?
Обратим внимание: мы видим не только, каким грехом заражены содомиты, но наблюдаем картину полной моральной деградации целого сообщества, в котором различие греховного и негреховного, допустимого и недопустимого стерлось вообще. Библейское повествование лаконично, но сказанного достаточно, чтобы понять: жители Содома действовали с таким неистовством, агрессией и бесстыдством, что уже едва напоминали людей. Святитель Московский Филарет (Дроздов) назвал их «зверской толпой» – и еще мягко выразился: ведь редко когда животные ведут себя так вызывающе нагло, и уж точно не выставляют напоказ свои пороки. Содомлян вполне уместно было бы назвать «сборищем сатанинским» – вслед за автором книги Откровения, который выразился так о гонителях христиан (Откр 2:9).
Проблема жителей Содома и Гоморры далеко не исчерпывалась их противоестественными наклонностями. Это были люди давно и прочно сросшиеся с грехом. И в упор не замечавшие попыток Бога раскрыть им глаза на тот ад, который они сами себе организовали в своих плодородных городах.
Ведь не случайно среди них поселился племянник Авраама Лот – судя по всему, еще за несколько лет до гибели двух городов. Господь намеренно устроил так, говорит святитель Иоанн Златоуст, чтобы у этих неистово развратных (2 Пет 2:7) людей был перед глазами пример праведника, и чтобы Лот, подобно врачу, мог бы «обуздывать силу их злых болезней». Но содомляне не воспользовались добрым примером; они «не только не оставили зла, но более и более умножали его», так что Лот, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет 2:8). Содомляне ослепли еще прежде, чем их лишили зрения ангелы, причем – по собственной воле. Они сделали все, чтобы затоптать в себе образ Божий, то, что еще делало их людьми. И в итоге, как говорит Златоуст, «лишились всякого прощения».
Чем история о гибели Содома и Гоморры важна для нас?
Уничтожение двух городов, население которых вершило разврат и злодеяния, – страшный, но выразительный пример того, чем завершается всякая попытка жить по закону греха, игнорируя заповеди Бога и отвергая всякий призыв переосмыслить свою жизнь. И пресловутый «содомский грех» в данном случае – не более чем отправная точка того длинного пути, который закончился для жителей Содома и Гоморры гибелью под огненным дождем (неважно, какое явление природы Бог использовал, чтобы покончить с этим злом). «По пути» на этот грех налипло много чего еще: и злоба, и любовь к самоуслаждению, и абсолютная безнравственность, и хамское отношение к ближнему, не говоря уже о Боге… До чего-то в этом же духе докатилось, вероятно, человечество во времена Ноя, и для тогдашних людей это кончилось Потопом. А теперь Богу пришлось выжигать источники заразы огнем.
Только не стоит думать, что жители этих городов были какие-то необыкновенные грешники, до которых нам с вами далеко.
Очень характерный вопрос задал однажды Своим слушателям воплотившийся Бог Иисус Христос. Думаете ли, – спросил Он у них, – что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? И Сам же ответил: нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:4-5). Господь имел в виду очень простую вещь: никогда не нужно обольщаться на свой счет. Ведь и содомлян Он предупреждал, когда показал им пример Лота, наслал на них войско грабителей, привел в город ангелов. А нас предупреждает другими примерами, в том числе примером Содома. Вопрос только в том, обратим мы внимание на эти примеры – или зажмурим глаза и заткнем уши. Изменим свою жизнь – или продолжим жить как привыкли. Содомляне держались за свой привычный образ жизни до самого конца. И конец этой жизни был страшным.
Содомский грех — что это такое?
Что такое содомский грех?
«Содомским» грех называют из-за названия города Содом, где во времена Авраама процветали порок и разврат. Для удовлетворения своей похоти жители древнего города прибегали к принуждению и насилию. Это касалось даже ангелов, которых укрыл у себя праведник Лот.
«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» ( Быт. 19:4-5 ).
Содомский грех часто связывают исключительно с мужеложством, но он имеет более широкое значение.
«Люди же Содома были злы и весьма преступны перед Богом» (Быт. 13:14).
С порочностью жителей связано упоминание двух городов. Содом и Гоморра погрязли в разврате. Лишь один праведник Лот с семьей должен был избежать справедливого наказания от Господа. Ветхий Завет описывает, как в то время, как Лот покидал город, на него пролились огонь и сера.
«Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» ( Иуда 1:7 ).
Содомский грех в православии
В православии к содомскому греху относятся мужеложство, блуд и любая греховная страсть человека, которая не относится к браку. Только о плотских отношениях в браке в Библии сказано «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2:24 ).
Мужеложство, распространенное в Содоме и Гоморре отнесено к ряду тяжких грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9-10 ).
Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:18-20 ).
О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди.
Взгляд Церкви на грех содомии
Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника:
«…Блудомназывается исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4).
Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» ( Ис. 1:10 ). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17:29-30 ).
Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния.
«Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис.1:16-17 ).
Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял: «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».
Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам, —
отмечал протоиерей Глеб Каледа.
Церковь однозначно осуждает содомский грех и предлагает пути освобождения от пагубных страстей:
«Познавший свою немощь из многих искушений, из телесных и душевных страстей, познает и бесконечное могущество Бога, избавляющего вопиющих к Нему молитвой от всего сердца. И молитва ему уже бывает сладостна. Видя, что без Бога он ничего не может сделать, и страшась падения, он старается быть неотступно при Боге. Он удивляется, размышляя о том, как Бог избавил его от стольких искушений и страстей, и благодарит Избавляющего, и с благодарением получает смирение и любовь, и никого уже не смеет презирать, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда захочет», — писал преподобный Петр Дамаскин.
Сексуальная жизнь в древней Греции. Часть 5. Содомия
Чаще всего упоминания, напрямую связанные с содомией, встречаются в мифах, где описаны любовные похождения Зевса.
Одно из таких приключений было связано с Ледой (женой спартанского царя Тиндарея). Превратившись в лебедя, он сумел обмануть на берегах реки Эврот доверчивую Леду, восхитив ее белоснежным своим оперением, и насытил свою страсть. В этот же день Леда исполнила супружеский долг и с мужем. А по прошествии положенного срока снесла яйцо. (как одна из версий)
Миф о Леде и лебеде еще с времен античности считался излюбленным в изобразительном искусстве, именно поэтому большинство картин и скульптур посвящены этому сюжету.
Чезаре да Сесто. Леда и лебедь (копия несохранившейся картины Леонардо да Винчи)
Scindia museum, Gwalior. Леда и лебедь
Половой контакт в виде лебедя был не последним содомическим экспериментом Зевса. Он очень любил разнообразить свои сексуальные фантазии и перевоплощался каждый раз в разных существ.
В облике змея Зевс соблазнил богиню плодородия, покровительницу земледелия Деметру, а затем богиню царства мертвых Персефону. В облике птицы — дочь Финикийского царя Европу, в облике быка — дочь речного бога Инаха Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике перепела — дочь титана Лето, в облике муравья — Евримедусу и в облике голубя — возлюбленную Аполлона Фтию.
А это точно про содомию?
Ганимед (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») — в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса и Каллирои. Содомия в квадрате прям.
Да уж, для Ио это было испытанием.
Он там в виде зверюшек соблазняет. А я в роли человека не могу так. Особенно богинь и принцесс.
Кажется я теперь понял зачем за мной в детстве бабушкин гусь бегал.
Сила географии (3)
Продолжаем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».
Студентам геополитики хорошо известна греческая тема: недаром первопроходцем этой дисциплины был Фукидид с его «Историей Пелопоннесской войны». Отсюда и термин ловушка Фукидида, когда рост мощи Афин вызвал тревогу в Спарте. Тревожатся сегодня и Штаты по поводу Китая.
Ахейцам это было известно, и они построили Акрополь на вершине горы уже четыре тысячи лет назад. Впрочем, он не защитил от персов в 480 году до нашей эры: у защитников быстро кончились запасы. Персы разграбили город после Фермопил. Греки сделали из этого урок на будущее, защитив стенами дорогу к Пирейскому порту, чтобы обеспечить снабжение во время осады. Сила Афин была не в горах, а на море. Тем не менее, сила должна опираться на людей. А их чем-то кормить надо. В Македонии земли было достаточно, чтобы обеспечить такую армию, которая смогла не только захватить всю Грецию, но и дойти впоследствии до Индии. Но с Аппеннинским полуостровом всё же это несравнимо. Там можно было набрать ещё больше солдат. Римляне, взяв Корфу, использовали его для плацдарм для захвата всей Греции. С независимостью эллинов было покончено на многие века. Две тысячи лет римляне, византийцы, османы, англичане и русские не позволяли грекам взять судьбу в свои руки. Империям не нужны были горные теснины, где были места, куда за всё время не ступала нога того же османа. Им нужны были острова Эгейского моря, обеспечивающие доступ в море Чёрное. Слабая Греция позволяла этого добиться.
А в 2015 году из Греции стали приплывать беженцы из Турции (туда они попали из Сирии). Десятки, сотни тысяч. 850 тысяч, если быть точным. Ситуацию облегчили подкупом Турции, которой с тех пор платят миллиарды евро каждый год. И безвиз впридачу. Тем не менее, десятки тысяч беженцев остаются на островах, которые де-факто превратились в тюрьмы.
А совсем недавно у берегов Кипра стали искать (и находить) газ. У северных берегов стали искать и турецкие суда. Они стали появляться и в других районах Восточного Средиземноморья, цитируя в обоснование своих действий соглашение с текущим правительством Ливии о разделе акватории. Согласно этому соглашению, зоны Ливии и Турции имеют общую границу. Что означает невозможность постройки газопровода по морскому дну с юга на север без согласия этих стран.
Потому-то Турция поддерживает действующее правительство Ливии, и Эрдоган послал туда свои войска.
В прошлом году у турков начались обострения даже с французами. Те послали свой авианосец следить за газоразведкой у Северного Кипра. Они, кстати, признали геноцид армян. Вот такие сейчас тёрки между членами НАТО, которое, по выражению Макрона, переживает «смерть мозга». В процессе охлаждения отношений Турции с НАТО Греция не прочь занять её место в стратегической доктрине этого военного альянса. В стране растёт консенсус о необходимости тесного сотрудничества с американцами, которые и без того имеют базу на Крите. А на Кипре сидят, кстати, британцы. И те, и другие, не горят желанием пускать русских через проливы. Русские же заигрывают и с Грецией, и с Турцией.
Турция не имеет широких равнин или длинных судоходных рек. Однако её плодородные земли, орошаемые дождями, кормят большое население. А вместо рек есть тёплое море, по которому испокон веков налажено транспортное сообщение. Контроль над Босфором и Дарданеллами является огромным оборонительным преимуществом. Сидя на перекрёстке сухопутных путей из Европы в Азию и морских из Чёрного моря в Средиземное, трудно не разбогатеть на торговле. Так делали и греки с римлянами, и османы, которые проецировали своё влияние отсюда на Ближний Восток, в Африку и на Балканы.
Идя на запад из Стамбула, попадаешь в долину реки Марица. Затем, обойдя вдоль Чёрного моря горные хребты, добираешься до устья Дуная с Железными Воротами и Бессарабским коридором.
Бессарабский коридор открывает южный путь с востока в Европу. К северу от Карпат путь лежит через Польшу. Теснина Железных ворот может быть избрана либо как рубеж обороны, либо как исходный пункт для дальнейшей экспансии. Турки выбрали второе. Выйдя на Паннонскую равнину, они стали стремиться её удержать. Сделать это можно было, лишь закрыв вход на неё из предгорий Альп. То есть взять Вену. Они пытались сделать это трижды. Ко времени третьей попытки Османская империя разрослась не только на север, но и практически во все стороны. Она стала многокультурным государством, хоть и склонным к жестокостям, но тем не менее не (всегда) заставлявшим подданных принимать суннизм.
Вену османы так и не взяли. Им пришлось с течением времени отойти к Железным воротам, а затем и дальше. Империя оказалась неспособной конкурировать с технически превосходящими европейскими державами. В 1918 году бывший султанат был разделён странами-победителями в Первой мировой войне. Потом была греко-турецкая война, где Ататюрк смог добиться решительной победы.
После этого он стал заниматься модернизацией, то есть вестернизацией, страны. Государство было отделено от религии, турки сняли фески и паранджу, был введён григорианский календарь и латинский алфавит. В культурном отношении стали строить мононациональное государство, не обращая внимание на наличие значительных меньшинств. Частью этой политики является непризнание геноцида армян в 1915 году. То есть, убийства они признают, но отказываются признать их организованность.
Вторую мировую удалось пересидеть в стороне, вступив в неё на стороне побеждающих стран лишь в феврале 1945 года. Не самые лучшие отношения со Сталиным и ситуация на северо-востоке побудили к вступлению в НАТО. Это был брак по расчёту. Греция вместе с Турцией, будучи не в лучших отношениях между собой, тем не менее закупорили советский флот в Чёрном море и выставили на южном фланге внушительные армии. Ради такого западные демократии смотрели на пальцы и на греческих чёрных полковников, и на турецкие военные перевороты 1960, 1971 и 1980 годов.
Конец биполярного мироустройства после развала СССР принёс новые реалии многочисленных локальных центров сили у турецких границ. Изгнание Саддама из Кувейта усилило курдский сепаратизм в Ираке и в самой Турции. Югославия, вместо того, чтобы стать рынком для турецких товаров и услуг, развалилась и стала рассадником нестабильности и насилия на Балканах и не только там. А ещё карабахский конфликт. Устав ждать приёма в Европейский Союз (куда её не брали по плохо замаскированным причинам), страна стала менять направление развития под руководством нового лидера.
Резюмируя, можно сказать: всё ещё являясь мостом между Европой и Азией, страна встала на путь экспансии и создания новых форпостов. Значимый игрок в современном мире, Турция отчаливает из НАТО и сообщества демократий. Софийский собор превращается из музея снова в мечеть. НАТО может прожить и без Турции, у него много стран-членов. А вот у турков кругом в основном лишь враги. Даже Россия лучше всего может быть описана как друг-соперник. Да, есть успехи в Ливии и Сирии, но соперничество в Восточном Средиземноморье включит гораздо более сильных противников.
Автор напоминает нам, что, несмотря на очевидный поворот страны с Запада на Восток, могут произойти изменения. В конце концов, выборы никто не отменял. Как никто не отменял и реальную политику с её сдерживающими факторами, и географию.