с чем связано установление княгиней ольгой урока

Введение уроков и погостов

Воскресенье, 16 сентября 2018 г.
Рубрика: История
Метки: реформация, правление, дань
Автор статьи: selvik
с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть фото с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть картинку с чем связано установление княгиней ольгой урока. Картинка про с чем связано установление княгиней ольгой урока. Фото с чем связано установление княгиней ольгой урокаВведение уроков и погостов в Киевской Руси было неслучайным. Это результат реформаторской политики, которую повела Великая княгиня Ольга, после смерти своего мужа.

Неизвестно как могло сложиться будущее молодого государства, если бы после гибели мужа княгиня повторно вышла замуж, стала мужнею женой и возложила на супруга решение судьбы своего народа.

Но похоже, её действительно волновало будущее Киевской Руси. Женщина взяла узды правления в свои руки и сделала очень много не только для своего государства, но и для истории в целом.

Предпосылки к реформам

В 945 году был жестоко убит Киевский князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, установленный ещё его отцом Рюриком. Он пытался дважды за один год взять дань с племени древлян.

Нужно отдать должное древлянам. Они пытались вразумить князя, выходили навстречу для мирных переговоров. Но переговоры не удались и подданные казнили своего правителя.

У Игоря остался наследник, малолетний сын Святослав. В год гибели отца мальчик был слишком мал, и власть перешла к вдове князя.

Но по законам язычников жена побеждённого князя должна была стать женой или наложницей победителя. Этим законом и решили воспользоваться древляне, преследуя одну цель — посадить на киевский трон своего правителя.

Переговоры шли долго. В летописи описаны неоднократные приходы послов с целью сватовства. Но не зря летописцы обрекли Ольгу мудрой , а народная молва хитрой .

с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть фото с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть картинку с чем связано установление княгиней ольгой урока. Картинка про с чем связано установление княгиней ольгой урока. Фото с чем связано установление княгиней ольгой урока

Известно, что со сватами, как минимум дважды, женщина расправилась очень жестоко. Первая дипломатическая миссия мятежников была буквально похоронена заживо, вторая заживо сожжена.

Вероятно, такой ход новая правительница предприняла по двум причинам:

Для утверждения личной власти в глазах собственного народа.

Спустя год, княгиня сама вышла в поход вместе с воеводой и дружиной. Подошла к столице древлян Искоростени и спалила город.

Этими действиями Ольга продемонстрировала всем другим племенам, что бунт против верховной власти не прощается.

Дальнейшее правление славной княгини не имело масштабных жестоких действий. Правила она мудро и справедливо.

Реформы

Вот как представляют себе историки первую женщину — правительницу Руси. До наших дней не сохранилось ни одного изображение княгини. Все иллюстрации — это вымысел художников. Доподлинно известно, что отличалась женщина красотой небывалой. Об этом неоднократно повествуют различные исторические источники.

с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть фото с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть картинку с чем связано установление княгиней ольгой урока. Картинка про с чем связано установление княгиней ольгой урока. Фото с чем связано установление княгиней ольгой урока

Раздумья о трагической гибели мужа, привели её к умозаключению о том, что все вопросы с полюдьем нужно решать как-то по-другому. Упразднить обычай, когда князь лично ездит в самые отдалённые уголки своих владений собирать дань и вершить суд.

Взяв власть в свои руки, Ольга осуществила первую в отечественной истории административную реформу .

Поделила землю на волости.

В волостях организовала погосты.

В погостах посадила чиновников — тиунов.

Ввела уроки — фиксированную дань.

Разделив землю на волости, правительнице стало проще осуществлять контроль, так как появились ответственные за конкретные земли. Центрами волостей стали погосты — крупные торговые сёла, стоявшие по речным берегам. Погосты были не только местом сбора дани. Поскольку они находились в местах пересечения торговых путей, они служили центрами торговли и обмена.

Тиуны собирали дань, которая отныне была фиксированной. Произошла полная структуризация. Правда, были случаи неповиновения. Тогда призывали помощь ополчения.

с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть фото с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть картинку с чем связано установление княгиней ольгой урока. Картинка про с чем связано установление княгиней ольгой урока. Фото с чем связано установление княгиней ольгой урока

Система была разработана чёткая. Урок — это чёткий размер дани. Люди за ранее знали, когда подойдёт срок оброка и сколько нужно отдать. Это делало жизнь простых людей более организованной.

Те, кто промышлял лесом да охотой давал меха, речные жители — рыбу, кто-то сдавал мёд, кто-то результаты труда прядения и ткачества.

Ольга жёстко контролировала порядок, появляясь в самых отдалённых своих владениях.

При Ольге расширение территорий, начатое князьями Рюриком и Олегом, продолжилось. Княгиня лично участвовала в покорении племён, живших по берегам рек Мста и Луга.

Она первая из русских правителей разграничила государственные и княжеские земли, государственные и собственные доходы. 2/3 дани шло Киеву, 1/3 княгиня оставляла себе на дворцовые и дипломатические расходы.

В этот период только Византия и государство саксов могли соперничать с ней по уровню развития.

Все земли, которые попадали под руководство правительницы подвергались немедленной реструктуризации. Погосты и уроки стали обязательным условием власти.

Расширением своих владений занимался подросший сын Ольги. Святослав постоянно находился в походах, его не занимали вопросы управления страной. Юноша вырос славным воином, верил только в силу меча. Он был убеждён, что княжеское дело расширять границы своего государства. Политику и дипломатию считал пустой тратой времени и с лёгкостью оставлял правления на мать. И хотя в 964 году началось его самостоятельное правление, все дела внутренней политики продолжала решать Ольга.

Закрепление реформаторской политики

Как известно, Ольга была отличным аналитиком. Она понимала, что обезопасить южные границы своего государства от постоянных набегов печенегов возможно, если сделать Византию своей союзницей. Тем более что это приумножило политический престиж Руси. Имелся и формальный повод для дипломатической акции — подписание нового договора.

Но она хотела найти более веский аргумент, который могли бы византийцы оценить как особую миссию. И тогда язычница Ольга сообщила византийскому императору, о своём намерении принять христианство. Это не был лицемерный поступок. Христианское учение давно привлекало умную, образованную женщину.

с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть фото с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть картинку с чем связано установление княгиней ольгой урока. Картинка про с чем связано установление княгиней ольгой урока. Фото с чем связано установление княгиней ольгой урока

Весной 957 года русский флот, состоявший из трёх десятков кораблей, прибыл в бухту Царьграда. Впервые Царьград принимал владычицу огромной и мощной северной страны. Ей был оказан приём и всевозможные почести.

Второй приём был назначен через сорок дней. И всё это время княгиня готовилась к таинству крещения. Крестил её патриарх Палееф, а восприемником из купели был сам император, став, таким образом, её крёстным отцом.

Вернувшись в Киев, по приказу Ольги началось строительство храма во имя Софии. На родине княгини, в Псковской земле срубили и освятили церковь во имя Ильи пророка.

Мудрая княгиня не загоняла людей в купель силой полагая, что люди должны созреть для новой веры.

Политика Святослава

Тем временем князь Святослав подчинял Киеву огромные территории. Начатое ещё Олегом объединение восточнославянских племён было завершено. Русь взяла под свой контроль торговые пути по Волге и Дону, обезопасила южные границы, и заявила о себе, как об одном из сильнейших государств Европы.

с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть фото с чем связано установление княгиней ольгой урока. Смотреть картинку с чем связано установление княгиней ольгой урока. Картинка про с чем связано установление княгиней ольгой урока. Фото с чем связано установление княгиней ольгой урокаКонечно, если бы Святослав прислушивался к словам своей матери, вероятно, ход истории был бы определён другим путём. Не имея чёткой структуры наследования, разделив земли русские между тремя своими сыновьями, Святослав положил начало междоусобным войнам, длившимся несколько столетий, ибо никогда князья русские не жили в мире.

Но нужно отдать ему должное. Он был славным воином, лучшим из лучших.

Летописи свидетельствуют, что это ему принадлежат знаменитые слова, обращённые к своей дружине: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имеют».

Князь на тысячу лет вперёд обозначил русские стратегические интересы на Балканах, предвосхитил будущие походы Петра I и Екатерины II. К сожалению, Святослав был лишён таланта устроителя государства, не дано было ему и религиозного прозрения.

Источник

Уставы» и «уроки» княгини Ольги

Деятельность княгини Ольги отдалена многими десятилетиями от времени составления первого русского летописного свода. Сделавшись правительницей Киева в 945 г. после восстания в Древлянской земле, Ольга в течение всего своего регентства вела напряженную борьбу с силами, противившимися утверждению новых феодальных порядков. Она разгромила союз племен во главе с древлянами, приняла христианское вероисповедание, видя в нем надежное средство упрочения феодального строя.

Летопись сообщает, что после победы над древлянами Ольга возложила на них тяжелую дань. Она прошла по всей «Деревьстей земли», «уставляющи уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». Эти порядки вскоре были распространены и на другие земли: «Иде [81] Вольга Новугороду и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; [и] ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоять в Плескове и до сего дне, и по Днепру, перевесища и по Десне и есть село ее Ольжичи и доселе». 98) Как можно догадываться, это была важная реформа. Одна из ее сторон — хозяйственная. Часть пленных древлян была передана в рабство киевской дружине («работе предасть мужем своим»). Пленники, возможно, использовались в новых княжеских и боярских «селах». Правда, в княжеском хозяйстве охота еще играет значительную роль («перевесища», «ловища»). Следы законодательства Ольга («уставы» и «уроки») по вопросам княжьего хозяйства, как мы увидим ниже, сохранились в домениальном Уставе Ярославичей. 99) И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин обратили внимание на сходство реформ Ольги с нормами статьи 70 Пространной Правды (ср. «знамение, им же ловлено»). 100)

Вторая сторона реформы — установление погостов и даней. Возможно, реформа проводилась в связи с восстанием покоренных племен против все возраставших поборов киевских князей. Поэтому необходимо было точно регламентировать сбор дани. Была введена норма дани, сроки ее получения, определены пункты, где останавливался князь («становища»); возможно, они были связаны с местами княжеской охоты («ловища»). 101) После этой реформы, судя по рассказу Константина Багрянородного, сбор дани — «полюдья» происходил в строго установленные сроки. 102) Сбор даней теперь происходил в совершенно определенных пунктах-погостах, вероятно, каких-то старых племенных центрах. 103) [82]

Наконец, третья сторона реформ Ольги была связана с изданием «уставов» и «уроков». Частично они определяли жизнь княжеского хозяйства, но вместе с тем имели и общегосударственное значение. 104) Ведь «устав» — это княжеский акт (см. заголовок Устава Ярославичей: «Правда уставлена Руськои земли», а также «Устав Володимерь Всеволодича», ст. 53 Пространной Правды и т. п.). «Уроками» также именовали законодательные акты, связанные с судебным процессом, 105) а иногда — с регламентацией штрафов в пользу князя или расценкой за кражу. 106) Иногда «урок» — просто вообще возмещение убытка 107) или даже вид дани. 108) Связь «урока» с какими-то княжескими установлениями (может быть, судебными) несомненна. Этимологически его происхождение возводится к уставленному («уреченному») вознаграждению за ущерб. Введенные Ольгой после гибели князя Игоря «уставы» и «уроки» должны были предотвратить повторение случаев убийства дружинников и князей в покоренных землях.

Очевидно, к деятельности княгини Ольги можно отнести добавление в ст. 1 Краткой Правды: «аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник. то 40 гривен положити за нь». Смысл этой статьи заключается в защите княжеских дружинников от посягательств на их жизнь, в первую очередь со стороны закабаляемых общинников. Речь идет о различных категориях русинов, т. е. дружинников; они могли быть гридями — просто высшими дружинниками, 109) [83] могли быть ябетниками, судебными исполнителями; 110) могли быть и мечниками, сборщиками дани, по долгу службы присутствовавшими на суде. 111) Они, наконец, могли быть «купчинами» — полукупцами, полувоинами. 112) В этом установлении Ольги впервые для русского законодательства можно обнаружить следы варяжской терминологии: ябедник — от древнескандинавского aembaet, гридин — от древненорвежского gridh, убежище; gridhmadhr — служитель. 113) Закон твердо и недвусмысленно провозглашал защиту нарождавшегося господствующего класса, объявляя, что отныне всем лицам, покушавшимся на жизнь княжеских дружинников, придется иметь дело с законом и государственным аппаратом, стоявшим на его страже. Штраф за убийство дружинников и стал именоваться «вирой».

Происхождение слова «вира» не вполне ясно. Большинство исследователей, и в их числе Л. Гетц, возводят его к древненемецкому wergelt и связывают его возникновение с появлением варягов на Руси. 114) Действительно, «вира» в славянских языках отсутствует. М. Фасмер высказал весьма правдоподобное предположение, что термин «вирьная [плата]», возможно, старше «виры», образовавшейся из нее. 115)

Реформу подготовили уже предшествующие мероприятия, которыми вводилась денежная кара за убийство тех, у кого не было мстителей. Теперь это правило не только сделалось законом, но и было [84] преобразовано на новой основе. Речь отныне шла о княжеских дружинниках и других представителях господствующего класса. Казалось бы, дружинники теперь лишь приравнивались к общинникам, — за убийство тех и других платилось 40 гривен. Но за убитого дружинника приходилось теперь ответ держать перед самим князем, тогда как за убийство общинника плата шла его сородичам, а к князю в лучшем случае можно было обращаться с жалобой на несоблюдение законов. Сохранившаяся формально в законе оговорка о том, что штраф платился лишь тогда, когда у убитого не было мстителей, постепенно теряла смысл, ибо дружинник не был членом общины. В обстановке постоянных походов, когда процесс оседания дружины на землю еще не получил сколько-нибудь заметного распространения, у сподвижников князей Олега, Игоря, Ольги, у этих Фарлофов, Руалдов, Стемидов, Сфандров, Свенов, как правило, не было родичей, кто бы мог мстить за них. Прообраз виры пока платился князю еще только за убийство дружинника, 116) но тем не менее старый обычай «мести» должен был потесниться, дать простор новым представлениям, рожденным в недрах классового общества. Так был сделан еще один шаг вперед по пути сложения феодального права. 117)

Источник

Тест по истории Становление Древнерусского государства 6 класс

Тест по истории Становление Древнерусского государства 6 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 6 заданий.

Вариант 1

А1. Кто был основным торговым партнером Руси?

1) Византия
2) Швеция
3) Тмутаракань
4) Скифия

А2. С именем какого князя связаны события 882 и 907 гг.?

1) Рюрика
2) Олега
3) Игоря
4) Святослава

A3. Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

1) развитию образования
2) упорядочению сбора дани
3) укреплению связей с Византией
4) распространению христианства

А4. О чем идет речь в отрывке из документа?

Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит. И послали к нему послов, говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань».

1) о походе Олега на Киев
2) о походе Святослава
3) о восстании древлян
4) о нападении хазар

А5. Какое название получил объезд князем подвластных племен и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?

1) налогообложение
2) полюдье
3) выкуп
4) приношение

В1. Установите последовательность правления древнерусских князей и княгинь.

A. Ольга
Б. Олег
B. Рюрик
Г. Игорь
Д. Святослав

Вариант 2

А1. С именем какого князя связаны присоединение земли вятичей и разгром Хазарского каганата?

1) Рюрика
2) Олега
3) Игоря
4) Святослава

А2. Основной военный противник Руси в X в.

1) Византия
2) Швеция
3) Тмутаракань
4) Скифия

A3. В результате восстания древлян в 945 г.

1) распалось Древнерусское государство
2) был упорядочен сбор дани
3) новгородцы пригласили на княжение Рюрика
4) столица была перенесена из Новгорода в Киев

А4. О чем идет речь в отрывке из документа?

И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки… Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей… убили Аскольда и Дира.

1) о походе Олега на Киев
2) о вторжении норманнов
3) о восстании древлян
4) о походе князя Святослава

А5. Места сбора дани, установленные Ольгой

1) города
2) полюдье
3) погосты
4) торг

В1. Установите верную последовательность событий.

A. Объединение Киева и Новгорода под властью Олега
Б. Убийство древлянами князя Игоря
B. Установление княгиней Ольгой уроков и погостов
Г. Разгром князем Святославом Хазарского каганата
Д. Призвание Рюрика в Новгородскую землю

Ответы на тест по истории Становление Древнерусского государства 6 класс
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-2
А4-3
А5-2
В1. ВБГАД
Вариант 2
А1-4
А2-1
А3-2
А4-1
А5-3
В1. ДАБВГ

Источник

Интегрированный урок история + литература «Личность княгини Ольги»

1. Изучить историю древнерусского государства середины X в., дать оценку правления княгини Ольги.

2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.

3. Углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.

4. Закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.

Оборудование:

– историческая карта «Киевская Русь IX – X вв.»,

– атласы » История России с древнейших времен до кон. Х VII в.»,

– исторические документы: Н.М. Карамзин » История государства Российского», » Правда Роськая», «История в лицах», свидетельства историков, отрывок из «Повести временных лет» (эпизод » Месть Ольги»); С.М.Соловьев «История государства Российского»;

– репродукции портрета Ольги, репродукция картины В.М. Васнецова «Летописец Нестор», репродукция древнерусской миниатюры «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись», репродукция скульптуры М.М.Антокольского «Нестор – летописец».

Опережающие задания:

– работа с историческими документами по вопросам,

– чтение отрывка «Месть Ольги», приведение доказательств того, что он имеет фольклорную основу;

– индивидуальные ролевые задания «историку»: рассказ о Несторе, «искусствоведу»: рассказ по древнерусской миниатюре, «лингвисту»: работа со словарями.

Ход урока:

1. Постановка целей. Вступительное слово учителей.

Братья и друзья, отроки наши! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, поведем мы речь сегодня о княгине Ольге, о разных ликах ее, о деяниях ее во славу народа русского.

Узнаем мы, откуда есть пошла литература русская. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Запись темы урока в тетрадь.

2. Представление экспертов: «историка», «лингвиста», «искусствоведа». Остальные – думающие, умные, внимательные ученики.

3. Беседа.

Учитель истории: Изучая историю, восстанавливая ход давно минув­ших событий, как и ученые–историки, мы с вами также обращаемся к историческим документам.

– Как называются документы, которые рассказывают нам о давно прошедших днях? (Письменные исторические источники).

– Что к ним относится? (Летописи, исторические повести, описание путешествия, жития святых и др.).

Что такое летопись? Мудрецы советуют: чтобы понять смысл слова, зри в корень. (Летопись – писание по летам, изложение событий в форме «годовых статей»).

Запись определения в тетрадь: летопись – документ, в котором изложе­ны события в хронологическом порядке.

Совершенно справедливо говорят, что летопись – это прежде всего исторический труд. Но мы попытаемся выяснить в ходе беседы на уроках, по­чему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.

Действительно, летопись, которая явилась сборником древних письменных произведений, можно считать первым литературным памятником. Создавалась она не год и не два. Собиралась два века, даже больше. С глубокой древности (с XI века). У этого памятника сменилось много состави­телей.

Учитель истории: после моего рассказа назовите самых известных историков – летописцев.

Итак, первым летописцем был Киево–Печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он ак­тивно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бе­жать в Тьмутаракань. Став монахом, он и составил летопись. Ученые назы­вают 1073 год.

Труд его продолжили другие: в первой четверти XII века монах Киево–Печерского монастыря Нестор, самый прославленный из летописцев.

Индивидуальное задание «историка» – сообщение о Несторе.

– Скажите: на какие три вопроса пытался ответить историк Нестор в своем труде?

До нас дошла «Повесть временных лет «, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Мы сказали лишь только о некоторых летописцах из длинной чреды авторов. На­зовите самых известных историков–летописцев.

Учитель литературы: То, что до нас дошли эти имена летописцев, свидетельствует о том, какое большое значение придава­ли летописанию в Древней Руси. Во многом они были схожи. Это был, можно сказать, коллективный автор – древнерусский летописец.

– Попробуйте описать его. Каким вы представляете себе летописца за работой? Поможет вам в этом иллюстрация скульптуры Нестора работы М.М.Антокольского и репродукция картины В.М.Васнецова. (В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Весь погружен в работу. Лежат огромные книги в толстых кожаных переплетах с медными застежками. Буквы раньше фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила – устав. Писали на тонко выделанной телячьей коже. Скрипит гусиное перо в руке летописца, выводя заглавие книги. )

На репродукции – произведение современного искусства – скульптура Нестора, а у вас на столах – репродукции древнерусской миниатюры из Летописного свода: согласитесь, очень необычно изображены предметы.

– Почему так изображены предметы? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Ответы на эти вопросы искал наш «искусствовед». Ему слово.

Индивидуальное задание «искусствоведа» – сообщение о своеобразии древнерусской живописи.

Учитель литературы: Итак, чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать «язык», на котором говорит художник. Ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца вообще.

Древнерусский летописец был многосторонним человеком: для одних он важен как историк, для других как политик, он же юрист, он же литера­турный талант. Оживают под его пером события и люди далеких лет.

Обратимся и мы к отрывкам из этой книги.

Учитель истории: Изучая историю древнерусского государства, мы обращаемся к великому труду монаха Нестора. Предлагаю решить хронологическую задачу: в лето 6453 от сотворения мира в Киевском государстве было совершено преступ­ление, за которое виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века.

– О каком историческом событии идет речь? За какие преступления рас­платились виновные?

– Почему историк дает нам дату о жизни славян от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа? (Потому что в Киевском государстве еще не была принята новая религия – христианство.)

Поэтому для решения хронологической задачи историк дает нам еще одну дату – 5508 год (от сотворения мира) рождение Иисуса Христа.

– Итак, о каком событии идет речь? (О расправе Ольги над древлянами).
– За какие преступления расплатились виновные? (За убийство князя Игоря).
– За что же древляне так поступают с киевским князем Игорем? (За то, что хотел он собрать с них двойную дань).

– К чему же мы должны обратиться, чтобы понять поступок княгини Ольги с точки зрения законности раннего средневекового общества? Работа с историческим документом – статьей Н.М.Карамзина.

Обычаи и нравы славян X века раскрывает для нас «Правда Роськая»:

– Какое право утверждает первая статья этого закона? (Право кровной мести).

– Кто имеет право исполнить месть за убийство? ( Кровные родственники).

Родоплеменные обычаи и законы: кровная месть, народный суд – долго сохранялись у славян даже в период складывания государственности на тер­ритории их проживания

А теперь обратимся к сочинению другого историка – Кацвы «Киевская Русь в X веке», который также объясняет поступок Ольги.

– Что хотел под­черкнуть Нестор свидетельством о расправе? (Могущество Киева). Как объ­ясняет историк жестокость Ольги? (Справедливость, священная обязан­ность, подвиг).

В начале урока мы говорили, что «Повесть временных лет» – это не только историческое произведение, но и литературный памятник. Докажем справедливость слов Д.С. Лихачева, записанных на доске: » Повесть временных лет «. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.

Индивидуальное задание «лингвиста» – объяснение с помощью словаря значений слова « месть».

– Изучите их. В каком из них сильнее выражена негативная оценка? Что добавляет к смыслу слова месть объяснение его происхождения? О чем го­ворят родственные слова в других языках? (О смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому. Месть = бумеранг).

– Какое из толкований слова соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?

Не будем забывать, что месть – одно из самых сложных и противоречи­вых явлений в жизни человеческого общества; его оценка зависит во многом от исторической эпохи, национальных традиций. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми знакомил нас автор «Повести временных лет». Однако и в наши дни вопросы, связанные с явлением мести по-прежнему волнуют людей.

А сейчас, юные историки, наша цель – рассмотреть и оценить правление Ольги. Посмотрим на историческую карту «Киевская Русь»:

– Какие племена славян были подчинены киевскому князю?

– Сложно ли управлять такой обширной территорией? (Необходимо было заставить платить дань, вершить по праву суд в подвластных землях, подавлять недовольство подчиненных племен.)

В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини Ольги. Обратимся к сочинению Кацвы, который систематизирует сведения, взятые из летописи.

– Что делает Ольга, завершая отмщение древлянам? (Устанавливает уроки – размеры дани). С какой целью установлен четкий размер дани? (Чтобы не было возмущения со стороны племен). Что сделано для удобства сбора дани? (Установила становища и погосты, назначила в отдаленных ме­стностях княжеских приказчиков – тиунов).

В сочинении Н.М.Карамзина найдите свидетельства того, как была вос­принята деятельность Ольги славянами, жителями Пскова. (Хранили сани как вещь драгоценную).

– Каково же значение мероприятий, проведенных княгиней, в подвластных Киеву землях? Самую яркую оценку деятельности Ольги находим в труде Н.М.Карамзина (Укрепление власти, порядок в государстве, мир по всей стране, нет военных конфликтов, войн с другими государствами, Русь стала известна в отдаленных странах Европы). Что означают слова историка: «. стала известна в отдаленных странах Европы?»

Найдите свидетельства активных международных отношений Руси с другими государствами. ( 955 г. – поездка Ольги в Византию; 959 г. – посольство Руси в Германскую империю, установление взаимовыгодных отноше­ний с целью обмена посольствами и развития торговли).

– Каково значение столь активной внешней политики? (Ольга добилась международного признания без применения силы; сама приняла христианство). Став христианкой, узнав истинную веру, княгиня Ольга и сама должна была уже по-другому оценивать свою расправу над древлянами? (Обращение к схеме на доске).

Обратимся к сочинению Соловьева » История государства Российско­го»: в 955г. Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византии, была с почестями принята самим императором Константином Багрянородным. Узнав истинную веру, с каким предложением княгиня обращается к своему сыну Святославу? ( Принять христианство самому и дружине).

Мы, как историки, можем продолжить рассуждение Ольги: почему для единого государства единая религия – единобожие? В каком средневековом государстве Западной Европы с принятием единой религии укрепилась власть императора? (Во Франкском государстве).

4. Подведение итогов.

– Как можно оценить личность княгини, каким она была человеком? (Мудрая, хитрая, справедливая.) Каким была правителем? (Талантливым, она много сделала для укрепления Руси во внутренней и внешней политике).

И напоследок текст – провокация: найдите сознательно заложенные в него ошибки: жена князя Игоря, жестоко отомстив за мужа, установила уроки и погосты на Руси, прожила долгую жизнь, и погребена была сожже­нием в 969 г., повелев после смерти делать над собой тризну.

5. Оценивание результатов работы учащихся на уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *