с чем связано проникновение в россию марксизма ответ кратко
Историческая судьба марксизма в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Марксизм – это философская концепция, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, относительно социально-экономического и исторического развития мира, которая легла с основу идеологии многих стран в XX веке и значительно повлияла на общественные взгляды.
Зарождение марксизма в России
Первые марксистские организации в России появляются в 80-х годах XIX века. Достаточно быстро марксизм находит своих последователей, что объясняется благоприятно сложившимися социально-экономическими условиями.
Первыми марксистскими По данной теме мы уже выполнили реферат Основные идеи марксистской философии подробнее группами были группы Д. Благоева, П. Точисского, но широкое распространение идей марксизма связано с именем Г.В. Плеханова. Он и его последователи приспособили идеи марксизма для русской почвы, поэтому они скорее были ближе к радикально-революционному крылу социал-демократии. В отличие от народников Плеханов По данной теме мы уже выполнили реферат по Плеханову подробнее считал, что коммунистическая революция не выйдет из крестьянской общины, община развивается не по коммунистическому, а по капиталистическому пути. Только рабочий класс может взять на себя инициативу по развитию коммунистического движения. Рабочий класс должен и может сам взять на себя инициативу по освобождению рабочего класса от эксплуатации.
Готовые работы на аналогичную тему
Плеханов стоял на пути защиты России в годы Первой мировой войны, он отрицательно отнесся к Октябрьской революции, не нашел общего языка и с большевиками.
Марксизм в советской России
Развитие марксизма в России было тесно связано с В.И. Лениным. Марксизм в интерпретации Ленина По данной теме мы уже выполнили реферат Творческое развитие Марксизма Лениным подробнее оказывается политическим течением, поэтому для Ленина философия марксизма – прежде всего инструмент, который он использует для достижения своих политических целей, в том числе отказываясь от некоторых утверждений Маркса, если они не совпадают с собственными установками Ленина. Как и Плеханов, Ленин начинал с критики народников. Делал он это в статьях:
Для него революция – дело скорого времени, причем для достижения победы необходимо создание боеспособной и дисциплинированной организации. Основное внимание он уделяет созданию «революционной ситуации», о необходимости союза крестьян и рабочих, о руководящей роли большевистской партии. В своей философии он делает ставку на закон диалектики – единстве и борьбе противоположностей. Ленин обосновывает положение о единстве диалектики, гносеологии и логики. Особенное внимание он уделяет гносеологическим корням идеализма в религии. Ленин отличался партийной непримиримостью, что нанесло отпечаток и его философии, и дальнейшему развитию марксизма в России.
Марксизм меняется в сталинские времена. Сам Сталин считал себя искренним последователем Маркса, хотя его марксизм значительно отличался от «классики» и ленинского варианта, условно его можно назвать национально-государственным вариантом. После прихода к власти большевиков стране нужен был твердый моральный стержень, марксизм с его набором четких установок и аргументов, мог стать такой основой. Сталинскому марксизму присущ догматизм и схематичность, что во многом препятствовало развитию науки и культуры. Для Сталина марксизм – это тоже средство для сплочения страны, что в свою очередь обеспечит платформу для формирования самостоятельного народного хозяйства, чтобы страна не превратилась в придаток капиталистического окружения. Идеология выступает как надстройка, планирующий центр, на котором все держится. Сталин делал упор на государстве, которое будет существовать всегда, но «пока будет капиталистическое окружение», такая оговорка выступала скорее как дань традиции.
После XX съезда КПСС нарастает критика Сталина, в том числе объявляется ложным его понимание философии марксизма. Однако его догматы долго оставались определяющими в обществе, культуре и науке. Как философское учение марксизм был уже в состоянии стагнации, однако все больше становилось понятно, что коммунизм – это не скоро. Это привело к формированию новой концепции – концепции «развитого социализма».
Марксизм в России на современном этапе
Несмотря на острую критику марксизма, учение по-прежнему продолжает оставаться актуальным. Марксизм в современной России можно рассматривать с трех точек зрения:
Судьбы трех этих пониманий марксизма весьма различаются. Марксизм как официальная идеология советского государства представляет собой ту систему, против которой боролась еще советская интеллигенция, которая старательно дискредитировалась и разрушалась в период перестройки и в постсоветское время, в настоящее время в трудах современной интеллигенции рассматривается как архаическая и устаревшая. С такой оценкой трудно поспорить, поскольку действительно на лицо присутствует догматизация учения. Прогностическая идея марксизма о построении коммунистического общества на практике показала свою несостоятельность.
В тоже время марксизм как эвристическая философская система не ограничивается узкими рамками коммунистической идеологии, представляет собой целостную концепцию. В этой роли марксизм остается актуальным до сих пор, вся современная наука базируется на понятии материи, сформированном Марксом и его гносеологической концепции. Марксизм является современной философией, которая не отвернулась от понимания истины и сохраняет гносеологический оптимизм. С этой точки зрения марксизм займет достойное место в отечественной философии, когда уйдет негативное отношение к его идеологическому содержанию.
По мнению ряда современных российских философов, марксизм может получить свое развитие в российском обществе как методология социального развития через осознание массами своих гражданских прав и формулирования требований и позиций по отношению к государственной власти.
С чем связано проникновение в Россию марксизма?
В 10:50 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Разное». Ваш вопрос звучал следующим образом: С чем связано проникновение в Россию марксизма?
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Что такое марксизм: идеи, марксизм-ленинизм и группа «Освобождение труда»
Марксизм – это экономическое и политическое учение, созданное немецкими экономистами и мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века.
Идеи марксизма
Можно выделить несколько основных марксистских убеждений:
упразднение частной собственности;
упразднение эксплуатации одного человека другим;
отказ от денежных отношений;
общество должно быть бесклассовым;
религия – пережиток прошлого;
прийти к коммунизму можно лишь с помощью пролетарской революции;
установление диктатуры пролетариата – политической власти, защищающей интересы класса рабочих.
Карл Маркс считал, что история развивается по спирали и в итоге человечество придет к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности, денег, товарных отношений, но в более прогрессивном виде. Конкуренцию и борьбу за ресурсы он считал признаком примитивности общества, которая будет преодолена по мере развития. Труд, по мнению Маркса, перестанет быть вынужденным средством для существования, а станет добровольным.
Марксизм-ленинизм
В СССР термин «марксизм-ленинизм» использовался для обозначения обобщенного и доработанного Владимиром Лениным учения Маркса.
Но если Маркс писал о диктатуре пролетариата, которая выражала бы интересы рабочего класса, то Ленин установил революционную диктатуру, которая контролировала не только политическую и экономическую, но также частную жизнь членов общества.
Марксистское учение гласило, что победа социалистической революции возможна лишь в том случае, если она происходит одновременно в нескольких развитых социалистических странах. Согласно идеям марксизма-ленинизма, социализм может победить и в отдельно взятой стране, не являющейся экономически развитой.
Марксизм в России
Первой организацией в России, которая официально считала себя марксистской, стало «Освобождение труда», образованное в Женеве в 1883 году. Ее задачей было распространение идей Маркса в России со ставкой на интересы рабочего класса.
На протяжении своего существования группа (а особенно – ее основатель Георгий Плеханов) активно поддерживала отношения с Лениным.
В 1903 году «Освобождение труда» разделилось на социал-демократическое (умеренное) течение и коммунистическое – большевиков.
Дальнейшее развитие идей марксизма в России связано с именем Владимира Ленина, который использовал теорию для достижения своих политических целей. В 1895 году он создает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который распространял агитационную литературу и организовывал забастовки в Петербурге. Вскоре после создания 57 членов «Союза борьбы» были арестованы по доносу. В дальнейшем организация была разгромлена и прекратила существование.
В распространении марксизма на территории России большую роль сыграла нелегальная газета «Искра», основанная Лениным в 1900 году. В ней публиковались агитационные материалы и информация о борьбе за права рабочих. Газета издавалась до 1905 года.
§ 1. Исторические предпосылки распространения марксизма в России
§ 1. Исторические предпосылки распространения марксизма в России
В 60-90-е годы XIX в. Россия стала капиталистической страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5–3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более чем вдвое. Однако сохранение помещичьего землевладения, власти дворян-помещиков и другие пережитки крепостнического строя ограничивали развитие капитализма, в результате чего оно шло по так называемому прусскому пути.
Уже в 70-е годы рабочий класс в России начал пробуждаться и повел борьбу с капиталистами. Но российское рабочее движение в этот период носило еще стихийный характер, было направлено главным образом против отдельных капиталистов, а не против буржуазии в целом. Пролетариат, не обладавший еще политически м сознанием, не поднялся как класс на открытую революционную борьбу против класса капиталистов и царского самодержавия, охранявшего интересы помещиков и буржуазии. Первые рабочие организации, возникшие в 70-х годах в России, — «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878) и другие — пытались придать стихийному рабочему движению политический характер, но они не имели ясной, научной программы борьбы и потому не смогли решить этой задачи. Первые марксистские кружки, возникшие в России в 80-х годах, — группа Д. Благоева, группа П. В. Точисского и другие — не были тесно связаны с рабочим движением и не могли еще соединить с этим движением учение научного социализма. Идеи марксизма, его философские взгляды до середины 90-х годов не получили широкого распространения в российском рабочем движении, хотя и становились достоянием немногочисленных тогда революционеров. «В течение около полувека, примерно с 40-х и до 90-х годов прошлого века, — писал В. И. Ленин, — передовая мысль в России, под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории, следя с удивительным усердием и тщательностью за всяким и каждым „последним словом“ Европы и Америки в этой области. Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы».
Серьезным препятствием на пути марксизма было преобладание в российском революционном движении в 80-90-х годах идеологии народничества, особенно распространение в 90-х годах либерального течения в народничестве. Народники утверждали, что Россия придет к социализму специфическим путем — через крестьянскую общину, что основной силой социалистической революции будет не пролетариат, а крестьянство. — Народники считали главным двигателем истории не народные массы, а героев — критически мыслящие личности.
Первые русские марксисты должны были опровергнуть идеалистические воззрения народников и их неверные представления о марксизме, который они считали неприменимым в России, изображая его как «экономический материализм», отрицающий будто бы роль передовых идеалов и личности в истории, как фаталистическое учение, обязывающее все народы следовать заранее установленному пути. Русские марксисты, как и марксисты других стран, должны были разрабатывать и решать важные для рабочего движения вопросы о путях революционного преобразования общества и его исторических судьбах, о роли народных масс и личности в истории, о роли идеологий и их влиянии на экономический базис общества и др. Они должны были доказать применимость марксизма к России, соединить его с рабочим движением, идейно обосновать и подготовить создание марксистской партии рабочего класса.
Таковы были задачи, вставшие уже в 80-х годах перед марксизмом в России, пионером которого был Г. В. Плеханов, создавший в 1883 г. в Женеве первую русскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».
Читайте также
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой
§ 1. Исторические корни и теоретические источники марксизма
§ 1. Исторические корни и теоретические источники марксизма Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса.Главное в марксизме — учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата.
§ 1. Исторические условия развития марксизма в 1848–1871 гг.
§ 1. Исторические условия развития марксизма в 1848–1871 гг. Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и заканчивается Парижской коммуной, которая нанесла первый
Глава 1. Исторические предпосылки постмодернизма
Глава 1. Исторические предпосылки постмодернизма Становление постчеловеческой цивилизации В конце второго тысячелетия после рождества Христова человечество приблизилось к рубежу, исторически сравнимому с возникновением неолита, а по своей будущей значимости,
Сложность распространения марксизма в Скандинавских странах, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах
Сложность распространения марксизма в Скандинавских странах, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах Во всех этих странах, несмотря на их различие, попытки создания социалистических пролетарских партий тормозились значительным распространением реформизма и
5. Народничество и распространение марксизма в России
5. Народничество и распространение марксизма в России В 70-х годах XIX в. на основе своеобразного мировоззрения оформилось общественно-политическое движение, именуемое народничеством. Тысячи юношей и девушек отправились в деревню для установления контактов с простым
Распространения
2.3. Социально-исторические предпосылки дальнейшей эволюции политической организации и древнего права
А. Исторические предпосылки
А. Исторические предпосылки Исторический фон событий, представляющих для нас интерес, может быть вкратце описан так. После завоеваний, осуществленных в эпоху 18-й династии, Египет стал мировой державой. Египетский империализм привел к появлению новых религиозных идей и
А. Исторические предпосылки
А. Исторические предпосылки Исторический фон событий, представляющих для нас интерес, может быть вкратце описан так. После завоеваний, осуществленных в эпоху 18-й династии, Египет стал мировой державой. Египетский империализм привел к появлению новых религиозных идей и
ГЛАВА 14. ПРОФЕССОР ПРОТАСОВ: «В РОССИИ ЕСТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮДЕНОВ!»
ГЛАВА 14. ПРОФЕССОР ПРОТАСОВ: «В РОССИИ ЕСТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮДЕНОВ!» Третьего варианта нет! — Для того, чтобы вывести Российскую цивилизацию из острейшего кризиса, нам нужно создать новое сообщество людей, — считает профессор Таганрогского
Революционеры: проникновение в Россию марксизма
4. Революционеры: проникновение в Россию марксизма
Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на «красную и холодную стороны» (на богатеев и бедняков), а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе — полный распад и исчезновение общины. Плеханов, как видно, недооценивал ее жизнестойкость.
Вопреки народникам, Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, писал Плеханов в новых своих работах, будет промышленный пролетариат. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть более или менее длительный промежуток. Он предостерегал от «социалистического нетерпения», от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление «обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке».
Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов «красным призраком социализма»: в борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Плеханов колебался по вопросу о «диктатуре пролетариата». Этот пункт марксистского учения, как известно, впоследствии сыграл весьма печальную роль. В одних работах Плеханова он присутствует, а в других отсутствует.
Главную свою задачу группа «Освобождение труда» видела в пропаганде марксизма в России и в сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Группа издавала «Рабочую библиотеку», составлявшуюся из научно-популярных и агитационных брошюр. По мере возможности они переправлялись в Россию. С появлением группы «Освобождение труда» марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в борьбе с ним унаследовало многие его черты.
Тем не менее, для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянство было по-прежнему пассивно, а на фабриках то там, то здесь бастовали рабочие. Стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководством болгарского студента Д. Благоева возник в 1883 г.
В 1888 г. марксистский кружок появился в Казани. Его организатором был 17-летний И. Е. Федосеев, исключенный из гимназии за «политическую неблагонадежность». Осенью 1888 г. в кружок Федосеева пришел бывший студент В. И. Ульянов.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. Многодетная семья была счастлива до начала 1886 г., когда внезапно умер отец. Старший сын Александр тогда был студентом Петербургского университета, второй сын, Владимир, учился в гимназии.
С этого времени несчастья, одно за другим, преследовали осиротевшую семью. В том же году Александр вместе с несколькими студентами начал готовить покушение на царя. В марте 1887 г. они были арестованы, не совершив террористического акта. Пятеро студентов, в том числе А. И. Ульянов, были повешены.
Владимир Ульянов в это время заканчивал гимназию. Известны его слова: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». Неясен, правда, смысл этих слов. О марксизме в то время он не имел представления. Скорее всего, видя слезы и горе матери, он зарекался от революционного пути. Жизнь, однако, сложилась иначе.
Осенью 1887 г. В.Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но проучился недолго. В декабре он участвовал в студенческой сходке. Многих, кто был на ней, исключили из университета и выслали из города, в том числе и Ульянова.
После недолгой ссылки в село Кокушкино Владимир Ульянов вернулся в Казань и подал прошение о восстановлении в университете. О том же хлопотала и его мать. Многих участников сходки восстановили, но ходатайства Ульянова всегда вызывали настороженное отношение. Уж не брат ли того Ульянова? — написал на прошении один чиновник. — Отнюдь не следует принимать».
В. И. Ульянов просил о разрешении выехать за границу для продолжения образования — и вновь получил отказ. Он представил медицинскую справку о том, что для лечения желудка ему нужны воды Виши» (Франция). Губернатор прописал ему «Ессентуки».
Со времени исключения из университета и до 1891 г. В. И. Ульянов не имел определенных занятий. В эту тяжелую пору, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева.
В 1891 г. В. И. Ульянову, наконец, разрешили держать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Получив университетский диплом, он занял должность помощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде. Здесь он вел мелкие уголовные и гражданские дела, не получая удовлетворения от службы. Продолжал ходить на собрания марксистов, писал рефераты с критикой народников и постепенно втягивался в подпольную работу.
Юридическое образование, полученное наспех, почти не отразилось на взглядах В. И. Ульянова. Наоборот, верный ученик Чернышевского, он с презрением относился к «буржуазному» праву и «буржуазным» конституциям. Гражданские свободы он ценил лишь за то, что они дают возможность без помех вести социалистическую пропаганду.
В 1893 г. В. И. Ульянов перевелся из Самары в Петербург на такую же должность, но здесь почти не занимался судебной практикой. Отныне все свои силы он отдавал организации марксистского движения и спорам с народниками.
Первые шаги к созданию сильной и централизованной организации В. И.Ульянов предпринял в 1895 г. Он выезжал за границу, где встречался с Плехановым. Осенью того же года он принял участие в создании петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
«Союз» стал самой многочисленной из всех прежде существовавших социал-демократических (марксистских) организаций. В его руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, И. К. Крупская, Ю.О.Мартов (Цедербаум) и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им — рабочие кружки. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское Енисейской губернии.
Петербургский «Союз» продолжал действовать. В 1898 г. по его инициативе в Минск съехались представители ряда марксистских кружков и групп (всего 9 человек). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Минский съезд известен как I съезд РСДРП. Но вскоре после съезда было арестовано большинство членов избранного на нем Центрального комитета. Отчасти по причине арестов, а также из-за внутренних несогласий распался петербургский «Союз». В условиях промышленного подъема стачечное движение шло на спад. За время ссылки В. И. Ульянов написал ряд трудов по экономическим вопросам и теории социализма. Работа «Развитие капитализма в России» не утратила научного значения и по сей день. В 1901 г. В. И. Ульянов впервые подписался: Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в мировую историю.
Громаков С.Г. История России. М., 2008.
Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.
Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.
Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.