с чем связана особенность оценки метапредметных результатов
Статья «Оценка метапредметных результатов»
Оценка метапредметных результатов
Макаренко Галина Павловна,
учитель начальных классов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе – комплексная проверочная работа.
Комплексные проверочные работы разработаны на основе требований образовательных стандартов второго поколения и используются в учебном процессе как итоговые проверочные работы в конце 4 четверти, независимо по каким учебникам работает учитель.
Комплексная проверочная работа позволяет выявить насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личное развитие.
Цель комплексной проверочной работы:
Оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математики и окружающему миру.
Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Комплексная работа имеет следующую структуру:
Научно – популярный текст;
Инструкция по проверке и оценке ответов.
Каждый вариант комплексной проверочной работы состоит их двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задание на проверку техники чтения и 14 заданий по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, объединённых общим входным текстом. Предполагается, что все эти задания ребёнок должен выполнить за один урок (40 минут). По результатам оценки выполненных заданий основной части делается вывод об уровне подготовки учащегося: повышенный, базовый, ниже базового.
Начинается выполнение работы с чтения текста. Следует предупредить учащихся, что выполнения заданий важно не только прочитать, но и запомнить содержание. На этом этапе идёт проверка скорости чтения, которая важна не сама по себе, а рассматривается как показатель сформированности навыка чтения, напрямую связанный с осознанностью.
Учитель может использовать иную систему оценки этого умения или не оценивать его в баллах вообще, фиксируя лишь общую динамику.
По сигналу учителя дети приступают к чтению, по его же сигналу через 1 минуту отмечают, где они остановились. Если кто – то из учащихся не успел прочитать текст, учитель предлагает дочитать текст до конца и только после этого приступать к выполнению заданий.
Задания дополнительной части выполняются учащимися добровольно в произвольном порядке (если они уже справились с обязательной частью).
В дополнительную часть включено 7 заданий, в том числе задания продуктивного и творческого характера. Их выполнение не влияет на итоговое заключение. Они помогут учителю оценить общий уровень развития ребёнка, дадут представление о личностных и метапредметных результатах обучения (отношение к окружающему миру, умение делать самостоятельные выводы и др.).
Наличие пунктуационных, орфографических, грамматических и речевых ошибок в свободном высказывании ребёнка не оценивается.
Выполненные комплексные работы хранятся учителем до выпуска учащегося из начальной школы и могут быть включены в портфель его личных достижений.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы ребенок не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, т. е. задания, которые требуют от ученика преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.
Я работаю по УМК «Школа России».
В учебнике по русскому языку(Горецкий В.Г, Канакина В.П.) даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу. Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.
Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.
Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения.
Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне, приставке или окончании. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?
Раздели фигуры на две группы разными способами.
Проверь выполненную работу.
Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.
Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?
Благодаря заданиям такого рода дети учатся рассуждать, анализировать, классифицировать, т. е. работают на метапредметный результат.
Оценивание уровня сформированности метапредметных результатов ( целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной работе. Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Данный алгоритм я даю на первых уроках, дети приклеивают бумажки с алгоритмом на обложку тетради и в любой момент могут обратиться к нему за помощью. ребята быстро усваивают, как правильно оценить выполнение определенного упражнения или задания. Невозможно опросить всех учеников на уроке, поэтому договариваемся с ребятами, что они ставят на полях тетради напротив выполненного упражнения соответствующий знак. Ребята знают, что если они не справились с работой, или допустили ошибки им обязательно нужно этот материал доработать дома или обратиться за помощью к преподавателю. На родительском собрании родителям также озвучиваются эти знаки, и дома они могут отследить, как ребенок разобрался в материале, на что нужно обратить внимание. При подготовке к тематической контрольной работе по данным обозначениям я могу подобрать материал так, чтобы самые трудные для ребят вопросы в данной теме были проработаны еще раз.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
В тетрадях приклеиваем листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Теоретический материал «Оценка метапредметных результатов»
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку) и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных учеником, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированностиметапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности обучающегося.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации ( внутришкольным мониторингом образовательных достижений ) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;
промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защита итогового индивидуального проекта.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных (важный, существенный; уместный, актуальный в определённых обстоятельствах) содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Таким образом, при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее – систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее – систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе – причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами – с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и формирование регулятивных учебных действий.
Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.
К предметным действиям следует отнести также действия, присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Установлено четыре уровня достижений:
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Недостижение базового уровня (пониженный уровень) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Инструментами динамики образовательных достижений выступают:
тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;
творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;
«Портфолио» («Портфель достижений»);
Внутришкольный мониторинг (оценочные листы, классные журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы оценки).
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений – важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга включены в «Портфолио». Основными целями такого включения служат:
педагогические показания, связанные с необходимостью стимулировать и/или поддерживать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика (например, в детском коллективе, в семье);
соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования.
Портфель достижений допускает такое использование, поскольку, как показывает опыт, он может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.
Учитывая основные педагогические задачи основного общего образования и основную область использования портфеля достижений подростков, в его состав целесообразно включать работы, демонстрирующие динамику:
становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе сопровождающего успехами в различных учебных предметах;
формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.
Итоговая оценка выпускника
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.
При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного уровня.
При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.
Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих:
результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки — портфеля достижений, «Портфолио»),
государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая – фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Основные процедуры оценки:
результаты, выносимые на итоговую оценку;
составляющие итоговой оценки;
объяснение результатов итоговой оценки.
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования