с чем связана четвертая информационная революция связана

С чем связана четвертая информационная революция связана

Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ; ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО; ИНТЕРНЕТ; СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; INFORMATION REVOLUTION; DIGITAL SOCIETY; INTERNET; SOCIAL CHANGE; DIGITALIZATION.

Annotation: It describes some aspects of the Internet’s influence on society that have not been observed in the past millennia; from which it was concluded that the Internet is the basis of the fourth information revolution, which began in 1989 and continues to this day.

Цитата из описания информационных революций в Большой Российской Энциклопедии (БРЭ)

«В истории развития цивилизации выделяют неск. И. р. Первая связана с изобретением письменности, благодаря чему появилась возможность передачи знаний между людьми без непосредственного общения. Вторая (16–17 вв.) вызвана изобретением книгопечатания и реформами школьной системы, сделавшими возможным массовое образование и популяризацию знаний и сыгравшими важную роль в становлении индустриального общества. Третья И. р. (кон. 19 – нач. 20 вв.) началась с появления телеграфа, телефона, радио, позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния, и вступила в новую фазу с изобретением телевидения, и компьютеров (1930-1940-е гг.), а затем (кон. 1970-х гг.) – с широким распространением информационных технологий» [2].

Недостатки определения третьей информационной революции

В трактовке третьей информационной революции по БРЭ смешиваются телефон, телеграф, радио, телевидение и Интернет.

Телефон, телеграф и радио подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит техническая реализация принципа общения на расстоянии. До изобретения этих технологий люди вынуждены были общаться только лично.

Телевидение, радио и газета (которая была изобретена в середине 19 века) подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит донесение однотипной информации до больших масс населения. До газет, радио и телевидения с этой ролью неплохо справлялись глашатаи.

Как и радио, Интернет объединяет личное общение и донесение информации до значительных масс людей; но, в отличие от радиосвязи, возможности Интернета позволяют редактировать информацию, переводить ее на другие языки, передавать текст, звук, рисунки и видео с очень большой скоростью (для обычных целей – от доли секунды и до нескольких минут) без потери качества на тысячекилометровые расстояния.

Как Интернет изменил общество

Действие Интернета на человеческое общество является сильным, затрагивающим фундаментальные основы человечества, сформировавшиеся веками и тысячелетиями.

В эпоху Интернета контактов между людьми стало больше, гораздо больше, чем было во время предыдущих тысячелетий: если раньше крестьяне или охотники могли контактировать за всю свою жизнь лишь с одной-двумя сотнями людей, то сейчас такое количество контактов можно осуществить в течение одного неполного дня, проведенного онлайн.

Интернет увеличил наполнение контактов информацией – тысячелетия назад основой для общения были слова, рисунки и предметы, позже к этому набору добавились печатные тексты, а в эпоху Интернета к этому комплекту прибавилась возможность поделиться фотографиями и видеороликами.

В эпоху Интернета стать более-менее известным можно гораздо легче, чем в течение предыдущих тысячелетий: колоссальное количество контактов позволяет даже немного выделившимся человеком получить свою долю славы и известности, которая раньше была бы отнята у него более значительными фигурами.

До изобретения книгопечатания такое было в принципе невозможно. После создания гигантских книжных библиотек поиск данных стал проще, но все же занимал часы, дни, а то и месяцы. Теперь же, в эпоху Интернета, поисковые системы и сервисы позволяют искать разнообразную информацию в Интернете, получая почти мгновенный ответ на фактически любой свой запрос. Мало того, если раньше идущему человеку для получения информации следовало самому куда-то физически переместиться (например, пойти к учителю или в библиотеку), то сейчас это можно сделать не выходя из дома. Но и это еще не все – распространение мобильного Интернета позволяет искать ответы на свои вопросы в любой точке мира, где есть сигнал сети (в дороге, в лесу, в море и так далее).

Раньше, тысячелетиями, языковой и пространственный барьер достаточно надежно разделял людей – в эпоху Интернета можно легко зайти на иностранный сайт и с помощью онлайн переводчика ознакомиться с информацией оттуда.

Как сообщить источнику информации о своем отношении к полученной информации? Тысячелетиями, до всеобщей грамотности, это можно было сделать только лично, а такое осуществить чрезвычайно трудно. С увеличением уровня грамотности среди населения донести свое мнение оказалось возможным с помощью письма. Сейчас, в эпоху Интернета, выразить свое отношение можно с помощью комментариев, электронных писем и других средств.

Тысячелетиями обучение происходило в устной форме, а также путем личного примера. Первая информационная революция к этому набору добавила текстовую информацию, которой было мало и которая носила ограниченный характер. Вторая информационная революция привела к образованию школы, где ученики получали знания, преимущественно, из книг. Обучение в школе открывало перед грамотным молодым человеком хорошие карьерные перспективы. С течением времени объем школьных знаний постоянно рос, став излишне большим в конце ХХ века, так как для последующего получения специальности многое из того, что преподается в школе, оказывается не нужным. Интернет явился мощной альтернативной необходимым школьным знаниям, позволяя получать их легко и быстро, в результате чего школа фактически стала местом для социализации, а не для получения знаний. При этом информация, получаемая студентами профессиональных школ и университетов, обучающихся специальностям, является, в их глазах, важной, поэтому такие учебные заведения и сейчас остаются местами для получения знаний и навыков для последующей работы.

С проникновением информационных технологий во все аспекты жизни человечества возникла потребность в разработке, поддержке и использовании огромного количества всевозможных программ, что привело к увеличению времени, проводимому людьми сидя или лежа. На протяжении своей истории так много времени в сидячем или лежащем положении человек никогда раньше не проводил.

Интернет еще не завершил свое развитие, поэтому в нем появляются все новые и новые аспекты, которые потенциально могут значительно изменить жизнь людей, в частности: у населения появился легкий доступ к эротике и порнографии; возникли криптовалюты, системы распознавания лиц (и возможность построить цифровой концлагерь на их основе), дистанционное обучение; расширились возможности по применению мобильных технологий в военном деле (например, появились дистанционно управляемые сухопутные и воздушные боевые машины) и так далее.

Интернет уже значительно повлиял и продолжает влиять и дальше на отношения, устоявшиеся в человеческом обществе в течение столетий и тысячелетий, поэтому эпоху массового распространения Интернета следует выделить в отдельную, четвертую информационную революцию.

Дата начала четвертой информационной революции

Возможность компьютеров объединяться в единую сеть – это всего лишь одно из свойств компьютерных систем, на основе которого можно построить нечто качественно иное, а вот Интернет – это не локальная компьютерная сеть, а совсем другое.

Основа четвертой информационной революции – это именно Интернет, причем Интернет массовый, глобальный, дешевый, насыщенный всевозможной информацией и разнообразными сервисами, который сейчас развивается бурными темпами, становясь все более мобильным, разнообразным и совершенным.

Датой начала четвертой информационной революции является период создания Интернета.

Год, которым можно было бы объявить годом создания Интернета, выявить трудно, так как создание Интернета – это процесс, растянувшийся на десятилетия [1]:

Таким образом, Интернет был создан в течение тридцати лет – в период времени с начала 1960-х годов и до конца 1980-х годов, а точнее – с 1962 по 1989 год; а значит, четвертая информационная революция началась с 1989 года. Промежуток времени с 1962 по 1989 год следует признать переходным периодом между третьей и четвертой информационными революциями.

Длительность четвертой информационной революции

Нет сомнений, что Интернет развивается и сейчас, обрастая все новыми и новыми услугами, сервисами и возможностями, поэтому в настоящее время четвертая информационная революции еще не завершилась, продолжаясь и дальше.

Выводы:

Источник

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

Информация же является продуктом деятельности современного человека.

с чем связана четвертая информационная революция связана. Смотреть фото с чем связана четвертая информационная революция связана. Смотреть картинку с чем связана четвертая информационная революция связана. Картинка про с чем связана четвертая информационная революция связана. Фото с чем связана четвертая информационная революция связана

Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Экономика и структура труда в информационном обществе

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы пря мого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйсхарактерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у

с чем связана четвертая информационная революция связана. Смотреть фото с чем связана четвертая информационная революция связана. Смотреть картинку с чем связана четвертая информационная революция связана. Картинка про с чем связана четвертая информационная революция связана. Фото с чем связана четвертая информационная революция связана

спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

• информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за­ трудняет восприятие полезной для потребителя информа­ ции;

• возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Источник

С чем связана четвертая информационная революция связана

Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

В настоящее время выделяют шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества.

Первая информационная революция связывается с появлением языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.

Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обществе всеобщим уважением как хранители и распространители древних знаний.

В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди – старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распространения знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую информационную революцию большинство современных исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми с помощью обмена письменными сообщениями.

Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое многие сегодня называют информационной культурой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.

Появление письменности послужило мощным фактором для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «технологии» – нового понятия в области развития цивилизации, которому суждено было сыграть решающую роль в процессе ее дальнейшего развития.

Третья информационная революция началась в эпоху возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, возможность выпуска печатных книг большими тиражами и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными книгами – все это привело к тому, что в обществе существенно расширились возможности для получения знаний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходимых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Плиния и Марко Поло. И только появление их в печатном виде позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Высшей точкой развития третьей информационной революции является появление печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изданиях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя общим закономерностям увеличения объемов информации в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое использование в последние годы различного рода электронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефон и телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира.

Новые качества, которые принесла в информационную сферу общества четвертая информационная революция, заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, которое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляющему большинству ее обитателей, где бы они ни находились. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» – планеты Земля. Таким образом информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества, делает его все более глобальным.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале XXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.

Вполне вероятно, что появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального применения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества.

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые, безусловно, заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *