с чем была связана вся жизнь натальи савишны

Наталья Савишна

История персонажа

Второстепенный персонаж повести Льва Толстого «Детство». Горничная, затем нянька матери главного героя, затем экономка. На момент действия героине уже 75-80 лет, и всю жизнь та провела в услужении в доме Иртеньевых. Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава повести. Героиня появляется также в главе двадцать пятой — «Письмо».

История создания

Повесть «Детство» — часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».

Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть. Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги — на случай, если рукопись решат вернуть. Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.

Повесть «Детство»

Через полгода героиню вернули назад в богатый хозяйский дом. Наталья выучила урок и с тех пор неизменно была в доме, смирно прислуживала господам и «весь запас любви перенесла на барышню». Замуж героиня так и не вышла, и вся биография Натальи Савишны оказалась тесно связана с семейством Иртеньевых.

с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть картинку с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Картинка про с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Фото с чем была связана вся жизнь натальи савишныНиколенька Иртеньев

Когда родилась мать Николеньки, Наталья Савишна из горничных «переквалифицировалась» в няню. Героиня заботится о девочке с младенчества и продолжает испытывать сильную привязанность к той всю жизнь. Мать Николеньки отвечала няне взаимностью, как и остальные члены семьи, к которым Наталья Савишна тоже испытывала любовь. Героиня — простодушная и искренняя женщина, которая с готовностью выслушивает чужие жалобы, ей можно «поплакаться».

Наталья — маленькая сгорбленная старушка с впалыми глазами, в чепце, из-под которого виднеются седые волосы. У героини добрый и кроткий характер. Николенька с детства привык к тому, что Наталья Савишна бескорыстно и нежно о нем заботится и не говорит о себе. Всю жизнь героиня усердно трудится на семью Николеньки и даже в старости постоянно занята делами — то вяжет чулки, то «записывает белье».

с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть картинку с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Картинка про с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Фото с чем была связана вся жизнь натальи савишныНаталья Савишна и Николенька

Героиня — честная женщина и, живя в богатом доме, ни разу не украла ничего у хозяев. Со временем Наталья стала экономкой и отвечала в доме за белье и продукты. Героиня получила ключи от кладовой и доступ к сундукам с барским добром, однако женщина честно бережет хозяйское имущество и не дает другой прислуге поблажки, если что-то пропадает или портится. Наталья всеми силами старается уберечь хозяйское добро и противодействует растратам и попыткам что-то украсть.

Наталья также следит за тем, чтобы одежда была в идеальном порядке, свежа и не тронута молью. Героиня гордится, что за всю жизнь «барской ниткой не поживилась», а господа ей доверяют. В доме к Наталье Савишне относятся с уважением, однако старая женщина ни с кем не сошлась близко и на завела дружбы, что тоже было предметом гордости для героини.

с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть картинку с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Картинка про с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Фото с чем была связана вся жизнь натальи савишныИллюстрация к повести «Детство»

Из близких у Натальи Савишны есть только собачка-моська. В минуты слабости героиня брала собачку в постель, гладила ту, разговаривала с ней и плакала. У героини также есть брат, который давно получил вольную и уехал в некую «далекую губернию». Однако Наталья с братом не общается из-за того, что тот «ведет распутную жизнь». Героиня завещает брату собственное имущество и тот приезжает, чтобы забрать наследство, после смерти героини.

В качестве благодарности за многолетние труды мать Николеньки после замужества попыталась освободить Наталью Савишну от крепостной зависимости, но та отказалась брать вольную, изорвала бумагу в клочки и осталась служить в доме. Через год после смерти матери Николеньки, своей любимицы, Наталья Савишна тоже заболевает и умирает. Старушку по ее собственному желанию хоронят недалеко от часовни, где похоронена мать Николеньки.

Цитаты

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее в верх— находиться в числе женской прислуги бабушки».

«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

«Один раз я на нее рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла».

«Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом».

Источник

Урок литературы «История жизни и смерти Натальи Савишны» (по повести Л.Н. Толстого «Детство»). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы.

I. Викторина “Узнай героя по портрету”.

1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец Николеньки).

2) “…человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть голову, но и согнуться всем телом. На нем было надето что-то изорванное, похожее на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох ”. (Юродивый Гриша ).

3) “Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел…” (Карл Иванович).

4) “… женщина лет сорока пяти, маленькая, тщедушная, сухая и желчная, с серо-зелеными неприятными глазками, выражение которых явно противоречило неестественно-умильно сложенному ротику. Из-под бархатной шляпки с страусовым пером виднелись светло-рыжеватые волосы; брови и ресницы казались еще светлее и рыжеватее на нездоровом цвете ее лица. Несмотря на это, благодаря ее непринужденным движениям, крошечным рукам и особенной сухости во всех чертах, общий вид ее имел что-то благородное и энергическое”. (Княгиня Корнакова).

5) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман).

“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.)

– Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика? Итак, тема урока: “История жизни и смерти Натальи Савишны”. (Приложение.)

II. Беседа по тексту главы XIII “Наталья Савишна”.

– Кто же такая Наталья Савишна?

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства.)

– Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени. Запишем:

с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть картинку с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Картинка про с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны

– Почему меняется имя? (Растет уважение.)

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”.)

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.)

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”.)

– А Наталья Савишна? (Портрета нет.)

– Какой вы ее себе представляете? (В вечном чепце и фартуке.)

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.)

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.)

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.)

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.)

– Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.)

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.)

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.)

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать.)

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– Обратимся к рисунку художника Костина в учебнике. Почему так лаконичен рисунок? Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана лаконично: “наполнена” сундуками.)

– А вот как представили комнату Натальи Савишны наши “художники” (рисунки учащихся) и художник А.Вестфален (Приложение).

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.)

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.)

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны? (Приложение).

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Присядем на краешек сундука в комнате Натальи Савишны и помечтаем…(1-2 учащихся)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.)

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

– Случай со скатертью: чтение по ролям.

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына.)

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Смотреть картинку с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Картинка про с чем была связана вся жизнь натальи савишны. Фото с чем была связана вся жизнь натальи савишны

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”. (Приложение).

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.)

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.)

– За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной.)

– Снисходителен или беспощаден к себе Николенька?

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка.)

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна. робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте. простите меня, дуру. я виновата. уж вы меня простите, мой голубчик. вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. )

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью.)

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему после смерти матери Николенька потянулся к Наталье Савишне? Как она готовилась к смерти? (Рассказ учащегося по главе ХХVIII “Последние грустные воспоминания”.)

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте.)

– Какие слова из главы “Наталья Савишна” можно вынести в эпиграф к сегодняшнему уроку?

III. Домашнее задание: прочитать главы “Ивины”, “Детство”.

Источник

Наталья Савишна — краткое содержание главы из повести Детство Толстого (сюжет произведения)

Наталья Савишна была взята в дом деда Николеньки Иртеньева по просьбе своего отца, Саввы, служившего у барина кларнетистом. Толстая краснощекая девка Наташка была расторопной и исполнительной горничной, и когда родилась матушка и потребовалась няня, выбор пал на нее.

На новом месте горничная, по-прежнему, отличалась преданностью и усердием, но, влюбившись на свою беду в официанта Фоку, Наталья решилась просить деда дать согласие на их брак. Дед, разозлившись на неблагодарную няньку, сослал ее в дальнюю деревню, а через полгода вынужден был вернуть обратно, потому что к кормилице очень привязалась матушка, и замену Наташке невозможно было найти. Вернувшаяся из опалы молодая нянька повинилась перед стариком, обещав навсегда выкинуть из головы дурь, и с тех пор Наталья стала Натальей Савишной – безгранично преданной дому и детям хранительницей дворянского быта.

Когда матушка выросла и вышла замуж, Наталью Савишну решено было отблагодарить дарованием ей вольной с назначением ежемесячной пенсии в 300 рублей. Но старая нянька вольную не только не приняла, но и оскорбилась, решив, что таким образом от нее просто хотят избавиться. Старушка осталась жить в доме на прежних основаниях, воспитывая теперь уже матушкиных детей, почитая за честь службу в новой семье.

Все детские воспоминания маленького Николеньки неразрывно связаны с Натальей Савишной, но только сейчас, спустя годы, он смог по-настоящему оценить то бескорыстие и безграничную любовь старой няни, которые она дарила матушке и детям. В чудесных сундуках маленькой запасливой старушки, казалось, было решительно все, что когда-либо требовалось в доме, а в минуты горя или радости всегда были нужные слова.

Однажды Николенька очень обидел Наталью Савишну и до сих пор испытывает чувство глубокой вины за тот проступок. Шаля за обеденным столом, он нарочно налил на стол квасу. Нянька, поймав проказника, натыкала его носом в мокрую скатерть, но воспитанник таким поведением был возмущен. Заревев от злости, мальчик убежал в свою комнату. Через несколько минут в детскую зашла смущенная старушка. Она попросила у барчука прощения, протянув ему конфету в красной обертке. Тут уже Николенька снова заплакал, но от стыда и раскаяния за свое поведение. Не поднимая глаз на Наталью Савишну, он принял ее подарок.

Источник

Характеристика и образ Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

Наталья Савишна один из второстепенных персонажей повествования Льва Николаевича Толстого. Она становится одним из самых главных факторов становления Коленьки, которому недавно исполнилось десять лет. Она уже и не помнит, когда начала служить при доме Иртеньевых. При этом стоит отметить ее ответственность, она всегда носила при себе доверенные от кладовой ключи, обладала натурой достаточно властной, что делало ее грозой остальной супруги, работающей в доме вместе с ней.

Некогда Наталья обладала кротким характером и особым усердием, именно поэтому хозяева и взяли ее в нянечки для Натальи Николаевны, на которую она работает и прежде. Получается, что она вырастила несколько поколений семьи. После мы узнаем, что она без разрешения хозяев обрекла себя на замужество, а за это решение была вынуждена жить на скотном дворе. Но замены на место женщины не было найдено, поэтому ее решили вернуть на прежнее место. А сама Наталья быстро признала собственную ошибку и раскаялась, а всю оставшуюся любовь она отдала на воспитание маленькой барышни, доверенной в ее руки.

Тогда ей и доверили ключи от кладовки и повышение до Натальи Савишны, теперь она всегда одевала чепец на голову, а сама Наталья Савишна, выражая свою благодарность за подобное воспитание, вышла замуж и забрала нянечку с собой. Также она дарит ей вольную и свободу выбора, но Наталья решает остаться с хозяйкой.

Всю любовь и искренние чувства, которые есть у нее в сердце она отдает дому, в котором осталась, и детям, которых считает родными. Она относится к ним как к части себя, считает их смыслом жизни. Именно поэтому они растут в благоприятных условиях, читатель видит это по тому, каким вырастает Коленька, способный ценить жизнь и свободно общаться с окружающими людьми. Наталья учит его ценить жизнь и искренне любить собственных родителей, которые стараются для него.

Наталья Савишна отдала всю жизнь и свою искренность на воспитание детей, несмотря на властный характер и способность управлять окружающими людьми, она обладает достаточно мягким и нежным стержнем, который способен поддерживать и правильно воспитывать детей. Это делает их по-настоящему добрыми и отзывчивыми, открытыми окружающему миру.

Вариант 2

В 1852 году Лев Николаевич Толстой издал автобиографическую повесть «Детство». Обратим внимание на одного из персонажей произведения, а именно на Наталью Савишину, прислугу в доме Николеньки.

Наталья Савшина является второстепенной героиней в повести, благодаря чьим действиям и мыслям главный герой Николенька начинает формироваться как личность, няня помогает ему раскрыть его отношение к другим людям, что отразится на герое даже во взрослом возрасте.

Наталья с самого детства отличалась кротостью и усердием в делах, за что ее было решено сделать няней новорожденной девочки, матушки главного героя повести. Судьба служанки была не из простых: желая, наконец, стать замужней женщиной, она обратилась к своим господам за благословлением, однако те не дали своего согласия. Более того, они сослали женщину работать на скотный двор. Но это событие не сумело надломить Наталью, более того, это сделало ее сильнее, гораздо сильнее. Но, несмотря на это, героиня смогла сохранить в себе некую душевную теплоту, что позволяло ей согревать своей безграничной любовью всех жителей дома.

Вступив в должность гувернантки, Наталье дают на руки ключи от кладовой, что расценивается ею как факт большого доверия со стороны господ. Именно после этого события ее начинают называть по имени и фамилии, а именно Натальей Савишиной.

В сцене, где господа решают отпустить Наталью и сделать ее свободным человеком, мы видим, что женщина не слишком-то рада такому решению. Ведь как же так, она любит окружающих ее людей, они ей доверяют, а тут ей говорят, что она может идти куда захочет. Наталья никогда не думала о себе, все для других. Ее доброта делала обитателей дома человечнее, вселяла в их сердце некий духовный свет.

Внимательный читатель вспомнит момент из повести, когда Николенька сильно обижается на няню за то, что она посмела наказать его за хулиганство. Словно дворового мальчишку! Николенька зол, он рвет и мечет. Но Наталья, увидев слезы мальчика, решила первая к нему подойти и помириться. Женщина извинилась за свое поведение и даже принесла Николеньке подарок. Такая доброта няни заставило испытать мальчика настоящий стыд. Данный эпизод, по словам Никольеньки, остался в его памяти навсегда. Он настолько привык к бескорыстной любви няни, что даже не задумывался о том, насколько он ей благодарен. Он понял, что никогда не пытался понять истинные чувства Натальи, а действительно ли она счастлива? Хорошо ли ей живется в доме?

Образ Натальи Савшиной помогает читателю понять отношение главного героя к людями и миру в целом. Наталья – пример настоящей женщины, женщины полной любви и доброты в сердце.

Сочинение про Наталью Савишну

Повесть «Детство» Льва Николаевича является автобиографическим произведением. В нем писатель описывает свое детство, условия и уклад жизни во времена, когда происходило взросление автора. И это не случайно. Именно детство является самым важным по значению этапом в жизни любого человека. Так как в данном возрасте ребенок учится, познает мир, формирует свое представление о сущности бытия. Характер ребенка закладывается в возрасте до пяти лет. Поэтому очень важно, чтобы детство было счастливым временем для детей.

Важную значимость в произведении имеет описание жизни людей, которые окружали Толстого. Он понимал, что именно эти люди способствовали его формированию. В повести автор дает описание старушки служанки Натальи Савишны, которая была крепостной крестьянкой и была экономкой в доме. В ее обязанности входило следить за ключами от кладовой, отвечать за белье, одежду и продукты. Еще в подростковом возрасте она попала в хозяйский дом и прослужила в нем шестьдесят лет.

На внешний вид Наталья была сгорбленная с седыми волосами, которые всегда выглядывали из-под чепчика. В молодости она была веселой, толстой и краснощекой. С годами же ее глаза выдавали в ней спокойную печаль. Так как в характере девушки были замечены кротость и усердие, ее сделали няней матери главного героя. Со своей воспитанницей имеют теплые отношения. Они всегда испытывали сильную любовь друг к другу. Через год после смерти своей любимицы служанка тяжело заболевает. Она желала, чтобы ее похоронили рядом со своей воспитанницей.

Несмотря на тяжелую жизнь, она сумела сохранить в себе теплую, бескорыстную и нежную любовь, которой согревала весь дом. Наталья обладала властным характером. Она никогда не думала о себе. Когда господа дали ей вольную, она восприняла это как способ отделаться от нее. Служанка была искренним человеком с чистой душой. У хозяев пользовалась доверием. Ей доверяли следить за имуществом, так как была надежной и честной работницей.

Толстой вспоминает случай из детства, который навсегда запечатлелся в его памяти. Когда Наталья Савишна ругала мальчика, тот заплакал. Видя его слезы, она решила первой помириться с ним. Служанка подала пример доброго отношения и бескорыстной любви. Автор вспоминает, какой стыд он испытал и чувство нежной любви к служанке. Этот случай сформировал в характере мальчика черты подлинной любви и самопожертвования.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Натальи Савишны в повести Детство

Популярные сегодня темы

Роман Федора Достоевского «Белые ночи» относится к сентиментальному жанру, то есть ведущей темой произведения являются чувства, переживания, эмоции героев, а сюжет служит лишь их отражением и не имеет реальной значимости

Мнения современников разделились – одни яро критиковали творчество Пушкина, другие, наоборот, хвалили. Но те и другие отмечали талантливость поэта.

Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.

Данное творение можно назвать поистине философской работой. Красной нитью через него проходит вопрос веры, а также некоего злого рока. Автор использует достаточно большое количество гипербол, символов, олицетворений

Источник

Лев Толстой — Наталья Савишна (из «Детство»):
Краткое содержание

Село Хабаровка, середина 18 века. Отсюда в барский дом Иртеньевых взяли краснощекую крепостную девку Наташку. Ее отец – кларнетист (музыкант) Савва. Наташка стала горничной бабушки героя. Потом – няней его матери. И вдруг запросилась замуж. Ее назвали неблагодарной, сослали в деревню «на скотный двор». Но только на полгода: замены не нашлось. Тогда она забыла о себе. И посвятила жизнь и любовь молодой хозяйке и ее детям, хозяйству в доме. Наталья Савишна любит всех бескорыстно и нежно, жертвуя собой. Она с обидой отказывается взять у хозяйки вольную.

Николенька любил комнатку седой сгорбленной 80-летней старушки в чепце. У нее много сундуков со всякой всячиной. Она трудится – он болтает. Только раз они поссорились. Она макнула его лицом в пролитый на скатерть квас. Николенька обиделся, что его «бьет» какая-то крестьянка. А потом застыдился: так сильно добрая старушка просила прощенья, совала ему в руки конфетки.

Читательский дневник Наталья Савишна «Детство» Толстого

Сюжет

Наталья Савишна – добрая 80-летняя старушка, крепостная крестьянка Иртеньевых. Она – няня молодой хозяйки дома, экономка. Дети Иртеньевых, Николенька, Володя и Любочка – ее любимцы. Она не идет на волю, не выходит замуж, а всю жизнь верно служит хозяевам.

Отзыв

У Николеньки счастливое детство, его окружают любящие люди. Прежде всего – мама и Наталья Савишна, старенькая крепостная няня. Она добрая, мудрая, честная. Глава учит ценить добро, любовь, заботу, преданность. Учит заботиться о других, жалеть, помогать, вспоминать с благодарностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *