с чем борется феминизм в 21 веке в россии
Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня
Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?
Что такое феминизм и кто его придумал?
Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.
Первая волна феминизма
Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.
Вторая волна феминизма
Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.
Третья волна феминизма
Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.
Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.
Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.
Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия », «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.
За финансовое благополучие.
За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.
Почему феминизм не устаревает?
ЖизньЕсть над чем работать: Зачем нужен феминизм в XXI веке
Текст: Елена Низеенко
В 2016 году в обществе всё ещё нет однозначного отношения к феминизму и ясного понимания его целей и методов. Даже люди, в целом поддерживающие права женщин, часто считают, что феминизм уже ни к чему, а все мы живём в мире победившего равноправия. Но на самом деле целая обойма до сих пор актуальных глобальных проблем связана с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни: и то, насколько вы можете самостоятельно выбрать жизненный путь, и то, какие дальнейшие возможности предоставляют общество и государство. Разбираемся, какие основные проблемы существуют у женщин в России и других странах.
Насильственные обычаи
Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались проверки, в других странах, как в Гамбии, процедуру запрещают законодательно.
Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; крадут из семьи; используют их для так называемого временного брака. Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести». Иногда порядки определённой местности противоречат закону — увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.
Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями — одна из его важных задач.
Гендерный разрыв в работе
Во многих странах формально распространены идеи карьерного равноправия: каждый человек волен сам решать, как он хочет работать и нужно ли ему это вообще. Но на практике пол по-прежнему ощутимо влияет на карьерные возможности. Киты, на которых стоит гендерное неравенство: разрыв в оплате труда мужчин и женщин (его индекс на сегодняшний день по-прежнему ненулевой во всех странах); «стеклянный потолок», а также то, что женщинам и мужчинам нужно прикладывать неравные усилия для достижения одной и той же должности.
Российское законодательство запрещает указывать желаемый пол кандидата в вакансиях, но некоторые работодатели всё равно предпочитают рассматривать на должность в первую очередь мужчин. А тексты вакансий для девушек могут дополнить подробностями, не имеющими отношения к профессиональным качествам. В некоторых странах до сих пор существуют списки запрещённых для женщин профессий; при этом, по оценке Всемирного банка, в России женщины сталкиваются с наибольшим количеством карьерных ограничений в мире — для них запрещены 456 видов работы. Запрет большего числа из них для российских женщин связывают исключительно с предполагаемым вредом для репродуктивного здоровья — во многом это результат политики, ставящей женщине в приоритет рождение ребёнка. Во время собеседования и в процессе работы женщины нередко испытывают и другие трудности — сталкиваются с харассментом, предвзятым отношением, дискриминацией. Кроме того, женщинам часто приходится совмещать работу с заботой о детях. Рабочие пространства зачастую совершенно не приспособлены для матерей.
Установка «мужчины от природы амбициознее, способнее и должны зарабатывать больше женщин» мешает принять здравую мысль: разделение на «мужское» и «женское» в карьере притянуто за уши и лишь закрепляет неравное распределение власти в обществе. Феминизм обращает внимание на то, по каким системным законам работает это неравенство, как оно мешает работе в тех или иных сферах, на перекос позиций, при котором у мужчин по умолчанию на старте больше очков.
Репродуктивное насилие
Решение рожать или нет должно принадлежать самой женщине, но сторонники пролайф-движений отказываются давать им такую возможность. Противники абортов считают, что у прерывания беременности не может быть оправдания, и стремятся защитить в первую очередь будущего ребёнка, а не права, жизнь и здоровье самой женщины. Но сторонники пролайферской точки зрения и государственные представители антиабортной политики часто упускают из виду то, как отличается официальная риторика государства от реальной ситуации с поддержкой материнства. Простая мысль о том, что между желанной беременностью и беременностью от изнасилования лежит пропасть, также нередко игнорируется пролайферами.
Изнасилования
В нашем обществе много насилия, и важно находить в себе силы говорить о нём. Это страшная и повседневная проблема, но, хотя она не нова, язык для её обсуждения возникает только сейчас. Женщин с детства учат мерам, которые якобы должны помочь защититься от насилия: рассказывают, как опасно заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом, выходить гулять поздним вечером, путешествовать в одиночестве, идти в неблагополучные районы без сопровождения, пить алкоголь. Это сложнейший квест по избежанию изнасилования, который невозможно пройти до конца, так как в нём упущено главное: контроль над ситуацией всегда на стороне насильника, и даже при соблюдении всех условий безопасности риски быть изнасилованной одинаково высоки вне зависимости от длины юбки и времени суток.
Феминизм выводит проблему сексуального насилия из тени, призывает обсуждать и решать её. Браться за это совсем нелегко, но важно начать — создавать сети поддержки для женщин, безопасные пространства, где можно выговориться и получить реальную помощь. Главное, к чему нам нужно прийти, — к безусловному осуждению насилия и пониманию, что проблема остро стоит не только в нестабильных, немирных и бедных регионах, но и во всём мире.
Сексуальная эксплуатация
Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших — жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя — от криминализации клиентов до легитимизации проституции, — но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью — по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство.
Дискриминация меньшинств
Мир пронизывают разные виды неравенства — столкнуться с ним может каждый. Вопросами пересечения разных систем угнетения занимается интерсекциональный феминизм — по сути, такой подход подчёркивает, что важны права всех людей, вне зависимости от их пола, сексуальной ориентации, физического или психического состояния. Приёмы угнетения стандартны и однообразны: человека относят к определённой категории, а затем эту категорию наделяют меньшими, чем «общечеловеческие», правами. Интерсекциональность исследует то, как разные факторы — такие как цвет кожи, сексуальная ориентация, трансгендерность, инвалидность — могут формировать систему угнетения конкретного человека.
Проблема дискриминации в мире стоит всё так же остро: она может проявляться как в прямом насилии и ограничении прав представителей меньшинств, так и в стереотипах, избитых словосочетаниях и оскорбительных шутках. В двадцать первом веке люди по-прежнему не равны в правах — поэтому важно осознавать и адекватно оценивать свои привилегии, а также понимать, что каждый из нас может принадлежать к какому-либо меньшинству и стать жертвой дискриминации. И даже если это никогда не касалось кого-либо лично, это не значит, что проблемы не существует, — зачастую она ближе, чем многие догадываются.
Ограниченный доступ к образованию
Гендерное неравенство объясняется целым рядом причин, и ограниченный доступ к образованию — одна из них. Женщины составляют две трети от общего количества неграмотных людей в мире. По данным ООН, часто девочкам не удаётся получить образование из-за того, что родители считают, что им выгоднее вложить средства в образование мальчиков; девочкам же положено больше заниматься делами по дому, и они чаще вынуждены бросать учёбу, чтобы посвятить себя семье. Отсутствие образования, в свою очередь, не позволяет женщинам выйти за пределы довольно ограниченного круга действий: их задачей становится вести дом, готовиться к браку, рожать детей. По сути, так ставится под сомнение то, что женщины могут исполнять и другие роли, кроме роли матери и жены, достигнуть чего-либо в публичном пространстве. И даже если в стране право на образование по умолчанию доступно всем, девочкам могут мешать негласные гендерные барьеры и недружелюбность «мужской» профессиональной среды.
Пока ректор МГУ желает студенткам факультета психологии стать хорошими жёнами будущим специалистам, которыми гордится университет, а женщины Саудовской Аравии, по закону, должны требовать специальное разрешение для получения высшего образования, о равенстве говорить сложно.
Домашнее насилие
Жертвой насилия со стороны партнёра может стать любой человек, вне зависимости от пола и от того, в каких отношениях он состоит — гетеро- или гомосексуальных, но, по статистике, женщины сталкиваются с ним чаще: например, по данным МВД за 2013 год, женщины составляли 91,6 % пострадавших от насильственных преступлений по отношению к супругу — и нет оснований считать, что за последние три года эта цифра сильно изменилась. По данным ВОЗ, порядка 30 % женщин в мире, состоящих в отношениях, в течение жизни подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны партнёра.
Дискриминационные законы
Неравное положение мужчин и женщин обеспечивается не только привычным укладом, но и законодательно. И хотя законы должны быть способом защиты и обеспечения равных прав, зачастую они являются инструментом ущемления. По данным Всемирного банка, в 155 странах есть по крайней мере один закон, ограничивающий экономические возможности женщин, а в 18 странах мужчина имеет право по закону запретить женщине работать. По законам некоторых стран, например Индии, изнасилование женщин в браке даже не считается преступлением.
Одно из наиболее тяжёлых положений в плане законодательства у женщин в Саудовской Аравии: практически все сферы жизни женщин контролируют родственники-опекуны мужского пола. Феминистки этого государства, а также из других стран Ближнего Востока — например, Ирана и Турции — борются с устаревшими законами и порядками.
ООН уже несколько лет ежегодно публикует индекс неравенства полов — и даже по самым оптимистичным прогнозам для достижения гендерного равенства нужны ещё десятилетия. Феминизм развеял уже немало мифов и занимается не только анализом контекстов, в которых становятся возможными насильственные, человеконенавистнические практики по отношению к женщинам. Это инструмент помощи и поддержки, который помогает обнаружить дискриминацию по половому признаку, сделать её видимой для общества и объяснить, как подобные практики нарушают самые базовые права женщин, которые не требуется как-то дополнительно «заслужить», — на свободу и уважение.
Чего хотят женщины: за что борются современные феминистки
Реальные факты и наши возможности.
Женщины в России делятся на несколько групп: те, кто пропагандируют идеи феминизма на интуитивном уровне, те, кто серьезно разбираются в вопросе и те, кто данную идеологию всячески демонизирует и открещиваются от всего, что можно назвать борьбой за права. Последние также воспринимают слово «феминистка» за оскорбление.
Причины поддерживать феминистские идеи просты. Женщины хотят, чтобы к ним относились как к людям, а не как к приложению к мужчинам или объекту для удовлетворения желаний. Они хотят равных прав и равных возможностей, равных зарплат; многие желают, наконец, вырваться из домашней клетки и заняться саморазвитием или карьерой.
Логика тех, кто феминизма боится, также ясна. Стоит учитывать, что мы растем в патриархальной системе традиционных ценностей, обрастая своего рода шелухой из стереотипов. И далеко не всем хочется работать над собой, чтобы изучать какие-то вопросы. Плюс ко всему, «быть за каменной спиной» и принимать правила игры такими, какие они есть.
А как же феномен «сильной женщины», который так распространен в России? Некоторые люди как раз и продвигают идею о том, что «феминизм нам не нужен, потому что в стране и так много сильных и независимых». Но так ли это?
Если какой-то определенной женщине и удалось чего-то добиться, не повстречав на пути ужасов насилия и трудностей гендерных барьеров на пути к достижению своей цели, – это замечательно.
Но нужно понимать, что эта женщина в меньшинстве. Бизнес-леди сталкиваются с неприятием их традиционным обществом. Ведь если женщина занимается карьерой, то она чаще всего «плохая мать», «кукушка», «мужик в юбке» и т.д.
Поэтому пренебрегать проблемами, которые окружают тебя – это закрыть глаза на свой гражданский долг, на проблемы тех, кто рядом.
Поэтому сегодня мне бы хотелось ответить на вопрос «зачем нужен феминизм в России?»
Неравенство в зарплатах
Россия по уровню зарплатного паритета (другими словами – равенства ) по оценке Всемирного экономического форума занимает 75 место среди 145 государств. И это несмотря на закрепленное в Конституции равенство в правах и возможностях! Гендерный разрыв в зарплатах в России составляет 27%. Каким бы хорошим сотрудником ты не была бы, парень все равно будет зарабатывать больше. Увы и ах.
Минимальная возможность карьерного роста
Женщины в России реже занимают высокопоставленные должности. Так, заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила, что в России доля женщин, работающих в органах власти, очень невысока. В частности, по доле женщин в парламенте Россия находится в мире на сотом месте: в Госдуме 15%, в Совете Федерации — 17%, в российском правительстве женщины составляют 10%.
И это касается большинства «мужских» профессий. Например, должность анестезиолога в больнице с большей вероятностью отдадут мужчине. Безусловно, на это влияет не только возможная беременность и уход за ребенком, но и гендерные предубеждения. Ведь когда мы говорим «политик» или «врач», мы чаще всего представляем белолицего мужчину средних лет и среднего телосложения. Одно из последних исследований показало, что 44% женщин отметили случаи, когда им отказывали в продвижении при равных условиях, отдавая должность кандидату-мужчине.
РФО «ОНА»
Феминизм в современном российском обществе
Авторка: Анна Проскурина (Белгородская область)
Вопросы социальной дискриминации (негативного или предвзятого отношения к человеку или лишения его определённых прав на основании наличия какого-то признака) всё чаще поднимаются в современном мире. Ущемлённые социальные группы активно борются за свои права. Если человек не подходит под так называемый «золотой стандарт» и не является белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной, то, скорее всего, он подвергается дискриминации. На Западе государство наделяет подобные группы необходимыми правами, общество настроено толерантно и понимающе.
Феминизм — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение политических, экономических, личных и социальных прав для женщин и преодоление сексизма. Феминизм является одним из самых распространённых движений в современном мире наравне с движениями за ликвидацию расовой дискриминации и в защиту ЛГБТК+сообщества. Для того, чтобы разобраться в причинах нынешнего распространения феминизма, придётся окунуться в историю и прийти к истокам половой дискриминации.
Историческая справка
Во времена, когда ещё не существовало государства и права, единственным социальным регулятором являлась религия. Она диктовала правила и нормы морали, которые до сих пор присутствуют в обществе. Мировые религии — ислам, христианство и буддизм — описывают статус женщины по-разному, но провести параллели и найти сходство нетрудно. Рассмотрим мусульманство и христианство как две наиболее распространённые в России религии.
В России самой распространённой религией является христианство, которое оказывает большое влияние на наше консервативное общество. По данным Росстата, количество зарегистрированных религиозных организаций в России на конец 2018 года достигло 30896 единиц (18550 из которых являются православными), и это число продолжает расти. Роль религии в жизни россиян важно обозначить точно, т.к. религиозные устои серьёзно влияют на отношение верующих ко всему окружающему, в том числе к правам и обязанностям женщины.
Христианство говорит о том, что перед лицом Бога равны все, независимо от расы, национальности и пола. По крайней мере, равенство между мужчиной и женщиной провозглашалось в Ветхом Завете, когда Бог создал Адама и Еву. Но после грехопадения Господь объявил свой приговор: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3: 16-19). Муж мог иметь нескольких жён, Ветхий Завет этого не запрещал. Первым многожёнцем, упомянутым в Библии, был Ламех, который имел двух жён (Бытие 4:19). Авраам был женат на Сарре, Агари (Бытие 16:3), Хеттуре (Бытие 25:1), а также имел наложниц (Бытие 25:6). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль (Бытие 29:16-30) и их служанок — Валлу и Зелфу (Бытие 30:3, 4, 9, 10). Брат Иакова, Исав, имел трёх жён: Иегудифу, Васемафу и Махалафу (Бытие 26:34, Бытие 28:9). Господство мужа над женой, провозглашенное Богом, является примером для всех последующих поколений, это утверждение подкрепляется и в Новом Завете. В 3 главе Первого послания Петра говорится: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Апостол призывает женщин повиноваться своим мужьям: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином». Женщина в христианстве даже своим обликом обязана олицетворять скромность и кротость: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Таким образом, христианство проповедует господство мужчин над женщинами, беря за основу патриархальный общественный строй.
Но ещё до крещения Руси (988 г.) общество было патриархальным, с приходом же новой религии это явление только устоялось и усилилось. Во времена Древней Руси в обязанности женщин входило рождение и воспитание детей, содержание быта. Девочек с детства приучали к служению мужу и старались как можно раньше выдать замуж. Курсы истории и литературы рассказывают в основном о мужских судьбах и подвигах. Вспоминая «Повесть временных лет», трудно привести пример отважной величественной женщины, ведь такой могла стать только представительница знатного рода — на простых крестьянках лежала забота о доме и детях, они подчинялись своим мужьям. Женщины могли быть своеобразным товаром: жёны, приобретённые посредством купли продажи, воровства и грабежа как военная добыча, по языческому праву были под властью мужа и, видимо, имущественных прав не имели. По «Уставу князя Ярослава», женщина не имела права на развод даже в случае семейного насилия и побоев, инициатором такового мог стать только муж.
С течением времени женщины получали новые права, и в XVIII веке благодаря реформам Петра I жизнь всего общества начала меняться. Пётр потребовал от женщины вхождения в общественную жизнь. Была введена новая форма публичного общения — ассамблеи, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Тем самым женщине была предоставлена возможность появляться в публичном месте: был отменён поцелуйный обряд и раздельное застолье мужского и женского общества. Петровские реформы предоставили женщинам возможность расторгнуть брак или вовсе отказаться от замужества; теперь женщины были наделены правом наследования. Но задуманная европеизация успешно проходила только в высших сословиях, в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранялся патриархальный уклад.
Женщины начали получать права, теперь они стремились участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами, что в итоге дало толчок женскому движению в России. Оно начало складываться в середине 1850-х годов в контексте социально-экономического и политического кризиса и сопутствовавшего ему общедемократического подъёма. В первые десятилетия своего развития российское женское движение занималось благотворительной, культурно-просветительской, а также социальной работой. Под его натиском правительство согласилось финансировать женское образование. Женскому движению удалось существенно повлиять на общественное мнение и добиться изменения системы ценностей, норм и ожиданий в отношении женщин, особенно в сфере женского труда, женского образования, семейно-брачного поведения женщин. Высшие слои общества приняли идею о равноправии. На рубеже 1880-х–1890-х годов главной целью движения стало предоставление женщинам избирательного права. В 1917 году она была достигнута: Временное правительство наделило женщин бесцензовым избирательным правом в органы власти всех уровней — от органов местного самоуправления до самого Учредительного собрания. В Конституции РСФСР 1918 г. было официально закреплено равноправие полов.
Понятие и история возникновения феминизма
Феминизм (от лат. femina — женщина) — движение за права женщин во всех сферах общества, целью которого является устранение дискриминации. Дискриминация (лат. discriminatio — различаю) — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака.
Предпосылки распространения феминистских идей появились во времена распада феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, после чего начался период найма женщин для работы и их превращения в собственниц рабочих рук. На защиту женщин в это время вставали такие писательницы, как Мэри Эстел и Афра Бен, которых обычно именуют первыми защитницами прав женщин в Англии. В работах Эстел можно найти стандартные идеи либерального феминизма о том, что мужчины и женщины обладают одинаковой способностью к разуму и, следовательно, должны иметь равный доступ к образованию. Свой вклад в зарождение феминизма внёс Пулен де ля Бар со своим эссе «О равенстве обоих полов», где он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения её грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы».
Феминизм как движение зародился в XIX веке в Англии; первая волна феминизма получила название «суфражизм» (от англ. suffrage — право голоса, избирательное право). Феминистки первой волны боролись именно за право женщин участвовать в избирательном процессе. В 1867 году в Манчестере было создано «Общество женского избирательного права», и его члены начали издание «Женского суфражистского журнала». В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ. НФСО распространяла суфражистские идеи по всей Великобритании. В течение 60-ти лет общество боролось за получение женщинами избирательного права, и в 1928 году эта цель была достигнута. В процессе деятельности движения его идеи распространились за пределы Великобритании и дошли до США и Европы в целом. К 20-ым годам XX века основные цели были достигнуты: теперь женщины могли голосовать, получать образование и работать вне дома, в связи с чем активность женских организаций пошла на спад.
Вторая волна феминизма берёт своё начало в 1960-х годах в США. Окончание Второй мировой войны вернуло женщинам роль домохозяек, они отчуждались от политики и экономики. Период беби-бума вселил женщинам уверенность, что сейчас их основная обязанность — вести быт и воспитывать детей. Феминизм второй волны пошёл против этих убеждений и, в отличие от суфражизма, занимался широким рядом социальных проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, положением в семье и обществе, рабочим местом и репродуктивными правами. Одной из самых известных активисток того времени являлась Кэрол Ханиш, авторка лозунга «личное — это политическое», который теперь даёт яркое представление о феминизме второй волны. Тогда же широко развернулось женское освободительное движение. Освободить женщин пытались от всеобщего стереотипа, что они важны только в ролях жён и матерей, и за пределами семейных ценностей им нет места в обществе.
Вторая волна повлекла за собой раскол внутри самой идеи феминизма. Каждая социальная группа пыталась решать свои больные вопросы: от расовой дискриминации до освобождения женщины от оков брака и переосмысления женской сексуальности. Белые женщины стремились к контролю над рождаемостью, выдвигая идеи важности права на контрацепцию, аборты и в целом агитируя за профилактику венерических заболеваний. Многие из тех, кто не относились к белым, боролись против насильной стерилизации.
Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объёме, некоторые проблемы, против которых боролись феминистки 60-70-х годов, сохранились и по сей день. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.
Третья волна феминизма зародилась в 1990-х годах в ответ на недостатки второй волны и отрицательную реакцию задолго до этого продвигавшихся инициатив. Идеология базировалась на достижениях феминизма второй волны, но также стремилась к решению, например, расовых проблем. С феминизмом третей волны тесно связано понятие «борца за социальную справедливость» (social justice warrior). Под этим термином понимаются блогеры, считающие, что борьба с социальной несправедливостью сводится к борьбе с явной или неявной дискриминацией тех или иных групп людей. Они поддерживали следующие идеи:
Само понятие феминизма третьей волны подвергается критике, ведь в период с 1990 по 2010 года не наблюдалось значительной мобилизации общества за права женщин. Тем не менее появление Интернета дало толчок феминистическим идеям и помогло в их распространении, в этот период выработалось множество новых понятий и классификаций феминизма.
Ветви современного феминизма
Исходя из определения, феминизм защищает женщин и борется за их права, но со времён суфражизма движение успело преобразоваться, подстраиваясь под определённый исторический контекст и, соответственно, актуальные проблемы женщин. Сейчас феминизм подразделяется на разные ветви, идеологии, цели которых, видимо, разделены, но имеют одну общую — защиту прав женщин. Рассмотрим самые распространённые виды.
Интерсекциональный феминизм, упоминавшийся ранее, сейчас является одним из самых распространённых. Он возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. В основе идеологии лежит убеждение о том, что различные формы дискриминации неотделимы друг от друга и нельзя бороться против определённых притеснений, игнорируя остальные факторы; интерсекциональные феминистки утверждают, что в основе их борьбы нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде.
Либеральный феминизм считается одной из самых ранних форм движения, являясь продолжателем суфражизма. Главной целью либерального феминизма является достижение равных прав и возможностей между женщинами и мужчинами в сферах образования, предоставления рабочих мест и заработной платы, участия в политической, экономической и социальной жизни. Основным средством для достижения этой цели считаются реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин. Главными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с определёнными проблемами.
Радикальный феминизм возник во времена второй волны, но продолжил существовать в эпоху третьей и четвёртой волн, ассоциируется с ними, хотя по взглядам, методам и главным идеям порой расходится с мейнстримом. Главной целью радикального феминизма является разрушение патриархата, который считается главной причиной угнетения женщин. Он борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав. Радикальные феминистки известны благодаря ярким и заметным активистским действиям. Они убеждены в необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата.
Трансфеминизм — ветвь феминизма, борющаяся за права трансгендерных женщин и поднимающая вопросы гендерной идентичности. Данное направление борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам угнетения — трансфобии и мизогинии (такой вид дискриминации описывают общим понятием «трансмизогиния»).
Также важно разобраться в вопросе влияния сексизма на некоторые другие виды дискриминаций. В современном обществе часто поднимаются вопросы дискриминации ЛГБТК+сообщества. Многие активисты говорят о том, что конкретно гомофобия в отношении гомосексуальных мужчин возникает в том числе из-за сексистски настроенного общества. Мужчина, испытывающий влечение к другому мужчине (как в консервативных идеалах должна делать женщина), является будто бы прообразом женщины, к которой общество заведомо относится по-другому. Также, в соответствии со стереотипами, все гомосексуальные мужчины, «примеряя роль женщины» в сфере сексуальных и романтических отношений, приобретают феминность, т.е. примеряют на себя предписанную модель поведения женщины. Стоит отметить, что многие проявления феминности осуждаются обществом, даже если в остальных аспектах человек представляет определённый золотой общественный стандарт и является «белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной».
Результаты исследования (анкетирования)
В качестве метода для практического исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось с 24.06.2020 по 05.07.2020. Анкета включала 23 вопроса: общие вопросы; вопросы по оценке проблем дискриминации; вопросы по оценке феминизма. Исследование проводилось путём распространения анкет среди участниц и участников сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: «Подслушано Феминизм», Bad Fem, «Студенческая взаимопомощь * Респонденты * Опросы», «101 респондент», «Мужское Движение», FemUnity.
Обработка анкет показала, что общее число респондентов составило 1004 человека, в том числе 88% женщин и 12% мужчин (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение участвующих респондентов
Представленная ниже диаграмма (рис. 2) характеризует респондентов по возрасту.
Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту
В соответствии с ответами, 12,5% респондентов считают, что в России мужчины и женщины имеют равные права, в том время как 87,5% участников не согласны с этим утверждением (рис. 3).
Рис. 3
91,4% респондентов замечают дискриминацию по половому признаку в обычной жизни (рис. 4), в то время как 81,7% участников лично с ней сталкиваются (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
Одной из главных целей анкетирования было выявление наличия и актуальности проблем, порождаемых сексуальной дискриминацией. В следующем вопросе респондентам было доступно несколько вариантов ответа. Таким образом, 69,2% отметили неравные зарплаты мужчин и женщин, 81,5% признали неравенство карьерных возможностей мужчин и женщин, 93,2% участников отметили проблему наличия домашнего насилия, в то время как 79,9% опрошенных признали наличие репродуктивного насилия, с тезисом наличия торговли женщинами и детьми согласились 40,6% респондентов, 87,2% отметили проблему сексуального насилия (рис. 6).
Рис. 6
В соответствии с ответами, 96,9% респондентов считают, что женщины чаще подвергаются сексуальному насилию (рис. 7), в то время как 93,8% считают, что в основном жертвами домашнего насилия также являются женщины (рис. 8).
Рис. 7
Рис. 8
9,3% знают, что такое феминизм, в то время как 0,7% не осведомлены об этом движении (рис. 9).
Рис. 9
В силу того, что значение данного термина люди определяют по-разному, важно было узнать, какое из определений наиболее распространено. Выяснилось, что 72,9% опрошенных считают, что феминизм — это общественное движение для осуществления борьбы женщин за свои права; 19,6% определяют феминизм как общественное движение, направленное на достижение равноправия мужчин и женщин; 2,6% респондентов видят феминизм как движение, разрушающее естественные отношения между полами; для 2,2% опрошенных феминизм — это идеология провозглашения матриархата; 2% определяют данное движение как идеологию одиноких и несчастных женщин; для 0,7% респондентов феминизм — это либеральная идеология западных стран (рис. 10).
Рис. 10
98,5% респондентов, так или иначе, встречались с проявлениями феминизма (рис. 11).
Рис. 11
На вопрос о необходимости феминизма респонденты ответили следующим образом: 87,8% считают, что равноправие еще не достигнуто, поэтому феминизм необходим; 7,6% придерживаются мнения, что феминизм был необходим в прошлом, но теперь на законодательном уровне провозглашено равноправие, поэтому он не нужен; 4,6% думают, что феминизм изменил естественный порядок вещей и изначально был не нужен (рис. 12).
Рис. 12
На вопрос о влиянии феминизма на общество респонденты ответили следующим образом: 88,3% отметили положительное влияние, 7,8% подчеркнули отрицательное влияние, в то время как 3,8% находят феминизм бесполезным (рис. 13).
Рис. 13
Среди участников анкетирования 81,3% считают себя феминистками/профеминистами, 18,7% не относят себя к таковым (рис. 14).
Рис. 14
При этом 81,8% отметили, что им близки идеи современного феминизма (рис. 15).
Рис. 15
96,3% респондентов признали, что в России актуальна проблема сексуальных домогательств (рис. 16).
Рис. 16
Понятие домогательства трактуется обществом по-разному. Чтобы выяснить, где проходит грань и что для участников исследования значит вышеназванное понятие, им было предложено несколько примеров действий, которые могут трактоваться как харассмент. В ходе исследования выяснилось, что 97,5% относят к домогательствам принуждение к половой связи с помощью угроз или использования зависимого положения; для 89% прикосновения с сексуальным подтекстом также несут подобный характер; 80,2% расценивают предложение вступить в половую связь от властного лица как харассмент; для 80% сексуальным домогательством является отправление порнографических материалов без согласия получателя; оценивающие внешность замечания, шутки с сексуальным подтекстом относят к домогательствам 73,1% респондентов; 69% участников анкетирования к домогательствам причисляют навязчивое внимание, комплименты, звонки и сообщения; 45,4% опрошенных считают, что разглядывание, взгляды, «оценивающие» внешность, тоже можно причислить к сексуальным домогательствам (рис. 17).
Рис. 17
70,9% респондентов признались, что сталкивались с сексуальными домогательствами (рис. 18).
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
С момента принятия закона о декриминализации домашнего насилия 27.01.2017 г. в России появилось большое количество его противников. Общество спорит о необходимости принятия закона о домашнем насилии, защищающего жертв и наказывающего насильников, именно поэтому заключительным пунктом анкетирования стал вопрос об отношении респондентов к этому законопроекту и необходимости его принятия. 93,5% респондентов выступают за принятие законопроекта (рис. 23).
Рис. 23
Заключение
Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.
Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.
Источник первых 3-х изображений: Freepik
Если вам понравился этот пост,
поддержите нас регулярными донатами
или сделайте разовое пожертвование.
Подпишитесь на наш сайт в Tumblr!
Идёт загрузка комментарев!