с чего платится закят
Значение и польза закята
Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.
Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.
Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаем им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульман поступок.
В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята.
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят уль-фитр)
2. Закят с имущества (закят уль-мал)
Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., недопустимые для постящегося, так же, как пища и питье.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране четко определил людей, которым предназначен закят. Милостыня предназначена для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди связанные с закятом (амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены Шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.
Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.
Да поможет Всевышний верующим идти по пути Истины! Амин.
Закят: кто и кому должен его выплачивать
Выплата закята возлагается на человека, если он входит в одну из нижеследующих категорий.
А) Мусульмане. Шариат не требует от неверующих выплаты закята, но на том свете за невыплату закята человек будет сурово наказан, будь это мусульманин или неверующий.
Есть разногласия между учёными в том, что касается обязательности выплаты закята вероотступником (муртад), если на него обязанность выплаты закята наступила после того, как он стал неверным. По мнению некоторых учёных, всё имущество вероотступника следует изъять, и в таком случае закят на него не возлагается. Есть учёные, которые говорят, что его имущество пока не трогают с надеждой на его раскаяние. Если он, покаявшись, вернётся в Ислам, он обязан с этого имущества выплатить закят. Если же умрёт в неверии, то закят не вменяется в обязанность.
Что же касается закята, который он был обязан выплатить до его вероотступничества, – это с него не отпадает.
Б) Свободные. Раб не обязан выплачивать закят, даже в том случае, когда хозяин дал ему имущество, которое достигает нисаба.
В) Взрослые. Несовершеннолетний не обязан выплачивать закят. Если несовершеннолетний обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.
Г) Разумные. Слабоумный не обязан выплачивать закят. Если слабоумный обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.
Д) Дееспособные. Выплата закята вменяется в обязанность, только когда имущество достигает определённого количества и находится во владении хозяина.
Категории людей, получающих закят.
Священный Коран определил тех, кому распределяется закят:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَريضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.
2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.
3. Работник по сбору и раздаче закята.
4. Новообращённые мусульмане.
5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму.
6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.
8. Путник, вышедший в путь ради разрешённой Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещённой Шариатом. Также не даётся закят тому, кто направляется неизвестно куда.
Не разрешается выплачивать закят следующим категориям: имеющим достаточное количество имущества или достаточный заработок; рабам; потомкам рода Хашима и Мутталиба; неверующим.
Распределять закят необходимо восьми категориям поровну. Если какая-то категория получателей закята отсутствует, то доля этой категории распределяется среди остальных.
Закят должен быть распределён среди жителей того населённого пункта, где находится облагаемое закятом имущество. Направлять средства закята в другие населённые пункты можно только после того, как в данном населённом пункте не останется нуждающихся в закяте.
Большой учёный Ахмад ибн Муса сказал, что согласно мазхабу имама Абу Ханифа допускается:
1. Направление закята в другие населённые пункты.
2. Вручение закята исключительно одной категории.
3. Вручение закята только одному человеку.
Ибн Хаджар сказал: «Если бы имам Шафии был жив – он бы дал такую же фетву».
Если долг был взят для расходования на разрешённое Шариатом.
Сафар должен быть халяль, т. е. не для совершения греховного, а также с определённой целью и местом прибытия. Если человек вышел без определённой цели и не имея намерения прибыть в определённое место – ему закят не дают.
Ибн Хаджар аль-Хайтами, годы жизни: 909–974 гг. по Хиджре, 1504–1567 гг. по Григорианскому летоисчислению.
Кто платит закят
Условия, при которых выплата закята обязательна
Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[1] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята[2].
К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного[3] золота составила 2 395,72 рубля.
84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).
Кто платит закят, а кто нет
В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.
Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра)[4].
Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:
— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;
— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна[5];
— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.
Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам[6]. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.[7]
Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.
Закят и бизнес
Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается[8].
Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[9]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.
Закят с урожая
«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410.
Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.
[2] Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 ноября 2015 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 ноября 2016 года) подсчитывается итог отложенных сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2 500 евро. И так далее.
[3] Аффинаж, аффинирование [фр. affinage — очистка] — разновидность рафинирования металлов — получение благородных металлов (серебра, золота, платины и др.) высокой чистоты.
[4] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 541.
[6] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 283.
[7] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 563.
[8] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 603.
[9] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.
[10] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Следует ли выплачивать закят с имущества?
Основа в закяте – это то, что он выплачивается только с тех предметов, на которые есть довод в Сунне. У нас есть доводы на золото, серебро, с/х урожаи, скот (верблюды, коровы и овцы), с некоторыми разногласиями – на предметы торговли. Но о том, что с личного имущества платится закят – у нас на это довода нет. Более того, известен следующий хадис: передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня».Этот хадис передал аль-Бухари, 1463.
Поэтому с квартиры, которая в настоящий момент является предметом пользования, закят не выплачивается, так же как и с остального имущества, находящемся в личном пользовании.
Из современников шейх Ибн Усеймин говорил об обязательности закята с оборотных средств. В “Фатауа аль-Харам аль-Макки 8А 35мин” он приводит доводы на это.
Поэтому с оборотных средств закят платится, и это то, на чем большинство ученых. Оборотными средствами является то, что человек купил и принадлежит ему, однако он это купил для торговли, для прибыли, то есть с целью получить с этого прибыль а не потому что это нужно ему самому для пользования. Оно должно принадлежать ему полностью. В данном случае считается его его стоимость и если стоимость товара превысила нисаб (стоимость 85г. золота) и не уменьшалась стоимость его товара в течении года ниже нисаба, то в через год он считает и делает расчет с того что есть
Считается следующим образом, Если человек продает оптом, то считает по оптовой цене, если в розницу, то закят с розничной цены, то есть закятом облагается по цене реализации, а не по цене закупки на момент исполнения года, то есть в день рождения “нисаба”, только необходимо учесть, что считать надо по лунному календарю.
Если продает и по оптовой и по розничной, то считает по той цене по которой больше продает, то есть, что преобладает.
То как делают некоторые люди, вычисляя прибыль каждый месяц, а в конце года все прибыли прибавляют и делят на 12 получая тем самым среднее арифметическое и с него платят то это неправильно, как сказал шейх Раслян. Однако надо считать в конце года, если за год это имущество (оборотные средства + деньги на руках + долг, который тебе должны (но только тот, который ты надеешься что вернут – долги твои – налоги – штрафы и т.д.) не спустилось ниже “нисаба”.
Кстати тот момент, где допустим у человека 10-ого Рамадана было 3 нисаба, потом через несколько месяцев стало 4 нисаба, потом еще через несколько месяцев стало 2 нисаба, и к 10 Рамадана этого года стало 5 нисабов.
Фактически получается, что год пролежало только 2 нисаба, с которых и надо выдавать закят. И это одно из мнений ученых. Но в таком случае придется считать каждый нисаб отдельно и с каждого выплачивать закят как только на (именно этом) нисабе исполнится год. Еще надо учитывать что расчет нисаба идет в денежном эквиваленте 85 грамм золота, а цена на него постоянно меняется.
Другое мнение – это то, что все это не считается за невозможностью или из-за очень большой сложности этого, однако если в начале года был нисаб и имущество не уменьшилось ниже нисаба в течение года, то в начале следующего года ты считаешь один раз все имущество и с него выплачиваешь закят и все, до следующего года больше к этому вопросу не возвращаешься. Шейх аль-Альбани (в “Мутафаррикат” 213, 01-01-50) сказал, что это второе мнение и есть правильное в этом вопросе, и что тебе не надо заниматься подсчетом всех твоих нисабов и платить с каждого, как только на нем завершится год, а достаточно производить подсчет один раз в год.
Следует ли выплачивать закят с овощей?
Передают со слов Мусы б. Тальхи, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Овощи не облагаются пожертвованиями“.(ад-Даракутни).
Этот хадис приводится в сборнике имама ад-Даракъутни “ас-Сунан” с исследованием на достоверность Шу’айба аль-Арнаута и еще трех других исследователей. Этот хадис в сборнике у ад-Даракъутни под номером 1911.
Вот что исследователи пишут об одном из передатчиков этого хадиса по имени Мухаммад ибн Джабир:
“Сказал аз-Зайля’и (2/387): “Мухаммад ибн Джабир, о нем Ибн Ма’ин говорил: “Он никакой”, а Ахмад говорил: “Никто не передает от него хадисов, кроме того, кто хуже него!”
С таким же смыслом передается и другой хадис, что приводит имам аль-Хаким 1/401, однако он также слабый, как это сказал хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади в “ат-Танкъих” 2/199.
А имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи говорил: “Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно закята с овощей. Это передается от Мусы ибн Тальхи в форме мурсаль”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/30.
Что же касается самого положения: “Следует ли выплачивать закят с овощей и фруктов?”, то ученые разошлись в этом вопросе. Маликиты и шафииты считали, что это не облагается закятом, поскольку не они не хранятся и портятся быстро. См. “Уюн аль-маджалис” 2/516, “аль-Маджму’” 5/470.
Ханафиты и некоторые ханбалиты считали обязательным выплату закята с овощей. См. “аль-Биная” 3/499-500, “аль-Мугъни” 4/155.
Однако среднее мнение, объединяющее тексты данной главы состоит в том, что те плоды, которые можно хранить долго, подлежат закяту, как финики, арахис, фисташки, изюм и т.п. Что же касается таких плодов, как гранат, персик, арбуз, и т.п. фрукты, или помидоры, огурцы и т.п. овощи, которые портятся быстро, то нет с них закята, как говорил аль-Мунаджид, отвечая на подобный вопрос.
Следует ли выплачивать закят с мёда?
Большинство ученых считает, что с мёда закят не выплачивается. Но имам Абу Ханифа и имам Ахмад считали, что с мёда закят выплачивать обязательно. См. “аль-Мугъни” 4/183.
Также передают, что и ‘Умар ибн Абдуль-Азиз считал обязательным выплату закята с мёда, однако это сообщение от него слабое, о чем сказал хафиз Ибн Хаджар в “аль-Фатх”, которое противоречит тому, что привел от него имам аль-Бухари, что он считал как и большинство ученых, что закят с мёда не выплачивается.
Некоторые ученые, которые склонились к мнению, что закят с меда следует выплачивать, опирались на некоторые хадисы относительно данной темы. Абу Дауд 1600, ат-Тирмизи 629, Ибн Маджах 1823, 1824.
Однако большинство ученых не приняли эти хадисы в качестве довода по причине их слабости. Шейх аль-Альбани считал их хорошими (хасан) хадисами, усиливая их достоверность по причине некоторых слабых хадисов.
Но все же ранние имамы не считали эти хадисы достоверными, и не опирались на них в качестве довода.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Хадис, о необходимости выплаты закята с мёда, является слабым”. См. “Задуль-ма’ад” 2/13.
Имам аль-Бухари говорил: “Нет ничего достоверного о выплате закята с меда”. См. “аль-Иляль аль-кабир” 102.
Приведя хадис о закяте с мёда, имам ат-Тирмизи сказал: “В этой большой теме нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 629.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Нет на обязательность выплаты закята с мёда достоверного хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нет на это иджма’а, и закят с этого не выплачивается!” См. “Ма’рифату-Ссунан уаль-асар” 3/280.
Имам аль-‘Укъайли сказал: “Что касается выплаты закята с мёда, то нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха) об этом. Достоверно то, что ‘Умар так поступал“. См. “ад-Ду’афа” 2/309.
Однако относительно сообщения от Умара тоже есть разногласия в его достоверности. Имам Ибн Хазм сказал: “Ложь то, что относительно закята с мёда есть что-либо достоверное от пророка (мир ему и благословение Аллаха), или от ‘Умара, или от кого-либо из сподвижников”.См. “аль-Мухалля” 5/232.
Также о том, что нет ни одного достоверного хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха) о выплаты закята с мёда, говорили многие имамы, среди которых: хафиз аль-‘Аджлюни, имам Абуль-Хафс аль-Маусыли, имам аль-Мунауи и др. См. “Кашф аль-хуфа” 2/566, “Файдуль-Къадир” 4/452.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о выплате закята с мёда, он сказал, что правильное мнение в том, что это не обязательно, но так делал ‘Умар, что указывает на желательность, но не на обязательность, при оставлении которой человек становится ослушником! См. “Фатауа аз-закят” 1/87.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!