с чего начинать изучение экономики

Как самому разбираться в экономике

При поддержке сайта

Экономика — это не абстрактная наука, а то, с чем мы сталкиваемся ежедневно: во время похода в магазин или рассчитывая бюджет семьи на месяц. Разбираясь в простых экономических законах, вы существенно облегчите себе жизнь и сможете, наконец, понять, в чем суть мирового финансового кризиса и как глобальная экономика влияет на вашу жизнь.

Обратите внимание на эти книги. Они помогут понять, как устроена экономика.

1. Как устроена экономика

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Экономист из Кембриджа Ха-Джун Чанг разложит по полочкам всю современную экономику. И сделает это занимательно, доступно и остроумно. Даже если вы ничего не знали об экономике, после прочтения его книги вы будете знать все.

Только реальные примеры и идеи, которых нет в учебниках по экономике.

Вы узнаете, что экономические теории пронизывают всю нашу жизнь. И как будущее европейской валюты, неравенство в Китае, состояние промышленности в США влияет на вашу повседневную жизнь.

2. Система Кудрина

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Уникальное журналистское расследование, которое изменит ваше представление о современной России. Книга составлена на основе десятков честных интервью с российскими министрами, политиками, чиновниками и предпринимателями. Теми, кто создавал будущее нашей страны.

Неизвестная сторона экономического и политического курса Путина, истинные причины ключевых решений в экономике (от либеральных реформ до дефолта от первых реформ Путина до национальных проектов и Олимпиады в Сочи), прогнозы того, что ждет нас впереди — в этой книге вы найдете ответы на многие вопросы, которые не принято задавать в СМИ.

3. Экономика всего

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Книга для тех, кто не понимает, что происходит в мире. Она поможет разобраться в хаотичных на первый взгляд процессах, понять, что нас ждет впереди, и задуматься о том, правильно ли мы живем.

Вы увидите иную экономическую картину мира. И получите ответы на многие вопросы.

Почему люди вынуждены ходить на дуэли, иногда давать взятки гаишникам и никогда не торговаться в супермаркетах? Почему считается, что государство может все, что роднит его с бандитом, и как мы с ним договариваемся?

Вас ждут занимательный язык, множество остроумных примеров и неожиданных выводов.

4. Будущее: рассекречено

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

4 сценария развития будущего от известного аналитика. В своей книге Барроуз расскажет о том, какие значительные сдвиги и тренды ждут нас до 2030 года. Среди них: беспрецедентное старение населения, безудержная урбанизация, рост среднего класса во всем мире, рост экономической мощи Востока, новые технологии.

Хотите знать, что будет завтра? Эта книга точно для вас.

5. Из третьего мира в первый

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Яркий пример того, что возможно все. Эта книга написана человеком, который за короткое время превратил крошечный город-остров Сингапур без природных ресурсов в предмет восхищения многих мировых держав.

Уроки мудрости, полезные примеры и советы от человека выдающихся способностей помогут каждому поверить в свои силы и понять, что любую мечту можно превратить в реальность.

Книга будет интересна всем, кто интересуется экономикой, политикой и психологией отношений. А также для тех, кто не верит, что отсталое государство может быстро стать передовым.

Источник

10 книг для первого знакомства с экономикой | Freaking Books #1

Всем привет. Начинаю новую рубрику подборок книг. Поехали!

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Дарон Аджемоглу, Джеймс Робинсон. / Daron Acemoglu and James Robinson.

«Почему одни страны богатые, а другие бедные» / «Why Nations Fail»

На вопрос о причинах богатства некоторых народов (которым задавался в своем opus magnum еще Адам Смит ) окончательного ответа до сих пор не получено. Более того, разнообразные примеры «экономических чудес» (Сингапур, Тайвань, Япония) и «экономических катастроф» (Аргентина, Зимбабве, Греция) XX века ставят под сомнение существование единого ответа, который был бы верен для всех стран.

Два известных американских экономиста в своей книге тщательно анализируют практически все факторы, которые могут влиять на экономическое развитие стран (в частности, географическое расположение, наличие природных ресурсов, культурные особенности), и предлагают свой ответ. По мнению Аджемоглу и Робинсона, процветание или нищета стран определяются экономическими и политическими институтами — «правилами игры» во взаимодействии власти и общества.

Этот серьезный труд, опирающийся на множество исследований и научных статей самих авторов, очень популярно и легко написан и рассчитан на массового читателя.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Сильвия Назар / Sylvia Nasar

«Путь к великой цели. История одной экономической идеи» / «Grand Pursuit: The Story of Economic Genius»

Профессор бизнес-журналистики Колумбийского университета Сильвия Назар прославилась книгой «Прекрасный разум. Жизнь гения математики и нобелевского лауреата Джона Нэша» («A Beautiful Mind. The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash»), в которой биография математика и экономиста Джона Форбса Нэша была рассказана параллельно с довольно точным изложением его научных исследований — и по которой был снят оскароносный фильм «Игры разума». В своей следующей книге Назар решает еще более трудную задачу — показать развитие экономической науки на протяжении XIX и XX столетий сквозь призму биографий и воззрений выдающихся экономистов (от Альфреда Маршалла

и Йозефа Шумпетера до Милтона Фридмана и Пола Самуэльсона). Из этого крайне увлекательного, хотя и небесспорного рассказа о том, как экономические теории содействуют экономическому развитию, можно узнать, насколько тернист путь к великой цели преобразования к лучшему жизни всех людей на планете.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Terry Pratchett / Терри Пратчетт

«Making Money» / «Делай деньги»

Это не экономический труд, а фэнтезийный роман из цикла «Плоский мир» (Discworld), но в нем между делом поднимается вопрос, что же такое деньги, однозначного ответа на который ученые-экономисты до сих пор не знают.

Роман Пратчетта, во-первых, обыгрывает реально существовавшую гидравлическую модель экономики: его герой является создателем «Булькера», компьютера, представляющего собой модель национальной экономики:

«…Течение денежных потоков, их воздействие на общество моделируются потоками воды внутри стеклянной матрицы, каковая и есть „Булькер“. Геометрическая форма трубок, работа клапанов, гениальные, как я их называю, пипетки и тщательно откалиброванные насосы позволяют „Булькеру“ имитировать самые сложные транзакции. Кроме того, мы можем в широких пределах изменять начальные условия, чтобы исследовать присущие системе свойства. Например, с помощью „Булькера“ можно выяснить, что произойдет, если трудовые ресурсы города сократятся вдвое. Для этого достаточно перенастроить всего несколько клапанов, вместо того чтобы выбегать на улицу и убивать людей».

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Тим Харфорд / Tim Harford «Экономист под прикрытием» / «The Undercover Economist»

Как справедливо отмечено в одной из рецензий, эта книга — яркий представитель работ из серии «нескучно о серьезном» и «просто о сложном». Харфорд увлекательно и доступно объясняет множество важных экономических идей, используя в качестве отправной точки своих наблюдений явления, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Так, на примере цены чашки кофе обсуждается, как и на что в реальной экономике влияет ограниченность ресурсов (причем очень разных видов ресурсов — цена чашки кофе в последнюю очередь определяется ценой кофейных зерен и работой баристы), а обычный поход в супермаркет показывает, каким образом на практике осуществляется ценовая дискриминация покупателей — и это не всегда плохо, как можно подумать, если исходить только из термина.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Ха-Джун Чанг / Ha-Joon Chang

«Как устроена экономика» / «Economics: The User’s Guide»

В своей предыдущей книге «23 факта о капитализме, которые от вас скрывают» («23 Things They Don’t Tell You About Capitalism») Ха-Джун Чанг, профессор экономики из Кембриджа, объясняет, что 95% процентов экономики — это здравый смысл. С тех же позиций написана и эта книга: в ней коротко и очень ясно излагаются этапы развития капитализма (начиная с 1500 года и до наших дней), обсуждаются основные понятия и термины, которыми оперируют экономисты (валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, устойчивый экономический рост, безработица, неравенство и бедность), описываются особенности различных школ экономической мысли (от австрийской и марксистской до неокласси­ческой и кейнсианской ), а также анализируются роли государства и рынка в экономике. Эта книга может быть прекрасной отправной точкой для изучения экономики, дополнением к любому учебнику по макроэкономике или справочником по истории экономической мысли.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Нассим Николас Талеб / Nassim Nicholas Taleb

«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» / «The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable»

Совет прочитать «Черного лебедя» — мировой бестселлер, проданный в количестве более 3 миллионов экземпляров, — сложно назвать оригинальным. Талеб, эрудит-универсал и бывший трейдер, оказался очень удачливым автором, потому что правильно поймал момент: он обрушился с критикой на экономистов и финансистов-ортодоксов, думающих о мире в упрощенных терминах, в 2007 году, когда финансовый рынок был на пороге самого значительного кризиса после Великой депрессии 1930-х годов. Основной тезис Талеба заключается в том, что раз за разом люди попадают в ловушку излишней самоуверенности, думая, что знают об окружающем мире больше, чем знают на самом деле. Согласно Талебу, мы постоянно уделяем внимание неважным событиям, которые не помогают объяснить, что происходит вокруг нас, недооценивая при этом вероятность наступления больших, по-настоящему значительных событий — так назы­ваемых «черных лебедей». В результате они становятся для нас откровениями, которые кардинально меняют наше представление об окружающей действи­тельности. Не желая отойти от упрощенного взгляда на мир, мы раз за разом не замечаем действительно важных вещей и пожинаем горькие плоды.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Hиколас Грегори Мэнкью. «Принципы экономикс»

N. Gregory Mankiw. «Principles of Economics»

Ставший уже классическим труд Мэнкью считается по праву одним из самых удачных учебников по экономике, обучающим прежде всего способу думать и задавать вопросы как экономист. В нем представлено не так много специализированных моделей, практически не используются математические методы, зато разбирается огромное количество кейсов из самых разных областей жизни, что делает учебник достаточно простым и интересным для чтения. Но основное его преимущество — максимально широкий охват тем. «Принципы экономикс» включают в себя не только основы фундаментальной экономической теории (микроэкономики, то есть принципов работы отдельных рынков, и макроэкономики — поведения ВВП и цен в краткосрочном и долгосрочном периодах), но и доступно изложенные элементы теории международной торговли, теории организации промышленности (поведения фирм), экономики общественного сектора и финансового анализа — дисциплин, по которым написаны отдельные толстые учебники.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев.

«50 лекций по микроэкономике»

Это не столько учебник, сколько вольный конспект лекций, с рисунками на полях и дискуссиями после каждого занятия. При этом все важные экономические идеи описаны подробным и доступным образом, а легкость изложения сочетается с необходимой научной строгостью. Что особенно ценно, в книге приводятся многочисленные исторические примеры (например, из истории ростовщичества или российских монополий) и уникальные случаи из экономики России 1990-х годов (авторы, в частности, анализируют налоги и социальные трансферты, изучают цены, рынки и процессы поиска ренты).

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Роберт Пиндайк, Даниэль Рабинфельд. «Микроэкономика»

Robert Pindyck, Daniel Rubinfeld. «Microeconomics»

Разницу между двумя частями экономической теории (макро- и микроэкономикой) иногда иронично объясняют следующим образом: микроэкономика является стройной, тщательно разработанной наукой, основанной на серьезном математическом аппарате, но способной объяснить только те вещи, которые не имеют никакого отношения к реальному миру, а макроэкономика занимается описанием того, что обычно и имеется в виду под «реальной экономикой», только при этом в макроэкономике имеется большое количество различных школ, представители которых дают противоположные прогнозы и ответы на один и тот же вопрос. Тем примечательнее, что учебник Пиндайка и Рабинфельда объясняет базовые микроэкономические понятия, не требуя от читателя развитой математической техники, которая обычно нужна для чтения микроэкономических учебников. Практически без математических формул авторы рассказывают и наглядно показывают (в списке приведенных в пример торговых марок и фирм более 50 названий, от Airbus до Wal-Mart), как работает экономика на уровне отдельных рынков, почему и как люди и фирмы договариваются и взаимодействуют друг с другом, в том числе в условиях неопределенности и асимметричной информации.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Оливье Бланшар. «Макроэкономика»

Olivier Blanchard. «Macroeconomics»

Тот факт, что существует множество макроэкономических школ, накладывает отпечаток как на преподавание макроэномики, так и на ее восприятие в целом: хороших учебников по макроэкономике великое множество, но ни один из них не дает единой картины и полного представления о том, что же все-таки такое макроэкономика. Книга Бланшара на этом фоне выделяется своей четкой структурированностью и продуманной логикой изложения. Выделяя в экономике три периода (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный), Бланшар последовательно рассматривает их и показывает, почему на разных временных промежутках справедливы разные выводы. Большое место в учебнике уделено роли ожиданий экономических агентов, а также анализу применения макроэкономической (фискальной и денежно-кредитной) политики в разнообразных реальных обстоятельствах.

Собственно, книга-то одна, на самом деле:

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Останов (2)

Продолжаем знакомиться с книгой Адама Туза «Останов. Как ковид потряс мировую экономику.»

Коротко для ЛЛ: угроза коллапса рынков заставила американцев рисовать триллионы долларов и снабжать ими весь мир. Помощь в изоляции потребовалась многим. Катастрофы не произошло, но цена оказалась велика.

Лавина решений мировых лидеров была из ряда вон выходящей. Действовали все: если правительство запаздывало, компании, организации и просто физические лица действовали сами. В результате останов вызывался часто потребителем, который первым самоизолировался и прекращал активное участие в экономике.

Первым шоком был шок предложения. Перестали летать самолёты. Прекратился туризм. Остановились школы. Закрылись кинотеатры и рестораны. Одним из следствий было увеличение неравенства. Удалённо работать могут далеко не все, а как раз в основном более состоятельные. Также непропорционально сильно пострадали женщины, вынужденные сидеть дома с детьми, оставшимися без присмотра.

Следующим был шок спроса. В условиях неопределённости люди стали тратить меньше. Это больно отозвалось не только на туризме, но и, например, на текстильной промышленности. Чтобы сохранить рабочие места, развитые социальные государства обратились по примеру немцев к концепции частичной занятости. Но это в Европе. В Индии состоялся массовый исход из города в деревню. США болтались где-то посередине с их резко выросшей безработицей. Каждую неделю всё новые миллионы подавали заявления на пособие.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Колебания курса трежерей были плохой новостью для хедж-фондов, играющих на крошечной разнице между их ценой и фьючерсами. Они были вынуждены сгрузить свыше 100 миллиардов на рынок. На котором теперь царила паника. В таких условиях на сцену должен выйти заёмщик последней надежды. Конечно, это была ФРС. Начиная с 9 марта Трамп чуть ли не потрясал кулаками, требуя от Пауэлла решительных действий.

И деньги от ФРС пошли. Сначала сотни миллиардов на поддержку репо-сделок. 15 марта процентную ставку уронили в ноль (как уже случалось в 2008 году). Более того, ослаблялись условия для так называемых своп-линий, позволяющих обменивать на доллар мировые валюты в практически неограниченных количествах. На этот раз главным получателем долларовой помощи была не европейские, а азиатские банки. Шестерёнки этой системы приводились в движение не главами правительств, а незаметными чиновниками из высшего руководства центробанков, МВФ, БМР и крупных банков.

Подход Пауэлла к стабилизации рынков был триединым. ФРС предоставила займы нуждающимся компаниям. Далее, были созданы два органа по кредитованию крупных работодателей, которые скупали займы напрямую и у инвесторов. И, наконец, деньгами помогли и государственным и муниципальным учреждениям. Все эти действия вызвали генерацию доллара из воздуха темпом в миллион долларов в секунду! После того, как ФРС скупила активов на триллион долларов, рынок успокоился. Финансы потекли привычным маршрутом, обеспечивая устойчивое восстановление курсов акций.

с чего начинать изучение экономики. Смотреть фото с чего начинать изучение экономики. Смотреть картинку с чего начинать изучение экономики. Картинка про с чего начинать изучение экономики. Фото с чего начинать изучение экономики

Как водится, польза от восстановления распределилась неравномерно. Богатство мировых миллиардеров выросло на 1,9 триллиона. А насколько выросло Ваше?

Вот так, в который уж раз, центробанки стали конечным гарантом спокойствия в мировой экономике. Предыдущим случаем была мантра «Whatever it takes», запущенная председателем ЕЦБ Марио Драги во время спасения европейских финансов.

Хоть столь внушительные вливания побуждают задумываться о некоем «новом социальном договоре» в США, на самом деле финансовая политика государства и в этот раз послужила господствующим интересам и консервации неравентства, как это бывало и раньше. Адекватная страховка по безработице не возникла. Мигранты, работающие «вчёрную», остались за бортом. И т.д. и т.п.

Это была не стройная система господдержки, нет. Это был «запутанный и плохо скроенный монстр». Людям просто платили за то, что они не работают. Обеспечено это было госдолгом и печатью денег. Но платили не только простым работягам, сидящим дома с детьми. Платили и компаниям, и организациям. Неудивительно, что впрыснутые деньги пошли на повышение курса акций и займов. Даже молодёжь, получая свежие выплаты, бросалась спекулировать акциями. В таких условиях ФРС не нужно уже было покупать гособлигации. Этим уже занимались остальные. Но не все акции подорожали. Курсовой фейерверк затронул узкую группу счастливчиков во главе с цифровыми гигантами. Обычный бизнес часто продолжал балансировать на грани банкроства, как это было с торговыми сетями. Так дискриминационная природа коронавирусного кризиса запустила неистистовство на бирже, ведомое дневными розничными торговцами.

Мы видим, что пандемия заставила весь мир эмитировать деньги и влезать в долги не только для поддержки граждан, запертых в изоляции, но и для поддержания работы рынков капитала. Да, можно порадоваться вместе с автором, что ущерб от пандемии удалось ограничить. Но какой ценой?! Об этом не задумывались на волне страха. Между тем, и вирус не ушёл, и в долгах все, как в шелках. Следующего чёрного лебедя ждать недолго. Чем ответят тогда, снова деньги с вертолёта разбрасывать? Адам уверяет об отсутствии инфляции. Это было в 2020 кризисном году. А сегодня нарисованные триллионы уже надувают инфляционные пузыри по всему миру.

Источник

Экономика для «чайников»

«Задала учительница по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.

Ну а что – тема предпринимательство, пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то модель Мира, всей мировой экономики. И пятиклассники взялись за домашку как никогда ретиво. И вот урок, презентации.

Не по возрасту громоздкая отличница, подробнейше разложила, как она комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети. Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.

И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.

Все вы, говорит она одноклассникам, начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.

По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?

Условия у меня такие, продолжает девочка, каждый может взять любую сумму под 20% годовых.

Как любую? И миллион можно, вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.

Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите – в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст забираю имуществом.

Чо, весь бизнес отберешь? возмутилась, алея щеками, толстая отличница.

Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.

Нормальные условия. Даже отличные, взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, я согласен.

За ним все закивали голосами такой добрый и щедрый банк всем понравился.

Ну вот, продолжила тихая «банкирша», в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.

За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будеи и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.

Следующий год еще 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.

Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.

Нафиг такой банк, первым ожил второгодник Вовочка, без банка обойдемся.

Точно! зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, без банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.

И как ты расплатишься за мороженое, искренне удивилась «банкирша», каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет – будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, согласна она кедами оплату принимать.

А мы будем друг другу расписки писать! нашелся айтишник.

Хорошая идея, согласно кивнула «банкирша», и через три дня у каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом со всем этим разобраться?

Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, растерянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.

Это, вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?

Конечно, пожала плечами девочка. Это же элементарно.

Тогда это… Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, Иванова, возьми меня на работу. Если кто свое отдавать за долги не будет – я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.

Хорошо, тут же согласилась «банкирша», будешь силовым ведомством.

Не, промычал Вовочка, давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!

«Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:

Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.

А мне что делать? осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.

Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля – 10% от моей, все честно.

А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? повеселела веселушка.

Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я хозяйка.

Нафиг такую хозяйку, булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.

МарьПална, повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, и вы не расстраивайтесь. Я дам вам большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по-другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?

В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *