с чего начинался яндекс

История Яндекса

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

«Яндекс» – российская IT-компания, владеющая одноименной системой поиска в интернете и интернет-порталом.

История Яндекса началась в конце 1980-х — с разработки поисковых технологий в компании «Аркадия», которая затем вошла в состав CompTek. Разработчики создали несколько поисковых программ, в том числе Международный классификатор изобретений и поиск по Библии, который учитывал морфологию русского языка. Технология поиска получила название «Яndex».
Первая рабочая версия поискового приложения под названием «Yandex» появилась в 1993 году, в 1995 году компьютеры компании-разработчика поисковика были подключены к интернету, а в 1996 году была реализована стадия доработки технологии поиска.

Официальный день рождения поисковой системы Yandex.ru – 23 сентября 1997 года. В этот день система была анонсирована на выставке Softool в Москве. «Яндекс» образца 1997 года учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу.
В 1998 году на Yandex.ru впервые появилась контекстная реклама — реклама, соответствующая запросу пользователя. При этом способе показа рекламу видит только ее целевая аудитория. Контекстная реклама стала одним из дополнительных ответов на вопросы пользователей, а в последующем – основной бизнес-моделью компании «Яндекс».

Компания «Яндекс» была образована в 2000 году. Ее учредителями стали акционеры CompTek. Компания ru-Net Holdings инвестировала в «Яндекс» более 5 миллионов долларов, ее доля составила около 35%. В число акционеров вошли также менеджеры «Яндекса» и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором компании стал Аркадий Волож. Директором компании по технологиям и разработке стал Илья Сегалович. Команда «Яндекса» насчитывала 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. Уже в 2002 году компания стала самоокупаемой.

В 2001 году «Яндекс» открыл «Яндекс.Директ». Это система автоматического размещения контекстной рекламы. С помощью Директа любой человек может напрямую, без посредников, разместить на «Яндексе» свою рекламу. За первый год существования Директа рекламу на Яндексе разместили 2500 рекламодателей.

В 2004 году «Яндекс» открыл специализированный сервис, позволявший находить мнения пользователей интернета, высказанные в блогах и форумах. В том же году поисковик в ответ на запросы пользователей, искавших городской адрес или название населенного пункта, начал выдавать фрагмент карты. В 2006 году географический сервис «Яндекс.Карты» дополнился данными о загруженности автомобильных дорог в столице («Пробки в Москве»). В рамках развития сервиса в 2008 году «Яндекс» купил ИА «СМИлинк» (компанию, занимавшуюся обработкой и предоставлением информации о пробках на дорогах России), а в 2010 году — «ГИС технологии» (компанию, разрабатывавшую картографическое программное обеспечение).

В 2005 году «Яндекс» вышел за пределы России, открыв представительство в Украине. Задача украинского офиса состояла в создании сервисов, предназначенных специально для украинской аудитории.

В 2006 году «Яндекс» открыл свой первый удаленный офис разработки — в Санкт-Петербурге. На данный момент у «Яндекса» есть отделения в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону), в Украине (Киев, Одесса, Симферополь), Белоруссии, Казахстане, США (Калифорния), Турции и Швейцарии. Среди них — и офисы разработки, и офисы продаж, и офисы, отвечающие за локализацию продуктов.

В 2007 году «Яндекс» открыл Школу анализа данных — бесплатные двухгодичные курсы, которые готовят специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета. В 2009 году компания внедрила новый метод машинного обучения Матрикснет, благодаря чему стало возможным учитывать при поиске в разы больше факторов и их комбинаций.

В мае 2011 года компания «Яндекс» провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже Nasdaq. Акции Яндекса продаются под тикером YNDX.
20 сентября 2011 года «Яндекс» запустил портал в Турции. На yandex.com.tr представлены сервисы «Яндекса» специально для турецких пользователей – Поиск, Карты, Почта и т.д.

В 2012 году «Яндекс» выпустил браузер собственной разработки. Продукт локализирован для России, Украины и Турции.
18 июня 2013 года Яндекс выпустил мобильный браузер для iPad и смартфонов на базе Android.
Яндекс создает свои собственные поисковые и мультимедийные технологии, мобильные сервисы и приложения. Одним из них является система «Яндекс.Деньги». К середине 2013 года на сервисе было зарегистрировано более 14 миллионов счетов, ежедневно открывается более 9 тысяч новых счетов и проводится более 120 тысяч операций. Оплату «Яндекс.Деньгами» принимают более 20 тысяч интернет-магазинов из России, Украины, Казахстана и Белоруссии.

25 мая 2012 года газета «Ведомости» сообщила о том, численность аудитории интернет-портала «Яндекс» впервые превысила число зрителей Первого канала. По данным аналитической компании TNS, в апреле «Яндекс» посещали 19,1 миллиона человек в день, а Первый канал смотрели 18,2 миллиона зрителей ежедневно.

7 февраля 2013 года российская поисковая система «Яндекс» вышла на четвертое место в мире по числу обрабатываемых запросов, обогнав поисковый сервис компании Microsoft и уступая только поисковикам Google, Baidu и Yahoo.
Доля поиска Яндекса на российском рынке составляет 61,6% (LiveInternet, июнь 2013). Международная аудитория портала — 93,1 миллионов человек (comScore, май 2013).
Чистая прибыль компании «Яндекс» по US GAAP в I квартале 2013 года выросла на 79% — до 2,246 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Скорректированная чистая прибыль «Яндекса» (с учетом доходов от принадлежащих компании акций) выросла на 60% — до 2,41 миллиарда рублей. Выручка компании первый квартал 2013 года увеличилась на 36% — до 7,999 миллиарда рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос за отчетный период на 47% и составил 3,504 миллиарда рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

От пива до самой дорогой компании Рунета. История «Яндекса»

Свой пивной гороскоп в начале 2000-х можно было узнать на «Яндекс.Пиве». Здесь же в случайном порядке выпадали мысли классиков о напитке, публиковались пивные новости и конкурсы. Это был один из десятков проектов компании, который со временем пришлось закрыть.

Первые годы существования «Яндекса» можно назвать самым отвязным временем. Поисковик только получил миллионные инвестиции и стал лидером Рунета, обогнав «Рамблер».

Во всём виноваты люди

Всё началось в 1989 году в «Аркадии». Двое математиков решили создать небольшую компанию по разработке ПО и назвать её своим именем — Аркадий Борковский + Аркадий Волож = «Аркадия».

Параллельно Волож развивал ещё одну компанию — CompTec. Она занималась поставками оборудования и программного обеспечения. Через несколько лет первая компания Воложа даст начало «Яндексу».

Борковский занимался компьютерной лингвистикой (обработка языка и текста с помощью компьютера). Его команда уже разработала ряд удачных проектов. Например, переводчик «Джин» и систему проверки правописания для текстового редактора. Вместе с Воложем они занимались не только лингвистическими проектами. Они пробовали всё и пытались понять, что «выстрелит».

В конце 80-х вообще мало кто представлял, зачем нужен поиск в Сети и как его можно монетизировать. Первым проектом «Аркадии» из которого стало понятно, что поиском можно зарабатывать, стал заказ для НИИ патентной информации.

«Аркадия» создала программу поиска по Международному классификатору изобретений (МКИ). Преимущество поискового движка (будущего прототипа «Яндекса») было в умении работать с морфологией русского языка. Индексатор сам проводил этимологический анализ. Например, он мог понять, что слово «село» может быть использовано в разных значениях и формах — глагола и существительного.

МКИ довольно быстро стал востребованным, страна только начала переводить документы с бумаги в электронные форматы. «Аркадия» начала подписывать договоры на поставку программы поиска десятками. Правда, приносила компания в десятки раз меньше, чем CompTec, но основатели верили в востребованность поиска и нужность продукта. Всё решилось через несколько месяцев.

После денежной реформы 1991 года страна резко обеднела. Из наличного оборота государством принудительно вывели около 14 млрд рублей. На обмен сбережений на новые банкноты россиянам дали три дня. В кассах выдавали до 1000 рублей на человека.

Вслед за реформой пришла галопирующая инфляция, дефицит госбюджета и полная остановка работы производств. Доходы «Аркадии» резко упали. Основатели решили перевести компанию на содержание зарабатывающего CompTec и ждать момента, когда поиск в интернете станет востребованным.

В это время страну покидает один из основателей компании — Аркадий Борковский. Из СССР он уезжает в США, а на его место приходит Илья Сегалович.

Прошло 1,5 года ожидания. «Аркадия» оставалась убыточной фирмой, но Волож решился на последний шаг. Он поднял оставшимся сотрудникам зарплату, переселил их в новый офис и поставил задачу — оцифровать Библию.

«Аркадия» развивала систему морфологического распознавания слов и совершенствования поиска. Для нового проекта был необходим орфографический словарь русского языка.

Сегалович и Волож в 1993 году пришли в Институт проблем передачи информации РАН и купили легальную версию орфографического словаря русского языка. В «Яндекс.Книге» Илья Сегалович вспоминал эту встречу так: «Когда они поняли, что вот эти молодые люди пришли, чтобы легально купить их продукт, они были так шокированы, что сразу скинули цену на порядок. Каким-нибудь японцам институт продавал этот словарь за 10 тысяч долларов, нам — то ли за 600, то ли за 800, я уже точно не помню. И даже ещё потом помогали консультациями и ценными советами».

Удивление сотрудников института было небезосновательным. В начале 90-х за интеллектуальную собственность не принято было платить. Пиратские версии всегда были в свободном доступе в Сети. Но Волож и Сегалович пошли другим путём.

Почему для индексации выбрали именно Библию? Илья Сегалович в ответил на этот вопрос: «Конечно, мы не рассчитывали заработать на «Библейском компьютерном справочнике» много денег. Мы делали это исключительно из общегуманитарных соображений. Мы понимали, что Библия — самый популярный текст в мире, и если кому-то нужен какой-то поиск по какому-то массиву русскоязычных текстов, то это именно оно. Потому что больше ничего такого не было, интернета не было. А всё, что связано с христианской культурой, тогда воспринималось исключительно позитивно — как нечто общекультурное, общемировое, общечеловеческое».

Первый тираж «электронной» Библии выпустили на дискетах. После этого проекта в «Аркадию» стали обращаться за индексированием Грибоедова, Пушкина и других классиков.

Почему «Яндекс»?

Сегодня многие проводят аналогию между названиями первых русских компаний и их американскими аналогами. Ozon берёт свои корни от Amazon, а «Яндекс» часто сравнивают с Yahoo. Но если основатели интернет-магазина не скрывают преемственности, то у команды «Яндекса» своя история названия.

Версии поисковой машины «Аркадии» назывались просто — index.exe и search.exe. И сотрудники решили дать проекту какое-то единое название.

Тогда Сегалович сидел в офисе и выписывал подходящие слова. Среди наиболее удачных вариантов были те самые search и index. Первое слово по-русски не звучало, а второе казалось более привычным.

Тогда среди программистов была традиция называть неоригинальные программы «yet another» («ещё один») и сама программа. Например, «Yet Another Mailer» («ещё одна почта») или «Yet another web server» («ещё один веб-сервер»).

«Yet Another Indexer» — вот те три слова, из которых родилось название российского поисковика.

Когда Аркадий Волож увидел слово «Yandex», он предложил заменить первые две буквы на русскую «Я». Так родился «Яndex» (позже стали писать как «Яндекс»).

Первым продуктом нового «Яндекса» стал поиск по сайтам. Весь Рунет тогда занимал около пяти-семи гигабайт, но интернет-страницы довольно медленно загружались. В этих условиях поиск по всей Сети был не востребован и люди скорее нуждались в поиске по сайту.

«Яndex.Site» — первый интернет-продукт компании после индексации Пушкина и Грибоедова. Приложение стали активно покупать, заказы быстро росли.

Потом создали «Яndex.Dict.» (сокр. от dictionary — словарь) — встраиваемая в другие поисковики программа для улучшения алгоритма поиска. Руководство компании планировало продавать «Яndex.Dict.» другим сервисам. Правда, она оказалась не востребована. Это подтолкнуло компанию к самостоятельному выходу на рынок поисковиков.

23 сентября 1997 года была впервые анонсирована поисковая машина «Яndex-Web». На выставке Softool (международная выставка информационных технологий) презентовали демоверсию поисковика. Люди могли подойти к компьютеру, ввести любой запрос и получить ответ от «Яндекса».

Так начиналась история.

А ваша киска?

Первый и самый прибыльный бизнес Воложа по поставке сетевых решений — компания CompTec — вырос в ключевую компанию на российском рынке. И всё же в 2000 году Аркадий Волож покинул пост генерального директора и с головой ушёл в «Яндекс».

В 1997 году Рунетом пользовались около 2,2 млн человек (90 млн человек в 2018 году). Лидером среди поисковиков был Рамблер, после него шли AltaVista и «Апорт». Чтобы вырваться вперёд, «Яндекс» закупил три сервера с жёсткими дисками по одному гигабайту. Такие мощности позволяли движку индексировать весь Рунет. Но зарабатывать компании помогли не только новые технические возможности.

Реклама была едва ли не единственным способом заработка в интернете.

Занимающие весь экран мигающие баннеры и десятки видов другой самой раздражающей рекламы: всем этим был наполнен Рунет в начале своего пути.

Сайты готовы были на все условия редко обращавшихся к «вебу» рекламодателей. Всё-таки главными платформами пиара по-прежнему оставались растяжки над Садовым кольцом, ролики по ТВ и радио.

Свой первый баннер «Яндекс» разместил безвозмездно, в марте 1998 года. Тогда CompTec был основным дистрибьютором Cisco Systems. «Ваша киска купила бы Cisco» — слоган привлёк внимание, и потянулись первые коммерческие клиенты.

Подробности этой истории в «Яндекс.Книге» рассказала Елена Колмановская — главный редактор компании.

«Сразу выдвинули два принципа: во-первых, эта реклама должна быть контекстной — то есть соответствовать тематике запроса. А во-вторых, никаких флешей, анимации, самовольного раскрытия баннера на всю страницу — в общем, всего того, что в те времена так любили рекламодатели и ненавидели пользователи».

Контекстную рекламу, или «Яндекс.Директ», запустили в августе 2001 года. Он стал первым сервисом поисковой рекламы в Рунете. Уже через год выручка «Яндекс.Директа» удвоилась, и «Яндекс» первой из российских IT-компаний вышел на окупаемость.

В этом же году Аркадий Волож решил больше не продавать рекламу по показам. Теперь рекламодатель должен был платить только за клик. Если пользователь увидел, но не перешёл по объявлению, то денег не надо. Перешёл? Плати.

В первые же дни работы на новой системе доходы «Яндекса» упали. Тогда Волож на неделю стал менеджером и обзванивал все фирмы, у которых был свой сайт в интернете. Он предлагал им купить контекстную рекламу и объяснял принцип её работы.

Результаты были видны уже через пару месяцев. Доходы стали расти в геометрической прогрессии. В 2008 году «Яндекс.Директ» приносил 85% от общей прибыли компании.

Правильное решение!

Дальнейшее развитие «Яндекса» требовало миллионов долларов. Брать деньги из CompTec Волож не хотел. Нужны были инвесторы или кредиторы.

В это время и другие российские гиганты-первопроходцы от IT искали инвестиции. Ozon, Rambler, Mail и «Яндекс» в одно и то же время подписали договоры с инвесторами. Правда, три из них оказались не совсем успешными.

Главной ошибкой в переговорах с инвесторами была неопытность бывших советских разработчиков. Вместо того чтобы настоять на продаже исключительно миноритарного пакета (пакет акций, который не позволяет напрямую участвовать в управлении компанией), стеснительные разработчики уступили инвестбанкирам, и это предопределило судьбу компаний.

В итоге те, кто не понимал ничего в управлении IT-компанией, стали вершить её судьбу (о том, что произошло с Ozon, Rambler и Mail).

Похожая история могла произойти и с «Яндексом», но Аркадию Воложу удалось отстоять компанию. По его словам, им нужен был именно инвестор, а не хозяин. Требования Воложа по тем временам звучали довольно дерзко: продажа исключительно миноритарного пакета акций и объём инвестиций ровно под нужды развития. Кроме того, будущий партнёр должен быть не просто инвестором, но и единомышленником.

По мнению других очевидцев событий, за спиной у «Яндекса» была поддержка в лице CompTec. Поэтому Воложу, в отличие от других компаний, не столько нужны были деньги, сколько помощь и поддержка для правильного развития компании.

Закурить не найдётся?

Полученные 5 млн разделили и вложили в разные продукты и нужды «Яндекса». Реклама, содержание офиса, техника — всё это потребовало лишь половины суммы, остаток положили на счёт компании. На 2001 год у команды была цель — заработать первый миллион долларов.

Важную роль в этом сыграл Артемий Лебедев. Он создал дизайн «Яндекса» и снялся в ключевом для компании рекламном ролике. Бритоголовый, побитый хулиган подходит к испуганному парню в пиджаке и, вытирая нос, спрашивает: «Закурить не найдётся?» После этого на экране появлялся дошедший до наших дней слоган: «Яndex. Найдётся всё!».

В это же время компания совершенствует механизм поиска, открывает новые сервисы — «Каталог», «Новости», «Почту», «Закладки», «Энциклопедии», «Яндекс.Товары» (будущий «Яндекс.Маркет»).

Тогда российской IT-компанией заинтересовался Google. Сергей Брин и Ларри Пейдж (сооснователи Google) приехали в московский офис «Яндекса», осмотрелись и начали переговоры о возможной сделке.

Мысль о работе с молодыми программистами из Кремниевой долины погрузила российских разработчиков в заоблачные мечты. Передовые технологии, уникальные идеи: всё это будут творить «Яндекс» и Google вместе.

Но условия покупки не были похожи на равноценное сотрудничество. Скорее, Google хотел зайти на российский рынок и поглотить «Яндекс». Одно главное препятствие задержало вход Google — морфология русского языка, которой не владел американский поисковик.

Когда Волож решил отказаться от сделки, Google не отступил и самостоятельно пришёл в Россию. Постепенно занимая процент рынка, через пару лет он вытолкнул «Рамблер», а после стал подвигать «Яндекс». Этот момент провёл черту между прошлым и будущим российского поисковика. Теперь нужно было бороться за свой рынок с мировой компанией.

Источник

Почему Яндекс так называется?

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Кто сегодня в России не слышал про Яндекс? Разве только что динозавры! Любого, кто хоть раз пользовался Интернетом ночью разбуди — он ответит, что Yandex — это поисковая система. Четвёртая в мире по популярности! А ещё это музыка, еда, такси, карты, деньги и ещё целый набор онлайн и оффлайн сервисов. Кому то они нравятся, кому-то нет — это уже дело вкуса. Но мало кто задумывался вообще, а почему Яндекс называется Яндексом?! Откуда вообще взялось такое интересное название?! Такого слова не существует ни в одном словаре мира! Сейчас я Вам всё расскажу.

Кто создал Яндекс?!

История этой крупной транснациональной компании началась 30 лет назад в 1989 году, когда предприниматель Аркадий Волож основал фирму CompTek, занимавшуюся продажей персональных компьютеров и автоматизацией рабочих мест. Но ввиду того, что он был ещё и программист, то интересовался алгоритмами обработки данных. Особенно его заинтересовала возможность написания приложение для поиска информации в больших объёмах текста с учётом морфологии языка.
с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс
В том же 1989 году Волож основал компанию «Аркадия», сотрудники которой написали информационно-поисковые системы «Международная классификация изобретений» и «Классификатор товаров и услуг». Они стали весьма востребованы в параличных НИИ и патентных организациях.Немного позже две компании слились в одну, а ещё в ней появился ещё один программист Илья Сегалович.

В 1993 году была создана программа для поиска на жёстком диске компьютера. Её назвали назвали «Yandex». Название это придумали Сегалович и Волож придумали вместе.
В 1995 году было создано первое поисковое приложения для сети Интернет. Вначале оно работало с небольшим числом ресурсов. Позднее, по мере развития, число сайтов увеличилось и был охвачен весь русскоязычный сегментом Интернета. Как полноценный поисковик, Yandex был представлен в 1997 году и с тех пор уже активно развивался, попутно охватывая все сопутствующие направления, пока не достиг того размаха, который имеет сегодня!

Как Яндекс назвали Яндексом

Теперь самое интересное — почему же Яндекс так называется. Дело в том, что Илья Сегалович и Аркадий Волож — программисты. И следуя программистской традиции не стали долго думать и и назвали программу, для индексирования и поиска данных на жёстком диске — yet another indexer, что в переводе звучит как «ещё один индексатор» или «ещё один поисковик». Но так как название было достаточно длинное — его сократили до Yandex.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Несколько позже, начальную букву названия изменили с «Y» на «Я» и получилось Яndex. Этим разработчики хотели показать российское происхождение поисковика.

Несмотря на официальную историю о происхождении названия, существует ещё две версии.
— «Яndex» получилось в результате замены первой буквы в слове «Index».
— «Яндекс» можно расшифровать, как вольное сокращение от «Языковой индекс».

Теперь Вы всё знаете про историю имени крупнейшего российской поисковой системы. Если будет интересна история названия других крупных поисковиков — пишите в комментариях и я обязательно расскажу.

Источник

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Оглавление:

Не встречала ни одного человека, при чем не только из РФ, который бы не знал хоть минимальные данные о компании «Яндекс». А после прочтения этой статьи, можно расширить свои знания в истории корпорации, что плавно модернизировалась, работала только в сети, а затем перешла и на офлайн-продукты, а также получить данные о том, как развивалась корпорация, что в сложном 2020 году получила +24% к выручке, но и этим не удовлетворила инвесторов.

И сразу отмечу, что еще несколько лет назад можно было услышать вопрос: «Яндекс – чья это компания, какого миллионера и из какой страны», ну а сегодня все знают, что это российский бренд, купить который не удалось никому.

С чего начинался Yandex (Яндекс)

Одной из дат официального старта компании можно считать 23 сентября 1997 года, когда миру был представлен Яндекс веб – поисковик, и произошло это на выставке Softool. Первая версия поисковика получила название Яndex, и его придумали за 4 года до официальной презентации. Сама же по себе программа была придумана и воплощена в реальность в 1988 году, и сделали это в рамках деятельности корпорации CompTek.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Написанная и довольно яркая история развития компании Яндекс не была бы такой без Аркадия Воложа, который думал над тем, как корректно сохранить большие объемы данных. В процессе изучения он понял – главное найти точки взаимодействия между русской морфологией и информаций. По сути, так и был разработан принцип – вводишь слово, а поисковик дает тебе целый ряд ссылок, в которых есть такое упоминание.

Яndex в составе CompTek

Первую программу Аркадий Волож создал с Аркадием Борковским, который специализировался по компьютерной лингвистике. В 1989 году коллеги-программисты запускают компанию «Аркадия», что стала основой для CompTek. Через год к ним присоединился Илья Сегалович, друг Воложа, и в следующие 2 года велись разработки над 2-мя поисковыми системами.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

В те времена не стоял остро вопрос, как оформить самозанятость, поэтому компания параллельно могла работать над другими проектами. Одним из них стал именно сбыт сетевой технологии, а, чтобы продолжать заниматься и поисковой системой, и далее оттачивать технологию поиска, компания изменила название на CompTek. Весной 2000 года акционеры этой компании создали ООО «Яндекс» и закрепили аналогичную торговую марку.

ООО «Яндекс» и обгон Рамблер

Подчеркну: Яндекс – это не первый, но один из самых успешных поисковиков России. Стратегически верно было обогнать Рамблер, который был условным лидером рынка. Этого удалось достичь в 2001 году, когда еще полгода назад ходили слухи о возможном слиянии компаний.

Говоря о том, в чем же Яндекс превзошел конкурента, выделяют такие аспекты:

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Самоокупаемость

В период выхода на самоокупаемость структура компании не была такой широкой, как сегодня. Важный этап в развитии случился в 2002 году, хотя ранее коллектив был убежден, что это произойдет позже. Компания приобрела домен www.yandex.com, который полноценно стала использовать через 8 лет для англоязычной версии. Доходы стали превышать расходы на фоне таких важных инноваций:

Выход на биржу

Такое важное событие для компании состоялось 4 мая 2011 года. Первичное размещение было проведено на NASDAQ, хотя изначально это должно было произойти в 2008 году, но всемирный финансовый кризис внес свои коррективы. Листинг был весьма успешным, поскольку было продано свыше 52,2 млн. акций «А»-класса за 90 дней, каждая из которых оценивалась в 25долларов. Удалось получить свыше 1,43 млрд. долларов, из которых часть была выплачена в виде дивидендов. Показательно, что только 17,6% ценных бумаг оказались в свободной продаже, остальные выкупили банки. В разные времена рыночная капитализация «Яндекса» оценивалась более 11,5 млрд. долларов, а 10 ее сотрудников через 3 месяца после добавления на биржи стали долларовыми миллионерами, которые могли себе позволить не просто изучить историю ламборгини, но и купить авто этой марки.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Падение Яндекса и восстановление

Не обошлось и без сложных моментов. Случилось это 19 августа того же 2011, когда поисковик просто перестал работать. Вместе с ним «слегли» почта для домена и фирменные электронные ящики. На плаву остались блоги и Яндекс.Метрика. Удалось восстановить работоспособность ближе к 20.00, а за 3 часа «падения» только появилась короткая тематическая заметка на Хабрахабре. Основной причиной назвали поломку маршрутизатора.

Сервисы IT гиганта сегодня

Во многом, компания стала еще более перспективной, ведь сосредоточила свою работу в разных направлениях. Некоторые сервисы не полноценно используют блокчейн технологии, но определенные аспекты применяют в своей работе, чтобы точно, а порой даже децентрализовано, обрабатывать массив данных.

Эпоха расширений началась в 2014 году, когда «Яндекс» купил у «Фейсбука» данные социальной сети пользователей Турции и СНГ. Затем следовала новая версия прошивки под Android и даже совместное открытие факультета компьютерных наук с ВШЭ. Самые яркие проекты коротко опишу прямо сейчас.

Поисковик Yandex.ru

Запущен в 1997 году, хотя на год раньше был продемонстрирован, создавалась полностью интуитивно. Мало кто знал, что это должно быть и как работать. Для отточенной работы сейчас использует множество сервисов и алгоритмов. С 2007 года особое внимание уделяется технологиям качественного поиска и очистки контента от спама.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Yandex.Маркет

Этот сервис в экосистеме позволял делать покупки и выбирать, как именно вы их заберете. Запустился 30 ноября 2000 года, а с начала 2017 выведен как отдельное юрлицо. Изначально это был сервис, позволяющий находить магазины, в которых есть нужные вам товары. С 2019 по 2021 год работало приложение «Суперчек» для офлайн-покупок. Сегодня можно найти подходящий товар из 250 млн. предложений российских и иностранных магазинов.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Yandex.Карты

Если вы пользовались хоть раз Яндекс Такси, тогда вам априори визуально знаком сервис «Карты». Этот сервис был открыт в 2004 году, а через 6 лет, купив геофирму «ГИС Технологии», удалось вывести качество карт на новый уровень, тем самым, расширив количество пользователей. В 2011 году приложение «научилось» прокладывать маршруты и рассчитывать время в пути.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Каршеринг

«Яндекс. Драйв» позволяет находить на карте ближайшее авто и брать его в аренду. Старт сервиса произошел в Москве в 2018, а затем приложение начало работу в Питере, Казани и Сочи. На начало текущего года в автопарке компании более 16 тыс. автомобилей. В основу легли разработки «Яндекс.Авто», хотя до этого тестировались наработки кершеринговых компаний в Будапеште, но затем компании отказались предоставлять данные.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Yandex.Браузер

1 октября 2012 на выставке Yet another Conference был представлен новый браузер, который копания разрабатывала собственными усилиями. Для его продвижения был запущен режим «Турбо». Практически каждый пользователь Рунета использует этот браузер для работы. В него внедрен переводчик, советчик, жесты мышью, табло, возможность бесплатных звонков и быстрых ссылок, полезные мелочи и полноценный Дзен, что до 2017 года выглядел исключительно как набор коротких анонсов.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Алиса и умная станция

«Алиса» представляет собой голосовой помощник, который появился после смерти ее идейного автора – Ильи Сегаловича. В 2017 году она полноценно начинает функционировать, а спустя год происходит презентация первой умной станции – это bluetooth-колонка, к которой коннектится смартфон, и она способна говорить с вами голосом Алисы, давая ответы на вопрос и управлять домом. С 2019 года гаджет в свободной продаже.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Yandex.Такси

29 января 2015 года компания покупает «Рос. Такси» – старт-ап, который направлен на управление таксопарками. В тот же день глобальное обновление позволило москвичам и гостям столицы отслеживать местоположения транспорта в режиме онлайн. Изначально программа тестировалась в рамках работы веб-браузера.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Остальные сервисы

На сегодня их довольно много, и что интересно, все представлены в важных сферах – от покупок до транспорта, от поиска информации до написания собственных материалов. Так, с помощью «Недвижимости» (2010) можно найти варианты покупки / продажи / аренды, а Яндекс.Еда не оставит вас голодным, позволив заказать доставку. Всего же 9 групп (поисковые, образовательные, бизнес, рекламные, справочные и т.д.) и более 10 наименований в каждом.

Сервисы Яндекса и когда начали работать

СервисГод стартаОсобенность
Кинопоиск2003Поиск фильмов с возможностями соц. сетей
Музыка2010С 2019 можно слушать подкасты
Практикум2019Онлайн-образование
Здоровье2016Консультации с врачом
Трекер2017Бизнес-планер и контролер над выполненными задачами

Покорение мирового рынка

Став первой компаний Рунета, что выплатила дивиденды, команда решила сделать ставку на географическое расширение. Так в 2005 г. появился офис в Украине (до 2017 г.), а через год запустился удаленный офис в Питере. Сейчас компания представлена в Швейцарии и США недалеко от Лос-Анджелеса.

с чего начинался яндекс. Смотреть фото с чего начинался яндекс. Смотреть картинку с чего начинался яндекс. Картинка про с чего начинался яндекс. Фото с чего начинался яндекс

Интересные факты о Яндексе

Я постаралась рассказать вам историю не просто компании, а конгломерата, корпорации, экосистемы Яндекс максимально кратко, как мне это удалось, и на финал такой интересной статьи на блоге оставила для вас 5 фактов о ней, что просто можно считать «контрольным» выстрелом информации в голову – как же круто и продуманно работает бренд.

Конечно, я и читатели моего блога знакомы с проектом «Яндекс. Инвестиции» и благодаря статье на www.gq-blog.com, и личному финансовому опыту знают, как и что делать, чтобы увеличить доход. В итоге этого масштабного обзора хочу отметить: в этом году Яндекс поддался самой крупной Ddos-атаке в истории киберсообщества, но сумел отстоять себя. А вот «отмыться» после слива данных пользователей в сеть бренд все еще до конца не смог.

История этого гиганта говорит о том: важно не просто думать, важно думать наперед. Всем только быстрых и точных выдач поисковиком, а в работе с другими дочерними сервисами – скорости и безопасности, а самому Yandex – процветания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *