с чего начинается проектная деятельность
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ
Проектная деятельность школьников
Что такое учебный проект для ученика и для учителя
Организация проектной деятельности
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Виды проектов
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Вид проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Этапы работы над проектной деятельности
Содержимое разработки
Этапы проектной деятельности
Этап 1. Подготовительный
Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному мышлению
Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведет дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта
Что мы будем делать? Для чего мы это будем делать?
Тема Цели З ада ч и
Как мы это будем делать? Что должно получиться?
П р о ек тн ый продукт
Этап 2. Планирование
Алгоритм планирования работы над проектом:
Шаг 1. Зачем мы это делаем? (формулируем проблемы и цели проекта)
Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (выбор проектного продукта)
Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных, формирование групп)
Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? (выявление имеющихся и недостающих ресурсов)
Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять для реализации цели проекта? (основные этапы работы)
Шаг 6. К какому сроку необходимо закончить работу? (построение графика проектной работы)
Этап 3. Реализация проекта
Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, поощряет самостоятельность обучающихся и в то же время при необходимости поддерживает, направляет, создает условия для проявления творческой активности, осуществляет контроль за соблюдением сроков
Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта
Этап 4. Презентация проекта
Различные формы презентации:
Примерный план сообщения
Публичная защита проекта
Документация проекта обычно представляется заранее для предварительного ознакомления.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Рефлексия
После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта.
Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.
Паспорт проекта является основным документом портфолио и состоит из обязательных для заполнения элементов:
Критерии оценивания проектов(пример)
Критерий 1. Постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 3 балла)
Цель определена, но план её достижения отсутствует
Цель определена, дан краткий план её достижения
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)
Тема проекта раскрыта фрагментально
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не
использовал возможность творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный
взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)
Письменная часть проекта отсутствует
В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложится в регламент
Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствует
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует
Предоставление информации в компьютерной презентации
Компьютерные мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.
Банально, ЗАТО хорошо читается
Эффектно, но утомительно для глаз
Плохо читаются и рассеивают внимание
Привычны для глаза, хорошо читаются и воспринимаются
3.Содержание и оформление слайда
4. Количество слайдов
Памятка «Алгоритм проектной деятельности»
С чего начинается проектная деятельность?
Выбор темы проектной работы.
Составление плана действий.
Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему инфор мации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечива ет индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.
Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приема ми проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целена правленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, дели катность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?».
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.
Работа с проектом: этапы, особенности и артефакты
Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.
Этапы проекта
Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.
Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.
Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.
Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.
Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.
Проектные артефакты
Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.
Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.
Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.
Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.
Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.
Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.
Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:
Сбор артефактов
Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.
Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.
Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.
Результаты каждой встречи фиксируются — это позволяет избегать многих неприятных ситуаций. Например, если заказчик попросит разработать новую фичу, которая не была прописана в изначальном техническом задании, — будет возможность обсудить условия дополнительной оплаты и новые сроки. Клиент не сможет сказать, что он говорил о ней ранее и вы обещали реализовать её в рамках стандартной оплаты. Также это не позволит заказчику выставить одни требования, а затем сказать: «Я видел это совсем иначе». У вас всё зафиксировано!
После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.
Виды артефактов
Артефакты делятся на формальные и неформальные.
Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.
Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.
Виды заказчиков
Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:
Есть и другая категоризация заказчиков — по ней они могут быть внутренними и внешними. Внутренний заказчик — это смежный отдел. Если GeekBrains закажет IT-решение у отдела разработки, входящего в Mail.ru Group, то станет для него внутренним заказчиком — всё будет происходить в рамках одной компании. Если GeekBrains поставит задачу разработать IT-решение стороннему подрядчику, то выступит для него внешним заказчиком.
Зона ответственности заказчика
Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.
Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.
В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.
По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.
Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:
При этом важно соблюдать основные принципы:
Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!
Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.
Этапы проекта
Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.
Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.
Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.
Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.
Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.
Проектные артефакты
Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.
Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.
Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.
Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.
Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.
Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.
Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:
Сбор артефактов
Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.
Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.
Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.
Результаты каждой встречи фиксируются — это позволяет избегать многих неприятных ситуаций. Например, если заказчик попросит разработать новую фичу, которая не была прописана в изначальном техническом задании, — будет возможность обсудить условия дополнительной оплаты и новые сроки. Клиент не сможет сказать, что он говорил о ней ранее и вы обещали реализовать её в рамках стандартной оплаты. Также это не позволит заказчику выставить одни требования, а затем сказать: «Я видел это совсем иначе». У вас всё зафиксировано!
После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.
Виды артефактов
Артефакты делятся на формальные и неформальные.
Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.
Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.
Виды заказчиков
Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:
Есть и другая категоризация заказчиков — по ней они могут быть внутренними и внешними. Внутренний заказчик — это смежный отдел. Если GeekBrains закажет IT-решение у отдела разработки, входящего в Mail.ru Group, то станет для него внутренним заказчиком — всё будет происходить в рамках одной компании. Если GeekBrains поставит задачу разработать IT-решение стороннему подрядчику, то выступит для него внешним заказчиком.
Зона ответственности заказчика
Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.
Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.
В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.
По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.
Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:
При этом важно соблюдать основные принципы:
Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!