с чего начинается познавательная деятельность

Консультация «С чего начинается познание?»

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность Надежда Полянская
Консультация «С чего начинается познание?»

«С чего начинается познание

В младшем возрасте «территория познания» ограничена ближайшим непосредственным окружением. Поэтому дети лучше познают реальные предметы, события и явления окружающей действительности. Поэтому трудно переоценить значение первых предметных ирг малышей с матрёшками, пирамидками, шариками, кольцами и т. п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В таких практических действиях, как соединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно- действенный характер мышления. Дидактические игрушки способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Всё это даёт возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.

Развитие ребёнка происходит в образовательной деятельности, осуществляемая в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Однако важные задачи всестороннего развития малыша решаются во время непосредственно- образовательной деятельности. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире, успешное интеллектуальное и личностное развитие. Основные задачи познавательногоразвития направлены на развитие: *сенсорной культуры;

* познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;

* формирование элементарных математических представлений;

*формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Представления о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе в дидактических играх. Дидактические игры направлены на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях; на освоение действий разного характера с предметами; на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: «Изобразительная деятельность как метод воспитания» презентацию к нему.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Источник

Познавательные процессы – важнейшая часть человеческой деятельности. Собственно, человек является самим собой лишь постольку, поскольку у него развиты психические познавательные процессы. Издавна люди, у которых нарушена или снижена познавательная способность, считались неполноценными, и клеймо «недееспособного» в умственном смысле считалось величайшим позором – гораздо больше, чем наличие каких-то физических увечий.

Со временем медицинские термины, обозначающие умственную неполноценность или болезни, с которыми она связана, вышли за пределы науки и попали в разряд серьёзных оскорблений. Это говорит о том, насколько сильно ценились познавательные процессы с древних времён.

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Психология познавательных процессов

Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.

Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.

Чтобы понять важность познавательных процессов для человека, следует вспомнить, какая часть мозга за них отвечает. Это прежде всего серое вещество, которое обеспечивает высшую нервную деятельность. Эта структура является отличительной частью мозга позвоночных животных, и по мере эволюционного развития доля серого вещества неуклонно росла. У низших позвоночных (рыб, земноводных) серое вещество занимает небольшую часть мозга и действует как своеобразная надстройка, способствующая лучшей выживаемости животного. А вот у высших приматов, в том числе у человека, серое вещество представляет собой основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» части имеют незначительные размеры. Эти высшие представители животного мира отличаются и чрезвычайно высоким уровнем психических познавательных процессов. Познание реальности и управление ею из «приятного бонуса» превратилось в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.

Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.

Структура и функции

Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.

Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:

Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.

Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов:

Виды познавательных психических процессов

Познавательные процессы возникли не все сразу, и различные животные в разной степени приспособлены к познавательной деятельности. Познавательные процессы в психологии делятся на низшие и высшие.

К первой группе относятся сенсорно-перцептивные функции, а именно – ощущения, восприятие и представления. Эти процессы доступны не только человеку, но и животным; однако если у животных они являются максимальной степенью познания, то у человека – лишь начальной. Вместе с тем эти старейшие функции познания самые надёжные и эффективные, поскольку обеспечивают поступление любой информации.

Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь и творчество. Это именно те функции познавательной деятельности, которые свойственны только человеку. Они организуются и управляются сознательно. Низшие познавательные функции делают их обладателя пассивным наблюдателем событий окружающего мира, а высшие функции позволяют активно участвовать в этих событиях, изменять мир и создавать новые.

Среди процессов познания существуют и ещё два, также очень древних по происхождению и свойственных даже достаточно примитивным существам. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и обслуживают все остальные познавательные функции.

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Классификация познавательных процессов

Познавательных процессов достаточно много, и их первичная классификация была приведена ранее. Теперь пришла пора описать их более подробно.

Ощущения

Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает.

Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др.

В результате экспериментов удалось даже создать искусственные органы чувств, которые позволяют человеку, к примеру, ощущать электрическое поле.

Ощущения человека и животных неодинаковые – как по степени развитости, так и по видам. Например, у рыб существует боковая линия – орган, воспринимающий вибрации и движение воды. Зрение многих животных позволяет воспринимать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но в то же время им недоступны некоторые цвета из тех, что видит человек.

Восприятие

Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его.

Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику.

Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ.

Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты.

Представления

Это образы предметов или явлений, которые не оказывают в данный момент никакого воздействия на наши органы чувств. Эти образы хранятся в памяти и извлекаются оттуда в нужный момент – например, тогда, когда необходимо сравнить текущие ощущения с прошлым сенсорным опытом. Представления тоже связаны с органами чувств, поэтому могут быть зрительными, слуховыми, двигательными и т. д. Но представления также разделяются по своему функциональному содержанию: они могут быть техническими, музыкальными, топографическими и другими.

Мышление

Это высшая познавательная функция, которая оперирует обобщёнными образами и понятиями. Результатом мышления является получение новых знаний, которые невозможно получить с помощью чувственного опыта. Этот процесс познания основан на таких операциях, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Сравнивая различные элементы полученной (в данный момент или ранее) информации, мозг приходит к определённым выводам, которыми и являются новые знания, более глубокая информация о предмете.

Мышление делится на три уровня, которые у человека развиваются постепенно по мере взросления:

У современного взрослого человека в мыслительном процессе задействованы все три уровня. Однако у маленьких детей развито только наглядно-действенное мышление, а у подростков появляется также наглядно-образное. Точно так же развивалась мыслительная деятельность в процессе эволюционного развития человека. Установлено, что у высших приматов тоже имеется наглядно-действенное, а иногда и наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление не является высшим уровнем мыслительной деятельности, однако именно оно – основа творчества, которое представляет собой высшую ступень процесса познания.

Воображение и творчество

Воображение отвечает за рождение новых образов в нашем мозге. Поэтому оно является основой творчества. Воображение и творчество – это уже исключительно человеческая форма мыслительной деятельности, и она не встречается даже у высших приматов (горилл, шимпанзе). Именно воображение ответственно за создание нашего «внутреннего мира», который может и не соответствовать миру внешнему, а может стать основой преобразования этого внешнего мира.

Можно сказать, что с помощью воображения человек максимально оторвался от природы и погрузился в создание собственных миров и жизнь в них. Вместе с тем воображение является частью нашей природы и закономерным результатом развития человеческого организма.

Механизм воображения таков, что создаваемые нами образы никогда в точности не соответствуют реальным, даже если мы представляем то, что многократно наблюдали в реальности. Элементы прежнего опыта накладываются на создаваемый образ в определённой степени хаотично, даже если мы пытаемся контролировать этот процесс.

Тем не менее образы могут различаться по степени новизны и оригинальности, из-за чего выделяют два типа воображения:

Речь – это система обмена информацией с помощью знаков. Но это не просто утилитарная структура, а важный инструмент познания. В речевой форме протекает логическое мышление, которое является высшей формой познания; элементами логического мышления являются слова и другие абстрактные знаки.

Речь организует человеческое мышление и стимулирует его. Замечено, что если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его мышление останется на уровне трёхлетнего ребёнка.

Даже процесс восприятия связан с речью. Так, воспринимаемый объект нужно как-то обозначить, чтобы «принять» её в своём сознании. А чтобы решить сложную проблему, надо обозначить непонятные задачи с помощью специальных слов-знаков.

Внимание

Это не что иное, как концентрация на предметах, явлениях и внутренних состояниях. Внимание необходимо, чтобы воспринимать что-то определённое. При этом сознание в данный момент не замечает то, что не связано с решаемой задачей. Внимание является вспомогательным процессом, обеспечивающим работу других функций познания.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае человека привлекает что-то яркое и необычное, то есть те или иные раздражители. Такое сосредоточение не зависит от наших усилий и происходит как бы «само по себе». А во втором случае сосредоточение происходит целенаправленно, и внимание фиксируется на предметах, не представляющих сиюминутного интереса. Значимость объектов в данном случае определяется целями и задачами нашей деятельности. Сложный текст учебного пособия или рабочий процесс – всё это менее интересно, чем какое-нибудь развлечение, но нам приходится сосредоточиваться именно на них, чтобы достичь какой-то важной цели.

Внимание отвечает за избирательность нашего сознания в целом. Оно даже может формировать человеческую индивидуальность: так, при взгляде на красиво оформленное блюдо художник обратит внимание на его внешний облик, повар – на состав блюда и его питательность, а маркетолог – на возможную стоимость его в ресторане или магазине.

Источник

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Определение и основные понятия

Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.

Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.

Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.

Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.

Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.

Виды истины:

В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.

Задачи и мотивы

Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.

При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.

В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.

Разновидности познания

Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.

Научно-познавательная форма

Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть фото с чего начинается познавательная деятельность. Смотреть картинку с чего начинается познавательная деятельность. Картинка про с чего начинается познавательная деятельность. Фото с чего начинается познавательная деятельность

Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.

Источник

Познавательная деятельность личности и познавательные функции (курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

Человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Все эти вопросы рассматривает психология познавательных процессов.

Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.

Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ходе наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель, в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

Психика начинается с ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том Явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение – только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.

Проблема соотношения физического и психического в 1860 г. стала объектом экспериментальных исследований. Их основоположником стал Г. Т. Фехнер. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения. В духе научной идеологии того времени Фехнер обратил внимание на элементарные события. Происходящие в физической и психической реальности – это были соответственно, простой физический раздражитель и ощущение.

Первый вопрос, который интересовал Фехнера – это проблема порогов чувствительности. Возможности наших органов чувств ограничены и в связи с этим он выделил два типа порогов чувствительности – абсолютный и дифференцированный.

Абсолютный порог чувствительности – это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения.

Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Несмотря на то, что абсолютный пороги представляют собой различные характеристики, за этими понятиями стоит общий принцип. Предполагается. Что сенсорный ряд – диапазон наших ощущений – дискретен (прерывен)- до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает. Причем эта точка зрения распространяется как на абсолютный порог, так и на дифференциальный.

Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том. что соприкасается с его телом – это может быть предмет или некоторая среда (например водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности – ощущения давления, тепла, холода и боли. Для различных типов кожных ощущений существуют специализированные рецепторы (чувствительные клетки). Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют специализированные болевые рецепторы. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.

Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни чем в жизни животных. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у людей примерно в тысячу раз.

С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн является амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче кажется нам звук; чем больше его частота, тем выше(тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом – основные сенсорные характеристики звука.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то яркое блеснуло впереди, что-то горячее обожгло и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями.

Восприятием (перцепцией) называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Особенности восприятия:

Целостность, т.е. восприятие всегда есть целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не не является врожденной, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Таким образом, наш мозг имеет тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие обманы в называются иллюзиями. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы и используют в своей профессиональной деятельности. Иллюзии наблюдаются не только при зрительных, но при других видах восприятия.

Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности – форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные. Несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния (разумеется в известных пределах).

Восприятие цвета зависит от многих факторов – освещенности. Фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых предметов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета. При малейшем повороте или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Каким образом человек компенсирует стремительную изменчивость стимульной информации? Согласно точке зрения Гельмгольца, наблюдатель располагает двумя основными источниками информации. Первый источник – это информация, полученная от сетчатого отображения объекта, а второй – это разного рода признаки глубины, которые дают наблюдателю представление об удаленности объекта. Предшествующий опыт научил наблюдателя одному общему правилу – чем дальше расположен объект. Тем меньше его сетчатый образ. Наблюдатель может сделать вывод об истинных размерах предмета. Принимая во внимание его сетчатый размер. Расстояние до него и связь между первым и вторым (сетчатым образом и расстоянием). В результате наблюдатель как бы уменьшает близко расположенные объекты и увеличивает те, которые расположены далеко.

1. от целей запоминания:

2. от приемов заучивания.

3. Приемы заучивания:

а) механическое дословное повторение, (без логического осмысления)

б) логический пересказ, т.е. логическое осмысление

в) образные приемы запоминания (графики, схемы, картинки).

Восемь законов памяти:

Закон предыдущих знаний. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается все новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились.

Закон ассоциаций описал ещё в IV веке до новой эры Аристотель. Представления, возникающие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли.

Закон последовательностей. Алфавит легко произнести в привычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.

Закон сильных впечатлений. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти.

И,наконец, Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую.

Несмотря на успешное развитие моделей памяти исследователи определяют аналогию между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных. Как мотивация. Интерес, внимание и осмысленность материала. На результативность мнемической системы. Таким образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода. Сначала были выделены две формы хранения – кратковременная и долговременная. Затем постулировалось различие между сенсорным регистром и собственно кратковременной памятью. И, наконец, внутри кратковременной были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).

Впервые на наличие сенсорной (кратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие сенсорный регистр. Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.

Понятие оперативная память было введено Аткинсоном и Шифриным. Они полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие – одна хорошо выполняет функцию хранения. А вторая – функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (втечение15-30 сек.) и перекодируется, прежде, чем перейти в долговременную.

В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является мультимодальной. Эта система состоит из двух систем-рабов, из которых одна специализируется на переработке вербального материала, а вторая связана с пространственной зрительной памятью. Является зрительной пространственной матрицей. Согласно модели, в артикуляционной петле автоматически поддерживается некоторое количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала и составляет примерно 1,5-2 сек. Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи, неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу. При отборе для самой разнообразной профессиональной деятельности. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком. И у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.

Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта. Вниманием можно управлять, используя внешние и внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания. Которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушений восприятия, памяти, мышления. Такие сведения в основном из области прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или соответствующим продуктом.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира реагирует не на все воздействия. Среди всего многообразия стимулов отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами. с его отношениями, с его целями и задачами.

Существует несколько разных классификаций видов внимания. По Джеймсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, то есть непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе) или производным (если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия). В рамках произвольного внимания можно выделить волевое, выжидательное и спонтанное.

Удачную по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин. Он предложил упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта. Выделяя в этом континууме три участка, на первом он располагает все формы непроизвольного внимания. Второй отведен для волевого, или собственно непроизвольного внимания. Третий участок связан со спонтанным вниманием, или как его назвал Добрынин – послепроизвольным вниманием.

Л.С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с владением своим поведением. То есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведения. Как и в остальных психических функциях. Выготский выделял во внимании линию натурального развития и линию культурного развития. Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития – с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности овладения самими процессами внимания.

Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное к опосредствованному вниманию. На первом этапе внимание существует лишь как натуральная. Непроизвольная функция. Внимание ребенка привлекается внешними стимулами. Он реагирует на интенсивные раздражители, такие, как громкий звук, яркий свет, а также на движение.

Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии развития этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное – к опосредственному вниманию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Кратковременная, долговременная, сенсорная, мнемотехника, произвольная, непроизвольная, ощущение, восприятие, избирательность.

ГЛОССАРИЙ

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Ощущение – отражение свойств предметов мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя.

Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Структура памяти.

2. Виды памяти и их значение для человека

3. Влияние памяти на успешную профессиональную деятельность человека.

4. Иллюзии восприятия и использование этих особенностей в творческих профессиях.

5. Значение внимания в интеллектуальной, предметной деятельности.

6. Индивидуальные различия памяти.

7. Теории о памяти в психологии.

8. Психологические методы для развития памяти.

9. Мнемотехнические приемы и их значение для запоминания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *