с чего начинается построение интерьера расположенного под случайным углом зрения
11. Перспектива. Интерьер.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить алгоритм построения геометрических тел в перспективе и построить интерьер по этому алгоритму.
Что такое художественная перспектива
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира так, чтобы смотря на эту плоскость, мы получали впечатление формы предметов, тождественное с видимой формой их в природе.
Перспектива имеет точные законы, указывающие, как разместить на плоскости (картинная плоскость) очертания предметов с тем, чтобы, отражаясь на сетчатке глаза, эти очертания вполне совпадали с очертаниями самих предметов, видимых в натуре.
Если мы, рассматривая с определенной точки предмет или группу предметов (например, сложный пейзаж), изобразим видимое впечатление от этого предмета или группы предметов по законам перспективы на прозрачном стекле и поставим это стекло на известном определенном расстоянии между нашим глазом и объектом изображения, то линии изображения вполне совпадут с очертаниями изображенного предмета или группы. Нужна ли перспектива художнику и обязан ли он придерживаться ее законов в своих произведениях?
Для чего нужно знать перспективу
История пластических искусств доказывает нам, что вполне правдиво изобразить на плоскости формы видимого мира художники получили возможность только тогда, когда были открыты точные законы художественной перспективы. Поэтому в программу знаний, необходимых современному художнику-живописцу, архитектору, скульптору и прикладнику (особенно двум первым) 4, должна войти и линейная перспектива.
Теоретическое знание перспективы, конечно, не может заменить умения рисовать с натуры так же, как знание анатомии еще не научит рисовать человеческую фигуру. И несомненно, что человек, обладающий хорошим глазомером и вовсе незнакомый с перспективой и анатомией, нарисует с натуры лучше, чем знаток перспективы и анатомии, лишенный этого глазомера и чувства формы.
Но хорошие рисовальщики обладают обязательно и тем и другим, то есть и чувством формы, и глазомером, и знаниями. Эти знания особенно необходимы живописцу при работе непосредственно с натуры и архитектору для ясного представления того, как создаваемые им на бумаге архитектурные массы будут восприниматься в натуре глазами зрителя.
Очень важно, чтобы художник воспринимал научные истины не путем одного лишь теоретического освоения перспективных теорем и приемов построения. Художник должен ясно представлять себе положение предметов в пространстве и проекцию их очертаний на картинной плоскости.
Художник должен научиться рисовать на глаз и наизусть перспективно верно, а не приходя к верным очертаниям только путем длинного построения по теории перспективы с помощью линейки, циркуля и транспортира, так же, как рисующий человека должен научиться ясно представлять формы частей тела такими, чтобы в них правильно размещались кости и мускулы, а не припоминать и отыскивать каждый раз точки прикрепления мышц и сухожилий, которые он выучил по учебнику.
Как мы видим предметы
Трудно встретить человека, незнающего, что лучи света распространяются по прямой линии, что глаз не может видеть точку, которую бы нельзя было соединить с ним прямой линией, не встречающей на пути непрозрачных предметов, что предмет не может быть освещен со стороны, противоположной источнику света, что мы не можем увидеть верхнюю поверхность предмета, если он весь помещается выше наших глаз, и нижнюю поверхность предмета, стоящего ниже наших глаз, что предмет, отстоящий дальше от наших глаз, кажется нам меньше такого же предмета, находящегося к нам ближе.
Но явные и порой невероятно нелогичные нарушен
ия этих азбучных истин мы встречаем постоянно не только в работах детей, но и в рисунках взрослых и интеллигентных людей.
Обратимся к рис. 1, к кубу, стоящему на столе и изображенному неправильно. Попробуем дальше доискаться, в чем же ошибки этого изображения.
Зададим себе вопрос: откуда же мы смотрим на стол и стоящий на нем куб? Если мы стоим прямо против середины длинной стороны стола лицом прямо к передней стороне куба, то мы не увидим боковых сторон ни стола, ни куба и должны будем изобразить нашу модель так, как приведено на рис. 2.
Чтобы увидеть левую боковую сторону стола, мы должны или отойти от стола влево, или хоть немного повернуть стол углом к зрителю, тогда мы увидим стол так, как показано на рис. 3. У стоящего на столе куба мы увидим тоже левую боковую сторону.
На рис. 3 ближняя к нам ножка стола больше остальных: другие ножки уменьшаются по мере удаления их от зрителей. То же происходит и с вертикальными ребрами куба. Теперь мы видим, что благодаря этим сокращениям некоторые параллельные в натуре линии стали сходящимися по мере удаления их от зрителя. Но ведь так и должно быть.
Мы знаем, что расстояние между двумя параллельными линиями везде одинаково, но что равные между собой величины, удаляясь от зрителя, кажутся уменьшающимися. Следовательно, и расстояния между параллельными линиями, удаляющимися от зрителя, будут казаться уменьшающимися, а линии, в натуре параллельные, но удаляющиеся от зрителя, будут казаться сходящимися вдали.
Если мы эти линии продолжим, то они где-нибудь на плоскости нашего рисунка или за пределами его пересекутся.
Упражнение №1.
Нарисовать куб в трех ракурсах с одной точкой схода вместе с преподавателем.
Виды перспективы
Существует два вида перспективы – линейная и воздушная.
Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления.
Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую.
Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово «интерьер» с французского переводят как «внутри». Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.
В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера:
Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)
Что такое линия горизонта?
В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?
Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.
Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок.
Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.
Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.
Методические указания «Изображение интерьера»
Методические указания по теме
«Изображение интерьера в перспективе»
1. Фронтальная и угловая перспектива
Все видимые нами предметы подчиняются законам перспективы. В замкнутом пространстве точка схода не столь очевидна, как под открытым небом, где величина пространства позволяет видеть горизонт. Тем не менее можно представить эту точку схода как бы за стенами, в каком-либо месте вне изображаемой комнаты.
Чтобы легче было справиться с рисунками интерьеров, сначала ознакомимся с некоторыми схемами их построения.
Построение фронтально располо-женных интерьеров не составляет особого труда для тех, кто усвоил основные положения наблюдательной перспективы.
Рисующий сперва внимательно должен рассмотреть ту часть комнаты, которую намерен изобразить, и определить точку схода (точку главного луча зрения), которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения ри-сующего. Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная
Рис.1 Фронтальная перспектива
Рис.2 Угловая перспектива
Рис.3 Размещение точки схода в зависимости от положения рисующего в помещении
От изменения места точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Так боковая стенка, к которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная, и наоборот. Это следует учитывать при компоновке рисунка и для более сокращенной стороны оставлять меньше места на листе бумаги, чем для противоположной. Аналогичную картину мы будем видеть с рисунком пола и потолка.
Рассмотрим на одном из примеров ход построения интерьера во фронтальном положении, например классной комнаты без парт.
Рис.4 Этапы построения фронтальной перспективы
Если пол в классе дощатый, то направление досок на рисунке должно подчиняться законам перспективы, как и направление верхних и нижних оснований окон и дверей (рис. 4, в) Той же главной точке схода будет подчиняться и построение любых предметов прямоугольной формы, расположенных параллельно боковым стенкам. Если же параллельность предметов будет нарушена в натуре, то они окажутся расположенными в угловом положении по отношению к рисующему. На рис.4 мы видим, что стол, приоткрытая дверь и окно имеют свои точки схода (дополнительные), которые находятся на одной и той же линии горизонта.
Рис.4 Фронтальная перспектива.
Рисунок интерьера в угловом положении следует начинать, как и любой рисунок, с расположения его на листе бумаги. Для этого намечаем высоту вертикального направления угла, учитывая сокращение боковых стенок (рис. 5, а). Предположим, что левая стенка находится в большем сокращении (т. е. она ближе к рисующему), тогда на рисунке для нее оставляется меньше места, и наоборот. Затем, определив линию горизонта, находим направление уходящих горизонтальных линий пола (рис. 5, б). Если теперь их продлить до линии горизонта, получим две дополнительные точки схода. В этих точках схода должны сойтись и линии потолка (рис. 5, в ). После этого намечаем окна, двери и т. д., все время ориентируясь по основным линиям пола и потолка и зная, что любая параллельная им линия будет иметь те же точки схода (рис. 5, г).
Рис.5 Последовательность построения угловой перспективы
Построенный интерьер в угловом положении показан на рис. 6
Рис.6 Угловая перспектива. Светотеневой рисунок
3.2 Размещение точек схода
При изображении интерьера стоит обратить внимание на то, как размещены точки схода относительно друг друга, их следует размещать достаточно далеко друг от друга.
Если точки помещены слишком близко одна к другой, прямоугольные объекты на рисунке не будет выглядеть таковыми: они будут иметь форму ромба. Это называется «неправильной» или «искаженной» перспективой.
На рис. 7 показан набросок интерьера комнаты, на котором точки схода А и В находятся слишком близко друг к другу. Форма кровати при этом искажена.
Рис.7 Искаженная перспектива. Точки схода близко расположены друг к другу
Чтобы исправить эту ошибку, нужно передвинуть точку А или точку В к внешней стороне рисунка вдоль линии уровня глаз. Теперь посмотрим, что при этом получится.
На рисунке 8, видно что точка В осталась на том же самом месте, что и на предыдущем наброске, но точка А сдвинута влево, чтобы увеличить расстояние между точками А и В. Широкий разнос точек схода придает обстановке комнаты, изображенной на рисунке, естественный вид и форму.
Рис.8 Перспектива исправлена за счет сдвига влево точки схода А
Следующий рисунок показывает, что получится, если точку А оставить на месте, а точку В сдвинуть далеко вправо (рис.9). Сделав это, мы значительно увеличим расстояние между точка ми А и В, и в результате этого обстановка комнаты также будет выглядеть вполне нормальной, однако сам рисунок будет смотреться совершенно по-другому.
Рис.9 Перспектива исправлена за счет сдвига вправо точки схода В
Оба рисунка выигрывают благодаря правильной расстановке перспективы, а разница в конечном виде того и другого рисунка демонстрирует, как данная обстановка будет выглядеть с двух различных позиций, под разными углами как если бы художник рисовал эти рисунки, стоя в разных точках одной и той же комнаты.
2 Упражнения на выполнение перспективного рисунка интерьера
Упражнение 1. Выполнение рисунка интерьера во фронтальной перспективе.
Задание: выполнить светотеневой рисунок интерьера комнаты или кабинета во фронтальной перспективе.
Сначала намечается линия горизонта и определяется точка схода. После этого нужно задать расположение и пропорции надо фронтальной стенки, оставляя место для боковых стенок, пола и потолка.
Зарисовывается композиция в целом и все ее многочисленные детали (рис. 10). Когда все детали интерьера уточнены, тщательно прорисовать все элементы композиции.
При линейном построении рисунка интерьера помещения следует обратить особое внимание на качество графического построения работы. Линии, находящиеся на переднем плане, должны быть значительно ярче линий, находящихся на заднем плане. Это позволит уже на первоначальном этапе рисунка показать глубину и пространство помещения и облегчит работу над светотеневым решением интерьера (рис.11).
Рис.10 Фронтальная перспектива. Намечена композиция.
Рис.11 Светотеневой рисунок интерьера.
Упражнение 2. Выполнение рисунка интерьера в угловой перспективе.
Задание: выполнить светотеневой рисунок интерьера комнаты или кабинета в угловой перспективе. Предметы мебели должны быть расположены не только параллельно друг другу, но и под углом относительно друг друга.
Интерьеры не сложно рисовать, если мебель имеет прямоугольные формы и расположена параллельно стенам (рис.12), но поскольку предметы мебели расположены под разными углами по отношению друг к другу, для каждого из них понадобится отдельная точка схода (рис.13). Чтобы правильно нарисовать мебель, вам могут понадобиться вспомогательные линии, которые показывают невидимые глазу части предметов.
Рис.12 Угловая перспектива. Все предметы интерьера расположены параллельно друг другу.
Рис.13 Предметы интерьера расположены под разными углами по отношению друг к другу
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Изучение перспективы: рисунок интерьера с 1 и двумя точками схода. часть 2.
III . Рисунок углового интерьера с двумя точками схода
Перед объяснением нового материала на простейших геометрических фигурах учащимся необходимо объяснить способы построения предметов с двумя точками схода, возможные ошибки построения.
Рисунок углового интерьера отличается тем что главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол.
При построении углового интерьера обращаем внимание на правильное положение уровня горизонта: расстояние от пола до уровня горизонта относится к высоте помещения как расстояние от пола до Ваших глаз к высоте от пола до потолка. Этот уровень можно отметить, просто сев на стуле возле стены. Чтобы избежать искажений изображения, следует взять более широкий угол зрения: чем дальше друг от друга будут располагаться точки схода параллельных прямых, тем естественнее будет изображение интерьера.
Для такой позиции характерно следующее поведение параллельных линий: линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными, так как уровень горизонта находится близко к середине рисунка.
Все параллельные линии предметов мебели, ориентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения. Построение предметов мебели лучше начинать от их следов на плоскости пола, затем достраивая высоту.
Интерьер — это прежде всего замкнутое внутреннее пространство, которое включает в себя различные пространственные планы и источники освещения, создающие ту или иную оригинальную световую среду, характеризующую помещения. Использование различных цветов, фактур материалов и предметов, входящих в интерьер, создает определенные сложности в его изображении.
В рисунке интерьера особое значение приобретают метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей наблюдательной перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко следить за ходом построения изображения предметов в рисунке.
Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно привести к обычным геометрическим объемам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, шестиугольник и т. д., поэтому умение рисовать простые геометрические формы в перспективе значительно облегчит рисование интерьеров с натуры.
Учащиеся к этому времени уже знают, как строится угловая и фронтальная перспективы у отдельных предметов (см. таблицы). Основные виды перспективы применялись ранее при рисовании различных форм, но при рисовании интерьеров приходится вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения.
Если учащийся ставит перед собой задачу показать общий вид комнаты с расположенной в ней мебелью, логично воспользоваться фронтальной перспективой. Необходимо правильно определить точку зрения, угол зрения, линию горизонта и картинную плоскость, учитывая наиболее выгодный ракурс при рисунке помещения.
Прежде всего, успешное выполнение рисунка интерьера с натуры зависит от правильного выбора точки зрения, линии горизонта и точек схода параллельных прямых. При рисунке помещения линии горизонта будут располагаться на уровне глаз сидящего или стоящего за мольбертом человека. В зависимости от местоположения рисующего перспектива его рисунка будет угловой или фронтальной.
При линейном построении рисунка интерьера помещения следует обратить особое внимание на качество графического построения работы. Линии, находящиеся на переднем плане, должны быть значительно ярче линий, находящихся на заднем плане. Это позволит уже на первоначальном этапе рисунка показать глубину и пространство помещения и облегчит работу над светотеневым решением интерьера.
Рисование интерьера с натуры помогает учащимся приобрести визуальный опыт, необходимый при построении внутреннего пространства помещений, выявить основные характеристики объема и закономерности светотеневого решения рисунка.
Список использованных источников:
«Основы изобразительной грамоты». Автор Г.В. Беда, г. Москва, 1989 г.
С чего начинается построение интерьера расположенного под случайным углом зрения
Визуальное восприятие в дизайне: перспектива и принципы гештальта на примерах
Аудио перевод статьи
Дизайн — это процесс разработки идеи и воплощения ее в жизнь. Построение концепций играет в нем важную роль, в том числе обсуждение того, каким образом использовать пространство интерфейса или как лучше построить композицию с учетом принципов гештальта.
1. Перспектива в дизайне
Перспектива — это способ изображения на плоскости трехмерных объектов с учетом особенностей зрительного восприятия. Именно последние определяют, каким образом мы видим пространство.
Это одна из фундаментальных тем в дизайне, в которой нам необходимо разобраться, чтобы создавать реалистичные, визуально привлекательные проекты.
Существуют следующие виды линейной перспективы.
Перспектива с одной точкой схода
В этом случае объекты расположены прямо перед нами, и обращены к нам одной из сторон. При этом образующие их параллельные линии сходятся на горизонте в одной точке.
Пример.
Вот некоторые мои попытки исследовать перспективу с одной точкой схода.
Перспектива с двумя точками схода
В этом случае объект несколько развернут и расположен к нам ребром, то есть зрители видят его под определенным углом. Обе точки схода располагаются на линии горизонта.
Пример.
Вот некоторые мои попытки исследовать перспективу с двумя точками схода.
Перспектива с тремя точками схода
Объекты расположены под определенным углом к зрителю, при этом мы видим их или сверху, или снизу. Две точки схода располагаются на линии горизонта, а еще одна — либо ниже, либо выше нее.
Пример.
Вот некоторые мои попытки исследовать перспективу с тремя точками схода.
2. Принципы гештальта в дизайне
Визуальное восприятие — это то, каким образом человеческий глаз видит визуальные элементы и организует различные формы в композиции. Именно этот процесс описывают принципы гештальта в дизайне.
Существует более 10 таких принципов, однако чаще всего используются всего 7.
Принцип завершения
Этот принцип гласит, что, когда мы видим какую-либо сложную форму или паттерн, наш мозг пытается найти в изображении знакомый объект.
Например, на рисунке выше некоторые увидят звезду, а другие — квадрат. Все зависит от того, каким образом воспринимает фигуру мозг конкретного зрителя.
Принцип близости
Объекты, размещенные близко друг к другу, воспринимаются как более связанные между собой, чем те, которые расположены на большом расстоянии. Причем это правило действует, вне зависимости от цвета и формы элементов.
На рисунке выше мы видим две отдельные группы треугольников.
Принцип сходства
Объекты, обладающие аналогичными визуальными характеристиками (например, форма, цвет, размер), воспринимаются как единая группа.
На рисунке выше мы видим сгруппированные по принципу сходства треугольники и квадраты.
Принцип общей судьбы
Люди воспринимают как часть группы объекты, которые повернуты в одну сторону или движутся в одном направлении, даже если они сильно различаются.
На рисунке круги расположены вдоль невидимых линий, идущих в одном направлении, поэтому мы воспринимаем их как группу.
Принцип фигуры и фона
Этот принцип определяет, каким образом наш мозг интерпретирует взаимосвязь между передним планом и фоном. Обычно мы воспринимаем область меньшего размера как передний план, а большего — как фон. Однако ситуация меняется, если и там, и там содержатся различные объекты или изображения.
На рисунке в качестве фона воспринимается черная форма, напоминающая букву “I”, а в качестве переднего плана — два белых прямоугольника. Или наоборот?
Точка фокусировки
Точкой фокусировки называют тот объект, который визуально выделяется в группе или композиции и привлекает внимание зрителя.
Красный треугольник на рисунке сразу же привлекает наше внимание в отличие от остальных одинаковых объектов. Именно он является точкой фокусировки в композиции.
Принцип непрерывности
Суть этого принципа в том, что человеческий глаз перемещается по расположенным в линию схожим объектам и воспринимает их как единое целое.
Размещенные в центре рисунка квадраты образуют линию, и поэтому воспринимаются зрителем как группа, в отличие от остальных элементов.
Чтобы лучше разобраться в принципах гештальта, я изучил около 100 композиций. Ниже вы можете увидеть некоторые из них.
Я создал несколько композиций на бумаге и в Figma, чтобы показать, как я понимаю принципы гештальта и объяснить, каким образом я принимал те или иные решения в ходе их разработки.
3. Композиции на бумаге
Космические объекты
Это пример использования:
Эта композиция изображает планеты, состоящие из различных элементов, и перемещающиеся в безвоздушном пространстве.
Вихрь
Это пример использования:
Эта композиция представляет концепцию вихря, который постепенно затягивает все круги в центр, обозначенный красным кругом.
Гидросфера
Это пример использования:
Эта композиция изображает подводный мир: центральный объект напоминает шар, но если рассматривать расположенные справа элементы как хвост, можно увидеть рыбу. Кроме того, все детали здесь по форме похожи на водоросли.
Связь
Это пример использования:
Если убрать соединяющие круги линии, композиция напоминает изображение планет. На самом деле я пытался показать, как связаны частицы внутри атома.
Симбиоз
Это пример использования:
Эта композиция показывает идею взаимодействия между двумя организмами.
5. Композиции в Figma
Один против всех
Это пример использования:
Эта композиция демонстрирует деление объектов на группы: серые треугольники встречаются чаще всего, черные — выделяются, благодаря цвету, а от фигур в левом нижнем углу остались лишь фрагменты. Красный треугольник — единственный объект, движущийся в противоположном направлении.
Пузыри
Это пример использования:
Можно увидеть на этом рисунке планеты, но я изобразил здесь группу пузырьков, которые накладываются друг на друга и образуют новые формы.
Конечная бесконечность
Это пример использования:
Конечно, зрители могут воспринять эту композицию по-своему, но моя идея заключалась в создании знака бесконечности из конечных элементов.
Между сном и явью
Это пример использования:
Это концепция соотношения сна и состояния активности: круги символизируют наше воображение и мыслительный процесс, когда мы спим или бодрствуем. При этом круг, отмеченный звездами, обозначает подсознание, которое действует на наши сны, а круг, украшенный точками, — это логическое мышление.
Путешествие
Это пример использования:
Эта композиция воплощает идею путешествия: красный круг падает вниз, ударяется о зафиксированный треугольник и приземляется либо на квадрат, либо на ломаную линию.
Если вас заинтересовали мои идеи, вы можете найти еще больше примеров здесь.
Выводы
Изучив все это, мы можем сделать вывод, что принципы гештальта используются практически в каждом дизайне или другом творческом проекте. Однако особенности нашего восприятия зависят от того, каким опытом мы обладаем, а также в какой среде мы росли.
Таким образом, однозначного правильного ответа здесь не существует, поэтому не останавливайтесь и продолжайте изучать эту тему.