с чего начать слушать оперу
Саморазвитие без фокусов
Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии
Как слушать оперу: советы для людей, которые побаиваются классического искусства
Недавно я опубликовала пост «Как слушать классическую музыку«. Несмотря на свою простоту (я — человек без музыкального образования) статья многих заинтересовала.
Думаю, стоит продолжить тему. Расскажу о своём первом знакомстве с оперой и объясню, почему её не надо бояться.
Голос как музыкальный инструмент
Раньше я считала музыкально-драматические произведения чем-то… противоестественным. Разве нельзя нормально петь, без этих дрожаний в голосе, без накладывающихся друг на друга повторов, без постоянно вклинивающегося хора? Пытаешься разобрать слова, а тебе будто нарочно мешают!
В подобном ключе я рассуждала ровно до того момента, когда впервые послушала оперу по-настоящему.
Сейчас я понимаю, что голос — уникальный инструмент. Использовать его по стандартам попсовой песенки — всё равно что играть на фортепиано учебные упражнения вместо концерта Бетховена (не хочу обидеть любителей поп-музыки — свои достоинства есть и у неё).
Понимать слова на слух, кстати, оказалось возможно — талантливые исполнители всегда следят за чёткостью артикуляции.
Четыре способа прослушивания оперы для новичков
Просто включать для фона подборку «10 лучших арий», которую предлагает какая-нибудь группа из соцсети — пустая затея. В лучшем случае вам попадётся ария, которую за счёт прилипчивого мотива можно слушать как благозвучную иностранную песню — например, «La donna è mobile», она же в самом известном переводе на русский — «Сердце красавицы склонно к измене».
Чтобы получать удовольствие от фрагментов опер, надо или глубоко разбираться в музыкальной науке (быть в состоянии сходу оценить технику исполнения, оригинальные модуляции и т.п.), или уже знать эти фрагменты, понимать, о чём в них речь.
С какого же бока подступиться?
Предлагаю четыре варианта на выбор.
1.Раздобыть фильм-оперу с субтитрами.
2. Найти видеозапись спектакля из театра — опять же по возможности с субтитрами. Если таковых не имеется, придётся предварительно прочитать либретто в оригинале/переводе. Либретто — словесный текст произведения. Обычно он воспринимается очень легко, куда свободнее, чем собственно литературные шедевры.
3.Воспринимать оперу только на слух, предварительно ознакомившись с её содержанием. Увы, некоторые редкие произведения удаётся найти лишь в таком виде — старая аудиозапись плюс короткий пересказ сюжета.
Ах, да — я обещала четыре способа… Последний, идеальный — отправиться в оперный театр за компанию с его завсегдатаем. Далеко, дорого, но незабываемые впечатления гарантированы.
Для первого знакомства с жанром
Начните с оперы, которая не требует перевода — скажем, с «Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского. Кто такие Евгений Онегин и Татьяна Ларина, вы знаете. Текст либретто основан на пушкинском тексте, части которого школьникам задают выучить наизусть из поколения в поколение.
Чтобы получить произведение о старых классических образцах оперы-трагедии с античным сюжетом, послушайте «Дидону и Энея» английского композитора 17-го века Генри Пёрселла. Чтобы понять это произведение, необязательно глубоко разбираться в истории и мифологии Древней Греции. Опера очень доступна, поскольку она была создана для учениц школы-пансиона. Впрочем, маститые знатоки музыки отнюдь не смотрят на неё свысока. «Дидона и Эней» — стопроцентный шедевр. Конфликт долга и чувства под музыку ангелов… По творению Пёрселла, кстати, снят исключительно красивый одноимённый фильм (Hampton Court House, England, 1995 г.; режиссёр — Питер Маньюра).
Из более поздних великих опер рекомендую для начала «Риголетто» итальянца Джузеппе Верди (19-й век). Здесь сюжет уже не только и не столько любовный. Главный герой — шут при дворе герцога. Шут уродлив, его презирают и вообще не считают за человека. Он лишён всего, даже права сохранять собственное достоинство. Единственное, что у него осталось — прекрасная дочь, которую он пытается спрятать от придворной своры и своего хозяина…. «Риголетто» неоднократно экранизировали, в том числе и у нас (1987 г., реж.Виктор Окунцов). Упомянутый выше классический шлягер про склонное к измене и перемене сердце красавицы, кстати, именно из этого произведения Верди.
Обратите внимание и на так называемую оперу-буфф — не трагическую, а, напротив, комедийную. Начать советую с оперы, которая положила начало этому ответвлению — со «Служанки-госпожи«, автор Джованни Баттиста Перголези. «Служанка-госпожа» написана в 18-м веке, но заставляет людей смеяться до сих пор. Представьте хотя бы первую сцену: человек проснулся, ему надо выбираться из тёплой постельки и плестись куда-то по делам, а тут ещё служанка никак не подаёт горячий шоколад. Горе-то какое!
Эх, ну всего не перескажешь. Лучше послушайте сами!
«Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами». Рассказываем, как понять и полюбить этот вид искусства
А также 10 самых популярных опер, с которых стоит начать знакомство
Оперу часто воспринимают как элитарное искусство, в котором разбираются только богатые интеллектуалы солидного возраста. С такой постановкой вопроса категорически не согласен главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев. В подкасте про современный театр «Как посмотреть» Ярослав рассказал, с чего начать знакомство с оперой и как полюбить ее навеки. Специально для «Цеха» он также описал краткую историю этого вида искусства и посоветовал 10 самых популярных опер.
Мифы об опере
В разговорах об опере постоянно звучат слова «надо знать», «надо уметь», «надо разбираться». Такая постановка вопроса кажется мне вредной и уводящей не в ту сторону. В прекрасной опере прошлого такой вопрос точно не стоял. Любовь к какому-либо явлению вообще несовместима с формулой «надо». Представьте, что мы посадим сюда молодого человека и проведем с ним беседу о том, как ему полюбить футбол. Скажем: «Для начала вам нужно выучить имена всех футболистов, отработать финты, затем можете уже начинать болеть».
Если вы послушаете рассказы деятелей или фанатов оперного театра, чаще всего вы услышите: «Меня привели в театр, когда мне было шесть лет». Соответственно, никакого «высокого порога входа в оперу» не было, как не было и багажа знаний. Но человек получил инъекцию, которая с ним осталась на всю жизнь. Нужно ли знать имя композитора? Ну давайте представим, что мы его не знаем. Нужно ли знать, как устроен оркестр? Тоже не так важно. Кто режиссер? Не суть. Знать сюжет? Даже если вы совсем его не знаете, вы все поймете, потому что в опере сложных сюжетов не бывает, — максимум, может быть трудновато запомнить, «кто кому тетя».
В общем, можно ничего этого не знать, но прийти в оперу и испытать катарсис. Как это сделать? Во-первых, мне кажется, нужно открыться. Убрать все защитные шлюзы, которые сформировались из нашего «постороннего» знания об опере. Открыться — значит заранее понять, что ты попадаешь в дурдом, в состояние измененного сознания. От оперы не нужно ждать никакого реализма, никакой правды. «Эта певица не похожа на Виолетту», — таких мыслей не должно быть. Как известно, в опере множество составляющих театрального целого. Все они, кроме одной, — врут. Нам показывают ходульное действо, в которое невозможно поверить; актеры что-то неестественно изображают, декорации не похожи на настоящий мир.
Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами — ради того, чтобы в вас вошел один поток — звуковой. Когда собачке ветеринар колет обезболивающее, она дергается, потому что воспринимает все первично. А вы терпите, зная, ради чего это делается. Приходя в оперу, стоит отдаться этим врачам, позволить им делать вам больно — то есть показывать неправду, потому что вы знаете, что все это ради вашего блага, ради того, чтобы магия музыки начала действовать.
Опера — это Голливуд
Большую часть своей истории опера была мейнстримом. Она действовала по законам, аналогичным голливудским. Был институт звезд. Например, в XVIII веке это были кастраты — специально обученные и замученные люди, которые ничем другим кроме пения не могли заниматься, потому что в 6 лет им сделали операцию. Но это были властители сердец, едва ли не самые популярные люди Европы. Каждая аристократка пыталась затащить кастрата на ужин, а потом и в постель, потому что от него нельзя было забеременеть. Они были желанны во всех смыслах.
Ходили, чтобы выгулять свои бриллианты, и далее по списку. Мировая опера сознавала себя как главное на свете искусство. И это в ней очень слышно.
Сейчас с оперой происходят безумно интересные и странные вещи. Многие удивляются, почему она умирает, а меня поражает, насколько же она живуча. Оперное пение среднестатистическому современному человеку эстетически не близко. Мы выросли в другой звуковой среде. Наши бабушки и дедушки еще воспринимали этот звук, потому что оперные арии круглосуточно крутили на радио, — и они приходили в оперу с совершенно другим бэкграундом. Но все-таки, несмотря на это расхождение между современным человеком и оперой, она живет. Почему?
Отчасти это накопленная инерция мейнстрима — поэтому первые лица до сих пор ходят в оперу, поэтому опера остается самым дорогим из всех перформативных искусств. Бюджет Большого театра гораздо больше бюджета любого другого театра. Штат Большого театра — это 3-4 тысячи человек, что тоже несопоставимо с драматическими театрами.
А еще, мне кажется, опера выживает за счет своей синтетической природы. Если представить ситуацию очень упрощенно, то музыкальная, композиторская составляющая оперы умерла. Конечно, пишутся неплохие оперы, но они не остаются в репертуаре, не находят дороги даже к тем 2% населения, которые ходят в оперные театры. Возьмем исполнительскую часть, дирижеров и вокалистов: сейчас тоже есть большие имена и молодые «звездочки», но, если сравнивать с пафосом, с той славой, которые были у Караяна, у Марии Каллас, у Лучано Паваротти, все это детский сад. Композиторская составляющая умерла, очень условно, в начале ХХ века, на середину ХХ века пришелся расцвет исполнительской, а сейчас происходит бум режиссерской оперы. Он дал совершенно новое дыхание оперному жанру. Более того, кажется, что опера начала жить именно сейчас, в эту режиссерскую эру. Я говорил, что опера по своей природе — обман. Раньше люди старались поверить, что перед ними настоящий Риголетто, и ждали от него реализма. Теперь от этого оторвались. Почти все по-настоящему хорошие режиссеры переосмысляют оперный текст и не стремятся к реалистичности.
Очень краткая история оперы
Опера появилась примерно в 1600 году — на стыке Ренессанса и барокко. Тогда произошел резкий слом, вся старая музыка — ученая, церковная, полифоническая — была отринута, вместо нее появилась драматически выпуклая музыка «новой практики». Пришли композиторы-революционеры, которые сбросили все с корабля современности. Самый великий из них — Клаудио Монтеверди. Он написал всего 3 оперы, но каждая из них — абсолютный шедевр.
В XIX веке в Италии был создан стиль belcanto, в переводе — прекрасное пение. Композиторы (в первую очередь, Россини, Беллини и Доницетти) и вокалисты нашли эстетический идеал, который стал почти универсальной планкой. Можно сказать, что это был золотой век оперного пения.
Потом опера пошла в сторону драмы, страстей и правды жизни. Бельканто стало меняться вместе с ней и даже деформироваться — в сторону, например, вагнеровской театральной драмы, где нужны стенобитные голоса. Про такое пение говорят: «На автостоянке за театром сигнализация должна сработать». В ХХ веке появилось множество альтернативных стилей оперного пения, кроме того, была реконструирована барочная вокализация. Сегодня все эти стили мирно сосуществуют.
Как понять, хорош ли оперный певец?
В опере не бывает, что какой-то совсем бесталанный выскочка покорил мировую сцену, потому что костяк оперной публики — это люди, которые хорошо разбираются в предмете своей любви, они не пропустят самозванцев. Если вам нужен ориентир, просто откройте список 30 самых популярных оперных исполнителей нашего времени — вы можете на него положиться, там не будет плохих артистов. Можете начать с Йонаса Кауфмана, Анны Нетребко, Брина Терфеля или Чечилии Бартоли. А дальше вы все почувствуете сами, потому что у первоклассных оперных артистов голос неотделим от человеческого, от харизмы. И не нужно мучить себя вопросами: он сейчас сфальшивил или мне показалось? Главное, чтобы артист вас зажег, чтобы вы внешне или внутренне заплакали.
10 самых популярных опер, с которых можно начать погружение
«Как посмотреть» — подкаст о том, как полюбить театр и разобраться, что в нем происходит. Каждую неделю журналистка Саша Зеркалева и писательница Лиза Каменская пытаются понять, как устроен современный театр. В этом им помогают известные актеры, режиссеры, художники, драматурги, продюсеры и театральные критики. В эпизодах появляются артисты театра и кино Светлана Немоляева, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Варвара Шмыкова, драматурги Иван Вырыпаев и Михаил Дурненков, режиссеры Дмитрий Волкострелов и Евгений Каменькович, театроведы Алексей Бартошевич и Павел Руднев, художники Зиновий Марголин и Ксения Перетрухина и другие.
Как ставить пьесу, если в ней нет слов? Почему герои Шекспира на сцене выглядят и говорят, как наши современники? Должны ли актеры играть правдоподобно и считается ли спектакль спектаклем, если актеров в нем вообще нет? Подкаст выходит при поддержке театральной премии «Золотая Маска».
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram
Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу
Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу
В преддверии открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило новый спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.
В составлении второй инструкции о том, как слушать оперу, корреспонденту РИА «Воронеж» помогала ведущая солистка Воронежского государственного театра оперы и балета Светлана Дюдина.
Как готовиться к походу на оперный спектакль?
Людям, которые никогда не были на оперном спектакле, Светлана Дюдина рекомендует для начала изучить репертуар театра и выбрать какую-нибудь оперетту или мюзикл, чтобы просто адаптироваться к звучанию оркестра и классических оперных голосов, чтобы было не настолько тяжело воспринимать информацию сразу цельным оперным полотном. Ведь оперетта и мюзикл – это и вокал, и разговорная речь, и зачастую более простая музыка, что облегчает восприятие.
Перед походом на оперу нужно обязательно прочесть в интернете ее либретто (содержание – РИА «Воронеж»). В случае с оперой не стоит оставлять для себя сюжетной загадки, потому что во время спектакля из-за этого могут возникнуть сложности. Оперный текст тяжелее воспринимать на слух, не все слова могут быть разборчивы и понятны. Знакомство с оперным либретто нельзя сравнить со спойлером фильма, наоборот, это объяснение того, что будет происходить на сцене. Особенно если опера на иностранном языке. Если в театре есть бегущая строка с переводом, это здорово. Но если нет, как в воронежском Оперном, зрителям придется внимательно следить за происходящим на сцене. А когда опера идет, например, на итальянском, понять ход сюжета по игре актеров будет сложно.
Также Светлана Дюдина рекомендует перед походом на спектакль посмотреть фотографии с постановок этой оперы в разных театрах, послушать отрывки из них. К примеру, в опере «Дон Жуан» самый известный отрывок – это ария с шампанским. Это очень популярный номер, в котором исполнитель главной партии предстает во всей красе.
Обязательно посмотрите, сколько по времени идет спектакль и на сколько действий он разбит. Оперные спектакли довольно долгие, зрителю нужно быть готовым высидеть 3 часа, как, например, на «Доне Жуане».
Существует ли дресс-код для похода на оперный спектакль?
Театр – это самое высокое искусство из всех существующих, поэтому по отношению к нему необходимо соблюдать определенные этические нормы, считает Светлана Дюдина. Конечно, в современном обществе никто не будет осуждать человека, пришедшего на оперу в джинсах. Но желательно все-таки настроить себя на высокое искусство. В конце концов, большинство современных людей не так уж часто ходит в оперу, так почему же не оформить этот поход как знаковое праздничное событие и не принарядиться?
Как вести себя на оперном спектакле?
Если вы идете на оперу в выходной день, вам повезло. В свободный день до вечера можно успеть прогуляться, отдохнуть. Но если вы идете на оперу после работы, будет тяжеловато. Иногда классическую музыку действительно используют как успокоительное средство, и, что скрывать, временами она нагоняет сонливость. Поэтому желательно идти на оперу отдохнувшим. И не стоит принимать горячительных напитков, потому что они тоже могут «сморить».
Не нужно приходить в театр за час и даже за полчаса – это очень рано. Двери театра открываются примерно за 20 минут до начала представления, а в зал капельдинеры запускают публику за 10-15 минут до спектакля. Поэтому, придя за час, зрители рискуют простоять на ступеньках.
Если у вас плохое зрение, в гардеробе можно взять театральный бинокль. По словам Светланы Дюдиной, иногда зрители даже приходят в оперный театр со своими подзорными трубами и военными биноклями.
В театре запрещена фото- и видеосъемка, особенно со вспышкой. Артистам сложно работать, когда их что-то отвлекает.
Если вы хотите взять автограф у артиста или вручить ему букет, дождитесь конца спектакля, не нужно пытаться попасть за кулисы в антракте. Во время антракта оперные артисты переодеваются, меняют прически, распеваются, переговариваются с дирижером и режиссером.
Мне бы не хотелось напрашиваться, но это прекрасно, когда зрители дарят цветы понравившемуся артисту. Это хорошая традиция, полезная как публике, потому что люди учатся доносить эмоции до артистов, так и актерам, потому что это выражение благодарности и похвала. Эти цветы от зрителей для каждого артиста – важный комплимент, который мы все очень ценим. Неважно, какие эти цветы, даже маленький букет артист отнесет домой и будет беречь как зеницу ока
Светлана Дюдина
Нужно ли хлопать после каждого удачно исполненного номера?
Аплодисменты после каждого удачно исполненного номера не нарушают канву спектакля, считает Светлана Дюдина. Более того, грамотный режиссер ставит паузы после сильных номеров, а дирижер всегда выдерживает паузу до последнего хлопка. Это общепринятая традиция, которую артисты также очень ценят.
В то же время слишком частые аплодисменты могут отвлекать артистов и музыкантов. Если очень хочется похлопать, но вы не уверены, стоит ли это делать сейчас, – лучше ориентироваться на зал, аплодируют остальные или нет.
Кто главный в оперном спектакле – артисты, оркестр, дирижер? На кого стоит обращать больше внимания?
Конечно, каждый считает главным себя: и артист, и дирижер, и каждый отдельно взятый музыкант оркестра, который, например, уверен, что без его единственного за весь спектакль удара литавр не возникнет должного эффекта. На самом деле, все участники оперного спектакля важны в равной степени – это единый организм. Больше всего внимания достается артистам, так как они выдают тот самый продукт, за которым люди и идут в театр. Но они не пели бы, не будь оркестра, а оркестр без артистов играл бы в филармонии. К тому же, стоит помнить, что за спинами артистов – сотни невидимок: осветители, гримеры, костюмеры, реквизиторы, монтировщики сцены. В воронежском Оперном общий штат – 450 человек.
«Главные» появляются в определенных фрагментах спектакля – во время исполнения конкретных ключевых арий. Например, в опере «Дон Жуан» главный, конечно, Дон Жуан, хотя в некоторых моментах на передний план выходит Донна Анна или Лепорелло. В опере «Евгений Онегин» главная, безусловно, Татьяна – у нее гораздо больше музыкального материала, чем у остальных, а свое знаменитое письмо она поет целых 13 минут.
Также, например, куплеты Тореадора и «Хабанера» в опере «Кармен» стали самыми популярными мелодиями, поэтому зрители считают, что главные герои – Кармен и Тореадор, забывая о Хозе, хотя у него сложнейшие арии, и в сюжете он тоже играет далеко не последнюю роль.
Стоит ли водить на оперу детей?
Если вы решили прийти на оперу с детьми, заранее подумайте о том, как их развлечь. Серьезная оперная музыка сложна для детского восприятия, особенно на иностранном языке. Лучше водить детей на детские спектакли или балет. В крайнем случае – на музыкальную комедию.
Если вы все-таки пришли с ребенком на серьезную оперу на иностранном языке, например, на «Дона Жуана», будьте готовы к тому, что малышу придется несколько раз сходить в туалет, попросить у мамы пирожное, и в итоге пойти домой.
Знакомство детей с оперным искусством стоит начинать в подростковом и старшем подростковом возрасте, убеждена Светлана Дюдина. Первой серьезной оперой, на которую можно отвести подростка, может стать «Евгений Онегин». Во-первых, это очень популярная музыка, во-вторых – русский язык, в-третьих – известный классический материал. Детям помладше наверняка понравится «Волшебная флейта», так как музыка Моцарта очень легкая, а происходящее на сцене интересно визуально – в опере яркий сказочный сюжет, в воронежской постановке используются ростовые куклы.
Почему оперные премьеры происходят так редко?
Музыкальный материал оперы сложный, его репетируют всегда несколько составов артистов, и на разучивание партий уходит много времени.
К тому же опера финансово себя не окупает. Для постановки оперного спектакля требуются массивные декорации и множество костюмов.
Воронежский театр оперы и балета изначально был театром музыкальной комедии, и до сих пор многие зрители так его и воспринимают, считает Светлана Дюдина. Мюзиклы и оперетты неизменно пользуются успехом, а на серьезные оперы люди идут с меньшей охотой.
Плейлист для знакомства с оперой
Светлана Дюдина рекомендует новичкам начинать знакомство с оперой не с просмотра целых спектаклей, а с прослушивания наиболее популярных арий из отдельных произведений. Вместе с певицей корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали топ-10 наиболее известных или интересных с вокальной точки зрения номеров, после прослушивания которых наверняка захочется сходить в театр, чтобы услышать оперное пение вживую.
Хабанера из оперы Бизе «Кармен»
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы Чайковского «Пиковая дама»
Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини
Ария Куклы из оперы Оффенбаха «Сказки Гоффмана»
Ария Королевы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»
Ария Радамес «Celeste Aida» из оперы Верди «Аида»
Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьбы Фигаро»
Casta Diva из оперы «Норма» Беллини
«Застольный дуэт» из оперы Верди «Травиата»
Сезон 2016/2017 в Воронежском театре оперы и балета откроется в субботу, 17 сентября, премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке известного воронежского режиссера, худрука Камерного театра Михаила Бычкова. В новом сезоне Оперный запустит проект «На оперу – в Воронеж!», в рамках которого в репертуарных спектаклях театра будут солировать приглашенные вокалисты из Большого и других знаменитых музыкальных театров страны.