с чего начать слушать оперу

Саморазвитие без фокусов

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии

Как слушать оперу: советы для людей, которые побаиваются классического искусства

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Недавно я опубликовала пост «Как слушать классическую музыку«. Несмотря на свою простоту (я — человек без музыкального образования) статья многих заинтересовала.

Думаю, стоит продолжить тему. Расскажу о своём первом знакомстве с оперой и объясню, почему её не надо бояться.

Голос как музыкальный инструмент

Раньше я считала музыкально-драматические произведения чем-то… противоестественным. Разве нельзя нормально петь, без этих дрожаний в голосе, без накладывающихся друг на друга повторов, без постоянно вклинивающегося хора? Пытаешься разобрать слова, а тебе будто нарочно мешают!

В подобном ключе я рассуждала ровно до того момента, когда впервые послушала оперу по-настоящему.

Сейчас я понимаю, что голос — уникальный инструмент. Использовать его по стандартам попсовой песенки — всё равно что играть на фортепиано учебные упражнения вместо концерта Бетховена (не хочу обидеть любителей поп-музыки — свои достоинства есть и у неё).

Понимать слова на слух, кстати, оказалось возможно — талантливые исполнители всегда следят за чёткостью артикуляции.

Четыре способа прослушивания оперы для новичков

Просто включать для фона подборку «10 лучших арий», которую предлагает какая-нибудь группа из соцсети — пустая затея. В лучшем случае вам попадётся ария, которую за счёт прилипчивого мотива можно слушать как благозвучную иностранную песню — например, «La donna è mobile», она же в самом известном переводе на русский — «Сердце красавицы склонно к измене».

Чтобы получать удовольствие от фрагментов опер, надо или глубоко разбираться в музыкальной науке (быть в состоянии сходу оценить технику исполнения, оригинальные модуляции и т.п.), или уже знать эти фрагменты, понимать, о чём в них речь.

С какого же бока подступиться?

Предлагаю четыре варианта на выбор.

1.Раздобыть фильм-оперу с субтитрами.

2. Найти видеозапись спектакля из театра — опять же по возможности с субтитрами. Если таковых не имеется, придётся предварительно прочитать либретто в оригинале/переводе. Либретто — словесный текст произведения. Обычно он воспринимается очень легко, куда свободнее, чем собственно литературные шедевры.

3.Воспринимать оперу только на слух, предварительно ознакомившись с её содержанием. Увы, некоторые редкие произведения удаётся найти лишь в таком виде — старая аудиозапись плюс короткий пересказ сюжета.

Ах, да — я обещала четыре способа… Последний, идеальный — отправиться в оперный театр за компанию с его завсегдатаем. Далеко, дорого, но незабываемые впечатления гарантированы.

Для первого знакомства с жанром

Начните с оперы, которая не требует перевода — скажем, с «Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского. Кто такие Евгений Онегин и Татьяна Ларина, вы знаете. Текст либретто основан на пушкинском тексте, части которого школьникам задают выучить наизусть из поколения в поколение.

Чтобы получить произведение о старых классических образцах оперы-трагедии с античным сюжетом, послушайте «Дидону и Энея» английского композитора 17-го века Генри Пёрселла. Чтобы понять это произведение, необязательно глубоко разбираться в истории и мифологии Древней Греции. Опера очень доступна, поскольку она была создана для учениц школы-пансиона. Впрочем, маститые знатоки музыки отнюдь не смотрят на неё свысока. «Дидона и Эней» — стопроцентный шедевр. Конфликт долга и чувства под музыку ангелов… По творению Пёрселла, кстати, снят исключительно красивый одноимённый фильм (Hampton Court House, England, 1995 г.; режиссёр — Питер Маньюра).

Из более поздних великих опер рекомендую для начала «Риголетто» итальянца Джузеппе Верди (19-й век). Здесь сюжет уже не только и не столько любовный. Главный герой — шут при дворе герцога. Шут уродлив, его презирают и вообще не считают за человека. Он лишён всего, даже права сохранять собственное достоинство. Единственное, что у него осталось — прекрасная дочь, которую он пытается спрятать от придворной своры и своего хозяина…. «Риголетто» неоднократно экранизировали, в том числе и у нас (1987 г., реж.Виктор Окунцов). Упомянутый выше классический шлягер про склонное к измене и перемене сердце красавицы, кстати, именно из этого произведения Верди.

Обратите внимание и на так называемую оперу-буфф — не трагическую, а, напротив, комедийную. Начать советую с оперы, которая положила начало этому ответвлению — со «Служанки-госпожи«, автор Джованни Баттиста Перголези. «Служанка-госпожа» написана в 18-м веке, но заставляет людей смеяться до сих пор. Представьте хотя бы первую сцену: человек проснулся, ему надо выбираться из тёплой постельки и плестись куда-то по делам, а тут ещё служанка никак не подаёт горячий шоколад. Горе-то какое!

Эх, ну всего не перескажешь. Лучше послушайте сами!

Источник

«Надо прийти в оперу с пониманием, что вас будут обманывать всеми возможными средствами». Рассказываем, как понять и полюбить этот вид искусства

А также 10 самых популярных опер, с которых стоит начать знакомство

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперус чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Опе­ру ча­сто вос­при­ни­ма­ют как эли­тар­ное ис­кус­ство, в ко­то­ром раз­би­ра­ют­ся толь­ко бо­га­тые ин­тел­лек­ту­а­лы со­лид­но­го воз­рас­та. С та­кой по­ста­нов­кой во­про­са ка­те­го­ри­че­ски не со­гла­сен глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Му­зы­каль­ная ака­де­мия» Яро­слав Ти­мо­фе­ев. В под­ка­сте про со­вре­мен­ный те­атр «Как по­смот­реть» Яро­слав рас­ска­зал, с чего на­чать зна­ком­ство с опе­рой и как по­лю­бить ее на­ве­ки. Спе­ци­аль­но для «Цеха» он так­же опи­сал крат­кую ис­то­рию это­го вида ис­кус­ства и по­со­ве­то­вал 10 са­мых по­пу­ляр­ных опер.

Мифы об опе­ре

В раз­го­во­рах об опе­ре по­сто­ян­но зву­чат сло­ва «надо знать», «надо уметь», «надо раз­би­рать­ся». Та­кая по­ста­нов­ка во­про­са ка­жет­ся мне вред­ной и уво­дя­щей не в ту сто­ро­ну. В пре­крас­ной опе­ре про­шло­го та­кой во­прос точ­но не сто­ял. Лю­бовь к ка­ко­му-либо яв­ле­нию во­об­ще несов­ме­сти­ма с фор­му­лой «надо». Пред­ставь­те, что мы по­са­дим сюда мо­ло­до­го че­ло­ве­ка и про­ве­дем с ним бе­се­ду о том, как ему по­лю­бить фут­бол. Ска­жем: «Для на­ча­ла вам нуж­но вы­учить име­на всех фут­бо­ли­стов, от­ра­бо­тать фин­ты, за­тем мо­же­те уже на­чи­нать бо­леть».

Если вы по­слу­ша­е­те рас­ска­зы де­я­те­лей или фа­на­тов опер­но­го те­ат­ра, чаще все­го вы услы­ши­те: «Меня при­ве­ли в те­атр, ко­гда мне было шесть лет». Со­от­вет­ствен­но, ни­ка­ко­го «вы­со­ко­го по­ро­га вхо­да в опе­ру» не было, как не было и ба­га­жа зна­ний. Но че­ло­век по­лу­чил инъ­ек­цию, ко­то­рая с ним оста­лась на всю жизнь. Нуж­но ли знать имя ком­по­зи­то­ра? Ну да­вай­те пред­ста­вим, что мы его не зна­ем. Нуж­но ли знать, как устро­ен ор­кестр? Тоже не так важ­но. Кто ре­жис­сер? Не суть. Знать сю­жет? Даже если вы со­всем его не зна­е­те, вы все пой­ме­те, по­то­му что в опе­ре слож­ных сю­же­тов не бы­ва­ет, — мак­си­мум, мо­жет быть труд­но­ва­то за­пом­нить, «кто кому тетя».

В об­щем, мож­но ни­че­го это­го не знать, но прий­ти в опе­ру и ис­пы­тать ка­тар­сис. Как это сде­лать? Во-пер­вых, мне ка­жет­ся, нуж­но от­крыть­ся. Убрать все за­щит­ные шлю­зы, ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­лись из на­ше­го «по­сто­рон­не­го» зна­ния об опе­ре. От­крыть­ся — зна­чит за­ра­нее по­нять, что ты по­па­да­ешь в дур­дом, в со­сто­я­ние из­ме­нен­но­го со­зна­ния. От опе­ры не нуж­но ждать ни­ка­ко­го ре­а­лиз­ма, ни­ка­кой прав­ды. «Эта пе­ви­ца не по­хо­жа на Ви­о­лет­ту», — та­ких мыс­лей не долж­но быть. Как из­вест­но, в опе­ре мно­же­ство со­став­ля­ю­щих те­ат­раль­но­го це­ло­го. Все они, кро­ме од­ной, — врут. Нам по­ка­зы­ва­ют хо­дуль­ное дей­ство, в ко­то­рое невоз­мож­но по­ве­рить; ак­те­ры что-то неесте­ствен­но изоб­ра­жа­ют, де­ко­ра­ции не по­хо­жи на на­сто­я­щий мир.

Надо прий­ти в опе­ру с по­ни­ма­ни­ем, что вас бу­дут об­ма­ны­вать все­ми воз­мож­ны­ми сред­ства­ми — ради того, что­бы в вас во­шел один по­ток — зву­ко­вой. Ко­гда со­бач­ке ве­те­ри­нар ко­лет обез­бо­ли­ва­ю­щее, она дер­га­ет­ся, по­то­му что вос­при­ни­ма­ет все пер­вич­но. А вы тер­пи­те, зная, ради чего это де­ла­ет­ся. При­хо­дя в опе­ру, сто­ит от­дать­ся этим вра­чам, поз­во­лить им де­лать вам боль­но — то есть по­ка­зы­вать неправ­ду, по­то­му что вы зна­е­те, что все это ради ва­ше­го бла­га, ради того, что­бы ма­гия му­зы­ки на­ча­ла дей­ство­вать.

Опе­ра — это Гол­ли­вуд

Боль­шую часть сво­ей ис­то­рии опе­ра была мейн­стри­мом. Она дей­ство­ва­ла по за­ко­нам, ана­ло­гич­ным гол­ли­вуд­ским. Был ин­сти­тут звезд. На­при­мер, в XVIII веке это были ка­стра­ты — спе­ци­аль­но обу­чен­ные и за­му­чен­ные люди, ко­то­рые ни­чем дру­гим кро­ме пе­ния не мог­ли за­ни­мать­ся, по­то­му что в 6 лет им сде­ла­ли опе­ра­цию. Но это были вла­сти­те­ли сер­дец, едва ли не са­мые по­пу­ляр­ные люди Ев­ро­пы. Каж­дая ари­сто­крат­ка пы­та­лась за­та­щить ка­стра­та на ужин, а по­том и в по­стель, по­то­му что от него нель­зя было за­бе­ре­ме­неть. Они были же­лан­ны во всех смыс­лах.

Хо­ди­ли, что­бы вы­гу­лять свои брил­ли­ан­ты, и да­лее по спис­ку. Ми­ро­вая опе­ра со­зна­ва­ла себя как глав­ное на све­те ис­кус­ство. И это в ней очень слыш­но.

Сей­час с опе­рой про­ис­хо­дят безум­но ин­те­рес­ные и стран­ные вещи. Мно­гие удив­ля­ют­ся, по­че­му она уми­ра­ет, а меня по­ра­жа­ет, на­сколь­ко же она жи­ву­ча. Опер­ное пе­ние сред­не­ста­ти­сти­че­ско­му со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку эс­те­ти­че­ски не близ­ко. Мы вы­рос­ли в дру­гой зву­ко­вой сре­де. Наши ба­буш­ки и де­душ­ки еще вос­при­ни­ма­ли этот звук, по­то­му что опер­ные арии круг­ло­су­точ­но кру­ти­ли на ра­дио, — и они при­хо­ди­ли в опе­ру с со­вер­шен­но дру­гим бэк­гра­ун­дом. Но все-таки, несмот­ря на это рас­хож­де­ние меж­ду со­вре­мен­ным че­ло­ве­ком и опе­рой, она жи­вет. По­че­му?

От­ча­сти это на­коп­лен­ная инер­ция мейн­стри­ма — по­это­му пер­вые лица до сих пор хо­дят в опе­ру, по­это­му опе­ра оста­ет­ся са­мым до­ро­гим из всех пер­фор­ма­тив­ных ис­кусств. Бюд­жет Боль­шо­го те­ат­ра го­раз­до боль­ше бюд­же­та лю­бо­го дру­го­го те­ат­ра. Штат Боль­шо­го те­ат­ра — это 3-4 ты­ся­чи че­ло­век, что тоже несо­по­ста­ви­мо с дра­ма­ти­че­ски­ми те­ат­ра­ми.

А еще, мне ка­жет­ся, опе­ра вы­жи­ва­ет за счет сво­ей син­те­ти­че­ской при­ро­ды. Если пред­ста­вить си­ту­а­цию очень упро­щен­но, то му­зы­каль­ная, ком­по­зи­тор­ская со­став­ля­ю­щая опе­ры умер­ла. Ко­неч­но, пи­шут­ся непло­хие опе­ры, но они не оста­ют­ся в ре­пер­ту­а­ре, не на­хо­дят до­ро­ги даже к тем 2% на­се­ле­ния, ко­то­рые хо­дят в опер­ные те­ат­ры. Возь­мем ис­пол­ни­тель­скую часть, ди­ри­же­ров и во­ка­ли­стов: сей­час тоже есть боль­шие име­на и мо­ло­дые «звез­доч­ки», но, если срав­ни­вать с па­фо­сом, с той сла­вой, ко­то­рые были у Ка­ра­я­на, у Ма­рии Кал­лас, у Лу­ча­но Па­ва­рот­ти, все это дет­ский сад. Ком­по­зи­тор­ская со­став­ля­ю­щая умер­ла, очень услов­но, в на­ча­ле ХХ века, на се­ре­ди­ну ХХ века при­шел­ся рас­цвет ис­пол­ни­тель­ской, а сей­час про­ис­хо­дит бум ре­жис­сер­ской опе­ры. Он дал со­вер­шен­но но­вое ды­ха­ние опер­но­му жан­ру. Бо­лее того, ка­жет­ся, что опе­ра на­ча­ла жить имен­но сей­час, в эту ре­жис­сер­скую эру. Я го­во­рил, что опе­ра по сво­ей при­ро­де — об­ман. Рань­ше люди ста­ра­лись по­ве­рить, что пе­ред ними на­сто­я­щий Ри­го­лет­то, и жда­ли от него ре­а­лиз­ма. Те­перь от это­го ото­рва­лись. По­чти все по-на­сто­я­ще­му хо­ро­шие ре­жис­се­ры пе­ре­осмыс­ля­ют опер­ный текст и не стре­мят­ся к ре­а­ли­стич­но­сти.

Очень крат­кая ис­то­рия опе­ры

Опе­ра по­яви­лась при­мер­но в 1600 году — на сты­ке Ре­нес­сан­са и ба­рок­ко. То­гда про­изо­шел рез­кий слом, вся ста­рая му­зы­ка — уче­ная, цер­ков­ная, по­ли­фо­ни­че­ская — была от­ри­ну­та, вме­сто нее по­яви­лась дра­ма­ти­че­ски вы­пук­лая му­зы­ка «но­вой прак­ти­ки». При­шли ком­по­зи­то­ры-ре­во­лю­ци­о­не­ры, ко­то­рые сбро­си­ли все с ко­раб­ля со­вре­мен­но­сти. Са­мый ве­ли­кий из них — Кла­удио Мон­тевер­ди. Он на­пи­сал все­го 3 опе­ры, но каж­дая из них — аб­со­лют­ный ше­девр.

В XIX веке в Ита­лии был со­здан стиль bel­canto, в пе­ре­во­де — пре­крас­ное пе­ние. Ком­по­зи­то­ры (в первую оче­редь, Рос­си­ни, Бел­ли­ни и До­ни­цет­ти) и во­ка­ли­сты на­шли эс­те­ти­че­ский иде­ал, ко­то­рый стал по­чти уни­вер­саль­ной план­кой. Мож­но ска­зать, что это был зо­ло­той век опер­но­го пе­ния.

По­том опе­ра по­шла в сто­ро­ну дра­мы, стра­стей и прав­ды жиз­ни. Бель­кан­то ста­ло ме­нять­ся вме­сте с ней и даже де­фор­ми­ро­вать­ся — в сто­ро­ну, на­при­мер, ва­г­не­ров­ской те­ат­раль­ной дра­мы, где нуж­ны сте­но­бит­ные го­ло­са. Про та­кое пе­ние го­во­рят: «На ав­то­сто­ян­ке за те­ат­ром сиг­на­ли­за­ция долж­на сра­бо­тать». В ХХ веке по­яви­лось мно­же­ство аль­тер­на­тив­ных сти­лей опер­но­го пе­ния, кро­ме того, была ре­кон­стру­и­ро­ва­на ба­роч­ная во­ка­ли­за­ция. Се­го­дня все эти сти­ли мир­но со­су­ще­ству­ют.

Как по­нять, хо­рош ли опер­ный пе­вец?

В опе­ре не бы­ва­ет, что ка­кой-то со­всем бес­та­лан­ный вы­скоч­ка по­ко­рил ми­ро­вую сце­ну, по­то­му что ко­стяк опер­ной пуб­ли­ки — это люди, ко­то­рые хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в пред­ме­те сво­ей люб­ви, они не про­пу­стят са­мо­зван­цев. Если вам ну­жен ори­ен­тир, про­сто от­крой­те спи­сок 30 са­мых по­пу­ляр­ных опер­ных ис­пол­ни­те­лей на­ше­го вре­ме­ни — вы мо­же­те на него по­ло­жить­ся, там не бу­дет пло­хих ар­ти­стов. Мо­же­те на­чать с Йо­на­са Ка­уф­ма­на, Анны Нетреб­ко, Бри­на Тер­фе­ля или Че­чи­лии Бар­то­ли. А даль­ше вы все по­чув­ству­е­те сами, по­то­му что у пер­во­класс­ных опер­ных ар­ти­стов го­лос неот­де­лим от че­ло­ве­че­ско­го, от ха­риз­мы. И не нуж­но му­чить себя во­про­са­ми: он сей­час сфаль­ши­вил или мне по­ка­за­лось? Глав­ное, что­бы ар­тист вас за­жег, что­бы вы внешне или внут­ренне за­пла­ка­ли.

10 са­мых по­пу­ляр­ных опер, с ко­то­рых мож­но на­чать по­гру­же­ние

«Как по­смот­реть» — под­каст о том, как по­лю­бить те­атр и разо­брать­ся, что в нем про­ис­хо­дит. Каж­дую неде­лю жур­на­лист­ка Саша Зер­ка­ле­ва и пи­са­тель­ни­ца Лиза Ка­мен­ская пы­та­ют­ся по­нять, как устро­ен со­вре­мен­ный те­атр. В этом им по­мо­га­ют из­вест­ные ак­те­ры, ре­жис­се­ры, ху­дож­ни­ки, дра­ма­тур­ги, про­дю­се­ры и те­ат­раль­ные кри­ти­ки. В эпи­зо­дах по­яв­ля­ют­ся ар­ти­сты те­ат­ра и кино Свет­ла­на Немо­ля­е­ва, Сер­гей Чо­ни­шви­ли, Игорь Гор­дин, Вар­ва­ра Шмы­ко­ва, дра­ма­тур­ги Иван Вы­ры­па­ев и Ми­ха­ил Дур­нен­ков, ре­жис­се­ры Дмит­рий Вол­ко­стре­лов и Ев­ге­ний Ка­мень­ко­вич, те­ат­ро­ве­ды Алек­сей Бар­то­ше­вич и Па­вел Руд­нев, ху­дож­ни­ки Зи­но­вий Мар­го­лин и Ксе­ния Пе­ре­тру­хи­на и дру­гие.

Как ста­вить пье­су, если в ней нет слов? По­че­му ге­рои Шекс­пи­ра на сцене вы­гля­дят и го­во­рят, как наши со­вре­мен­ни­ки? Долж­ны ли ак­те­ры иг­рать прав­до­по­доб­но и счи­та­ет­ся ли спек­такль спек­так­лем, если ак­те­ров в нем во­об­ще нет? Под­каст вы­хо­дит при под­держ­ке те­ат­раль­ной пре­мии «Зо­ло­тая Мас­ка».

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

Источник

Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу

В преддверии открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило новый спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.

В составлении второй инструкции о том, как слушать оперу, корреспонденту РИА «Воронеж» помогала ведущая солистка Воронежского государственного театра оперы и балета Светлана Дюдина.

Как готовиться к походу на оперный спектакль?

Людям, которые никогда не были на оперном спектакле, Светлана Дюдина рекомендует для начала изучить репертуар театра и выбрать какую-нибудь оперетту или мюзикл, чтобы просто адаптироваться к звучанию оркестра и классических оперных голосов, чтобы было не настолько тяжело воспринимать информацию сразу цельным оперным полотном. Ведь оперетта и мюзикл – это и вокал, и разговорная речь, и зачастую более простая музыка, что облегчает восприятие.

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Перед походом на оперу нужно обязательно прочесть в интернете ее либретто (содержание – РИА «Воронеж»). В случае с оперой не стоит оставлять для себя сюжетной загадки, потому что во время спектакля из-за этого могут возникнуть сложности. Оперный текст тяжелее воспринимать на слух, не все слова могут быть разборчивы и понятны. Знакомство с оперным либретто нельзя сравнить со спойлером фильма, наоборот, это объяснение того, что будет происходить на сцене. Особенно если опера на иностранном языке. Если в театре есть бегущая строка с переводом, это здорово. Но если нет, как в воронежском Оперном, зрителям придется внимательно следить за происходящим на сцене. А когда опера идет, например, на итальянском, понять ход сюжета по игре актеров будет сложно.

Также Светлана Дюдина рекомендует перед походом на спектакль посмотреть фотографии с постановок этой оперы в разных театрах, послушать отрывки из них. К примеру, в опере «Дон Жуан» самый известный отрывок – это ария с шампанским. Это очень популярный номер, в котором исполнитель главной партии предстает во всей красе.

Обязательно посмотрите, сколько по времени идет спектакль и на сколько действий он разбит. Оперные спектакли довольно долгие, зрителю нужно быть готовым высидеть 3 часа, как, например, на «Доне Жуане».

Существует ли дресс-код для похода на оперный спектакль?

Театр – это самое высокое искусство из всех существующих, поэтому по отношению к нему необходимо соблюдать определенные этические нормы, считает Светлана Дюдина. Конечно, в современном обществе никто не будет осуждать человека, пришедшего на оперу в джинсах. Но желательно все-таки настроить себя на высокое искусство. В конце концов, большинство современных людей не так уж часто ходит в оперу, так почему же не оформить этот поход как знаковое праздничное событие и не принарядиться?

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Как вести себя на оперном спектакле?

Если вы идете на оперу в выходной день, вам повезло. В свободный день до вечера можно успеть прогуляться, отдохнуть. Но если вы идете на оперу после работы, будет тяжеловато. Иногда классическую музыку действительно используют как успокоительное средство, и, что скрывать, временами она нагоняет сонливость. Поэтому желательно идти на оперу отдохнувшим. И не стоит принимать горячительных напитков, потому что они тоже могут «сморить».

Не нужно приходить в театр за час и даже за полчаса – это очень рано. Двери театра открываются примерно за 20 минут до начала представления, а в зал капельдинеры запускают публику за 10-15 минут до спектакля. Поэтому, придя за час, зрители рискуют простоять на ступеньках.

Если у вас плохое зрение, в гардеробе можно взять театральный бинокль. По словам Светланы Дюдиной, иногда зрители даже приходят в оперный театр со своими подзорными трубами и военными биноклями.

В театре запрещена фото- и видеосъемка, особенно со вспышкой. Артистам сложно работать, когда их что-то отвлекает.

Если вы хотите взять автограф у артиста или вручить ему букет, дождитесь конца спектакля, не нужно пытаться попасть за кулисы в антракте. Во время антракта оперные артисты переодеваются, меняют прически, распеваются, переговариваются с дирижером и режиссером.

Мне бы не хотелось напрашиваться, но это прекрасно, когда зрители дарят цветы понравившемуся артисту. Это хорошая традиция, полезная как публике, потому что люди учатся доносить эмоции до артистов, так и актерам, потому что это выражение благодарности и похвала. Эти цветы от зрителей для каждого артиста – важный комплимент, который мы все очень ценим. Неважно, какие эти цветы, даже маленький букет артист отнесет домой и будет беречь как зеницу ока

Светлана Дюдина

Нужно ли хлопать после каждого удачно исполненного номера?

Аплодисменты после каждого удачно исполненного номера не нарушают канву спектакля, считает Светлана Дюдина. Более того, грамотный режиссер ставит паузы после сильных номеров, а дирижер всегда выдерживает паузу до последнего хлопка. Это общепринятая традиция, которую артисты также очень ценят.

В то же время слишком частые аплодисменты могут отвлекать артистов и музыкантов. Если очень хочется похлопать, но вы не уверены, стоит ли это делать сейчас, – лучше ориентироваться на зал, аплодируют остальные или нет.

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Кто главный в оперном спектакле – артисты, оркестр, дирижер? На кого стоит обращать больше внимания?

Конечно, каждый считает главным себя: и артист, и дирижер, и каждый отдельно взятый музыкант оркестра, который, например, уверен, что без его единственного за весь спектакль удара литавр не возникнет должного эффекта. На самом деле, все участники оперного спектакля важны в равной степени – это единый организм. Больше всего внимания достается артистам, так как они выдают тот самый продукт, за которым люди и идут в театр. Но они не пели бы, не будь оркестра, а оркестр без артистов играл бы в филармонии. К тому же, стоит помнить, что за спинами артистов – сотни невидимок: осветители, гримеры, костюмеры, реквизиторы, монтировщики сцены. В воронежском Оперном общий штат – 450 человек.

«Главные» появляются в определенных фрагментах спектакля – во время исполнения конкретных ключевых арий. Например, в опере «Дон Жуан» главный, конечно, Дон Жуан, хотя в некоторых моментах на передний план выходит Донна Анна или Лепорелло. В опере «Евгений Онегин» главная, безусловно, Татьяна – у нее гораздо больше музыкального материала, чем у остальных, а свое знаменитое письмо она поет целых 13 минут.

Также, например, куплеты Тореадора и «Хабанера» в опере «Кармен» стали самыми популярными мелодиями, поэтому зрители считают, что главные герои – Кармен и Тореадор, забывая о Хозе, хотя у него сложнейшие арии, и в сюжете он тоже играет далеко не последнюю роль.

Стоит ли водить на оперу детей?

Если вы решили прийти на оперу с детьми, заранее подумайте о том, как их развлечь. Серьезная оперная музыка сложна для детского восприятия, особенно на иностранном языке. Лучше водить детей на детские спектакли или балет. В крайнем случае – на музыкальную комедию.

Если вы все-таки пришли с ребенком на серьезную оперу на иностранном языке, например, на «Дона Жуана», будьте готовы к тому, что малышу придется несколько раз сходить в туалет, попросить у мамы пирожное, и в итоге пойти домой.

с чего начать слушать оперу. Смотреть фото с чего начать слушать оперу. Смотреть картинку с чего начать слушать оперу. Картинка про с чего начать слушать оперу. Фото с чего начать слушать оперу

Знакомство детей с оперным искусством стоит начинать в подростковом и старшем подростковом возрасте, убеждена Светлана Дюдина. Первой серьезной оперой, на которую можно отвести подростка, может стать «Евгений Онегин». Во-первых, это очень популярная музыка, во-вторых – русский язык, в-третьих – известный классический материал. Детям помладше наверняка понравится «Волшебная флейта», так как музыка Моцарта очень легкая, а происходящее на сцене интересно визуально – в опере яркий сказочный сюжет, в воронежской постановке используются ростовые куклы.

Почему оперные премьеры происходят так редко?

Музыкальный материал оперы сложный, его репетируют всегда несколько составов артистов, и на разучивание партий уходит много времени.

К тому же опера финансово себя не окупает. Для постановки оперного спектакля требуются массивные декорации и множество костюмов.

Воронежский театр оперы и балета изначально был театром музыкальной комедии, и до сих пор многие зрители так его и воспринимают, считает Светлана Дюдина. Мюзиклы и оперетты неизменно пользуются успехом, а на серьезные оперы люди идут с меньшей охотой.

Плейлист для знакомства с оперой

Светлана Дюдина рекомендует новичкам начинать знакомство с оперой не с просмотра целых спектаклей, а с прослушивания наиболее популярных арий из отдельных произведений. Вместе с певицей корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали топ-10 наиболее известных или интересных с вокальной точки зрения номеров, после прослушивания которых наверняка захочется сходить в театр, чтобы услышать оперное пение вживую.

Хабанера из оперы Бизе «Кармен»

Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы Чайковского «Пиковая дама»

Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини

Ария Куклы из оперы Оффенбаха «Сказки Гоффмана»

Ария Королевы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»

Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»

Ария Радамес «Celeste Aida» из оперы Верди «Аида»

Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьбы Фигаро»

Casta Diva из оперы «Норма» Беллини

«Застольный дуэт» из оперы Верди «Травиата»

Сезон 2016/2017 в Воронежском театре оперы и балета откроется в субботу, 17 сентября, премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке известного воронежского режиссера, худрука Камерного театра Михаила Бычкова. В новом сезоне Оперный запустит проект «На оперу – в Воронеж!», в рамках которого в репертуарных спектаклях театра будут солировать приглашенные вокалисты из Большого и других знаменитых музыкальных театров страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *