с чего начать слушать классику

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.

с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классикуФото белгородской филармонии

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.

с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классикуНаталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.

Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.

Книги

— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!

Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.

Источник

Разбираемся в классической музыке: как начать ее слушать и даже полюбить

с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классику

Постоянные посетители концертов в Мемориальном доме-музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классики небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru начинает публиковать серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике. Первый выпуск посвящен самому сложному — с чего начать свой путь к серьезной музыке.

Нужно ли готовиться к походу на концерт?

— Прежде чем начать слушать классическое произведение, можно обратиться к бэкграунду — узнать, на фоне каких исторических событий была написана эта музыка, что в этот момент происходило в жизни композитора. По моему мнению, так ее будет легче воспринимать. Лучше не ждать, что понимание придет само. Наоборот, это требует определенной подготовки, вложений. Ничего страшного, если сначала сложно отличить музыкальные стили. Это все нарабатывается — было бы желание.

Мы с моими коллегами — музыкантами и художниками из «Школы / Škola crew» — занимаемся таким ликбезом. Перед концертами я даю слушателям базовые знания: рассказываю о композиторе, жанре, истории создания. Но бывает и наоборот, когда слушателю проще сначала познакомиться с произведением, а потом уже узнать все остальное о нем.

с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классику

Можно ли притвориться, что разбираешься в классике?

— Конечно! Наденьте свой лучший костюм, идите в филармонию, займите свое место, сделайте лицо построже и постарайтесь примерно 120 минут (с перерывом) не выдавать, что вам скучно.

Главное правило — никогда не аплодируйте первым. Аплодируйте, когда все остальные это делают, но ни в коем случае не между частями произведений — это моветон (самое смешное, что никто из сидящих в зале на самом деле не знает, почему нельзя это делать). Так вы точно сойдете за знатока, и никто не заподозрит, что вы чего-то не понимаете.

А если серьезно — зачем притворяться? Просто получайте удовольствие от того, что слушаете.

с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классику

На концерте интересно, но почему-то клонит в сон. Это плохо?

— Нет. Неподготовленному зрителю действительно очень сложно высидеть весь концерт, сконцентрировавшись исключительно на музыке. Поэтому в команде «Школа/Škola Crew» есть художники, которые к каждому концерту готовят анимированные проекции. Перед этим мы вместе разбираем произведения — изучаем историю их создания, биографии авторов, выделяем смысловые части.

С произведений какого композитора лучше начать?

— Здесь единого рецепта нет. Для того чтобы понять, что вам по душе, нужно послушать произведения разных композиторов. Кто-то лучше воспринимает Моцарта, кто-то — Чайковского, а кто-то — Дебюсси. Одно можно сказать с уверенностью: если вы не начнете слушать музыку, то вы никогда не узнаете, кто вам больше нравится.

Можно попробовать подступиться с другой стороны: начать слушать современных композиторов, с которыми нас разделяют не века, а годы. Но вот мой совет: постарайтесь дослушать произведение до конца.

с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классику

Что лучше — живой концерт или хорошая запись?

— Разница, конечно, есть, но одно не исключает другого. Если вам комфортнее слушать музыку дома — пожалуйста. Но на концерте больше шансов установить прямой контакт с исполнителем, оказаться с ним на одной волне. Музыка влияет на вас именно в ту самую секунду, именно в то время, когда исполняется. И вы не просто слушатель, а соучастник. Бывает, что во время выступления у исполнителя возникает особое вдохновение, которого не было во время записи.

Источник

Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих

Возможно, вы в целом ощущаете интерес к классической музыке, но совершенно в ней не разбираетесь и не знаете с чего начать? В этой статье мы расскажем о некоторых достаточно знаковых и просто прекрасных произведениях для первого знакомства.

20 композиторов, представителей различных эпох, и их замечательные творения станут первой ступенью погружения в мир прекрасного.

Этот же список подойдет и для детей. Найдите 5-10 минут времени в день и послушайте эти произведения вместе. Обсудите характер, образы, а может даже нарисуйте картинку или вместе потанцуйте. Если смотрите вместе видео, то не забудьте обратить внимание, на каких инструментах и как играют исполнители, кто дирижирует оркестром, кто солист…

Кстати, не стоит пытаться уместить все в один день. Это может привести к тому, что все забудется и перепутается в голове… На первом этапе достаточно знакомиться с одним произведением за раз. А только потом добавляйте всё в плейлист и получайте удовольствие от музыки.

1. Антонио Вивальди. Летняя гроза

Полное название: Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315 (1 часть)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

В качестве одного из первых произведений предлагаем обратить внимание на композитора 17 века Антонио Вивальди и его фееричное произведение для симфонического оркестра «Летняя гроза» (или «Шторм») (из цикла концертов «Времена года»).
Хотите зарядиться энергией – это произведение для Вас!

Концерт начинается с отдаленных раскатов грома… Далее слышны звуки дождя, который то утихает, то продолжается с новой силой. За счет многократно повторяющихся музыкальных пассажей создается реалистичное ощущение встречи с погодной стихией.

2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка

Полное название: Сюита для оркестра №2 си минор, BWV 1067 (часть 7)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

Иоганн Себастьян Бах является композитором, с кого зачастую ведут отсчет классической музыки. Его произведения весьма разноплановы – есть и торжественно-трагичные, но есть и шутливо-лирические – как, например, известная «Шутка» (Badinerie из оркестровой сюиты).

Пьеса легкая и непосредственная, навевает игривое настроение и дарит позитив за счет нежного с переливами звучания флейты на фоне скрипичного аккомпанемента.

3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада

Полное название: Серенада №13 cоль мажор «Маленькая ночная серенада», KV 525 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Среди всех музыкальных произведений чаще всего именно музыка Вольфганга Амадея Моцарта упоминается как лучшее лекарство от хандры и средство интеллектуального развития. И это неспроста, ведь практически вся музыка Моцарта пронизана лекостью и позитивом. «Маленькая ночная серенада», отличный образец такого «легкого жанра» классической эпохи, является одним из наиболее узнаваемых классических произведений.

Серенада наполнена жизнерадостностью, имеет легкий и светлый колорит и при этом полна грации. Оживленность темпа мелодии передает эмоциональный порыв. А повторяющаяся главная тема и вторящий ей аккомпанемент как бы ведут диалог между собой, приглашая слушателя окунуться в атмосферу балов прошлых веков.

4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5

Полное название: Симфония №5 до минор, op.67 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Людвиг ван Бетховен — еще одна знаковая фигура в мире классической музыки. В свои произведения Бетховен вложил глубокий философский смысл, а его музыка призвана пробудить в человеке мыслителя. «Симфония №5», одно из наиболее часто исполняемых произведений композитора, поражает своей масштабностью и размахом. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты творчества композитора, которые обычно формулируют как «через борьбу к победе».

Симфония начинается с символической темы судьбы, о которой сам Бетховен говорил, что «так судьба стучится в дверь». Видоизменяясь, она и далее проходит через все произведение. В то время как контрастная по отношению к главной теме мелодия побочной темы певучая и нежная и как бы спорит с основной. Возникает незримая картина упорной борьбы, которая переполняет все произведение.

5. Ференц Лист. Грезы любви

Полное название: Ноктюрн «Грёзы любви», S.541, №3

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

От энергичных произведений далее предлагаем перейти к романтическим. И в первую очередь рекомендуем окунуться в чарующую музыку Ференца Листа и его знаменитые «Грезы любви» — ноктюрн, посвященный его возлюбленной.

Тихая и грустная музыка ноктюрна в фортепианном исполнении действует умиротворяющее, хоть и вызывает легкую, но все же светлую, грусть.

6. Франц Шуберт. Аве Мария

Полное название: Семь песен из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». №6 — 3-я песня Эллен: «Ave Maria», op.52, №6

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

В выдающейся классической музыке немало и инструментально-вокальных произведений, зачастую навеяных религиозной тематикой. Одним из образцов такой музыки является бессмертная «Аве Мария» Франца Шуберта.

«Ave Maria» (от лат. «Радуйся, Мария») — одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери. Слушая данную мелодию как-бы прикасаешься к чему-то возвышенному, божественному. А светлая радость, звучащая в музыке данной песни, вызывает чувство спокойствия и умиротворения.

7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт

Полное название: Экспромт-фантазия до-диез минор, op.66

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Многие музыкальные произведения были созданы как импровизации, экспромты, без предварительной подготовки. При этом возникали настоящие шедевры. Но, к сожалению, многие из них просто не записывались и не дошли до наших дней. В отношении Фантазии-экспромта Фридерика Шопена, к счастью, это не так и мы сегодня имеем возможность снова и снова возвращаться к этой музыке.

Мелодия начинается с медленных переливов, которые, ускоряясь, сливаются в едином потоке, как вспышки метеоритов, завораживающих своей тайной, в свете которых исчезает вся будничная суета.

8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Увертюра к опере «Вильгельму Телль» композитора Джоаккино Россини — пожалуй, одна из наиболее известных оркестровых музык из оперного репертуара.

В начале увертюры слышатся призывные звуки, как бы торжественно приветствуя слушателя, после чего музыка внезапно сменяется топотом копыт и галопом, который в своем беге все активнее и активнее вовлекает в стремительный круговорот.

9. Паганини. Каприс 24

Полное название: 24 каприса, op.1, №24

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Никколо Паганини — итальянский скрипач-виртуоз и композитор начала 19 века; один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. За его выступлениями с изумлением следила вся Европа, а виртуозность технического исполнения порождала слухи о том, что композитор продал душу дьяволу за свой талант. Одно из самых известных произведений Паганини «Каприс №24» стал его своеобразным символом, визитной карточкой.

Каприс означает сочинение в свободной форме, и в этой свободе композитор сумел в полную меру раскрыть всю величину своего таланта. В звуках каприса слушателям открывается богатая гамма чувств и настроений. И, хотя тема пьесы весьма лаконична, она повторяется как наваждение, обладая поистине завораживающим воздействием.

10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Ряд классических музыкальных произведений создавался к определенным военным или политическим событиям. Так, например, Марш Радецкого был написан Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия войскам фельдмаршала Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания, и впоследствии стал их парадным маршем.

Музыка марша торжественная и ликующая. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притоптыванием.

11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»

Полное название: Быстрая полька «Auf der Jagd» op.373

Эпоха: Романтизм (19 век)

Сын Иоганна Штрауса продолжил музыкальные традиции отца и, хотя Иоганн Штраус-сын вошел в историю музыки как «король вальсов», он также писал и другую музыку: оперетты, марши, польки. Одной из наиболее знаменитых его пьес является «Полька «На охоте».

Полька – это веселый зажигательный танец, появившийся в Чехии в середине 19 века и впоследствии распространившийся в качестве бального. Музыка бодрая, радостная, темпераментная, восхищает своей легкостью и оптимизмом.

12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»

Эпоха: Романтизм (19 век)

Хабанера из оперы Жоржа Бизе «Кармен» — яркий образец оперного искусства. Опера была написана в конце 19 века, но и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений, реалистично повествующих об испанских буднях.

Пожалуй, самой яркой характеристикой данной музыки, является одно лишь высказывание: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем «Кармен»!».

13. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5

Полное название: 21 венгерский танец, WoO 1, №5

Эпоха: Романтизм (19 век)

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса — самая популярная из его работ. Мелодии созданы на основе венгерских народных танцев, но именно в обработке Брамса обрели свое место в истории классической музыки.

Каждый из танцев несет в себе заряд энергии и позитива за счет стремительной зажигательной музыки.

14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»

Эпоха: Романтизм (19 век)
Композитора Камиля Сен-Санса чаще всего вспоминают вместе с его великолепной сюитой «Карнавал животных», которая является блестящим произведением комического характера. Сюита состоит из 14 частей, в которых можно «встретить» и диких животных (слона, антилоп, львов, кенгуру и других), и птиц (лебедя, кукушку), и рыб, и пресмыкающихся (аквариум, черепахи)… В финале же присутствуют сразу все понемножку с чего начать слушать классику. Смотреть фото с чего начать слушать классику. Смотреть картинку с чего начать слушать классику. Картинка про с чего начать слушать классику. Фото с чего начать слушать классику

Музыка финала сюиты активная и игривая и с первых же секунд создает веселое настроение.

15. Эдвард Григ. Утро

Полное название: Сюита №1 «Пер Гюнт», op. 46, №1

Эпоха: Поздний романтизм (19 век)

Музыка Эдварда Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») — это своеобразный гимн пробуждению природы ото сна и, пожалуй, одно из самых известных произведений этого композитора.

Тихие звуки начала музыки как бы обозначают утреннюю дымку, легкий туман, который постепенно рассеивается под лучами встающего солнца, а мелодия тем временем становится все ярче и активнее, ознаменовывая начало нового дня.

16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Петр Чайковский за свою жизнь написал множество потрясающей музыки, в том числе несколько балетов, которые больше века входят в обязательный репертуар большинства театров мира. Весьма сложно сказать, какой из них наиболее популярен, поэтому для данного обзора просто остановимся на одном из его вальсов — «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик».

17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Полёт шмеля — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Данная пьеса известна благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения и обилию кратких и сверхкратких нот, что весьма непросто в исполнении, в связи с чем «Полёт шмеля» стал классической презентацией виртуозов-музыкантов и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.

18. Клод Дебюсси. Лунный свет

Полное название: Бергамасская сюита, L 75, №3

Эпоха: Импрессионизм (19/20 века)

«Лунный свет» композитора Клода Дебюсси, как бы ни парадоксально это звучало, воплощает в звуках ночную тишину и бездонное ночное небо, создавая чувство единения с природой.

Музыка тихия и легкая, в некоторой степени возвышенная… словно она состоит не из нот, а из тихого света светящей луны…

19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»

Эпоха: Неоромантизм (20 век)
Вальс Георгия Свиридова из сюиты «Метель» — одно из самых знаменитых произведений этого композитора. Будучи изначально созданной всего лишь музыкальным сопровождением к кинофильму, музыка оказалась настолько впечатляющей, что переросла в самостоятельное произведение, по праву занявшее свое место среди шедевров мировой классики.

20. Арам Хачатурян. Танец с саблями

Эпоха: 20 век
Танец с саблями — музыкальное произведение Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ». Наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *