с чего начать первый урок английского языка репетитор
Как провести первое занятие по английскому репетитору?
Что важно учесть при подготовке к первому уроку
Очень часто даже опытные репетиторы волнуются перед первым занятием. Причин может быть много: необходимо наладить контакт с родителями, построить диалог с учеником, определить уровень и дальнейшие планы.
Если предстоит первый урок с маленьким ребенком, то следует быть максимально открытым и доброжелательным, чтобы понравиться и малышу, и родителям. Если же ученик уже взрослый, то репетитору на первой встрече надо быть очень сосредоточенным, чтобы не пропустить ничего важного и произвести впечатление профессионального и приятного человека.
Давай рассмотрим основные составляющие успешного первого урока.
Составляющие успешного первого занятия
Для того, чтобы быть хорошим преподавателем недостаточно хорошо знать английский, нужно еще и суметь организовать учебный процесс. На частного репетитора в этом плане возложено гораздо больше ответственности, чем на школьного учителя, ведь именно он должен продумать все до мелочей. Поэтому первое занятия по английскому для репетитора – это своеобразный тест на профпригодность.
Место проведения занятия
Всем должно быть комфортно, поэтому незадолго до урока стоит определить место и время для занятия. Если урок будет проходить дома у ученика, то репетитор должен сказать, что ему понадобится. Например, ноутбук или чистая тетрадь. Если заниматься надо будет с малышом, то родители должны подготовить краски, кисти и бумагу, пластилин, карандаши, потому что, как правило, обучение детей английскому проходит в творческой атмосфере.
Иногда занятия проводят на нейтральной территории, например, в кофейне. В этом случае для работы ученику может понадобиться ноутбук с зарядным устройством. Следует продумать заранее, какие меры предпринять, если в кофейне место будет занято или не окажется свободной розетки.
Время проведения урока
Необходимо четко планировать свой день, чтобы не опоздать и не прийти слишком рано. Опоздание считается плохим тоном и сдвигает планы на день для всех участников процесса, что может быть недопустимым для работающего ученика или для малыша с четким режимом сна.
Приходить заранее также считается не корректным, потому что человек может быть не готов, и место для занятий может быть еще не прибрано.
Материалы для обучения
Хороший репетитор планирует заранее несколько вариантов проведения урока и всегда найдет, чем занять даже самого привередливого ученика. Однако, за несколько дней до предполагаемого урока стоит обсудить, чем вы будете заниматься и уточнить, есть ли возможности, например, для просмотра ролика в Интернете или для прослушивания аудио дисков.
Вовлеченность ученика
Не устраивайте монолог одного человека – давайте высказаться и ученику. Людям бывает трудно преодолеть языковой барьер, но благодаря целеустремленному и добродушному учителю, который мотивирует разговаривать, хвалит, дает высказаться – все получается даже у самых застенчивых.
Научите ребенка или взрослого простому правилу – не стоит зацикливаться на возможных ошибках при обучении иностранному языку, ведь даже носители могут допускать ошибки. Станьте ученику другом, с которым можно обсудить все, что угодно, даже манеру проведения урока, тогда вы оба будете достаточно вовлечены в изучение и устраните все пробелы.
План первого урока
Обязательно рассчитайте время так, чтобы вам хватило его для решения таких вопросов:
Первое занятие не стоит делать ни слишком коротким, ни слишком затянутым. Зачастую, его делают немного сокращенным, чтобы успеть обсудить все важные вопросы касаемо процесса, оплаты, уважительных причин для переноса. На первом уроке родители или сам ученик должны рассказать, для чего они хотят заниматься.
Целью может быть повышение школьных оценок или подготовка к ЕГЭ, или просто улучшение разговорного языка, обучение языку с нуля. Репетитор отталкивается от поставленных задач и подбирает под них индивидуальные материалы.
Зачем репетитору нужен сертификат?
Речь идет о специальном сертификате TEFL / TESOL, который дает право преподавать английский как иностранный носителям других языков.
Многие начинающие репетиторы испытывают трудности в начале карьеры, связанные с недостатком опыта, отсутствием учеников, незнанием методик и необходимостью доказывать свою квалификацию.
Для начинающих учителей английского разработаны специальные курсы TEFL / TESOL, которые решают сразу несколько проблем:
В случае, если человек хочет заниматься частным обучением, то сертификат будет именно тем документальным подтверждением знания языка и методик для качественного преподавания английского.
Советы начинающему репетитору
Несколько рекомендаций неопытным новичкам, чтобы добиться признания в профессии:
Как провести урок?!
Эту статью писала более 6 лет назад, и сейчас НЕ делаю многое из того, что написано в ней. Кликай по ссылке, чтобы узнать как грамотно выстроить урок, чтобы клиенты НЕ УШЛИ к другому репетитору.
В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.
Как провести урок: Начало
Проверяю домашнее задание, и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами!), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.
Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей. Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.
Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.
Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.
Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)
Как провести урок: середина
Здесь я ввожу либо новую лексику, либо новую грамматику. Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.
Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.
NB: Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.
Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.
Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.
Как провести урок: конец
К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.
В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, тут). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who, which, that, when, where and whose.
А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:
Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать тут.
И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.
Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.
На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.
Как провести первое занятие
У вас внезапно звонит телефон и, подняв трубку и приготовившись отказаться взять кредит или сделать очень нужную процедуру в салоне красоты, вы слышите, что кто-то жаждет учить язык, и непременно под вашим чутким руководством.
Что делать и куда бежать?
Давайте попробуем разобраться, о чем говорить по телефону и что делать на первом занятии по английскому языку.
Эту статью писала более 6 лет назад, и сейчас НЕ делаю многое из того, что написано в ней. Кликай по ссылке, чтобы узнать как грамотно выстроить отношения с клиентами, чтобы НЕ ТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ в дальнейшем сотрудничестве.
Телефонный разговор
По телефону всегда стараюсь обсудить волнующие меня пункты, чтобы понять, сможем мы сотрудничать или нет. И ответ будет отрицательным, если:
1) не подходит время или место проведения занятий;
2) не устраивает цена;
3) цель обучения ученика не совпадает с моими целями в преподавании (для меня это, когда мама хочет, чтобы мы с ребенком делали домашнее задание по английскому или взрослый человек заявляет, что будет только разговаривать, без нудных правил и заучивания слов);
4) на другом конце провода говорят так, будто я уже что-то должна звонящему.
Если нас все устраивает, договариваемся о месте и времени проведения первого занятия. Предупреждаю, что целью первой встречи будет определение уровня языка, она бесплатная и длится около 40 минут. С собой нужно взять блокнот и ручку.
Еще узнаю, как ученик сам может определить свой уровень знаний, чтобы представлять, материал какого уровня готовить. Как правило, взрослые вполне адекватно оценивают свои возможности, в то время как со школьниками ни в чем нельзя быть уверенной.
Бывает, родители говорят: “мы уже два года занимались с репетитором, но она больше не может с нами заниматься, поэтому мы обратились к вам”, я готовлю материалы уровня А2, прихожу на занятие – а ребенок и читает еле-еле, и сказать почти ничего не может… Школьнику становится неловко за то, что он не соотвествует моим ожиданиям, мама видит его дискомфорт и тоже начинает волноваться… Дурацкая ситуация, обычно стараюсь всячески подбодрить, чтобы сгладить этот момент, иначе после первой встречи останется неприятное впечатление.
Первая встреча
Если первое занятие проходит у ученика, всегда выезжаю пораньше и стараюсь одеться поофициальнее, чтобы произвести хорошее впечатление, оно надолго определяет мнение о преподавателе. Это когда познакомимся поближе, можно ходить в рваных джинсах и футболке…
Впечатление произвели, приступаем непосредственно к занятию:
После всех манипуляций говорю, какой у ученика уровень (как правило, диалог-тест-текст в унисон твердят об одном, но встречаются и случаи, когда ученик понимает прочитанное и пишет тест хорошо, а вот сказать почти ничего не может и на слух понимает плохо), и какой учебник и почему мы выберем. При выборе учебника ориентируюсь не только на уровень знаний, но и на поставленные перед нами задачи.
В конце прошу еще раз высказать любые пожелания к проведению занятий и со своей стороны предупреждаю, что:
Итоги
Просто замечательно, если у вас есть визитка с координатами. Выглядит профессионально, и становится понятно, что к делу вы относитесь серьезно. Все хочу себе такую сделать, даже дизайн придумала, но никак руки не дойдут.
Со временем при первой встрече становится видно, настроен ли человек серьезно. Это помогает избежать того чувства, когда ты выделил место в расписании, готовился к занятиям, старался увлечь и развлечь … а он после отпуска или каникул безвозвратно исчезает, оставляя на душе неприятный осадок.
Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, поэтому скажу, что процент учеников, который уходит в никуда, невелик – от меня за год ушло две ученицы. Когда я вспоминаю наши первые встречи, понимаю, что сейчас бы не стала тратить время. Первая по телефону в лоб сказала “у вас дорого”, но заниматься все равно начала, вторая говорила мне каждое занятие: “мне все нравится, я готова учиться и все делать” и также после каникул пропала.
Гораздо больше тех, кто приходит по “сарафанному радио”, поэтому смотрите на все философски – “когда закрывается одна дверь, непременно открывается другая”.
Всем новогоднего настроения и удачи!
Как репетитору провести первое занятие по английскому и получить постоянного клиента
Раньше репетиторов нанимали только для того, чтобы подготовить ребенка к экзаменам или улучшить оценки. Но из-за эпидемии коронавируса, услуги частных учителей стали еще популярнее. Удаленное групповое образование привело к тому, что множество учеников отстало от программы. Теперь репетиторы не только помогают детям с уроками, но и организовывают полноценные занятия.
Благодаря всплеску спроса, даже учитель с небольшим опытом может найти себе работу. На сайте 7hands.com можно разместить свою анкету, и ждать откликов от потенциальных клиентов. Если резюме заполнено правильно, то первое занятие может быть назначено уже через несколько дней. Остается провести урок так, чтобы у клиента возникло желание вернуться к занятиям еще раз.
Подготовка перед первой встречей
Еще до личной встречи необходимо узнать больше о своем ученике. Как он сам оценивает свой уровень знаний? Чего хотел бы достичь? Современных подростков тяжело заинтересовать учебниками и карточками со словами.
Будет замечательно, если на первое занятие по английскому учитель придёт с ноутбуком или планшетом, на который будут скачаны интересные тематические видеоролики, увлекательные развивающие игры для самых маленьких. Также можно распечатать комиксы, листы с интересными заданиями.
Для занятия на дому у ученика попросите организовать тихое и светлое место. Идеально, если вам выделят большой стол для двоих. Если первое занятие на английском будет проходить онлайн (что очень популярно во время карантина), то стоит назначить предварительный «технический» созвон.
Вряд ли у заказчика останется хорошее впечатление, если половину оплаченного времени он потратит на поиск учителя в ZOOM или SKYPE, настройку видео и аудио. Конечно, репетитор не виноват в технических проблемах, но негативный настрой на уроке лучше исключить.
Советы профессиональных онлайн-учителей.
Чтобы урок не сорвался из-за нестабильного интернет-соединения, стоит приобрести дополнительный LTE-модем от альтернативного оператора. В случае проблем можно будет быстро переключиться на другую линию.
Онлайн-урок — не повод забывать о внешнем виде: подключайтесь к видеоконференции с хорошей прической и нейтральным макияжем.
Прикрепите яркий стикер около веб-камеры: такой трюк создаст ощущение, что учитель смотрит прямо «в глаза».
Тем, кто хочет привлечь внимание к своим услугам, стоит проводить первое занятие бесплатно. После успешного онлайн-урока можно будет переходить и к личному знакомству. На офлайн-занятии лучше сидеть рядом с учеником, а не напротив него. Кроме учебных материалов, стоит принести с собой бумагу, канцелярские принадлежности.
3 совета репетитору по английскому: как провести первое занятие
Первое впечатление очень важно. Учитель должен выглядеть опрятно. Лучше всего выбрать строгую одежду, смыть яркий макияж. Не стоит заискивать или стараться активно продавать свои услуги. Первая встреча должна быть посвящена знакомству.
Не стоит сразу бросаться в бой и забрасывать ученика правилами, тестами. Лучше сконцентрироваться на особенностях характера, поиске пресловутого индивидуального подхода. Советы успешных репетиторов помогут найти контакт.
Первый урок можно начать с краткого рассказа о себе. Затем задайте несколько открытых вопросов, стимулирующих собеседника составить краткий список того, что нравится, а что нет. Если уровень знаний позволяет, то можно провести первый диалог на английском.
Но главная цель первого этапа — не оценка словарного запаса, а получение информации. Например, если ребенок интересуется футболом, то любые примеры правил должны быть связаны с этой темой. Также стоит узнать, какие фильмы или мультфильмы нравятся ученику. Видеоролики — лучший дидактический материал.
2. Определите проблемные направления.
Первое занятие по английскому языку не обходится без оценки уровня знаний. За час урока попросите ученика прочитать и пересказать небольшой текст, поучаствовать в диалоге, написать небольшое эссе (или хотя бы несколько предложений). Также можно предложить пройти небольшой тест.
3. Зафиксируйте результаты урока, предоставьте свои выводы.
В процессе стоит делать заметки. Можно заранее распечатать профиль ученика, и ставить оценки за каждый критерий. Впоследствии лист рекомендуется дозаполнять на каждом уроке. Такой контроль позволит отслеживать прогресс. Также карточки с оценками можно будет показывать родителям, которые «не видят» результатов занятий.
Не стоит говорить родителям, что все запущено, придется потратить немало сил и времени на улучшение ситуации. Даже если по результатам первого занятия явно видно нулевой уровень знаний, лучше сконцентрировать внимание на положительных сторонах. Такой подход с большей вероятностью приведет к приглашению на следующий урок.
Как сделать первое занятие интересным и эффективным
Вряд ли заказчики захотят платить деньги за скучное штудирование словарей и монотонное повторение правил. Хороший репетитор должен определить тип ученика, и исходя из этого сделать вывод о том, как построить урок английского.
Люди, которые лучше воспринимают информацию на слух, предпочитают активное говорение, просмотр аудио и видеороликов.
«Визуалы» любят изучать разнообразные схемы, карточки. Такие ученики пропускают мимо ушей устные объяснения репетитора, но быстро запоминают схематично изложенные правила.
В рамках подготовки к первому уроку, можно выслать ученику не только грамматические, но и психологические тесты. Понимание психотипа позволит подобрать оптимальные упражнения. Детям с дефицитом внимания особенно сложно высидеть час «один на один» с преподавателем.
Если вы видите, что ученик перестал концентрировать внимание на теме, то стоит попробовать методику «интервального занятия». Суть метода заключается в том, чтобы 10-15 минут тратить на учебный материал, а затем 5 минут играть, смотреть мультик на английском. Такая методика идеально подходит для удержания внимания маленьких детей.
Но лучше заранее рассказать родителям о сути подхода. В противном случае у взрослых появится ощущение, что они платят деньги за просмотр мультиков (пусть и на английском).
Чтобы удержать внимание подростков, необходимо уделить больше времени обсуждению интересных фактов.
Например, урок репетитора по английскому, посвященный прошедшему времени, может быть построен на теме истории. Вместо обезличенных примеров «В Лондоне была плохая погода», «Боб занимался спортом вчера» можно делиться друг с другом реальными малоизвестными фактами.
Видеоматериалы к уроку может готовить не только преподаватель. Если ученик в свободное время смотрит сериал на английском, предложите записывать фрагменты с непонятными словами, или фразы, которые подходят под уже выученные правила.
Примерный план первого урока
Помните, что любой план необходимо адаптировать под нужды и настроение ученика. Расчетное время не является строгим. Если собеседник вдохновленно рассказывает о своих увлечениях, не стоит прерывать его и подталкивать к следующему этапу занятия.
Нужно ли давать домашнее задание?
Не всегда первое занятие завершается приглашением репетитора на следующую встречу. Неопытные учителя просто собирают свои вещи и уходят. Профессионалы же демонстрируют свою заинтересованность в дальнейшем обучении.
Лучше дать небольшое задание и личные рекомендации. Например, ученику, который пишет с ошибками, можно посоветовать скачать игры-спеллеры. Некоторые репетиторы создают свои группы в социальных сетях, где дают бесплатные советы, выкладывают тесты и викторины. Предложите ученику присоединиться к такому сообществу. Расскажите о том, что это бесплатно.
Вариантом первого домашнего задания может быть и просмотр любимого фильма с подробным разбором грамматических конструкций.
Что делать после завершения первого урока
Не стоит навязывать свои услуги в конце первого же занятия. Но и пропадать тоже не нужно. Репетиторам без большого количества положительных отзывов, обширной клиентской базы не стоит разбрасываться клиентами.
Через 2-3 дня после занятия вышлите заказчикам примерный учебный план, в котором охватите все «проблемные» темы. Если ученик увидит, как именно он будет достигать желаемой цели, а также поймет сколько времени на это понадобится, то с большей вероятностью решится на постоянные занятия.
Если был получен явный отказ, стоит спросить, что именно не понравилось. Конструктивная критика поможет лучше подготовиться к следующим урокам.
Планирование графика занятий
Если советы о том, как провести первое занятие по английскому помогли, и студент сразу же согласился на постоянные уроки, стоит составить график.
Удобнее всего пользоваться электронным календарем. Программа будет напоминать о запланированных занятиях, а любые изменения отобразятся сразу же после внесения.
Также стоит заранее договориться о порядке отмены уроков. Например, если ученик предупреждает о невозможности встречи за 20-30 минут до начала, то оплачивает процент от стоимости урока.
Чтобы стимулировать клиентов оплачивать занятия курсами, некоторые репетиторы предлагают бонусы. Например, можно сделать каждый десятый урок бесплатным или скинуть 5-10% от общей суммы.
Платформа 7hands позволяет быстро найти новых клиентов. Но не стоит забывать и о «сарафанном радио». Даже если ученик не выразит явного желания продолжать сотрудничество, оставьте свою визитку. Вполне вероятно, что вас посоветуют другим людям, которые хотят учиться.