с чего начать изучение средневековья
Научно-
образовательный
портал IQ
Средние века вокруг нас
Античность, Средневековье, Ренессанс — эти понятия известны каждому. Ассоциации, связанные с ними, есть даже у человека, имеющего весьма приблизительное представление о мировой истории. Они не только являются важным элементом языка и искусства, но и влияют на наши представления о мире, религии, обществе. Есть ли что-то общее у всех этих многочисленных и зачастую несхожих образов? Почему и как они используются в популярной культуре, в политической публицистике и повседневной речи? Как они соотносятся с изучением прошлого, например, эпохи Средневековья, профессиональными исследователями-медиевистами?
В английском языке слово medievalism означает и присутствие Средних веков в современности, и исследования этого периода (то, что в русскоязычной традиции называется медиевистикой). Объектом medievalism studies оказываются любые образы и реконструкции Средневековья — вне зависимости от их «научности».
«Средневековое» как эпитет
Исторические реалии, даже сами названия периодов могут стать источником понятных эпитетов или метафор. Когда в публицистическом тексте недавно принятый закон назван средневековым, читателям не нужны ни сноски, ни пояснения. При использовании подобных «исторических» эпитетов не требуется отсылка к конкретному месту и времени. Ассоциации со «Средневековьем» формируются в том числе на основе вымышленных миров «Властелина колец», «Песни Льда и Пламени»/«Игры престолов» или «Трудно быть богом». При этом знание исторических источников вдохновения Дж.Р.Р.Толкиена, А. и Б.Стругацких или Дж.Мартина не является обязательным для восприятия этих произведений.
С другой стороны, образы, отсылающие к периоду Средневековья, не всегда воспринимаются как средневековые. Яркий пример — представления о Древней Руси в советской и постсоветской культуре. В массовом сознании Ледовое побоище ассоциируется с фильмом С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Средневековью и связанной с ним системе образов скорее принадлежат немецкие рыцари, но едва ли — князь и его сподвижники. Популярные представления о «древнерусском» значительно отличаются от ассоциаций со «Средневековьем». Они становятся элементами самых разных художественных произведений: от песни Бориса Гребенщикова «Древнерусская тоска» до серии мультфильмов студии «Мельница» «Три богатыря».
Эволюция средневекового
Само понятие «средневековое» должно обозначать нечто промежуточное и уже прошедшее, но отличающееся от более давней — классической — эпохи. Итальянскиe гуманисты XIV–XV веков, впервые употребившие подобное название, промежуточными считали века испорченного латинского языка — между золотой и серебряной латынью Античности и возрождением классической учёности во времена Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Иной образ Средневековья сформировала Реформация. «Средневековыми» оказывались предрассудки, насаждавшиеся папами и монахами, а светлым прошлым — времена апостольской церкви. Именно в таком контексте понятие «Middle age» впервые зафиксировано в 1570 году в английском языке.
Просветителям XVIII века Средние века казались уже не только временем религиозного мракобесия, но и истоком неразумных, вредных устоев и порядков, которые были впоследствии уничтожены Французской революцией. В качестве примера можно привести упоминание «права первой ночи» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.
Несмотря на господство отталкивающих образов, Средние века привлекали внимание интеллектуалов Нового времени. Так, французские и английские юристы XVI–XVII веков искали в этой эпохе истоки современной правовой системы, королевской власти, парламентских институтов; эрудиты и антикварии собирали и изучали средневековье рукописи. Но это не сравнится с широкой популярностью романтического, «рыцарского» Средневековья конца XVIII — начала XIX веков. Этот образ во многом был ответом на крах Старого порядка во времена Французской революции. С этим образом сочеталась другая сторона романтизма — поиск национальной народной культуры, истоки которой лежали в Средневековье. Воплощением этих двух аспектов могут служить сюжетные линии Айвенго и Локсли — Робина Гуда в романе Вальтера Скотта.
Романтический медиевализм многолик и разнообразен. Достаточно сравнить Средневековье картин венских художников-назарейцев и опер Рихарда Вагнера. В середине XIX века неоготика становится официальным архитектурным стилем Британской империи, стрельчатые своды появляются и в Индии, и в Австралии. В отечественной литературе, искусстве, музыке, исторической науке этого времени также получил распространение романтический взгляд на Средние века. Можно вспомнить «Сцены из рыцарских времен» и «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина. Заметны параллели между западным романтическим медиевализмом и отсылками к русскому Средневековью, например, между культурной и политической ролью появившегося в середине XIX века псевдорусского стиля и британской неоготики.
В XIX веке научные исследования Средних веков — часть публичного дискурса. Можно вспомнить переполненные залы на лекциях историков-медиевистов, таких как Жюль Мишле во Франции. Показательно, что в России подобный ажиотаж вызывали выступления, посвящённые не только отечественной истории, но и западному Средневековью. Пожалуй, ярчайшим примером служит слава историка Тимофея Грановского. Однако к концу XIX века академическая медиевистика уже не привлекала столь широкого внимания общества: образы прошлого, воссоздаваемые наукой и конструируемые в культуре, все больше отдалялись друг от друга.
История medievalism studies
Начиная с 1970-х годов исследования медиевализма выделяются в особое направлением в США, Великобритании и Австралии. В 1979 году в США начал выходить журнал Studies in Medievalism.
В Германии и Австрии схожее направление исследований (обычно обозначаемое как «Рецепция Средних веков» (Mittelalter-Rezeption)) также получило распространение с конца 1970-х. Влияние политических или иных представлений на медиевистические исследования, в частности, роль национальных и шовинистских идеологий в классических трудах XIX – первой половины XX веков, стало одной из ключевых тем medievalism studies.
В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.
Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?
Всё большее внимание рецепции образов Средневековья уделяется и в отечественной науке. Так, в 2012 году в Высшей школе экономики прошла конференция «Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?». В 2016 году состоялся совместный вечер проекта «Arzamas» и Российской государственной библиотеки «Возвращение Средневековья».
Исследовательское поле и подходы medievalism studies изначально было близким к полю публичной истории. Однако в последнее время эти связи становятся всё активнее. Например, создатели портала The Public medievalist подчеркивают, что для них важно изучение образов Средневековья в контексте социологии, memory studies и исследований популярной культуры.
Что значит быть «средневековым»?
Образы Средневековья по-разному используются в современной культуре. Хотя бы бегло описать это изобилие едва ли возможно. Современный американский исследователь Д. Мэтьюс выделят два основных взгляда на Средневековья: романтический и гротескный (или готический). Первый воплотился в романах В. Скотта и в голливудской «Истории рыцаря» (реж. Бр. Хелгеланд, 2003). Второй — в уже упоминавшейся «Игре престолов». Но подобное простое деление, конечно, не исчерпывает всего разнообразия медиевализма. В эссе «Мечты о Средневековье» (1987), нарочито смешивая различные принципы классификации, Умберто Эко перечисляет десяток причин, по которым писатели, художники, композиторы, режиссеры и учёные обращаются к той далёкой эпохе.
Согласно Эко, Средневековье может быть:
всего лишь предлогом, простой декорацией для развития сюжета — авторов мало интересует сама эпоха. Так обычно его воспринимали авторы либретто итальянских опер, например, «Пирата» В. Беллини.
темой для иронического обращения, что можно видеть в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд» и «Доне Кихоте» М. де Сервантеса.
эпохой варварства, как героического, словно в операх Р. Вагнера, так и пугающего. Большую популярность такой образ приобрел в кино и на телевидении: можно вспомнить и несколько экранизаций «Конана-варвара», и недавних «Викингов».
«мечтанием» эпохи Романтизма, наполненной туманными замками и готическими соборами. Яркий пример представляет тонкая стилизация этой системы образов в фильме Р. Брессона «Ланселот Озёрный».
важным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.
основой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.
возрождённым с помощью историко-филологической реконструкции — традиции, идущей от французского эрудита XVII века, отца палеографии Ж. Мабильона к французской исторической школы «Анналов», пожалуй, самого влиятельного центра медиевистики XX века.
источником образов для декадентского искусства. К этой группе Эко относит и прерафаэлитов, и Ж.К. Гюисманса, автора романа «Наоборот».
источником вдохновения для основателей и последователей многочисленных мистических и эзотерических течений, эпохой алхимии, астрологии, тамплиеров и Святого Грааля. Эко уже после написания эссе анализировал подобные представления в статье, посвящённой «Коду Да Винчи» Д. Брауна (2003), и безжалостно пародировал их в своем последнем романе «Пражское кладбище» (2013).
К этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света.
Список Эко, напоминающий борхесовскую классификацию животных в китайской энциклопедии, не претендует на полноту и точность. К нему легко добавить множество иных «мечтаний» о Средних веках. Так, Эко не приводит восходящее еще к эпохе Реформации тёмное «католическое Средневековье», одержимое поиском грешников и еретиков. Этот образ нашел множество воплощений в популярной культуре, например, в клипе на сингл Sin дуэта Pet Shop Boys.
Отечественный опыт также легко может помочь дополнить список. Западное Средневековье в советской массовой культуре выступало как эпоха народных восстаний против угнетателей (например, в фильме «Легенда о Тиле» реж. А. Алова и В. Наумова, советской экранизации романа Ш. де Костера). Иногда сюжет был слегка иной, и Средние века представали как время, когда немногие светочи прогресса борются против всеобщего невежества. В качестве примера можно привести параллельную основному детективному повествованию сюжетную линию, посвящённую Парацельсу в телевизионном сериале «Вход в лабиринт» (1989), и уже упомянутую повесть «Трудно быть богом».
И, конечно, стоит добавить разнообразные отсылки к Средневековью в социальных и политических теориях, например, неофеодализме. Сам Эко развивал концепцию Нового Средневековья в эссе «Средние века уже начались».
Медиевализм в России?
Британские, американские, австралийские и немецкие medievalism studies ориентированы на образы именно западноевропейского Средневековья, хотя подчас и рассматривают их рецепцию в культуре других частей света (например, в японском аниме). Важным оказывается то, что представления о Средних веках становятся органичной частью языка культуры и политики.
В современной России положение medievalism studies оказывается двойственным. С одной стороны, западноевропейское Средневековье, без сомнений, входит в «культурный багаж» любого жителя нашей страны. Там будут образы замков и рыцарей. При этом их интерпретации гораздо ближе западноевропейским, нежели, к примеру, ближневосточным.
С другой стороны, можно заметить, что приведенные выше классификации и подходы во многом применимы и к понятию «древнерусского». Это связано и с прямым влиянием западной традиции, например, на романтическую национальную историографию и литературу, и со схожей ролью образов русского Средневековья в культуре и обществе XIX века. В связи с этим особенно любопытны случаи, когда на сюжеты древнерусской истории накладываются штампы, первоначально связанные с западным медиевализмом. Примером может послужить фильм «Викинг» (2016), где Владимир Красное Солнышко представлен скорее скандинавским конунгом, нежели киевским князем.
Какие учебники и книги нужно прочесть, чтобы разобраться в истории Средних веков и раннего Нового времени
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Б Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений.- М. 1995
Замечательный учебник для семиклашек. Книга написана хорошим и простым русским языком. Ваш покорный слуга имел удовольствие немного по нему учиться. Наш вариант был в двух томах. Он был у нас в школе для дополнительного чтения, а основным у нас был скучный, стандартный и устаревший учебник Агибаловой и Донского, которому уже тогда было давно пора на покой.
Авторы книги – серьезные ученые, а не просто педагоги или методисты. Михаил Бойцов – специалист по средневековой Германии, Рустам Шукуров – по Византии, тюрскому миру и Ирану. Видно, что при написании они стремились не только и даже не столько втиснуть в текст положенный объем фактов, но, прежде всего, создать целостный образ тысячелетней эпохи. Хронологически учебник охватывает IV-XV века. Большая часть материала традиционно посвящена Западной Европе, но есть материал и по славянам, параграфы о зарождении мусульманской цивилизации, а также значительное место в учебнике занимают тексты, посвященные Восточной Римской империи. Отдельно надо сказать, что немало написано о средневековой культуре и духовной традиции. Это особенно хорошо, так как разделы о культуре во всех книгах всегда страдают. О ней пишут в последнюю очередь и, к сожалению, читают ее по остаточному принципу. Любопытно, что авторы вводят в повествование нестандартные для школьного учебника VII класса сюжеты. Например, рассказывают об истоках легенды о короле Артуре, о легенде о пресвитере Иоанне и даже освещают явление исихазма.
Самая сильная сторона учебника Бойцова и Шукурова – это дополнительные материалы. Точнее, не дополнительные, а равноправные с основным текстом. После каждого параграфа размещены большие отрывки переводов средневековых текстов. Таким образом, этот учебник – еще немного хрестоматия. Подборка средневековых текстов тоже оригинальна. Так, с ожидаемыми текстами хронистов, таких как Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский соседствует отрывок из «Утешения философией» Северина Боэция (судьба автора описана в основном тексте соответствующего параграфа); много поэзии: арабская, песни крестовых походов, «Песнь о Роланде», «Роман о Лисе», поэзия трубадуров и т. д. Вопросы после параграфов и средневековых текстов местами могут заставить призадуматься не только ребенка, но взрослого и, как говорят сами авторы, они отчасти факультативны. Иллюстрации и карты хорошие. Правда, в моем издании мне бросилась в глаза ошибка в подписи к рисунку, изображающему замок Крак-де-Шевалье. Там сказано, что это замок тамплиеров, а, на самом деле, он госпитальерский. Возможно, можно было бы выловить еще какие-то мелкие «блохи» и в тексте, но это сейчас не наша задача.
В целом учебник очень интересен для чтения и подойдет, по нашему мнению, не только маленьким, но и большим.
Гуревич А. Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. М. 1995
Эта книга – что-то среднее между учебником школьным и вузовским. Недаром на учебнике не написано, для каких он классов. Читатели его, скорее всего, самые старшие школьники или студенты. Я сам узнал о нем лишь во время прохождения педагогической практики. К сожалению, он обычно используется только как дополнительное пособие. Книга написана в рамках научного направления «историческая антропология» и это сразу видно, даже по оглавлению. Арон Яковлевич Гуревич – один из крупнейших в нашей стране медиевистов в XX веке, признанный корифей у нас и за рубежом. Д.Э. Харитонович – также очень серьезный ученый.
Текст написан менее увлекательно, чем у Бойцова с Шукуровым, но более фундаментально. Хронологически учебник охватывает период с падения Западной Римской империи по середину XVII века, то есть не только Средние века, но и частично то, что сейчас принято называть Ранним Новым временем. Однако упор по содержанию делается именно на Средневековье. Иллюстрации хорошие. Справочный аппарат тоже. Причем это не только хронологическая таблица, но и словарь терминов, которые не объясняются в тексте учебника, а просто выделены крупным шрифтом – их можно посмотреть в конце книги. Там же, в конце, есть список художественной литературы по истории Средних веков.
Самая интересная особенность этого учебника – это именно подход. В политической истории, например, есть необычный для учебников сквозной сюжет «идеи империи», ее существования в умах людей после падения Рима на Западе и трансформации в каролингский и оттоновский периоды. В целом меньше внимания уделено политической истории, больше культуре и особенно ментальности средневекового человека и его повседневной жизни. Это, прежде всего, главы в третьей части книги: «Изменения в картине мира горожан», «Картина мира: мир земной и мир загробный», «Детство, отрочество, юность», «Погромы и их жертвы», «Мир фантазии и карнавала», «Повседневная жизнь в Средние века». К недостаткам учебника можно отнести малое внимание к Византийской империи (есть только период IV-VIII веков) и почти полное отсутствие истории славян. История Арабского халифата, как и в предыдущем учебнике, представлена ранним периодом.
В качестве вывода можно сказать, что это очень содержательный учебник, вполне интересный и для взрослого читателя.
Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях. Ответственный редактор д.и.н. А.Л. Ястребицкая. М. 1995
Часть первая. Рождение и становление Средневековой Европы V-IX вв.
Часть вторая. Европейский мир. X-XV вв.
Часть третья. Средневековый человек и его мир.
Часть четвертая. От Средневековья к Новому времени. Новый человек.
Урок 3. Искусство Средневековья
Эпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.
В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.
Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.
Содержание:
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.
К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.
Искусство раннего Средневековья и Византии
Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:
Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.
Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.
Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.
Архитектура
Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:
В 1985 году собор включен в состав культурного наследства ЮНЕСКО как величайший символ «Золотого века» Византийской империи. Долгое время он оставался самым большим христианским храмом в мире, пока в 17 веке не был достроен собор Святого Петра в Риме. Архитектурный уровень сложности постройки стал настоящей сенсацией того времени, а устройство купола получило широкое распространение в мировой архитектуре [И. Бартенев, В. Батажкова, 1983]. По-научному это называется крестово-купольный храм на основе базилики:
Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.
Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:
В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.
В меньших масштабах архитектурный облик собора Святой Софии повторяет церковь Святой Ирины, которая тоже находится в Стамбуле. Отметим, что церковь посвящена святому миру, а не святой Ирине. Трудности перевода возникли из-за того, что имя Ирина в переводе с древнегреческого означает «мир», а заимствований из культуры Древней Греции в Византийском искусстве было много.
Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).
Скульптура
В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.
С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.
По всем этим причинам скульптура не получила особого развития. Исключение составляли колонны, коих в храмовых заведениях всегда было много. Особенно интересна так называемая «Плачущая колонна» в соборе Святой Софии:
«Плачущей» колонна названа потому, что, если вставить в отверстие палец, можно ощутить влагу. А если загадать желание и палец каким-то образом провернуть на 360 градусов, желание исполнится. С этой колонной связано немало мифов и легенд. В контексте изучаемой нами темы искусства отметим, что основание колонны покрыто бронзой, и в дальнейшем использование бронзы в скульптуре получило развитие.
Вообще, христианское зодчество – это тема, достойная особого внимания и отдельного урока. В рамках нашего курса мы лишь можем порекомендовать дополнительную литературу, а именно работу «Христианское зодчество: история и современность» [Т. Дорофеева, 2013].
Живопись
Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:
Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.
Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.
Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:
Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.
Литература
Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.
Наиболее заметным представителем этого стиля в литературе считается Прокопий Кесарийский – писатель, историк и по совместительству секретарь полководца Велизария. Такое «совместительство» дало Прокопию доступ к государственным архивам, поэтому его произведения ценны для историков в плане получения информации об исторических событиях, произошедших до 6 века нашей эры. В частности, интересна его книга «История войн римлян с персами, вандалами и готами», переизданная уже в наши дни [П. Кессарийский, 2016].
Музыка и зрелищные искусства
В театральном и музыкальном искусстве ощущается влияние традиций всех народов, населявших занимаемые Византией территории. Достаточно долго сохранялось влияние античного театра, и лишь с течением времени на смену античным трагедиям и комедиям приходят номера исключительного развлекательного характера: выступления мимов, жонглеров, певцов, танцоров, гимнастов, дрессировщиков диких животных. Узнать больше можно из статьи «Византийский театр в системе византийского общества и образования» [И. Чистюхин, 2018].
В музыке шел процесс становления христианской литургии, и параллельно развивались новые жанры вокального искусства. Появляется музыка, которая включена в систему репрезентации государственной власти, развивается «музыка городских улиц» и музыкальное сопровождение зрелищных мероприятий.
Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):
Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:
Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].
Вот так в целом выглядело развитие искусства эпохи раннего Средневековья и Византии. Всем, кто заинтересовался и хотел бы выйти за рамки нашего курса, советуем книгу «Искусство Византии IV-XV веков» [В. Лихачев, 1986]. А мы переходим к искусству классического Средневековья, которое еще иногда называют Высоким Средневековьем.
Искусство классического Средневековья
В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.
Архитектура
10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.
Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:
Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.
Готический стиль зародился в 12 веке во Франции. Его основными чертами являются каркасная система, большая высота и стрельчатые арки вместо свойственных романскому стилю сводчатых арок. Все эти элементы создают эффект «устремленности вверх» при достаточно мрачноватом общем впечатлении. Типовые примеры готического строительства из числа известных объектов – это собор Парижской Богоматери во Франции и собор в Кельне (Германия):
Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.
Скульптура
Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:
Больше об искусстве романского периода вы узнаете из книги «Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись» [Т. Рольф и др., 2001].
В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.
Живопись
Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.
Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):
Готическая живопись отличается большим обилием используемых красок, ярким оформлением. Особенно это заметно на примере оформления витражей, причем в разных странах появились свои отличительные черты. Так, если немецкий готический витраж почти всегда грубый и угловатый, то французским образцам готики присущи ажурные и лучистые конструкции, подразделение изображения на мелкие элементы. Больше о готическом искусстве вы прочитаете в книге «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись» [Т. Рольф и др., 2000].
Как и в раннее Средневековье, важной сферой приложений усилий живописцев является оформление книг. Художники работали не только над обложкой и иллюстрациями, но и над оформлением заглавных букв. В частности, так оформлена «Песнь о Нибелунгах», изданная в 1203 году:
Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.
Литература
Итак, что же за книги писали в эпоху Средневековья? Литературе западноевропейского Средневековья присущ героический эпос, что связано с большим количеством войн на этой территории в данный исторический период. Например, «Песнь о Роланде», посвященная боям в Ронсевальском ущелье между басками и армией Карла Великого.
Развивалась литература религиозного содержания, и параллельно появлялись литературные произведения принципиально нового формата, которые, впрочем, испытывали влияние религиозной тематики. Одним из известных образцов средневековой литературной классики является «Божественная комедия» Данте Алигьери.
Кроме того, именно в этот период зародились национальные традиции литературы многих европейских государств, которые нашли продолжение и развитие в последующие периоды. Так, Джефри Чосер считается основоположником национальной английской литературы и литературного английского языка. Русскоговорящим читателям он известен по своим знаменитым произведениям: поэмам «Троил и Крессида», «Книга о королеве», «Птичий парламент» и сборнику «Кентерберийские рассказы».
В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.
Музыка и зрелищные искусства
В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.
В целом, творческие труппы и творческие личности со свободным гастрольным графиком были настолько распространенным явлением, что даже получили свое название «ваганты».
Их деятельность очень повлияла на развитие популярной музыки вплоть до того, что перевод песни Hospita in Gallia («Таверна в Галии»), написанной в 13 веке, лег в основу песни Давида Тухманова «Из вагантов», она же «Песенка студента». Песня вошла в альбом «По волнам моей памяти», вышедший в 1976 году, а исполнил ее певец Игорь Иванов:
Заметим, что стилистически и тематически творчество вагантов было неоднородным и отличалось в разных регионах Европы. Различали поэзию трубадуров, миннезингеров, труверов и другие творческие направления. Более детальное представление можно получить из сборника произведений «Добрый человек!», известном еще и под названием «Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов» [А. Йохансдорф, 1974].
Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.
В его системе записи было 6 нот, названных по начальным слогам Гимна в честь Иоанна Крестителя. Это были слоги от слов Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Пять названий из шести используются по сей день (ноты «ре», «ми», «фа», «соль», «ля»). Кстати, музыку для этого гимна написал лично Гвидо д’Ареццо.
Это основные достижения искусства эпохи Средневековья, о которых мы хотели вам рассказать в нашем кратком курсе. Узнать больше, в том числе о новых исследованиях в этой области, вы можете из книги «Искусство Средних веков» [П. Гнедич, 2020]. Далее мы предлагаем пройти проверочный тест на усвоение материала и перейти к новому уроку.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Как мы и говорили, следующий урок посвящен эпохе Возрождения.