с чего начать делать сайт
Как я создал свой первый сайт и что из этого вышло
Это longread, в котором я поделюсь своими успехами и трудностями, с которыми я столкнулся в процессе создания своего первого и единственного сайта — xc-life.ru. Создавал я его в качестве хобби в свободное от работы время и без расчета на то, что он принесет большую прибыль или станет сверхпопулярным.
Изначально оговорюсь, что в статье вы не найдете способы заработать «золотые горы» и не узнаете супер секретные фишки SEO. Статья написана основываясь на моем личном опыте и будет полезна тем, кто только начинает путь вебмастера или только планирует создать сайт.
Предыстория (немного о себе)
С детства увлекался программированием, но решил не связывать жизнь с этой отраслью. Перед тем, как создавать сайт, у меня были знания основ HTML, CSS, понимания javascript (хотя это больше понимание самого программирования), прочитанные две книги по PHP (понимание PHP), небольшие знания в SEO. В итоге я достаточно хорошо представлял, что я хочу от сайта, и какие этапы мне предстоит пройти.
Выбор тематики и названия
Так как я не могу уделять много внимания сайту, то выбрал наиболее низко конкурентную тематику — развлечение. На тот момент решил, что буду писать про игры в некоторых из которых я хорошо разбирался.
Название выбирал, чтобы было простое и легко запоминающееся. В итоге выбор пал на xc-life.ru в добавок был зарегистрирован домен xclife.ru. При выборе названия я сделал две главные ошибки: оставил в названии «-» и, как узнал позже, использовал уже существующий бренд.
Моя личная рекомендация тем, кто будет регистрировать домен, ни при каких условиях не используйте «-«, так как это не удобно для пользователей смартфонов, которым приходится переключаться на цифры при наборе домена. А также обязательно проверяйте уникальность доменов, чтобы не было проблем с доменом в будущем.
Выбор движка сайта
Недостаток знаний в PHP однозначно определил, что сайт будет создаваться на CMS. На самописных системах сразу был поставлен крест, так как не было знаний для их редактирования, а разбираться в структуре таких CMS не каждый фрилансер согласится.
Потому было принято решение выбрать один из популярных движков сайтов. Изначально планировал создавать сайт на Joomla, но после нескольких тестов и попыток прикрутить шаблон сайта понял, что эта CMS мне не подходит. Стал тестировать другие и остановился на WordPress. Первое впечатление было не очень, но после того, как я прощупал движок, то понял — это то что мне нужно.
Выбор хостинга
У меня было всего два хостинга [название хостинга 1]* и [название хостинга 2]*. Из них двоих я выбрал [название хостинга 2]* по нескольким причинам:
* Названия хостингов, которыми я пользовался и который рекомендую вы не узнаете, так как некоторые хабравчане решили, что это реклама.
Выбор плагинов
Слава сообществу WordPress! Огромный выбор плагинов этой CMS может шокировать и запутать. Потому я стал искать плагины наиболее подходящие игровой тематике. В процессе поиска оказалось, что WordPress имеет массу дыр, которые нужно закрывать с помощью плагинов. Потому одними из первых установленных плагинов стали плагины для защиты сайта:
Хорошей находкой стал молодой плагин комментариев AnyComment, который втаптывает в грязь различные Disqus, Cackle и подобные плагины комментариев. Мой выбор пал на этот плагин из-за его функциональности и простоты настройки. Плагин очень быстро развивается и уже установлен на некоторых популярных блогах (например на блоге gogetlinks.net).
Для ускорения сайта использую популярные плагины кеширования:
Autoptimize — очень сильно ускоряет загрузку страниц благодаря сжатию CSS, JS и отложенной загрузке изображений;
WP Super Cache — плагин кеширования.
Продвижение и SEO
Так сайт создаю в качестве хобби, то не жалею ресурсов на контент — только уникальный и максимально полезный. Большинство статей пишу сам, но некоторые заказываю на бирже text.ru, так как это удобно, а в дополнение биржа имеет приятный дизайн и удобную структуру. Пробовал заказывать на etxt, но качество статей оказалось ниже, чем на text.ru.
Заметил особенность, что на статьи написанные собственноручно приходит гораздо больше трафика. Так что моя рекомендация — пишите сами — обращайтесь к подрядчикам в последнюю очередь.
Ссылки закупались в небольших количествах, но вряд ли они будут работать, так как сайты продающие ссылки не следят за качеством «продажных» статей. Возможно у кого-то статьи с крупных сайтов стоимостью от 5000 рублей и будут работать, так как за такую сумму они просто обязаны написать интересную и качественную статью.
Краудмаркетинг — долго, муторно, но это работает. Заметил рост позиций в гугл и яндекс некоторых статей на которых были крауд ссылки. Обычно писал гостевые посты в блогах или на форумах (полезные и по теме), но многие вебмастера и модераторы настолько «запуганы» поисковыми системами, что удаляют реально полезные комментарии. А самые хитрые редактируют удаляя ссылку, но это реальность краудмаркетинга.
Посещаемость и метрики
Первые полгода трафик рос, но потом в какой-то момент остановился на отметке 180-200 уникальных посетителей в сутки. На одного посетителя приходится 1.69 просмотра. По некоторым разделам, которые писал сам, доходит до 7-15 просмотров на посетителя.
Радует, что Яндекс любит сайт, и ИКС постепенно растет — за пол года поднялся с 20 до 170. Вот тут, кстати, я не прочувствовал заявленной Яндексом зависимости ИКС от трафика ведь трафик-то стоит на месте.
Монетизация
Монетизировать сайт не спешил и попробовал только через год после его открытия. Выбрал самый простой способ — рекламу google adsense. Посещаемость небольшая потому доходы смехотворны — в лучшем случае хватит на оплату хостинга. Можно было бы увеличить количество объявлений и сделать их более навязчивыми, но тогда пострадают пользователи.
Продавать ссылки не позволяет тематика, так как ссылки с развлекательного сайта о космосе никому не нужны. А разбавлять сайт не тематичными статьями и превращать его в линкопомойку нет желания.
Мои выводы и рекомендации тем, кто хочет создать сайт
Определитесь для чего вам нужен сайт. Для заработка? Тогда готовитесь вкладывать в него или свое время, или деньги. Даже в тематике развлечение чувствуется конкуренция, что говорить про тематики строительства или бизнеса.
Новичкам в качестве движка рекомендую WordPrress, так как у него большое сообщество, много расширений (плагинов) и его просто освоить. Рекомендуемые плагины я уже привел выше.
Главный и реально рабочий способ продвижения — контент. Уделяйте больше внимания созданию полезных статей. Покупать ссылки не рекомендую, так как они не дают трафика — за эти деньги можно создать больше контента, который будет привлекать посетителей.
Как создать сайт с нуля. Подробная инструкция
Кажется, что все товары и услуги сейчас продаются через соцсети. Во ВКонтакте и в Инстаграме можно найти как небольшие магазины рукодельных свечей, украшений или десертов, так и компании, торгующие сборными домами. Но если вашему бизнесу становится там тесно — стоит задуматься о создании сайта. На нём можно собрать всю информацию о вашем товаре или услугах, рассказать о главных преимуществах, показать фото и отзывы покупателей.
Создание сайта — трудоёмкое дело. Мы расскажем, через какие этапы придётся пройти и на какие нюансы стоит обратить внимание.
Перед тем как создать сайт, проанализируйте конкурентов, поймите, как они продают. Создание сайта не поднимет продажи автоматически. Если у вас небольшой салон красоты или маленькая пиццерия, вам больше подойдут странички в соцсети, которые легче продвигать, и затраты на них меньше.
Созданием сайтов занимаются несколько специалистов: дизайнер, верстальщик, программист. Наполняют сайты текстами копирайтеры и контент-менеджеры, а продвигают готовые странички маркетологи. Руководит всем процессом менеджер проекта.
Вы можете обратиться к специалисту, который соберёт вам сайт под ключ — и даже найдёт всех сотрудников. Или попробовать самому стать руководителем проекта и нанять команду специалистов.
Шаг 1. Определяем цель создания сайта
Для начала стоит определиться с целью создания сайта. Они обычно бывают двух видов — коммерческие и некоммерческие.
Если вы планируете привлекать клиентов через сайт, то ваша цель определённо коммерческая. Значит, и функционал сайта должен быть соответствующий: придётся разработать форму заказа, каталог товаров и корзину.
Если же основной поток заказов поступает к вам не через сайт — скорее всего, у вас некоммерческие цели. Тогда из сайта можно сделать, например, новостной портал или блог, которые будут рассказывать об интересных событиях, так или иначе связанных с вашим продуктом.
Затем попробуйте определить задачи, которые сайт должен решить. Например:
Шаг 2. Выбираем тип сайта
Тип сайта зависит от того, какие функции он выполняет — продаёт, знакомит с продуктом или же просто развлекает ваших покупателей, работая на имидж компании.
Интернет-магазин
Его главное отличие — товар можно выбрать, добавить в корзину и купить прямо на месте. Для этого на сайте должна быть возможность регистрации и создания личного кабинета. Так покупатели смогут не только комфортно оплатить заказ, но и отследить его. А спустя какое-то время совершить повторную покупку.
Каждому товару понадобится карточка с фото и описанием. Чтобы оплачивать заказы картой, нужно будет подключить платёжные системы. Также можно добавить возможность назначать скидки — например, чтобы устроить распродажу к празднику.
Сайт услуг
Если вам не нужно продавать товары, то можно ограничиться небольшим сайтом с несколькими страницами. Такой тип подойдёт для салона красоты, кафе, медицинской клиники. На нескольких страничках будут расписаны основные услуги компании, может быть, выложен прайс-лист.
Сайт-визитка
Небольшой сайт, часто одностраничник, который содержит самую основную информацию о компании и контакты. Это может быть портфолио специалиста, например юриста или фотографа. Или же презентация одной краткой и понятной услуги: соляной комнаты, солярия или даже разового мероприятия — выставки или концерта.
Сайт компании, или корпоративный сайт
В отличие от визитки, состоит из нескольких страниц: меню может включать страницы второго и третьего уровня. Подходит для размещения большего количества информации. Может содержать каталог товаров, новости компании, информацию о выполненных проектах и партнёрах.
Порталы, новостные блоги
Главная цель — интересная подача информации. На таких сайтах обычно можно встретить множество статей, тестов, фото и видео.
Форумы
Будут полезны, если у клиентов возникает множество вопросов, связанных с вашими товарами и услугами. Постепенно вокруг вашего бизнеса может даже сформироваться небольшое сообщество. Правда, сейчас форумы часто заменяются группами и чатами в соцсетях.
Шаг 3. Придумываем название и доменное имя
Доменное имя для сайта — это название сайта, которое вбивается в адресную строку, например profi.ru. Название должно отражать имя бренда, но при этом быть запоминающимся и легкочитаемым. В идеале вы должны суметь его легко продиктовать — без всяких «эс как доллар». Не стоит выбирать и слишком длинные имена — желательно ограничиться 12 символами. Также стоит избегать цифр и символов. И, конечно же, ошибок — всё это ассоциируется с мошенническими ресурсами.
Доменное имя вы покупаете не навсегда, а лишь арендуете. Поэтому платить за него придётся регулярно, например раз в год. Выбирая доменное имя для сайта, обязательно проверьте, не совпадает ли оно с адресом конкурента. Если имя уже занято, добавьте к названию короткое слово, которое относится к вашей сфере деятельности. Например, к названию магазина можно добавить shop, а к игрушкам — toys. Купить доменное имя для сайта, подобрать и зарегистрировать домен можно, например, на сайтах WebNames, REG.RU, NIC.RU.
Профи для любой задачи
Шаг 4. Выбираем хостинг
Хостинг — это место на сервере, где будут храниться все материалы вашего сайта. При его выборе обратите внимание на показатель Uptime — время бесперебойной работы. Оно должно быть максимально приближено к 100%. Также желательно выбирать хостинги с понятным функционалом и русской службой поддержки. Именно к ней вы будете обращаться, если сайт перестанет работать.
Как и доменное имя, хостинг арендуют. Цена аренды зависит от объёма хранилища. Поэтому если вы не планируете создавать крупный портал, то дорогой хостинг вам не понадобится. Но и пользоваться бесплатными хостингами для сайта тоже не стоит — это ненадёжно. Сервер может внезапно «упасть», и все материалы с вашего сайта пропадут на неопределённое время.
Шаг 5. Выбираем платформу, или движок сайта
Платформа для сайта — это примерно то же, что операционная система для компьютера. От неё зависит, сколько функций вы сможете добавить на свой сайт и насколько удобно будет им пользоваться.
Платформу можно создать тремя способами:
Конструкторы сайтов
Вариант, который больше всего подходит для новичков. Создать сайт на конструкторе почти так же легко, как зарегистрироваться в социальной сети. По умолчанию вам будет присвоено доменное имя конструктора, то есть название_вашего_сайта.wix.com. Но многие сервисы дают возможность доплатить и убрать название конструктора из адреса.
Сайт на конструкторе я советую делать только в том случае, если нужно получить результат максимально быстро и дёшево. Например, необходимо протестировать новый сегмент рынка или продать билеты на мероприятие. Для капитальных сайтов конструкторы не подходят. Такие ресурсы тяжелее продвигать.
Примеры конструкторов: Tilda, Mobirise, Wix, Nethouse.
СMS-системы
СMS, или Content Management System — это система управления сайтом, также называемая админкой. Они бывают платные и бесплатные.
Самая известная бесплатная система администрирования — WordPress. На ней создано около четверти всех сайтов в интернете. Она отлично подходит для блогов, сайтов-визиток, портфолио, корпоративных сайтов. Для новичков это идеальный вариант: управление админкой интуитивно понятно и не требует специальных знаний.
Платные платформы предоставляют больше возможностей для персонализации. Но, чтобы ими пользоваться, придётся немного подучить HTML или позвать на помощь программиста.
Самая известная платная CMS — «1С-Битрикс». Она позволяет создавать крупные сайты и может интегрироваться с системой 1C — это особенно важно для интернет-магазинов.
Самостоятельное написание кода сайта
Чтобы создать сайт с нуля, нужно будет пройти три основных этапа:
У самостоятельно созданного сайта больше возможностей как в дизайне, так и в продвижении. Но работа с ним потребует гораздо больше времени и навыков. Вносить изменения в него будет труднее.
Шаг 6. Собираем семантическое ядро сайта
Семантическое ядро сайта — это набор ключевых запросов, по которым пользователи будут находить ваш сайт в поисковых системах — Гугле и Яндексе. Например, «купить мебель тверь», «торты на заказ москва» или «сшить шторы на заказ сокол». Составив список таких запросов, вы поймёте, какие статьи и новости потребуются для продвижения сайта. Если на сайте будет большое количество экспертной, хорошо структурированной и часто обновляемой информации по определённой теме, поисковики будут чаще показывать сайт в выдаче. Так клиенты смогут попадать к вам прямо из поисковиков.
Подобрать запросы по вашей теме, или «ключи», можно с помощью бесплатного сервиса Яндекс.Wordstat. В нём нужно вбить слова, связанные со сферой деятельности компании, и посмотреть, как часто люди ищут их в интернете. Чем больше цифра, тем популярнее запрос. Не стоит писать статьи только на популярные темы — так вы не сможете продвинуться. Ориентируйтесь и на запросы средней популярности.
Шаг 7. Продумываем структуру сайта
Теперь, когда вы разобрались с типом сайта и семантическим ядром, можно набросать структуру. Это своеобразная схема страниц сайта. Сделать её можно даже на бумаге. Чтобы поисковики показывали сайт в начале поисковой выдачи, соблюдайте такие рекомендации:
Шаг 8. Готовим контент сайта
Перед запуском сайта стоит подготовить содержимое, то есть тексты, фото и видео, чтобы страницы не были пустыми. Вы можете делать это сами или доверить специалистам — копирайтерам и контент-менеджерам.
Вот на что стоит обратить внимание:
Шаг 9. Проверяем юзабилити, или удобство использования сайта
Анализ юзабилити можно проводить и после запуска сайта, чтобы делать его всё более удобным для пользователей. Но ещё до запуска стоит убедиться в следующем:
Сейчас в тренде максимальная простота. Считается, что пользователь должен сделать не больше 2 кликов от момента входа на сайт до целевого действия, например нажатия кнопки «Добавить в корзину». Если путь длиннее, вы можете потерять клиентов.
Шаг 10. Создаём дизайн
Если вы используете конструкторы или системы типа WordPress, то можете выбрать дизайн из готовых бесплатных шаблонов — сделать это так же легко, как сменить заставку на телефоне. Если же вам хочется добавить сайту индивидуальности, придётся вникнуть в основы HTML и СSS. Тогда шаблон можно будет доработать под свои нужды: изменить шапку сайта, поменять цвета.
Важно: проверьте, как сайт будет выглядеть на различных устройствах — обычных компьютерах, планшетах и мобильных телефонах. Если вашу страницу будет неудобно просматривать со смартфона, вы можете потерять часть продаж. Хорошая новость: шаблонные сайты, как правило, уже содержат мобильные версии.
Шаг 11. Приступаем к вёрстке
Если макет сайта вы разрабатывали самостоятельно, нужно будет сделать под него код. Этим занимаются верстальщики и программисты. Принимая работу, проверьте, соответствует ли результат макету.
Самостоятельно сверстать сайт можно в программах Atom, Sublime и Visual Studio Code.
Шаг 12. Запускаем сайт
Перед запуском нужно протестировать в браузере, всё ли работает правильно, и только после этого открывать доступ для всех.
Когда домен зарегистрирован, хостинг оплачен, сайт проверен на работоспособность, его переносят на сервер. Для этого используют программы-проводники типа FileZilla — они переносят файлы с вашего компьютера на хостинг.
Бонус: индексация в поисковых системах
Чтобы сайт попал в поисковые системы Google и Яндекс и отображался по разным запросам, нужно, чтобы поисковые машины его проверили. Этот процесс можно ускорить, если создать файлы robots.txt и sitemap.xml и отправить их в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
Файл robots.txt создаёт программист, который пишет код сайта. В этом файле указаны рекомендации для поисковиков — что им можно сканировать, а что нет. Например, стоит запретить поисковику просматривать содержимое корзины клиента и системные файлы.
Файл sitemap.xml — это карта сайта. В ней указано, как организованы страницы на сайте и как обновляется информация на них. Это нужно, чтобы поисковик запомнил, как часто нужно сканировать ваш сайт и обновлять результаты в выдаче.
Важно время от времени проводить анализ индексации. Особенно если на вашем сайте много страниц и они часто обновляются. Узнать, индексируют ли вас поисковики, можно несколькими способами:
Есть несколько причин, по которым поисковики могут индексировать не все страницы:
Создание веб-сайта. Курс молодого бойца
Как-то меня попросили провести небольшой семинар в лицее, где я когда-то учился, по созданию веб-сайта. В процессе написания речи я подумал, что она может вылиться в материал, который, возможно, будет полезен многим начинающим в области веб-дизайна, вёрстки веб-страниц и пр. Я не претендую на истину в первой инстанции и всё изложенное носит чисто личностный взгляд на работу с дизайном и кодом. Статья даёт поверхностный взгляд на понятия и средства, которые, на мой взгляд, могут стать неплохим стартом для того, кто готов идти дальше.
Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:
Планирование
Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:
Создание идеи
На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.
Разработка структуры проекта
Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.
Проработка макета проекта
После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично).
Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики (раньше часто использовали Adobe Fireworks). Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.
Основные элементы страницы
Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).
Содержащий блок (контейнер)
Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).
Логотип
Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).
Навигация
Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).
Контент
Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.
Нижний колонтитул (footer)
Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.
Резиновый и фиксированный макет
Фиксированный макет
Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.
Резиновый макет
«Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.
В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.
На данном изображении показаны оба подхода. Сверху блок «отзывается» на любые изменения размера контейнера, снизу «адаптируется» под определённую ширину
Полезные ссылки по теме:
Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?
При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.
Модульная сетка
Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.
Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (http://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).
Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.
Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки на сайте http://www.designinfluences.com/fluid960gs/ или воспользоваться сеткой, которую предлагает фрэймворк Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid).
Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.
Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.
Полезные ссылки и материалы:
Макеты веб-страниц
Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:
Но данный список типов макетов нельзя назвать исчерпывающим, поэтому перед разработкой макета и дизайна страницы так же можно погулять по различным сайтам с примерами других работ, а так же по сайтам схожей с вашей тематикой:
Mobile First
С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.
Данный подход учитывает практически весь цикл разработки, поэтому мы ещё к нему вернёмся.
Усвоив всё вышесказанное можно переходить к следующему этапу – Дизайн.
Дизайн
После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.
Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.
Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:
При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.
Элементы Call to Action
Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.
Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).
Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:
Таким образом становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.
Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.
Схема просмотра страницы
Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.
Визуальные направляющие
Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.
На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.
Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.
Фрэймворки
Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.
Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.
Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)
Трэнды
Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.
Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).
Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.
Скевоморфизм
Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).
Плоский дизайн
Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.
Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.
Неплохой сайт-сравнение двух концепций: http://www.flatvsrealism.com/
По основам веб-дизайна и прототипированию неплохим подспорьем может стать данная книга: Джейсон Берд: Веб-дизайн. Руководство разработчика.
Разработка
Итак, процесс дизайна макета страницы плавно перетекает в процесс «оживления» сделанного на предыдущих этапах. Прежде чем сразу начинать писать HTML, CSS и JS стоит немного поговорить о редакторах кода и структуре проекта.
Редакторы кода
Из наиболее популярных редакторов кода на сегодня можно выделить три:
От части, все эти редакторы похожи по принципу работы, когда при установке мы получаем редактор, в который затем можем «доставить» необходимые модули и плагины, так сказать, «редакторы на стероидах». Разница лишь в технологиях, которые были использованы при написании редакторов, если Sublime Text написан при помощи C++ и Python, то 2 других используют JavaScript, HTML, CSS (Less). За счёт этой разницы Sublime Text может работать чуть быстрее своих коллег.
Существуют так же более продвинутые IDE (студии) такие, как Web Storm, PHP Storm и пр., но для вёрстки проекта вполне подойдёт редактор кода, а не целая студия (IDE).
Чтобы определиться, что подходит лично вам для разработки, стоит самим покопаться в многообразии средств и выбрать то, что больше всего удовлетворяет вашим потребностям.
Обзоры текстовых редакторов:
Структура проекта
Под структурой проекта понимается хранение файлов проекта в его директории. Часто приходится видеть, когда все файлы «свалены» вместе, названия файлам даны «капсом», цифрами или русскими буквами и пр. Во-первых, это банальное неуважение к тому, кто будет работать с вашим проектом далее, во-вторых, чем больше будет ваш проект, тем больше будет становиться файлов и, в конце концов, вы просто запутаетесь, что к чему относится и что нужно, а что нет.
Лучше всего отдельные категории файлов помещать в свои папки: картинки в папку images или img, css в папку css, javascript в папку js. В корне будет лежать только index.html и страницы сайта, либо только index.html, а страницы в отдельной папке pages. Соблюдая эти правила вы никогда не запутаетесь в проекте.
Работа над проектом
Итак, определившись с редактором кода, структурой мы можем приступать к разработке. Прежде всего стоит отметить, что вёрстка страницы делается поэтапно: сначала пишется HTML-структура (HTML-код), затем добавляются стили, а после, если необходимо, пишутся скрипты (JS), добавляются необходимые плагины и библиотеки.
Учитывая вышесказанное, мы можем условно разделить работу над проектом на следующие этапы:
Написание HTML
Сейчас при написании HTML кода уже смело можно использовать тэги и элементы разметки, которые появились вместе с стандартом HTML5, если вам необходимо поддерживать старые браузеры, то можно использовать, например, плагин html5shiv (https://github.com/afarkas/html5shiv), который обеспечивает поддержку новых стандартов в старых браузерах или библиотеку Modernizr (https://modernizr.com/) (html5shiv входит в сборку Modernizr), которая определяет возможности браузера, с помощью которого просматривается сайт.
При вёрстке сайтов в настоящее время, априори, используется блочный подход, никаких таблиц, iframe’ов и пр. Таблицы выполняют только свою прямую роль – представление информации в виде таблицы. В вёрстке таблицы используются лишь при работе с электронными письмами.
На этапе написания HTML мы, как бы, создаём скелет страницы, её абстрактную модель при помощи тэгов (языка разметки HTML). Стоит отметить, что структуру может быть проще написать, если у нас есть прототип, составленный на первом этапе или же, если мы сами, глядя на дизайн-макет, на бумаге схематично разрисовали себе все блоки страницы.
При написании разметки мы так же сразу можем прописывать элементам классы и идентификаторы.
Правила именования классов
На сегодняшний день есть один популярный подход, который касается принципов построения проекта в целом, но на данном этапе нас интересует именно именование классов. Подход называется БЭМ и расшифровывается, как Блок Элемент Модификатор.
Вкратце можно описать данный подход, как некое соглашение по именованию классов и представлению разметки страницы. Каждый элемент страницы являет собой сущность, которая может существовать независимо от контекста, тогда мы говорим о Блоке (.block) или же только в контексте другой сущности, тогда мы говорим об Элементе (.block__element). Каждый Блок или Элемент могут иметь различные модели представления: цвет, форму, прозрачность и пр. За подобные свойства будет отвечать Модификатор (.block__element_mod).
Таким образом мы представляем наш код, как композицию блоков, элементов и их модификаций.
Более полная информация о методологии: https://ru.bem.info/
SMACSS
Так же существует подход SMACSS (расшифровывается данный акроним как Scalable and Modular Architecture for CSS – Масштабируемая и Модульная Архитерктура для CSS), который разделяет понятие о классах и разметке на несколько уровней: базовый, макет, модуль, состояние, тема.
Информация о методологии и онлайн книга: https://smacss.com/
Русскоязычный перевод книги по SMACSS: https://github.com/andrew—r/smacss
Важно помнить, что любое соглашение по именованию призвано создать определённый уровень абстракции, благодаря которому работать с проектом будет удобно и он не будет перегружен излишним кодом и прочими артефактами.
Небольшой курс по основам HTML: Смотреть
Написание CSS
Правила именования классов подводят нас к следующему этапу. Когда написана html структура проекта, определены классы можно переходить к написанию CSS стилей и нарезке макета.
Стоит упомянуть о 2-х CSS файлах-дополнениях: normalize.css и reset.css.
Reset.css
Изначально в проектах повсеместно использовался reset.css, написанный Эриком Мейером. Цель данного свода правил – сбросить стили браузера, которые он по умолчанию использует для отображения элементов разметки. Таким образом при использовании reset.css нам не нужно переписывать стили браузера, по сути мы работаем с «чистым листом» и можем сосредоточиться на написании собственных стилей с нуля.
Normalize.css
Normalize.css наоборот, не сбрасывает все стили «в ноль», а нормализует их, приводит отображение стилей проекта к более-менее однообразию во всех современных браузерах.
У обоих сводов правил есть свои плюсы и минусы, на данный момент популярен normalize.css. Популярность данного свода правил обусловлена ещё и тем, что вам не приходится при разработке заново прописывать основные свойства для базовых элементов страниц, а лишь модифицировать их по необходимости.
Так же стоит упомянуть о, так называемом, «быстром сбросе», когда мы абсолютно для всех элементов страницы с помощью селектора * прописываем свойства
Так же стоит отметить, что все размеры и отступы берутся непосредственно из дизайн-макета. Для получения данных значений нам необходимо использовать инструмент «линейка» и направляющие (речь про инcтрументарий Adobe Photoshop), а затем переносить полученные значения в код. Если мы работаем с фиксированным макетом, то значения переносятся в пикселях как есть, если же у нас «резиновый», то значения нужно переводить в проценты. Основная формула – это ширина элемента, делённая на ширину контекста (ширина содержащего блока). Например, если блок, содержащий текст и картинку имеет на макете ширину 400px, а блок с текстом в нём должен иметь ширину 340px, то в процентном выражении это будет (340 / 400) * 100%, то есть 85% будет занимать блок с текстом.
Не стоит перегружать ваши стили чрезмерной специфичностью, например, если мы хотим, чтобы ссылка внутри списка имела красный цвет, то не обязательно записывать всю линейку классов и тэгов: .main –nav ul li a, достаточно просто указать .main-nav a. Слишком «специфичные» правила делают правила контекстно зависимым и заставляют вас писать лишний код, а так же влияют на скорость отрисовки страницы, так как при разборе правил CSS парсер читает их справа налево и ему сначала, если брать описанный выше пример, нужно взять все ссылки (a), затем отбросить все ссылки, которые не лежат в li и т.д. пока он не доберётся до содержащего класса.
Ещё один пример контекстной зависимости кода – это использование имен тэгов вместе с именами классов, например, div.block
Почему это важно? Во-первых, вы не делаете лишнюю работу, во-вторых, вам не нужно потом среди 10000 строк искать нужное правило и, наконец, чем больше строк кода, тем больше размер файла, а большие по объему файлы медленнее передаются по сети, что в свою очередь может быть причиной долгой загрузки, а излишняя специфичность причиной долгой отрисовки вашей страницы.
Если, вы используете правила, относящиеся к спецификации CSS3, то не поленитесь проверить необходимость использования браузерных префиксов на сайте http://caniuse.com.
Возвращаясь к Mobile First, стоит сказать, что при работе в данной концепции написание стилей стоит начинать с мобильной версии, а затем с помощью медиа запросов добавлять правила, которые будут работать на других разрешениях. Зачастую, при расширении правил от мобильной версии к десктопной, приходится писать гораздо меньше кода, чем при работе наоборот: от десктопной версии к мобильной.
Полезные ссылки и материалы:
Написание JS
Итак, заключительным этапом является написание JS скриптов. При создании веб страниц стало, практически, стандартом использование библиотеки jQuery, которая позволяет с лёгкостью манипулировать элементами web-страницы (DOM узлами), навешивать прослушку событий, отправлять запросы на сервер, обрабатывать результат выполнения и пр. Но не стоит слепо доверять трендам, на сегодняшний день нативный JavaScript достиг такого уровня, что вам возможно уже не нужен jQuery. Поэтому, прежде чем слепо прикреплять jQuery, стоит задуматься, так ли он нужен для ваших задач и не достаточно ли встроенных возможностей языка JavaScript.
Есть неплохой ресурс, который приводит альтернативы одних и тех же манипуляций на языке JavaScript и с помощью библиотеки jQuery: http://youmightnotneedjquery.com/, так же неплохим подспорьем является сайт https://developer.mozilla.org/ru/, на котором, помимо описания методов и свойств JavaScript, можно найти полифиллы для тех или иных методов (библиотека или часть кода, которая добавляет в старые браузеры поддержку возможностей современных функций и методов JavaScript).
Важно отметить, что не рекомендуется использовать JavaScript для стилизации, то есть не стоит для того или иного объекта DOM (элемента страницы) добавлять портянку CSS свойств с помощью JavaScript, чтобы выделить его состояние и пр. Рекомендуется использовать классы, то есть заранее в CSS определить классы-состояния (активный, не активный, скрытый, использованный и пр.) и при манипуляции элементами просто добавлять или убирать соответствующие классы.
Например, у нас есть элемент списка с классом .list__item, для того, чтобы показать активный элемент в данный момент (выбран пользователем) или нет, можно просто добавить класс (.list__item—active), а не прописывать все стили, присущие этому классу в JS:
и т.д.
Небольшой пример с возможными способами присваивания класса (присвоение модификатора происходит при нажатии на зелёный квадрат): http://jsbin.com/.
Не рекомендуется решать задачи, которые явно относятся к уровню CSS с помощью JavaScript, пытаясь как-то выровнять объект или добавить ему стили при наведении и пр.
Опять-таки, возвращаясь к теме Mobile First, нельзя не упомянуть о 2-х концепциях, которые коррелируют с данной техникой. Progressive Enhacement и Graceful Degradation, что переводится как прогрессивное улучшение и последовательное ухудшение. Данные принципы описывают 2 разных подхода к разработке: в первом случае мы разрабатываем наш сайт, пишем скрипты с учётом старых браузеров и систем или же определяем поведение при невозможности запуска скриптов, а затем постепенно улучшаем скрипт, вводя современные функции и методы, таким образом мы получаем сайт, который будет одинаково хорошо работать в старых и новых браузерах и средах (то же касается и css).
При Graceful Degradation подход противоположный – мы разрабатываем для современных браузеров и, лишь, потом начинаем вносить доработки и изменения с учётом старых версий.
Подход Mobile First чем-то схож с Progressive Enhacement.
Проверка кода
После написания html, css и js для нашей страницы необходимо проверить всё ли сделано верно. Для этого можно использовать online средства:
Статьи с рекомендациями по написанию JS, HTML и CSS:
Средства автоматизации
На сегодняшний день практически все рутинные процессы разработки (за исключением дизайна) можно в той или иной степени автоматизировать.
960GS
Мы уже говорили об этом средстве разработки в разделе про модульные сетки и дизайн. Нужно сказать, что 960GS предлагает не только макеты для создания дизайна, но и свою систему именования классов. Используя предлагаемые классы при вёрстке и при подключении css файла системы в проект, блоки сайта будут выстроены по этой сетке, что сэкономит время на написании практически того же самого самостоятельно.
Emmet
Emmet – это средство работы с html и css (http://emmet.io/). Плагин для работы с данным средством можно установить, например, в Sublime Text, тогда у вас появляется возможность не писать громоздкие куски кода на html и css, а записывать их в строчку, раскрывая затем в полноценную разметку. Например, строка .block>ul.list>li.list__item*3, может быть раскрыта в полноценный код:
Затем вам просто необходимо вписать текстовые значения в элементы списка. То же касается и css: строка w:100px+h:150px+bgc:#ff0 раскрывается в:
Благодаря данным средствам писать код становится быстрее и приятнее, так как вы меньше времени тратите на написания закрывающих блоков, переходам по строчкам, а так же уменьшается возможность, касательно html, не закрыть тот или иной элемент разметки. В плане CSS, например, становится легче работать с браузерными префиксами, так как одна строчка с CSS3 свойством может быть раскрыта в несколько с добавлением необходимых префиксов.
Далее стоит упомянуть и о таком языке работе с шаблонами, как jade (http://jade-lang.com/). Опять-таки, с помощью jade писать html становится быстрее и удобнее, а так же появляется возможность создания переиспользуемых блоков кода и миксинов, передавая которым на вход те или иные параметры мы будет получать нужную нам разметку. Благодаря jade в проекте, касательно разметки и написания страниц, может поддерживаться модульность, а часто используемые названия и блоки кода могут выноситься в качестве переменных (названия, имена страниц и пр.) или миксинов в отдельные файлы настроек и файлы, соответственно. Для работы с jade, а точнее для преобразования написанного кода из jade в html, необходимо использовать командную строку, а так же установить на ваш компьютер платформу nodejs (https://nodejs.org/en/, http://nodejs.ru/).
Командная строка
Работа в командной строке так же может ускорить некоторые этапы работы над проектом, например, создание папок и файлов. Запустив консоль в директории проекта и набрав в ней всего лишь одну строку:
После нажатия enter мы получим папку project в которой будут находиться папки css, images, js, в папках css и js файлы styles.css и app.js, соответственно, а в корне project лежать файл index.html. Таким образом мы сэкономили время на создание папки, написание её названия, создание файлов и пр. Так же командная строка используется для работы с остальными средствами автоматизации.
Далее стоит поговорить о таком языке как Sass (http://sass-lang.com/). Данный язык упрощает работу с css. Благодаря Sass можно записывать вложенные классы, проводить математические вычисления прямо в коде, выносить переиспользуемые величины в качестве переменных в отдельные файлы или в начало файла, что в значительной степени упрощает дальнейшую работу со стилями и упрощает изменение тех или иных величин, так как они все будут храниться в одном месте и не нужно будет «ходить» по всему проекту и вносить соответствующие правки. Так же, благодаря Sass в проекте можно придерживаться принципа модульности, храня части разметки в соответствующих файлах и подключать их все в основной, затем с помощью консольной команды можно собрать весь код в один css файл, так же поддерживается сборка результирующего файла на лету по мере написания стилей. Опять-таки для работы с Sass потребуется командная строка. Процесс установки пакета можно изучить здесь: http://sass-lang.com/install.
HTML5Boilerplate
HTML5Boilerplate (https://html5boilerplate.com/) представляет собой заранее скомпонованный проект, в котором уже есть index.html, normalize.css и пр. В index.html, например, уже заранее прописаны основные куски кода, которые необходимы при написании html страницы. Проект позволяет скачать архив со всеми файлами как есть или же использовать кастомную сборку: http://www.initializr.com/. Опять-таки, принцип прост: зачем тратить время на написание одних и тех же строк или на проделывание одних и тех же манипуляций, если мы сразу можем сосредоточиться непосредственно на работе с проектом.
Gulp и Grunt
Gulp (http://gulpjs.com/) и Grunt (http://gruntjs.com/) представляют собой сервисы запуска задач, которые описываются в основных файлах данных сервисов, выполняются с помощью совместимых модулей и запускаются на выполнение с помощью консоли.
Данные сервисы помогают использовать в разработке, например, вышеописанные средства Jade и Sass, автоматически преобразовывать их в соответствующие файлы html и css, сжимать их, если необходимо, а так же проверять, например css свойства, на необходимость использования браузерных префиксов и подставлять их в автоматическом режиме.
Оба сервиса используют различный подход в описании выполнения задач, но суть их работы одинакова. Полезным будет данное сравнение: http://frontender.info/gulp-grunt-whatever/
Так же многие сервисы вроде autoprefixer (автоматическая простановка браузерных префиксов), jshint (проверка JS кода на валидность) могут быть установлены как сторонние плагины в текстовом редакторе (Sumblime Text, Atom, Brackets) и инициализированы при нажатии определённого сочетания клавиш.
Bootrstrap, Foundation, Material Design Lite
Данные фрэймворки уже упоминались в разделе про дизайн. Но стоит опять вспомнить о них, так как они, в определённой степени, помогают автоматизировать процесс разметки веб-страницы и работы с ней.
При подключении файлов фрэймворков в проекте мы можем использовать определённые в них классы и сниппеты разметки, которые будут работать по уже описанным правилам и иметь установленный внешний вид (например, кнопки, поля ввода, таблицы и пр.). Таким образом мы экономим время, например, на описание расположения блоков дизайна, их размеров в зависимости от разрешения, внешний вид полей формы, кнопок и их состояния.
Со всеми возможностями и примерами можно ознакомиться на соответствующих сайтах:
Надеюсь, что все описанные вещи будут полезны вам в изучении темы веб-дизайна и фронтенд разработки.