с чего начать даосизм

Практический даосизм

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Даосская традиция является одной из самых древних в мире, имеет тысячелетнюю историю – и этот возраст подтвержден историческими сведениями. И то, что эта традиция дошла до наших дней, свидетельствует о ее эффективности и надежности.

В наше время в Китае известно великое множество различных систем совершенствования, но, так или иначе, их можно отнести к одному из нижеприведенных направлений:

Школа Чжэнь Дао относится к Даосской традиции, но в тоже время она придерживается идеи «единства трех учений», где три учения – это Даосизм, Буддизм и Конфуцианство. Это означает, что последователи Школы Чжэнь Дао признают общность идей в этих традициях, несмотря на некоторые различия в подходах к практике.

На протяжении многих веков философия этих трех доктрин влияла на мышление китайцев и практически на все сферы их жизни. Политика, наука, медицина, психология, живопись, музыка, литература, дизайн и военное искусство несут на себе глубокий отпечаток этих учений. Несмотря на то, что известность даосизма, буддизма и конфуцианства с каждым годом растет, на русском языке пока еще очень мало адекватных и серьезных исследований, которые бы освещали их достаточно глубоко.

Одна из сложностей проведения исследований заключается в том, что многие философские тексты этих учений написаны на вэньяне, который зачастую не так легко понять даже самим китайцам, не говоря уже о европейцах. Помимо этого, как и в любой сфере, здесь есть своя особая терминология и символический язык, истинное значение которого сложно понять не будучи посвященным в само учение.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

В древнекитайском языке нет склонений, спряжений, конкретного времени и рода; наблюдается частое отсутствие союзов; значение слова сильно зависит от контекста, который иногда сложно уловить без особых специализированных знаний. Поэтому, перевод и толкование текста очень сильно зависит от конкретного человека и его понимания (и непонимания) учения, текст которого он читает. В итоге, смысл возможных вариантов переводов может быть как достаточно похожим, так и сильно различным. Это мы можем увидеть на примере имеющихся переводов трактата «Дао Дэ Цзин», коих на русском языке существует больше десятка.

Исторически даосизм относят к мудрецу Лао-цзы ( 老子 ), который жил примерно в 5-3 вв. до н.э. и написал трактат «Дао Дэ Цзин» ( 道德经 ). Можно смело говорить о том, что это наиболее известный даосский текст во всем мире и существует множество вариаций его перевода.

Второй исторической фигурой, с которой связывают возникновение даосизма, является император Хуан-ди ( 黃帝 ), согласно легендам живший в 26 в. до н.э. Это, как вы понимаете, было очень давно. Император Хуан-ди является мифологической персоной и доказать факт его существования невозможно, поскольку даже самую раннюю китайскую письменность, называемую цзягувэнь ( 甲骨文 ) или «надписи на черепаховых панцирях», относят к 14 — 11 вв. до н.э. Но, откровенно говоря, любого преданного последователя даосизма мало волнуют эти исторические нюансы и нестыковки, а мифологическая составляющая учения играет зачастую большую роль, чем реальные исторические факты. По этой причине даосизм иногда еще могут называть «Хуан-Лао сюэ» ( 黃老学 — Учение Хуан [Ди] и Лао [Цзы]).

Развитие человека может проходить по одному из Трех Путей: низшему (совершение добрых дел), среднему (совершение религиозных ритуалов) или высшему (медитация и духовные практики). Даже если вы просто хотите укрепить здоровье, ищите смысл жизни, хотите избавиться от стресса, познать себя и т.д., вам в любом случае придется развиваться, так как развитие подразумевает изменение себя, а именно изменение себя и принесет перемены в вашу жизнь.

В Школе Чжэнь Дао изучают путь Внутренней Алхимии как основной высший метод совершенствования, а вот изучению методов Среднего Пути (даосских церемоний, ритуалов и молитв) внимание не уделяется. Поэтому данная школа изначально рассчитана на людей с высокими способностями. Под высокими способностями подразумевают:

Долгое время школы такого уровня были закрытыми, а знания передавались лишь избранным ученикам, в отличие от Низшего и Среднего Пути, которые достаточно широко распространены в Китае. Только в середине 80-х годов ХХ века произошел некий перелом, и в это время несколько школ Внутренней Алхимии частично обнародовали свои знания, а их представители начали открыто обучать техникам, которые веками хранились в тайне. И Школа Чжэнь Дао является одной из них.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Традиционное название для Школ Практического Даосизма является Дао Цзя ( 道家 ), что в дословном переводе означает «даосская семья», а вот для Религиозного Даосизма в основном используется название Дао Цзяо ( 道教 ), что означает — «даосское религиозное учение».

Таким образом, Практический Даосизм ( 道家 ) – представляет собой древнюю систему методов самосовершенствования, проверенную многими поколениями практикующих, с глубочайшими практическими методами (Внутренняя Алхимия) и теоретически-философским учением, касающимся всех аспектов гармоничного развития человека. Это достаточно сложное искусство и требует большой самоотдачи от практикующего.

За тысячелетнюю историю существования даосизма возникло множество школ и всевозможных методов самосовершенствования. Некоторые из этих школ имели очень широкую известность и влияние, например, «Путь Небесных Наставников» ( 天师道 ) или «Цюаньчжэнь» ( 全真教 ), а о некоторых мало кто знал, кроме небольшой группы посвященных.

Существует множество искусств, которые были разработаны даосскими мастерами, и в наше время некоторые из них начинают обретать все большую известность. Наибольшую популярность обрел Цигун (стоит отметить, что цигун бывает не только даосский, да и само это слово для обозначения различного рода психофизических практик начало использоваться лишь в середине прошлого столетия).

Помимо Цигуна, в даосской традиции есть и методы работы с телом, которые называются Дао Инь ( 導引 ), дыхательные упражнения Туна ( 吐纳 ), мастерство сна ( 睡功 ), а также наиболее «мистический» и таинственный раздел Внутренняя алхимия ( 内丹 ).

Школа Чжэнь Дао не является религиозной ( 道教), а представляет собой систему Практического Даосизма ( 道家 ), потому ее может изучать любой человек, независимо от его вероисповедания и национальности. Данное направление можно сравнить с наукой, и также как разные научные дисциплины имеют свой предмет изучения, например: для химии это органические и неорганические вещества, для математики – это числа, то для Практического Даосизма таким предметом является сам человек, его тело, энергия и сознание, то, как он взаимодействует с Миром, и какое место в нем занимает.

Школа Чжэнь Дао дает вам возможность продвигаться по Пути совершенствования тела и духа на столько далеко, на сколько вы готовы, начиная от простого укрепления здоровья и заканчивая полной реализацией своего потенциала в этой жизни. Вот основные этапы Пути, которые вам доступны в школе Чжэнь Дао:

Источник

Даосское мышление

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Цель этой книги рассказать о принципах жизни даосских мастеров простым и понятным современному человеку языком. Даосские мастера оставили после себя множество трактатов об искусстве совершенствования тела и духа человека, о гармоничном сосуществовании со всеми живыми существами и эффективном взаимодействии с миром. Но эти тексты написаны для современников, живших много столетий назад, и потому зачастую весьма сложны для понимания. Не смотря на то, что наша жизнь стремительно меняется, людям присущи те же омрачения и слабости, которые были свойственны жителям древнего Китая. Именно поэтому те крупицы мудрости, которые пригоршнями оставляли бессмертные даосы в своих трактатах, будут полезны и современному читателю.

Более того, так как научно-технический прогресс ускоряется, а лавина информации уже захлестнула современные умы, даосские принципы простой и спокойной жизни, направленной на самосовершенствование, будут как никогда кстати. Мы живем в период перемен и должны соответствовать тем процессам, что протекают вокруг, успевая познавать себя и мир, в котором живем. Современному человеку просто необходимо научиться отстраняться от всепроникающей суеты социальной жизни и смотреть на Вселенную глазами ребенка, который познает мир.

Уже более 10 лет меня интересует и притягивает идея «свободной» жизни, когда человек, используя определенные принципы жизни, словно ключи от секретных дверей, переходит из одной комнаты жизни в другую, из одной ситуации в следующую, наслаждаясь своим танцем перед Вечностью, превращая свою мимолетную жизнь в искусство, картину на песке. Картину, которая смывается прибоем времени сразу после того, как “художник-человек” проводит кистью, делая очередной мазок. Такая жизнь — это высшая форма осознанности, наполненности, чистоты и непривязанности. Даосское мышление и есть тот инструмент, который способен изменить жизнь, освободить сознание и помочь человеку развиваться, будучи при этом в высшей степени эффективным в своей повседневной жизни.

Книга “Даосское мышление” — это прежде всего сборник советов даосских мастеров, которые помогут вам эффективно жить в социуме и реализовать себя, ежедневно заботясь о своем самосовершенствовании. Далеко не каждый человек приходит к идее духовного саморазвития. А те, кто все-таки устремляются к самосовершенствованию, часто не имеют контакта с истинной духовной традицией, что лишает их системного подхода в своем развитии. Эта книга как раз и дает вам такую опору и системность для улучшения себя и своей жизни.

Очень надеюсь, что “Даосское мышление” поможет вам решить какие-то простые житейские проблемы дома и на работе, и вместе с тем зародит в вас зерно любопытства: “А на что же я еще способен?” Возможно, после прочтения этой книги, вы захотите более глубоко заняться даосскими практиками и придете к нам в школу практического даосизма Чжэнь Дао, чтобы продолжить свое обучение, ставя перед собой уже не только задачи социальной самореализации, но и более высокую цель: постижения своей Изначальной природы — той огромной части Вселенной, которая находится за пределами этой Жизни, но внутри нас самих.

Что такое «даосское мышление»

Прежде чем рассказать о том, что же такое «даосское мышление» и что оно может вам дать, необходимо кратко рассказать о самом даосизме, даосах и даосской философии. Среднестатистический западный человек, к сожалению, довольно смутно знаком с основами даосского мировоззрения, и зачастую имеет ряд заблуждений, которые необходимо развеять, прежде чем приступать к знакомству с «даосским мышлением».

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Что такое даосизм

Если человек намерен совершить самое лучшее в мире дело, ничто не сравнится с обучением. Если он желает быть лучшим среди обучающихся, ничто не сравнится с изучением Пути. Учитель Чжу сказал: «Изучение – это поиск Пути, иначе какой смысл учиться вообще?» Даже профессиональный рост – это нечто внешнее; как жаль, что он развращает так много людей! В Дао Дэ Цзин сказано: «Быть императором или занимать высокопоставленную должность, или же обладать большим количеством драгоценностей, или уметь управлять стадом лошадей, но это все не так важно по сравнению со спокойным продвижением по Пути».

Книга «Даосские медитации»

Когда я впервые столкнулся со школой практического даосизма Чжэнь Дао, я имел весьма смутное представление о том, что такое Дао, даосизм и кто такие даосы. Мои познания в этом вопросе ограничивались мимолетными воспоминаниями о лекциях религиоведения в университете, большую часть которых я прогулял. Я помнил, что в даосизме есть аналог Бога, который называют Дао, полагал, что даосы поклоняются Небу и Земле, и еще, конечно, видел распространенный символ Инь и Ян: черно-белый круг с точками. Можно сказать, что я практически полностью заблуждался насчет даосизма и имел абсолютно неверное представление о том, кто такие даосы.

Сейчас мое понимание все равно ограничено моим текущим уровнем развития и мировосприятия, но я хочу дать вам некоторую базовую информацию, которая прольет свет на основные понятия даосизма, а в дальнейшем — и на саму суть «даосского мышления».

Итак, начнем с Дао. Дао — действительно некий аналог понятия “Бог”, но оно не персонифицировано и в высшей степени абстрактно. Дао настолько абсолютно, что включает в себя все сущее, проявленное (Бытие), и то, чего нет, что не проявлено (Небытие). То есть Дао на самом изначальном уровне представляет собой потенциал, возможность возникновения всего, что угодно.

Все, что нас окружает, то, что мы повседневно воспринимаем обычными нашими чувствами, — есть посленебесное проявление Дао. Посленебесным оно называется потому, что человек видит его после своего рождения, после того, как увидит небо. Есть также и прежденебесное проявление Дао — это то, что есть изначально и простирается в Небытие.

Конечно, поскольку любые слова ограничены и указывают на концепции из Бытия, то говорить о Дао напрямую попросту невозможно. Все, что можно сказать о Дао, будет лишь указывать направление для его познания, но не описывать в точности, что же это такое. Любые слова о Дао — это как лунный свет, хоть он и является порождением солнца, но этот свет не способен в точности показать нам природу самого солнца.

Цель практикующего даоса — вернуться к Истоку, отстраниться от посленебесных проявлений Дао, чтобы познать Изначальную его сущность (прежденебесную) и пойти дальше, за пределы Бытия и Небытия к Истоку. Исток — это изначальная природа человека, которая является единой для всего сущего. И поскольку Исток является изначальной сущностью всего, познав его, человек автоматически познает и все его проявления.

Можно провести аналогию: если Дао — это солнце, то солнечный свет — это прежденебесная природа Дао, а свет, отраженный от Луны, — это весь воспринимаемый нами обычный мир, посленебесное проявление Дао. Практикующий старается сначала с помощью медитации проникнуть к своей прежденебесной природе, проникнуть за отраженный от Луны свет (посленебесную природу) и посмотреть на солнечный свет напрямую. А дальше, научившись воспринимать прежденебесное, он старается познать само Солнце-Дао. Так человек постигает Исток, то, что лежит за пределами Бытия и Небытия. В случае успеха, практикующий избавляется от дуальности этого мира и обретает целостность с Дао на самом глубоком уровне своего существования.

Дао представляет собой для практикующего даоса и цель, и способ ее достижения. Дао Путь или Путь Дао — это методы самосовершенствования, которые использует даос, чтобы приблизится к постижению Дао, а также все окружающие события, которые составляют саму жизнь практикующего, превращая ее в Путь к Истоку.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Есть одна сложность в постижении Дао: поскольку то, что необходимо постигать, лежит за пределами Бытия и Небытия, то использовать слова и обычные чувства для его восприятия и постижения мы не можем, в силу того, что слова и чувства сами являются лишь посленебесным проявлением Дао, далеким (и весьма искаженным) отражением Истока. Практикующему приходится использовать медитацию, чтобы погрузиться в состояние покоя и направить свой дух на постижение Изначальной природы, так как только дух (наша тончайшая сущность) может проникнуть к Истоку.

Если же мы будем пытаться постигать Изначальную природу с помощью науки, исследуя посленебесные проявления Дао, то нам не хватит на это и сотни жизней, так как Дао имеет бесконечное число проявлений, и пытаться познать источник всего Бытия, вычленяя и изучая одну его часть, просто невозможно. Это все равно что пытаться изучить дом, не выходя за пределы одной комнаты. Как ни старайся, но увидишь только одно помещение, в целом же здание останется непознанным.

Процесс постижения человеком своей Изначальной природы именуется также духовным развитием. Адепт, стремящийся к духовному развитию в даосской традиции, совершает Путь назад, к состоянию ребенка, к Истоку, к Дао. Этот Путь требует большого количества энергии и времени, необходимых для тотальной внутренней трансформации практикующего. Потому даосы разработали методы восстановления здоровья, продления жизни и очищения себя и своего бытия от всего лишнего, ненужного, препятствующего самосовершенствованию.

Высшей целью даосских практик является полное освобождение человека от посленебесных проявлений Дао, в результате чего проявляется его истинная сущность — Изначальная природа, тождественная Истоку. Внешне этот процесс завершается вспышкой света, а тело, энергетическая система и дух практикующего сплавляются в одно целое и сливаются с Дао. Такую трансформацию называют «телом света», а человек, достигший «тела света», становится Небесным бессмертным.

Как видите, даосское понимание духовного развития сильно отличается от западного. Ведь европейцы, зачастую, определяют духовное развитие как улучшение моральных качеств человека: если делаешь добрые дела — значит, духовно развиваешься. В даосизме же взращивание добродетельных качеств — это только первая ступенька на пути самосовершенствования, которая позволяет очистить себя от эгоистичных посленебесных проявлений с целью убрать преграды на пути к Истоку. Она, конечно же, необходима, но такого самоочищения совсем не достаточно для полной духовной реализации!

Более подробно о духовном развитии и промежуточных этапах духовной реализации человека вы можете почитать на сайте школы Чжэнь Дао zhendaopai.org.

А вот теперь можно поговорить и о том, что же собой представляет даосизм. Итак, даосизм — одна из древнейших систем духовного развития человека, которая возникла в Китае. Даосизм бывает религиозный и практический.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Религиозный даосизм сформировался примерно во II веке нашей эры с целью более широкого распространения этого учения. Даосской традиции было необходимо конкурировать с другими учениями и привлекать новых последователей. А религиозные методы обучения и распространения знаний издавна были более понятны и близки людям, именно потому и возникла необходимость в создании религиозной ветви даосизма. Но, в то же время, ритуальный аспект зачастую сильно ограничивает практикующего в постижении Изначального, так как любая форма является посленебесным проявлением Дао и становится препятствием, за которое необходимо проникнуть, чтобы начать познавать Исток.

Нас же прежде всего интересует практический даосизм, который появился задолго до религиозного, и содержит чистые, изначальные методы самосовершенствования человека. Школа Чжэнь Дао, в которой я учусь, как раз и является традиционной школой практического даосизма, что значительно облегчает восприятие ее методов западным человеком, ориентированным больше на науку, нежели на религию и мистику.

Практический даосизм представляет собой гармоничный путь развития человека. Даосские практики, с одной стороны, позволяют постигать Изначальную природу, а с другой стороны — способствуют укреплению и восстановлению здоровья человека, продлевая его жизнь.

Также особенностью практического даосизма является и то, что он не отрицает обычную жизнь в социуме. Конечно, для достижения больших результатов в духовном развитии, человеку требуется на определенных этапах уединение и весьма скромный образ жизни. Но на начальных уровнях вы с легкостью можете вести обычную социальную жизнь и при этом заниматься духовным развитием. Более того, даосские практики значительно улучшают жизнь, так как укрепляют здоровье, взращивают безмятежность, проявляют изначальную мудрость и помогают человеку быть значительно более эффективным в рутине повседневных дел.

Методы практического даосизма можно спокойно практиковать, будучи религиозным человеком. Ничто не мешает вам, например, ходить в церковь, и при этом заниматься даосскими практиками, или, если к даосским практикам вы еще не готовы, ограничится практикой «даосского мышления» в своей обыденной жизни. Что вам может дать практика «даосского мышления» вы узнаете дальше, читая эту книгу 🙂

Источник

Даосизм – подробно о древнем китайском учении

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай всегда был известен как центр философской мысли, родина древних учений. Наряду с конфуцианством и буддизмом здесь огромное влияние имел даосизм – о нем мы сегодня и хотим поговорить.

В статье ниже мы подробно расскажем, какая история в нем кроется, кто был его основоположником, какие основные термины и идеи заключает в себе это направление мысли и как практикуют истинные даосы. Также вы узнаете интересные факты, раскрывающие суть этого китайского учения.

Будет много интересного!

Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности. Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Основоположники

Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:

Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени Лао Цзы, который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучи ровесником конфуцианских текстов.

О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.

Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец».

Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.

Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.

Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.

Развитие идеи

Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Главными из них были:

Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизмКитайская живопись, XVII век

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.

Главные постулаты

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

Заключение

В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.

Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.

с чего начать даосизм. Смотреть фото с чего начать даосизм. Смотреть картинку с чего начать даосизм. Картинка про с чего начать даосизм. Фото с чего начать даосизм

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *