к чему призывает твардовский в последней главе своей поэмы

Литература. 11 класс

Конспект урока

Анализ поэмы А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Идейно-художественное своеобразие поэмы «По праву памяти»;

2. Осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени;

Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Композиция внешняя – деление на части, главы.

Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Твардовский родился 8 июня 1910 года в семье крестьян в Смоленской губернии на хуторе Загорье. В семье всегда с уважением относились к знаниям, в доме было много книг. Поэтому Александр довольно рано научился читать и писать. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его ранние работы понравились советскому автору Михаилу Исаковскому, который стал другом и наставником молодого поэта.

Юность Твардовского приходится на постреволюционный период. Поэт является сторонником новой идеологии. В 1931-ом году в печати выходит его первая поэма «Путь к социализму». Твардовский поддерживает коллективизацию и идеи Сталина несмотря на то, что вся его семья раскулачена, а родной хутор сожжён. В 1938-ом году он вступает в партию. Через год его призывают в ряды Красной Армии. Во время Финской войны он работает военным корреспондентом.

Каждая поэма Твардовского – это отражение происходящих исторических событий. Поэма «За далью – даль» посвящена теме возрождения страны, вынесшей много испытаний. Это осмысление происходящего в сталинские времена. В продолжение этого произведения автор пишет «По праву памяти». Поэма становится творческим финалом писателя.

В своём последнем труде автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».

Писатель предпринимает попытки опубликовать своё произведение на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но его запрещает цензура.

В августе 1968 года советские войска входят в Чехословакию. Твардовский с возмущением воспринимает эти события. В рабочей тетради поэта появляется запись:

Что делать мне с тобой, моя присяга,

Где взять слова, чтоб рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага,

И как встречает в шестьдесят восьмом.

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.

Открывается это произведение поэтической декларацией:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой…

В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.

…Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:

…А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:

…И опыт — наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой, —

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза —

Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Назовите автора строк.

«Я жил, я был – за всё на свете

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

В поэме А. Твардовского:

Отражены тяжёлые противоречия времени;

Изображён только образ Сталина;

Автором прославляется социалистический строй.

Отражены тяжёлые противоречия времени.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Источник

Анализ произведения Твардовского «По праву памяти»

Произведение Твардовского «По праву памяти»

Александр Твардовский (1910—1971) — известный советский поэт, военный корреспондент, лауреат Сталинской премии. На протяжении многих лет возглавлял один из самых крупных литературных журналов СССР «Новый мир». В первую очередь прославился как автор военной поэмы «Василий Теркин».

Произведение «По праву памяти» не было опубликовано полностью при жизни поэта. Оно не прошло цензуру и долгие годы было под запретом. Впервые целиком было напечатано только в годы Перестройки — в 1987 году.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Произведение «По праву памяти» Твардовский писал долго — с 1963 по 1969 год. Супруга поэта вспоминала, что такая длительность написания связана с тем, что в 1965 году умерла мать Твардовского, к которой он был глубоко привязан. Но не только переживания по поводу кончины близкого человека не давали вовремя закончить поэму.

Автор признавался, что считает «По праву памяти» — одним из самых главных своих произведений. Поэма имеет исповедальный характер. В ней Твардовский, по его словам, пытался «Немую боль в слова облечь».

Вторая половина 1960-х годов стала временем нападок и гонений на возглавляемый им журнал «Новый мир». После начала «оттепели» это издание стало прибежищем прогрессивных антисталинистских сил. Здесь печатались писатели и поэты, которые не могли получить разрешение на публикацию своих произведений в других советских журналах.

После смещения Хрущева в 1964 году в партийном руководстве укрепились консервативные позиции. «Оттепель» была заморожена. Процесс десталинизации начал сворачиваться. Окончательно в немилость властей Твардовский впал после отказа им одобрить судебный приговор писателям Даниэлю и Синявскому в 1966 году. Последней точкой стало неодобрение поэтом введения советских войск в Чехословакию во время Пражской весны 1968 года.

В 1969 году Твардовский был снят с поста редактора журнала «Новый мир» и вскоре тяжело заболел. Он скончался в 1971 году. Таким образом, поэма «По праву памяти» стала не только его последним крупным произведением, но и своеобразным завещанием, подводящим итоги его жизни.

Основные темы поэмы:

Чему посвящено произведение:

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

Литературная принадлежность произведения «По праву памяти»:

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

Поэма начинается с пролога, в котором обозначается главная мысль произведения — мы не вправе забывать о прошлом, потому что слишком большую цену за него заплатили. «Правом памяти живой» называет свою последующую речь лирический герой.

Глава 1. «Перед отлетом»

В первой и единственной опубликованной при жизни Твардовского главе поэмы рассказывается о юношеских надеждах. Лирический герой называет сам себя «поэтом», а друга, к которому он обращается — «мыслителем». Он вспоминает, как часто они лежали на сеновале в родном хуторе Загорье, разговаривали, мечтали, строили планы на будущее. Тогда же ими были определены главные нравственные принципы:

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

В юности друзья мечтали о покорении Москвы. О том, как они вернутся в родную деревню, «постигшие все науки», добившиеся успехов и славы. С доброй иронией герой отмечает, что они даже представляли себе, в каких именно красивых столичных брюках они приедут домой, и как ими будут восхищаться местные девушки.

Первая часть поэмы очень лирична. Она наполнена светлыми, но немного грустными воспоминаниями о том, сколько сил и надежд было у «поэта» и «мыслителя» в юности. У них не было сомнений, что они «управятся с добром» и превзойдут «отцов своих и дедов».

В главе «Перед отлетом» присутствует множество деталей, напоминающих поэту его любимую малую Родину:

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Глава 2. «Сын за отца не отвечает»

Во второй части поэт осмысливает историческое прошлое Родины через призму известного сталинского высказывания «Сын за отца не отвечает». Эту фразу Иосиф Сталин сказал в декабре 1935 года в ответ на выступление делегата из Башкирии по фамилии Тильба.

Выступающий горячо обещал, что будет бороться за «дело рабочих и крестьян», несмотря на то, что его отец был репрессирован. Фраза была растиражирована советской пропагандой как пример демократичности и гуманности «вождя всех народов».

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

В этой же главе автор рассматривает феномен культа личности Сталина и приходит к выводу, что все общество в ответе за «всеобщего отца» и будет нести эту вину еще не одно десятилетие.

Глава 3. «О памяти»

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

Поэт страстно полемизирует с «молчальниками», которые пытаются предать забвению историческую память. У народа, лишенного права на прошлое, нет будущего. Молодые люди должны знать правду об истории своих отцов, какой бы горькой она ни была.

Твардовский указывает на то, что если не извлечь уроков из прошлого, то оно может повториться. Он говорит о том, что Сталин может «восстать из мертвых», об этом свидетельствует его «китайский образец». Автор не называет имени, но понятно, что речь идет о Мао Цзэдуне — китайском диктаторе, чья политика искалечила миллионы жизней.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

«Беда с народом» — подытоживает автор свои размышления. Не будет светлого будущего у народа, не готового осознать свое прошлое, раскаяться за преступления, оплакать и принять трагические страницы своей истории.

Смысл произведения, чем нас учит

«По праву памяти» — смелая и честная попытка Твардовского отрефлексировать происходящие с его поколением события. Это было необычное по своей открытости для советского времени произведение. Автор называет вещи своими именами не завуалированно, не боится высказывать резкие оценки и суждения. Неслучайно, что поэму не допустили целиком к печати. Долгие годы она была неизвестна широкой публике.

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

Поэма стала «лебединой песней» Твардовского, его финальным аккордом и духовным завещанием. Главный ее смысл заключается в том, что нельзя отрицать историю ни своей семьи, ни своего народа. В конце произведения дается надежда. Если испить «целительный настой» прошлого опыта, то можно смело идти вперед, «не пряча глаз» и не боясь любой «грозы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *