к чему относится маркетинг

Что такое маркетинг

Что такое маркетинг – простыми словами

Если попытаться объяснить, что такое маркетинг простыми словами, можно, для начала, перевести данный термин с английского на русский язык. Буквально слово «marketing» означает «рыночная деятельность». Термин “маркетинг” произошёл от английского слова «market» — «рынок».

По мнению Филиппа Котлера, маркетингом называется работа с рынком, осуществляемая ради обменов. Их целью является удовлетворение нужд потребителей.

Вообще, у этого слова более полтысячи определений. Маркетингом называется комплекс бизнес-процессов, которые обеспечивают эффективное продвижение товаров или услуг на рынке. Деятельность компании ориентирована на удовлетворение определённых потребностей покупателей и получение собственной прибыли. Компания продаёт товары либо услуги, а получает за это прибыль.

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Однако, кроме прибыли, главные цели маркетинга:

Чтобы достигнуть своих целей, маркетологи решают разноплановые задачи. Они квалифицированно:

Достижение целей возможно с применением следующих методов:

Широко популярны проведение опросов и PR-акции.

Каждая конкретная организация ставит свои задачи. Решая их, маркетологи руководствуются определёнными принципами. Они:

В сферу маркетинга входят также: изучение рынка сбыта и приёмы эффективных продаж. К маркетингу относятся также «брендинг», «нейминг», «сегментирование» и «позиционирование».

Американскими маркетологами сформулировано следующее определение на вопрос “Что такое маркетинг?”: «Маркетинг — осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.».

На предприятиях используют разные стратегии и виды маркетинга. При верной организации профилирующих отделов на производствах, маркетинг воплощает в жизнь следующие задания:

Зная главные виды деятельности маркетинга, следует включить в работу отдела по продажам следующих специалистов:

Рассматривая понятия маркетинга, необходимо заметить: данная сфера деятельности подразумевает продвижение. При этом продвигаются как товары, так и нематериальные блага: услуги, идеи, концепции. Монетизация идей либо продуктов зависит от того, преследует ли компания данную цель. Продвижение продуктов может вовсе не означать получение доходов. Существуют прецеденты, когда маркетинг понимают, как, к примеру, пропагандирование важных для социума вещей (отказ от курения, наркотиков и прочие подобные вещи).

Виды маркетинга

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Основные виды маркетинга различают, исходя из характера спроса. Такую классификацию считают наиболее распространенной. Официальное утверждение данного факта принято в Ассоциации маркетологов тридцать пять лет назад, в 1985 году.

Маркетинг может быть:

Существуют также такие виды, как:

Конверсионный вид маркетинга преследует важнейшую задачу по преодолению отрицательной реакции на товар. Причина формирования подобного «имиджа» продукции может крыться в действиях конкурентов либо в скандале, повлекшем за собой негативную репутацию. Примеры продукции, которая вызывает у покупателей стойкую негативную реакцию: разные виды медикаментов и продуктов питания. В таком случае, заданием маркетологов является уничтожение сведений о продукте в отрицательном контексте. Маркетологи должны способствовать зарождению потребностей в покупке продуктов. Для этого обеспечивается ценовая политика, выгодная для клиентов и наращиваются необходимые объёмы сбыта. Всё это способствует достижению нужного соответствия спроса и предложения. Иной набор инструментов, который используется специалистами, заключён в замене стратегии продвижения и осуществлении ребрендинга.

Стимулирующий вид основан на отсутствии спроса на некоторые виды продукции. Индифферентность покупателей объясняется снижением ценности продукции либо отсутствие готовности рынка.

Развивающий вид маркетинга пользуется недовольством потребителей имеющимися товарами, как базой для формирования спроса. Данная разновидность деятельности является целесообразной при формирующемся спросе на продукцию или при отсутствии товара в продаже. Задача маркетологов — определение присутствия потенциального спроса, осуществление мероприятий по созданию либо доставке продукции. Специалисты по маркетингу также координируют действия руководства. Этим самым они превращают зародившиеся потребности в реализованные возможности (товары либо услуги). Данный вид деятельности довольно агрессивен. Он направлен на расширение рынков реализации и на предложение нового товара. Это может привести к лидирующей позиции на рынке.

Поддерживающий вид, как правило, используют, когда объём спроса примерно равен предложению. Достигнув такой желаемой цели, предприниматели не должны снижать усилия по продвижению. Уровень потребления может меняться с появлением аналогичного товара или с изменением потребностей.

Усилия демаркетинга направлены на уменьшение спроса. Такую меру используют когда популярность товара слишком высокая и производственная мощность предприятия не способна удовлетворить повышенный спрос. Специалисты по продажам передают право на выпуск товара иному предприятию, прекращают стимулировать сбыт, повышают расценки, устраняют рекламу.

Противодействующий вид не идентичен с демаркетингом. Здесь ведётся не сокращение продаж качественных товаров, а понижение спроса на продукцию с негативными потребительскими свойствами.

Используемый инструментарий:

Виды маркетинга выбирают ведущие специалисты предприятия. Они определяют их, исходя из наиболее актуальных для компании целей и задач на конкретный период времени. Для верного выбора стратегии продвижения товара либо идеи относительно достижения цели, маркетологам нужно учесть:

С 90-х годов прошлого столетия начал использоваться такой термин, как «цифровой маркетинг». В тот период начала появляться первая реклама на баннерах. Тогда же зародилась индустрия CRM. За прошедшие десятилетия сфера маркетинга значительно изменилась. Появилось множество типов, методов и стратегий маркетинга. Одни из них гораздо эффективнее, нежели остальные.

К современным видам маркетинга относятся крауд-маркетинг, контент-маркетинг, видео-маркетинг, SMM-маркетинг, E-mail маркетинг и прочие.

Крауд-маркетингом называется технология маркетинга в Интернете. Её деятельность проявляется в размещении отзывов на разных площадках.

Контент-маркетингом называют новейший подход к продвижению товара. Его коренное отличие от прямой рекламы в том, что продукцию не навязывают. Усвоив представленную информацию люди выбирают — покупать либо не покупать. При этом формируется доверие клиентов. У компании создаётся имидж лидера на рынке.

Видео-маркетинг является комплексом мер, целью которых является продвижение товара посредством видеоматериалов.

SMM-маркетинг занимается продвижением брендов в соцсетях. Листая ленту в Instagram или Вконтакте, можно увидеть фотографии с ремаркой “реклама” — это SMM.

E-mail маркетинг обращается к потенциальным клиентам непосредственно, через e-mail либо через sms-ки. Ещё одно название — директ-маркетинг. Данный вид рекламы направляется конкретным адресатам. К примеру: подписчикам сайта.

Концепции маркетинга

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Концепцией маркетинга называют органичное сочетание используемого инструментария, позволяющее наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов, оперативно достигать поставленных целей.

Известны следующие концепции маркетинга (их пять):

1. Основой для концепции, касающейся усовершенствования производства, является утверждение относительно того, что клиенты станут приобретать распространённый товар невысокой стоимости. Поэтому следует сосредотачивать силы на усовершенствовании производственных мощностей и на перераспределении. Концепцию обычно применяют в следующей ситуации: спрос на продукцию выше, чем предложение и себестоимость чрезмерно высокая. Тогда её нужно понизить, а для этого потребуется повысить производительность работы.

2. Концепция, касающаяся усовершенствования товара базируется на том, что люди захотят приобретать высококачественные товары, с лучшими потребительскими характеристиками. Поэтому компании необходимо сосредоточиться на усовершенствовании продукции.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий близка и знакома тем, кто производит товар. Её суть заключается в следующем: покупатели не пожелают приобретать продукцию компании, если не потрудиться как следует в отрасли сбыта. Данная концепция непрерывно используется по отношению к товарам повседневного спроса. Над их покупкой потребитель, как правило, думает недолго. В данной сфере доведены до идеала разные приёмы по выявлению потенциальных клиентов и осуществления «жёстких продаж».

4. Концепция рыночной деятельности подразумевает: залог достижения целей состоит в чётком осознании запросов как потребителей, так и рынков.

5. Концепция социально-этичного маркетинга стала актуальной в связи с изменившимися парадигмами, из-за меняющегося социума и отношений внутри него. Их связывает необходимость ориентации на нужды людей и их удовлетворение.

Также данной концепцией подразумевается обеспечение обоюдных благ для:

Лишь обоюдный учёт всех трёх факторов приводит к успеху на рынке. Наоборот, попытавшись выполнить только одно из вышеперечисленных заданий, компания заходит в глухой угол и несёт потери. Социально ориентированная компания отражает эту концепцию в маркетинге своего бренда.

Особое внимание плавно смещается с выпуска на реализацию. А уже после этого, со сбыта – на выполнение заданий, стоящих, в частности, перед потребителями и обществом.

Маркетинг обеспечивает организацию предпринимательской деятельности с исключительным профессионализмом. Эта предпринимательская деятельность сориентирована на потребителей. Она позволяет наилучшим образом разрешить проблемы покупателей, компании и всего общества.

Концепция, определяющая цели маркетинговой деятельности — это довольные покупатели, являющиеся показателем отличной, слаженной работы всех служб компании.

Различают следующие маркетинговые концепции:

Меняется смысл самих рыночных отношений. Их последовательная трансформация является ответом на серьёзные современные экономические и социальные вызовы нашего времени.

Инструментарий

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Инструменты маркетинга:

Подбирать и применять на практике маркетинговые инструменты, помогающие достичь цели, возможно посредством комплекса — маркетинг-микса.

Существует концепция 4 P. Она представляет собой теорию, базирующуюся на четырёх маркетинговых факторах:

Чтобы данный микс успешно действовал, надо уметь пользоваться маркетинговыми инструментами.

Для современных маркетологов актуальна проблема выбора наилучших методов продвижения. Постоянно появляются всё новые инструменты маркетинга. Следует понимать, что одни могут сразу привести клиентов, а другие работают “на перспективу”.

Функции маркетинга

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Функциями маркетинга называют направления и правила работы. Они отражают всю сущность маркетинга.

Существуют такие функции маркетинга:

Все эти функции маркетинга можно представить в виде циклического процесса. Такой процесс — последовательное выполнение маркетингового анализа, выпуска продукции, её сбыта и анализа результатов.

Примеры маркетинга

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Приверженность людей к торговой марке стоит больших усилий. В нашем мире есть не так уж много компаний, от чьих названий реально перехватывает дух. Как им удалось достичь таких результатов?

Мир постоянно претерпевает изменения. Однако, люди, как и в старые добрые времена, желают слушать волшебные сказки. О’Гилви принадлежит высказывание о том, что хорошей рекламой можно считать ту, что содержит чудесную историю. Это действительно так.

Например, известный видеоролик Apple, имеющий название “1984”, который считается наилучшим примером удачной рекламы. В нём содержится небольшая история с большим смыслом. Проходит эпоха слоганов, цепляющих внимание. В наши дни надо целиком увлекать аудиторию в мир определённой компании или конкретной торговой марки. Существуют яркие примеры маркетинга с нетривиальным подходом к делу.

Самый известный мультипликационный фильм, связанный с определённым брендом, произведён брендом “Lego”. Она создала удивительно трогательную историю, описывающую любовь, нелюбовь и ещё целую гамму чувств. В мультфильме не звучат призывы купить товар. Зрители видят захватывающую игру глазами игрушек “Lego”. Компания просто сняла анимационный фильм о том, как чудесно пользоваться возможностями собственного воображения. Увиденное весьма впечатлило людей. Профессиональные ленты собирают чрезвычайно огромную аудиторию зрителей.

Ощущение счастья без ограничений попытались преподнести потенциальным потребителям маркетологи компании “Coca-Cola”. Эта торговая марка известна во всём мире. Северная Корея является единственным государством, где эта компания не открыла свои представительства.Торговая марка “Coca-Cola” вписалась в историю мира, и даже сама создала свою историю. Это является наиболее ярким примеров того, что сторителлинг эффективно работает. Больше столетия данным брендом поддерживается немалая популярность. Об этой торговой марке непрестанно рассказывают поразительные истории (полярные медведи, красная рождественская грузовая машина).

Однажды, маркетологами компании было принято решение преподнести потенциальным потребителям “автомат счастья”. На сегодняшний день данная история стала легендарной.

Следует влюбить потребителя в торговую марку, и он сохранит ей верность на протяжении многих лет. “Автоматом счастья” называется маркетинговая кампания. Её суть заключается в превращении простых автоматов в источники радости. Одна “машина счастья” стояла в холле университета. Удачливая девушка заказала там бутылку напитка, а вытащила — более двух десятков! Также автоматом были выданы: прекрасные цветочные букеты, горячая и вкусная пицца, фантастические фигуры из воздушных шаров и громадный двухметровый сэндвич.

Испытав такие невероятные эмоции, потребители, естественно, начинают любить бренд, так сильно порадовавший их. Даже те люди, которые не имели лично дело с автоматом, выдающим счастье. Они могли попросту наблюдать за непосредственными эмоциями счастливчиков, которые получили повод для радости. Поэтому они испытывают признательность и симпатию к бренду.

Заключение

к чему относится маркетинг. Смотреть фото к чему относится маркетинг. Смотреть картинку к чему относится маркетинг. Картинка про к чему относится маркетинг. Фото к чему относится маркетинг

Теоретические знания о том, что такое маркетинг не очень сильно влияют на успешность ведения бизнеса. Однако, умение применить эти знания на практике может быть весьма полезным. Эффективная работа маркетологов напрямую зависит от их опыта работы. Даже солидный багаж теоретических знаний не восполнит практический опыт продвижения на рынке.

Технологии становятся более современными. Используются компьютеры, Интернет, мобильная связь, мессенджеры Telegram, WhatsApp, Viber. Но цели при этом неизменны.
Маркетологи стараются пробудить у потребителей желание совершить покупку, увеличить продажи, сформировать лояльность потребителей.
Во все времена необходимы хорошие специалисты. И в период зарождения маркетинга, и в век инновационных технологий особенно ценны профессионалы своего дела.

Источник

Маркетинг

Ма́рке́тинг [1] (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли.

Содержание

Определения

В литературе существует множество определений маркетинга:

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix ) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

Принципы маркетинга

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

Функции, понятия и цели маркетинга

Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако, фактически, сбыт является одной из функций маркетинга и часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высококонкурентном рынке. Как утверждают классики теории управления, в идеале, цель маркетинга такова:

— «Основы маркетинга», Филип Котлер.

Все это не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга» (marketing mix), то есть набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. В целом маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.

Маркетинговые функции формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда — чувство нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличие от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект, способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить её.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Например, пожилому человеку потребность в общении может возместить телевизор, для молодёжи — дискотека. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых долот может считать, что потребителю нужно именно его долото, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другой модели, которая сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у потребителя появится новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда остаётся прежней.

Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при минимальных стоимостных, временны́х, информационных издержках.

Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени, при этом общество могло бы планировать объёмы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Примерно так и происходило с планированием производства в СССР. Однако запросы — показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые сейчас в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. В 90-х в моду вошли пуховики, ради которых люди отказались от ранее используемой одежды, затем также отказались от пуховиков.

Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Товар — всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товары могут не соответствовать потребностям, могут соответствовать частично и, наконец, полностью соответствовать потребностям, то есть быть так называемым идеальным товаром. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, какие идеи поддержать и т. д.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свою нужду и запросы с помощью обмена.

Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий:

Эти пять условий создают только потенциальную возможность обмена. Состоится ли обмен, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Например, покупатель отдает продавцу какую-то сумму и получает нужный ему товар. Это классическая денежная сделка. При бартерной сделке происходит обмен вещами — подсолнечник обменивают на металл, или услугами — юрист составляет завещание врачу, в обмен на медицинское освидетельствование.

Сделка предполагает наличие ряда условий:

Как, правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

От понятия «сделка» можно перейти непосредственно к понятию «рынок»

Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В различных экономических системах способы удовлетворения нужд людей различаются. В примитивных социальных структурах преобладает самообеспечение — потребностей мало и каждый человек сам обеспечивает себя всем необходимым. В случае децентрализованного обмена, каждый производитель определённого товара ищет и вступает в сделку с каждым потребителем интересующих его товаров. Третий способ — централизованный обмен, при котором необходимо появление дополнительного участника обмена — купца и определённого места обмена — рынка.

Рынок может сформироваться на какой-то отдельный товар или услугу, имеющую ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Денежный рынок удовлетворяет людские нужды, дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.

От понятия «рынок» можно вернуться к базовому понятию «маркетинг». Процесс обмена требует определённых действий. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т. д. Основу деятельности маркетинга составляют такие процессы, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развёртывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг — удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный маркетинг, когда занимаются поиском нужных им товаров. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов.

Рынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными должны быть продавцы.

В странах с развитой рыночной экономикой, в условиях которой и формировался маркетинг, в начале 50-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пытающимися отыскать покупателей. Поэтому проблемы маркетинга обычно рассматривают, как проблемы, возникающие перед продавцом в условиях рынка покупателя.

Покупательское поведение конечных потребителей — поведение физических лиц или семей, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Потребительский рынок — отдельные личности и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

Маркетинг-микс (или комплекс маркетинга) представляет собой основные факторы, являющиеся предметом маркетингового управления. Он состоит из четырёх элементов, так называемых «четырех P» — товара, цены, каналов (места) распространения и продвижения (англ. Product, Price, Place, Promotion ). Существуют концепции, объединяющие воедино «пять P» — товар, цену, каналы распространения, продвижение и персонал (англ. Product, Price, Place, Promotion, Personnel ).

Виды маркетинга

В зависимости от состояния спроса на рынке

Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.

Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.

Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).

Ремаркетинг оживляет спрос в определенный период угасания жизненного цикла товаров или услуг.

Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.

Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.

Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).

Демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) — не разрушить спрос на продукт, а лишь уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.

В зависимости от охвата рынка

Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия установить низкие цены так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.

Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (Товары для молодоженов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.

Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (Молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей. Сложен для реализации.

Задачи управления маркетингом

Позиционирование товара на рынке.

Разработка комплекса маркетинга включает разработку товаров, установление цен на товары, выбор методов распространения товаров и стимулирование сбыта товаров.

Концепции управления маркетингом

Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации осуществляют управление своей маркетинговой деятельностью: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

Концепция совершенствования производства ( the production concept ) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и её необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/или продажей данного товара).

Концепция совершенствования товара ( product concept ) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду своей продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.

Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) ( selling concept ) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Согласно этой концепции разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействуют, фактически вынуждая сделать покупку.

Концепция маркетинга ( marketing concept ) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

Сравнивая последние две концепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или, как её ещё называют, «сбытовая концепция» характерна для российского рынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности — при строительстве элитного жилья.

Концепция социально-этичного маркетинга ( societal marketing ) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечном счете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

Концепция холистического (целостного) маркетинга [10] основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг — это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.

Система маркетинговой информации и процесс маркетинговых исследований

В начале XX века большинство фирм были мелкими, и их работники знали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь со своими постоянными клиентами. В дальнейшем стали проявляться и усиливаться три тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и более доброкачественной информации.

Для того чтобы реализовать эти потребности многие фирмы разрабатывают системы маркетинговой информации.

Система маркетинговой информации ( marketing information system ) — постоянно действующая структура взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов. Она предназначена для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Система маркетинговой информации образует базу данных, которая в зависимости от источников поступления информации подразделяется на систему внутренней отчётности и систему сбора внешней маркетинговой информации. Система внутренней отчетности ( internal records information ) отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов и др.

Система сбора внешней текущей маркетинговой информации — набор источников и методических приёмов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о коммерческой среде фирмы. Эта информация формируется из газет и специальных изданий, каталогов, поступает от розничных торговцев и от фирм, занимающихся сбором такой информации. В крупных фирмах создаются специальные отделы по сбору информации.

Маркетинговое исследование ( marketing research ) — процесс сбора информации, необходимой для маркетинговой деятельности.

Маркетинговая разведка — предполагает получение важной маркетинговой информации из открытых источников.

В число методов работы подобных отделов входят анализ СМИ, социальные опросы (анкетирование), внутрикорпоративные исследования, анализ показателей эффективности, мониторинг деятельности значимых игроков отрасли. Так, анализируются общий оборот компании, чистая прибыль, доля покупателей среди общего числа посетителей (система подсчёта посетителей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *