к чему невольнику мечтания свободы
Е. А. Баратынский.
К чему невольнику мечтания свободы?
Взгляни: безропотно текут речные воды
В указанных брегах, по склону их русла;
Ель величавая стоит, где возросла,
Невластная сойти. Небесные светила,
Назначенным путём, неведомая сила
Влечёт. Бродячий ветр неволен, и закон
Его летучему дыханью положён.
Уделу своему и мы покорны будем,
Мятежные мечты смирим иль позабудем,
Рабы разумные, послушно согласим
Свои желания со жребием своим, —
И будет счастлива, спокойна наша доля.
Безумец! не она ль, не вышняя ли воля
Дарует страсти нам? и не её ли глас
В их гласе слышим мы? О, тягостна для нас
Жизнь, в сердце бьющая могучею волною
И в грани узкие втеснённая судьбою.
1835
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Евгений Баратынский — К чему невольнику мечтания свободы: Стих
К чему невольнику мечтания свободы?
Взгляни: безропотно текут речные воды
В указанных брегах, по склону их русла;
Ель величавая стоит, где возросла,
Невластная сойти. Небесные светила
Назначенным путем неведомая сила
Влечет. Бродячий ветр не волен, и закон
Его летучему дыханью положен.
Уделу своему и мы покорны будем,
Мятежные мечты смирим иль позабудем,
Рабы разумные, послушно согласим
Свои желания со жребием своим —
И будет счастлива, спокойна наша доля.
Безумец! не она ль, не вышняя ли воля
Дарует страсти нам? и не ее ли глас
В их гласе слышим мы? О, тягостна для нас
Жизнь, в сердце бьющая могучею волною
И в грани узкие втесненная судьбою.
Анализ стихотворения «К чему невольнику мечтания свободы» Баратынского
Произведение «К чему невольнику мечтания свободы» Евгения Абрамовича Баратынского посвящено противостоянию земного и идеального в человеке.
Стихотворение создано в 1833 году. Поэту исполнилось 33 года, он оставил службу – военную и гражданскую, женился, местожительством Баратынские выбрали Москву. Поэт делил время между хозяйственными делами имения и литературными занятиями. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Лирический герой начинает с горького вопроса, ставшего названием стиха. «Невольник» поэта внешне совершенно свободен. Однако судьба, колея жизни держит его в невидимых тисках. У него остается один путь – найти счастье в сложившихся обстоятельствах, если необходимо – довольствоваться малым, быть благодарным. Самая дикая природа, и та в оковах. Реки не выходят из берегов (разве что на время), «ель величавая» (инверсия и эпитет) весь век на одном месте, планеты совершают один и тот же ход. Даже независимость ветров сильно преувеличена. Душевное беспокойство, «мятежные мечты» — помеха счастью, успеху, вред здоровью. Лучше ничего не желать, забыть смешные порывы. Ближе к финалу в эти благоразумные рассуждения врывается крик раненого зверя: «безумец!» Поэт будто спорит со своим же героем. Он уверен, что «вышняя воля» (Бог) и насаждает в человеке эти неуемные желания, стремления, даже страсти. Страдальческое восклицание завершает стихотворение. Тайная жизнь сердца по-прежнему богаче реальных дел – и это положение поэт находит нестерпимым. Между тем, он имел возможность убедиться, что случается с подобными «мечтателями» на примере декабристов. Да и сам Е. Баратынский в эти годы уже ценил покой, а не бури. Однако проклятие беспокойством он считает необходимым для всякого мыслящего человека. Доля, удел, судьба, жребий – синонимы. Стихи построены на контрасте. Местоимение «мы» подчеркивает, что диссонанс этот общечеловеческий. Метафора: в сердце бьющая волною. Эпитеты: рабы разумные (еще и инверсия), неведомая сила, могучею волною. Олицетворение: летучему дыханью. Типичные для автора приставки отрицания, распада: безропотно, невластная. Ряд страстных вопросов и восклицаний. Лексика возвышенная.
В стихах «К чему невольнику мечтания свободы» Е. Баратынский исследует уязвимость романтического представления о себе, границы свободы, вечную борьбу противоположностей.
К чему невольнику мечтания свободы? (Боратынский)
К чему невольнику мечтания свободы?
Взгляни: безропотно текут речные воды
В указанных брегах, по склону их русла;
Ель величавая стоит, где возросла,
Невластная сойти. Небесные светила,
Назначенным путём, неведомая сила
Влечёт. Бродячий ветр неволен, и закон
Его летучему дыханью положён.
Уделу своему и мы покорны будем,
Мятежные мечты смирим иль позабудем,
Рабы разумные, послушно согласим
Свои желания со жребием своим, —
И будет счастлива, спокойна наша доля.
Безумец! не она ль, не вышняя ли воля
Дарует страсти нам? и не её ли глас
В их гласе слышим мы? О, тягостна для нас
Жизнь, в сердце бьющая могучею волною
И в грани узкие втеснённая судьбою.
Примечания
В изд. 1835 г. — с цензурным искажением в ст. 16—17:
В журнале заседаний СПБ цензурного комитета от 14 марта 1833 г. сказано: «Из XII стихотворения:
Безумец! Не она ль, не высшая ли воля
Дарует страсти нам? И не её ли глас
В их гласе слышим мы?
Комитет положил исключить последнюю мысль, т. е.
И не её ли глас в их гласе слышим мы»
(«Литер. Музеум», под ред. А. Николаева и Ю. Оксмана, в. 1, стр. 16).
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false
Анализ стихотворения «К чему невольнику мечтания свободы» Евгения Баратынского
Произведение «К чему невольнику мечтания свободы» Евгения Абрамовича Баратынского посвящено противостоянию земного и идеального в человеке.
Стихотворение создано в 1833 году. Поэту исполнилось 33 года, он оставил службу – военную и гражданскую, женился, местожительством Баратынские выбрали Москву. Поэт делил время между хозяйственными делами имения и литературными занятиями. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Лирический герой начинает с горького вопроса, ставшего названием стиха. «Невольник» поэта внешне совершенно свободен. Однако судьба, колея жизни держит его в невидимых тисках. У него остается один путь – найти счастье в сложившихся обстоятельствах, если необходимо – довольствоваться малым, быть благодарным. Самая дикая природа, и та в оковах. Реки не выходят из берегов (разве что на время), «ель величавая» (инверсия и эпитет) весь век на одном месте, планеты совершают один и тот же ход. Даже независимость ветров сильно преувеличена. Душевное беспокойство, «мятежные мечты» — помеха счастью, успеху, вред здоровью. Лучше ничего не желать, забыть смешные порывы. Ближе к финалу в эти благоразумные рассуждения врывается крик раненого зверя: «безумец!» Поэт будто спорит со своим же героем. Он уверен, что «вышняя воля» (Бог) и насаждает в человеке эти неуемные желания, стремления, даже страсти. Страдальческое восклицание завершает стихотворение. Тайная жизнь сердца по-прежнему богаче реальных дел – и это положение поэт находит нестерпимым. Между тем, он имел возможность убедиться, что случается с подобными «мечтателями» на примере декабристов. Да и сам Е. Баратынский в эти годы уже ценил покой, а не бури. Однако проклятие беспокойством он считает необходимым для всякого мыслящего человека. Доля, удел, судьба, жребий – синонимы. Стихи построены на контрасте. Местоимение «мы» подчеркивает, что диссонанс этот общечеловеческий. Метафора: в сердце бьющая волною. Эпитеты: рабы разумные (еще и инверсия), неведомая сила, могучею волною. Олицетворение: летучему дыханью. Типичные для автора приставки отрицания, распада: безропотно, невластная. Ряд страстных вопросов и восклицаний. Лексика возвышенная.
В стихах «К чему невольнику мечтания свободы» Е. Баратынский исследует уязвимость романтического представления о себе, границы свободы, вечную борьбу противоположностей.
К чему невольнику мечтания свободы
Предвесенье — пора смутная, неизъяснимая. Степь ещё в тяжёлых, слежалых снегах. Днём наст плавится под греющим солнцем, а ночью схватывается льдом. Погода переменчива: то оттепели, то метели — то радостно, то печально. Словно бы ожидание тепла и жизни в природе вдруг резко сменяется холодом и беспросветной тоской. Но всё же земля потихоньку освобождается от зимнего долгого морока, дышит розовым паром на проталинах. И только по оврагам, по лощинам недвижно лежат могучие сугробы и веют дремучей стужей…
Евгений Боратынский родился в один из таких дней. Произошло это 19 февраля 1800 года в имении Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Если время года и место рождения как-то влияют на жизнь человека, на его характер, — а ведь не без этого, — то тем более они влияют на того, кому судьбой определено быть поэтом. Боратынский появился на свет в тамбовской лесостепи, там, где она постепенно переходит в неоглядные саратовские степи. Сердцевина страны, матёрая российская глушь…
Но прошли годы, и однажды, в зарубежном путешествии, незадолго до своей неожиданной смерти, он, во всю свою жизнь сдержанный в словах и чуждый патетике, воскликнул в письме Николаю и Софье Путята: « Поздравляю вас с будущим, ибо у нас его больше, чем где-либо; поздравляю вас с нашими степями, ибо это простор, который ничем не заменят здешние науки; поздравляю вас с нашей зимой, ибо она бодра и блистательна ». Тут невольно вырвалось наружу нечто глубинное, сокровенное. Возможно, он впервые — благодаря чужбине — осознал в себе это чувство. По крайней мере доселе оно никогда не выражалось им столь открыто и восторженно — ни в стихах, ни в письмах, а должно быть, и ни в изустной речи. Несомненно — такие признания изначально связаны с самым ранним детством, с его отчим домом.
Родители поэта любили Вяжлю, редко и неохотно покидали её — здесь они создали свой дом, свою семью. Абраму Андреевичу Боратынскому, генерал-лейтенанту в отставке, было 33 года, а его жене, Александре Фёдоровне Боратынской (в девичестве — Черепановой), воспитаннице Института благородных девиц при Смольном монастыре, — 22, когда у них появился первенец. Они назвали его — Евгений. Это имя восходит к древнегреческому языку и значит: «благородный», «знатный». Никто из предков поэта, по крайней мере известных истории и семейным архивам, не носил такого имени. Вероятнее всего, младенца нарекли по святцам. 19 февраля — день памяти преподобных исповедников Евгения и Макария. Это были пресвитеры Антиохийской церкви (IV век), жестоко наказанные царём Юлианом Отступником за отказ участвовать в языческих оргиях; после мучений их сослали в оковах в Аравийскую пустыню, где святые, свершив свой монашеский подвиг, по молитве преставились одновременно в 363 году.
Крестили новорождённого 7 марта, — свои именины Боратынский праздновал в этот день. Однако в метрической книге Вяжлинской церкви осталась следующая запись сельского попа отца Лариона Федотова: «У князя Аврама Андреева Баратынского сын Евгений родился 7 марта, крещён 8 марта. Восприемник Иван Егоров». Крестный отец — соседский помещик Иван Егорович не оставил по себе фамилии в истории, а вот имя крестной матери известно, это была родная сестра счастливого отца — Мария Андреевна Боратынская.
Исследователи установили: вяжлинский батюшка явно напутал в своей записи. Мало того что Абрама Андреевича назвал князем, так и день рождения его сына указал неверно. Выяснилось — священник время от времени скопом записывал имена младенцев, которых крестил, не придавая значения точной дате рождения крестьянских детей, да и барчат. Должно быть, святое крещение для него было куда как важнее самого нарождения на свет божий. По святцам именины Евгения выпадают не только на 19 февраля, но и на 22 февраля. В этот день Великого поста отмечается обретение мощей мучеников во Евгении — празднование в честь неизвестных святых страдальцев во времена гонений на христиан. Мучеников хоронили потаённо в Константинополе близ ворот и башни, называемых Евгениевыми; впоследствии на этом месте стали происходить чудесные исцеления, и братья по вере отыскали святые мощи и около 395–423 года перенесли их в храм…
…А по месяцеслову день именин Боратынского величается Василий Капельник: с крыш капает талая вода и пахнет весной. Несколькими днями раньше, на Гарасима Грачевника, обычно прилетают грачи. Тьма их на пашне. Гарасим пригнал, — говорят мужики, — грач на нос садится. 9 марта — день сорока мучеников, когда день с ночью равняется. Приход весны! Вот-вот прилетят певучие жаворонки. По избам пекут колобаны золотые, иначе, жаворонков — небольшие булочки в виде птичек. Поутру крестьянские детишки выбегают на крыльцо, расставляют на перилах ещё тёплые, духовитые хлебцы — и поют чистыми голосами, обращаясь в небо:
Или же просто хором зазывают: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите».
Как и везде на Руси, так оно наверняка было в тамбовской Вяжле — в самые первые дни Боратынского на земле…
Вяжля — десяток деревень, разбросанных вокруг барской усадьбы Абрама Андреевича Боратынского. По приезде из столицы в 1799 году здесь он и поставил свой первый дом. А новый дом построил позже, в 1804 году, в пяти верстах от прежнего, выбрав себе для жилья в вяжлинских пределах урочище под названием Мара…
8 марта 1800 года петербургская подруга Александры Фёдоровны писала ей: «Вы не можете вообразить, дорогая Александрина, невыразимой радости, которую принесло прелестное письмо Абрама Андреевича, благую и счастливую весть он нам сообщил. Я поздравляю от всего сердца миленькую маленькую маму с новорождённым» (перевод с французского).
Дядя мальчика, Александр Андреевич Боратынский, проживающий у отца в поместье Подвойское-Голощапово, пишет (вторая половина 1800 года): «Сделайте милость, поспешите нас уведомить, как вы там находитесь и как дорогой Бубинька вас там забавляет, как сия нежная веточка вашей любви оперяется в своём смысле и познании и какие уже даёт надежды. Нам всё это интересно будет ведать, и будьте уверены, что и мы не холодное примем в том участие».
Была у братьев Боратынских тётушка — так они звали свою дальнюю родственницу и покровительницу Екатерину Ивановну Нелидову. В прошлом она была фрейлиной Екатерины II, а затем влиятельнейшей приближённой Павла I. Нелидова писала из столицы империи, что с нетерпением желает узнать «маленького Евгения» (июнь 1800 года), а позже, весной 1801 года, напоминала чете Боратынских: «Не забывайте никогда рассказывать о вашем малыше Евгении» (перевод с французского).
Но всех теплее, конечно, крёстная мать — старшая сестра молодого отца, Мария Андреевна Боратынская (в замужестве — Панчулидзева): «Милого бубиньку бубушу Милочьку я и сама незнаю как бы мне его лудше назвать, я его так много, так много люблю что меры незнаю. Поцелуйте его от меня» (письмо 1800 или 1801 года).