изразцовая печь что это такое
Изразцовая печь: основы монтажа изразцовой плитки
Традиционной формой отделки печи в настоящее время является кирпич. Однако, у кирпича имеется один недостаток: кирпич подойдет не под каждый интерьер. Существует еще один способ украсить печь, добавив ей не только декоративных качеств, но и практичности и функциональности: отделка печи изразцовой плиткой. Если вы – творческая личность, вам не составит труда сделать изразцовую плитку своими руками. В остальных случаях у хозяина дома всегда есть возможность приобрести готовые изразцы, останется только выполнить монтаж изразцовой плитки.
Что такое изразцы
Изразцовая печь – это старинный способ отделки печи, не теряющий своей актуальности в наше время. Изразцы – это глиняная плитка, которая используется для отделки отопительного прибора. Разница между изразцами и традиционной керамической плиткой в толщине и конструкции. Задняя сторона изразцов напоминает короб, монтаж изразцовой плитки производят на специальные вмонтированные штыри. Благодаря своей форме, изразцовая плитка качественнее сохраняет тепло отопительного прибора: даже не следующие сутки полностью прогретая печь без дополнительного подогрева остается теплой. Существует несколько видов изразцовой плитки:
Преимущества изразцовой печи
Несмотря на не самую демократичную цену, изразцовые печи пользуются популярностью даже в наше время. Чтобы понять причины, необходимо ознакомиться с преимуществами изразцовой плитки.
Монтаж изразцовой плитки
Отделка печи изразцами – работа непростая, я бы даже сказала – весьма трудоемкая и нетрадиционная. К процессу укладки изразцовой плитки необходимо привыкнуть, понять суть процесса. Если знаний или уверенности в себе не хватает, обратитесь к бригаде специалистов. Они выполнят работу четко и правильно, материал будет использован целиком и риск поломки в процессе работы сведется к минимуму. Если же вы решили провести монтаж изразцовой плитки своими руками, перед началом работы обратите внимание на следующие моменты:
Отделка печи изразцами – недешевое удовольствие. Но не стоит забывать о длительном сроке службы материала, а также о сохранении тепла продолжительное время после тушения огня. Изразцовая печь – это не только красиво, но еще и практично и экономично.
Изразцовые печи и камины: особенности, достоинства и критерии выбора
Фото: Gutbrod Keramik
Изразцами облицовывают не только печь, но и дымовую трубу, причём нередко в пределах всех жилых этажей дома. Фото: «Керамика Декор»
Классические изразцы — это толстостенные керамические плитки особой формы: их тыльная сторона снабжена контурным бортиком — румпой. Коробчатая форма позволяет надёжно прикрепить изразец к кирпичной кладке отрезками проволоки, пропущенными через отверстия в бортике.
Изразцы окрашивают глазурованием. Современные глазури очень разнообразны и позволяют создавать широкую палитру ярких цветов и пастельных тонов. Фото: Gutbrod Keramik
Фото: «Керамика Декор»
Изразцовые печи: историческая справка
Изразцовые печи были широко распространены на Руси уже в XVII в. Увы, до наших дней большинство из них дошло в разрушенном или многократно перестроенном виде, так что восстановить первоначальный облик крайне сложно; можно лишь предположить, что все такие печи топились по-белому.
Немногочисленные сохранившиеся экземпляры (в доме купчихи Шумиловой в Гороховце, в доме купца Шарапова в Торопце, в Новодевичьем монастыре, Троице-Сергиевой Лавре и др.) представляют собой прямоугольные в плане сооружения с дымооборотом, но без лежанок, духовок и конфорок. То есть служили они исключительно для отопления. Такие печи устанавливали в углу помещения или специально обустроенном проёме (чтобы обогревать две смежные комнаты). Порой конструкцию оборудовали топливным каналом, что позволяло топить из сеней.
Зато сами изразцы сохранились во множестве. В XVI в. они украшались рельефным узором без росписи и глазуревого покрытия и имели цвет обожжённой глины. В следующем столетии господствовали рельефные расписные и зелёные глазурованные («ценинные» и «муравлёные») изразцы, а при Петре I распространение получили гладкие белые плитки с синим узором («дельфтские кафли»).
Изразцовые печи сегодня
Сегодня изразцовые печи строят по индивидуальным проектам несколько российских компаний — «Гильдия Мастеров», «Веста-Керамика», «Керамика Декор», «Русская Майолика» и др. Кроме того, можно заказать облицовочные комплекты для стальных и чугунных топок, а также сборных (модульных) печей из шамота. Ну и наконец, изразцовая облицовка присутствует на некоторых моделях готовых металлических печей-каминов.
Современные художники и мастера с успехом воссоздают старинные изразцы и реконструируют печи, стоявшие в царских палатах и монастырях.
Фото: «Гильдия Мастеров»
Фото: «Керамика Декор»
Преимущества израцовых печей и каминов
Для начала поговорим о практических преимуществах «кожуха» из глазурованной керамики.
Гладкие изразцы с рисунком, нанесённым эмалью, — визитная карточка старонемецкой школы. Фото: Gutbrod Keramik
Фото: «Керамика Декор»
Основная функция изразцов декоративная, однако всегда ценились и другие качества керамической облицовки, в частности — долговечность и простота в уходе. С гладкой глазурованной поверхности очень легко удалять пыль и другие загрязнения, благодаря чему печь всегда аккуратно выглядит и от неё никогда не пахнет гарью.
Облицовку из складских утильных плиток изготовят за 2–3 недели. Индивидуальный проект реализуют до 3 месяцев.
Фото: «Керамика Декор»
Кроме того, в силу своей микропористой структуры толстостенная керамика имеет свойство одновременно изолировать и накапливать тепло, то есть стенки прибора не раскаляются до опасной температуры, а после окончания топки медленно остывают в течение ночи, что намного повышает комфортабельность печного отопления. При этом инерционность печи зависит от ширины (высоты) румпы и технологии облицовки.
Детали сборного камина с керамической облицовкой
Визуализация: Игорь Смирягин/Burda Media
Фото: «Керамика Декор»
Как создают изразцы
Художественные изразцы для реализации индивидуальных проектов сегодня, как и в старину, производят вручную. Облицовочный комплект, помимо рядовых (стенных) плиток, обычно включает цокольные, поясные, карнизные, угловые и полочные элементы, а иногда ещё и розетки, балясины, полуколонны с капителями и арки.
Размерного стандарта в изразцовом деле не существует — всё зависит от габаритов и формы печи, а также художественного замысла облицовки; толщина стенок изразцов обычно составляет 7–10 мм.
Фото: «Керамика Декор»
Процесс работы над комплектом изразцов (печным набором) начинается с создания эскизов и моделей, обычно пластилиновых. С моделей делают слепки и получают набор гипсовых форм. Их сушат, затем заполняют глиной, часто с добавлением керамической крошки, мелкого гравия или песка. В таком виде заготовки выдерживают в сушильном шкафу не менее недели, чтобы глина не растрескалась при обжиге. Далее изразцы подвергают первому («утильному») обжигу в специальной печи при точно заданной температуре, затем расписывают, покрывают защитной глазурью и обжигают вторично; может потребоваться до пяти обжигов — в зависимости от числа слоёв эмали и глазури.
У каждой компании есть каталог работ и типовых орнаментов, однако ничто не мешает заказчику предложить собственные эскизы или просто высказать идеи, касающиеся стиля или сюжета будущих рисунков. Здесь можно дать полную свободу фантазии — например, попробовать сочетать классическую «дельфтскую» технику с современной тематикой, скопировать манеру импрессионистов или по-новому осмыслить сюжеты русских сказок.
Повышенная безопасность: керамическая облицовка никогда не нагревается до температуры выше 60 °С, обжечься о стенку печи невозможно.
Высокая стоимость (по сравнению с простыми кирпичными, а тем более бюджетными стальными печами).
Теплоаккумулирующие свойства. При использовании металлической топки облицовка служит барьером на пути «жёсткого» инфракрасного излучения, накапливает тепло и медленно отдаёт его.
Значительная масса, зачастую мешающая установить печь без фундамента или усиления перекрытия.
Простота в уходе. С поверхности керамических изделий легко удаляются любые загрязнения. Они стойки к воздействию кислот и растворителей.
Сравнительно невысокая стойкость к механическим повреждениям и сложность ремонта облицовки.
Необычные возможности оформления интерьера в самых разных стилях.
Технология строительства
Особенность строительства классической изразцовой печи в том, что кирпичную кладку и облицовку ведут одновременно. При этом ряды изразцов связывают друг с другом штырями (костылями) и скобами и фиксируют на стенках печи витыми отрезками стальной проволоки, которые замуровывают в швы кирпичной кладки. Плитку кладут впустошовку, однако полость румпы и пространство между румпами соседних изразцов заполняют глиняным раствором с добавлением кирпичной крошки или дресвы (особого мелкого гравия).
Существуют технологии, позволяющие отделать изразцами и уже построенную печь. Можно, например, использовать для этой цели кладочную или дорожную сетку, которую крепят к печи стальными анкерами, а уже к ней вяжут изразцы. Или, срезав румпу, просто приклеить элементы облицовки жаростойким клеем, например Universal HKM (Wolfshöher Tonwerke) или Scanmix Fire (Scanmix). Клеевой способ дешевле классического и позволяет уменьшить число фасонных элементов, но при нём не добиться хорошего теплоаккумулирующего эффекта.
Заводские печи комплектуют в основном монохромной облицовкой, однако плитка может быть рельефной. Фото: Hein
Если в основе печи или камина — чугунная или стальная топка, то возможны несколько способов её облицовки. Чаще всего топку обкладывают кирпичом или блоками из лёгкого бетона, а затем приклеивают изразцы.
Другой вариант предполагает изготовление контурного металлокаркаса (например, из уголка) — независимого или приваренного к стенкам топки. Для крепления изразцов к каркасу используют проволочную вязку, пластины и скобы.
Наконец, облицовка может быть самонесущей: изразцы с высокой румпой кладут, как кирпичи, на расстоянии от стенок топки, никак не связывая с ней, но армируя кладку проволокой, прутками, а кое-где и стальными профилями.
Изразцы без румпы можно приклеивать к кладке жаростойким клеем. Фото: «Веста-Керамика»
Критерии выбора каминной (печной) топки
Пояс. Фото: «Керамика Декор»
Изразцовые печи-камины
В наши дни едва ли не самый популярный дровяной отопительный прибор — это печь-камин. Компактные заводские изделия из котловой стали или чугуна просты в транспортировке и монтаже и достаточно долговечны: реальный срок их службы составляет 20–40 лет.
Облицевать изразцами можно топку любого типа — пристенную, угловую и даже тоннельную. Важно правильно выбрать способ крепления плитки.
Зарубежные компании ABX, La Nordica, Enbra и другие производят печи-камины с керамической облицовкой. Разумеется, это не совсем изразцы, а скорее имитация, однако внешне они точно воспроизводят традиционные изделия, да и по свойствам мало от них отличаются. При этом большинство керамических печей-каминов не только изящно выглядят, но и обладают впечатляющим набором функций, в том числе дожигом дымовых газов, самоочисткой стекла дверцы и даже встроенным теплообменником для подключения водяного контура.
Статьи
Изразец от А до Я: путеводитель по изразцовой отделке печей и фасадов
Содержание
Проходя мимо старинного храма или находясь в гостях у владельца частного загородного дома, вы можете иногда заметить на стенах или печных конструкциях яркую, рельефную плитку. А если вы затеяли постройку сруба, если цените старые, добрые традиции древнего зодчества, в вашу голову может прийти мысль «кажется эти штуки называются изразцами…»
Действительно, скорее всего, это оно и есть, хотя люди бывает путают изразцовую майолику с лепниной или декоративной плиткой. Ведь современная отрасль отделочных материалов предлагает даже гипс и пенопласт для отделки фасадов и фальш-каминов. Нетрудно обмануться!
Так что же такое изразец?
Изразец — это керамический элемент из обожженой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и часто украшенный росписью. Как правило, такой декор весьма ярок, и частенько используется в местах, где фантазия архитектора или дизайнера по интерьеру не ограничивается типовым решением.
Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.
Факты об истории распространения изразцов в нашей стране
Изразцы как глазурованные глиняные элементы зданий и сооружений появились довольно давно. Похожая майолика встречается даже в древностях Востока. Благодаря своей красоте и долговечности она быстро оказалась в домах богатых мира сего.
Также, глазурованная керамика нашла своих ценителей и в странах Западной Европы на территории таких стран, как Германия и Голландия. Бело-голубая отделка каминов и стен знакома многим туристам и знатокам.
Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.
Многоцветная майолика уходит корнями в далекое прошлое Новгородской земли. Если быть точными, речь идет о селе Богородицкое, располагавшегося вблизи Валдайского Иверского монастыря. Патриарх Никон в свое время большое внимание уделял строительству данного здания, поэтому к работам были привлечены лучшие ремесленники, в том числе и иностранные. Благодаря привлечению таких специалистов и было заложено основание для распространения многоцветной поливной керамики. Такие изразцы в народе назывались ценинными (хотя справедливости ради, следует отметить, что муравленые изразцы изначально не именовались таковыми).
Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.
Отличие изразца от плитки
Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.
Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.
Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов
Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.
Ярославский изразец на фасаде древнего храма
Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.
Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.
Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.
Технология изготовления изразцов
Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.
Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?
После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.
А как же секреты? Давайте поговорим и о них.
Секреты производства изразцов — типичные ошибки
Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий
Современное дизайнерское искусство отличается от традиционного большим полетом фантазии и свободой решений. Поэтому совершенно нормально отказаться от некоторых привычных отделочных материалов и спокойно применять изразцы для достижения своих целей. Где вы можете порадовать заказчика майоликой?
Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.
Какой же уют без камина, у которого можно удобно присесть с кружкой кофея? Какая хозяйка, любящая готовить выпечку, откажется от печи? Какой гостеприимный хозяин скажет твердое «нет!» мангальному комплексу?
Печные конструкции создают неповторимую атмосферу в доме. Но только, если они действительно красивы. Наши мастера полагают, что только изразцы способны дополнить великолепием такие печные сооружения. Посмотрите, ведь это настоящие произведения искусства.
История печных изразцов на Руси
Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.
В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.
Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.
Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.
Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов» изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков»