изо это что за предмет

Введение в учебное пространство изобразительного искусства

Методы формирования художественного восприятия

Искусство — это художественно организованная действительность (А.В. Бакушинский)

Существуют разные подходы к преподаванию ИЗО в школе. Многие из них основаны на формировании художественных умений, а также на изучении деятелей искусства. Однако одного занятия в неделю недостаточно для того, чтобы сформировать у ребенка художественные навыки на высоком уровне. В результате школьник приобретает некоторые представления об искусстве, он представляет, что и как хотел бы нарисовать, но воплотить это не может. Из-за неуспешности ученик теряет интерес к урокам ИЗО.

Гораздо эффективнее изучать изобразительное искусство как часть окружающей действительности, способ построения целостной картины мира и входа в социум. Искусство можно использовать как форму, с помощью которой ученик познает нравственно-этические, эстетические представления и законы взрослой жизни. Уроки ИЗО и МХК позволяют учителю поговорить о том, что волнует его и учеников, а школьнику — задать любой вопрос и не бояться этого вопроса (учтем, что чем младше ребенок, тем глобальнее темы его интересуют).

изо это что за предмет. Смотреть фото изо это что за предмет. Смотреть картинку изо это что за предмет. Картинка про изо это что за предмет. Фото изо это что за предмет

Построение интересного урока ИЗО

Творческая деятельность в приоритете (перенос педагогического акцента с изучения памятников на детское художественное творчество, с приобретения навыков рисования на получение творческого опыта).

Междисциплинарный подход (использование знаний, полученных учеником на других уроках).

Субъект-объектные отношения (ребенок не только объект педагогического воздействия, но и полноправный участник учебного процесса).

Разнообразие художественных материалов, техник, видов деятельности.

Разнообразие форм работы (индивидуальная, коллективная, групповая).

Отсутствие репродуктивных и авторитарных форм образования (в искусстве нет правильного результата).

Формирование мировоззренческих, эстетических, духовно-нравственных основ личности ученика.

Психологический комфорт ученика (обсуждение «слабых» работ без явной критики, с точки зрения возможного улучшения).

Отсутствие физкультминутки (ребенок должен быть погружен в творческий процесс).

При подготовке к уроку ИЗО лучше сделать конспект, а уже на его основе — технологическую карту.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие;

Оборудование для ребенка;

Оборудование для педагога;

Зарисовка-эскиз предполагаемой работы, (ожидаемый результат занятия);

Учебные задачи для учащегося;

Организационный этап (1-3 минуты);

Беседа с учащимися (10-12 минут);

Самостоятельная работа (20-25 минут);

Подведение итогов, обсуждение работ (3-4 минуты);

Уборка класса (2-3 минуты);

Ход занятия с уточнением видов деятельности и формы работы ребенка.

изо это что за предмет. Смотреть фото изо это что за предмет. Смотреть картинку изо это что за предмет. Картинка про изо это что за предмет. Фото изо это что за предмет

Этапы изучения изобразительного искусства

1 класс. Человек рисующий. Знакомство с искусством как насущной потребностью человечества. Начало знакомства с изобразительным искусством. Обучение составлению сюжета, активизации зрительной памяти и воображения. Освоение всей поверхности листа (около, рядом), изображение предметов крупно.

2 класс. Художник и природа. Изучение образов природы в искусстве. Развитие дифференцированного зрения, умения замечать и видеть: соотношение величин, формы предмета, разнообразие цвета.

3 класс. Пространство мира в творчестве художников и личное пространство человека. Формирование представлений о красоте окружающей природы, чувства любования. Освоение фрагмента: что это такое, равновесие в листе, формат работы.

4 класс. Искусство, мировоззрение, культура. Изучение искусства как отражения памяти народа. Развитие зрительного восприятия, чувства цвета: оттенки цветов, гамма цвета, композиционный центр. Уклон на сопереживание, отражение впечатлений в собственных работах.

5 класс. Природа зарождения искусства. Взгляд на искусство и мифологическое мышление как на форму освоения древним человеком мира и понимания своего места в нем. Развитие композиционного мышления: законы передачи пространства на плоскости листа, линейная перспектива.

6 класс. Искусство и культура. Изучение места человека в пространстве искусства. Сравнение природы и рукотворного мира человека. Развитие пространственного мышления: передача предметов в объеме, воздушная перспектива.

7 класс. Искусство и наука. Взгляд на природу как на источник вдохновения и инженерного решения, базу существования истории и видов искусства.

8-9 классы. Самореализация человека в творчестве. Познание искусства как формы отражения мира, мировоззрения, эстетических и духовных основ. Освоение выразительных возможностей, изобразительной грамоты и языка изобразительного искусства.

Данная последовательность реализована в книгах «Изобразительное искусство» издательства «Российский учебник». Материалы созданы учеными ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» на основе полихудожественного подхода, разработанного выдающимся ученым-педагогом Б.П. Юсовым. Учебники содержат множество высококачественных иллюстраций, чтобы дети, проживающие в разных регионах, имели одинаковые возможности в развитии своих эстетических знаний. Также в УМК входят: рабочие программы, методические пособия, рабочие тетради, рабочие альбомы, электронные учебники. На платформе LECTA в сервисе «Классная работа» предложены готовые уроки ИЗО для 1 и 5 классов, в скором времени появятся материалы для всех школьных возрастов.

Источник

Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику

Хотя искусство играет огромную роль в жизни почти каждого человека, в школе с предметом ИЗО всё довольно печально. Часов на него отведено мало, да и учителя, к сожалению, редко бывают профессионалами. Почему изобразительное искусство в школе непопулярно и как изменить подход к предмету, «Мелу» рассказал Борис Неменский, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования при Московском институте открытого образования.

Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы дети с радостью ходили на урок «Изобразительное искусство», казалось бы, прост: хорошая программа, хорошие учебники и талантливый учитель. Причём хорошие учебники есть — и бумажные, и электронные, и методические пособия для учителей. Но вот учителя часто недостаточно готовы. Скажем по-другому.

Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры

Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.

Искусство так или иначе присутствует в жизни всех людей, но в школе оно находится «на задворках». Но это не значит, что оно менее важно, чем, например, физика или математика. Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится — не нравится, люблю — ненавижу, прекрасное — безобразное. Это необходимая составляющая переживания жизни человеком, и создаётся она не только политикой и наукой. Именно искусство помогает нам наследовать, передавать и осмысливать собственный опыт чувств. Искусство активно участвует в формировании нашей ценностной картины мира.

Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения

Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.

Я буду настаивать: изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы. Ну хотя бы до 9 класса. Не только для развития особых художественных способностей — именно как общеобразовательный предмет. В то же время объединение в едином уроке музыки, изобразительного искусства, поэзии, театра и других видов искусства — в корне неверное решение. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК». Мировая художественная культура — как обобщающий предмет. Он необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определённый уровень исторического мышления. А иначе это рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребёнка. Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы — важные составляющие предметов ИЗО, музыки и литературы. А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах. Но музыку должен преподавать педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник. Общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь недостаточно.

Я не раз встречал учащихся старших классов, которые ревниво спрашивали: «А почему нас этому не учили? Это же так интересно!». Изобразительное искусство помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть некоторое сопротивление директоров школ и родителей учащихся — мол, есть предметы поважнее. А там, где ИЗО ведётся по старинке, оно ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».

Но есть изменения и в позитивную сторону. За последние 25 лет вообще изменилось многое. Предмет «Изобразительное искусство» стал базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС. Он обрёл революционно новое содержание по сравнению с 80-ми годами. Это новое содержание проявилось в создании учебников для всех классов общеобразовательной школы. Раньше таких просто не было. Учебники снабжены рабочими тетрадями и учебными пособиями как для детей, так и для учителей. Они постоянно совершенствуются и перерабатываются. Сегодня они сопровождаются электронными версиями, а также специально созданными приложениями. Кроме того, мы постоянно разрабатываем курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей.

Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.

Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.

Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.

Источник

Почему рисование в школе называется ИЗО и как это слово расшифровывается

Для Лиги Лени сразу выводы:

3. Когда-то ИЗО означало ИЗобразительный Отдел (или Отдел Изобразительных Искусств), но это уже абсолютно неважно.

А теперь чуть подробнее и пруфы.

изо это что за предмет. Смотреть фото изо это что за предмет. Смотреть картинку изо это что за предмет. Картинка про изо это что за предмет. Фото изо это что за предмет

Аббревиатура ИЗО появилась в русском языке в 1918 г., когда, в рамках очередных реформ образования, был создан Отдел Изобразительных Искусств Наркомпроса (ИЗО). Почему ИЗО, а не ОИО или ОИЗО? Да потому что уже тогда понимали, что благозвучие важнее формализма.

Кстати, ИЗО было не единственной аббревиатурой. В Наркомпросе были и другие отделы, поэтому с ними в русский язык вошли:

МУЗО (МУЗыкальный Отдел)

ЛИТО (Литературно-издательский отдел)

ТЕО (ТЕатральный Отдел)

«Уничтожьте ТЕО с Мейерхольдом, запретите МУЗО с футуристом Арт. Лурье, разгоните ИЗО с Штеренбергом»

Только остальные названия как пришли, так и ушли, а ИЗО закрепилось.

Аббревиатура ИЗО вошла в обиход и использовалась, например, во фразах преподаватель ИЗО (т.е. преподаватель Отдела изобразительных искусств), ИЗО-кружок (т.е. кружок, относящийся к отделу изобразительных искусств), ИЗО-работа (работа, относящаяся к Отделу изобразительных искусств) и т.д.

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса быстренько закрылся (просуществовал он только с 1918 по 1922 г.), полное название забылось, но аббревиатура со всеми обиходными выражениями так и осталась в названиях, школьных терминах и документах.

Такое придумывание задним числом новой расшифровки называется «бэкроним»:

Ну а с тех пор слово «изо»:

Источник

Изо это что за предмет

изо это что за предмет. Смотреть фото изо это что за предмет. Смотреть картинку изо это что за предмет. Картинка про изо это что за предмет. Фото изо это что за предмет

изо это что за предмет. Смотреть фото изо это что за предмет. Смотреть картинку изо это что за предмет. Картинка про изо это что за предмет. Фото изо это что за предмет

ИЗО — (изобразительное искусство) уроки рисования в общеобразовательной школе.

Проведение уроков ИЗО предусмотрены в школах по 1 часу в неделю (исключая специализированные школы ДХШ), обычно с первого или нулевого класса. Со временем их убирают.

На уроках дети изучают основы работы с красками, карандашом, тушью, гелевой ручкой, пастелью, углем и другими художественными материалами.

Уроки рисования могут включать в себя элементы уроков труда. На уроках ИЗО дети нередко занимаются поделками, оригами, поздравительными открытками и др.

Полезное

Смотреть что такое «ИЗО» в других словарях:

изо́л — изол … Русское словесное ударение

ИЗО — ИЗО, предл. с род. То же, что « из », употр. перед нек рыми сочетаниями согласных, напр. изо всех, изо рта, изо льна, изо льда, изо дня в день. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

изо. — ИЗО. 1. ИЗО. см. Из. 2. ИЗО. Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: изоляционный. Изолента, изоплёнка, изоплита, изотермик, изотермический. 3. ИЗО. Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к рисунку, изобразительному… … Энциклопедический словарь

Источник

Статья »Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся

Автор – учитель ИЗО высшей категории

Столярчук Елена Николаевна

Современный мир сложен и многообразен. Его разноцветные краски влекут и дают надежду на самореализацию. Чтобы комфортно чувствовать себя в этом мире, быть конкурентоспособным, самодостаточным, уверенным в себе молодым человеком, нужно обладать большим багажом знаний и умений, основную часть из которых дает школа. Какой путь выберет в дальнейшем выпускник: учеба в высшем учебном заведении, приобретение профессии в средне специальном училище, или предпочтет искать работу? Но большой багаж знаний и умений еще не гарантия того, что тебя везде ждут. Бывает так, что на одно и то же место претендуют несколько человек с одинаковым количеством баллов или одинаковыми дипломами. Как правило, место достается тому, у кого выше творческие способности. Как человек ведет себя в беседе, как он одет, как может себя подать, чем он обладает еще, кроме профессиональных навыков… Это еще один важный момент, которому должна учить школа.

Творческие способности сейчас играют немаловажную роль. Сегодня в современных условиях жизни человек должен быть конкурентно способен. Любая работа, казалось бы на первый взгляд далёкая от творчества, требует самостоятельного и качественного выполнения. Порой, приходится проявлять чудеса творчества и изобретательности сантехнику, строителю, не говоря уже о поваре, швее и т.д.

Задумываясь о дальнейших перспективах развития человека, психологи все больше размышляют о выявлении и активизации его творческих потенциальных возможностей. Нахождение путей формирования личности, способной творчески подходить к делу в любой отрасли человеческой деятельности – важнейшая задача, которая стоит перед учителем. Выявить эти творческие способности, создать условия для их реализации, поддержать и направить талант в нужное русло – обязанность каждого учителя. Творческий потенциал – это фактически не истраченные ресурсы человека, использование которых может способствовать решению обширного спектра его деятельности. Используя эти ресурсы на уроках изобразительного искусства, я стараюсь дать детям возможность проявить себя, выразить свое мироощущение, показать свои эмоции и отношение к объекту изображения.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные способности. У каждого есть свои склонности и таланты. Не для кого не секрет, что есть дети, которым легче даются точные науки, такие как математика, а есть другая категория учеников. Таким ученикам ближе языки, история, биология… Однако, развиваться и расти нужно в различных сферах. Это необходимо, чтобы быть разносторонней развитой современной личностью, а не однобоким представителем общества.

В формировании личности школа играет огромную роль. Школа стала тоже более современной. Высококвалифицированные кадры, материальная учебная база, новые современные технологии, в том числе и в обучении, несомненно, играют большую роль. Но личность учителя, его умение подать свой предмет, заинтересовать учащихся, общечеловеческие качества учителя играют, бесспорно, важную, а порой решающую роль в становлении учащегося. Учитель в школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание мира и человека в нем.

Каждый предмет в школе играет свою положительную роль в развитии ребёнка. Несомненно, русский язык и математика – это главные предметы в общеобразовательной школе. Но я считаю, что не надо уменьшать значение других предметов. Сегодня много говорят о том, что может нужно отказаться от «второстепенных» предметов, дать возможность детям и родителям выбрать самые для них необходимые. Такие уроки посещать, а остальные – не нужно. Но я не представляю, например, молодого современного человека, который понятия не имеет о том, где находится Австралия или город Владивосток , или кто такой Менделеев и чем мы ему обязаны. Хотя география и химия никогда не считались главными предметами в школе.

Велико значение уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребёнка, в становлении его как личности. Знания и умения, приобретённые на этих занятиях, обогащают внутренний мир учащихся, расширяют кругозор детей, способствуют их общекультурному развитию. Кроме того, такие уроки способствуют формированию интересов, развитию эмоциональной сферы учащихся, умению взаимодействовать в коллективе.

Предмет изобразительное искусство играет свою положительную роль в развитии подрастающего поколения, в том числе и его духовном развитии. Через рисунок, декоративно-прикладное творчество, народные традиции происходит передача всех земных ценностей. При этом не столь важно, насколько хорошо ребёнок рисует. Ведь красиво рисовать дано не каждому ребёнку. Это талант, который дается человеку свыше. Ведь порой одинаковые по возрасту дети, рисуя одну и ту же тему на уроке или дома, получают совершенно разные результаты. Почему? Потому что другой меньше старался или он хуже? Конечно, можно много говорить об этом. Но мое глубокое убеждение как учителя-предметника с 28-летним стажем работы – изобразительные способности ребёнку даны от природы. И неважно при этом, как учится ребёнок. В моей практике были дети, которые совершенно не хотели (или не могли) учиться, они в школу ходили чуть ли не ради того, чтобы порисовать. Причём не только на уроке ИЗО, но и на других уроках тоже. К стати, рисовали очень прилично, даже побеждали в конкурсах рисунков различного уровня. Помню и другие случаи. Мальчик-отличник в 6-м классе на моих уроках… Всегда опрятный, готов к уроку, принадлежности всегда есть… Урок ИЗО для него был целым испытанием. При всем его старании, щепетильности и усидчивости на его рисунки, как говорится, «без слёз не взглянешь». Однажды при очередной сдаче своей работы на оценку он мне сказал такую фразу: «Я не художник, я поэт…» Действительно, у него были значительные успехи по многим предметам, в том числе и по литературе. Он участвовал в различных конкурсах чтецов, предметных олимпиадах, сам писал стихи. Разве можно оценить его труд по ИЗО ниже, чем труд ребёнка с ярко выраженными способностями в области рисования. Я не могла, не имела морального права ставить ему низкие оценки. Правда, это не всегда были максимально высокие баллы.

Конечно, даже со скромными изобразительными способностями можно научиться рисовать в определённой степени. Как и в других науках, здесь есть свои правила, законы, хитрости. Применяя теоретические знания и навыки, полученные при выполнении практических упражнений, знакомясь с различными техниками можно улучшить свои способности, но не до бесконечности. Но хочу сказать другое. Очень многое зависит не оттого, насколько качественно ты нарисовал, а оттого, как ты это сделал, насколько творчески ты это сделал, какой смысл ты в это вложил.

Два примера. Ученик 5 класса, очень старательный, педантично относится к любой работе. Затрачивает массу времени на выполнения задания, скрупулёзно выполняет указания учителя. Все работы «вылизанные» в хорошем смысле слова. Всегда принимал участие в конкурсах по ИЗО, ни разу не получал призовое место. Он сам удивлялся: «Даже странно, почему я никогда не побеждаю?»

Другая история. Ребёнок 1-й класс. Рисует смело, не задумывается. Тема «Север», краевой конкурс, юбилей Красноярского края. Чукча с весёлой не очень ровной улыбкой ловит разноцветную рыбу возле своего слегка перекошенного чума… Результат – Победитель краевого конкурса, множество различных подарков, среди них – компьютер. Всё это одному ребёнку да еще под Новый год. Более того, его рисунок был напечатан в каталоге конкурса, на календарях наступающего года, а самое главное – единственный рисунок из нескольких тысяч, который использовали для издания Новогодних пригласительных на торжества в Законодательное собрание края. Что это? Фортуна? Несомненно. Но почему именно этот рисунок, со всеми его недочетами и неровностями? Конечно же ребёнок старался, но разве больше, чем первый?

Я думаю, что ответ прост. Творческое начало всему причина. Если первый ученик чётко следовал указаниям учителя, он выполнял задание чисто механически, «чтобы было красиво и правильно», то второй – услышав тему, решил выполнять работу сам, как подсказывает сердце. Итог очевиден.

Это бесценный опыт самостоятельной, творческой работы, который позволяет отличить творца от исполнителя. У ребенка формируется понимание того, что мир познаваем и его необходимо исследовать.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *