итерация правок что это
О количестве итераций с правками на этапе проектирования
Если вы проектировщик и говорите своему клиенту, что на этапе внесения правок в прототип вы готовы выполнить две-три итерации, а все остальные уже будут оцениваться отдельно, то на самом деле вы говорите следующее: «Я сделаю вариант, который вам скорее всего не понравится. И боюсь, что для того, чтобы довести его до нужного вам вида, мне придётся править его слишком много раз».
В Проекторате нет такого ограничения. В рамках функциональных требований (которые специально не обладают высокой детализацией, чтобы был простор для манёвров) мы готовы выполнять любое количество итераций с правками. Во-первых, после такого заявления клиент может быть уверен в том, что ему не предоставят безапеляционно тот вариант, который ему не понравится. Во-вторых, это настраивает обе стороны на совместную работу, а не классическое противоборство заказчик-исполнитель.
В результате с того момента, когда мы стали работать по такой схеме, количество итераций с правками в среднем сократилось аж в два раза. И это был один из многих успешных шагов на нашем пути к работе «по одну сторону баррикад» с клиентом.
Чтобы эта заметка не казалась оторванной от реальности, обратим внимание на две важные вещи:
1. Речь идёт о попроектной оценке, а не о почасовой;
2. Это правило сработает только с прямыми клиентами. На субподряде между проектировщиком и клиентом может оказаться менеджер, который не будет заинтересован в результате так же, как клиент. Когда мы работали с компаниями-партнёрами, зачастую у нас вообще не было прямого доступа к клиенту. В таких условиях, разумеется, нельзя работать по принципу бесконечных итераций, потому что они и правда могут стать бесконечными.
Гид по сленгу дизайнеров: как ставить задачу на одном языке с повелителями Фотошопа и Иллюстратора
Логомашина принесла актуальный словарь дизайнеров, чтобы вам было проще ставить задачи и вносить правочки.
Случалось ли с вами такое, что дизайнер присылает бриф, а там вместо слов просто рандомные наборы букв? Чтобы вы лишний раз не гуглили, в чём отличие гайдлайна от брендбука, Логомашина решила на простых примерах объяснить значение самых популярных дизайнерских терминов.
Непонятные словечки во время брифинга
Итерация — круг правок. Итерация может включать сколько угодно правок, но они должны быть озвучены одномоментно (перечислены в одном документе). Как правило, количество итераций оговаривается на этапе заключения договора (в Логомашине, например, допустимы две итерации: заказчик после презентации дизайна может дважды предложить перечень правок, которые нужно внести).
Майндмэп (mind-map) — карта ассоциаций. В дизайне её как правило используют при поиске идей в начале разработки айдентики. При построении майндмэп двигаются от общего к частному (например, если у дизайнера задача — разработать айдентику для города, то он разбивает её на следующие блоки: определение критериев для оценивания финального результата, поиск текущих проблем города, выделение целевых аудиторий, исследование исторических и современных символов. Каждый из этих блоков в свою очередь разбивается ещё на несколько.
Давай Netflix и chill: чему нас учит коммуникация Нетфликса
Анализируем главные стратегии и приёмы Netflix для развития новых продуктов.
Мудборд (moodboard) — файл, в котором собрано всё, что дизайнер должен иметь в виду при разработке дизайна. Такая папка обычно собирается вместе заказчиком и включает не только понравившиеся примеры дизайна или иллюстрации, но и стилевые фото, цвета и даже музыку.
Стоковые (фотографии или иллюстрации) — неестественные, постановочные изображения из интернета (та самая улыбающаяся в 32 зуба семья или счастливые сотрудники за столом переговоров — вы наверняка хоть раз встречали их в мемах).
Шакал — некачественное изображение плохого разрешения.
Референсы — примеры дизайна, которые заказчик и дизайнер считают подходящими для проекта.
Носитель — объект, на котором существует дизайн: например, визитка, упаковка товара, бланк, билборд. Идеальный заказчик заранее думает, какие носители ему наиболее актуальны и во время брифинга просит дизайнера представить будущий дизайн именно на них.
О чём нужно знать во время выбора цветов и шрифтов
Типографика (не путать с типографией) — оформление текста. Если дизайнер заговорил о типографике, значит речь идёт о необходимости выбрать шрифты и начертания, обговорить пропорции основного текста и заголовков
Антиква — шрифт с засечками.
Примеры антиквенных шрифтов
Гротеск — шрифт без засечек.
Примеры гротескных шрифтов
Акцидентный шрифт — необычный, декоративный шрифт.
Примеры акцидентных шрифтов
Интерлиньяж — расстояние между буквами.
Покернить — найти оптимальное расстояние между буквами.
Леттеринг — любой шрифт, который нарисован с нуля. С помощью леттринга дизайнер создаёт шрифт, которого ещё не существует в природе.
Чистые цвета — цвета без примесей. Это все основные цвета и их оттенки на цветовом круге.
Грязные цвета — все смешанные цвета, например, коричневые и земляные оттенки цветов.
Монохром — одноцветный дизайн или дизайн, в котором используются оттенки только одного цвета.
Примеры монохромного дизайна
Понятия, в которых нужно разбираться перед печатью макетов
Пантон — международная система идентификации цвета. Благодаря пантону вы сможете в любой типографии мира напечатать макеты нужного оттенка. Достаточно сказать «пантон номер 2040» — и что в Москве, что в Париже, что в Пекине это будет один и тот же цвет. И никаких проблем с «ну мы имели в виду нежно-лиловый, а вы напечатали просто лиловый»).
Вёрстка (в графическом дизайне) — расположение элементов на макете.
Вёрстка (в веб-дизайне) — написание кода программистами.
Макет — файл, готовый к печати (может быть как в формате для редактирования, так и в JPG или PDF).
Исходник — файл для редактирования, в котором сохранены все наработки (в векторном или растровом формате).
Линки — встроенные в макет файлы. Например, у вас есть шаблон для Instagram, в который можно по мере необходимости вставлять какие-нибудь фотографии или картинки: в этом случае фото или картинки и будут линками (объектами, которые не нарисованы изначально, а уже встроены в исходный файл).
Сетка — вертикальные и горизонтальные линии, которые делят страницу на прямоугольники. Сетка определяет, как в целом будет выглядеть макет и где будут расположены отдельные элементы: заголовок, текст, изображения.
Растр — формат изображения, в котором картинка складывается из пикселей. Если начать увеличивать такое изображение, то вы увидите мозаику. Растровые изображения редачат в Photoshop.
Вектор — формат изображения, в котором картинка состоит из кривых и опорных точек. Векторная графика обычно используется в полиграфии: если вы хотите макет, в котором логотип нужно будет растянуть на весь баннер, то лого надо присылать именно в векторе.
RGB — формат, в котором мы видим цвета на экране монитора.
CMYK — формат, в котором мы видим цвета в реальном мире. В жизни нельзя воспроизвести то количество цветов, которое отображается на мониторе, поэтому при печати картинка всегда будет не такой насыщенной, как вы видели до этого на экране.
Важные термины, в которых надо разбираться даже по окончанию работы с дизайнером
Логобук — документ, в котором прописаны правила работы с логотипом (пропорции, минимальные размеры, использование на разных фонах, дополнительные версии).
Гайдбук — свод правил работы с логотипом и айдентикой (как логобук, только здесь ещё есть инструкции по использованию фирменного стиля — шрифтов, цветов, паттернов).
Брендбук — самый большой документ, в котором есть не только правила по использованию внешних элементов (айдентики, логотипа), но и описана философия бренда, его позиционирование, целевая аудитория.
Стилеобразующий элемент — любой элемент, который создаёт фирменный стиль. Это могут быть шрифты, цвета, паттерн, особенные фотографии (например, для Coca-Cola стилеобразующим элементом будет фотография улыбающихся людей, которые пьют колу).
Паттерн — повторяющийся графический элемент. Паттерн используют при создании фирменного стиля: оригинальный узор повышает узнаваемость компании и помогает донести до потребителя суть её деятельности.
Лицензия — право на использование платного шрифта. Если вы выбрали для своего дизайна платный шрифт, то важно заранее обговорить, где будет использоваться дизайн, поскольку для разных целей есть разные лицензии. Для использования шрифта в мобильных приложениях нужна одна лицензия, а для использования шрифта в рекламных баннерах для таргета — совсем другая.
Мокап — инструмент, который позволяет презентовать идею максимально реалистично. Это макет какого-то реального объекта, на который дизайнер может наложить свой дизайн. В качестве мокапов может выступать практически что угодно: футболка, упаковка, визитка, билборд, страница сайта.
Количество итераций с правками в проектировании
«Я сделаю вариант, который вам скорее всего не понравится. И боюсь, что для того, чтобы довести его до нужного вам вида, мне придётся править его слишком много раз».
В Проекторате нет такого ограничения. В рамках функциональных требований (которые специально не обладают высокой детализацией, чтобы был простор для манёвров) мы готовы выполнять любое количество итераций с правками. Во-первых, после такого заявления клиент может быть уверен в том, что ему не предоставят безапеляционно тот вариант, который ему не понравится. Во-вторых, это настраивает обе стороны на совместную работу, а не классическое противоборство заказчик-исполнитель.
В результате с того момента, когда мы стали работать по такой схеме, количество итераций с правками в среднем сократилось аж в два раза. И это был один из многих успешных шагов на нашем пути к работе «по одну сторону баррикад» с клиентом.
Чтобы эта заметка не казалась оторванной от реальности, обратим внимание на две важные вещи:
1. Речь идёт о попроектной оценке, а не о почасовой;
2. Это правило сработает только с прямыми клиентами. На субподряде между проектировщиком и клиентом может оказаться менеджер, который не будет заинтересован в результате так же, как клиент. Когда мы работали с компаниями-партнёрами, зачастую у нас вообще не было прямого доступа к клиенту. В таких условиях, разумеется, нельзя работать по принципу бесконечных итераций, потому что они и правда могут стать бесконечными.
Договор на разработку сайта: так, а не иначе
Присылает нам заказчик (Газпром) свою версию договора.
Понимаем — нашу они не подпишут,
вносим реквизиты и отправляем обратно.
Пропадают на две недели… возвращают протокол разногласий к договору.
Последняя неделя выдалась жаркой на переговоры с юристами заказчиков. Проекты я не веду, но так уж получилось, что все договора проходят через меня. Соответственно, я участвую в их согласовании.
Чтобы упросить документооборот, с каждым клиентом мы заключаем рамочный договор, а конкретные работы регламентируются приложениями к нему. Естественно, для каждого случая есть шаблоны. Храним шаблоны в Google.docs, куда и вносим все правки.
Процесс за много лет выстроился такой — мы отправляем заказчику наши версии документов, потом получаем обратно с кучей правок, которые частично принимаем, частично — нет. Сейчас получилось в разы сократить этот процесс в среднем до недели и одной-двух итераций переговоров.
Думаю, не надо объяснять, что руководительнице-юротдела-многопрофильного-холдинга-с-уклоном-в-строительство (подставьте нужное) процесс разработки сайта не совсем понятен. Вот и получается, что приходят правки исходя из специфики других отраслей + найденное в интернете по запросу «договор на разработку сайта». По этому запросу, кстати, ищутся сайты никому неизвестных студий, которые потрудились выложить у себя на сайте текст договора (правда на составление договора нормальным юристом денег им не хватило, качество документов — соответствующее). Более крупные игроки продвижением по этому запросу либо брезгуют, либо просто не считают его перспективным.
— Если у вас в смету заложено две итерации правок, значит, вы можете сделать и пять!
Конечно, можем! Каждая итерация правок — дополнительно 15% к стоимости дизайна. Все сметы строятся исходя из трудоемкости. Каждая итерация правок увеличивает трудоемкость, соответственно смета изменится. Кроме того, ограничения в количестве правок стимулируют людей четче формулировать свои пожелания и позволяют быстрее добиться нужного результата.
— Если мы просрочили согласование, мы же даем вам дополнительно это время чтобы продолжить разработку! Почему мы должны увеличивать его еще, на время, необходимое вам на возобновление работ?
Я обычно в таких случаях рассказываю про наш технологический процесс. Что проект делает команда, у которой проекты запланированы на два месяца вперед. Если задача не начинается в срок (заказчик не согласовал предыдущий этап в оговоренные сроки) — команда начинает делать следующий проект и будет делать его пока не доделает. Средний блок задач по проекту — две недели. Соответственно, формулировку про просрочки мы предлагаем такую:
— Почему, если сайт случайно сломает наш работник, мы должны платить за диагностику и решение проблемы? Я же с вами бесплатно разговариваю!
Сейчас мы предлагаем два типа гарантии. Первые три месяца — полная, то есть чиним баги (даже если они возникли не из-за нас, если только трудоемкость у них не заоблачная), консультируем, помогаем с контентом (в рамках разумного).
Потом еще девять месяцев — гарантия только на устранение наших ошибок и недоработок. При этом мы попросим сперва заказчика доказать, что это на самом деле баг (прислав соответствующую цитату из ТЗ). Если же после обращения за техподдержкой выясняется, что проблема не наша — мы выставим счет за диагностику и за ее решение (по часам, по факту).
Почему так? Очень просто. На диагностику проблемы нужно время тестера и чаще всего — программиста. Представьте себе, что программист — это станок. Станки включаются только платно, независимо от того, что именно они производят — диагностируют проблему или ее решают. Три месяца полной гарантии просто уже заложены в стоимость.
— Дайте нам дополнительно год гарантии. Как, это платно?
Вы покупали бытовую технику? Вам предлагали оплатить дополнительную гарантию? Так вот, тут — также. В среднем каждый год гарантии по проекту требует порядка 5% от трудоемкости разработки на решение проблем, в том числе, консультирование заказчика и диагностику неполадок, вызванных проблемами на хостинге, некорректной эксплуатацией системы управления сайтом и т. п. У нас в стоимость заложены часы специалистов на три месяца гарантии. Дополнительный год гарантии будет стоить вам 5% от стоимости разработки проекта.
— Необходимо добавить штрафы за просрочку работ! Нет, пеню за просрочку оплат мы принять не сможем, тем более у нас 100% предоплата!
— Почему мы должны оплачивать ваши работы, если проект не завершен по нашей вине или из-за форсмажора? Мы категорически не согласны платить за проект, который нам не нужен!
Представьте, заказали вы построить дом. И стройка уже почти завершена (или даже просто фундамент только готов, без разницы). И тут наше государство окончательно вас достало (форс-мажор), и вы решили переехать в лучшие края. Дом в России вам больше не нужен. Но очевидно, что выполненные работы вам все же придется оплатить и что-то делать потом с недостроем (бросить или перепродать — не суть важно). Ну вот, короче, с сайтами так же.
— Мы не согласны, чтобы на сайте стояла ваша ссылка! А на публикацию проекта у вас в портфолио мы согласны, только при условии, что мы после разработки письменно подтвердим свое согласие.
Ссылки на разработанных сайтах — один из важных каналов, по которым к нам приходят новые клиенты. То же самое — портфолио. Стоимость, которую мы вам предложили, и рассчитана исходя из стандартных условий нашего Договора. Если мы меняем условия, то и стоимость договора изменится. Обычно это +15–25% к бюджету разработки, зависит от того, что именно мы не будем публиковать.
— Мы понимаем, что договор рамочный! Но мы госорганизация / организация с государственным участием — у нас в договоре должна быть зафиксирована сумма!
Тут спорить бесполезно, придется смириться с тем, что каждый раз с ними придется подписывать новый договор.
— Мы не хотим пересматривать структуру сайта, но хотим чтобы вы пересмотрели структуру цены!
Вопрос обычно решается не через юриста, а через руководителя проекта со стороны заказчика. Оптимальный вариант — показывать две сметы. Какая была первоначально, до написания ТЗ / разработки прототипа, и та, которая получилась в итоге, с учетом всех фишек, которые походу захотел добавить Заказчик. Не делайте скидок, если надо впихнуть проект в бюджет — предлагайте иное решение по трудоемкости, либо предложите разбить проект на несколько этапов.
Ниже приведен наш образец договора (рамочный договор и приложение на разработку сайта) с комментариями по пунктам, которые чаще всего вызывают вопросы. В договоре прописаны общие условия работы, в приложении — конкретика по проекту. Кстати, кое-что подсмотрено у Punk You (Данил, спасибо!) Пользуйтесь!
ДОГОВОР на разработку сайта, с комментариями
ООО «Компания» в лице Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны,
и ООО «Разработчик сайта» в лице генерального директора Сидорова Сидора Сидоровича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Подрядчик»,
с другой стороны, а вместе далее именуемые «Стороны», заключили договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Подрядчик обязуется оказывать Заказчику услуги (выполнять работы) в объеме, в сроки и по ценам, согласованным в Приложениях к настоящему Договору, подписываемыми сторонами и являющимися неотъемлемыми частями настоящего Договора. Все обязательства сторон по проведению конкретных видов работ (услуг), а также по их оплате возникают после подписания соответствующего Приложения к Договору.
Работы по настоящему Договору, стоимостью менее 44 000 (сорока четырех тысяч) рублей, могут выполняться без заключения Приложений и Дополнительных соглашений к нему. Оплата счета Заказчиком является подтверждением его согласия на выполнение данных работ. На данные работы подписывается акт сдачи-приемки работ по факту их выполнения.
Обычно по ходу проекта возникают какие-то дополнительные мелочи, которые не входили в техзадание (хотя мы работаем по SCRUM, для каждого проекта есть жесткая смета; если проект большой — делаем отдельное приложение на каждый спринт, чтобы сохранять гибкость разработки). Кроме того, когда все уже сделано, всегда есть потребность в каком-то небольшом техсаппорте, оплате хостингов и доменов и т. п. Если на каждый платеж делать отдельное приложение — получается очень много бумажек. Поэтому на небольшие задачи мы просто выставляем счет, в котором прописаны работы, а потом закрываем их актом сдачи-приемки.
Почему именно 44000? Потому что спринт у нас от 40 часов (при рейте 1100), и если работ набирается на спринт-то по ним делается приложение с техническим заданием.
1.2. Заказчик обязуется обеспечить условия и предоставить информацию, необходимые для выполнения Подрядчиком его обязательств, принять и оплатить оказанные Подрядчиком услуги (выполненные работы).
2. Права и обязанности сторон
2.1. Права и обязанности Подрядчика:
2.1.1. Подрядчик обязуется качественно, в соответствии с договором, приложениями, техническими заданиями и дополнительными соглашениями оказывать услуги (выполнять работы).
2.1.2. Подрядчик обязуется до заключения Договора предоставить Заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить Заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения.
2.1.3. Подрядчик вправе привлекать к исполнению Договора третьих лиц без согласия Заказчика.
Вообще мы никогда не работаем с фрилансерами, все работы делаем в нашем барнаульском продакшене. Но иногда проекты требуют работ, которые мы не выполняем, например — создания мультфильма, иллюстраций в определенном стиле, 3D-моделей или фотосъемки. Пункт как раз на этот случай. Хотя обычно такие работы мы отдельно согласуем с Заказчиками и предлагаем им самим выбрать исполнителя на них.
2.1.4. Подрядчик обязуется не разглашать любую конфиденциальную информацию Заказчика, полученную во время сотрудничества по данному договору.
2.2. Права и обязанности Заказчика:
2.2.1. Заказчик обязуется принять и оплатить работу Подрядчика в полном объеме и в сроки, установленные в Приложениях к Договору, исполнять прочие обязательства, предусмотренные в Договоре, Технических заданиях и Приложениях.
2.2.2. Заказчик обязуется до начала выполнения работ предоставить Подрядчику необходимые материалы и информацию, не противоречащую действующему законодательству РФ.
2.2.3. Заказчик обязуется передавать информацию, необходимую для оказания услуг (выполнения работ) Подрядчику электронной почтой, в файлах, формат которых согласован с Подрядчиком.
2.2.4. Заказчик обязуется не разглашать любую конфиденциальную информацию Подрядчика, полученную во время сотрудничества по данному договору.
2.2.5. Заказчик имеет право проверять ход и качество Работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Тут основной момент — «не вмешиваясь». То есть заказчик видит ход работы, но все обсуждения и согласования ведутся только через руководителя проектов, прямых контактов разработчиков, особенно доступа к телу дизайнера мы не даем:) Хотя все разработчики участвуют в сдаче этапов проекта — для этого проводим конференции в skype.
2.3. Стороны имеют и другие права, предусмотренные настоящим договором и законодательством РФ.
3. Расчеты сторон
3.1. Стоимость услуг/работ по настоящему Договору устанавливается в рублях и определяется в Приложениях к нему. НДС не облагается, в связи с применением Подрядчиком упрощенной системы налогообложения, в соответствии с главой 26,2 НК РФ. Форма оплаты — безналичный расчет, либо (по соглашению сторон) иная форма, не противоречащая законодательству РФ.
3.2. Переработка согласованных частей работ по данному Договору осуществляется только при полной оплате Заказчиком повторных работ. Стоимость работ в данном случае определяется Подрядчиком.
3.3. Если иное не предусмотрено в Приложении к настоящему Договору, услуги оказываются на основе 100% предоплаты. Подрядчик вправе не приступать к выполнению работ до получения предоплаты, если иное не указано в Приложении к Договору. Все сроки выполнения работ, указанные в Приложении определяются с момента получения предоплаты. Предоплата производится в течение 3-х рабочих дней с момента подписания соответствующего Приложения.
3.4. Если в период исполнения обязательств, указанных в Приложении к Договору, объем востребованных Заказчиком услуг превысит объем оплаченных им услуг, то разница оплачивается Заказчиком в течение 3-х рабочих дней с момента выставления Подрядчиком дополнительного счета.
Это как раз те работы, которые могут выполняться без заключения Приложений, в рамках 44000 рублей.
3.5. Если иное не оговорено в Приложении, стороны вправе изменять стоимость услуг и условия платежа только по общему согласию.
3.6. Плательщиками по данному Договору могут выступать третьи лица.
Добавили этот пункт, т.к. часто заключаем договор на одного контрагента, а платеж приходит от другого. Так это проще потом провести по бухгалтерии.
3.7. Подрядчик имеет право прекратить предоставление услуг Заказчику при нарушении Заказчиком порядка расчетов, определяемого настоящим договором и Приложениями к нему.
3.8. В случае невозможности исполнения работы, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в размере фактически понесенных Подрядчиком расходов.
3.9. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (форс-мажор), Заказчик возмещает Подрядчику фактически понесенные им расходы.
Тут все просто. Если мы не можем доделать проект не по нашей вине (например Заказчик передумал или приняли закон, запрещающий интернет в России) — уже выполненные работы все равно оплачиваются. Просто потому, что они сделаны и на них потрачены ресурсы. При этом уже полученный к этому моменту результат работ мы вполне готовы передать Заказчику.
4. Сроки выполнения работ, порядок сдачи выполненной работы.
4.1. Сроки выполнения работ оговариваются сторонами в Приложениях к Договору.
4.2. В случае задержки внесения предоплаты, предоставления информации, согласования этапов работ, оплаты услуг третьих лиц, или иного невыполнения Заказчиком либо его контрагентами обязательств Заказчика, оговоренных в Договоре, а также Приложениях и Дополнительных соглашениях к нему, Подрядчик имеет право в одностороннем порядке перенести все сроки выполнения работ (оказания услуг) без какого-либо дополнительного уведомления Заказчика. Сроки выполнения работ в этом случае увеличиваются на время исполнения Заказчиком своих обязательств и время, необходимое Подрядчику на возобновление работ, но не более 10 рабочих дней.
Когда мы начинаем проект — мы планируем на него ресурсы. Команды не должны простаивать, поэтому у нас есть общий календарный план по всем проектам с определенными датами старта. Если к плановой дате мы не можем стартовать работы, так как Заказчик что-то задерживает, то команда уходит на следующий по плану проект. Спринт по проекту в среднем — две недели командой (2-3-4 разработчика). Если команда начала спринт — она должна его доделать (таки это SCRUM). Поэтому, если Заказчик задерживает сроки, ему придется ждать завершения спринта по другому проекту, как раз до 10 рабочих дней.
4.3. Если иное не предусмотрено в Приложении (Дополнительном соглашении) к Договору, по выполнению работы, либо при досрочном расторжении Договора (п.7.5.) Подрядчик направляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ.
Заказчик в течение трех рабочих дней после получения подписывает акт и возвращает один экземпляр акта Подрядчику. Если Заказчик в течение указанного времени не подписывает акт и не предъявляет Подрядчику никаких претензий по исполнению Договора, то акт считается акцептованным Заказчиком и подписывается Подрядчиком в одностороннем порядке.
Заказчики часто не возвращают отправленные им акты, либо же письма теряются на почте. Бухгалтерия ругается. Пришлось как-то решать проблему.
4.4. При нарушении Заказчиком сроков приемки этапов работ, оговоренных Сторонами в Приложении к настоящему Договору, Подрядчик вправе оформить окончание работ Актом выполненных работ, подписанным в одностороннем порядке, с пометкой об отказе Заказчика подписывать Акт выполненных работ.
А этот пункт — чтобы подтолкнуть заказчиков соблюдать сроки согласований, прописанные в договорах.
4.5. Подрядчик имеет право сдать работу досрочно, при этом все сроки по Договору переносятся.
5. Ответственность сторон
5.1. Стороны освобождаются от ответственности полностью или частично в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, докажут, что причиной неисполнения обязательств явились форс-мажорные обстоятельства, при условии, что они непосредственно влияют на выполнение обязательств по настоящему Договору, а также принятия государственными органами законодательных актов, препятствующих выполнению условий настоящего Договора. В этом случае выполнение обязательств по настоящему Договору откладывается на время действия обстоятельств непреодолимой силы и их последствий. При наступлении вышеуказанных обстоятельств, каждая из Сторон должна уведомить другую Сторону в письменном виде в течение 5-и дней с момента наступления этих обстоятельств.
5.2. Заказчик несет полную ответственность за содержание, достоверность, легальность и законность распространения предоставляемых Подрядчику для выполнения работ информации и рекламных материалов, за нарушение имущественных, авторских и иных прав третьих лиц. Все имущественные претензии третьих лиц, в том числе авторов и обладателей смежных прав, в отношении предоставленной информации и рекламных материалов должны быть урегулированы Заказчиком своими силами и за свой счет.
5.3. В случае возникновения у Подрядчика убытков, вызванных нарушением Заказчиком прав третьих лиц, в том числе авторских, а также нарушения требований законодательства в отношении содержания и оформления распространяемой информации, Заказчик возмещает Подрядчику все понесенные убытки, вызванные таким нарушением.
5.4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых по Договору обязательств в части, не оговоренной настоящим Договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
5.5. Стороны не несут ответственность за упущенную выгоду и/или косвенный ущерб другой Стороны, которые возникли и/или могут возникнуть при ненадлежащем исполнении настоящего Договора.
6. Порядок решения споров
6.1. Все споры между сторонами решаются путем переговоров на принципах доброй воли. Претензионный порядок решения споров является обязательным, срок ответа на претензию составляет 10 рабочих дней.
6.2. В случае невозможности достижения согласия путем переговоров, споры решаются в судебном порядке по месту нахождения Истца.
7. Срок действия и порядок расторжения Договора
7.1. Данный Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение одного года. В случае, если не позднее чем за один месяц до даты истечения срока действия настоящего Договора ни одна сторона не заявит о своем желании расторгнуть Договор, Договор пролонгируется на следующий календарный год на тех же условиях, с сохранением данного порядка пролонгации на последующие периоды.
7.2. К настоящему Договору могут заключаться Приложения и Дополнительные соглашения, которые будут являться частями настоящего Договора с момента их надлежащего оформления и подписания обеими сторонами. При этом настоящий Договор определяет основные положения взаимоотношений Сторон.
7.3. Договор может быть досрочно расторгнут любой из сторон в одностороннем порядке, при отсутствии между сторонами споров и задолженностей. При этом сторона-инициатор расторжения Договора должна письменно известить другую сторону не менее чем за 7 (семь) календарных дней до даты расторжения Договора.
7.4. Если иное не оговорено в Приложении к Договору, после того, как Заказчиком была внесена предоплата и Подрядчик приступил к исполнению Договора, но до момента сдачи работ, при отсутствии каких-либо виновных действий Подрядчика, Заказчик имеет право расторгнуть Договор, письменно предупредив об этом Подрядчика за 7 (семь) календарных дней до даты расторжения Договора, но внесенная предоплата в данном случае не возвращается.
7.5. Если иное не оговорено в Приложении к Договору, в случае, если Договор расторгается по инициативе Заказчика, а объем работ, выполненных Подрядчиком к этому моменту превышает сумму внесенной Заказчиком предоплаты, то на основании действующих цен Подрядчика и Акта о работах, выполненных к моменту расторжения Договора, делается расчет задолженности Заказчика перед Подрядчиком, которая погашается в течение 3-х рабочих дней с момента подписания сторонами (акцепта) данного Акта.
Раньше мы вписывали в договор только менеджера проекта со стороны заказчика. Но менеджеры иногда не выходят на связь, пропадают или же оказывается, что решения принимает в компании только руководитель. Чтобы оперативно решать такие вопросы, мы теперь еще до начала работ берем все контакты руководителя, а также созваниваемся с ним.
8.3 Информация и/или документы будут считаться надлежащим образом переданы Стороной по электронной почте в дату и время получения подтверждения прочтения любым из адресатов, указанных в п.8.2, другой Стороны. При отсутствии доказательств фальсификации — переписка по электронной почте считается официальным документом.
Пункт нужен для того, чтобы не дублировать каждое письмо обычной почтой. Без него затраты на бумажный документооборот и пересылку документов запросто могут перекрыть по стоимости сам проект.
8.4. Обязанности Подрядчика по отправке, доставке, доведению до сведения Заказчика каких-либо документов, сообщений и уведомлений являются надлежащим образом исполненными с момента отправки заказным почтовым отправлением, личного вручения или отправки на указанный e-mail адрес. Стороны признают в качестве достаточных доказательств отправки электронных сообщений на e-mail адрес данные серверов e-mail связи.
8.5. Стороны признают любую информацию, касающуюся заключения и содержания настоящего Договора, включая любые приложения и дополнения к нему, коммерческой тайной и обязуются строго сохранять конфиденциальный характер такой информации, не разглашая ее третьим лицам без предварительного письменного на то согласия другой Стороны, за исключением случаев, когда это необходимо для целей Договора или для раскрытия соответствующим государственным органам в случаях, определенных законом. Указанное положение не относится к общеизвестной или общедоступной информации.
8.6. Стороны обязуются подписать и вернуть оригиналы документов (Договор, Приложения и Дополнительные соглашения к нему, Акты сдачи-приемки работ), полученные от другой стороны, почтой в течение 10 рабочих дней с даты их получения. Факт подписи документов подтверждается наличием подписанных сканов данных документов, отправленных на e-mail-адреса зафиксированные в п 8.2. данного Договора.
Бухгалтерия всегда требует бумажные копии договоров-приложений-актов. Причем желательно все-таки подписанные как надо, а не в одностороннем порядке. Но оригиналы идут долго (про Почту России никому рассказывать не надо), так что работы стартуем по сканам. Поэтому так.
9. Права на результат работ (услуг)
9.1. Если в результате выполнения работ (оказания услуг) по настоящему Договору и Приложениям к нему, Подрядчиком будут созданы результаты интеллектуальной деятельности (далее – «Результаты»), Подрядчик обязуется передать Заказчику исключительное право на указанные Результаты работ на условиях отчуждения в полном объеме. Права передаются без ограничения территории и срока действия. Вознаграждение Подрядчика за передачу (отчуждение) исключительного права на использование Результатов включено в стоимость работ по Договору.
9.2. Результаты работ и права на результаты работ считаются переданными с момента подписания Акта на выполнение работ (оказание услуг), в результате производства которых были созданы указанные Результаты и осуществления Заказчиком полной оплаты стоимости всех работ по каждому Приложению к настоящему Договору. Права на Результаты передаются Заказчику по Акту.
9.3. Подрядчик гарантирует, что факт передачи им результатов работ и прав на Результаты не нарушает патентных, авторских и смежных прав третьих лиц, право на коммерческую тайну третьих лиц; и на момент передачи прав не существует обстоятельств, дающих возможность третьим лицам в дальнейшем предъявить к Заказчику претензии в отношении прав на Результаты и использованные в результатах работ Информационные материалы (за исключением Информационных материалов предоставленных Заказчиком).
9.4. Работники Подрядчика и иные физические лица, участвовавшие в выполнении работ по поручению Подрядчика, имеют право называться автором созданных Результатов по Договору. Никакое другое лицо, включая Заказчика, не может называться автором данных Результатов. При использовании Результатов, Заказчик имеет право не указывать авторов Результатов.
9.5. После передачи результатов работы и прав на Результаты Заказчику, Заказчик самостоятельно предпринимает меры по их дальнейшей защите.
9.6. На главной странице сайтов Заказчик обязуется ссылаться на Подрядчика путем проставления гипертекстовой ссылки «Дизайн и создание сайта — Сибирикс» и размещения логотипа Подрядчика на весь срок действия (охраны) авторских прав, предусмотренный действующим законодательством РФ, со всеми продлениями.
Ссылки на сайтах клиентов — один из основных источников трафика к нам на сайт, причем с отличной конверсией. Мы выставляем цену за проект, исходя из того, что ссылка будет стоять. Можно и без ссылки, стоимость НДА — 15–25% от суммы договора, в зависимости от условий.
9.7. В случае существенного изменения внешнего вида Сайта Заказчиком, Подрядчик вправе потребовать снятия своего логотипа и гипертекстовой ссылки, указанных в п.9.6 настоящего Договора, а Заказчик обязан удовлетворить требование Подрядчика.
Сайт очень просто испортить контентом. Мы настойчиво рекомендуем заказывать техподдержку у нас, но заказчики иногда все-таки умудряются
превратить конфетку в гавнопоставить контент по-своему. А если сайт перестает радовать — он перестает давать и хороший трафик, а напротив портит репутацию. Поэтому для таких случаев нам нужно право снять нашу ссылку.
9.8. Заказчик предоставляет Подрядчику право на использование имени Заказчика в официальных списках организаций, для которых Подрядчик является подрядчиком в том виде, в котором данный товарный знак Заказчика размещен на сайте Заказчика, и предоставляет Подрядчику право на анонсирование промежуточных результатов работ и результатов всех работ по настоящему Договору.
Мы ведем самый замечательный блог среди студий и интернет-агентств. А релизы идут на пользу не только нам, но и проекту. Мотивация же примерно та же, что и со ссылкой на нас в подвале.
10. Реквизиты сторон
Приложение к Договору на разработку сайта
1. Термины и определения
Сайт — совокупность программно-аппаратных средств для ЭВМ, обеспечивающих публикацию данных в Интернет для всеобщего обозрения. Сайт доступен по уникальному электронному адресу или его буквенному обозначению. Может содержать графическую, текстовую, аудио-, видео-, а также иную информацию, воспроизводимую с помощью ЭВМ.
Разработка сайта — работы по созданию Сайта, выполняемые на основе Технического задания и утвержденного Дизайна. Разработка Сайта включает программирование, обработку текстовых, графических и иных Информационных материалов, предоставляемых Клиентом и/или специально создаваемых Подрядчиком), наполнение Сайта информационными материалами, тестирование сайта.
Размещение сайта в сети Интернет — установка на хостинг и настройка программного кода и баз данных, относящихся к работе сайта, с возможностью доступа к сайту из сети Интернет по определенному url. Во время разработки сайт размещается на тестовой хостинг-площадке Подрядчика, после полной оплаты по Договору — переносится на рабочую площадку.
Дизайн (Дизайн-концепция) сайта — уникальное графическое оформление сайта и способы представления информации.
Информационные материалы — текстовые, графические, аудио-, видео-, фото-, а также иные материалы, необходимые Подрядчику для разработки сайта. Информационные материалы предоставляются Заказчиком в файлах, формат которых согласуется с Подрядчиком в данном Приложении.
Ошибка — некорректная работа сайта в рамках утвержденного Технического задания.
Скетч — представляет собой схематичное изображение дизайн-концепции с указанием основных блоков и их структуры, а также элементов оформления.
2.4. Стоимость работ определяется в соответствии со сметой, приведенной в п.6 данного Приложения. Оплата каждого этапа работ производится до его начала в размере 100%. Этапность работ прописана в п.6 настоящего приложения. После полного расчёта за работы в рамках данного Приложения, Подрядчик выкладывает сайт на рабочую хостинг-площадку, и к Заказчику переходят все имущественные права на результат работы Подрядчика в рамках данного Приложения.
2.5. Гарантийное обслуживание
2.5.1. Гарантийное обслуживание начинается с момента размещения сайта в сети Интернет и тестирования сайта Заказчиком, но не позднее, чем по истечению срока, установленного для тестирования в пункте 3.3. данного Приложения. Срок гарантийного обслуживания составляет 3 (три) месяца.
2.5.2. Гарантийное обслуживание включает исключительно устранение ошибок в разработанном Подрядчиком сайте, а также консультирование Заказчика по работе с сайтом в пределах 5 (пяти) часов, суммарно, в течение гарантийного периода.
2.5.3. При обнаружении ошибок в работе Сайта в течение гарантийного срока, Заказчик информирует об этом Подрядчика. После чего Подрядчик в течение трех рабочих дней производит их диагностику и/или устранение. В случае, если устранение ошибки потребует дополнительное время, срок гарантийного обслуживания продлевается на время, необходимое для ее устранения.
2.5.4. В случае обнаружения Заказчиком качественных или количественных недоработок в результатах работ, которые не могли быть выявлены при приемке, а также в период гарантийного обслуживания, Заказчик обязуется известить о таких недоработках Подрядчика в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их обнаружения, но не позднее 1 (одного) года с даты приемки работ по Акту. Предварительно Заказчик обязан убедится, что выявленная им ошибка действительно является качественной или количественной недоработкой и сослаться на соответствующие пункты Технического задания.
2.5.5. Подрядчик, получив от Заказчика уведомление (рекламацию, претензию) по недоработкам, обязуется в течение 5 (Пяти) рабочих дней рассмотреть требования Заказчика, провести диагностику проблемы, и предоставить письменный ответ в адрес Заказчика.
2.5.6. В случае признания требований Заказчика правомерными, Подрядчик своими силами и за свой счет устраняет допущенные по его вине в результатах работ недоработки.
2.5.7. В случае, если в ходе диагностики выявлено, что ошибка в работе сайта не является качественной или количественной недоработкой, Подрядчик выставляет Заказчику счет за ее диагностику и устранение по фактически затраченному времени по действующим тарифам Подрядчика на техническую поддержку.
2.5.8. В случае, если работы по диагностике и/или устранению такой ошибки Подрядчиком выполнены, а счет по ним Заказчиком не оплачен в течение 10 рабочих дней, Подрядчик в праве прекратить гарантийное обслуживание сайта, а также отказать в приемке последующих обращений по качественным или количественным недоработкам.
2.5.9. По данному договору Подрядчик не несет ответственности за сбои работы сети, услуги провайдера, работу хостинг-площадки, ошибки, возникшие в результате действий специалистов Заказчика в системе управления сайтом, внесения на сайт изменений третьими лицами и пр.
2.5.10. Подрядчик не несет ответственность за временную неработоспособность сайта, потери данных Заказчика, упущенную выгоду Заказчика. Если причиной неработоспособности сайта являются качественные или количественные недоработки, работы по гарантийному обслуживанию сайта, либо устранению таких недоработок, Подрядчик обязан принять все необходимые меры для максимально оперативного восстановления работоспособности сайта.
2.5.11. Гарантийное обслуживание, а также рассмотрение обращений по качественным или количественным недоработкам прекращается при переработке кодов (определяется как несовпадение версий файлов в системе SVN Подрядчика) или дизайна сайта, изменении настроек хостинга, в том числе доступов (FTP, SSH, MySQL, панель управления хостингом, управление доменом, управление NS-серверами).
2.5.12. В случае, если Подрядчиком по сайту выполняются дополнительные работы в рамках других Договоров и/или Приложений к Договорам, гарантийное обслуживание регламентируется Приложениями и/или Договорами, работы по которым выполняются последними.
2.7. Авторские права: все права на утвержденный дизайн и тексты Сайта переходят Заказчику после окончательного расчета. Подрядчик не оставляет за собой право использовать самостоятельно или передавать аналогичные права на использование утвержденного дизайна и текстов Сайта третьим лицам. Подрядчик оставляет за собой право использовать информацию о Сайте в своем портфолио и рекламных материалах. Подрядчик имеет право разместить на созданном Сайте логотип и ссылку на сайт подрядчика или иные знаки идентификации Подрядчика.
Заказчик уведомлен, что при выполнении работ по настоящему Приложению, исполнителем будет использовано программное обеспечение CMS 1C-Битрикс, авторские права на которое принадлежат ООО «1С-Битрикс». Заказчик имеет право перерабатывать и дорабатывать программный код сайта, с учетом условий Лицензионного Договора. Заказчик не имеет право распространять программные коды сайта, в случае нарушения условий Лицензионного Договора, Заказчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Разработка выполняется на демо-лицензии 1С-Битрикс. После переноса сайта на продуктивный хостинг и полной оплаты по данному Приложению права на лицензию 1С-Битрикс передаются Заказчику, а также производится активация лицензии.
5. Техническое задание на разработку сайта
6. Смета на разработку сайта (действительна при оплате первого этапа до 31.12.2013)