исповедовать бога что значит
Первый член Символа веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.
Поучение 9
1) Что значит веровать в Бога?
Первый член Символа Веры начинается словами: верую во единаго Бога. Остановимся на этих словах. Что значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит – иметь живое убеждение или несомненную уверенность в Его вечном бытии, высочайших совершенствах и Божеских делах, как учит о сем слово Божие, и эту веру свидетельствовать нашими делами. Или иначе скажем: веровать в Бога значит с несомненным убеждением принимать, содержать и исповедовать словами и делами то учение о Триедином Боге и Его Божеских делах, которое преподает нам Святая Православная Церковь.
Кто говорит: я верую в Бога, но не принимает Божественного учения, предлагаемого православною Церковью, тот заблуждается. Язычник говорит: я кланяюсь и служу богу, т. е. идолу, или другому какому мнимому божеству; но он есть неверующий: потому что не верует в истинного Бога. Иудей также почитает себя верующим в Бога, но он не верует в Иисуса Христа, пришедшего в мир для спасения человеков; потому и иудей есть также не верующий или заблуждающийся.
2) Что значит исповедовать православную веру?
Истинная вера в Бога необходимо обнаруживается в делах; ибо вера без дел мертва есть, учит апостол ( Иак. 2:20 ); а такое необходимое дело живой и спасительной веры в Бога есть исповедание сей веры.
Исповедание веры есть необходимое обнаружение глубокого убеждения в святости веры и всецелой преданности сей вере: потому что мы должны прославлять Бога всем существом своим, не только душою, но и телом, не только внутренно, но и внешне. Апостол Павел говорит: куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор. 6:20 ). Мы всецело искуплены ценою крови Христовой; потому должны служить Богу всем существом нашим и всеми делами должны прославлять имя Божие. Тот же апостол говорит: аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение. ( Рим. 10:9, 10 ). «Если ты будешь устами своими признавать Иисуса Господом, а сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. поелику сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Как сердце и уста должны совокупно прославлять Господа; так вера и исповедание, праведность и спасение чрез веру во Христа Спасителя нераздельны между собою. Кто в благоприятное время верует, а во время опасности, или скорби, или страдания за веру отрекается от веры; тот не имеет истинной, крепкой веры в Бога и в будущую блаженную жизнь; тот не достигнет праведности и спасения.
Так с истинною и крепкою верою в Бога необходимо должно соединяться исповедание святой веры. Не думайте, что это необходимо было только тогда, когда христиане жили между неверующими во Христа. Если теперь не предстоит опасности за веру терпеть заключение в темницу, или изгнание, мучение и смерть; то истинно верующие и ныне нередко должны бывают бороться во имя Господа Иисуса с различными страстями людей, с предрассудками, легкомыслием, беспечностью и нерадением о своих обязанностях. А в этой борьбе часто бывает необходимо испытывать разные трудности, лишения, скорби и болезни. И ныне различным образом сбывается апостольское слово: вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи (обманщики) преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми. ( 2Тим. 3:12, 13 ).
Родители, отцы и матери! вы должны словами и делами всегда исповедовать православную веру, прежде всего, в недрах своих семейств, чтобы дети ваши слышали из уст ваших наставления о Боге и видели в вас пример истинного благочестия.
Старшие в семействах и в обществах, в городах и селениях, должны помнить святой долг свой – исповедовать имя Божие, словом назидания и примером благочестивой жизни, пред младшими членами общества, чтобы, по долгу своего старшинства, внушать другим благочестие, охранять их от пагубного влияния худых примеров, удерживать от легкомыслия, рассеянности, беспечности о своем спасении и о спасении ближних.
Каждый православный христианин должен всегда питать в своем сердце живую веру и устами проповедовать единого в трех лицах поклоняемого Бога, и прославлять Его совершенства и дела, чтобы, по обетованию всеблагого Бога, наследовать вечную жизнь в обителях небесных.
Поучение 10. Свидетельства о бытии Божием
Апостол Павел учит: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть ( Евр. 11:6 ). «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть». Кто хочет служить и благоугождать Богу, тот прежде всего должен веровать, или носить в душе несомненное убеждение в том, что есть Бог всесовершенный и беспредельный во всех Своих совершенствах, Творец неба и земли, и всесильный Владыка всех тварей. Язычники, поклоняющиеся идолам, или другое что почитающие за Бога, для своего спасения, прежде всего, должны познать бытие истинного Бога, Творца неба и земли и верховного Правителя всего мира.
Вам, братия, не нужно доказывать, что есть Бог: вы из детства научены православной вере, и познали чрез веру единого истинного, в трех Лицах прославляемого Бога, Творца неба и земли, и Спасителя рода человеческого. Но при этом каждому христианину всегда надобно размышлять о делах Божиих, свидетельствующих, или напоминающих нам о Боге, чтобы, размышляя о Боге, о беспредельных совершенствах и делах Его, всегда благоговеть пред Ним, и стараться жить по Его святому закону. Поэтому кратко покажу вам, как Бог всегда нам являет Себя в делах Своих.
Смотрите со вниманием на то, что видите около себя, вблизи и вдали от вас, смотрите на землю и на то, что видите на ней, на животных, на поля, на растения, на горы, на реки, на перемены времени, вечер, утро, ночь, день, на осень, зиму, весну, лето, и спрашивайте сами себя: откуда все это? Смотрите вверх на небо, на солнце, на луну, на неисчислимое множество звезд, рассеянных по необъятному пространству небесному, и опять размышляйте, откуда все это? Обращаясь каждый к самому себе, подумай внимательно, откуда и сам человек? Как я произошел? или как явился я на этой земле? Вас не нужно мало-помалу возводить к последней Причине всех тварей: вы знаете, что никакая вещь сама собою не может из небытия прийти в бытие. Знаете, что дом не явится без домостроителя; судно не покажется на реке, или корабль на море, если мастерами не будут построены. Так не было бы и этой земли, которая под нами, и этого неба, которое над нами, не было бы ничего того, что видим на земле и на небе, если бы не было Творца – Бога. Что ни видим внизу или вверху, все возвещает нам о Боге – Творце мира. И малая пылинка проповедует о своем Творце Боге: ибо никакая сотворенная сила не могла бы дать ей бытие, как не могущая творить из ничего.
Потом посмотрите на порядок, благоустройство и красоту земли и неба. Смотрите, сколько движений, сколько действий, и сколько видов жизни! Земля движется, солнце и луна движутся, звезды движутся, и в течение столетий, и тысячелетий не нарушается порядок их движений; движущие силы неизменно следуют своим законам. Идут потоки и реки по своим законам; идут ветры и облака, следуя своим законам; идет время – день за утром, ночь за вечером, лето за весною, зима за осенью, год за годом; и сколько протекло веков и тысячелетий от начала мира, следуя сему премудро установленному порядку! Смотрите на множество и разнородность живых существ, населяющих землю, на виды животных, обитающих в домах, в полях, в лесах, летающих по воздуху, живущих под землею, плавающих в воде. Рассмотрите образ их рождения, воспитания, самосохранения, преемства и другие обстоятельства их жизни. Везде видно непостижимое разнообразие сил, законов, соразмерность средств и целей, постоянство предначертанного порядка. Смотрите с размышлением на растения: на их множество, разнообразие, на удивительную красоту лесов, полей, покрытых цветущими злаками, на разнообразное устройство каждого дерева, каждого злака и цветка, каждого семени и плода. Необъятное величие созданий, бесчисленное множество и разнообразие творений, могущество сил, постоянство законов, довольство средств к достижению целей, согласие разнообразного множества тварей между собою и к составлению целого мира, неизобразимая стройность и красота, как в великих и малых частях, так и в целом мире, насколько видим его, – все это призывает нас к прославлению Всемогущего, Премудрого и Всеблагого Господа Бога. Везде слышится глас творений, возвещающий о всесильном и премудром Творце и Правителе мира. Небеса поведают славу Божию, говорит Псалмопевец, творение же руку его возвещает твердь ( Пс. 18:2 ). Праведный Иов говорит: Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти ( Иов. 12:7–10 ). Все создания говорят о своем Создателе: Его всемощная сила все сотворила, Его премудрость все так прекрасно устроила, Его благость каждому творению дарует свои совершенства, и каждому живому существу – жизнь и все необходимое для сохранения и продолжения жизни.
Далее, обратим внимание на самих себя. И сам человек своею премудроустроенною природою всегда свидетельствует о премудрости всемогущего Творца своего. Человек и по телу создан отличными от неразумных животных: лицо его, открытое к небу, показывает, что он должен помышлять о небе, и стремиться душою туда, как в свое отечество. Неразумные животные, удовлетворяя потребностям своей земной жизни, бывают довольны своим состоянием, а человек не может быть вполне удовлетворен никакими внешними и временными благами. Ум его стремится к познанию Бога, как первого начала и последнего конца всех тварей; сердце его жаждет любить Бога, как источника своего истинного счастья и блаженства; воля его ищет исполнения святейшей воли Божией, как верховного закона всех разумных тварей. Так высшие потребности нашей разумной души призывают и влекут каждого человека к познанию Бога, для того, чтобы любить Его всем сердцем и исполнять святую волю Его всеми силами: ибо в этом состоит истинное достоинство и истинное счастье человека на земле. Это путь к достижению последнего назначения человека – вечного единения с Богом и вечного блаженства во свете славы Божией, в обителях небесных.
К тем свидетельствам о бытии Божием, о которых мы теперь сказали, надобно бы присовокупить Божественное Откровение, или слово Божие, которое от начала мира и до ныне призывает к познанию Бога и Его святейшей воли, также все Божеское, сверхъестественное попечение о спасении рода человеческого, в ветхом завете явленное в особенном Божием промышлении об избранном народе еврейском, а в новом завете – в пришествии на землю обетованного Спасителя мира для спасения рода человеческого, и во всем устроении благодатной церкви, в которой для всех доступно спасение чрез веру в Иисуса Христа. Но об этих Божиих благодеяниях будет подробно предложено в последующих поучениях.
Помните, братия, и часто размышляйте о том, сколько благий Бог даровал нам свидетельств или напоминаний о Самом Себе! И земля, и небо, и все множество видимых созданий всегда напоминают нам о своем и нашем Создателе, и собственная наша природа: здравый разум, и совесть, и наше внутреннее чувство, ничем земным не удовлетворяемое, и особенное Божие попечение о людях, являемое в сверхъестественном Откровении и в устроении нашего спасения чрез единородного Сына Божия, непрестанно призывают нас к прославлению Бога, Творца и Промыслителя мира, и Спасителя рода человеческого.
Родители, отцы и матери! чаще говорите своим детям о делах Божиих. С ранних лет учите их размышлять о Боге. Сказывайте им, что и земля, и небо, и мы сами созданы Богом; что Бог дает день и ночь, лето и зиму; Бог велит восходить солнцу в свое время, и идти дождям; Бог посылает росу и снег и град, ветры и бури; Бог дает пищу и питие, и все благопотребное и необходимое для нас, и хранит нашу жизнь во всякое время. Сказывайте своим детям, что Бог, являя славу Свою и Своими делами, которые видим мы, и Своим словом, которое возвещается нам в святой церкви Его, – всегда призывает нас к Себе, чтобы мы, для собственного нашего счастья и блаженства, познавали Его, любили Его всем сердцем и прославляли Его всеми нашими делами и всею нашею жизнью. Ему, Богу нашему, слава и благодарение и поклонение да будет от всех нас, ныне и во веки веков. Аминь.
Источник: О православной вере : поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса Православной Церкви. В 2 книгах, 3-е изд. / Книга 1. О Вере или изъяснение Символа Веры. / Евсевий (Орлинский). СПб.: Тип. Уделова. 1877. 442 с.
Исповедь — как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки
Дорогие читатели! Эта статья для начинающих христиан или для тех, кто ищет Бога. Хотя она может оказаться полезной и для опытных христиан.
Некоторые люди говорят, что получили свои греховные наклонности (страсти) по наследству, и этим себя оправдывают. Или говорят, что у них такой дурной характер, и с этим ничего нельзя поделать, нельзя измениться. В этом они как бы обвиняют своих родителей и Бога. Этот грех самооправдания страшен тем, что не дает человеку покаяться и начать исправляться.
А есть такие люди, которые считают себя хорошими и совсем не видят своих грехов, но в других людях видят грехи и осуждают. Таким людям гордость не дает увидеть свою греховность. Но каждый человек рождается и с хорошими задатками, и с плохими. И он должен потрудится, чтобы от плохих своих качеств (грехов) избавится, а хорошие качества (добродетели) развить, чтобы стать подобием Божиим.
Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы ( которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И еще Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
Как правильно подготовиться к исповеди?
Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.
Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.
Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.
Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.
Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.
Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.
А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.
При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).
Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.
Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.
Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.
На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.
Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.
Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.
Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.
Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.
Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.
Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».
Как правильно называть свои грехи на исповеди
На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.
Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».
А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.
Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.
Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).
В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.
Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).
Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.
В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке
Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.
Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).
Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.
А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.
Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.
Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.
Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.
Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.