исповедальная роспись что это

Исповедная роспись как источник генеалогической информации для составления родословной и семейного дерева (Древа)

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что этоисповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это

(Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.

История

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи.[1] 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.

Содержание исповедных росписей.

Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.

В начале документа шло его название примерно такого содержания.

Число[__*______*______*__]Лета от рожденияПоказание действа
дворовлюдеймужеска полаженска полаКто были у исповеди и святаго причастияКто ж исповедались токмо, а не причастились и за каким винословиемКоторые у исповеди не были
мужеска полаженска пола
[1][2][3][4][5][6][7][8][9]

В столбцах [1], [2], [3] записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.

В столбцах [5] и [6] — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).

В столбце [4] как раз и размещался список прихожан.

В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто — поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником.
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.

[7], [8] и [9] столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия.

В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в [7] напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в [9] указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец [8] использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в [7].

По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: (л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил. Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.

После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или табель. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.

В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.

Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.

Нецерковный учёт исповедований и причащений

Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам.[2] В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.

«Приказ.
По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.
Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.
И. Д. Начальника округа /Подпись./

При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.

Фрагмент исповедной росписи церкви Николая Чудотворца селаСлавного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии1755 года

Источник

Исповедные росписи

Исповедные росписи — это отчетный документ, который составляется каждый год по каждому приходу Русской православной церкви в Российской Империи в 18-20 веках.

Исповедные росписи — в наше время, очень ценный источник информации.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Именно так выглядела книга исповедных росписей

В исповедные росписи входил отчет обо всех прихожанах, которые проживали на территории прихода

В этот отчет входил список всех прихожан, которые проживали на территории церковного прихода. В исповедальные росписи записывали все семьи целиком, кроме младенцев до 1 года.

В ведомости также указывалось, был ли человек в этом году в храме во время Великого поста, или во время других постов, был ли на исповеди и причастии у своего священника, если же нет, то по какой причине он этого не сделал.

Готовилось всегда два экземпляра такой работы. Один оставался для хранения в церкви, а другой отправляли в консисторию, где эту ведомость подшивали в дело вместе с отчетами других соседних приходов, например, приходам одного и того же духовного правления.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Так выглядели внешне книги — исповедных росписей отдельно о каждом селе за определенный промежуток времени

В настоящее время росписи находятся на хранении в региональных архивах в фондах духовных консисторий, а также в епархиальных управлениях.

В росписях указали социальное положение человека, его владельческую принадлежность, место проживания, возраст. Именно поэтому метрические книги — одни из самых важных источников, когда составляется генеалогические исследования.

Метрическая книга — книга, в которой хранились записи актов гражданского состояния

Метрическая книга — это книга, в которой хранились официальные записи актов гражданского состояния, то есть рождения, смерти, браки в период с начала 18 века. Метрическую книгу заводили ровно на один год, и делили ее на три части.

Первая часть — «О родившихся». Здесь указывали дату рождения ребенка, его пол и имя. А также его место жительства, национальность, имя, фамилия, отчество матери и отца. Записывались и крестные ребенка, их место проживания, сословная. Указывали и тот факт, кто крестил ребенка и где крещение проходило.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Так выглядела запись «о родившихся» в метрической книге. Как мы видим, указывается дата рождения, пол и имя ребенка. Рядом в большой графе указаны родители ребенка и священник, который крестил

Вторая часть — «О бракосочетавшихся». Здесь указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, возраст жениха и невесты. Для каждого супруга записывалось, каким образом он венчался. Записывались и свидетели в метрическую книгу, так же как и кто венчал.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Так выглядела запись «о бракосочетавшихся» в метрической книги. Здесь мы видим, указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, жениха и невесты

Третья часть — «О умерших». Сюда записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также где похоронен человек, в каком сословном и владельческом положении, его имя, фамилия, возраст и причина смерти.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Так выглядела страница в метрической книге «о умерших», где записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также, по какой причине умер человек

Ведение исповедных росписей было нужно особенно в тех местах, где переписи населения велись очень редко. Такие редкие для нашего времени материалы, можно найти в настоящее время.

Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом

Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Оно было принято в связи с борьбой в то время со старообрядчеством и появлением раскольников.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Составление исповедных росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Принято оно было в связи с борьбой со старообрядчеством и раскольничеством

Росписи должны были в самом начале представлять собой три списка. В одном — люди, которые ходили на исповедь, во второй — люди, не ходившие на исповедь, а в третьем — те самые раскольники.

Но такая отчетность так и не была воплощена в жизнь. Вскоре Петр I издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь, или иначе человек должен был заплатить штраф.

С того времени был указ всем духовникам подавать списки только не исповедавшихся людей. Но только с 1718 года этот указ начали выполнять.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Петр первый издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь и причастие, или иначе человек должен был заплатить штраф

В 1722 году Священный Синод поставил, чтобы все люди, начиная с семилетнего возраста, были на исповеди и причастии у своего священника. Если же человек исповедуется и причащается не в своем приходе, а в другом, необходимо было предоставить справку в церковь по месту своего проживания.

С того же года стало обязательно ведение росписей по всем приходам.

Окончательную форму исповедных росписей подтвердила Анна Иоанновна в 1737 году

Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году

Но в 1917 году исповедные росписи были отменены. Но даже тогда, после отмены, во многих приходах продолжали вести росписи прихожан. Многие росписи были уничтожены, как не имеющие никакой исторической ценности.

Теперь рассмотрим примерную запись исповедных росписей, в которую вносили необходимые записи.

Описание росписей различались по множеству факторов, например, от года написания документа, от местности, где находится данный приход, от наличия священника в приходе.

В самом начале шла такая запись:

Далее после всего следовала такая запись:

«…с причетники обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людей со изъявлением против коегождо имяни о бытии их во святую и великую четыредесятницу, також и в протчия посты, у исповеди и святаго причастия за сей — затем подписывался год.»

Для исповедных записей прихожан использовался определенный образец

Затем уже шли списки прихожан, относящихся к данному приходу. На фото ниже, можно увидеть приблизительную таблицу исповедных росписей.

Рассмотрим ее более подробно. Под номерами 1, 2, 3 — записывали порядковый номер двора, дома или семьи. Затем записывали мужчин и женщин. Под цифрами 5, 6 — возраст лиц мужского (мужеска пола) и женского пола (женска пола). Возраст прихожан указывался приблизительный.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Приблизительная таблица исповедных росписей, которые использовали для записей

Под цифрой 4 — список как раз всех прихожан. В заголовке этого столба (где стоят три маленькие звездочки) писались люди социальных групп, к которым относилась семья. В начале писали людей церковного причта, то есть духовных, а затем домашних, то есть дворовых людей.

Иногда на этом месте указывали название села, где проживали прихожане. Порой бывало так, что село принадлежало сразу нескольким владельцам, тогда их так и записывали, в соответствии с каждым владельцем. Иногда в список входили и соседние приходы, в которых местный священник был духовником.

С 1861 года — записи в исповедных росписях делились на 5 социальных групп

Помимо раскольников, росписи разделяли на семь групп. А начиная с 1861 года, делились на пять групп — духовные, военные, статские, городские и крестьяне.

В селах записывали главу семьи — фамилию, имя, отчество, затем его жену и детей. После чего также записывали даже дальних родственников.

Под цифрами 7,8,9 — писалось, когда человек исповедовался и причащался, у какого священника. Обычно в такой колонке отмечали, что были всей семьей. А в некоторых более подробных записях можно встретить упоминание и о том, сколько раз человек за год причастился и исповедовался.

В конце священник ставил свою подпись:

«… К сей духовной росписи священник (имя, фамилия) руку приложил».

Помимо росписи священника на листах может иметься скрепа представителя духовного правления.

После данной таблицы шли сводная ведомость, в которой было указано столько всего дворов, сколько душ к какой социальной группе относится, сколько в приходе лиц мужского и женского пола. В конце же прилагалось заверительное объявление.

Это означало, что все из написанного, правда, без всяких приписок и укрывательства, потому что в случае обнаружения обмана составители могли понести штраф в довольно крупных размерах.

Затем уже шли подписи лиц всего церковного причта. Если на территории прихода проживали раскольники, то их записывали после итоговой сводки.

Вот пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, есть раздел служилые казаки под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына, ему 36 лет. Его жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор — 2 лет, Иван тоже 2 лет. Видимо два мальчика родись близнецами.

исповедальная роспись что это. Смотреть фото исповедальная роспись что это. Смотреть картинку исповедальная роспись что это. Картинка про исповедальная роспись что это. Фото исповедальная роспись что это Пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, где есть раздел «служилые казаки» под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына

Такая информация будет удобна для тех, кто составляет свое генеалогическое древо, именно в исповедной росписи можно узнать то, что нужно. Исповедные росписи — очень ценный источник информации для многих семей.

Источник

Генеалог-эксперт

Статьи по генеалогическим исследованиям и составлению родословной от ген.директора Центра генеалогических исследований «Genealogic» (СПб) Александра Воробьёва.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Исповедные ведомости (исповедные росписи). История
06.06.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Исповедные росписи или исповедные ведомости – это ещё один из основных видов генеалогических источников. Они составлялись священниками для учёта прихожан, которые были в этом году на исповеди и причастии в их приходе.
Исповедные ведомости представляют собой посемейный список с указанием возраста, который составлялся ежегодно, поэтому данный источник позволяет значительно продвинуться в изучении родословной.
Каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана 1697 г. Священнику вменялось в обязанности учить своих прихожан исповедоваться и причащаться. Кроме того, он был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.
Указом Петра I от 8 февраля 1716 г. для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы, а для раскольников – двойное налогообложение по основному налогу (тяглу). За 1720 – 1730-е гг. было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания. С 1765 г. для горожан, которые не могли заплатить эти штрафы, вводились исправительные работы, а за крестьян, у которых не было денег на выплату штрафов, их обязан был выплатить помещик или управляющий имением (для помещичьих крестьян), управитель, казначей или староста (для экономических и дворцовых крестьян).

Синодский указ от 17 мая 1722 г. вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди («…если кто на исповеди объявит ещё несделанное, но к делу намеренное от него воровство (т.е. преступление), наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь или здравие государево и на фамилию его величества…»), если человек не раскается и не откажется от своих планов.

Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г. окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прохожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…». Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику.

Синодский указ 16 апреля 1737 г. вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 г., а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод.

Указ также окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причащения:

…все Ея Императорского Величества верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святыя четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедывались и приобщались Святых Таин повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Таин приобщаться.
Указ 7 октября 1738 г. устанавливал обязательную присылку в Синод исповедных ведомостей в переплёте. Указом 17 мая 1742 г. это правило было отменено, епархии должны были хранить исповедные ведомости у себя, отправляя в Синод лишь экстракты из них.
Взимание штрафов за непосещение исповеди продолжалось весь XVIII в. В 1801 г., по синодскому указу от 18 января, все штрафы отменялись как для православных, так и для старообрядцев (которым разрешалось по указам 1798 и 1800 годов иметь свои церкви) и заменялись епитимией.
Ведение исповедных росписей (так же, как и метрических книг) продолжалось до 1918 г., хотя в некоторых местах они продолжали составляться даже в 1920-е гг.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей
08.06.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Исповедные ведомости, как и метрические книги, велись в церкви в двух экземплярах, один из которых отправлялся в консисторию в середине сентября каждого года. Исповедные ведомости следовало ежегодно сверять с прихожанами: причётники обходили все дворы и вписывали всех родившихся или вышедших замуж.
В исповедные росписи все прихожане записывались по сословиям:
1) духовенство;
2) военные;
3) статские;
4) купцы, мещане, цеховые и городские обыватели;
5) дворовые (до 1861 г.);
6) крестьяне.

Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный её список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось на его вдовство. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.
Проживающие в этом приходе временно также записывались в исповедные ведомости после всех постоянных прихожан.
Для каждого человека указывался его возраст от рождения. Как и в метрических записях о смерти, для пожилых людей этот возраст часто отличался от действительного. Установить точную дату рождения можно, сопоставляя возраста в нескольких источниках.
Исповедная ведомость содержала три графы, которые были непосредственно связаны с исповедью. Графа «Кто были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». В графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» записи встречаются крайне редко. Священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью, поэтому прибегали они к нему крайне редко. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди. Обычно это «по отлучке» или «по нерадению».
Несмотря на то, что исповедоваться полагалось детям с семилетнего возраста, в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. При этом в графе об исповеди священник делал отметку о том, что ребёнок не был у исповеди «по малолетству», или ставил прочерк.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей. Сохранность и изучение исповедных ведомостей
15.06.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Ежегодная исповедная роспись завершалась итоговой статистической таблицей, в которой приводились сведения по приходу об общем числе православных (с разбивкой по сословиям), раздельно мужчин и женщин, исповедовавшихся и причастившихся, исповедовавшихся, но не причастившихся, не бывших у исповеди по малолетству, по отлучкам и другим причинам. Сверх того отдельно указывалось число и приводился именной список раскольников. Исповедную роспись подписывал не только священник, но и весь причт.
Причт отдельно предоставлял реестр не бывших у исповеди. Те, кто не был у исповеди год или два, включались туда по усмотрению священника. Если же прихожане не посещали исповедь три года и более, они считались склонными к расколу. Священник был обязан доложить о них епархиальному начальству в обязательном порядке.
Исповедные ведомости при отсутствии метрических книг имели юридическую силу при определении возраста, доказательствах законности брака и других обстоятельствах. Справка об исповеди была обязательна при вступлении в брак в другом приходе.
Исповедные ведомости обычно наиболее полно представлены в фондах духовных консисторий. Кроме того, они могут сохраняться и в фондах церквей, а также фондах духовных правлений. Консисторские экземпляры исповедных ведомостей переплетены по уездам, обычно в алфавитном порядке населённых пунктов.
Сохранились эти документы гораздо хуже, чем другие ключевые генеалогические источники (метрические книги и ревизские сказки). Исповедные ведомости, составленные после 1860-х гг., встречаются крайне редко. Это связано с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической или практической ценности.
С сохранностью документов более раннего периода дела обстоят лучше, однако лишь в некоторых архивах имеется их относительно полная подборка, которая позволяет использовать их в качестве основного источника исследования.
Исповедные ведомости являются одним из основных источников при изучении родословной крестьян и мещан, а также в случае отсутствия клировых ведомостей – духовенства. Генеалогический поиск на основе этих документов обычно ведётся на основе выборки с шагом от 5 до 20 лет, в зависимости от конкретных задач исследования. Преимущество этого источника по сравнению с ревизскими сказками состоит в регулярности их составления. Также исповедные ведомости обычно имеют меньший объём и более чёткую структуру, что позволяет найти нужную информацию по ним гораздо быстрее, чем по ревизским сказкам. Недостатком исповедных росписей является то, что в них не содержатся сведения об умерших, а также о том, куда перемещается та или иная семья, что очень важно в изучении крестьянских родословных.
Исповедные ведомости требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Предыстория
03.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

О переписях населения в период Древней Руси говорить сложно. В грамотах князей начиная с первой половины XII в. встречаются перечисление списков станов и погостов с указанием тягла (налогов), которые они должны уплатить князю. Однако вряд ли в документах этого периода перечислялись сами люди.
Первые переписи населения были проведены монголо-татарами вскоре после их нашествия. В летописях они получили название «число». Первая такая перепись была проведена в 1245 г. в Киевской земле. Новгородская первая летопись так описывает её: «сочтоша я (их, т.е. людей) в число и начаша на них дань имати». В 1257 г. проводится перепись Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств: «Тое же зимы приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую… толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую Богородицю и на владыку». В 1259 г. такая же перепись была произведена в Новгороде. Последняя монгольская перепись была проведена в 1274 – 1275 гг., после этого всеобщие переписи не проводились.
Монгольские переписи проводились для учёта налогоплательщиков, которые должны были уплачивать дань (она собиралась с «плуга и дыма» и составляла в XIII в. «по полугривне с сохи»). Не включалось в перепись и не входило в дань духовенство.
С конца XIII в. сбор дани переходит от ордынских чиновников к русским князьям. Учёт населения вёлся специальными княжескими чиновниками: данщиками и писцами. Писцы вносили людей в специальные книги, называвшиеся «данскими», а данщики собирали с них дань.
К сожалению, документы XIII – первой половины XV вв. до нас не дошли, сохранились лишь упоминания в летописях и княжеских грамотах об их проведении.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Писцовые книги
10.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

С конца XV – начала XVI в. в России книги, содержащие описания земель и налогоплательщиков, получают название писцовых. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже – по всей территории России.
Для составления писцовых книг на место высылалось несколько писцов (обычно из подьячих), возглавляемых думным боярином, окольничим или воеводой. На месте они собирали показания у местных землевладельцев и сверяли их с предыдущими писцовыми книгами и актами землевладения.
С середины XVI в. составлением писцовых книг, равно как и всеми делами в отношении землевладения Центральной России, ведал Поместный приказ.
В XVI – XVII вв. было проведено несколько генеральных переписей всей территории Московского государства. Первое такое «большое письмо» было проведено в 1538 – 1547 гг., второе – в 1550 – 1580 гг., третье – после Смутного времени, в 1620-х гг.
В 1640-х и 1670-х гг. составлялись переписные книги, о которых будет подробнее рассказано в следующей статье.
Кроме того, составление новых писцовых книг начинается 1680-е гг., однако эта работа так и не была завершена, так как в связи с переходом к подворному обложению необходимость в писцовых книгах отпала.
Предметом писцовых книг было описание городов и сельской местности. При этом в городах описывались все строения (государственные, частные и церковные), лавки, промышленные заведения, городское населения, земли города и т.д. В сельской местности переписывались сёла, деревни, починки (причём в каждом из населённых пунктов – дворы и жители), все земли (как занятые, так и нет, с учётом их хозяйственного значения и качества), леса, угодья и т.д. Делалось это всё с целью определения податей, которые налагались на каждого жителя.
Вот пример описания деревни в писцовой книге Шелонской пятины:
«В Заверяжье же великого князя деревни Татьянинские Феодоровы жены Олександрова. Д. Харино: дв. Ивашко Труфанов, дети его Яким да Якуш, пашни 2 коробьи, сена 100 копен, полобжы. Д. Ляпино, пуста, да в письме были 2 обжы» (обжа – это единица площади для определения поземельного налога в Новгородской земле: «Три обжа соха, а обжа один человек на одной лошади орет»).
Существовал также ряд специальных видов писцовых книг:
-дозорные, которые составлялись по челобитью местного населения о соответствии между окладом налогов и их платёжеспособностью, а также после войн и эпидемий;
-приправочные, также составлявшиеся после переписи для внесения уточнений;
-строельные и засечные, которые описывали вновь основанные города, остроги или засеки;
Кроме того, в делопроизводстве Поместного приказа велись книги, фиксирующие выделение земельных угодий и их границы (отказные, отписные, межевые, мерные и сыскные книги), уплату податей (платёжные книги).

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Переписные книги XVII века
17.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

В середине XVII в. характер учёта населения претерпевает определённые изменения. Основным содержанием писцовых книг более раннего периода было описание тяглых земель, с которых платились налоги. С 40-х гг. XVII в. начали составляться переписные книги, которые описывали всё податное население России поимённо, с указанием возраста каждого человека. Первая такая перепись была проведена в 1646 – 1647 гг. После завершения переписи должен был состояться переход от посошного налогообложения (когда налоги брались с обрабатываемой земли в зависимости от её качества) к подворному (когда налоги уплачивались с двора), однако этот переход произошёл лишь в отношении налогов экстренного, военного характера. Большая же часть налогов продолжала собираться по писцовым книгам 1620-х гг.
Вторая общая перепись была проведена в 1676 – 1678 гг., в правление Фёдора Алексеевича. По окончанию этой переписи все налоги были переведены на подворное обложение. На основании переписных книг этого периода подати уплачивались вплоть до 1710 – 1719 гг.

Вот пример переписной книги:
«За Николаевским попом Василием на реке на Поведи с причетники церковных бобылей шесть дворов.
Бобыль Федька Иванов у него дети сын Алешка да сын Прошка. У Алешки сын Кирюшка 10 лет, сын Демка 5 лет. У Прошки сын Ивашко 3 лет».
Таким образом, в переписных книгах указывались имена всех крестьян (как государственных, так и крепостных), проживающих в каком-либо населённом пункте, причём указывался их возраст (правда, не для всех членов семьи). Среди членов семьи указывались только мужчины, однако если женщина могла быть записана, если была главой семьи (например, вдова после смерти мужа).
Стоит отметить, что помимо двух названных переписей проводился ряд других, которые охватывали не всю Центральную Россию, а какие-либо отдельные уезды или целые регионы. Например, в 1704 г. была проведена перепись Московского уезда, в 1705 г. – Владимирского и т.д.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Писцовые и переписные книги: сохранность и местонахождение
20.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Материалы писцовых и переписных книг по разным регионам сохранились по-разному. По Новгороду они начинаются с 1499 г., по Москве – с 70-х гг. XVI в., однако по многим регионам сохранились лишь переписные книги XVII в. (например, по Тульскому уезду), либо книги какого-то одного описания (Симбирский уезд).
С точки зрения значимости для генеалогических исследований из всего массива переписей XVI – XVII в. наиболее важны переписные книги 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Они дают картину всего населения того или иного населённого пункта, что позволяет использовать их в качестве источника по генеалогии крестьянства или городского сословия. Однако найти нужную семью в документах удаётся далеко нечасто. Во-первых, большая часть населения в этот период была бесфамильной. Во-вторых, весь XVII и XVIII в. продолжалось освоение новых земель: основывались новые деревни, происходило переселение крестьян (как государственных, так и крепостных) с места на место. В связи с этими обстоятельствами отсутствие какого-либо звена в источниках (например, одной из ревизий), не позволяет связать между собой поколения семьи.
Писцовые и переписные книги хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Основной их массив находится в фонде 1209 «Поместный приказ», кроме того, они имеются в фонде 137 «Боярские и городовые книги». Значительная часть копий писцовых книг находится в рукописных собраниях библиотек и музеев (Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея и др.). Насколько они дополняют основные фонды РГАДА, не вполне понятно: исследований, которые охватывали бы все сохранившиеся писцовые книги по всей России не проводилось.
Писцовые книги, хранящиеся в РГАДА, были описаны в XIX в. в первой книге издания «Описание документов и бумаг Московского архива Министерства юстиции» (М., 1869).
Опубликовано несколько росписей писцовых книг: «Писцовые книги Русского Севера» (М., 2000), «Писцовые книги Новгородской земли» (в 5 томах, М., 1999 – 2004), «Писцовые книги Восточного Замосковья» (М., 2007), «Описания городов Европейской части России XVI – XVII вв.» (М., 2005) и др. В этих изданиях писцовые книги различных уездов написаны по волостям с указанием номера листа, что позволяет найти нужный населённый пункт без пролистывания всей книги.
Кроме того, с XIX в. был опубликован ряд писцовых книг. Стоит упомянуть: «Писцовые книги XVI в.» (в 2 отд., 1872 – 1877), «Писцовые книги Ижорской земли» (в 2 отд., 1859 – 1862), «Писцовые книги Рязанского края» (в 2 тт., 1900 – 1904), «Писцовые материалы Ярославского уезда» (в 2 тт., СПб., 1999 – 2000) и мн. др.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Переписные книги по Сибири и Украине XVII века
24.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Несколько прошлых статей были посвящены писцовым и переписным книгам Поместного приказа. Эти книги описывают в основном Центральную Россию. Однако земли не всей территории России ведались Поместным приказом и, соответственно, включались в составляемые им писцовые и переписные книги.
Сибирские земли управлялись Сибирским приказом и по ним существуют отдельные переписи, которые носят название дозорных и переписных книг. Дозорные книги Сибири соответствуют писцовым книгам Центральной России, т.е. касаются главным образом земельных владений служилых людей и крестьян, переписные так же, как и в Центральной России, содержат списки населения.
Кроме того, по Сибири имеются иные материалы по населению, аналогов которым нет в других регионах. Во-первых, это ясачные книги, содержащие списки местного населения с указанием размера уплачиваемого ясака (дозорные и переписные книги касаются в основном русских поселенцев). Ясак – это налог, уплачиваемый местным населением, главную часть которого составляла пушнина. Во-вторых, крестьянские книги, которые содержат списки пашенных крестьян на государственных землях. В Сибири XVII в. существовала обширная категория пашенных крестьян, которые должны были обрабатывать «государевы пашенные земли», за это получая право пользоваться так называемыми «собинными землями», т.е. собственным земельным участком. Крестьянские книги описывают как раз этих пашенных крестьян и содержат перечни обрабатываемых ими пашенных земель.
Все эти документы по населению Сибири XVII в. хранятся в РГАДА в составе фонда 214 «Сибирский приказ». Описание этих документов было сделано Н.Н. Оглоблиным в четырёхтомнике «Описание столбцов и книг Сибирского приказа» (М., 1895 – 1902). Указатели документов по учёту населения и их характеристика содержатся в первом томе этой работы.
Особое управление имела и территория Левобережной Украины, вошедшая в состав России. Подворная перепись этих земель была проведена в 1666 г. Сохранившиеся материалы переписи находятся в РГАДА в фонде 124 «Малороссийские дела». Материалы этой переписи изданы В.А. Романовским в книге «Переписные книги 1666 года» (Киев, 1933), неизвестно, правда, насколько полно. Имеется также несколько публикаций по Чернигову в журнале «Сіверянський літопис».

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.
27.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

В начале XVIII в. по указу Петра I проводятся ещё несколько переписей. Они являются переходным моментом как в истории налогообложения, так и в истории переписей.
Как уже говорилось ранее, Московский уезд и ряд уездов вокруг Москвы были переписаны в 1704 – 1705 гг. По другим уездам также имеются подобные документы 1706 – 1707 гг. Однако документы этого периода по содержанию не отличаются от переписных книг XVII в., так как проводились переписчиками из московских приказов по формуляру документов предшествующего периода. Хранятся они (за некоторыми исключениями, находящимися в ф. 350, оп. 1) также в составе фонда 1209 «Поместный приказ».
В 1709 г. была проведена новая перепись населения. Эта перепись составлялась по дворам. Учитывались только мужчины, возраст указывался для всех, за исключением глав дворов.
Исследователи указывают на многочисленные недостатки переписи 1709 г. Она не устраивала и Петра, так как уже 12 февраля 1710 г. был издан указ губернаторам о проведении переписи в губерниях: «В сей настоящий 1710 год, к будущему 1711 году переписать всякому в своей губернии дворы крестьянские и дворовых людей и во дворах по головам людей обоих полов порознь и оныя росписки привезть к будущему 1711 году, закрепя своими руками (т.е. заверив своей подписью)».
В 1715 г. началось проведение новой переписи населения. Указ от 10 декабря 1715 г. предписывал: «В губерниях ландратам переписать дворы крестьянские и бобыльские и другие и в них людей по именам, против прежних посланных в губернии Его Великого Государя указов вправду без всякой утайки и понаровки».
Эта перепись получила название ландратской, так как проводилась местными чиновниками – ландратами. Эта должность появилась в 1713 г. как советник при губернаторе. По указу от 28 января 1715 г. деление на уезды и провинции упразднялось, все губернии делились на ландратские доли по 5 536 дворов в каждой (правда, губернатор имел право увеличить или уменьшить количество дворов). Во главе каждой доли стоял ландрат, который был обязан жить на управляемой им территории и заниматься всеми вопросами местного управления («для управления всяких сборов и земских дел»). Деление на ландратские доли сохранялось до реформы местного управления 1719 – 1720 гг., когда было введено деление на провинции и дистрикты.
Ландратская перепись проводилась с 1715 вплоть до 1718 г. Кроме населения, которое должно было платить подати, в ходе этой переписи учитывались и церковнослужители. Перепись составлялась по дворам (при этом отмечались и пустые дворы). В книги записывались как мужчины, так и женщины, для всех указывался возраст. Материалы переписи содержат также указания на то, где находятся отсутствующие члены семьи, отметки о смерти или нетрудоспособности.
Помимо названных всеобщих переписей, в начале XVIII в. было проведено несколько частных: например, перепись Белгородского и Севского разряда и новых деревень Слободских полков на территории Киевской и Азовской губерний 1713 – 1714 гг.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3356
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9914

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.: особенности и сохранность
31.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Отличительной чертой переписей 1709 – 1718 гг. стало то, что они составлялись не переписчиками, присланными из центра, а местными властями – губернаторами, ландратами, комиссарами (помощниками ландратов).
Переписи составлялись по старому принципу: в населённом пункте собирались сведения о жителях, которые затем вносились в переписные книги. При этом проводилась сверка с документами более раннего периода. Важно отметить, что при сверке основывались обычно на переписных книгах 1678 г., а не на переписях предыдущих лет, поэтому при сравнении переписей начала XVIII в. возраст крестьян может отличаться не на тот период, который прошёл между двумя переписями, а на произвольную величину.
Другая особенность – это высокая плотность населения в одном дворе. Наиболее ярко она проявляется в ландратской переписи. Налоги в этот период собирались с двора, поэтому очевидно, что увеличение налогового гнёта во время Северной войны вынуждало крестьян объединять хозяйства и жить одним двором. Отсюда вытекает ещё одно обстоятельство: не все родственные связи в этих переписях соответствуют действительности, так как иногда крестьяне называли своими братьями людей, проживающих вместе с ними, даже не состоящих в родстве.
Материалы переписей 1709 – 1718 гг. концентрировались в местных канцеляриях, а после реформы центральных учреждений 1711 – 1714 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии, были переданы в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Эта коллекция сохранилась и стала частью фонда 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» в РГАДА. Эти материалы входят в оп. 1 этого фонда и включают в себя 502 единицы хранения.
Эти документы касаются в основном территории Центральной и Южной России. Имеются материалы по некоторым территориям Слободской Украины (Ахтырскому полку, Изюмскому, Балаклейскому и другим уездам), встречаются (правда, в небольшом объёме) материалы по Тобольску и Красноярскому уезду.
Материалы переписей начала XVIII в. могут встречаться и в других фондах и архивах. Например, переписные книги дворов на Адмиралтейской стороне Петербурга и по Нарве 1716 г. имеются в РГАДА в ф. 198 «А.Д. Меншиков. Походная и домовая канцелярия» (А.Д. Меншиков был губернатором Санкт-Петербургской губернии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *