исповедальная роспись что это
Исповедная роспись как источник генеалогической информации для составления родословной и семейного дерева (Древа)
(Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).
Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».
Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.
История
Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи.[1] 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.
Содержание исповедных росписей.
Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.
В начале документа шло его название примерно такого содержания.
Число | [__*______*______*__] | Лета от рождения | Показание действа | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
дворов | людей | мужеска пола | женска пола | Кто были у исповеди и святаго причастия | Кто ж исповедались токмо, а не причастились и за каким винословием | Которые у исповеди не были | ||
мужеска пола | женска пола | |||||||
[1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | [8] | [9] В столбцах [1], [2], [3] записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно. В столбцах [5] и [6] — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо). В столбце [4] как раз и размещался список прихожан. В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто — поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником. [7], [8] и [9] столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия. В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в [7] напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в [9] указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец [8] использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в [7]. По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: (л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил. Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления. После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или табель. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе. В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола. Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список. Нецерковный учёт исповедований и причащенийКонтроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам.[2] В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству. «Приказ. При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей. Фрагмент исповедной росписи церкви Николая Чудотворца селаСлавного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии1755 года Исповедные росписиИсповедные росписи — это отчетный документ, который составляется каждый год по каждому приходу Русской православной церкви в Российской Империи в 18-20 веках. Исповедные росписи — в наше время, очень ценный источник информации.
В исповедные росписи входил отчет обо всех прихожанах, которые проживали на территории приходаВ этот отчет входил список всех прихожан, которые проживали на территории церковного прихода. В исповедальные росписи записывали все семьи целиком, кроме младенцев до 1 года. В ведомости также указывалось, был ли человек в этом году в храме во время Великого поста, или во время других постов, был ли на исповеди и причастии у своего священника, если же нет, то по какой причине он этого не сделал. Готовилось всегда два экземпляра такой работы. Один оставался для хранения в церкви, а другой отправляли в консисторию, где эту ведомость подшивали в дело вместе с отчетами других соседних приходов, например, приходам одного и того же духовного правления.
В настоящее время росписи находятся на хранении в региональных архивах в фондах духовных консисторий, а также в епархиальных управлениях. В росписях указали социальное положение человека, его владельческую принадлежность, место проживания, возраст. Именно поэтому метрические книги — одни из самых важных источников, когда составляется генеалогические исследования. Метрическая книга — книга, в которой хранились записи актов гражданского состоянияМетрическая книга — это книга, в которой хранились официальные записи актов гражданского состояния, то есть рождения, смерти, браки в период с начала 18 века. Метрическую книгу заводили ровно на один год, и делили ее на три части. Первая часть — «О родившихся». Здесь указывали дату рождения ребенка, его пол и имя. А также его место жительства, национальность, имя, фамилия, отчество матери и отца. Записывались и крестные ребенка, их место проживания, сословная. Указывали и тот факт, кто крестил ребенка и где крещение проходило.
Вторая часть — «О бракосочетавшихся». Здесь указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, возраст жениха и невесты. Для каждого супруга записывалось, каким образом он венчался. Записывались и свидетели в метрическую книгу, так же как и кто венчал.
Третья часть — «О умерших». Сюда записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также где похоронен человек, в каком сословном и владельческом положении, его имя, фамилия, возраст и причина смерти.
Ведение исповедных росписей было нужно особенно в тех местах, где переписи населения велись очень редко. Такие редкие для нашего времени материалы, можно найти в настоящее время. Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским АндрианомСоставление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Оно было принято в связи с борьбой в то время со старообрядчеством и появлением раскольников.
Росписи должны были в самом начале представлять собой три списка. В одном — люди, которые ходили на исповедь, во второй — люди, не ходившие на исповедь, а в третьем — те самые раскольники. Но такая отчетность так и не была воплощена в жизнь. Вскоре Петр I издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь, или иначе человек должен был заплатить штраф. С того времени был указ всем духовникам подавать списки только не исповедавшихся людей. Но только с 1718 года этот указ начали выполнять.
В 1722 году Священный Синод поставил, чтобы все люди, начиная с семилетнего возраста, были на исповеди и причастии у своего священника. Если же человек исповедуется и причащается не в своем приходе, а в другом, необходимо было предоставить справку в церковь по месту своего проживания. С того же года стало обязательно ведение росписей по всем приходам. Окончательную форму исповедных росписей подтвердила Анна Иоанновна в 1737 годуОкончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году.
Но в 1917 году исповедные росписи были отменены. Но даже тогда, после отмены, во многих приходах продолжали вести росписи прихожан. Многие росписи были уничтожены, как не имеющие никакой исторической ценности. Теперь рассмотрим примерную запись исповедных росписей, в которую вносили необходимые записи. Описание росписей различались по множеству факторов, например, от года написания документа, от местности, где находится данный приход, от наличия священника в приходе. В самом начале шла такая запись: Далее после всего следовала такая запись:
Для исповедных записей прихожан использовался определенный образецЗатем уже шли списки прихожан, относящихся к данному приходу. На фото ниже, можно увидеть приблизительную таблицу исповедных росписей. Рассмотрим ее более подробно. Под номерами 1, 2, 3 — записывали порядковый номер двора, дома или семьи. Затем записывали мужчин и женщин. Под цифрами 5, 6 — возраст лиц мужского (мужеска пола) и женского пола (женска пола). Возраст прихожан указывался приблизительный.
Под цифрой 4 — список как раз всех прихожан. В заголовке этого столба (где стоят три маленькие звездочки) писались люди социальных групп, к которым относилась семья. В начале писали людей церковного причта, то есть духовных, а затем домашних, то есть дворовых людей. Иногда на этом месте указывали название села, где проживали прихожане. Порой бывало так, что село принадлежало сразу нескольким владельцам, тогда их так и записывали, в соответствии с каждым владельцем. Иногда в список входили и соседние приходы, в которых местный священник был духовником. С 1861 года — записи в исповедных росписях делились на 5 социальных группПомимо раскольников, росписи разделяли на семь групп. А начиная с 1861 года, делились на пять групп — духовные, военные, статские, городские и крестьяне. В селах записывали главу семьи — фамилию, имя, отчество, затем его жену и детей. После чего также записывали даже дальних родственников. Под цифрами 7,8,9 — писалось, когда человек исповедовался и причащался, у какого священника. Обычно в такой колонке отмечали, что были всей семьей. А в некоторых более подробных записях можно встретить упоминание и о том, сколько раз человек за год причастился и исповедовался. В конце священник ставил свою подпись:
Помимо росписи священника на листах может иметься скрепа представителя духовного правления. После данной таблицы шли сводная ведомость, в которой было указано столько всего дворов, сколько душ к какой социальной группе относится, сколько в приходе лиц мужского и женского пола. В конце же прилагалось заверительное объявление. Это означало, что все из написанного, правда, без всяких приписок и укрывательства, потому что в случае обнаружения обмана составители могли понести штраф в довольно крупных размерах. Затем уже шли подписи лиц всего церковного причта. Если на территории прихода проживали раскольники, то их записывали после итоговой сводки. Вот пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, есть раздел служилые казаки под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына, ему 36 лет. Его жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор — 2 лет, Иван тоже 2 лет. Видимо два мальчика родись близнецами.
Такая информация будет удобна для тех, кто составляет свое генеалогическое древо, именно в исповедной росписи можно узнать то, что нужно. Исповедные росписи — очень ценный источник информации для многих семей. Генеалог-экспертСтатьи по генеалогическим исследованиям и составлению родословной от ген.директора Центра генеалогических исследований «Genealogic» (СПб) Александра Воробьёва.Санкт-Петербург Санкт-Петербург Исповедные ведомости (исповедные росписи). История Исповедные росписи или исповедные ведомости – это ещё один из основных видов генеалогических источников. Они составлялись священниками для учёта прихожан, которые были в этом году на исповеди и причастии в их приходе. Синодский указ от 17 мая 1722 г. вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди («…если кто на исповеди объявит ещё несделанное, но к делу намеренное от него воровство (т.е. преступление), наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь или здравие государево и на фамилию его величества…»), если человек не раскается и не откажется от своих планов. Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г. окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прохожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…». Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику. Синодский указ 16 апреля 1737 г. вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 г., а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод. Указ также окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причащения: …все Ея Императорского Величества верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святыя четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедывались и приобщались Святых Таин повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Таин приобщаться. Санкт-Петербург Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей Исповедные ведомости, как и метрические книги, велись в церкви в двух экземплярах, один из которых отправлялся в консисторию в середине сентября каждого года. Исповедные ведомости следовало ежегодно сверять с прихожанами: причётники обходили все дворы и вписывали всех родившихся или вышедших замуж. Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный её список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось на его вдовство. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей. Санкт-Петербург Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей. Сохранность и изучение исповедных ведомостей Ежегодная исповедная роспись завершалась итоговой статистической таблицей, в которой приводились сведения по приходу об общем числе православных (с разбивкой по сословиям), раздельно мужчин и женщин, исповедовавшихся и причастившихся, исповедовавшихся, но не причастившихся, не бывших у исповеди по малолетству, по отлучкам и другим причинам. Сверх того отдельно указывалось число и приводился именной список раскольников. Исповедную роспись подписывал не только священник, но и весь причт. Санкт-Петербург Переписи населения. Предыстория О переписях населения в период Древней Руси говорить сложно. В грамотах князей начиная с первой половины XII в. встречаются перечисление списков станов и погостов с указанием тягла (налогов), которые они должны уплатить князю. Однако вряд ли в документах этого периода перечислялись сами люди. Санкт-Петербург Переписи населения. Писцовые книги С конца XV – начала XVI в. в России книги, содержащие описания земель и налогоплательщиков, получают название писцовых. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже – по всей территории России. Санкт-Петербург Переписи населения. Переписные книги XVII века В середине XVII в. характер учёта населения претерпевает определённые изменения. Основным содержанием писцовых книг более раннего периода было описание тяглых земель, с которых платились налоги. С 40-х гг. XVII в. начали составляться переписные книги, которые описывали всё податное население России поимённо, с указанием возраста каждого человека. Первая такая перепись была проведена в 1646 – 1647 гг. После завершения переписи должен был состояться переход от посошного налогообложения (когда налоги брались с обрабатываемой земли в зависимости от её качества) к подворному (когда налоги уплачивались с двора), однако этот переход произошёл лишь в отношении налогов экстренного, военного характера. Большая же часть налогов продолжала собираться по писцовым книгам 1620-х гг. Вот пример переписной книги: Санкт-Петербург Переписи населения. Писцовые и переписные книги: сохранность и местонахождение Материалы писцовых и переписных книг по разным регионам сохранились по-разному. По Новгороду они начинаются с 1499 г., по Москве – с 70-х гг. XVI в., однако по многим регионам сохранились лишь переписные книги XVII в. (например, по Тульскому уезду), либо книги какого-то одного описания (Симбирский уезд). Санкт-Петербург Переписи населения. Переписные книги по Сибири и Украине XVII века Несколько прошлых статей были посвящены писцовым и переписным книгам Поместного приказа. Эти книги описывают в основном Центральную Россию. Однако земли не всей территории России ведались Поместным приказом и, соответственно, включались в составляемые им писцовые и переписные книги. Санкт-Петербург Переписи населения. Переписи начала XVIII в. В начале XVIII в. по указу Петра I проводятся ещё несколько переписей. Они являются переходным моментом как в истории налогообложения, так и в истории переписей. Санкт-Петербург Переписи населения. Переписи начала XVIII в.: особенности и сохранность Отличительной чертой переписей 1709 – 1718 гг. стало то, что они составлялись не переписчиками, присланными из центра, а местными властями – губернаторами, ландратами, комиссарами (помощниками ландратов).
|