исполнительская подготовка вокалистов что это

Методическое сообщение: «Подготовка вокалистов эстрадного ансамбля к концертному выступлению».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Преподаватель эстрадного вокала МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств»

Афанасенкова Любовь Александровна

«Подготовка вокалистов эстрадного ансамбля к концертному выступлению».

Эстрадное пение сегодня – наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки артиста, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряженного труда.

Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Выступление дарит артисту особое состояние-вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.

Процесс разучивания вокальных произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. На примере своих учащихся, могу заметить, что большое значение имеет также то, выступает исполнитель как солист, или в ансамбле. Распределение ответственности между несколькими «ансамблистами» снижает остроту переживаний.

Известно, что у волнения, есть причины. Мне бы хотелось привести основные из них:

«Нечистая совесть»- боязнь не столько слушателя, сколько недоученного произведения. На мой взгляд, любая мелочь способна повлиять на степень волнения исполнителя. По мнению Н.А.Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы выступления. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. Следующей причиной можно назвать «Боязнь забыть» Память. Как говорил С.Савшинский,- «не совсем ясно, толи боязнь забыть порождает волнение, толи волнение разрушительно действует на память».

представить нотный текст или текст песни то это может помочь в борьбе с волнением перед выступлением. Особую роль так же играет регулярность выступлений. Обязательно нужно увеличить их число.

Перед выходом на сцену следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Сердцебиение приходит в норму, и мы чувствуем себя гораздо спокойнее.

Не все дети, к сожалению, могут индивидуально выступать на сцене. А в творческом коллективе они чувствуют себя уверенно. Именно в творческом коллективе дети имеют возможность выходить на сцену, выступать на концертах, на конкурсах различного уровня. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив. Во многих странах Европы идет популяризация детского эстрадного пения в музыкальных телевизионных проектах «Голос», «Новая волна», «Славянский базар».

Вокальный эстрадный коллектив, который я представляю, состоит из учащихся подросткового возраста 9-12 лет. Необходимо отметить, что это сложный возраст и руководителю не просто овладеть вниманием и интересом детей. Большого труда стоит и подбор репертуара, который бы нравился детям и, в то же время решал ряд целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель- вокалист:

Цель моей работы – формирование у учащихся навыков к публичному выступлению. Чтобы достичь этой цели, преподаватель ставит перед собой ряд задач:

овладение и понимание материала произведений;

создание художественного образа, отражающее содержание произведения; цельное исполнение разнохарактерных произведений

развитие интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальному творчеству;

формирование умений и навыков вокального исполнительства;

приобретение обучающимися опыта ансамблевого пения и публичных выступлений.

В ансамбле учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы с партитурой, которая на первых порах представляет нечто абстрактное. Преподаватель учит учащихся работе с партитурой, отмечая наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание. Готовясь к концертному выступлению, преподаватель подбирает такой репертуар, который будет наилучшим образом презентовать данный вокальный ансамбль.

Доступность и понимание произведений – это расширение кругозора, накопление музыкально-творческой деятельности обучающихся:

по голосовым возможностям;

по техническим навыкам; Осмысление музыкальной формы:

Источник

Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертной деятельности. Сценическое волнение и методы его преодоления

исполнительская подготовка вокалистов что это. Смотреть фото исполнительская подготовка вокалистов что это. Смотреть картинку исполнительская подготовка вокалистов что это. Картинка про исполнительская подготовка вокалистов что это. Фото исполнительская подготовка вокалистов что это Рудакова Юлия
Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертной деятельности. Сценическое волнение и методы его преодоления

ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩЕГО ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА

К КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сценическое волнение и методы его преодоления

Методический доклад

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители, что уж говорить о начинающих юных вокалистах.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение”.

Многие психологи связывают страх перед публичными выступлениями с жизненным укладом в первобытном обществе. Все действия человека в те времена проходили через призму общественного поощрения или наказания, изгнание было равносильно смерти. Для нашего современника боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха выступления перед аудиторией.

По мнению учёных сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания «адаптационного синдрома» к усложнённым условиям жизни и труда. Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в «опасных» профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание.

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется на наиболее продуктивный.

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Тормозной тип. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации «замедленной съёмки».

Учащийся данного типа требует «встряски». Для продуктивной деятельности ему необходим хороший «запас прочности» знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

Агрессивный тип. В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и всё.

Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают «наказывать» непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.

Прогрессивный тип. Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется «боевой задор». Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

«Прогрессивный» тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит «выкладываться» на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Методы работы по снижению концертного волнения.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.

1. Рациональный подбор репертуара.

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика. Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.

Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

3. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов.

В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу (Спеть песню) в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано (баяне, скрипке и др. инструменте).

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики.

7. Удобная комфортная одежда на сцене.

Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда.

Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения.

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры.

1) Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок. Этому помогает игра с помехами. В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания. Или исполнить произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой.

На уроке помехой может послужить психотравмирующее слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения песни. Ученик при этом не должен ошибиться. Кроме того,в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять произведение. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности.

3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.

4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.

5) За час до выхода на сцену для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив тёплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук.

6) Непосредственно перед выходом на сцену помогут специальные техники и упражнения для снятия напряжения, волнения.

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций.

Дыхательные техники. Физиология сильно связана с психикой. Хорошее насыщение крови кислородом тонизирует нервную систему. Попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдыхать старайтесь так, чтобы выдавить все остатки воздуха из легких. Затем несколько минут подышите, вдыхая через одну ноздрю, а выдыхая через другую. Здесь также подключается переключение внимания на процесс дыхания, и это поможет отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении или переговорах.

Самое известное дыхательное упражнение, которое помогло уже очень многим людям – это дыхание с чередованием ноздрей. Сядьте в удобную позу. Спина прямая. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И приступайте к упражнению. Вдыхайте правой ноздрей воздух, прикрывая левую, затем выдыхайте левой ноздрей. Далее делайте вдох той же ноздрей, через которую только что совершали выдох. И выдыхайте через правую ноздрю. Дышите так в течении 5-10 минут. Чтоб усилить действие, вы можете мысленно воображать, как вдыхаете спокойствие, а выдыхаете душевное волнение. Дыхательные упражнения следует делать регулярно.

Техники успокоительного дыхания

Все мы слышали выражение ”перевести дух” или ”вздох облегчения”. А ведь мы не только слышали эти выражения, но и нет-нет, да и выполняли такие выдохи. На самом деле это действие для нас совершенно естественно. (Есть еще одно полупроизвольное, но естественное для нас действие – потягивание, но об этом, как-нибудь в другой раз). Таким образом, мы как бы выдыхаем из себя все негативные ощущения, все тревоги, волнения, весь застоявшийся в легких воздух. И если научиться выполнять это действие осознанно и правильно, можно весьма успешно и эффективно контролировать, и даже, устранять негативное действие страхов. И только начав регулярно и осознанно выполнять эти техники, можно прочувствовать, насколько угнетено и зажато было наше дыхание. Чтобы научиться правильно выполнять это упражнение, сделаем сначала обычный ”вздох облегчения” так как мы это обычно делаем, не особо стараясь. Затем выждем паузу, до тех пор, пока нам снова не захочется вздохнуть. И еще раз повторим наш чудо вздох. Дышим так какое-то время и по его прошествии, мы можем обратить внимание и ощутить, как наше дыхание стало ровным. Начнут расслабляться мышцы, возникнет легкое ощущение тепла, сердце войдет в спокойный размеренный ритм. Как только возникает стрессовая ситуация начинаем дышать подобным образом.

Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом.

Эффект переключения срабатывает в простых упражнениях: помотайте кистями, расслабьте их, затем помашите всеми руками несколько раз вперед и назад. Наверняка, вы обращали внимание, что таким образом снимают волнение спортсмены перед выступлением.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя или в теплой просторной ванной. Глубоко вздохнуть и на глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся,все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. И задержать на вдохе это состояние тела какое-то время. А затем выдохнуть и расслабиться. Повторить несколько раз.

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а если возможно, и ног. Повторить несколько раз.

Расслабляем мышцы лица и шеи и слегка трясем головой перемещая подбородок право-влево. Хорошо снимает зажимы лица, невладение мимикой, тугую улыбку.

Процесс жевания несколько успокаивает и делает безразличным. Когда нам беспокойно, жуем «Орбит».

Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием глаз хорошо тонизирует мышцы лица и успокаивает нервную систему.

Рычим подобно зверям.

Представим что наш страх – гармошка, играющая в груди. Выдох до предела – гармошка сжата. Вдыхая, мысленно растягиваем ее до предела. Проделываем несколько раз.

Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Подтвердит любая змея.

Зевание – глубинный древний инстинкт. И примечателен он для нас тем, что ослабляет ощущение тревоги или беспокойства. А посему мы будем имитировать зевоту в страхотерапевтических целях.

Страх, в момент чихания, блокируется чисто физиологически. А поэтому, наряду с искусственной зевотой, можно вызывать у себя искусственное чихание и снимать, тем самым проявления страха.

Если вы и так непроизвольно постоянно думаете о неблагоприятном исходе дела, представляете, как не справились с работой, не смогли добиться своего, значит, волнение приходит вместе с негативным настроем на поражение. Не думайте об исходе вообще или настраивайтесь только на положительный результат. Зачем дожидаться, когда эти симптомы придут и начнут мешать вам делать свое дело? Лучше намеренно, и как можно более точно и интенсивно, вызвать эти симптомы у себя искусственно. Мы вызываем все те симптомы, которые мы обычно испытываем, ощущая волнение или страх в какой-то конкретной ситуации, искусственно и сознательно усиливаем эти симптомы. А затем усиливаем симптомы до абсурдного запредельного состояния. Если у вас, дрожат руки, трясите ими яростно так, как будто они сейчас отвалятся…

Доктор Франкль говорил своим пациентам:

«Не спите ночью? – Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна! Добросовестно, честно боритесь, как делает это ребенок, когда ему интересно еще пободрствовать, поиграть, позабавиться, хотя уже наступило скучное время спать. Посмотрим, что из этого выйдет, сумеете ли вы одолеть сон».

Вышеуказанные способы и упражнения способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций

Методы и формы организации деятельности воспитанников «Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства». «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,.

Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ. ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ». Подготовила: Савина Е. Н. Театр.

Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками «Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками» Мы встречаем упоминание об игре у представителей разных научных дисциплин,.

Консультация для педагогов и родителей «Агрессия и пути его преодоления» Агрессивность В основе проявления агрессивности лежит одна из врожденных эмоций – гнев. Она возникает у человека, когда имеются причины,.

Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ 1. Понятие о методах воспитания Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют.

Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста» При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми,.

Организация поликультурного воспитания ребенка и методы его реализации в дошкольной организации План тематического контроля Тема: «Организация поликультурного воспитания ребенка и методы его реализации в дошкольной организации» Сроки.

Консультация для начинающего учителя-логопеда ОПОРНЫЕ ЗВУКИ ДЛЯ БАЗОВЫХ С – И даёт положение языка; Ф вырабатывает воздушную струю. Ш – Т положение кончика языка у бугорков; Ф, С.

Методы, приемы и технологии, применяемые в организованной учебной деятельности Тема: Методы, приемы и технологии, применяемые в организованной учебной деятельности Айгозина С. В., воспитатель класса предшкольной подготовки.

Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.

Источник

Исполнительская подготовка вокалистов что это

исполнительская подготовка вокалистов что это. Смотреть фото исполнительская подготовка вокалистов что это. Смотреть картинку исполнительская подготовка вокалистов что это. Картинка про исполнительская подготовка вокалистов что это. Фото исполнительская подготовка вокалистов что это

Техническое обеспечение учебного процесса в школе позволяет современному учителю музыки строить учебный и воспитательный процесс, опираясь на лучшие исполнения классической и современной музыки. Однако возникновение духовного контакта, особого эмоционального подъема, осознание музыки как явления, рождающегося здесь и сейчас, возможно только при исполнении музыкальных произведений самим педагогом. Также важной частью урока музыки остается разучивание и исполнение песен. При этом показ учителя часто является определяющим для формирования отношения обучающихся к данному произведению и мотивации к освоению музыкального материала. Но для этого педагог должен сам овладеть голосом как музыкальным инструментом. Вокальное обучение – длительный процесс, предполагающий овладение техническими приёмами, способами звукообразования, музыкальными стилями, общей культурой. Все богатство художественного содержания вокального сочинения, гамма чувств, эмоций, настроений, заложенных в нем, глубины смыслов музыкального и поэтического текста раскрывается голосом певца. Достижение высокого уровня вокального искусства начинается с овладения вокальными навыками. Поэтому формирование вокально-исполнительского мастерства является необходимым компонентом профессионального становления будущего учителя музыки.

Цель исследования: представить результаты разработки и практической реализации комплексного подхода к формированию вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки на начальном этапе обучения.

Материалы и методы исследования

Системный подход рассматривает исполнительское мастерство как явление сложноорганизованное, многоуровневое, многоаспектное. Данное утверждение позволило нам, синтезировав основные направления в понимании исполнительского мастерства специалиста и музыканта в частности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова; В.И. Петрушин, B.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, А.Л. Готсдинер, Л.Л. Бочкарев, Л.А. Баренбойм, Н.К. Бакланова, Р.Ф. Сулейманов, М.М. Берлянчик и др.), определить его структурные компоненты и их содержательную наполненность:

1) мотивационно-волевой компонент включает в себя направленность на исполнительскую деятельность и психологическую готовность к публичным выступлениям;

2) операционально-технологический компонент предполагает овладение слуховыми навыками, навыками голосообразования, дыхания, артикуляции;

3) регулятивно-психологический компонент нацелен на формирование навыков самоконтроля исполнительских действий, саморегуляции профессионального развития, умение преодолевать технические трудности исполнения;

4) индивидуально-творческий компонент отражает индивидуально-творческий характер исполнения.

Данный компонентный состав исполнительского мастерства является универсальным для музыканта любой специализации. Однако наиболее специфические характеристики профессиографического описания слагаемых исполнительского мастерства вокалиста относятся к операционально-технологической подсистеме. Ее основу составляют вокальные навыки, под которыми Л.Б. Дмитриев понимал характер работы голосового аппарата, определенные «певческие двигательные динамические стереотипы», которые обеспечивают профессиональное звучание голоса [1, с. 73]. Вокальная методика среди основных выделяет следующие навыки: дыхание, резонирование, артикуляцию, звукообразование, вокально-слуховые, эмоциональную выразительность исполнения (Л.Б. Дмитриев, Г.П. Стулова, А.Г. Менабени, В. Багадуров, В.П. Морозов, А.М. Вербов, В.В. Емельянов и др.). Наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие компоненты операционально-технологической подсистемы исполнительского мастерства:

– навыки звукообразования: правильное интонирование; резонаторное чувство; целенаправленное управление регистровым звучанием; использование разных видов атаки звука, подвижность голоса;

– слуховые навыки: вычленение из звукового потока качественных характеристик певческого звука, сравнение их с выработанными вокально-слуховыми представлениями, определение эмоциональной окрашенности звука;

– навыки дыхания: певческая установка; оптимальный для определенного типа вокальной партии объем дыхания; умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

– навыки артикуляции: четкость и правильность произношения; логическая акцентировка, фразировка, выразительность [1–3].

Дадим краткую характеристику основных направлений вокальной работы на начальном этапе, в которых формируются перечисленные выше навыки.

1. Необходимые условия подготовки певца к вокально-исполнительскому процессу. Первые шаги в работе педагога связаны с приобретением новой привычки пристального внимания обучающегося не только к голосу, но и ко всему телу. Правильное и удобное положение тела, его свобода, умение координировать мышечную работу определяют эффективность работы голосового аппарата. Поэтому локус внимания начинающего певца уже с первых уроков должен быть направлен на свободное положение корпуса, головы, рук, ног, естественность вдоха, ощущение зевка при пении. В таком случае процесс постановки голоса будет продуктивным.

2. Работа над дыханием. Певческое дыхание – это основа образования вокального звука, та энергетическая система, которая определяет силу, длительность, окраску звучащего тона. Педагог на основе имеющегося опыта предлагает начинающему певцу возможные варианты овладения таким типом дыхания, при котором под голосовыми складками обеспечивалось бы умеренное и равномерное воздушное давление. Однако работа дыхательной системы характеризуется рефлекторностью. Поэтому приспособление дыхательного процесса для пения требует последовательного и длительного закрепления найденных реакций, ощущений и снятия различных мешающих мышечных зажимов [4].

3. Работа над звуком. Обучающийся под руководством педагога исследует возможности и особенности своего голоса, ищет пути наилучшего использования устройства своего голосового аппарата, резонирования, работает над координацией работы всех частей голосового аппарата, формированием верных механизмов звукообразования.

4. Работа над артикуляцией. В вокальном искусстве достижение мастерства предполагает не только овладение звуковыми возможностями своего голоса, как обязательными для возможности передать характер музыки, различных оттенки чувств важным условием выступает ясное и правильное произношение текста.

5. Гигиена голоса и режим вокальных занятий. С самых первых занятий необходимо выполнять ряд правил:

— работать в удобном диапазоне и динамике,

— постепенно расширять звуковой и динамический диапазон,

— не форсировать голос,

— вокальные занятия должны носить регулярный и систематический характер.

На основании изучения составляющих исполнительского мастерства музыканта, представим определение исследуемого явления. Вокально-исполнительское мастерство будущего учителя музыки – это определенный уровень вокальной деятельности, совершенствование которого обеспечивается взаимодействием его составляющих элементов, а именно: мотивационно-волевого, операционально-технологического, регулятивно-психологического, индивидуально-творческого.

Целостная личность проявляется во взаимосвязи различных проявлений сознания, отношений и поведения. Их формирование определяет также становление и развитие ее профессионализма [5, 6]. Бинарный характер учебно-воспитательного процесса отмечается многими учеными (Ю.К. Бабанский, Р.М. Бескина, В.Э. Чудновский). С позиций комплексного подхода он существует в единстве и органической взаимосвязи обеих его сторон, внутреннего закономерного развития личности и совершенствования содержания и форм организации учебно-воспитательной работы. Обобщив теоретические исследования, представим комплексный подход к формированию вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки на начальном этапе обучения. Он представляет собой процесс, направленный на целостное индивидуально-психологическое развитие студента, учитывающий как внутренние закономерности развитие личности (мотивационно-волевую, операционально-технологическую, регулятивно-психологическую, индивидуально-творческую подсистемы), так и совершенствование содержания и форм организации учебно-воспитательной работы (организационные, процессуальные, аналитические и корректирующие условия).

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальное исследование проходило в Институте искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского на индивидуальных занятиях по вокалу с 2015 по 2017 гг. Его участниками стали студенты 1 курса направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка».

В начале поискового этапа были определены три уровня сформированности вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки на начальном этапе обучения:

Критерии разрабатывались с учетом структурных компонентов вокально-исполнительского мастерства студентов и их содержательной наполненности и включали:

1) ценностный компонент (направленность на исполнительскую деятельность; психологическая готовность к публичным выступлениям);

2) вокально-технологический (качество вокального слуха; знания об акустических и физиологических основах певческого процесса; уровень владения вокальными навыками);

3) регулятивно-психологический (умение контролировать собственные исполнительские действия; умение управлять своим профессиональным развитием);

4) исполнительская готовность (умение самостоятельно анализировать текст вокального произведения; умение вживаться в эмоциональной строй вокального сочинения, создавать яркие и адекватные музыкальному и поэтическому тексту образы).

Задания формулировались в соответствии с компонентами и критериями вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки. Каждый уровень определялся на основе анализа результатов анкетирования, экспертного оценивания, а также наблюдения и выражался в баллах, то есть имел количественные показатели.

Уровень сформированности вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки обеих групп в начале экспериментального исследования рассчитывался по следующей формуле

исполнительская подготовка вокалистов что это. Смотреть фото исполнительская подготовка вокалистов что это. Смотреть картинку исполнительская подготовка вокалистов что это. Картинка про исполнительская подготовка вокалистов что это. Фото исполнительская подготовка вокалистов что это

где К – показатель количественной оценки уровня сформированности исполнительского мастерства начинающего певца;

р – соответствующий балл за блок вопросов;

i – номер вопроса данного теста;

Vэ – количество студентов экспериментальной группы;

Vк – количество студентов контрольной группы.

На основе результатов проведенных расчетов были сформированы экспериментальная и контрольная группа с примерно одинаковыми показателями и численным составом: в экспериментальную группу вошло 7 человек (средний балл группы составил 13,1), в контрольную – 8 (средний балл группы – 12,6). Оба показателя соответствовали начальному уровню – стихийно-эмпирическому.

На формирующем этапе экспериментальной работы в контрольной группе обучение происходило по традиционной методике, в экспериментальной группе апробировался комплексный подход к формированию вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки.

В рамках формирования мотивационно-волевой подсистемы исполнительского мастерства в беседах со студентами выяснялась важность овладения голосом будущим учителем музыки, выявлялись необходимые исполнительские качества голоса для того, чтобы заинтересовать учащихся вокальным произведением, показать правильную работу голосового аппарата. Важным являлось создание ситуаций успеха, положительного эмоционального фона занятий.

В процессе подготовки к концертным выступлениям (например, зачет или экзамен) важными являлись коллективные уроки, когда на индивидуальных занятиях присутствовало несколько студентов, наблюдающих за исполнительской деятельностью. Таким образом, студенты приучались к присутствию публики, приобретали умения самоконтроля исполнительских действий и психологического состояния.

Следующая серия заданий была направлена на формирование операционально-технологической и регулятивно-психологической подсистем. Учитель музыки должен не только сам владеть своим голосом, но и методами его развития у детей. Основой и того, и другого вида деятельности является развитый вокальный слух. Поэтому студентам предлагался для прослушивания перечень исполнителей, первоначально близких по типу к голосу обучаемых, а затем ведущих академических певцов. Обучающиеся заполняли таблицы анализа вокально-исполнительской деятельности данных певцов сначала под руководством и направляющим вниманием педагога, а по мере формирования умений анализа самостоятельно с последующей проверкой преподавателем. Также студенты наблюдали за вокально-исполнительскими действиями своих товарищей и проводили ее анализ по той же методике [7].

Формирование индивидуально-творческой подсистемы вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки осуществлялось в процессе обучения студентов умениям работы над музыкальным и поэтическим текстом произведения и выразительностью исполнения. Для решения первой задачи мы использовали методику, предложенную И.И. Силантьевой [8]. Для решения второй задачи мы использовали традиционные методы отработки внешнего выражения эмоционального состояния у зеркала, а также современные технические средства – видеозапись – с последующим анализом и корректировкой исполнительских решений.

По окончании экспериментальной работы на формирующем этапе было проведено повторное определение уровней вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки на начальном этапе обучения. В результате анализа количественных показателей уровней вокально-исполнительского мастерства оказалось, что студенты обеих групп достигли среднего – адаптивного уровня (16–23 балла). В то же время необходимо отметить, что средний балл студентов экспериментальной группы составил 23,5, то есть значительно приблизились к параметрам высшего репродуктивного уровня (24–30 баллов). А средний балл студентов контрольной группы – 17,4 указывает на близость к предшествующему стихийно-эмпирическому уровню (0–15 баллов).

Выводы

Таким образом, именно использование комплексного подхода на начальном этапе вокального обучения студентов экспериментальной группы позволило им достичь более высоких результатов по сравнению с их сокурсниками из контрольной группы, а главное, дало им возможность осознанно, целенаправленно, последовательно формировать собственное вокально-исполнительское мастерство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *