искусство как форма культуры характеризуется тем что оно
ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Понятие искусства и его специфика. Виды искусства и их
взаимодействие. Социальные функции искусства.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
— изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (то есть с помощью пластических и колористических материалов);
— литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
— музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов;
— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура);
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
— сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.
Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
Искусство как форма культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «искусство»
Искусство является практической духовной деятельностью по развитию и воплощению эстетических ценностей.
Искусство лежит в основе эстетической культуры, включающей эстетические ценности, эстетические потребности и возможности (эстетический вкус, эстетическое восприятие и эстетический идеал), деятельность по их развитию и реализации, а также эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность также может быть нехудожественной. Эстетические аспекты есть в деятельности ученого, деятельности по преобразованию общества, в повседневной жизни, в спорте и т.д.
Характеристики эстетического отношения к миру могут проявляться в его эмоциональной наполненности, в «бескорыстии» эстетического переживания, в особом чувстве удовольствия. И. Кант видел в эстетике «возможность без цели». Все вокруг в эстетическом смысле задействовано в человеке как в активном существе, ставящем цели, но конкретный, практически ограниченный человек с целями, поставленными в эстетическом смысле, так сказать, «не присутствует». Все вокруг полно смысла, все связано с человеком, но конкретный «конечный смысл» скрыт.
Человек искусства воспринимает человечество как свободное, значимое и творческое существо. Эстетическое восприятие мира воплощает в себе потребность человека «оставаться собой» и стать универсальным существом.
Искусство в этом контексте является специализированной эстетической деятельностью, необходимое для реализации эстетических ценностей и активизации эстетических переживаний. Искусство – это концентрированное выражение эстетического отношения к миру. В отличие от эстетического опыта, который может присутствовать в любом сопутствующем ему виде деятельности, искусство моделирует конкретную реальность – художественную, где эстетическое овладение миром заключено в типичную «рамку» полезной деятельности.
Искусство изобилует различными изменениями, вопросами и различиями в технике эстетического воплощения, происходящими в историческом и культурном процессе. При этом прогресс в искусстве связан с новизной. Но новизна вида искусства, сам художественный язык не может свидетельствовать о прогрессе в содержательном плане. Истинная история искусства показывает, что периоды прогресса сменяются упадком и деградацией. Эмоционально богатое произведение искусства может быть бедным со стороны интеллектуального содержания. Прогресс искусства можно оценивать не только с технической точки зрения, но и с точки зрения трансформации его социальных функций, воплощения эстетических идеалов, эстетического роста личности и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
В искусстве это идея простоты, которая идеализируется и рассматривается как воплощение мастерства художника-творца, отражающего способность простой художественной формы быть осмысленно упомянутой.
На протяжении всей истории сосуществовали, а иногда и переплетались представления об искусстве как подражании природе (мимесис) и его интерпретации в качестве творческого самовыражения, знаково-символической концепции искусства. Разные трактовки сущности искусства неотделимы от понимания природы человека, мира и общества.
Виды искусства
Художественная и творческая деятельность человека осуществляется в различных формах, называемых видами искусства. Разнообразие этих форм может показаться хаотичным, но на самом деле они представляют собой систематически организованную систему конкретных родовых гендерных форм. Таким образом, в зависимости от материальных средств, с помощью которых создаются произведения искусства, объективно выделяют три группы форм искусства:
С другой стороны, в каждой из этих трех художественных групп художественная и творческая деятельность может включать:
Каждый вид искусства напрямую характеризуется способом материального существования его произведений и типом использованных изобразительных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, которые определяются особенностями того или иного материала и своеобразием получаемого художественного языка. Таким образом, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки – вокал и различные виды инструментальной музыки; разнообразие исполнительских видов искусства – драма, мюзиклы, куклы, театр теней, а также эстрада и цирк; разновидности танцев – повседневный танец, классика, акробатика, гимнастика, танцы на льду и др.
С другой стороны, у каждого вида искусства есть родовые и жанровые подразделения. Критерии для этих разделов определяются по-разному, но очевидно само наличие таких видов литературы, как эпос, лирическая поэзия, театр, такие виды изобразительного искусства, как станковое, монументально-декоративное, миниатюрное, жанры живописи, такие как портрет, пейзаж, натюрморт и др.
Таким образом, искусство в целом представляет собой исторически сложившуюся систему различных специфических методов мирового художественного развития, каждый из которых имеет общие для всех характеристики и индивидуальную неповторимость.
Искусство как форма культуры
Искусство, по определению, является формой или специализированной сферой культуры, в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах.
Сущность и формы искусства
Иными словами, основание искусства – это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:
Художественное творчество является «механизмом»:
Образ в искусстве — виды и формы
Форма мышления в искусстве – это образ, который может быть построен на имитации:
всех явлений, процессов, ощущений, коллизий, которые либо наблюдаемы, либо представляемы.
Цель искусства состоит в проектировании определенных образцов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия (понимание эпохи Просвещения) и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов.
В отличие от научного способа познания, который расчленяет для аналитики мир на отдельные части, художественная сфера идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра и зла» (того, что способствует объединения и пониманию, — тому, что разобщает и разрушает).
Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может и не должно сводиться лишь к выражению эмоций, оно должно включать в себя и деятельность мысли.
«эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»
Типы и функции искусства
К формам существования искусства относят:
Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:
Изучением искусства занимаются:
Основные ракурсы изучения искусства:
Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:
История возникновения искусства и художественной деятельности
Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).
Так, художественная деятельность появилась в верхнем палеолите в качестве элемента магической, ритуальной практики, где фиксировались значимые сущности или формы поведения (этикетные церемонии, навыки практической деятельности), которые затем могли превращаться в обряд. Историки отмечают, что такая художественная деятельность почти до конца Средневековья занималась «обслуживанием» иных функций – религиозных, политических, образовательных, а как самостоятельная сфера оформилась лишь к Новому времени.
Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с появлением:
Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.
Механизмы существования искусства
Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:
Его также отличает «консерватизм» по вопросам нравственного и социального содержания. Хотя эта сфера деятельности прочно связана с колебаниями «социальных заказов» общества на тот или иной вид художественной продукции, традиции привязанности ее к «вечным ценностям» остаются малоизменяемыми. Это связано, по мнению А.Я.Флиера, с устойчивостью главных антропологических и социальных интересов, а значит, и вытекающих отсюда нравственных проблем. Как подтверждение – бесконечное множество типовых фабул и одинаковых сюжетов, а также устойчивость определенных «вечных» образов.
Социальная стратификация искусства
Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид — разделение на:
– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной, аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.
Презентация темы:
Современность художественной культуры
Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.
В целом современную художественную культуру отличает:
Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.
Курсовая работа: Искусство как форма культуры
Название: Искусство как форма культуры Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа Добавлен 22:58:09 09 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 1726 Комментариев: 21 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.6 Оценка: неизвестно Скачать |