искушение это простыми словами что
Значение слова «искушение»
2. Соблазн. Вводить в искушение. Впадать в искушение. □ [Пимен:] Не сетуй, брат, что рано грешный свет Покинул ты, что мало искушений Послал тебе всевышний. Верь ты мне: Нас издали пленяет слава, роскошь И женская лукавая любовь. Пушкин, Борис Годунов. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. Тургенев, Малиновая вода.
3. Устар. Испытание, искус. Но в искушеньях долгой кары Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Пушкин, Полтава. Но этой веры для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих, Как вы, умел, любя, страдать. Тютчев, Чему бы жизнь нас ни учила.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни христианина, при которых испытывается устойчивость его веры. Устойчивость проявляется в уверенности в догматах и в соблюдении всех заповедей. Так как для достижения этой устойчивости требуется прилагать весьма значительные усилия, то термин искушение часто используется в смысле страдания, скорби. Последнее словоупотребление получает оправдание ещё и потому, что само колебание в вере ощущается христианином тоже как страдание.
ИСКУШЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. искусить-искушать (редко). 2. Соблазн, желание чего-н. запретного, недозволенного. И. было большое. Вводить кого-н. в и. Много было искушений.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
искуше́ние
1. редко действие по значению гл. искушать
2. религ. испытание каким-либо соблазном ◆ Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Евангелие от Марка: синодальный перевод, «1816—1862» ◆ «Искушение» по-славянски значит две вещи: во-первых, то, что мы называем искушением, то есть то, что побеждает нас своим соблазном; и во-вторых, испытание. Антоний (Блум), митрополит Сурожский, «О молитве Господней», 1987 г. ◆ Искушение нас не достиже, учит Павел, точию человеческое; верен же Бог, иже не оставит нас искуситися более, неже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести. Платон (Левшин), архиепископ Московский и Калужский, «Нравоучение третиенадесять», 1758 г.
3. то же, что соблазн, желание получить или сделать что-либо запретное, предосудительное, недозволенное ◆ Искушение было большое. ◆ Много было искушений. ◆ Человек, который может поздравить себя с первым осторожным шагом, чувствует тем большее искушение сделать второй шаг, совершенно безрассудный. Степняк-Кравчинский, «Андрей Кожухов», 1898 г. ◆ Суетное искушение оказалось настолько сильным, что он, позабыв все правила приличия, зашептал… Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова искушение
Словарь Ушакова
искуш е ние, искушения, ср. (книж.).
1. Действие по гл. искусить-искушать (редк.).
2. Соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. Искушение было большое. Вводить кого-нибудь в искушение. Много было искушений.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Мф 6:13). Под искушением в молитве Господней должно разуметь такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушения на людей приходят от плоти, от мира, от других людей или от диавола. В словах молитвы Господней: «…не введи нас во искушение», мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
искуш’ение — в одних случаях означает испытание ( Быт.22:1 ; 1Кор.10:13 ), в других — побуждение к какому-либо действию ( 2Цар.24:1 ; 1Пар.21:1 ), в третьих — обольщение ( 1Тим.6:9 и др.). Искушение никогда не исходит от Бога ( Иак.1:13 ), но всегда от собственной плоти человека, который нечисто реагирует на воздействия мира или желания своего собственного тела. Человек же часто пытается искушать Господа ( Исх.17:2 ; Исх.77:18 ; Мат.22:18 ; Деян.15:10 ), что запрещено законом ( Втор.6:16 ). Все искушения, которым подвергается человек, можно подразделить на искушения тела, души (ума) и духа. Те же искушения были предложены и Христу в пустыне диаволом, причем в усиленном, сконцентрированном виде ( Мат.4:3 ; Мат.4:6 ; Мат.4:9 ).
Православный энциклопедический словарь
внешний повод (соблазн) или внутренее влечение совершить грех. Бог попускает искушение как испытание. Каждое выдержанное испытание укрепляет христианина и ведет его вперед.
Православная энциклопедия
в молитве Господней («Отче наш») под искушением подразумеваются такие обстоятельства, которые ведут к тяжкому греху или потере веры. Они приходят к людям с разных сторон: из мира, от плоти, окружающих людей или дьявола. Произнося слова молитвы: «Не введи нас во искушение», мы просим Господа не допустить до нас искушения, а если Ему угодно испытать искушением нашу веру, чтобы не допустить нашего совершенного падения.
Библия: Тематический словарь
♦ соблазнять кого-либо грешить против Бога
А. Источник искушения
1. Бог не искушает нас грешить:
2. Сатана искушает нас грешить
3. Различные ситуации искушают нас
♦ желание легкого пути:
Мф 7:13,14; Мф 16:21-23
Б. В борьбе против искушений мы должны знать
♦ о дьявольских замышлениях:
♦ о необходимости остерегаться искушения:
Мф 26:41; Лк 22:40,46; 1Пет 5:8
♦ о Божией помощи в преодолении искушений:
♦ о Христовой помощи в преодолении искушений:
Евр 2:17,18; Евр 4:15,16
♦ о помощи молитвы против искушений:
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG temptation)
Словарь Ожегова
ИСКУШЕНИЕ, я, ср.
2. Соблазн, желание чегон. запретного. Вводить когон. в и.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(ten tatio) — на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. — обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа — отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их — литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге «Отечник».
ИСКУШЕНИЕ
искушение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: искушать, искусить. 2) Желание чего-л. запретного, недозволенного; соблазн.
искушение
с.
temptation; (соблазн) seduction
вводить в искушение (вн.) — lead* into temptation (d.); (соблазнять) seduce (d.)
поддаваться искушению, впадать в искушение — be tempted; yield to temptation
Искушение (ten tatio) — на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. — обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа — отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их — литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге «Отечник». H. Б.
ИСКУШЕ́НИЕ (из-, ье), я, ср.1. Соблазн, прельщение. На меня было нашло искушение в оном утопиться, но тот час я другое наме́рение предвосприял. ЕОЛ 37. Мы бренное сотворение, сосуд скудельный, как возможем остеречься от искушения. Трут. 1769 117. [Анюта:] О! мой милой! ... однако он ут ѣ шится св ѣ дав, сколько я для нево преодол ѣ ла искушений. Левш. Король 44. ◊Ввести во искушение; впасть, упасть, прийти в искушение. Увы! почто я ввел тебя во искушение! Маркиз V 61. Хранитель, Ангел мой! спаси мою жену! Не дай упасть ей в искушенье! Дмтр. II 100. ◊Дьявольское и.Бот. То же, что дриаква. Сл. бот. 135.
2. Испытание, невзгода, несчастье. Что же рещи о смотрении его в великая и тяжкая оная б ѣ дствия, смятения и искуше́ния, егда окончанием и смертию Владимира начало всяких разорений сотворися. Буж. Нотенб. 2. Они, преодол ѣ в наконец многочисленныя искушения рока, в объятиях любви наслаждались всею полнотою земнаго блаженства. Крм. ПЦ 66.
4. Исследование, изучение. Пробы т ѣ х камней и минералей вел ѣ ть прислать в Питербурх для искушения. Слткв Изъявл. 29. Самыя погр ѣ шности предшественников ..
суть уже для нас драгоц ѣ нныя приобр ѣ тения, .. без которых во многих случаях не см ѣ ли бы мы и приступить к искушению природы, не подвергая себя опасности заблуждений. Пнк. 1800 47.
|| Обучение, научение, приобретение мастерства. Ѣ здить на мор ѣ на воинских кораблях для искушения, ибо морское хождение вскор ѣ познать невозможно. ПБП VI 119.
Искушение
Искуше́ние (с церковнославянского языка переводится как «испытание»):
1) соблазн;
2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения ( Быт.22:1 );
3) внешний повод, провокация падших духов или людей, имеющее целью расположить человека ко греху;
4) действие человека, направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете ( Мк.10:2 );
5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху;
6) испытание долготерпения Божия со стороны человека ( Исх.17:2 ).
Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?
Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама ( Быт.22:1 ), искушение всего Израильского народа ( Суд.3:1-4 ), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху ( Иак.1:13 ).
Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей ( Суд.2:22 ), любят ли они Его от всей души, от всего сердца ( Втор.13:3 ). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести.
Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность ( Гал.3:6 ). Должное, богоугодное отношение Аврааму к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род ( Быт.22:16-18 ).
Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.
Так, искушая Израильский народ ( Суд.3:1-4 ), Господь попустил, чтобы на территории Обетованной земли вместе с сынами Израиля жили и языческие народы. Такое Божественное определение дало народу Завета дополнительную возможность проявить верность Единому Богу, утвердиться в истинной вере, возрасти в святости, добродетели. Кроме того, пример их послушания Богу мог бы благотворно сказаться и на язычниках.
Вместо этого Израильтяне уклонились от веры и сами стали перенимать языческие культы, обряды, традиции, строить идольские капища, жертвенники. В силу непослушания они всё больше и больше отдалялись от Бога, переполняя чашу Его священного гнева.
Для того, чтобы вразумить Свой народ, Господь посылал к ним судей, пророков. Но по упрямству и жестокосердию этот народ, в основной своей массе, неохотно прислушивался к Божьим посланникам. В результате, со временем он был разделен, пленен и рассеян.
Большим искушением для многих, как это ни странно, стало Благовестие Христа. Ведь и оно требовало от человека выбора: последовать за Спасителем или отвергнуть Его ( 1Кор.1:23 ). В этом отношении Господь ещё во времена Ветхого Завета был назван, камнем преткновения, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жителей Иерусалима ( Ис.8:14 ).
Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение “и не введи нас во искушение”?
Святитель Кирилл Иерусалимский так отвечает на этот вопрос: «Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: «кто не был искушен, тот мало знает» ( Сир.34:10 ), — и еще: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» ( Иак.1:2 ) — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, – входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил скорби на хребте нашем, посадил человека на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» ( Пс.65:10–12 ). Видишь, с каким дерзновением говорят, что перешли искушения и не изнемогли. Сказано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит избавиться от искушения».
Искушение – это предложение совершить грех. Оно может прийти на мысленном уровне, в чувственной сфере, на вполне материальном плане, когда кто-то конкретно искушает… Но ты можешь совершить грех, а можешь его и не совершать.
протоиерей Игорь Филин
Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.
прп. авва Дорофей
Плод искушения — самопознание: “А вот здесь, оказывается, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не понимаю”. И всё это узнаётся для того, чтобы деятельно исправляться.
прот. Андрей Ткачев
По мере воцерковления кажется, что избавление от внешних обстоятельств сможет коренным образом изменить жизнь. Увы, на месте одних внешних причин незамедлительно появляются другие. По мере духовного роста приходит осознание, что главные наши враги – внутри нас, это тщеславие, раздражительность, суетливость, осуждение и т.п., а внешние трудности лишь выявляют их.
Значение слова «искушение»: что это такое в православии, как не поддаться искушению
Человек — существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.
Что такое искушение
Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.
Происхождение слова
Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».
Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.
Значение понятия
По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.
Упоминания в Библии
Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.
Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.
Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.
Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.
Виды искушений
У каждого — свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все — своего рода испытания.
Материальные блага
Конечно, в первую очередь — это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто — не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами — на что только не толкает людей жажда денег.
Соблазны и греховные удовольствия
Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).
Испытания Господа
Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.
Влияние на человека
Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.
Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.
Почему люди соблазняются
Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?
Историческая справка
Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.
Особенности психики и характера
Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».
То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.
И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.
Как бороться с искушениями
Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.
Видео о том, как бороться с соблазном
Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.