ишвара пранидхана что это
Ишвара пранидхана что это
Практика Ишвара Пранидхана научит вас доверять Вселенной
Что значит Ишвара Пранидхана
Слово Ишвара было определено Патанджали в сутре 1.24 как «не подверженный страданиям, действиям, плодам действий или каким-либо внутренним настроениям от желаний».
Термин «Ишвара Пранидхана» состоит из двух слов:
Ишвара Пранидхана означает предать себя Всевышнему или Высшему Я, что, по сути, означает культивирование глубоких и доверительных отношений с вселенной и посвящать каждое свое действие чему-то большему, чем мы сами.
Существует много людей, которые считают даже обсуждение концепции бога неудобным. Философия йоги никоим образом не навязывает кому-либо идею Бога или религии, но, тем не менее, есть основополагающая идея, что существует нечто большее, более глубокое и чистое помимо нас самих.
Практика Ишвара Пранидхана в йоге и жизни
Это означает, что мы не позволим нашему эго вмешиваться в практику и будем заниматься йогой, не пытаясь навредить себе или преуспеть в чем-то. Необходимо слышать и любить свое тело, и если оно говорит, что устало, не нужно заставлять его выполнять асаны, дайте ему отдых.
Во время медитации вы можете сконцентрироваться на личности Бога, который вам ближе всего (Шива, Иисус, Будда и т. д.).
Практиковать Ишвару Пранидхану в повседневной жизни может быть и легко, и сложно. Все, что от вас требуется – это отпустить все свои страхи, мысли, желания, и посвятить себя и свои действия Высшей Силе.
Сложность этой практики заключается в том, что очень многие люди склонны контролировать каждое свое действие и его результат, и «отпустить» бывает не всегда легко. Кроме этого необходимо отпустить бесконечный поток мыслей в своей голове и довериться Всевышнему.
Отречение от того, что есть, требует доверия к нашему самому глубокому Я, нашей интуиции и смелости, чтобы выразить себя такими, какие мы есть, со всеми нашими совершенными несовершенствами, что в конечном итоге ведет к свободе.
Ежедневно напоминайте себе, что вы должны находиться в настоящем моменте и отдавать именно этому моменту свою энергию, не заботясь о завтрашнем или вчерашнем дне, ведь беспокойства о завтрашнем дне не сделают его лучше, но заберут вашу энергию сегодня.
Ишвара Пранидхана научит вас больше доверять Вселенной!
Ишвара пранидхана что это
Логическими умозаключениями доказать или опровергнуть существование Того, кого люди называют именами Бог, Абсолют, Аллах и другими, имеющими то же значение, ещё никому не удавалось. Поэтому оставим бесполезные дискуссии и примем лишь факт, подтверждённый миллионами людей и зафиксированный в любых письменных и устных источниках знаний о йоге: отрицание Божественности делает невозможным успешную практику йоги и достижение её целей. Иными словами, без Бога йога не работает, а искренняя любовь к Божественным проявлениям «почему-то» быстро приводит йогина к успеху. Зная эту закономерность, каждый практикующий сам для себя делает выводы о необходимости соблюдения или хотя бы стремления к одному из фундаментальных принципов Ниямы и йоги в целом, который называется Ишвара-Пранидхана. Он означает любовь к Богу, понимание Божественных принципов мироустройства и следование им, тотальное и благодарное, с верой в Высшую Справедливость принятие Жизни во всём её многообразии.
Ишвара-Пранидхана отнюдь не означает слепую покорность «заветам святых отцов», на которой настаивают нечистые на руку «посредники» между Богом и людьми. Напротив, этот принцип требует от человека максимального применения своих сил и способностей для совершенствования Вселенной на основе Божественной безусловной Любви и Гармонии, наиболее ясно выраженной в мантре: «Да будут счастливы все существа во всех мирах».
Любовь к Высшим Силам не приходит к человеку извне, но постепенно раскрывается им, познается, как неотъемлемая часть и глубинная основа всей его личности, индивидуального сознания. Без познания этой любви невозможно обрести внутреннее счастье, покой и радость.
И цель, и средство ее достижения
Даже асаны Хатха-йоги не дадут никаких значимых результатов практики, если они не будут основаны на Ишвара-Пранидхане. Более того, в этом случае есть опасность огромного вреда – человек возгордится здоровьем и красивым телом, он привяжется к своим достижениям и выпустит из рук путеводную нить, ведущую к истинным целям йоги, а вскоре неминуемо потеряет и здоровье, и красоту тела, и само тело.
Гибкие суставы не смогут подарить внутреннее счастье, стройная фигура и хорошее здоровье не обязательно свидетельствуют об успехах на духовном пути и внутреннем блаженстве. Человек, видящий результатом своей практики лишь здоровье и раскрытие «сверхспособностей» так же далек от целей йоги, как и тот, кто, уничтожает тело неестественным образом жизни.
Физическое тело человека – лишь временная оболочка бессмертной Души, поэтому его здоровье – важная составляющая йоговского пути самопознания. Больное тело не даёт возможности сосредоточиться на духовных практиках, навсегда избавляющих ум от страданий. И любовь к Богу, о которой говорит Ишвара-Пранидхана, помогает ясно понять истинное значение здоровья, не преувеличивая, но и не преуменьшая его. Тот, кто заботится о своем теле, как о инструменте, позволяющем развивать Любовь, Волю и Разум, легко обретет все необходимые результаты йоги: физическую силу, здоровье, силу мысли, креативность, свободу от стрессов, стабильный позитивный настрой, самопознание и самореализацию.
Принцип Ишвара-Пранидхана не означает отказ от разнообразных прелестей материального мира. Но он настаивает на верном отношении к успехам и неудачам, приобретениям и потерям.
У кого-то есть шикарная машина или дом, но разве владелец может гарантировать их сохранность? Знаем ли мы, как, когда и при каких обстоятельствах мы расстанемся с нашим телом? Путник может быть внезапно убит молнией, а потерпевший кораблекрушение так же внезапно может быть или спасён «случайным» судном, или съеден «случайной» акулой. На самом деле, никакой внезапности и случайности в происходящем нет. Духовно развивающиеся люди об этом знают из собственного опыта, остальные – лишь догадываются.
Все, чем мы пользуемся в этом мире, дано нам временно и будет отнято постоянно изменяющейся и эволюционирующей Природой, живущей по её же Законам, в основе которых лежит Гармония, Любовь и Целесообразность. Отдельная личность – песчинка в этом процессе Вселенской Жизни. Осознать это – значит сделать большой шаг к внутреннему счастью и к реализации Ишвара-Пранидханы. После этого осознания у йогина не остается иного разумного выбора, как совершение любого действия ради радости самого действия, стремясь все делать безупречно. Разве можно предложить Вселенской Гармонии несовершенный борщ, некачественное строительство, плохо сделанный отчет или программное обеспечение со множеством ошибок? Ведь «как аукнется – так и откликнется»! Но если человек глуп и ради сиюминутного личного блага готов пренебречь голосом Совести, ему будет очень сложно совершать идеальные действия. Эгоистичные люди постоянно попадают в неприятные ситуации, даже не догадываясь, что это явилось следствием подмены ими законов Природы другими законами, идущими вразрез со стремлением мира к красоте и гармонии всеобщего существования.
Для йогина, реализовавшего Ишвара-Пранидхана, каждый вдох является актом поклонения и благодарности, каждое действие – проявлением Любви, каждое слово – общением с Богом, каждая мысль отражает Его величие, каждая эмоция направлена к Нему. Уже незачем выделять специальное время для молитв или ходить в храмы: везде Храм, всегда молитва.
Бог неограничен. Все имена – Его. Все формы – Его. Иисус, Будда, Кришна, Шива… Йогин не делает разницы между проявлениями Бога, но при этом может чувствовать особо теплые чувства по отношению к отдеьным Его эманациям.
Например, если разум захвачен блистательным образом Кришны, не стоит заставлять себя обязательно концентрироваться на качествах Иисуса или Шивы. Сердце легко подскажет, к какой форме и к какому имени стоит направить свое бхакти.
Прислушиваясь к самому себе, йогин безошибочно узнает объект своей любви. И постепенно он перестанет видеть разницу между Его проявлениями. Он будет видеть Бога и в иконе, и в мельчайшей травинке у себя под ногами, и в себе самом.
Атеист – это такой же человек, с таким же внутренним устройством, что и самый преданный последователь какой-либо религии или философской системы. Любовь теплится в груди у обоих. А разница лишь в том, что у одного она направлена на антропоморфные образы, а другой реализует Ишвара-Пранидхана через любовь к Природе, самой Жизни.
Можно не верить в Бога, но нельзя не верить в Жизнь. А между ними нет разницы. Атеизм – выдумка, не существующая в реальности. Жизнь есть повсюду. Достаточно здраво осмотреть окружающий мир, чтобы в сердце зародилась волна уважения и любви к той безграничной движущей Силе, которая лежит в основе всего сущего. Поддержание этой волны, следование за ней – это и есть реализация принципа Ишвара-Пранидхана.
Предание себя Высшей Воле
О некоторых людях говорят, что у них «всё не слава Богу». В этой пословице кроется двойной смысл – она ясно указывает на причину несчастий.
Многие люди избирают жизненный стиль, который можно назвать «плыть против течения». Только кому-то такое плавание приносит драйв в жизнь, делая человека сильнее и не причиняя ему вреда, а кто-то постоянно получает по лбу встречающимися навстречу брёвнами-обстоятельствами, страдает от болезней и собственных мыслей. Почему так происходит? Причина кроется в умении видеть правильный путь и следовать знакам, которые посылает нам Жизнь.
Разве человек способен противостоять воле Природы? Мудрый йогин не преувеличивает значение своих усилий, понимая, что является лишь одним из актеров в спектакле, поставленном гениальным и всемогущим Режиссером. Когда приходит это осознание, нет более смысла кичиться своей свободной волей. Йог знает, что эта свобода дает только два выбора: или всегда быть в потоке, четко следуя сожившимся тенденциям жизни, или плыть против течения, настаивая на своих желаниях и решениях. «Режиссер» видит общую ситуацию на «сцене» и намного лучше знает, что является для «актера» благом, а что горем. У человека действительно есть свободная воля, а Режиссёр даёт ему подсказки в виде вмешательства в его судьбу. Страдания, болезни и неудачи – это сигнал о неверном, с Его точки зрения, способе жить. Воодушевление и удачно складывающиеся обстоятельства, пусть даже и с небольшими трудностями ментального или физического характера – это «похвала» от Него и знак продолжать в том же духе.
Практики, открывающие осознание Ишвара-Пранидханы
Совсем не просто в одно мгновение полностью реализовать принцип Ишвара-Пранидхана. И если такое случится, человеку больше не нужна будет практика, ведь он уже пребывает в йоге.
Для большинства людей любовь к Богу раскрывается в процессе самосовершенствования, внутреннего очищения в результате системных занятий. Достигшему цели йоги становится доступен процесс раскрытия в себе так называемых «сверхспособностей», данных каждому человеку от рождения.
Роман, отвечаю на твой вопрос «а что вообще есть любовь?», конечно буду использовать более близкие чувства, но само чувство нужно чувствовать, а не читать, как это происходит сейчас:
Это чувство Единства с Объектом любви.
Это чувство Вдохновения, от понимание, что есть Объект любви.
Это чувство бескрайнего Счастья!
И все вместе одновременно.
Чтоб научиться любить нужно от 40 лет ежедневных практик, так утверждают монахи (разных течений), я в принципе с ними согласен.
Я лично еще учусь любить, свой род, своих предков, до любви к богу еще может и далеко, но у меня в жизни были вдохновляющие примеры, по этому я буду продолжать идти.
Затем, если у тебя хватит воображение, представь, что у твоих родителей наверняка были еще дети (твои братья и сестры), а у твоих бабушек тоже дети (твои родные тети и дяди), у твоих пробабушек тоже дети (твои сродные бабушки и дедушки) и т.д. в некоторых семьях было до 16 детей и более.
Роман, это ты говоришь не про любовь, а про сексуальную увлеченность, любовь не связана с женским или мужскими гормонами, хотя и может на них влиять.
Я очень хорошо понимаю, о чем ты говоришь, смотреть телевизор я уже давно перестал, там нет жизни, я живу и общаюсь в реальности с людьми и в них много добра и жизни. А тебе это трудно понять, после просмотра телевизора.
Я живу в реальности. телевидение собирает фигню и еще искажает часто.
Ишвара пранидхана что это
Пятый принцип ниямы — Ишвара пранидхана. Это принятие существования высшей сущности (Ишвары) и предание себя ей.
С санскрита слово «ишвара» дословно переводится как «владыка» — эпитет, которым в древнеиндийским эпосе обозначали многих богов. Термин используют для обозначения Бога как активного начала в мире. Например, воля Божья на санскрите будет Ишвара-санкальпа. А также для обозначения высшего сознания. Согласно индийской философии, Ишвара — учитель всех учителей («Он есть гуру самых первых гуру», — гласят «Йога-сутры»). В нем заключено семя всезнания (сарваджня-биджа).
«Обычно «ишвара» переводится как «бог». Но под богом нам следует иметь в виду не личность, а высшее духовное сознание. Оно не физическое, не ментальное, а чисто духовное», — пишет Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях на «Йога-сутры».
Практикующему йогу для того, чтобы соблюдать Ишвара пранидхану, не обязательно верить в Бога. Достаточно принять тот факт, что человек (ты сам) наделен чем-то большим, чем просто физическим телом, — чистым сознанием. Йогину это необходимо точно так же, как математику необходимо принять существование нуля в математике. Без работы с сознанием невозможна йога, без нуля – математика.
«Арабы начали использовать в математике 0, но никто никогда не видел его, никто не может доказать его существование. Однако, когда мы используем его, перед нами открываются доселе невиданные горизонты», — пишет Грегор Маеле в книге «Аштанга йога». Там же он приводит замечательную аналогию: «Например, вы не скажете, что верите в своё правое ухо: поскольку вы знаете своё ухо, вера не требуется. Когда человек понимает, что он – сознание, вопрос веры в Бога или перерождение становится столь же бессмысленным, как вопрос веры в собственное правое ухо».
Элементы Ишвара пранидханы заложены в открывающей и закрывающей мантре Аштанга йоги. Символ Ишвары – священный слог ОМ. Когда мы поем ОМ – мы вверяем себя чему-то высшему. Интересно, что Свами Вивекананда толковал Ишвара пранидхану одним словом – молитва.
Знаменитый толкователь «Йога-сутр» Риши Вьяса указывал, что сосредоточение сознания на священном слоге Ом, который есть знак Ишвары, позволяет йогину постичь собственную сущность и избавиться от различных препятствий в виде болезней и др.
Еще один элемент Ишвара пранидханы — готовность на коврике работать с самоотдачей. Самоотдача, посвящение своих действий Богу – именно так эту нияму толкуют Шри К. Паттабхи Джойс и Б.К.С. Айенгар. В книге «Древо йоги» Айенгар пишет, что посредством Ишвара пранидханы человек отбрасывает гордость и обретает смирение. А только смиренная душа получает доступ к высшим ступеням йоги.
Таким образом, пятая нияма – это не что-то космическое, а вполне практический механизм по выработке смирения. Вверение себя более высокому и чистому вообще является основой индийской садханы. «Сначала вы посвящаете себя гуру, затем – учению, только тогда приходит Ишвара пранидхана», — пишет Шарат Джойс в книге «Аштанга йога Ануштхана».
«Ишвара — это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды», — гласят «Йога-сутры» Патанджали. Это означает, что Ишвара свободен от страдания, неведения, эго, влечения, отвращения, страха смерти. Он абсолютно чист и вечно свободен. Как поясняет Свами Сатьянанда Сарасвати, идея Бога в йоге сводится «к некоему духовному сознанию, которое настолько чистое, что совершенно свободно от каких бы то ни было отношений с кармой, а поэтому и от ее влияния».
Это особое – высшее — состояние сознания обычно находится за рамками нашего понимания, но при этом оно проявлено в каждом из нас. «Поэтому для каждого человека, каждой личности возможно достижение высшего бытия, которое есть пуруша-вишеша, — отмечает Свами Сатьянанда Сарасвати. — Но для этого каждый должен реализовать концепцию Ишвары, т. е. иметь прямой опыт его осознания, поскольку интеллектуальной концепции, которую мы обычно используем, недостаточно».
Здоровье и йога
Пятой ниямой является Ишвара пранидхана, которая трактуется как посвящение всех своих действий Всевышнему.
Патанжали в « Йога-сутрах » говорит о данном принципе следующим образом: «Капитуляция перед Господом дарует совершенство самадхи ».
Самадхи достигается посредством ясного разума и силы мысли, в которой мы предаем себя Богу. Силой самадхи наделяется тот, кто находит убежище в Господе.
Сдача себя на милость Всевышнему освобождает садхаку (практикующего йогу) от пут мирских желаний, приводя к отрешенности от чувственных устремлений и воспитывает преданность в наиболее сильной ее форме.
Существует замечательная иллюстрация ишвара пранидханы как полной реализации преданности Богу.
Однажды Нарада (просветленная сущность) шел через лес и увидел йога-аскета, совершающего суровые ритуалы. Йог-аскет уже в течение многих лет сидел на одном месте и муравьи, живущие здесь, уже успели построить огромный холм над его телом.
Узнав Нараду, йог воскликнул: «О, великий Нарада! Зная, что ты очень близок и дорог Вишну, молю тебя, спроси Его, когда увидишь в следующий раз, как долго мне еще сидеть здесь, прежде чем я достигну освобождения и войду в Его обитель»?
Нарада в ответ сказал: «Хорошо, мой друг, я выполню твою просьбу и в следующий раз, когда буду проходить мимо, передам тебе Его весть».
Следуя дальше своим путем, Нарада на одном из деревьев увидел прыгающего по веткам человека, который непрерывно выкрикивал: «Рама, Рама!». Заприметив Нараду, бхакти-йог, прокричал: «О, Нарада, приветствую тебя! Я безмерно счастлив лицезреть тебя здесь! Мог бы ты оказать мне услугу и поинтересоваться у Всевышнего, когда мне будет даровано освобождение и возможность посетить Его обитель»?
Нарада согласился выполнить и эту просьбу.
Через несколько лет, снова проложив свой путь через этот же лес, Нарада подошел к йогу-аскету, находящемуся в полной неподвижности. Муравьи сделали свой дом еще больше, и только лицо йога пока еще оставалось свободным. «О, великий Нарада, я очень счастлив тебя увидеть снова. Скажи мне, пожалуйста, какие у тебя вести от Всевышнего»?
Нарада дружелюбно ответил: « У меня для тебя прекрасная новость. Я спросил о тебе у Вишну и он велел мне передать, что тебе осталось всего лишь три рождения для достижения освобождения».
Йог-аскет воскликнул: «Как! Еще целых три воплощения? Почему такая несправедливость? Я не в силах больше столько терпеть!» И он погрузился в уныние. Сочувственно покачав головой, Нарада продолжил свой путь.
Подойдя к дереву, где в прошлый раз он встретил бхакти-йога, он обнаружил, что тот по-прежнему радостно прыгает по веткам и распевает «Рама, Рама!». Увидев Нараду, тот промолвил «Нарада, прекрасный из лучших! Есть ли у тебя какая-нибудь весть от Всевышнего для меня»?
Нарада промолвил: «Да, мой друг, но, думаю, что она не очень тебя обрадует. Можешь ли ты сосчитать количество листьев, растущих на этом дереве? Именно столько рождений тебе предстоит пройти, чтобы достигнуть освобождения и вступить в обитель Всевышнего».
Ишварапрашидхана «преданность Ишваре (» Господу «)» [1] [2] также один из пяти Нияма (этические нормы) в индуизм и Йога. [3] [4]
Содержание
Этимология и значение
Обсуждение
Йога-сутры Патанджали
Ишварапрашидхана упоминается в Йога-сутры Патанджали следующее: [3]
Санскрит: शौच संतोष तपः स्वाध्यायेश्वरप्रणिधानानि नियमाः ॥32॥
— Йога-сутры II.32
Санскрит: क्लेश कर्म विपाकाशयैःपरामृष्टः पुरुषविशेष ईश्वरः ॥२४॥
— Йога-сутры I.24
Эта сутра философии йоги добавляет характеристики Ишвара как то особое Я, которое не затрагивается (अपरामृष्ट, апарамриста) своими препятствиями / невзгодами (क्लेश, клеша), обстоятельства, созданные прошлым, или текущие действия (कर्म, карма), плоды своей жизни (विपाक, випака), и свои психологические установки / намерения (आशय, ashaya). [11] [12]
Ишвара как метафизическая концепция
В стихах I.27 и I.28 йогасутры связывают Ишвару с концепцией Пранава (प्रणव, ॐ) и рекомендует повторить и созерцать одну из составляющих восьмиступенчатой йоги. [18] Это рассматривается как средство начать процесс отстранения от внешнего мира, соединения со своим внутренним миром, сосредоточения и достижения единомыслия. Йога. [18] [19]
Уичер утверждает, что концепция Ишвары Патанджали не является ни Богом-творцом, ни универсальным Абсолютом Адвайта Веданта школа индуизма. Уичер также отмечает, что некоторые теистические подшколы философии индуизма веданты, вдохновленные школой йоги, предпочитают объяснять термин Ишвара как «Высшее Существо, которое правит космосом и индивидуализированными существами». [20] Однако в Йога-сутрах Патанджали и обширной литературе школы йоги индуизма Ишвара не является верховным правителем, Ишвара не является правителем. онтологический концепция, скорее это была абстрактная концепция, отвечающая педагогический потребности людей, принимающих философию йоги как образ жизни. [20] [21]
Ишвара как божество
Ишварапрашидхана был интерпретирован как созерцание божества в некоторых подшколах индуизма. Циммер в своей книге по индийской философии 1951 года отметил, что подшколы бхакти и ее тексты, такие как Бхагавад-гита, относятся к Ишваре как к Божественному Господу или божеству определенной подшколы бхакти. [22] Современные сектантские движения подчеркивают Ишвару как Верховного Господа; Например, Харе Кришна движение рассматривает Кришну как Господа, [23] Арья Самадж и Брахмоизм движения, находящиеся под влиянием христианских и исламских движений в Индии, концептуализируют Ишвару как монотеистического всемогущего Господа. [24] В традиционных теистических школах индуизма, таких как Вишиштадвайта Веданта Рамануджи и Двайта Веданта Мадхвы, Ишвара идентифицируется как Господь Вишну / Нараяна, что отличается от Пракрити (материальный мир) и Пуруша (душа, дух). Во всех этих школах Ишварапрашидхана это созерцание соответствующего божества.
Радхакришнан и Мур заявляют, что эти вариации в концепции Ишвары согласуются с понятием индуизма «личный Бог», где «ценятся идеалы или проявление высших ценностей личности». [25] ИшварапрашидханаЗенер предполагает, что созерцание Ишвары как божества полезно, потому что это помогает человеку стать более похожим на Ишвару. Риепе и др., [26] заявляют, что литература индуистской школы йоги ни прямо не определяет, ни косвенно не подразумевает какого-либо бога-творца; скорее, это оставляет человеку свободу и выбор концептуализации Ишвары любым значимым образом, который он или она пожелает, либо в форме «божества по своему выбору», либо в форме «бесформенного». Брахман (Абсолютная Реальность, Универсальный Принцип, истинное особое Я) «. [27] [28] [29] Потребность и цель Ишвары, каковы бы ни были ее абстракции как «особый вид Я» или «личное божество», не являются самоцелью, а скорее средством «совершенствования практики сосредоточения» в своем путешествии через восемь частей философии йоги. [30] [26]
Ишвара как чистое сознание
Ларсон предлагает Ишваре в Ишварапрашидхана можно понять через его хронологические корни. Йога школа индуизма развивалась на основе Санкхья школа индуизма. В нетеистической / атеистической школе санкхьи Пуруша является центральной метафизической концепцией и рассматривается как «чистое сознание». Дальше, Пуруша школа санкхьи описывает ее как «множественность чистого сознания» в ее эпистемологической теории (а не для удовлетворения потребностей своей онтологической теории). [31] [32] В Йога-сутрах Патанджали определяет Ишвара как «особый Пуруша» в стихе I.24 с определенными характеристиками. Ишвара, тогда может быть понят как одно из множества «чистого сознания» с характеристиками, определенными Патанджали в стихе I.24. [31] [33]
Ишвара как духовный, но не религиозный
Ван Несс и другие, [34] предполагает, что концепции Ишвары, Ишвара-пранидханы и других частей Йоги можно прагматически понимать как «духовные, но не религиозные». [35] [36]