ишта гоштхи что это
Ишта гоштхи что это
ЕС Сатсварупа дас Госвами
01. ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА
02. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
04. ВОСПРЯНЕМ ДУХОМ
05. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ КРИШНУ
06. ПОЧИТАНИЕ ПРАСАДА
07. ЭТО ПО-ПРЕЖНЕМУ ИСТИНА
08. ОБЩЕНИЕ С ПРЕДАННЫМИ
09. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
10. СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА
11. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
13. СМЫСЛ ХАРЕ КРИШНА МАНТРЫ
14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХА В ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ
15. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
16. МОЛЯСЬ О СЛУЖЕНИИ ГОСПОДУ
20. ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬ МИЛОСТИВ К ЭТОМУ ГРЕШНИКУ
21. С ТЕХ ПОР, КАК УШЕЛ ПРАБХУПАДА: ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ?
22. ЦЕНА УЧЕНИЧЕСТВА: ОТВЕТ БРАТА В БОГЕ
23. БЕСЕДЫ СО ШРИЛОЙ ПРАБХУПАДОЙ
24. МОЛЯСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ УСЛЫШАТЬ, ЧЕГО ХОЧЕТ БОГ
26. РЕФОРМА ДЖАПЫ: ВЗЫВАЯ К МИЛОСТИ
27. БЛАГОДАРНОСТЬ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ
28. ИДТИ ВПЕРЕД И ВИДЕТЬ КРИШНУ ВО ВСЕМ
01. ВЫБЕРИТЕ СВОЙ АШРАМ И СРАЖАЙТЕСЬ,? НО ТОЛЬКО НЕ ДРУГ С ДРУГОМ
02. ТРИУМФ «БХАГАВАТАМ»
03. ВОРОНЫ И ЛЕБЕДИ
04. КТО СКАЗАЛ, ЧТО НУЖНО МОЛИТЬСЯ?
5. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. МИССИЯ ГОСПОДА БУДДЫ.
07. МЕДИТАЦИЯ НА КРИШНУ
08. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
09. ОТВЕТ СКЕПТИКАМ
10. ПИСЬМО ОТ УЧЕНИКА, И ОТВЕТ
11. МОЛИТВА, КОТОРУЮ ПРЕРВАЛА КОРОВА
12. ВЗЫВАЯ К КРИШНЕ: ДИАЛОГ
13. СТАНОВЯСЬ УДАЧЛИВЫМ
15. ПИСЬМО ТОМАСУ МЕРТОНУ
16. ДНЕВНИК ЭКАДАШИ
17. КРИШНА НЕ ОДИН ИЗ МНОГИХ, А ЦЕНТР ВСЕГО
18. МОЛИТВА. ОБМЕН ОПЫТОМ
19. ПЕРЕПИСКА:?ПОЧЕМУ БОГ НАКАЗЫВАЕТ ГРЕШНИКОВ??
20. ШРИ КРИШНА, ЦЕЛОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОГА
22. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. ИНДИЙСКАЯ БОЛЕЗНЬ
23. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
25. МЫСЛИ ДО И ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ, ПРЕДВАРЯЮЩЕЙ ВОСКРЕСНЫЙ ПИР
26. ПИСЬМО ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
27. БХАКТИВЕДАНТА: СОЮЗ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
28. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КРИШНЫ
29. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. ВЫ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ С КРИШНОЙ
01. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ САННЬЯСИ
02. МОЛИТВА О ЗАЩИТЕ
03. КОММЕНТАРИЙ К?ШИКШАШТАКЕ?
04. ПИСЬМО И ОТВЕТ НА НЕГО:?ЗАСТАВИТ ЛИ НАС КРИШНА ПРЕДАТЬСЯ??
05. СТИХОТВОРЕНИЕ ПРАБХУПАДЫ. ГДЕ ОНО, ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
06. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 1. ПОЙМАТЬ СВОЙ УМ
07 «Путь скромных достижений духовного детства»
09. МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
10. КОММЕНТАРИЙ К?ШИКШАШТАКЕ?
11. СТИХОТВОРЕНИЕ ПРАБХУПАДЫ. ПОДЧИНИТЬСЯ КОМУ-ТО
13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 2. ЧТОБЫ ВЫДЕРЖАТЬ ПЕРЕМЕНЫ
14. ДЕНЬ ВЬЯСА-ПУДЖИ, 1988
16. МОЛЯСЬ О НЕКТАРЕ СВЯТОГО ИМЕНИ
17. ГОТОВЯСЬ К ЦИКЛУ ЛЕКЦИЙ НА ТЕМУ:?ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ПРАБХУПАДЫ?
18. МОЛИТВА ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЛЕКЦИИ ПО?ШРИМАД-БХАГАВАТАМ?
19. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ
20. СТРЕМЛЕНИЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЛАНОВ О ВЕЛИКИХ, ВЫДАЮЩИХСЯ ДОСТИЖЕНИЯХ
21. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 3. ПРИНИМАТЬ РАДОСТЬ, БЫТЬ ДРУГОМ САМОМУ СЕБЕ
22. ВЗЫВАЯ К КРИШНЕ БЕЗ ЖАЛОБ
23. МОЛИТВА О ТОМ, ЧТОБЫ ПОВТОРЯТЬ ХОРОШО
24. ПРОПОВЕДЬ АТЕИСТУ
ЕС Сатсварупа дас Госвами
Темы для вайшнавского обсуждения
Satsvarupa das Goswami. Ista-Gosthi (vol. 1-3) (Russian)
Верстка? Никитин В.Е.
[Преданный] должен также поддерживать дружеские отношения с теми, кто находится с ним на одном уровне духовного развития, иначе говоря, он должен дружить с людьми, разделяющими его взгляды на жизнь. Преданному нет никакого смысла дружить с обыкновенными людьми; ему нужно общаться с другими преданными, чтобы, проводя время в беседах на духовные темы, они помогали друг другу обрести духовное знание. Такое общение называют ишта-гоштхи.
Недавно я разговаривал с духовным братом, старшим преданным, и он напомнил мне, что Прабхупада оставил своим ученикам в наследство миссионерский дух. Он сказал, что мы, ветераны 1966-го из магазинчика?Бесценные дары?, своими глазами видели, как проповедовал Прабхупада. Поэтому если мы на собственном примере не показываем, что такое миссионерский дух Прабхупады, то как же другие узнают об этом? Затем мой брат добавил:?Каждый из нас должен проповедовать в полную силу. Что касается тебя, ты пишешь книги, в которых многие преданные находят ответы на интересующие их вопросы, поэтому такое чтение подобно участию в?горячей линии? для очень многих из них?. Выслушав это и рассудив, что написание книг для?горячей линии?? действительно, форма проповеди, я решил с большим энтузиазмом отвечать на запросы читателей. Надеюсь, мои книги побудят проповедовать в свою очередь и их. После этого оставалось лишь решить вопрос, как обеспечить читателей большим количеством серийной литературы. В результате появился этот сборник, составленный из тридцати?виньеток?*, собранных в небольшую книжку. Несмотря на пестроту тем, я старался работать над каждой?виньеткой? так, как это делает повар, который готовит много разных блюд, гармонично сочетает их в сбалансированном питательном обеде и предлагает это Господу и Его преданным. Заголовок?Ишта-гоштхи? необходимо пояснить. Санскритское слово?ишта-гоштхи? переводится как?благоприятное общество или общение?. Шрила Прабхупада ввел его в употребление в ИСККОН в 1966 году. Его Божественная Милость вдохновлял преданных собираться в те дни, когда он не проводил вечернюю лекцию, и называл эти собрания преданных ишта-гоштхами. Он указывал, что нашей целью должно быть?повторение того, что сказал духовный учитель?. С годами термин?ишта-гоштхи? стал употребляться в разных значениях. Я не пытался охватить все варианты употребления этого слова, но выбрал название?ишта-гоштхи?, поскольку надеюсь, что мои?виньетки? будут неформальными, искренними и, в то же время, в духе парампары, т.е. будут?повторением сказанного духовным учителем (Шрилой Прабхупадой)?. Сделав подзаголовок?Темы для вайшнавского обсуждения?, я хотел подчеркнуть, что мои комментарии не являются окончательной истиной, а могут подтолкнуть преданных к дальнейшему размышлению и дискуссиям. Я приглашаю читателей переписываться со мной в духе ишта-гоштх, так чтобы наш обмен сознанием Кришны мог быть опубликован в следующих выпусках. СДГ, январь 1989 г.
Ишта гоштхи что это
Харе Кришна ♥ Таганрог ♥ Духовное общение запись закреплена
» С целью улучшить отношения в ятре и поддерживать правильное духовное настроение, при поддержке санги преданных, мы задумались о регулярных Ишта-Гоштхи. Искали что об этом говорил Шрила Прабхупада.» ятра г.Таганрога
Преданный должен также поддерживать дружеские отношения с теми, кто находится с ним на одном уровне духовного развития, иначе говоря, он должен дружить с людьми, разделяющими его взгляды на жизнь. Преданному нет никакого смысла дружить с обыкновенными людьми; ему нужно общаться с другими преданными, чтобы, проводя время в беседах на духовные темы, они помогали друг другу обрести духовное знание. Такое общение называют ишта-гоштхи.
Шрила Прабхупада поощрял учеников проводить ишта-гоштхи, чтобы они обсуждали между собой различные вопросы с разных точек зрения и помогали друг другу углублять свое понимание. Шрила Прабхупада переводит «ишта-гоштхи» как «обсуждение». Таким образом, иштагоштхи – формат общения между преданными, в котором в отличие от лекции преданные в течение всего занятия обсуждают те или иные вопросы, высказывают свои мнения, помогают друг другу лучше понять различные наиболее акутальные вопросы философии, практики преданного служения, на котором обсуждаются актуальные организационные вопросы. Собрания ишта-гоштхи в ИСККОН существовали с самого раннего периода формирования ИСККОН.
Сатсварупа ведет детальную запись всех лекций, несмотря на то, что они записываются на магнитофон, и всех ишта-гоштхи, еженедельных собраний, на которых мы обсуждаем философские и организационные вопросы».
Из книги «Взрыв Харе Кришна» – дневника и воспоминаний Хаягривы даса о Шриле Прабхупаде и ИСККОН в 1965-1969 гг.
Еще одно подтверждение того, что эти собрания нужно проводить еженедельно:
«68. Во всех храмах, следуя наставлениям Прабхупады, раз в неделю проводили «иштагоштхи»; теперь это редкость».
Из статьи «Старое против нового: об изменениях в ИСККОН, произошедших с тех пор, как Прабхупада лично всем управлял», Пратьятоша дас (АЧБСП), 10 декабря 1997 г. http://pratyatosa.com/?P=42
Наставления Шрилы Прабхупады, в которых упоминается ишта-гоштхи:
«Есть два вида майявади. Слово «майявади» очень существенно. Вчера я видел, что вы на своем иштагоштхи пытались понять, кто такие майявади. Майявади означает материалист. ».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шри Чайтанья-чаритамрите» 7.149-171, Сан-Франциско, 18.03.1967
«Пожалуйста, передай Балаи даси мои благословения и сообщи ей, что я получил отчет об Иштагоштхи. Он очень хороший. Особенно замечательно то место, где Раярама и Пурушоттама выступили с презентацией о том, как обращаться с новичками. Нам не следует сразу же беспокоить новичков, делая им противоположные предложения. Вместо этого мы будем очень тактично стараться наставлять его относительно наших методов, и постепенно он придет к пониманию, что эта политика очень хороша и что она одобрена мною».
Из письма Шрилы Прабхупады Адвайте, 06.10.1968
«P.S. Я очень высоко оценил твое обсуждение во время Иштагоштхи, а также слова Раярамы. Мы должны привлекать людей к Сознанию Кришны, и поэтому мы не можем вести себя с ними грубо».
Из письма Шрилы Прабхупады Пурушоттаме, 06.10.1968
«Я видел заметки под названием «Иштагоштхи» о вашей встрече, их прислала мне Лилавати. Очень хорошо, что вы обсуждаете принципы сознания Кришны. С твоим ораторским талантом ты можешь вести огромную проповедническую работу, облегчая тем самым бремя страдающего человечества. Пожалуйста, развивай эту свою способность, ибо такие сильные ораторы, как ты — настоящее благословение в распространении Движения Шри Чайтаньи Махапрабху».
Из письма Шрилы Прабхупады Гаурасундаре, 28.12.1968
«Большое тебе спасибо за твое замечательное письмо, я ознакомился с его содержанием. Вчера я уже отправил Шьямасундаре копию наставлений относительно того, как отметить День Ухода моего Гуру Махараджи, и ты можешь зачитать их для всех преданных на Ишта-гоштхи».
Из письма Шрилы Прабхупады Уддхаве, 16.02.1968
«Я очень благодарен тебе за протокол Иштагоштхи и твое хорошее письмо от 14 февраля 1968 года. Я прочитал их. По поводу вопроса, который был задан о том, почему люди не видели Кришну синим – вопрос номер 5, – Кришну нельзя увидеть материальными глазами. Пожалуйста, продолжай присылать мне протоколы этих собраний. Я с большим удовольствтием читаю о том, как мои ученики наслаждаются обсуждениями о Кришне и Его Спутниках».
Из письма Шрилы Прабхупады Балаи, 19.02.1968
«Ответы на вопросы вашего иштагоштхи таковы. Если человек не является обитателем Кришна Локи, он не может быть Духовным Учителем. Это первое условие. Обыкновенный человек не может быть Духовным Учителем, и если он становится им, он просто будет создавать беспокойства. Ты правильно сказал, что когда говорит Духовный Учитель, следует понимать, что это говорит Кришна. Это факт. Духовный Учитель должен быть освобожденным. Не имеет значения, пришел ли он с Кришна Локи или получил освобождение здесь. Но он должен быть освобожденным».
Из письма Шрилы Прабхупады Мукунде, 10.06.1969
«Просто получайте послание из верного источника, обдумывайте его и медитируйте на это наставление. Вы освобождены. Повторение и слушание. Слушание и. шраванам киртанам [Ш. Б. 7.5.23]. Сначала слушание, затем воспевание. Слушайте из верного источника и обсуждайте между собой. Иштагоштхи. Тогда совершенство».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 1.5.13, Нью-Вриндабан, 13.06.1969
«Я очень рад, что маленькие дети тоже проявляют растущее расположение и вкус к служению. Пожалуйста, обращай на это внимание общественности и развивай деятельность школы. Все преданные, которые желают что-то узнать, могут задать свои вопросы старшим членам Общества, но они могут адресовать все свои вопросы и мне, у них не должно оставаться никаких сомнений. Я отвечаю на каждое письмо, которое получаю, лишь иногда может случиться некоторая задержка, поскольку у меня много работы. Но они пусть пишут, запрета на это нет. Конечно, лучше будет, если простые вопросы вы будете решать сами на Иштагоштхи. Каждый из вас должен регулярно читать мои книги, по меньшей мере, дважды в день, утром и вечером, и тогда все ответы на все вопросы найдутся сами собой».
Из письма Шрилы Прабхупады Ранадхире, 24.01.1970
«Относительно вашего комитета общины грихастх: я ничего не имею против, поскольку Карандхара Прабху это одобряет, а он находится среди вас именно для того, чтобы вам было у кого спросить совета. Впрочем, мы не должны принимать все эти комитеты и собрания слишком уж всерьез, поскольку в конечном итоге, наше пение и повторение Святого Имени есть единственное средство, которое может нас спасти. Однако если преданным иногда хочется собраться вместе и попеть «Харе Кришна» и поговорить, как мы это ввели на наших программах ишта-гоштхи, то, конечно, против этого я ничего не имею».
Из письма Шрилы Прабхупады Умапати, 26.11.1973
«Прабхупада ожидал, что мы будем проводить эти встречи как подобает преданным. Ишта-гоштхи – это не дискуссия очернительства. Но мы обсуждали болезненные вопросы открыто, и собрания были подходящим местом для рассмотрения противоречивых моментов, хотя это происходило с уважением к полномочиям руководства храма. Ишта-гоштхи были законным способом решить множество проблем, скопившихся за неделю.
На философской части ишта-гоштхи я стал читать письма Шрилы Прабхупады. Я приглашал преданных задавать философские вопросы о том, что им непонятно. Чтобы вовлечь в обсуждение всех преданных, кто-то изображал из себя майявади и бросал остальным вызов. Если ишта-гоштхи, «обсуждение сказанного духовным учителем», проходят живо, в атмосфере любви и в соответствии с парампарой, то они по-прежнему могут быть действенным методом поддержания коллективного духа храма.»
Госвами Сатсварупа дас
«Ишта-гоштхи» (часть 1). Садху Прия Прабху. 7 октября 2010 года. Киев, Украина
Садху Прия Прабху
Ишта-гоштхи
(часть 1)
(7 октября 2010 года. Киев, Украина)
Садху Прия Прабху: Какие у вас проблемы?
Кану Прабху: У меня есть проблемы.
Садху Прия Прабху: У тебя должны быть проблемы.
Кану Прабху: Так получилось, что Авадхут Махарадж назначил меня ответственным за киевскую нашу тусовку. Иногда приходится людей как-то поправлять и делать какие-то замечания, но не получается сделать это либо корректно, либо дипломатично. Когда это делаешь буквально [в лоб], то людей это ранит. Госвами Махарадж рассказывал на семинаре, на фестивале в Лахте, что можно сделать замечание в лоб, а можно сделать это как-то по-другому, как — я не запомнил. Я услышал, проперся и тут же забыл.
Садху Прия Прабху: Прежде всего вам надо понять, что я ничего не понимаю про Украину, я не знаю никаких историй, как бы не посвящен, поэтому, может быть, это хорошее дело. Я могу сказать правду, потому что у меня нет никакой предвзятости, поэтому скажу, как есть.
Я занимал такое положение, что мне приходилось управлять центром на расстоянии. Мы тоже открывали центр и руководили [им]. Складывается такая ситуация: мы слышали от Гуру, от наших старших вайшнавов, от всех доброжелателей много наставлений, много советов. Но когда ты приезжаешь на свою почву, то обычно это не выходит, ты понимаешь, что так не складывается, как рассказывают. У нас общее представление, что руководить чем-то — это посиживать где-нибудь за бокалом коньяка, с сигарой. Но ты сталкиваешься с тем, что в реальности тебе каждое мгновение надо преодолевать некие трудности и постоянно принимать срочные и четкие решения.
Я могу поделиться своим опытом из Австралии. Я могу поделиться, что мы делали, и что работает на практике, а что нет. Ты должен осознать, что работает в этой локальной ситуации и использовать это. Ну и такая ситуация: ты приезжаешь в Индию, ты там советуешься со старшими братьями, старшими вайшнавами, они тебе даже конкретно советы дают, как это должно работать, что надо делать, но на практике это не срабатывает, потому что ты понимаешь, что ты там, и там происходит такая [уникальная для того места] ситуация, а они здесь. Да, они дают советы, и они хорошие, но это не работает. И я прекрасно понимаю, что иногда тебе необходимо реально корректировать людей. Иногда наступают времена, когда людей вообще надо вышвыривать. И это представляется как самый легкий путь решения.
В идеале то, что выстраивается в миссии, все равно имеет градацию. Что такое вообще миссия? Это такая структура, которая [духовно] «кормит» преданных. И вследствие этого насыщения преданных будет рождаться настроение преданности, настроение служения. Все мы начинающие, мы новички, и прежде всего нам надо самим отведать этого и потом уже что-то раздавать, давать погружаться всем. Те, кто [уже] ожидают [некий плод] от служения, а потом мы его «покормим» — так не работает. Как мы читали у Гуру Махараджа: сначала надо предаться, а потом нужно действовать — это идеал, то, к чему мы должны стремиться. И если Гуру или ачарья отстраняет кого-то, то надо понимать, что он всегда готовит ему пути отхода, куда он его отошлет, и что он там будет делать.
Мы знаем одну историю, которая произошла во времена Сарасвати Тхакура. Один из его учеников был отослан им, и все преданные стали избегать его. Сарасвати Тхакур сказал своим ученикам: «Если я кого-то отослал, то это не значит, что вы должны перестать с ним общаться, и что вы должны его игнорировать». И я не пытаюсь сейчас вам сказать о том, как должно быть. Я ездил по миру и видел, поэтому я говорю, как есть. В нашей миссии есть такие как бы прибежища, дома для тех, кто был отослан, чтобы они не выпали [из движения] вообще, а могли где-то продолжать, несколько на расстоянии как-то соприкасаться [с потоком служения]. Вся наша миссия такова.
Для лидера, который создает центры и раздает [служение], самое основное — насыщать преданных независимо от того, где они находятся, рядом или далеко. Вы знаете, у меня большая любовь и признательность к людям, которые, по сути, меня ненавидят. Я прихожу к ним с подарком, а они думают, что я прихожу к ним с ножом. Сложно изменить мнение людей о тебе. Был такой совет для лидера: «Вот ты объявляешь, что есть у нас некий идеал, и все, кто хочет следовать [ему] или поддерживать [его], — находятся вместе, а те, кто не согласны в какой-то степени, — им следует покинуть это место». Но в то же время у лидера должна быть определенная градация мест, куда этот человек, который не вписался в основную тусовку, должен отойти и там все равно как-то соприкасаться. Ты говоришь: «Я буду защищать вот это основное место, но в принципе помогать вот тем другим, которые где-то [еще]». Это неимоверно сложно, потому что, по сути, лидер — это слуга всех.
Ты оглядываешься и понимаешь, какие нужды у преданных, и ты их насыщаешь. И, как никому другому, лидеру надо обладать качеством «тарор апи сахишн̣уна̄»: ты должен быть таким же терпеливым, как дерево, у которого рубят ветви, пытаются спилить [его], а оно все равно дает тень, укрывает, дает фрукты независимо ни от чего.
Переводчик: Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Шьямала Деви Даси
Текст книги «Ишта-Гоштхи»
Автор книги: Сатсварупа Даса Госвами
Жанры:
Религия
Прочая религиозная литература
Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц)
ЕС Сатсварупа дас Госвами
01. ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА
02. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
04. ВОСПРЯНЕМ ДУХОМ
05. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ КРИШНУ
06. ПОЧИТАНИЕ ПРАСАДА
07. ЭТО ПО-ПРЕЖНЕМУ ИСТИНА
08. ОБЩЕНИЕ С ПРЕДАННЫМИ
09. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
10. СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА
11. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
13. СМЫСЛ ХАРЕ КРИШНА МАНТРЫ
14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХА В ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ
15. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
16. МОЛЯСЬ О СЛУЖЕНИИ ГОСПОДУ
18. ЧИСТОТА – ЭТО СИЛА
20. ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬ МИЛОСТИВ К ЭТОМУ ГРЕШНИКУ
21. С ТЕХ ПОР, КАК УШЕЛ ПРАБХУПАДА: ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ?
22. ЦЕНА УЧЕНИЧЕСТВА: ОТВЕТ БРАТА В БОГЕ
23. БЕСЕДЫ СО ШРИЛОЙ ПРАБХУПАДОЙ
24. МОЛЯСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ УСЛЫШАТЬ, ЧЕГО ХОЧЕТ БОГ
26. РЕФОРМА ДЖАПЫ: ВЗЫВАЯ К МИЛОСТИ
27. БЛАГОДАРНОСТЬ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ
28. ИДТИ ВПЕРЕД И ВИДЕТЬ КРИШНУ ВО ВСЕМ
01. ВЫБЕРИТЕ СВОЙ АШРАМ И СРАЖАЙТЕСЬ,? НО ТОЛЬКО НЕ ДРУГ С ДРУГОМ
02. ТРИУМФ «БХАГАВАТАМ»
03. ВОРОНЫ И ЛЕБЕДИ
04. КТО СКАЗАЛ, ЧТО НУЖНО МОЛИТЬСЯ?
5. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. МИССИЯ ГОСПОДА БУДДЫ.
07. МЕДИТАЦИЯ НА КРИШНУ
08. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
09. ОТВЕТ СКЕПТИКАМ
10. ПИСЬМО ОТ УЧЕНИКА, И ОТВЕТ
11. МОЛИТВА, КОТОРУЮ ПРЕРВАЛА КОРОВА
12. ВЗЫВАЯ К КРИШНЕ: ДИАЛОГ
13. СТАНОВЯСЬ УДАЧЛИВЫМ
15. ПИСЬМО ТОМАСУ МЕРТОНУ
16. ДНЕВНИК ЭКАДАШИ
17. КРИШНА НЕ ОДИН ИЗ МНОГИХ, А ЦЕНТР ВСЕГО
18. МОЛИТВА. ОБМЕН ОПЫТОМ
19. ПЕРЕПИСКА:?ПОЧЕМУ БОГ НАКАЗЫВАЕТ ГРЕШНИКОВ??
20. ШРИ КРИШНА, ЦЕЛОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОГА
22. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. ИНДИЙСКАЯ БОЛЕЗНЬ
23. ОБРАЩАЯСЬ К ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
25. МЫСЛИ ДО И ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ, ПРЕДВАРЯЮЩЕЙ ВОСКРЕСНЫЙ ПИР
26. ПИСЬМО ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ
27. БХАКТИВЕДАНТА: СОЮЗ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
28. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КРИШНЫ
29. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. ВЫ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ С КРИШНОЙ
01. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ САННЬЯСИ
02. МОЛИТВА О ЗАЩИТЕ
03. КОММЕНТАРИЙ К?ШИКШАШТАКЕ?
04. ПИСЬМО И ОТВЕТ НА НЕГО:?ЗАСТАВИТ ЛИ НАС КРИШНА ПРЕДАТЬСЯ??
05. СТИХОТВОРЕНИЕ ПРАБХУПАДЫ. ГДЕ ОНО, ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
06. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 1. ПОЙМАТЬ СВОЙ УМ
07 «Путь скромных достижений духовного детства»
09. МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
10. КОММЕНТАРИЙ К?ШИКШАШТАКЕ?
11. СТИХОТВОРЕНИЕ ПРАБХУПАДЫ. ПОДЧИНИТЬСЯ КОМУ-ТО
12. ГОСПОДЬ КРИШНА И ШРИЛА ПРАБХУПАДА – ВСЕ; Я? НИЧТО
13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 2. ЧТОБЫ ВЫДЕРЖАТЬ ПЕРЕМЕНЫ
14. ДЕНЬ ВЬЯСА-ПУДЖИ, 1988
16. МОЛЯСЬ О НЕКТАРЕ СВЯТОГО ИМЕНИ
17. ГОТОВЯСЬ К ЦИКЛУ ЛЕКЦИЙ НА ТЕМУ:?ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ПРАБХУПАДЫ?
18. МОЛИТВА ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЛЕКЦИИ ПО?ШРИМАД-БХАГАВАТАМ?
19. СТИХОТВОРЕНИЕ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ. ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ
20. СТРЕМЛЕНИЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЛАНОВ О ВЕЛИКИХ, ВЫДАЮЩИХСЯ ДОСТИЖЕНИЯХ
21. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 3. ПРИНИМАТЬ РАДОСТЬ, БЫТЬ ДРУГОМ САМОМУ СЕБЕ
22. ВЗЫВАЯ К КРИШНЕ БЕЗ ЖАЛОБ
23. МОЛИТВА О ТОМ, ЧТОБЫ ПОВТОРЯТЬ ХОРОШО
24. ПРОПОВЕДЬ АТЕИСТУ
ЕС Сатсварупа дас Госвами
Темы для вайшнавского обсуждения
Satsvarupa das Goswami. Ista-Gosthi (vol. 1-3) (Russian)
Перевод с англ. – Юшенковой А.В.
Редакция – Анюшкевич Е.Л. Компьютерный набор – Анюшкевич Е.Л.
Верстка? Никитин В.Е.
[Преданный] должен также поддерживать дружеские отношения с теми, кто находится с ним на одном уровне духовного развития, иначе говоря, он должен дружить с людьми, разделяющими его взгляды на жизнь. Преданному нет никакого смысла дружить с обыкновенными людьми; ему нужно общаться с другими преданными, чтобы, проводя время в беседах на духовные темы, они помогали друг другу обрести духовное знание. Такое общение называют ишта-гоштхи.
Недавно я разговаривал с духовным братом, старшим преданным, и он напомнил мне, что Прабхупада оставил своим ученикам в наследство миссионерский дух. Он сказал, что мы, ветераны 1966-го из магазинчика?Бесценные дары?, своими глазами видели, как проповедовал Прабхупада. Поэтому если мы на собственном примере не показываем, что такое миссионерский дух Прабхупады, то как же другие узнают об этом? Затем мой брат добавил:?Каждый из нас должен проповедовать в полную силу. Что касается тебя, ты пишешь книги, в которых многие преданные находят ответы на интересующие их вопросы, поэтому такое чтение подобно участию в?горячей линии? для очень многих из них?. Выслушав это и рассудив, что написание книг для?горячей линии?? действительно, форма проповеди, я решил с большим энтузиазмом отвечать на запросы читателей. Надеюсь, мои книги побудят проповедовать в свою очередь и их. После этого оставалось лишь решить вопрос, как обеспечить читателей большим количеством серийной литературы. В результате появился этот сборник, составленный из тридцати?виньеток?*, собранных в небольшую книжку. Несмотря на пестроту тем, я старался работать над каждой?виньеткой? так, как это делает повар, который готовит много разных блюд, гармонично сочетает их в сбалансированном питательном обеде и предлагает это Господу и Его преданным. Заголовок?Ишта-гоштхи? необходимо пояснить. Санскритское слово?ишта-гоштхи? переводится как?благоприятное общество или общение?. Шрила Прабхупада ввел его в употребление в ИСККОН в 1966 году. Его Божественная Милость вдохновлял преданных собираться в те дни, когда он не проводил вечернюю лекцию, и называл эти собрания преданных ишта-гоштхами. Он указывал, что нашей целью должно быть?повторение того, что сказал духовный учитель?. С годами термин?ишта-гоштхи? стал употребляться в разных значениях. Я не пытался охватить все варианты употребления этого слова, но выбрал название?ишта-гоштхи?, поскольку надеюсь, что мои?виньетки? будут неформальными, искренними и, в то же время, в духе парампары, т.е. будут?повторением сказанного духовным учителем (Шрилой Прабхупадой)?. Сделав подзаголовок?Темы для вайшнавского обсуждения?, я хотел подчеркнуть, что мои комментарии не являются окончательной истиной, а могут подтолкнуть преданных к дальнейшему размышлению и дискуссиям. Я приглашаю читателей переписываться со мной в духе ишта-гоштх, так чтобы наш обмен сознанием Кришны мог быть опубликован в следующих выпусках. СДГ, январь 1989 г.
01. ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА
Я стал пропускать ежедневное чтение книг Шрилы Прабхупады, чтобы иметь возможность обдумать проект создания книг для?горячей линии?.
Временное невыполнение ежедневных обязанностей может стать необходимым, но, вместе с тем, очень важно упорядочивать садхану; в частности, это относится к ежедневному чтению книг Прабхупады. У писателя может возникнуть замысел литературной серии, но быть примером для преданных важнее. Даже когда читатели не получают новых книг, они способны следовать за тем, кто подает хороший пример. Кроме того, мне нужно вести себя достойно, просто чтобы избежать духовной смерти. Если наше поведение не является образцовым, мы окажемся в сетях, которые Майя-деви расставляет в охоте на нас.
02. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
Как-то в Англии католический священник спросил Шрилу Прабхупаду, каким образом он собирается культивировать внутреннюю чистоту в своих учениках. Прабхупада ответил, приведя в пример железный прут, который помещают в огонь. Если его держат там в течение продолжительного времени, то железо, в конце концов, раскаляется настолько, что само превращается в огонь. И точно так же, если неофит двадцать четыре часа в сутки занимает себя деятельностью в сознании Кришны, он становится уравновешенным и чистым.
Таким образом, может показаться, что метод, благодаря которому чувства преданного становятся занятыми в служении Господу Кришне, отвергает необходимость добиваться интроспективности каким-то другим способом. Однако это не так. Ведическая литература также указывает, что для успешного вовлечения чувств в служение Господу Кришне преданному необходима вдумчивость, молитвенное умонастроение и самоанализ.
Зачем я занимаю свои чувства повторением святых имен? К кому взываю, когда повторяю? Зачем мне необходимо делать это? Ответы на эти и другие глубокомысленные вопросы содержатся в?Шримад-Бхагаватам. Бхагавад-гите? и?Чайтанья-чаритамрите?. Без самоанализа и осознания цели, к которой мы стремимся, будь то с помощью чтения, общения с преданными, собственных размышлений или же молитв, обращенных к Кришне, даже полностью занятый преданный может опуститься до уровня нийамаграхи, или механического выполнения обязанностей в сознании Кришны.
Внутреннее осознание не требует сложного мыслительного процесса. Достаточно нашей преданности. Просто думайте:?Я назначен выполнять эту обязанность Кришной?. Шрила Прабхупада пишет:?Само выражение?сознание Кришны? указывает, что те, кто находятся в таком сознании, уже в этой жизни являются трансценденталистами, пребывающими в Нем? (Б.-г., 9.29. комм.). Такой трансценденталист вначале размышляет, затем желает, и только потом? действует. Он служит и молится о служении:?О энергия Господа, о Господь, пожалуйста, займите меня в служении Себе?.
Когда нужно сетовать, а когда признать с благодарностью, что был спасен от невежества? Все истинные вайшнавы отзывались о себе как о не обладающих необходимыми качествами. Но мы должны также признать, что духовный учитель нас спас. Он втащил нас, как утопающих, в лодку харинамы, – и мы в безопасности.
Посмеем ли мы сказать о себе:?Я люблю Верховного Господа и Его чистого преданного?? В нас так мало любви! Если бы мы любили, разве были бы так поглощены преходящей деятельностью? Если любим, то почему так неохотно совершаем жертвы ради Кришны? И мы непокорны. Не знаем даже, что мы?не есть это тело?. О каком достижении према-бхакти можно говорить, когда речь идет о таких, как я?
И все же, мы любим. Как сказал философ Паскаль, если человек начал искренне искать Бога, это значит, что он Его уже нашел. Весь процесс бхакти сравнивают с манго: на начальной стадии созревания оно неспелое, неприятное на вкус, но на поздней стадии имеет изысканный вкус и аромат (бхакти не гниет, но в остальном оно подобно манго). Поэтому, если спросят:?Кто здесь преданный сознания Кришны. я поднимусь. Если спросят:?Есть здесь кто-нибудь из слуг Прабхупады. сразу же отвечу:?Я?.
К сожалению, после многих лет практики, я все еще на начальной ступени. К счастью, мой учитель знающ и добр. Как поет вайшнавский поэт:?Я провел свою жизнь впустую, поскольку не поклонялся Радха-Кришне. Но, пожалуйста, не прогоняйте меня?.
04. ВОСПРЯНЕМ ДУХОМ
Вышла из печати сенсационная книга?Чистой воды криминал?, с документально подтвержденным и, вместе с тем, фиктивным отчетом о нелепой, преступной деятельности ИСККОН на протяжении последних десяти лет. В то же время, не исключено, что ИСККОН проиграет судебные?антикультовые? иски, основанные на обвинении в применении преданными тактики?промывания мозгов?, с целью заманить в движение людей против их воли.
По этому поводу один преданный написал мне:?Честно говоря, я чувствую себя немного подавленным и удрученным, видя, что массы не принимают это движение, более того, как только могут, нападают на нас. Возможно, мы здесь проиграем судебный иск, и тогда не знаю, что нам делать. Если мы проиграем, как мы сможем проповедовать. Когда же кончится весь этот вздор, и мы увидим сияние золотого века Господа Чайтаньи? Суждено ли нам на самом деле стать уважаемым в мире религиозным движением или нам так и придется постоянно сражаться за то, чтобы нас не причисляли к?сектам?? Если бы у нас было хотя бы так, как в Индии: там пусть и не все являются преданными, но, по крайней мере, нас принимают как религию бона фиде?.
Я знаю, каким образом должен ответить ему. Но меня и самого это удручает. Итак, мы должны сохранять присутствие духа. И есть немало веских доводов, которые могут придать нам уверенности.
Прабхупада говорил, что нам следует ожидать того, что нас попытаются опорочить. Он сказал, что движение сознания Кришны пройдет через три фазы в своем становлении. Вначале его будут игнорировать, считая чем-то маловажным, потом демоны начнут относиться к нам более серьезно, и мы пройдем через период гонений. Заключительным этапом станет признание, и мир обратится к преданным за авторитетным руководством.
Говоря?это нападки демонов?, мы должны признавать, что ИСККОН отчасти сам виноват в том, что о нем идет дурная слава. Мы оказались лицом к лицу с реакциями на свои ошибки. Но обвинения типа?промывания мозгов?? это абсурдные домыслы противников религии и неопросветителей, которые относят всякий религиозный опыт к сфере предрассудков.
Даже если при нашей жизни последователи Кришны останутся в США не более чем меньшинством, не стоит на это сетовать. Религии часто подвергались необоснованным гонениям. Вспомните, как зарождалось христианство. Самого Христа распяли, а его истинные последователи полагали, что если мир их отвергнет и станет всячески преследовать, это подтвердит их искренность. В Нагорной проповеди Иисус говорит:?Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах?.
Кроме того, движение санкиртаны Господа Чайтаньи тоже подвергалось преследованиям, даже на земле Бхарата-варши, когда Кази из Навадвипы пытался остановить харинаму. Шрила Прабхупада пишет:?Мы должны помнить, что такие случаи происходили в прошлом, пятьсот лет назад, и тот факт, что они все еще имеют место, свидетельствует, что наша санкиртана действительно авторитетна. Будь она незначительной материальной деятельностью, демоны не выступали бы против нее?.
Прабхупада также говорил нам, чтобы мы не боялись нападок прессы. По крайней мере, они повторяют имя Кришны, даже когда призывают:?Этой секте Кришны нужно положить конец?. Движение санкиртаны не остановить, при условии, что преданные остаются искренними. Если мы потеряем храмы, мы сможем собираться вместе и петь на улицах, распространять книги, и это, как ничто другое, способно расположить людей к сознанию Кришны.
Я могу повторять эти ободряющие слова, однако я тоже обеспокоен. Но именно этого и хотят враги сознания Кришны, – чтобы мы беспокоились и впадали в уныние. Так давайте же не будем играть им на руку.
05. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ КРИШНУ
?Чистый преданный никогда не хочет зря беспокоить Господа. Господь занят разнообразной деятельностью, и чистый преданный не стремится увидеть его лишь ради того, чтобы удовлетворить прихоти своих чувств. Он просто уповает на милость Господа и лицезреет Его тогда, когда Господь, довольный им, открывает ему Себя? (Бхаг., 5.3.15)
Это утверждение Шрилы Прабхупады мы встречаем в 5-й песни?Шримад-Бхагаватам?, в той ее части, где описывается, как Верховная Личность Бога предстал во время ягьи перед жрецами царя Набхи. Жрецы были очень благодарны за то, что Господь Вишну явился лично, но они были крайне смущены и чувствовали себя виноватыми, поскольку проводили свое ритуальное жертвоприношение с целью получить маловажное материальное благословение,? они хотели, чтобы Господь даровал царю Набхи и его жене сына. На самом деле, и царь Набхи, и жрецы хотели лишь преданно служить и поклоняться Верховному Господу, и это становится ясным из их извинений, принесенных Ему.
В своем комментарии Шрила Прабхупада говорит, что нам не следует пытаться отвлечь внимание Господа от Его разнообразной деятельности. В данном высказывании заключен глубокий смысл: если Кришна является по нашему зову, а мы просим Его о чем-то для себя, – это злоупотребление Его драгоценным присутствием. Для тех, кто стремится к материальным целям, Он специально создал посты полубогов. Форма же Господа Кришны, или Вишну, существует для тех, кто сознательно стремится оказывать Ему любовное служение.
06. ПОЧИТАНИЕ ПРАСАДА
Через несколько минут преданный принесет небольшой поднос с приготовленным кушаньем и поставит его на алтарь. Это будет предложено Прабхупаде с молитвой:?Мой дорогой Господь Кришна, прошу Тебя, помоги мне осуществить это приношение с преданностью, – именно так, как Ты просишь в?Бхагавад-гите?, с любовью?. Произнося молитву, я предлагаю пищу Прабхупаде, и он передает ее Кришне по парампаре. А затем, усаживаясь есть, я произношу молитву о приеме и почитании прасада. Я выражаю свою признательность Кришне за такую прекрасную пищу. Ставлю кассету с записью лекции Прабхупады, чтобы слушать его за этой святой трапезой.
Но когда я действительно ем, берет верх животное, в восторге наслаждающее свои чувства и съедающее больше, чем требуется. Общение с Богом низводится до:?Спасибо Тебе, Бог, за жратву!? И после такой еды в забытьи, когда живот раздулся, ты хочешь вернуться к возвышенным молитвам-размышлениям? Это смешно, или мне следует плакать?
Я надеюсь?вырасти? из этого. А пока?животное?, по крайней мере, ест прасад, саттвичную пищу, предложенную Кришне с молитвами, и физическая сила, которую оно получает, используется в служении Господу. Могло быть гораздо хуже.
07. ЭТО ПО-ПРЕЖНЕМУ ИСТИНА
Вчера вечером я разговаривал с одним преданным, который сожалеет обо всем, что сделал для ИСККОН.?Я так много трудился, – сказал он, – а что имею взамен?? Раньше рассеивать подобные сомнения было легче. Мы просто указывали людям, что, чтобы они ни сделали для Кришны, все это для их вечного блага, так зачем же сожалеть об этом лишь потому, что ваши усилия в преданном служении не принесли материальной выгоды? Мы проповедовали:?Вы должны предаться?.
Теперь выясняется, что ИСККОН во многом ошибался. По крайней мере, ошибались некоторые из его лидеров и представителей. Например, мы плохо распоряжались деньгами, плохо вели дела, и получается, что старания многих преданных по поддержанию и развитию храма пропали даром. Некоторые говорят, что им было обещано, что если домохозяин все будет отдавать храму, ему уже никогда не придется покинуть этот храм и искать себе работу. Такие обещания никогда не следовало бы давать, и теперь они нарушены. Люди, годами учившиеся, в основном, повторять Харе Кришна и читать?Шримад-Бхагаватам?, сейчас вынуждены соревноваться со своими конкурентами-непреданными на рынке рабочих мест; а у занятых духовной практикой преданных нет ни профессиональных навыков, ни образования, которое могло бы помочь в карьере.
В некоторых случаях преданные признают, что главная их проблема? это перемена, произошедшая в них самих: они больше не в состоянии выполнять обеты и обещания и вести очень простую, аскетичную жизнь, жертвуя всем остальным ради духовности. Как сказал мой друг вчера вечером,?На самом деле, я никогда не хотел жить, полностью предавшись. Я просто испытывал давление?. Некоторые убеждают себя в том, что их заставляли действовать, наперекор их воле. Играют роль личные претензии и обиды.
Не решаюсь даже писать об этом, опасаясь сделать необоснованное обобщение или упустить какую-то важную причину недовольства.?Мы совершали ошибки, – сказал я своему другу, – но теперь нужно идти вперед. Нельзя жить в прошлом. Каким бы ни было сейчас твое решение, попытайся осуществить это и попробуй простить тех, кто, как ты считаешь, обошлись с тобой несправедливо?. Конечно же, мне хотелось сказать то, что мы всегда говорили:?Что бы ты ни сделал для Кришны, искренне жертвуя Богу, все это уже принято Им и стало твоим вечным богатством. Это лучшее из того, что ты мог когда-либо сделать. Такое богатство нельзя растратить или утерять, и даже маленькая его крупица может спасти нас от величайшего страха. Даже если спустя какое-то время мы сожалеем о том, что вообще сделали это?. Говорить так стало сложнее, поскольку проповедник, который произносит слова о предании, сам должен жить, предавшись. Это нелегко принять. Но это по-прежнему истина.
08. ОБЩЕНИЕ С ПРЕДАННЫМИ
Рагхунатха Госвами обычно получал все наставления непосредственно от Сварупы Дамодары. Но однажды Сварупа Дамодара передал Господу Чайтанье, что Рагхунатха хотел бы услышать что-нибудь и от Него. Тогда Господь Чайтанья дал ему совет в сжатой форме: не общайся с непреданными, привязанными к женщинам, а также с непреданными вообще. А еще Господь Чайтанья добавил: не носи богатую одежду и не ешь изысканную пищу. Выслушав эти наставления и преисполнившись благодарностью, Рагхунатха Госвами сказал:?Ты спас меня от пылающего лесного пожара материального богатства?. Шрила Прабхупада говорит об этом же, комментируя учение Господа Ришабхадевы: домохозяину не следует прилагать чрезмерных усилий ради достижения материального процветания, ему нужно устроить свою жизнь так, чтобы ничто не мешало ему воспевать и слушать.
Какие же выводы мы можем сделать из этого сегодня? Мы знаем, что нам нужно какую-то часть своего времени уделять непреданным, проповедуя им. Некоторые из нас имеют дело с карми на своей работе. И все же сиддханта вайшнавов звучит, как колокол в храме, когда мы читаем священные писания:?Не общайтесь с асат, с авайшнавами?. И мы должны отнестись к этому серьезно. А это значит, следует научиться дорожить дружескими отношениями в обществе преданных.
Кто такие преданные? Те, кто слушал и продолжает слушать, как истинный духовный учитель говорит на темы, связанные с Кришной. Те, кому нравится повторять святые имена Бога; кто принимает истину о том, что дух не умирает со смертью тела; кто понимает, что жизнь возникает не из мертвой материи или?случайно?, но из высшей жизни Личности Бога. С преданными можно говорить о вечной жизни, и они не станут недовольно хмуриться или усмехаться и спрашивать:?Да о чем ты? Ты что, спятил??
Конечно, очень больно, когда мы разочаровываемся в своей дружбе с преданными, но это не означает, что нужно переключиться на жизнь в обществе асат, невайшнавов. Попытайтесь снова. Найдите друзей Господа Кришны. Осознайте собственные недостатки, и, вступив в общение с преданными, не придирайтесь к ним. Стремитесь следовать по стопам Рагхунатхи Бхатты, о ком сказано:?Он никогда не слушал поношений в адрес вайшнава или разговоров о дурном поведении вайшнава. Он знал только то, что все заняты служением Кришне; ничего другого он не понимал? (Ч.-ч., Антья, 13.133).
А нет ли в указании избегать общения с непреданными некоторой узости взгляда? Нет, в писаниях так не говорится. Вот маленькая подборка цитат на эту тему:
09. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
Мы по-прежнему пытаемся как можно полнее осознать и оценить то, что Шрила Прабхупада для нас сделал. Мы знаем, что он спас нас от майи и вернул на путь вечного преданного служения Господу Кришне. Наша любовь к нему связана с той ролью, которую он сыграл в вайшнавской парампаре. Он подчеркивал, что не является какой-то особенной личностью, но передает послание Кришны. Ученые также иногда говорят, что Прабхупада не был самобытным мыслителем, поскольку следовал традиции, а не представлял собственное учение об Абсолютной Истине. Однако каждый из нас? это неповторимая индивидуальность, и Шрила Прабхупада тоже. Поэтому мы ценим его не только за его деятельность, но и как личность.
Мы хотим прославлять его, и это естественно. Как сказано в комментарии Бхактиведанты,?духовный учитель всегда называет себя смиреннейшим слугой Личности Бога, но ученику следует смотреть на него как на проявленного представителя Бога? (Ч.-ч., Ади-лила, 1.45, комм.).
Движение сознания Кришны, распространившееся в двадцатом веке по всему миру, наполняется особой преданностью Шриле Прабхупаде и привязанностью к его наставлениям. Он подчеркивал, что преданные Господа Чайтаньи не должны хранить при себе трансцендентное знание, им следует проповедовать это знание другим. Он придавал огромное значение печатанию и распространению книг, переняв это у своего Гуру Махараджа. Он хотел, чтобы в городах во всем мире проводились большие Ратха-ятры, праздники Господа Джаганнатхи. Вся эта деятельность находится в строгом соответствии с вайшнавской парампарой, и все же Прабхупада решил (или можно сказать, что Господь Кришна избрал его для того, чтобы) привнести определенные методы. А ИСККОН старается продолжить парампару именно от Шрилы Прабхупады.
Религия преподносится с учетом времени, места и состояния общества, и поэтому великие ачарии могут, так или иначе, приспосабливать ее к ситуации. Последователи движения сознания Кришны уважают и ценят те изменения, которые внес наш основатель-ачария. Кроме того, они подчиняются им на практике. Действуя так, мы чувствуем себя защищенными и утверждаемся в своем смиренном положении слуг ачарии. Мы также продолжаем изучать книги Прабхупады, чтобы лучше сосредоточиться на его главных наставлениях.
Нам следует быть осторожными и понапрасну не интерпретировать учение Прабхупады. Объясняя ошибочность толкования Веданты Шанкарой, Господь Чайтанья сказал майявади Бенареса, что Шанкара избегал прямого значения и выдумывал косвенное. Например, во главу угла он ставил афоризм тат твам аси,?ты тоже есть это?, в то время как во всех Ведах слова тат твам аси менее важны, чем омкара. Омкара указывает на Верховную Абсолютную Истину, Личность Бога, и это настоящая маха-вакья, или главная мантра. Так же и нам не следует отклоняться от основных наставлений Прабхупады, претендуя на то, что мы истолковываем их в духе времени.
Если мы спросим себя, чего хотел Прабхупада, ответ будет очевидным. Он хотел, чтобы все повторяли маха-мантру и регулярно слушали?Шримад-Бхагаватам?. Хотел, чтобы мы отказались от греховной деятельности. Чтобы общались с преданными и поклонялись Божествам Гаура-Нитая и Радха-Кришны. И чтобы мы несли сознание Кришны другим, убежденные в том, что Он? Верховная Личность Бога, а преданное служение Ему? единственный путь к освобождению от рождения и смерти.
Мы стремимся углубить свое понимание личности Шрилы Прабхупады и уверены, что Господь Кришна будет поощрять наши попытки, если мы сохраним чистоту и останемся активными в служении гуру и Кришне. Как сказано в?Шветашвара упанишад. йасйа деве пара бхактир?тому, кто обладает непоколебимой верой в Верховного Господа и духовного учителя, открывается вся суть ведического знания?. Если мы будем действовать с полной верой в Прабхупаду, к нам обязательно присоединятся другие, и, по меньшей мере, мы обретем уверенность в том, что нами доволен наш духовный учитель, чистый слуга Абсолютной Истины.
10. СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА
Сейчас ИСККОН потрясают революционные перемены, и мы порою слышим, как кто-нибудь из старших учеников Шрилы Прабхупады с тоской говорит о старых добрых временах. Настоящее может быть ничуть не хуже прошлого, и, в сущности, многие изменения? это улучшения. Тем не менее, нам, тем, кто давно находится в Движении, нравится вспоминать, очевидно, в силу ностальгии, как все было раньше, с Прабхупадой. Не в критическом духе, а с любовью, я бы хотел вспомнить кое о чем из того, что мы делали в прошлом.
Помню, преданные, проводившие лекции по?Шримад-Бхагаватам?, пели?Джая Радха-Мадхава? на ту же мелодию, что и Прабхупада, а он не переходил после этого к другим бхаджанам или Харе Кришна мантре. Просто несколько минут?Джая Радха-Мадхава?, и все. В те дни, тот, кто читал?Бхагаватам?, не говорил:?Пожалуйста, повторяйте за мной?, заставляя слушателей повторять перевод шлоки. Не было и повторения?Нарайанам намаскритья? (как будто бы мы, на самом деле, обязаны произносить этот стих перед каждой лекцией).
Помню, тогда ни один инициированный преданный не смел даже подумать, что можно запросто сходить в кино (да и где бы он взял на это время и деньги?) или поиграть в теннис, гольф, футбол, шахматы и т.п. И никто, за исключением тех случаев, когда это делалось с особой целью, не читал других книг, кроме ведической литературы, поскольку в этом было бы очень неудобно признаться или объяснить.?Ну, Прабхупада, я просто подумал, что мой духовный уровень повысится благодаря чтению христианских мистиков?.
Помню, обычно, мы принимали только холодный душ. А по вечерам, перед тем, как отправиться спать, усаживались вместе, словно одна семья, пили горячее молоко и слушали?Источник вечного наслаждения?. (Возможно, где-нибудь до сих пор так делают?) С энтузиазмом и волнением мы ждали воскресного пира и киртана (отнюдь не лихорадочно быстрого) и того, что будем есть лакомства, которых никогда не ели в течение недели. Мы ждали, что будем сидеть среди гостей и проповедовать, может быть, излишне назидательным тоном, однако, с надеждой, что кто-нибудь решит?присоединиться?.
Я помню и до сих пор провожу простые арати перед Божествами, без мула-мантр, поскольку именно так делал Прабхупада. Обычно, я не покрываю руку тканью, когда повторяю гайатри-мантру, потому что так делал он. Но лучше мне больше не говорить о прошлом.