иппсу что это такое
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации или в уполномоченной организации.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.
Оплата сиделки по ИППСУ
Количество пожилых людей на планете с каждым годом неуклонно растёт. Многие пенсионеры старше 65 лет сохраняют здоровье и не нуждаются в присмотре родственников, социальных или медицинских работников. Но немало и таких, которые частично или полностью лишены возможности обеспечивать себе быт, питание и лечение. И количество таких пациентов, к сожалению, тоже постоянно увеличивается. Согласно прогнозам Роскомстата, к 2025 году на территории России доля пожилых людей вырастет до 40,5 млн. человек. На сегодняшний день по отчётам многочисленных волонтёрских организаций порядка пяти миллионов пожилых людей нуждаются в частичном или полном присмотре, но реальную социальную опеку на дому получают не более одного миллиона. А уход за тяжело больными лежачими родственниками полностью ложиться на плечи членов семьи.
Что такое ИППСУ?
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее ИППСУ) – это официальный документ, действующий на территории России с 2015 года и объединивший существовавшие до этого периода разрозненные положения об оказании тех или иных соцуслуг на дому. Появление единообразного документа значительно упростило пожилым людям доступ к получению необходимой помощи на дому. Кроме этого и список оказываемых услуг значительно расширился. Помощь могут получить как одинокие пожилые люди, так и те, что проживают с родственниками.
Важным нововведением, пришедшим с появлением ИППСУ, стала возможность обращаться за помощью не только в государственные, но и в частные компании, специализирующиеся на предоставлении сиделок. Большую часть оплаты услуг в любом случае берёт на себя государство, а для пенсионера – это возможность получить профессиональную помощь по уходу на дому. Единственное, о чём следует помнить при выборе частной службы опеки, – это то, что в соответствии с законодательством, обслуживать граждан имеют право только организации, зарегистрированные в Реестре поставщиков соцуслуг. Получить подобную информацию проще всего в местных органах соцзащиты.
Что необходимо для получения ИППСУ?
Чтобы получить доступ к участию в программе, необходимо собрать пакет документов, включающий:
подтверждение от участкового терапевта в том, что человек действительно нуждается в посторонней опеке;
документы, подтверждающие размер пенсии, иных выплат, компенсаций, дивидендов от сдачи жилья в аренду и т.д., а также, если пенсионер проживает совместно с другими родственниками, то справки, подтверждающие и их доходы.
Как рассчитать ИППСУ?
Программа индивидуальной помощи пожилым гражданам включает десятки видов помощи из разряда социально-бытовых, медицинских, психологических, правовых услуг. Каждая услуга в конкретном регионе имеет свой тариф. По закону заказчик оплачивает не более 40% стоимости, все остальное берет на себя государство. Точный расчёт напрямую связан с уровнем прожиточного минимума в регионе и душевым доходом заказчика. Так, например, если пенсионер имеет совокупный месячный душевой доход менее 1,5 прожиточных минимумов (далее ПМ), то все виды помощи для него будут бесплатными. Если доходы находятся в пределах между 1,5 и 2 ПМ, то оплачивать придётся не более 10% от их стоимости. Максимальные 40% платят те граждане, чьи месячные поступления превышают 4 ПМ. Отдельная категория граждан – участники ВОВ. Они в любом случае оплачивают не более 5%.
Под совокупным месячным доходом подразумевается не только пенсия, но и любые иные виды поступлений, например, от сдачи жилплощади в аренду или, если пенсионер проживает совместно с родственниками, то при расчёте душевого дохода и их доход будет учитываться (и соответственно делиться на количество членов семьи).
Согласно ч. 2 ст. 32 442-ФЗ, сумма оплаты за предоставление соцуслуг на дому или в условиях полустационара рассчитывается на основе региональных тарифов, но не может превышать 50 % разницы между величиной среднедушевого дохода получателя и предельной региональной величиной среднедушевого дохода.
Расчёт стоимости сиделки на конкретном примере
Рассмотрим расчёт оплаты на конкретном примере для города Москва. Предположим, что гражданин заключил договор на оказание следующих видов периодической помощи:
Суммируем все пункты и получаем итоговую сумму, равную 6930 рублей. Однако согласно ч. 2 ст. 32 442-ФЗ, пенсионеру не придётся выплачивать всю сумму. Он заплатит только небольшую часть стоимости, которая рассчитывается следующим образом.
Во II квартале 2019 года в Москве 1,5 ПМ равнялись 26 518 рубля 50 коп. В нашем примере пенсионер, обратившийся за помощью, за последние 12 месяцев имел среднедушевой доход 27 000 рублей. Для расчёта разницы, которую человек должен доплатить, следует из его среднедушевого дохода вычесть сумму, равную 1,5 ПМ, и результат поделить на 2:
(27 000-26 518, 5):2=240,75.
Результата расчёт (240, 75 руб.) – это и есть та стоимость, которую человек должен заплатить из своего кармана.
Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга / Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр организации социального обслуживания»
Общее описание
Граждане, проживающие в Санкт‑Петербурге и нуждающиеся в социальном обслуживании, с учетом их индивидуальных потребностей могут получить следующие виды услуг:
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг следует обратиться в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Центр организации социального обслуживания» (СПБ ГКУ «ЦОСО»).
Полное наименование:
Результат предоставления
Результат предоставления Услуги учитывается в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (ЭСРН), оператором которой является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр».
Срок предоставления
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
Физические лица, имеющие место жительства или место пребывания в Санкт‑Петербурге (из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, беженцев), а также лица без определенного места жительства* при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности, установленных статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 №442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон №442‑ФЗ).
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
*К числу лиц без определенного места жительства относятся граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации и не имеющие на территории Российской Федерации жилого помещения (доли в жилом помещении) на праве собственности, жилого помещения по договорам найма (поднайма), социального найма, безвозмездного пользования).
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Основания для отказа в предоставлении услуги:
Основания для приостановления (прекращения) предоставления услуги отсутствуют.
Порядок действий уполномоченной организации
I. Прием и регистрация заявлений о предоставлении услуги
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО», ответственный за регистрацию и прием документов:
II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о представлении документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО», ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них, осуществляет следующие административные действия:
III. Определение индивидуальной потребности заявителя в социальных услугах
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО», ответственный за проведение обследования (оценки) условий жизнедеятельности гражданина:
IV. Принятие решения о признании заявителя нуждающимся в социальном обслуживании либо решения об отказе в социальном обслуживании, информирование заявителя о результате предоставления услуги
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО»:
Руководитель структурного подразделения:
Директор СПБ ГКУ «ЦОСО»:
V. Составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (индивидуальная программа) гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании
VI. Передача заявителю результата предоставления государственной услуги
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО», ответственный за выдачу индивидуальной программы:
VII. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО»:
Директор СПБ ГКУ «ЦОСО»:
Специалист СПБ ГКУ «ЦОСО»:
Документы
Документы, представляемые заявителем
А) В случае обращения с заявлением о признании нуждающимся в любой из форм социального обслуживания:
Б) В случае обращения с заявлением о признании нуждающимся в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и в стационарной форме социального обслуживания при временном проживании (для граждан старше 18 лет) дополнительно представляется:
С перечнем организаций, осуществляющих выдачу документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и в стационарной форме социального обслуживания при временном проживании (для граждан старше 18 лет) можно ознакомиться здес ь.
В) В случае обращения с заявлением о признании нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания при постоянном/пятидневном проживании (для граждан старше 18 лет) дополнительно представляется:
С перечнем организаций, осуществляющих выдачу документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания при постоянном/пятидневном проживании (для граждан старше 18 лет) можно ознакомиться здесь.
Г) В случае обращения с заявлением о признании ребенка‑инвалида, в том числе являющегося ребенком‑сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания при постоянном/пятидневном проживании, дополнительно представляется:
С перечнем организаций, осуществляющих выдачу документов, необходимых для признания ребенка‑инвалида, в том числе являющегося ребенком‑сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания при постоянном/пятидневном проживании, можно ознакомиться здесь.
Д) В случае обращения с заявлением о признании несовершеннолетнего/семьи нуждающимся в полустационарной форме социального обслуживания и стационарной форме социального обслуживания при временном проживании дополнительно представляется:
С перечнем организаций, осуществляющих выдачу документов, необходимых для признания несовершеннолетнего/семьи нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания и в стационарной форме социального обслуживания при временном проживании, можно ознакомиться здесь.
*В качестве документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, предоставляются:
Заявитель без определенного места жительства в случае отсутствия паспорта гражданина Российской Федерации предоставляет справку о приеме документов для оформления паспорта гражданина Российской Федерации, выданную уполномоченным подразделением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае отсутствия у заявителя без определенного места жительства паспорта гражданина Российской Федерации и(или) справки о приеме документов для оформления паспорта гражданина Российской Федерации, выданной уполномоченным подразделением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, заявителю выдается направление на получение срочных социальных услуг.
В качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, предоставляются:
В качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства в Российской Федерации, предоставляются:
II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:
III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги:
Как оформить ИППСУ?
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) оформляется органами социальной защиты на основании заявления гражданина. Форма программы унифицирована и закреплена приказом Министерства труда и социальной защиты. В документе социальный работник указывает перечень необходимых гражданину социальных услуг, форму их предоставления (на дому, полустационар, стационар), а также перечень организаций, в которые можно обратиться за получением необходимых услуг.
КАК ПОЛУЧИТЬ ИППСУ?
Для получения программы гражданин должен обратиться в местный орган социальной защиты. Перед составлением ИППСУ гражданина должны признать нуждающимся в социальном обслуживании. Для этого органами соцзащиты проводится анализ состояния здоровья, условий проживания и жизненной ситуации гражданина. При положительном исходе органы соцзащиты издают соответствующее распоряжение и начинают составление ИППСУ.
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИППСУ
Для того, чтобы получить форму ИППСУ гражданин должен обратиться в территориальный орган социальной защиты со следующими документами:
Перечень документов может сильно отличаться в зависимости от конкретного случая. Перед тем, как подать заявление, необходимо прийти на консультацию к специалисту социальной службы, который подскажет, какие конкретно документы необходимо подготовить.
Подготовленный пакет документов рассматривается в течение 5 дней, после чего начинается составление Индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
ИППСУ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг доступна для всех пожилых людей, которые нуждаются в поддержке государства. Состав семьи не имеет значения. По ИППСУ можно получить направление на обследование в больницу или путевку в санаторий, услуги частной или государственной сиделки, помощь приходящего социального работника и направление на проживание в пансионат для пожилых. Для составления ИППСУ пожилому человеку (или его представителю) следует обратиться в соцзащиту и предоставить перечисленные документы.
По ИППСУ можно воспользоваться услугами частных служб сиделок и частных пансионатов для пожилых. Государство оплачивает большую часть стоимости.
Обращаем ваше внимание, что при составлении индивидуальной программы сотрудники социальной службы оценивают все обстоятельства жизни гражданина, включая состав семьи, общий доход семьи, условия проживания, состояние здоровья и так далее. На основании этих сведений принимается решение о необходимости социального обслуживания.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг составляется и хранится в специальной информационной системе АИС «Соцуслуги». Напоминаем, что ИППСУ является официальным документом, обязательным к исполнению в полном объеме.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг
Описание:
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Занимаются ее составлением органы Социальной защиты по месту жительства при личном обращении потребителя услуг или его законного представителя ( например, родителя ребенка- инвалида).
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Занимаются ее составлением органы Социальной защиты по месту жительства при личном обращении потребителя услуг или его законного представителя ( например, родителя ребенка- инвалида).
ИППСУ составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Для разработки ИППСУ имеет значение и рекомендации, включенные в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Формы социального обслуживания
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (статья 19) определяет следующие формы социального обслуживания:
Виды услуг:
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает предоставление следующих видов социальных услуг: