инженерные войска что они делают
Сухопутные войска
Инженерные войска
Инженерные войска – специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.
Организационно инженерные войска состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерно-разведывательных, инженерно-саперных, заграждений, разграждений, штурмовых, инженерно-дорожных, понтонно-мостовых (понтонных), переправочно-десантных, инженерно-маскировочных, инженерно-технических, полевого водоснабжения и других.
При подготовке и ведении общевойсковых операций (боевых действий) инженерные войска выполняют следующие основные задачи:
В мирное время инженерные войска выполняют ряд важных общественно-значимых задач: очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов и др.
Дальнейшее развитие инженерных войск осуществляется путем оснащения их качественно новыми, высокоэффективными, универсальными средствами инженерного вооружения, построенными на базе унифицированных элементов, блоков и модулей, с одновременным сокращением номенклатуры однотипных по назначению образцов.
Что такое инженерные войска в составе армии России?
Не многие российские граждане знают, что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в армии России.
Практически каждый слышал такую поговорку «сапер ошибается 1 раз в своей жизни», но мало кто знает, чем эти военнослужащие занимаются на самом деле. Еще меньше российских граждан знают, что саперы входят именно в состав инженерных войск. А некоторые путают это отдельное войсковое формирование со стройбатом. При этом они выполняют абсолютно разные задачи.
История инженерных войск
Люди еще в древности заметили, что даже самые простые полевые укрепления существенно повышают эффективность проведения военных действий. А при передвижении войск часто приходится ремонтировать дороги или прокладывать новые, возводить переправы или мосты через реки, а также разбирать завалы различных сооружений.
В те далекие времена для выполнения инженерно-строительных работ привлекали рабов и рядовых пехотинцев. Несколько позднее для этих целей начали создавать специальные подразделения, личный состав которых предварительно проходил профессиональную подготовку.
Уже в XI веке до н.э. в ассирийском войске были специальные «землекопные» отряды. А наилучшего расцвета военно-инженерное дело в античные времена достигло в Риме и Древней Греции. В состав каждого римского легиона обязательно входили инженеры.
Саперы в тот период занимались возведением мостов, сооружали орудия и осадные башни, делали подкопы под стены крепостей и участвовали в их штурме. Подобные задачи лежали на военных инженерах Средневековой Европы. Чаще всего это были вольнонаемные специалисты, поступавшие служить на конкретный период времени.
Приблизительно к концу XVII столетия, когда появилась регулярная армия, начали формировать специальные инженерные подразделения. Французы в подобных изменениях в армии стали первыми. Именно от них в инженерные войска пришло понятие «сапер», которое в переводе с французского означало «подкапывать». А первое саперное подразделение официально появилось в 1672 г. именно во французской армии, позднее уже каждую пехотную роту обязательно входил военный инженер.
В те времена у саперов была необычная форма. Они существенно отличались от простой пехоты ношением окладистой пышной бороды и фартука из кожи (каждый другой солдат обязательно должен был быть гладко выбритым).
Уже в XVIII веке практически в каждой армии европейских стран появились специализированные инженерные войсковые формирования. При этом солдат, входящих в такие подразделения, везде называли по-разному: пешеходами, понтонерами, минерами, даже пионерами.
Французские саперы в 1812 г. фактически спасли армию Наполеона, которая отступала.
Со временем подразделения инженерных войск стали комплектовать лошадьми, что позволило значительно повысить их мобильность. В результате появились конно-пионерные эскадроны, которые расчищали различного рода завалы для прохождения кавалерии, занимались ремонтом дорог и мостов, обустройством переправ через реки.
Инженерные войска России
Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?
Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.
Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.
При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.
Именно благодаря инженерным войскам, в состав которых входили в основном достаточно грамотные и образованные люди, в российской армии появилось большинство инноваций.
В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.
Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.
Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.
В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.
Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).
Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.
В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.
Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.
В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.
Текущее состояние инженерных войск, задачи подразделений
Инженерные войска в России: с какими целями их создали, что делают данные специалисты в армии? Эти и другие вопросы сегодня интересуют многих российских граждан.
Военнослужащие инженерных войск, которых принято называть саперами, всегда занимают передний край фронта. Они идут в атаку одновременно с бойцами мотострелковых подразделений, а иногда и самыми первыми.
Современные формирования инженерных войск одними из первых получают новые образцы военной техники, в т.ч. осваивают современные тактики ведения боевых действий. При этом не без их помощи в российской армии стали использовать радиостанции, танки, автомобильную и авиационную технику.
Военное инженерное ведомство занималось самолетами для армии почти до окончания Первой Мировой Войны (ПМВ).
Основные задачи современных российских инженерных войск:
В мирное время подразделения инженерных войск занимаются очисткой государственных территорий от взрывоопасных предметов, принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и прочих спасательных мероприятиях, в т.ч. предупреждают разрушение гидротехнических конструкций и мостов в период ледохода.
Оснащение инженерных войск России
Многие молодые парни, решившие сделать военную карьеру, не только интересуются, чем занимаются современные российские инженерные войска в армии, но и какими техническими средствами они укомплектованы.
Благодаря современным системам вооружения и технике эффективность подразделений инженерных войск значительно возросла. Сегодня на вооружении российских военных саперов стоит много разных видов гусеничной и колесной спецтехники, предназначенной для прокладки автомобильных дорог, возведения временных понтонных переправ в полевых условиях и строительства мостов через водные преграды.
Саперные подразделения укомплектованы современным оборудованием и техникой для безопасного выполнения разминирования объектов и территорий. К примеру, на вооружении инженерных войск стоит реактивная установка «Метеорит», роботизированный комплекс «Уран», специальные минные заградители, которые позволяют дистанционно минировать территории.
В автомобильный парк инженерных подразделений входят специальные дорожные технические средства, строительные краны, ремонтные станции на автомобильных шасси, буровое оборудование, экскаваторы, инженерные танки, водоочистные установки и прочая спецтехника для выполнения инженерно-строительных работ.
Также обязательно необходимо отметить, что во все времена, сегодня в том числе, в поиске взрывоопасных предметов и взрывных устройств саперам эффективно помогают их четвероногие друзья – специально обученные собаки. Они являются незаменимыми помощниками в этой опасной работе, даже несмотря значительное продвижение современных технологий.
Взрывная работа: как несут службу современные российские саперы
21 января свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых уважаемых в армии профессий — военные инженеры. В этот день в 1701 году Петр I издал указ о создании в Москве «Школы пушкарского приказа», где готовили офицеров артиллерии и инженерных войск. За более чем трехсотлетнюю историю российские саперы всегда были образцом мужества, самообладания и способности решительно и хладнокровно действовать в самых опасных ситуациях. Накануне Дня инженерных войск «Известия» побывали в их самом знаменитом соединении — 1-й гвардейской инженерно-саперной бригаде.
Главное — не нервничать
Профессия военного инженера считается одной из самых опасных среди армейских специальностей. Саперы рискуют не только во время боевых действий. Во время когда происходили недавние взрывы складов в Ачинске и Рязани, военные инженеры участвовали в ликвидации последствий ЧП. Они обследовали территорию и обезвреживали опасные находки.
1-я гвардейская Брестско-Берлинская инженерно-саперная бригада, расположенная в Муроме, — единственное в своем роде соединение в Вооруженных силах. Она подчиняется непосредственно начальнику Инженерных войск и задействуется в самых важных случаях. Именно сюда поступает на вооружение новейшая техника, а на службу по контракту отбираются лучшие в своем деле военнослужащие.
Гвардии сержант Юрий Мурашов служит на должности старшего разведчика-радиоминера в роте специального минирования. После школы поступил в вуз — муромский филиал Владимирского государственного университета на инженерную специальность. Проучившись два года, решил взять академический отпуск, чтобы пойти в армию.
— Хотел служить со своим призывом, — объяснил сержант. — На мой взгляд, если идти в армию после института, можно забыть, чему учили. Изначально планировал после срочной восстановиться в вузе, но служба затянула. Призвали во внутренние войска. Сразу понял, что воинский распорядок — это для меня. Через четыре месяца подписал контракт. Служил в Москве, во Владимире, выполнял задачи на Северном Кавказе.
За шесть лет службы во внутренних войсках Юрий освоил несколько специальностей — стрелок, командир отделения. Но больше всего времени был кинологом.
— Специально попросился в кинологическую службу, потому что боялся собак, хотел преодолеть свой страх, — вспоминает Юрий. — Получилось. До сих пор помню первого пса — Терика. Он мне достался уже старенький, его хотели списывать, очень умная была собака.
В 2018 году Юрий Мурашов решил перейти на службу в Министерство обороны.
— В 1-й гвардейской Брестско-Берлинской инженерно-саперной бригаде служили друзья, отзывы о ней были только самые положительные. Это знаменитое в войсках соединение. Кроме того, недалеко от дома, я могу ездить помогать родителям, — рассказал военнослужащий. — Не жалею о выборе места службы. В августе у меня заканчивается контракт, думаю, буду еще лет на 10 его продлевать, намерен служить до пенсии.
Службу в бригаде начинал простым сапером. Как профессиональному кинологу предлагали работать с собаками, но Юрий отказался — тяжело расставаться с питомцами, когда приходит срок их «списывать». Затем освоил новые дисциплины и получил должность в роте специального минирования.
— Мне одинаково интересны все предметы, — говорит он. — Всегда хочется разобраться в механизмах. Особенно это касается самодельных взрывных устройств — «голь на выдумки хитра», как говорится, и в отличие от штатных мин, они все разные, и к каждой нужен индивидуальный подход для разминирования. Сапер должен хорошо соображать, уметь проявлять нестандартный подход, а главное — не волноваться в стрессовых ситуациях. Потому что если ты нервничаешь, это увеличивает шанс ошибки.
Рота будущего
Одно из самых молодых и перспективных подразделений бригады — рота робототехники. Гвардии сержант Иван Соколов служит на должности командира отделения взвода разминирования. Родился и вырос в Муроме. После школы отслужил срочную на космодроме. Вернувшись, работал на «гражданке», но через несколько лет снова потянуло в армию.
— Я служу в родном городе, у меня семья здесь. Привлекает стабильность, социальная защищенность и интересные задачи по службе. Выбрал эту часть, потому что она гвардейская, прославленная, — рассказал сержант. — Сначала у нас были пожарные роботы «Уран-14». Недавно поступили роботы разминирования «Уран-6». Управлять ими несложно — всё так же, как на игровых приставках. Вообще, интересные ощущения — раньше мы видели боевых роботов в компьютерных играх, а сейчас вот они, перед нами.
В конце прошлого года подразделение Ивана Соколова было командировано в Нагорный Карабах. На вверенном им участке саперы обезвредили десятки смертоносных находок.
Иван Соколов решил надолго связать свою жизнь с армией. Мечтает об офицерской карьере. Параллельно со службой получает образование в Муромском университете, летом планирует защищать диплом. После получения высшего образования сержант сможет претендовать на офицерские погоны.
«Зачистят» здание с террористами
В последнее время в инженерных войсках создают подразделения, которые военные между собой называют «саперным спецназом» — штурмовые роты и батальоны. Туда отбирают самых высоких и физически развитых военнослужащих. Требования — как в подразделениях специального назначения. Такие саперы носят тяжелую броню и самый разнообразный арсенал. Их задача — разрушать преграды на передовой, чтобы обеспечить проход своим войскам. Они могут под огнем противника подобраться к баррикаде, разрушенному зданию, другому перегораживающему проход объекту и уничтожить его. При необходимости могут эффективно «зачистить» здание с террористами. Для этого у них есть всё необходимое, вплоть до штурмового щита со стробоскопом.
Вес этого щита — около 50 кг, так что требования к физической подготовке бойцов вполне объяснимы.
Гвардии младший сержант Илья Кабанов служит на должности санинструктора инженерной штурмовой роты. После школы отслужил по призыву в МЧС. Вернувшись, окончил муромский медицинский колледж. Последние три года служит в инженерной бригаде. При зачислении сразу предложили должность в штурмовой роте. Для этого пришлось сдать серьезные нормативы по физической подготовке и психологические тесты. Все испытания Илья прошел успешно.
— Меня привлекло в армию то, что здесь хорошие социальные условия, — сказал Илья. — Я участвую в военной ипотеке. Ну и здесь — настоящая мужская работа. Минирование, разминирование, огневая подготовка. Люди платят деньги, чтобы поиграть в страйкбол или пострелять в тире, а я стреляю регулярно, получая за это денежное довольствие. Но главная моя задача — чтобы все мои бойцы были здоровы и в готовы выполнить свою работу.
«Инженерным спецназом» штурмовой батальон называют не зря. Его военнослужащие работают там, где не пройдет обычный спецназ. И при необходимости сделают всё возможное, чтобы обеспечить проход войск.
Инженерные войска
Все хорошо знают такие рода войск как пехота (мотострелки), танковые войска, артиллерия, авиация, разведка. Все хорошо знают что они делают на поле боя, для чего предназначены. Не вызывает затруднений вопрос о предназначении войск связи, легко догадаться чем занимаются химические войска, железнодорожные войска.
Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска (!). И уж совсем фантастикой покажется утверждение, что и авиация родилась в недрах инженерных войск. И между тем это так. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.
Как-то незамеченным в истории Великой Отечественной войны проходит тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий (!). По одной саперной армии на каждый фронт. А кто вспомнит, что в 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но и для инженерных войск?
Первым в России военным училищем по подготовке офицеров была школа Пушкарского Приказа открытая в 1701 году. Эта школа готовила офицеров артиллерии и инженерных войск. В пехоте и кавалерии первыми военно-учебными заведениями станут кадетские корпуса, которые откроются только 30 лет спустя (!).
Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что сами инженерные войска родились, исходя из потребностей артиллерии, в недрах артиллерии и вплоть до начала 19 века являлись их составной частью.
Итак, что же такое инженерные войска, в чем их предназначение, какие задачи они решают?
Что входит в понятие «инженерное обеспечение боя»?
Боевой Устав Сухопутных Войск ВС СССР трактует это понятие так:
«Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.
Инженерное обеспечение включает в себя:
-инженерную разведку противника, местности и объектов;
-фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
-устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
-установка и содержание ядерных мин и фугасов;
-уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
-проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
-устройство проходов через препятствия;
-разминирование местности и объектов;
-подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
-оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
-инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
-инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
-добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.
Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.
Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами».
Эта выдержка из Боевого Устава дает возможность понять, что инженерные войска отнюдь не имеют никакого отношения к «стройбатам», к строительству.