инженер пто что это за профессия расшифровка
Профессия инженера ПТО в строительной компании
В каждой фирме, которая строит здания и сооружения, создают производственно-технический отдел (ПТО). Учреждает и ликвидирует отдел генеральный директор предприятия. Структура занимается разработкой проектов, смет, а также контролирует ход выполнения процессов – от подготовки до сдачи объекта.
Инженер ПТО: расшифровка аббревиатуры
В производственно-техническом отделе, наряду с другими работниками, предусмотрена штатная должность инженера. На эту работу берут специалиста с высшим техническим образованием и определенным стажем по специальности. Претендент должен обладать рядом качеств, таких как коммуникабельность и стрессоустойчивость, поскольку в ходе выполнения обязанностей ему придется общаться с большим количеством людей и работать в интенсивном графике.
Должностные обязанности инженера ПТО
Главное, чем занимается на стройплощадке инженер ПТО, касается разработки и подготовки огромного количества технических документов, которые призваны обеспечивать эффективные регуляторы всех процессов, происходящих на стройплощадке.
Должностная инструкция инженера ПТО
Для работников, занимающих определенные должности, предусмотрены инструкции, регламентирующие их деятельность. Такой документ существует и для инженера-специалиста ПТО. В регламенте зафиксированы положения, каким требованиям (знания и умения) должен соответствовать специалист, определены его обязанности.
Отдельным пунктом прописаны права работника. Обозначена его ответственность за неисполнение, ненадлежащее выполнение задач, решаемых на рабочем месте, за совершенные правонарушения и причинение материального ущерба работодателю.
Согласно должностной инструкции инженера ПТО специалист должен обладать хорошей теоретической подготовкой. От него требуют досконального знания:
В инструкции определены задачи, которые он решает в процессе трудовой деятельности на предприятии. Изложенные в документе должностные обязанности инженера ПТО достаточно обширны и дают возможность оказывать существенное влияние на ход стройки.
Какую документацию разрабатывает инженер ПТО?
На всех этапах, от тендера до сдачи объекта, инженер ПТО работает с документацией. Руководство считает, что специалист – это универсальный солдат, расправляющийся с бумажной работой лучше всех. Поэтому ему часто дают поручения, расширяющие круг его обязанностей, которые выходят за пределы инструкции. Инженер отдела работает с документами организационно-технологического содержания, а таже готовит исполнительные. Разница в бумажках в том, что первые – обеспечивают еще не начавшееся строительство организационно-технологической базой, а вторые – подтверждают ход выполнения конкретных работ и строительство объекта в целом.
Разработка организационно-технологической документации
Важность должности инженера ПТО в строительной компании состоит в том, что специалист принимает участие в разработке организационно-технологической документации. Эти материалы создают на этапе подготовки к строительству. Они являются частью проектно-сметной документации.
К ней относят:
В документации содержатся решения по организации строительства и технологии СМР. Решения и технологии основаны на нормативно-технической базе, учитывают вопросы охраны труда и требования всех видов безопасности.
Разработка исполнительной документации
На инженера ПТО в строительстве ложится забота по написанию исполнительных документов, которые представляют собой кипу журналов, актов, а также графических документов (чертежей, схем). Документация делится на две части:
Первичные документы специалист составляет на каждую завершенную операцию, этап работ при возведении объекта, тем самым подтверждает, что они отвечают проекту или не соответствуют ему. По исполнительным можно делать выводы о фактическом состоянии дел на стройке в данный конкретный момент. Первичная исполнительная документация предоставляется заказчику и органам надзора – так происходит контроль за строительством.
После завершения строительства генеральный подрядчик предоставляет заказчику исполнительную документацию – чертежи с записями, указывающими, что выполненные работы соответствуют чертежам или имеют изменения, утвержденные проектировщиком.
В итоге принятая исполнительная документация служит для приемной комиссии аргументом, чтобы убедиться в том, что объект построен в соответствии с изначальным проектом и внесенными по ходу работ изменениями. Обилие бумажек, которые готовит инженер проектно-технического отдела, не отбирает много времени и не превращается в рутину, если специалист умело пользуется программным обеспечением.
Все документы имеют типовую структуру и определенную форму, например, программа «Исполнительная документация» хорошо «знает», какие документы требуются для конкретного объекта или проекта. Программа исключает неточности в документах и следит за достаточностью бумажек для успешной сдачи.
Расшифровка понятия инженер ПТО
Что означает аббревиатура ПТО? Производственно-технический отдел — это подразделение в структуре строительного предприятия. Основные функции отдела: подготовка строительного производства, контроль за качеством выполнения строительно-монтажных работ, контроль за соблюдением договорных сроков при выполнении работ.
Подготовка строительного производства
Подготовка строительства объекта к производству заключается в следующих этапах:
Производство строительных работ
Строительно-монтажные работы при строительстве объектов как гражданского, так и промышленного назначения, выполняются строительной организацией собственными силами и подрядными организациями. Задачами инженера являются:
Расшифровка понятия инженер ПТО
Должность специалиста производственно-технического отдела подразумевает наличие специальных знаний и навыков.
Ценообразование в строительстве
Инженер ПТО должен знать и понимать принципы ценообразования и уметь пользоваться при определении стоимости проектной и строительно-монтажной продукции:
Проектно-изыскательские работы для строительства
Инженер ПТО должен понимать философию выполнения проектно-изыскательских работ и какими постулатами пользуется проектировщик при принятии того или иного решения. Специалисту нужно свободно ориентироваться:
Строительно-монтажные работы
При проведении контроля за выполнением строительных работ, инженер ПТО должен знать и понимать технологию строительства. Визуально определять на каком этапе технологического процесса находится каждый из элементов строительного объекта, как выдерживаются требования технологических карт. В случае требований паспортов качества на поставляемые материалы и строительные конструкции, проверять их наличие.
При предъявлении подрядчиком или собственным монтажным подразделением форм КС-2 и КС-3, лично выезжать на объект для проверки выполненных объёмов и их качество и только после этой проверки рекомендовать начальнику отдела принимать отчётность исполнителей.
Существует мнение, что любой инженер ПТО при желании может выйти на стройку и будет достойно выполнять обязанности на любой должности, но не все линейные руководители строительства способны стать специалистами производственно-технического отдела. Это мнение обусловлено специфической формой профессионального мышления. Инженер ПТО способен к мысленному объёмному видению объекта.
«Порой приходим, а в офисе лежат сугробы»: сколько зарабатывает инженер ПТО
На Крайнем Севере
Героиня этого выпуска стала инженером в силу вредного характера, а сразу после выпуска из университета вместе с подругой уехала на Крайний Север. Она рассказала, каково работать, когда в офисе лежат сугробы, а за забором ходят белые медведи, как устроены жизнь и быт в вахтовом поселке и как работа там помогает экономить, копить и путешествовать, если не имеешь своего жилья.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мне всегда пророчили гуманитарное образование, так как в школе русский, английский и обществознание давались мне легко. Я же в силу своего вредного характера выбрала техническое направление — получила высшее архитектурно-строительное образование. И осталась довольна своим выбором.
Училась в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете — ТюмГАСУ, сейчас он стал Тюменским индустриальным университетом — ТИУ. Поступить туда, как оказалось, было несложно. Я отправила документы в пять вузов, прошла со своими баллами везде и на бюджет.
Моя профессия — инженер теплогазоснабжения и вентиляции (ТГВ). Обычно инженер ТГВ проектирует системы отопления, вентиляции, кондиционирования и газоснабжения, а также делает тепловые и аэродинамические расчеты, чтобы правильно подобрать систему отопления, газового оборудования и котлов для газоснабжения.
Но сразу после окончания университета я уехала следом за своей подругой на вахту на Крайний Север.
Она почему-то решила, что работать вахтами — это романтично. Вбила в поиске «работа вахтами», оставила заявку, чтобы ей перезвонили, а через полчаса ее уже взяли на работу!
Работа тоже в строительстве, но не совсем по профессии: я устроилась в производственно-технический отдел инженером ПТО третьей категории. На этой должности нужно вести документацию на объектах. Но если есть базовые знания, которые обычно и дают в университете, то перестроиться с одной работы на другую несложно. Главное — внимательность и умение слушать и вникать, когда тебе объясняют. На работе, конечно, помогали поначалу, но в основном пришлось во всем разбираться самой.
Место работы
Наша компания занимается строительно-монтажными работами. Объекты попадаются разные, но все связаны с добычей нефти или газа. Это может быть завод по сжижению природного газа — СПГ, нефтеперерабатывающий завод — НПЗ или газонефтеперерабатывающий завод — ГНПЗ.
После того как я отработала три вахты, я решила уйти, потому что хотелось, так скажем, свободы и каких-то развлечений: ходить в кино, магазины, встречаться с друзьями и так далее. Но я как будто забыла, что на все нужны деньги, а с зарплатой в городе себе можешь позволить не так много, если тебе никто не помогает. Еще и за квартиру платишь большую часть дохода.
Работу в Тюмени я нашла быстро: сразу после курсов сметчиков устроилась инженером-сметчиком. На мне были все сметные расчеты организации. Нужно было и чертежи делать, и входной контроль проводить, и исполнительную документацию оформлять, и все распечатывать, и сшивать документы, а это тоже процесс небыстрый, и отвозить все документы заказчику. Сложность была в том, что я была единственным сметчиком и опыта работы в этой области у меня совсем не было, поэтому никто не мог помочь и приходилось всему учиться самой.
Из плюсов этой работы — заработная плата. Из минусов — погода и немного нервные закрытия объектов.
Нервничать приходится в основном из-за людей. Работу свою я всегда успеваю сделать, а вот люди порой удивляют. Например, я столкнулась с мизогинией. Мужчина решил, что раз я девушка, то обязательно глупая и вообще не должна работать инженером, а уж тем более на вахте. Поэтому он меня чуть ли не выгнал из своего кабинета, когда я ему задала вопрос по его же заданию.
Потом уже другой инженер пришел к нам в кабинет, чтобы прилюдно на меня накричать из-за того, что я посчитала лоток не в метрах, а в штуках. Это, кстати, даже ошибкой не считается, но ему доставило удовольствие при всех показать свою значимость.
Как победить выгорание
Суть профессии
Инженер ПТО ведет документацию на объектах. Проводит входной контроль оборудования, которое поступает на объект, документально оформляет выполненные строительно-монтажные работы, ведет переговоры с заказчиком, а также разрабатывает чертежи.
В общем, наша работа — это документы и общение. Очень часто нужно улаживать какие-то вопросы, уметь провести переговоры или совещания. Поэтому мы находимся на объекте, чтобы была возможность помочь мастерам или прорабам посчитать объемы, оформить документы, которые нужны через час или, как там любят говорить, еще вчера, съездить на переговоры к заказчику.
Офисы в городах тоже есть, но это уже будет другая зарплата — раза в два меньше, чем на самом объекте. Поэтому нужно выбирать: комфорт, но небольшая зарплата или повышенная зарплата, но пребывание на объекте.
До объекта мы добираемся на самолетах. Сначала все прилетают в Москву, если, конечно, это не житель столицы, а через несколько часов вылетаем в Сабетту. От Москвы до нее лететь примерно три часа, может, чуть больше. Последнее время мы летаем через карантин, чтобы на объект не привезти COVID-19: раньше надо было выдержать две недели, сейчас срок сократили до одной.
Живем мы в вахтовом поселке — это примерно 20—25 зданий : столовая, медпункт, общежития, прачечная, офис, магазин, административно-бытовой комплекс. Уже через полкилометра располагается завод и газовый факел.
Мы видим здесь северное сияние, песцов, оленей. Иногда встречаются колоритные местные жители: они продают нам рыбу, оленину или морошку. Местные, конечно, очень необычные. Они живут в чумах, а передвигаются на дорогущих снегоходах. Говорят, от них специфический запах, так как они натираются оленьим жиром, чтобы не мерзнуть.
Ближайший к нам населенный пункт — такой же вахтовый поселок, а самые большие города, которые расположены ближе всего к нам, — Салехард, Воркута и Лабытнанги. Но там мы не были.
В нашем городке живут примерно 900—1000 человек. Кроме инженеров, есть еще монтажники, электромонтажники, оптики, прорабы, мастера, начальники участков, повара, уборщики, врачи. Порой прилетают владельцы стройки. Даже президент прилетал два года назад.
Я бы не сказала, что это работа мечты, — о нет, далеко не так, — но мне нравится, что на вахте не нужно ни о чем заботиться: уборка, готовка, жилье, спецодежда, транспорт — все это оплачивает организация.
Я могу не тратить деньги два месяца, пока нахожусь на объекте.
Мы живем в общежитиях — это двух- или трехэтажные модульные здания. Они состоят из балков — небольших домиков для временного проживания, которые поставлены друг на друга. Один балок — одна комната. В ней же находится ванная с душевой кабиной. Я живу в такой комнате с мужем — мы работаем вместе, здесь и познакомились. Это семейное общежитие, в таком же живут начальники: один человек — одна комната. А вот остальные живут по трое-четверо. Раньше были даже 16-местные комнаты, когда на объекте было много людей.
Едим всегда в столовой, у нас трехразовое питание. Готовят неплохо. Раньше в меню были даже специальные блюда для вегетарианцев, но это было, когда на площадке работали иностранцы: японцы, итальянцы, французы. Можно было даже заказать спаржу или свежие фрукты, например арбуз. Но и сейчас меню меня устраивает: я придерживаюсь правильного питания, а здесь всегда есть курица, салаты и супы. Бывает, готовят шурпу — это суп из оленины. Порой дают облепиху с сахаром в качестве десерта. Или смородину, или клюкву.
Самое трудное — это погода, пожалуй. Здесь у нас очень сильные ветра и довольно низкие температуры. На морозы мы уже не особо обращаем внимание. По объекту передвигаемся либо на автобусах-вахтовках, либо на газелях. Но есть и специальный транспорт — что-то типа снегоболотоходов, которые похожи на монстр-траки.
Раньше, чтобы попасть в офис, нужно было ехать 15 минут на вахтовке. Сейчас наш офис находится на территории вахтового городка, поэтому ходьбы там минуты две — не успеваем замерзнуть на улице. А вот здание офиса непредсказуемо. Порой приходим, а там лежат сугробы на полу. Отогреваемся весь день у конвекторов, но они не очень-то помогают, поэтому просто пережидаем такую погоду. Сидим в куртках, свитерах, специальной одежде и обуви, чтобы не простудиться.
Рабочий день
Дни у нас не отличаются друг от друга — это напоминает фильм «День сурка».
Утром отвечаем на почту, делаем отчеты, таблицы, оформляем документы. Работаем до 12:00, потом обед.
После обеда, немного прогулявшись по городку, идем обратно в офис и занимаемся теми же делами, что и утром. Ничего сверхинтересного.
Вечером, после работы и ужина, я иду в тренажерный зал. Слежу за фигурой! В каждом городке есть спортзалы. У нас там есть беговые дорожки, велотренажер, штанги и гантели, утяжелители и еще парочка тренажеров. Я привожу с собой спортивные резинки и спортивное питание. Мы подрядчики, поэтому у нас спортзал попроще. У заказчика же просто огромный тренажерный зал, но он находится в другом городке. У них там есть даже баскетбольная площадка и тренер.
Обычно понедельник, среда и пятница — самые многолюдные дни. У нас даже есть разделение, что эти три дня — мужские, а вторник, четверг и суббота — женские. Но я, конечно, это правило не соблюдаю и хожу, когда посчитаю нужным. Девушки все равно практически не занимаются, так что не вижу смысла в этом разделении.
У нас нет кино, библиотек, ресторанов, но и свободного времени не так много. Обычно это вечер, уже перед самым сном. Я люблю читать, за вахту успеваю прочитать книг шесть-семь. Интернет есть, но не очень быстрый. Например, у меня ловит только 3G, об LTE можно забыть. На работе многие сайты, такие как «Ютуб», «Инстаграм» и «Литрес», заблокированы. Но с телефона интернета хватает — если смотреть в качестве максимум 240 пикселей.
Мы все знакомы между собой, поэтому уже знаем, у кого появляются новинки фильмов раньше всех. Так нам скинули «Ход королевы» почти сразу после выхода этого сериала.
Случай
Некоторые здесь встречались нос к носу с белым медведем. И не все уходили от него. Я не видела, да и хорошо! Нам, конечно, проводят специальный инструктаж, где рассказывают, как правильно себя вести в такой ситуации. Но, честно говоря, я не думаю, что это может помочь. Белый медведь — самый крупный из сухопутных хищников. Он может развить скорость до 60 км/ч. В общем, все преимущества на его стороне.
Раньше городок не был так защищен, поэтому медведь мог даже зайти на территорию. После одного случая городок защитили забором и медведей стали отслеживать. Если он подходит близко к месту, где находятся люди, то сразу же включается сигнал предупреждения.
Есть много видео, даже с видеокамер, где белый медведь пытается перелезть через забор. И получалось! Поэтому, когда мы гуляем по городку, я всегда на всякий случай смотрю на забор.
Подработки
Переработки порой ограничивают, что людям не нравится, поэтому через время их восстанавливают снова.
Суббота у нас — целиком рабочий день. В воскресенье можно уйти отдыхать после обеда, но мало кто пользуется этим: всем жалко потерять деньги за половину рабочего дня. Но остаются уже не до позднего вечера или ночи, а до 19:00.
Вахта длится от двух до двух с половиной месяцев, а межвахта — обычно месяц. В этот месяц работой заниматься совсем не хочется, но порой приходится. Например, под закрытие объекта или когда не хватает людей на других объектах, нужно помогать.
Доходы и расходы
Ставку здесь со временем повышают. В принципе, для этого ничего сверхъестественного делать не нужно — просто работать. Могут, конечно, повысить и быстрее, если закрыть какие-то горящие задачи, например.
На вахте у меня с собой всегда огромная сумка таблеток. Лучше взять лекарства абсолютно от всего, ведь аптек там нет. Какие-то медикаменты нам могут дать в медпункте, но на многое рассчитывать не приходится. Из витаминов с собой омега-3, витамин D, Nails, Skin & Hair — можно продолжать бесконечно. На меня северный климат влияет довольно плохо: я часто болею. Но я считаю, что это не только из-за климата, просто у меня такое некрепкое здоровье. Я могу заболеть и в тропиках. А вообще, при устройстве и потом каждые два года мы проходим полный медосмотр.
Мы с мужем вечные скитальцы: пока у нас нет своего жилья, поэтому на межвахте мы ездим к моей и его маме и в любой другой город, чтобы отдохнуть.
Наши родители живут в Свердловской и Челябинской областях, а вот для отдыха мы каждый раз выбираем новый город, а порой и страну. В Москву летаем примерно десять раз за год, были в Санкт-Петербурге, Волгограде, Сочи, в турецком Мармарисе, а последняя наша поездка была вообще в Африку, на остров Занзибар. Честно говоря, нам нравится везде. Не нравится только дорога, потому что без приключений никогда не обходится. Обычно мы едем куда-то на неделю или дней на десять. На жилье уходит еще примерно 25 000 Р в месяц.
Сейчас мы все щепетильнее относимся к расходам и все больше откладываем. Начинаем понимать, что мы очень часто сорим деньгами. Хотя мне по душе фраза: «Нужно больше зарабатывать, а не меньше тратить».
Будущее
Мы не хотим всю жизнь работать на Севере, несмотря на хороший доход. Думаю, останемся здесь еще года на три.
Сейчас мы откладываем сразу на несколько целей: на свою квартиру, подушку безопасности, путешествия, дополнительное образование и бизнес. Есть много интересных сфер, в которых хотелось бы преуспеть. Мне нравится и психология, и языки, и графический дизайн.
Бизнес стоит немалых усилий, трат и сил, а также знаний. Но мы привыкли много работать.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Инженер ПТО — описание профессии и функции
Кто такой инженер ПТО строительной организации, чем занимается, на каких производствах затребованы специалисты такой профессии и наконец насколько престижна и доходна в финансовом плане эта профессия?
Инженер ПТО — что это за профессия
Инженер ПТО — расшифровывается как «инженер производственно-технического отдела» — занят планированием производственного процесса, техническим обеспечением, и другими вопросами.
Это специалист, без которого не может обойтись ни одно строительное производство. При строительстве трубопроводов в Сибири или современных летающих домов в Японии – это одна из наиболее интересных, ответственных и необходимых профессий. Сотрудники отдела ПТО участвуют в научно – исследовательских разработках, составляют сметы, схемы, расчеты и всю исполнительно-техническую документацию по строящемуся объекту.
К слову, если на строительном участке не знают происхождение или назначение какого-нибудь документа — его относят в ПТО: действует логика «там всегда разберутся».
Можно сказать, что из ПТО «растут ноги» других отделов организации — сметно-договорного, тендерного, технологического, планового и т.д. То есть в микроорганизации всегда есть ПТО, затем по мере роста компании, «побочные» функции производственно-технического отдела выделяют в другие отделы.
Функции инженера ПТО
Чем занимается инженер ПТО? Функции и обязанности инженера ПТО весьма разнообразны, зависят от специфики предприятия и отрасли. Функциональные обязанности инженера ПТО можно поделить в зависимости от стадии строительства:
— Стадия «ноль» — тендерная работа. На этом этапе организация участвует в отборе на право выполнения работ по строительству объекта. Следует сказать, что у каждого заказчика — организатора тендера свои требования к составу документов, а также к форме предоставления — одни организуют это дело посредством электронной площадки (например Роснефть, Газпромнефть, Арктикгаз и т.д.), другим по-старинке нужно сдавать в бумажном виде — это иногда по 20-30 кг бумаги. В редких случаях подготовкой документов к участию в тендере занимается специальных тендерный отдел.
— Стадия 1 — подготовка производства. После победы в тендере организация приступает к подготовке строительства — заключение договора, получение места под размещение городка строителей и приобъектных складов, получение пропусков и перебазировка техники и персонала, различные согласования.
Работа инженера ПТО в это время заключается в следующем:
— Стадия 2 — сопровождение строительства. Во время строительства проявляется выдержка и профессионализм инженера ПТО. Это время самых безумных требований Заказчика, Технадзора, и прочих инстанций. Это время, когда горят сроки строительства, срываются поставки материалов, а прорабов увозят пачками в кардиологию. На этой стадии важно не поддаваться всеобщей панике, и продолжать методично делать свое ремесло:
— Стадия 3 — сдача объекта строительства. На этой стадии все считают дни до конца стройки и предвкушают беззаботный отпуск, прорабы начинают немного улыбаться, убрав тонометры на полочку. А инженер производственно-технического отдела продолжает выполнять свои трудовые функции:
Трудовые обязанности специалиста ПТО на самом деле всегда шире — все зависит от квалификации и опыта работы, категории. Например ведущий инженер ПТО может заниматься подбором субподрядных организаций и сопровождением договорной работы с ними, перепиской с контрагентами и заказчиком; в то время как техник ПТО обычно занимается самыми простыми делами — заполнением журналов, составлением актов, текучкой.
Говоря проще – инженер ПТО оформляет и подписывает у Заказчика и Технического надзора все работы, выполняемые мастерами и прорабами на стройке. К концу строительства вся исполнительная документация сшивается в папки и сдается.
Отдел ПТО в любой организации — как государство в государстве, он является самостоятельным подразделением и подчиняется только своему руководителю, и в то же время он постоянно сотрудничает со всеми службами и подразделениями.
В некоторых небольших компаниях к ПТО относят также сметчиков (инженер ПТО-сметчик), занятых подготовкой смет и ценообразованием, в более крупных, как правило, сметчики числятся уже в отдельном (например, сметно-договорном) отделе.