инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций что такое
Инвестиционный налоговый вычет в 2020 году
Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Понятие инвестиционного налогового вычета (ИНВ) появилось в гл. 25 НК РФ начиная с 2018 года (были добавлены ст. 286.1 и п. 5.1 ст. 270 НК РФ), и (по замыслу законодателей) ИНВ должен быть направлен на создание стимулов к инвестициям.
Право налогоплательщика на применение ИНВ должно быть установлено законами субъектов РФ. С 01.01.2020 во многих регионах России такие законы вступают в силу, а значит, организациям, планирующим осуществлять инвестирование, полезно ознакомиться с понятием ИНВ, порядком его применения, а также рассчитать, насколько им будет выгодно воспользоваться правом на применение ИНВ.
Кто из налогоплательщиков не имеет права применять ИНВ?
Сразу отметим, что не все налогоплательщики могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом. Так, не вправе применять ИНВ следующие категории налогоплательщиков (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):
1) организации – участники РИП;
2) организации – резиденты ОЭЗ;
3) организации – участники ОЭЗ в Магаданской области;
4) организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
5) организации – участники СЭЗ;
6) организации – резиденты ТОСЭР либо резиденты свободного порта Владивосток;
7) организации – участники проекта Сколково или инновационных научно-технологических центров;
8) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Порядок применения ИНВ
Согласно п. 1 ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ в порядке, предусмотренном этой статьей, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, исчисленные им по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на инвестиционный налоговый вычет. В силу п. 1 ст. 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% – в 2017 – 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Указанная ставка законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
НП в бюджет
субъекта РФ к уплате
НП в бюджет
субъекта РФ начисленный
В соответствии с п. 2 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:
не более 90% суммы расходов на инвестиции (пп. 1 и 2);
не более 100% суммы расходов в виде пожертвований (пп. 3);
не более 85% расходов на создание объектов инфраструктуры (пп. 4);
не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры (пп. 5).
Расходы, включаемые в состав ИНВ
Расходы на инвестиции
Подпунктами 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 90% суммы расходов, составляющей:
первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ;
величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ.
Обратите внимание: согласно п. 4 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в виде названных расходов применяется к объектам ОС, относящимся к 3-й – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8-й – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений п. 6 данной статьи.
ИНВ применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект ОС либо изменена первоначальная стоимость объекта ОС, и за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Расходы в виде пожертвований
Подпунктом 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
ИНВ в виде названных расходов применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП (п. 4 ст. 286.1 НК РФ). Он применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Расходы на создание объектов инфраструктуры
Подпунктом 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.
ИНВ в виде указанных расходов на создание объектов инфраструктуры используется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение ИНВ в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
ИНВ в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие названные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур
Подпунктом 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, в том числе затрат на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями гл. 21 и 22 НК РФ.
При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, установленным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями ГрК РФ.
ИНВ в виде указанных расходов применяется к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся названные объекты (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
ИНВ в виде упомянутых расходов применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщиком осуществлена безвозмездная передача в государственную или муниципальную собственность объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
Какие положения по применению ИНВ должен устанавливать закон субъекта РФ?
Законом субъекта РФ могут устанавливаться (п. 6 ст. 286.1 НК РФ) права на применение ИНВ в отношении:
расходов на инвестиции (размеры ИНВ, не превышающие предельного размера; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ; категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на использование ИНВ);
расходов в виде пожертвований (предельные суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных НКО (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, учитываемых при определении ИНВ; категории учреждений и НКО, пожертвования которым учитываются при определении ИНВ);
расходов на создание объектов инфраструктуры (размер ИНВ; виды объектов инфраструктуры);
расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, расположенных на территории этого субъекта РФ (категории объектов указанных инфраструктур и предельный размер расходов на создание этих объектов; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ в отношении данных расходов).
Предельная величина ИНВ
Размер ИНВ текущего налогового (отчетного) периода в совокупности по всем видам расходов не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета:
ИНВпредел
Как следует из п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ, предельная величина равняется разнице между расчетными суммами налога, подлежащими зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период и определенными без учета ИНВ. При этом одна расчетная сумма исчисляется по общей ставке налога, действующей в данном субъекте РФ, а другая – исходя из ставки 5% (если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ).
При этом расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период, определяется также без учета амортизационной премии и соответствующей суммы амортизации в отношении объектов ОС, указанных в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ. Иными словами, эти расходы не должны участвовать в формировании облагаемой базы по налогу на прибыль.
Обратите внимание: сумма расходов на ИНВ, превышающая в налоговом (отчетном) периоде предельную величину ИНВ, может быть учтена при определении ИНВ в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет
Как гласит ст. 286.1 НК РФ, если налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части инвестиционных расходов (расходов, указанных в пп. 1 и 2 п. 2 данной статьи), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы расходов первоначальной стоимости ОС и (или) 10% суммы расходов величины изменения ОС (за исключением частичной ликвидации объектов ОС).
При этом сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, не может быть уменьшена на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующее (соответствующие) ОП.
Под соответствующими ОП понимаются обособленные подразделения (в том числе организация), расположенные на территории субъекта РФ, законом которого установлено право на применение ИНВ, которым воспользовался налогоплательщик.
Указанное уменьшение осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС и (или) изменена их первоначальная стоимость.
Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, уменьшается на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части расходов, названных в пп. 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ.
При этом сумма налога (авансового платежа) в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.
Нюансы, которые следует учесть налогоплательщикам, реализующим право на применение ИНВ
Налогоплательщики, которые решат применять ИНВ (при условии, что субъектами РФ приняты соответствующие законы), должны учитывать следующие нюансы, предусмотренные как ст. 286.1 НК РФ, так и другими статьями НК РФ:
1. Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, не подлежат амортизации (пп. 9 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
2. Налогоплательщик, использовавший право на применение ИНВ в отношении объекта основных средств, не вправе применять к нему амортизационную премию (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
3. Решение об использовании права на применение ИНВ применяется налогоплательщиком ко всем или к отдельным объектам основных средств, указанным в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ (речь идет об объектах ОС, относящихся к 3-й – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8-й – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств)), с учетом п. 6 данной статьи (то есть исходя из положений, установленных законом субъекта РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом решение об использовании права на ИНВ принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем или к отдельным обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта РФ (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
4. Использование (отказ от использования) права на применение ИНВ допускается с начала очередного налогового периода. Изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) ИНВ налогоплательщик вправе только по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения (если иной срок не определен решением субъекта РФ) (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). То есть, если ИНВ применяется с 01.01.2020, налогоплательщик вправе отказаться от его применения только с 01.01.2023.
5. Решение налогоплательщика об использовании права на ИНВ действует применительно к объектам ОС, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов РФ, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов ИНВ, в период действия соответствующего закона (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
6. При реализации или ином выбытии объекта ОС (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации такого объекта на его первоначальную стоимость (при условии восстановления суммы налога на прибыль) (пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).
7. При проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен ИНВ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность использования такого налогового вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).
8. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода ИНВ по налогу на прибыль (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
И последнее. Положения норм, регулирующие порядок применения ИНВ, действуют по 31.12.2027 включительно.
Особенности применения ИНВ ответственным участником КГН
Согласно п. 10 ст. 286.1 НК РФ при уплате налога (авансового платежа) по КГН ответственным участником КГН может быть применен ИНВ, уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в порядке и на условиях, которые установлены данной статьей, с учетом следующих особенностей.
ИНВ применяется ответственным участником КГН в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящейся на соответствующего участника КГН (соответствующее ОП участника КГН), понесшего инвестиционные расходы, и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ.
Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, не может быть уменьшена ответственным участником КГН на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующего участника (участников) КГН (соответствующие ОП участника (участников) КГН) и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ, и ставки налога, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ.
Решение об использовании права на ИНВ принимается ответственным участником КГН отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены участники этой группы (обособленные подразделения участников этой группы), и применяется ко всем участникам КГН (обособленным подразделениям участников этой группы), расположенным на территории соответствующего субъекта РФ.
Заполнение налоговой декларации организациями, применяющими ИНВ
Расчет уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, на ИНВ и уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком ИНВ отражается в приложении 7 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (форма утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@).
В нем содержится четыре раздела, которые предназначены:
для расчета вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, – разд. А;
для расчета предельной величины ИНВ из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по организации, не имеющей обособленных подразделений, – разд. Б, и по организации, имеющей обособленные подразделения, – разд. В;
для расчета уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении ИНВ – разд. Г.
По организации, имеющей обособленные подразделения (ОП), разд. А и Г составляются по организации без входящих в нее ОП, по ОП (включая закрытые) или по группам ОП, к которым относятся объекты, указанные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, если в субъектах РФ по месту нахождения организации и ее ОП приняты законы о применении ИНВ. В разделах А и Г по реквизиту «КПП по месту учета организации/по месту нахождения обособленного подразделения (ответственного обособленного подразделения)» указываются соответствующие КПП.
В состав декларации по консолидированной группе налогоплательщиков включаются разд. А, В и Г приложения 7 к листу 02 декларации.
Инвествычет по налогу на прибыль
С 1 января 2018 года для плательщиков налога на прибыль введена дополнительная льгота — возможность применения инвестиционного налогового вычета. О том, что это такое, когда этот вычет выгодно применять и когда от него лучше отказаться, мы поговорим в этой статье.
НК РФ дополнен новой ст. 286.1, соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.
Что такое инвестиционный налоговый вычет
Уникальность инвестиционного налогового вычета (далее — ИНВ, вычет) состоит в том, что впервые в практике налогообложения прибыли законодатель разрешил уменьшать на суммы произведенных налогоплательщиком расходов не налоговую базу, а непосредственно сумму налога, подлежащего уплате. Таким образом, сумму налога можно уменьшить не на 20 % понесенных расходов определенного вида, а на полную сумму таких расходов. Однако есть и некоторые ограничения:
Условия применения инвестиционного налогового вычета
Применение ИНВ — это право налогоплательщика, а не обязанность. Для этого нужно включить соответствующее положение в учетную политику для целей налогообложения (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Перечислим основные условия применения вычета.
1. Вычет применяется в отношении:
Использованная в норме п. 2 ст. 286.1 НК РФ конструкция «и (или)» позволяет считать, что налогоплательщик может выбрать, применять ли ему ИНВ в отношении только одной из двух перечисленных групп расходов или в отношении расходов всех видов. Однако здесь лучше дождаться официальных разъяснений.
2. Вычет применяется в отношении всех осуществленных расходов, относящихся к основным средствам, включенным в 3–7-ю амортизационные группы, и в отношении всех основных средств.
3. Вычет применяется только в случае, если региональным законом введена возможность его использования. При этом субъект РФ может ограничить право применения ИНВ в отношении определенных категорий налогоплательщиков и (или) в отношении определенных категорий основных средств.
4. Вычет в любом случае не могут применять консолидированные группы налогоплательщиков, а также участники региональных инвестиционных проектов и иные лица, указанные в п. 11 ст. 286.1 НК РФ.
5. Принятое решение об использовании вычета или об отказе от его использования можно изменить не ранее чем через три года, если региональным законом не установлен иной срок. Отказаться от применения ИНВ ранее установленного срока невозможно.
Быстро и безошибочно определяйте амортизационную группу в справочнике ОКОФ
Механизм применения вычета
Сразу отметим, что «внутри» налогового периода весь расчет фактически выполняется каждый раз заново, так как сумма налога (авансовых платежей) считается нарастающим итогом.
Шаг 1. Определяем сумму расходов, включаемых в состав вычета
Эта сумма будет равна сумме расходов на приобретение (сооружение и т.п.) и (или) модернизацию (реконструкцию) и т.п. основных средств, в отношении которых возможно применение ИНВ, за отчетный (налоговый) период. Далее будем называть эту сумму «суммой инвестиционных расходов».
Шаг 2. Определяем сумму, которая относится на уменьшение «федерального» налога на прибыль
Эта сумма составляет 10 % величины расходов, определенных в шаге 1, но не более суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой, на которую фактически уменьшен налог на прибыль, и 10 % суммы инвестиционных расходов не может быть использована в следующих налоговых периодах.
Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 3 млн ₽. По итогам года налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, определен в сумме 270 тыс. ₽. В этом случае сумма вычета, уменьшающая налог в «федеральной» части, составит лишь 270 тыс. ₽. Вычет в размере 30 тыс. ₽ (3 млн ₽ × 10 % – 270 тыс. ₽) использовать не удастся, эти расходы «пропадут» для налога на прибыль.
Шаг 3. Определяем предельную сумму вычета для «регионального» налога на прибыль
Для налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, предельная величина вычета определяется так:
Предельная величина вычета (ПВВ)
Налог по ставке, установленной НК РФ
Отметим, что субъект РФ при введении инвестиционного налогового вычета может установить иное (отличное от 5 %) значение ставки налога для расчета предельного размера вычета.
Шаг 4. Определяем сумму вычета, которая относится на уменьшение «регионального» налога на прибыль
Величина, которая уменьшает налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, составляет 90 % суммы инвестиционных расходов. К этой величине также добавляется сумма вычета (в «региональной» части), перенесенная с прошлых периодов. При этом налог может быть уменьшен не более чем на ПВВ.
Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 5 млн ₽. По итогам года налоговая база составила 30 млн ₽, ПВВ = 30 млн ₽ × 17 % – 30 млн ₽ × 5 % = 3,6 млн ₽. «Региональная часть» ИНВ составит 90 % инвестиционных расходов, то есть 5 млн ₽ × 90 % = 4,5 млн ₽.
Значит, в 2018 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, будет уменьшена на 3,6 млн ₽ и составит 1,5 млн ₽ (30 млн₽ × 17 % – 3,6 млн ₽). Остаток «регионального вычета» в сумме 4,5 – 3,6 = 0,9 (млн ₽) может быть перенесен на 2019 и последующие годы применения вычета.
Пример расчета
ООО «Бета» в октябре 2018 года приобрело и ввело в эксплуатацию производственную линию (4-я амортизационная группа) стоимостью 15 000 тыс. ₽. Срок ее полезного использования — 61 месяц. В феврале 2019 года приобретен станок стоимостью 2 500 тыс. ₽. Его срок полезного использования — также 61 месяц. Иных инвестиционных расходов в 2018 году и в I квартале 2019 года не было.
В субъекте РФ, в котором зарегистрировано ООО «Бета», принят закон, позволяющий применять инвестиционный налоговый вычет. Предельная величина вычета (для «регионального» налога) рассчитывается с применением ставки в размере 5 %. Общество исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли.
Налоговая база определена организацией в следующих размерах:
Расчет суммы инвестиционных расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и суммы налога (авансовых платежей) к уплате в каждой из его частей за названные периоды приведен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Налоговая база, суммы налога и инвестиционные расходы, тыс. ₽
Таблица 2. Расчет расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и сумм налога (авансовых платежей) к уплате, тыс. ₽
Дадим краткие пояснения.
За период январь — сентябрь 2018 года инвестиционных расходов не было. Это значит, что суммы авансовых платежей (нарастающим итогом) за период составят, соответственно, 1 290 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 3 %) в федеральный бюджет и 7 310 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 17 %) в бюджет субъекта РФ.
За период январь — октябрь 2018 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 15 000 тыс. ₽. Из них на 1 500 тыс. ₽ можно уменьшить налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, и на 13 500 тыс. ₽ — налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Фактически же налог уменьшается только в сумме, не превышающей предельную величину.
Таким образом, налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет по итогам 10 месяцев 2018 года, уменьшается на 1 380 тыс. ₽ — до нуля. Все ранее уплаченные в 2018 году авансовые платежи становятся излишне уплаченными (и могут быть возвращены или зачтены в общем порядке). Расходы в размере 120 тыс. ₽ в этом отчетном периоде использовать для уменьшения федерального налога не удастся.
Налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в региональный бюджет, по итогам 10 месяцев 2018 года уменьшается на 5 520 тыс. ₽ и составит 2 300 тыс. ₽. Расходы в размере 7 980 тыс. ₽ остаются неиспользованными.
За период январь – ноябрь 2018 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но увеличивается налоговая база, а значит, и возможная величина уменьшения налога (авансовых платежей). По итогам этого отчетного периода расходы в «федеральной» части будут использованы полностью — в сумме 1 500 тыс. ₽, а налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 30 тыс. ₽ (1 530 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог (авансовый платеж) в региональный бюджет уменьшится на 6 120 тыс. ₽ и составит 2 550 тыс. ₽ (8 670 тыс. ₽ – 6 120 тыс. ₽).
За 2018 год в целом сумма инвестиционных расходов остается той же, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога (инвестиционные расходы в федеральной части уже использованы полностью). По итогам года (налогового периода) налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 240 тыс. ₽ (1 740 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог в региональный бюджет уменьшится на 6 960 тыс. ₽ и составит 2 900 тыс. ₽ (9 860 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽). Не использованная в 2018 году сумма инвестиционных расходов в размере 6 540 тыс. ₽ (13 500 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽) переносится на следующие налоговые периоды.
За первый отчетный период (январь) 2019 года инвестиционные расходы у ООО «Бета» отсутствуют. Поэтому налог (авансовый платеж) в федеральный бюджет подлежит уплате в полной исчисленной сумме — 60 тыс. ₽. А вот в региональной части авансовый платеж можно уменьшить на инвестиционные расходы, перенесенные с прошлого года, но опять же не более чем до минимального размера, определенного законом. Таким образом, «региональный» налог (авансовый платеж) уменьшается на 240 тыс. ₽ и составляет 100 тыс. ₽.
За период январь — февраль 2019 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 2 500 тыс. ₽. Поэтому «федеральный» авансовый платеж уменьшается на 250 тыс. ₽ и составляет 230 тыс. ₽ (в «федеральной» части инвестиционные расходы будут использованы полностью). «Региональный» авансовый платеж уменьшается на 1 920 тыс. ₽ и составляет 800 тыс. ₽, при этом использовать перенесенные с прошлого года расходы по итогам этого отчетного периода в целом (поскольку налог исчисляется нарастающим итогом) не удастся.
В этой ситуации возможна и иная логика (в таблице мы эти значения отметили *). Поскольку в предыдущем отчетном периоде часть «перенесенных» расходов уже использована, то уменьшать эту использованную часть оснований нет. Однако в этом случае сумма расходов текущего периода, уменьшающих налог (авансовый платеж), уменьшится на ту же величину, то есть сумма налога (авансового платежа) к уплате в любом случае не будет менее 5 % налоговой базы, а неиспользованная сумма все равно будет перенесена на будущее. Иными словами, итоговый результат при любом варианте рассуждений будет одинаковым, разным будет лишь распределение использованного вычета между конкретными основными средствами, которое важно при досрочном выбытии ОС.
Конкретный порядок использования инвестиционных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.
Тем не менее представляется, что более корректным является именно тот вариант, который отражен в таблице: по аналогии с переносом убытков на будущее сначала используются все инвестиционные расходы текущего периода, а лишь затем — остаток вычета, перенесенный с прошлых лет.
За период январь — март 2019 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога. Авансовый платеж к уплате в федеральный бюджет составит 440 тыс. ₽ (690 тыс. ₽ – 250 тыс. ₽). Расходы, принимаемые в уменьшение «регионального» авансового платежа, составят 2 760 тыс. ₽, в том числе 2 250 тыс. ₽ расходов текущего периода и 510 тыс. ₽ из суммы, перенесенной с 2018 года. Таким образом, авансовый платеж, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ по итогам отчетного периода, составит 1 150 тыс. ₽.
Последствия применения инвествычета
Важно, что по основным средствам, по которым применен вычет, нельзя ни начислять амортизацию, ни применять «амортизационную премию» в соответствующей части расходов. Этот запрет сохраняется, даже если вычет уменьшил сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате, только частично или не уменьшил ее вовсе.
Пример 1
ООО «Альфа» применило ИНВ в отношении расходов на приобретение основного средства. Фактически только часть расходов на приобретение основных средств была использована в уменьшение налога, подлежащего уплате.
Вне зависимости от этого, на оставшиеся расходы на приобретение этого основного средства нельзя ни начислять амортизацию, ни применять амортизационную премию.
Если в будущем это основное средство будет модернизировано и расходы на модернизацию не будут включены в состав ИНВ (например, к этому времени ООО «Альфа» откажется от применения вычета), то расходы на модернизацию можно будет амортизировать, также в отношении таких расходов можно будет применять амортизационную премию.
Если же расходы на модернизацию также будут включены в состав ИНВ (вне зависимости от того, уменьшат ли эти расходы сумму налога, и если уменьшат, то в какой части), то начисление амортизации и применение амортизационной премии будет невозможно и по расходам на модернизацию.
Пример 2
ООО «Гамма» применило ИНВ в отношении расходов на модернизацию основного средства, в отношении расходов на его приобретение вычет не применялся.
В этой ситуации основное средство продолжает амортизироваться в части расходов на приобретение (то есть фактически в прежнем порядке, как будто модернизации не было), а по расходам на модернизацию нельзя ни применять амортизационную премию, ни начислять амортизацию.
Кратко назовем также иные последствия применения вычета.
1. При камеральной налоговой проверке декларации, в которой заявлено применение вычета, налоговый орган вправе требовать пояснения или документы, подтверждающие правомерность применения вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Напомним, что в общем случае требовать пояснения при камеральной проверке можно лишь в строго ограниченном числе случаев, а требовать документы вообще нельзя.
2. Снижается порог признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами: если хотя бы одна из сторон применяет вычет, то достаточно, чтобы общая сумма сделок превысила 60 млн ₽ (в общем случае 1 млрд ₽; пп. 1, 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Восстановление инвествычета
Если организация продаст основное средство, в отношении которого она использовала инвествычет, до окончания срока его полезного использования, то нужно восстановить сумму налога, недоплаченного в связи с применением вычета, и уплатить ее в бюджет с пенями. То же самое нужно сделать и при любом ином выбытии ОС, кроме ликвидации.
Пени рассчитываются со дня, следующего за сроком уплаты недоплаченного налога.
Отметим, что в норме (п. 12 ст. 286.1 НК РФ) речь идет именно о налоге, но не об авансовом платеже, то есть недоплаченная сумма налога определяется только по итогам года (налогового периода), а не отчетных периодов.
Распределение вычета между ОС при его неполном использовании
Как мы видим, при досрочном выбытии основного средства недоплаченный налог, подлежащий доплате, определяется только по этому объекту. Это означает, что налогоплательщику необходимо вести учет инвестиционных расходов, уменьшающих сумму уплаченного налога, по каждому объекту основных средств в отдельности.
Если расходы на приобретение или модернизацию ОС полностью использованы для уменьшения налога, то проблемы с определением суммы, подлежащей восстановлению и доплате, не возникает. Но как быть если они использованы не полностью и при этом учтены сразу по нескольким объектам ОС?
Никакого порядка для этого случая НК РФ не устанавливает, поэтому налогоплательщику необходимо разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Представляется, что здесь возможны два варианта:
1. Распределять суммы по всем основным средствам, по которым используется вычет, пропорционально их стоимости. Полагаем, что этот вариант несет наименьшие риски претензий налогового органа, он не вызывает вопросов с точки зрения экономического смысла и логики.
2. Использовать инвестиционные расходы для уменьшения налога последовательно по объектам основных средств, то есть считать, что пока не полностью «покрыто» одно ОС, расходы по другим вообще не используются. Однако этот вариант представляется менее логичным, так как в этом случае формально можно считать нарушенным требование п. 8 ст. 286.1 НК РФ: инвествычет применяется ко всем объектам основных средств.
Воспользуйтесь поиском по региональному законодательству и узнайте, можно ли применять инвествычет в вашем регионе
Применять или не применять
В заключение попробуем ответить на вопрос, когда применение ИНВ выгодно, а когда лучше применять традиционный механизм в виде амортизации. Безусловно, вычет дает возможность получить налоговую выгоду в большем размере, чем «классическая» амортизация. Однако это справедливо только для случая, когда организация платит значительные суммы налога на прибыль.
Иными словами, если доходы организации почти равны ее расходам или даже есть убытки в налоговом учете, применение инвествычета будет невозможно, организация просто «потеряет» расходы на приобретение (модернизацию) ОС. Таким образом, применение инвествычета имеет смысл только тогда, когда есть достаточная для этого налоговая база и, соответственно, сумма налога к уплате.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.