инвестиции в стартапы что это
Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес
Стартап в привычном понимании — это новая компания или бизнес, который был создан недавно. Наиболее полное определение этого явления дал Стив Бланк, предприниматель и профессор Стэнфорда, Беркли и Имперского колледжа. По его словам, это «временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой».
Стартапы ищут привлекательную бизнес-модель, в то время как компании уже имеют ее и нацелены на ее успешное выполнение. Кстати, стартап не обязательно предусматривает внедрение технических инноваций или изобретений — он сосредоточен именно на новых бизнес-моделях.
Это различие между стартапом и компанией влияет на характер и потребности обоих типов организаций.
Другой предприниматель, Эрик Райс, в которого инвестировал тот же Стив Бланк, разработал «метод бережливого стартапа», который заключается в поиске бизнес-модели на основе проверяемых гипотез, их проверке и анализе результатов. У стартапов, которые быстро экспериментируют, больше шансов на успех, потому что они быстро получают понимание своей будущей бизнес-модели. Бланк отмечал, что наиболее важно сосредоточиться на «обнаружении клиентов» и их «проверке», то есть на «соответствии продукта/рынка».
Чем стартап отличается от малого бизнеса
Помимо того, что у стартапа нет готовой бизнес-модели, аналитики отрасли выделяют еще ряд особенностей такого проекта:
Этапы развития стартапов
Каждый стартап перед выходом на рынок проходит несколько ступеней. Однако в некоторых случаях автор идеи может сознательно пропустить несколько стадий, если позволяет ситуация. Главное — перед запуском определить, что будет со стартапом после того, как он привлечет инвестиции. Это может быть уход в традиционный бизнес, продажа или запуск на фондовом рынке. Такая информация особенно важна для потенциальных инвесторов, чтобы понимать риски и рентабельность вложений.
Существует несколько основных этапов, которые проходит стартап:
Как найти идею для стартапа?
Многие стартапы терпят неудачу из-за того, что представляют собой неудачно скопированную идею или не отвечают реальным потребностям рынка.
Есть несколько способов, которые помогут выбрать удачное решение для стартапа:
Инвестиции в стартап
Инвесторы обычно либо продают свои доли в успешном стартапе, либо сохраняют их для получения стабильного пассивного дохода. Стороны оговаривают разделение прибыли заранее. При этом доля инвестора иногда составляет большую часть дохода, а доля создателя не превышает 10%. В России 42% фаундеров сохраняют долю в компании от 76%, 29% — от 51% до 75%. Это объясняется тем, что большинство из них привлекают собственный капитал или берут кредиты.
Чтобы найти хороший проект для вложений, инвестору нужно провести серьезную работу. Она включает в себя не только поиск и получение информации о стартапах, но и формирование собственного имиджа в глазах авторов идей.
Пять шагов к построению правильной инвестиционной стратегии:
Как заинтересовать инвестора
Перед привлечением инвестиций нужно определить для себя конечную цель финансирования и в зависимости от нее рассчитать размер вложений, источники и сроки их получения.
После этого нужно определиться с инвесторами. Если привлечь деньги от ближнего круга не получается или не хочется, то необходимо составить список подходящих для целей проекта фондов или бизнес-ангелов. Фонды можно находить в деловых медиа или в профильных каналах мессенджеров. С инвесторами можно связаться в LinkedIn, предварительно подготовив теплые письма с необходимой информацией. Можно также задействовать знакомства, чтобы добиться личной встречи.
При личном общении с инвестором важно сразу его заинтересовать. Для этого необходимы привлекательный бизнес-план, а также лаконичная и наглядная презентация или питч. Преимущества перед конкурентами и уникальность своей идеи нужно обозначить вначале. Также нужно указать на явные материальные выгоды и ожидаемый результат. Для этого подойдет статистика по итогам теста прототипа или любая другая, которая обосновывает потребность в данном продукте или услуге.
Краткий план питча:
Чтобы презентация вышла успешной, нужно научиться говорить с инвестором на одном языке — кратко и емко. Необходимо подготовиться ко всем возможным возражениям с его стороны.
Где искать деньги и каким бывает финансирование
Авторы стартапов ищут средства на специализированных площадках, форумах, а также в инвестиционных конкурсах и корпоративных акселераторах. Некоторые из них запускают проекты, уже имея капитал, но бывают и стартапы без бюджета.
Стартапер может предложить инвесторам несколько типов участия. Все зависит от того, насколько самостоятельный стартап и каковы планы его организатора на будущее.
Стартап обычно проходит несколько этапов финансирования:
Проект существует на уровне идеи, а разработка первого прототипа только готовится. Как правило, на этом этапе стартапер привлекает средства своего близкого окружения — семьи и друзей (FFF-инвестирование). Либо автор идеи задействует собственные деньги, берет ссуды или кредиты (бустрэппинг).
Раунд считается самым сложным и может длиться более года. На этом этапе происходит тестирование бизнес-модели. Если она перспективная, то проект могут поддержать деньгами бизнес-ангелы и венчурные фонды ранних стадий.
Стартап становится компанией с рабочей бизнес-моделью, командой и клиентами. Компания привлекает прямых инвесторов.
Если компания еще не начала зарабатывать самостоятельно, то ей необходимо продолжить привлекать средства для масштабирования. На этом этапе ей понадобится несколько бизнес-ангелов или фондов-участников.
Финальная стадия развития стартапа. Компания выходит на фондовый рынок и начинает первичную продажу акций. Список возможных инвесторов резко расширяется, а бизнес получает статус, который позволяет ему расти и развиваться дальше.
Как создать удачный стартап
Около 90% стартапов терпят неудачу из-за плохой бизнес-модели, неэффективного распределения инвестиций, юридических ошибок или высокой конкуренции.
Чтобы минимизировать риски при организации стартапа, нужно следовать простым принципам, которые описывал бизнесмен Стив Бланк:
От стартапа — к успешной компании
Вот несколько примеров удачных стартапов, которые смогли развиться в компании мирового уровня:
Плата для стартапа: какой инвестор нужен начинающему проекту
Чтобы превратить идею в настоящий бизнес, нужно несколько составляющих: уникальный для отрасли замысел, маркетинговый план и самое главное — знания о том, как найти инвесторов и убедить их вложиться в проект.
В зависимости от того, на каком этапе развития находится компания, некоторые варианты финансирования могут быть более приоритетными. Как же привлечь инвестиции, исходя из срока существования стартапа, чтобы помочь ему выстрелить и превратиться в «единорога»?
На этапе идеи
Время разработки концепции и продумывания деталей. На этом этапе стартапу нужны деньги для решения базовых задач, например написания четкого бизнес-плана. Для этого привлекают личный капитал и финансовую помощь от людей, которые знают основателя проекта лично. Преимущества собственных денег в том, что они позволяют полностью контролировать свой бизнес, не бояться влияния внешних инвесторов, а также избежать долгов, если идея провалится.
Яркий пример инвестиций на этапе идеи — компания SalesForce. Первыми источниками ее финансирования были личные сбережения Марка Бениоффа, основателя проекта и автора идеи предоставления услуг по подписке, и частные инвестиции от Ларри Эллисона, сооснователя корпорации Oracle. Личное знакомство Бениоффа и Эллисона сыграло свою роль: они вместе работали в Oracle, и Бениофф получил хорошую поддержку своей идеи, когда рассказал о ней Эллисону. Однако по мере развития стартапа собственных денег становится недостаточно. Бизнесу, который хочет развиваться, не обойтись без внешних инвесторов.
Стадия Pre-Seed
Поддержание роста и тестирование рынка, когда становятся нужны дополнительные финансы, но крупные инвесторы неохотно дают большие деньги на посевной и предпосевной стадиях. Поэтому основатели стартапов обращаются к краудфандингу, акселерационным программам и бизнес-ангелам.
Перспективные стартапы с сильной идеей и сформированной командой могут стать частью инкубаторов или акселераторов. В качестве преимуществ участники акселерационной программы получают наставничество от экспертов своей отрасли, сильный нетворкинг и больше возможностей для получения инвестиций: одно упоминание о том, что стартап прошел известный акселератор, может стать решающим аргументом для инвесторов.
Когда частные инвесторы вкладывают деньги в компанию, они получают некоторую долю. Чем раньше инвестор финансирует проект, тем меньше денег может вложить и тем больший процент в доле получит. Некоторые бизнес-ангелы просят место в совете директоров и помогают развитию не только финансами, но и своей экспертизой.
Посевная
Когда бизнес-модель расписана и стартап начинает получать первых клиентов, наступает время посевной стадии инвестирования. Инвесторы предполагают, что на этом этапе предприниматель уже добился определенных результатов и теперь ищет способы подтвердить, что его успех — не удача, а результат работающего бизнес-плана.
Если бизнес-ангелы обычно вкладывают собственные деньги, то венчурные капиталисты распоряжаются финансами венчурных фондов. У них разный подход. Венчурный капиталист — это профессия, поэтому требовательности к работе стартапа у него гораздо больше: вплоть до участия в операционном управлении и влияния на ключевые решения. Эксперт инвестирует деньги и помогает компании своими знаниями, выводит на успешные продажи.
Фонды и партнеры почти всегда специализируются не только на крупных сферах, но и на отдельных направлениях: вкладывают не вообще в технологии, а только в MedTech или только в GreenTech. Например, венчурный фонд Mindrock, который основали Павел Черкашин и Роман Собачевский, инвестирует в проекты, связанные только с технологией блокчейн. Впрочем, самые крупные венчурные фонды инвестируют более свободно. Знаменитый Sequoia Capital финансировал в множество проектов, которые позже стали миллиардными корпорациями: Apple, Google, PayPal, WhatsApp, YouTube, Instagram, LinkedIn и другие.
Для ранних
Доходное финансирование — еще один неплохой вариант получения инвестиций на ранней стадии. Особенно он актуален для тех стартапов, которые не хотят терять контрольное управление своим капиталом. Проект получает финансы авансом в обмен на отказ от фиксированного процента будущих ежемесячных доходов, пока кредит не будет полностью погашен.
Расти большой
Как инвесторы Кремниевой долины выбирают стартапы для финансирования? Все начинается со знакомства с основателем стартапа. Он рассказывает инвесторам свою идею, показывает наработки. Важны три аспекта: существует ли реальная проблема, которую решает стартап; какое решение предлагает компания; какая команда будет решать эту задачу. Большинство инвесторов считают, что сильная команда важнее идеи: первую можно всегда доработать, но вот изменить команду, которая будет ее воплощать, куда сложнее. Оценить, сильна ли каждая конкретная команда, можно только через общение с ней. У инвесторов есть убеждение: если твой прошлый бизнес — это ларек по ремонту обуви, свой следующий бизнес ты будешь строить так же. Поэтому в команде обязательно должен быть человеком с опытом участия в глобальных проектах и владеющий подходящими навыками. Часто стартапы приходят к инвесторам по рекомендации: от знакомых, других инвесторов, от основателей компаний, в которые этот инвестор уже финансировал. К таким проектам обычно присматриваются внимательнее.
Инвестиции в стартапы
Что такое стартап простыми словами
Стартап – это коммерческая организация, созданная с целью получения прибыли. Название происходит от англ. «start up» – то есть «начинающий, стартующий». Четкого определения стартапа не существует, но под ним понимаются компании, соответствующие нескольким признакам.
Не все недавно созданные компании являются стартапами. От обычного бизнеса с нуля они отличаются тем, что могут получить финансирование не во время работы, а уже на стадии идеи.
Решения в стартапе принимаются быстро, что делает его гибким. Так как стартапы – это все же в основном предприятия малого бизнеса, их можно назвать более «поворотливыми», чем крупные компании.
Более 90% стартапов прогорают, но остальные могут стать одними из самых успешных предприятий в истории, как, например, Microsoft (основанная Биллом Гейтсом) и Ford Motors (основанная Генри Фордом).
На первых стадиях начинающие предприниматели могут вообще не получать дохода. В это время они заняты идеей, которую они развивают, воплощают тестируют и продают. На все это необходимы значительные деньги.
Многие ассоциируют стартапы с молодежью, малым бизнесом, феноменальной прибылью и IT –различными агрегаторами, приложениями и порталами. Помимо программирования, стартапы часто создаются в таких областях, как торговля (маркетплейсы и другое), финансовые технологии, медицина, образование, сфера обслуживания, развлечения и досуг. В России стартапы часто создаются в социальной сфере, сферах услуг и развлечений. В ближайшие годы по мнению большинства экспертов наибольшей востребованностью в стартап-сфере будет пользоваться искусственный интеллект.
Существует также понятие «стартап-культуры». Говоря о ней обычно имеют в виду работу над современными проектами и разнообразными задачами, способными быстро принести прибыль и сделать основателей знаменитыми, а также представляют молодой коллектив, комфортный яркий офис со множеством различных привилегий от кофе до массажиста в штате и, конечно, отсутствие дресс-кода. Надо понимать, что это далеко не всегда так.
Что действительно у многих не вызывает сомнений, так это то, что большинство стартапов основывают очень молодые люди.
Тем не менее, стартапам «все возрасты покорны». Более того, компании в технологичных сферах, в нефтегазовой, биотехнической, промышленной и других отраслях часто основывают люди зрелого возраста – около 40 лет.
Минусы стартапов
Наряду с очевидными плюсами стартапов вроде возможности быстро получить головокружительный успех и прибыль или переехать за рубеж (часто компании, в особенности занятые в ИТ и финтехе, переносят свои офисы за границу) есть и минусы для сотрудников, а также для основателей и инвесторов начинающих предприятий.
Кроме того, мало кто из стартаперов пообещает сотрудникам белую зарплату и составит полноценные трудовые договоры. Тем не менее, есть те, кто согласится на такое положение дел, особенно в начале карьерного пути, ведь в случае успеха компании сотрудникам это будет на руку.
Заглянув в Интернет, вы легко найдете множество историй тех, кто проработал в начинающих компаниях и высказал свою точку зрения. Как вы понимаете, не всегда лестную. Но несмотря на это люди продолжают идти работать в стартапы, надеясь, что их компания станет очередным Google или хотя бы Яндексом, а они смогут увеличить свой доход. Многие, в особенности разработчики, имеют завышенные ожидания по поводу работы в стартапах, из-за чего часто разочаровываются.
CEO акселератора таргетированных продаж “Selvery”
Стартап – это не бизнес. Сначала вы думаете, что нужно использовать знания и опыт, которых вы набрались за предыдущие годы. Но стартап – это только поиск бизнес-модели. Поэтому вы не можете использовать чужой опыт, не знаете, нужны ли вы клиентам и как им рассказать про свой проект. В стартапе нужно быть готовым к полной непредсказуемости и к резким разворотам на 180 градусов У вас должна быть команда, готовая к такому формату работы, только тогда появится шанс превратить стартап в бизнес.
Виды стартапов
Несмотря на то, что под стартапами понимают инновационные компании, это не всегда так. В связи с этим стартапы можно условно поделить на две группы:
Стартапы можно разделить на несколько видов.
В стартап-сфере также существует понятие «пет-проект». Это индивидуальный (реже групповой) проект, который предприниматели делают для себя особенно старательно, создают его дома вне остальной деятельности. Некоторые предприниматели превращают пет-проекты в стартапы, не уделяя им достаточного внимания, за что часто получают критику.
Как найти идею для стартапа
Идея для стартапа для начинающих обычно появляется в процессе повседневной жизни.
1. Решите проблему, с которой столкнулись сами. Например, в любимом мессенджере не хватает удобной функции, на сайте с книгами нет возможности поделиться отзывами с теми, кто прочитал тот же нон-фикшн, а служба доставки пиццы не разработала удобное быстрое приложение. Убедитесь, что другим людям тоже не хватает новых разработок. Найдите единомышленников и специалистов и решайте проблему.
2. Предсказывайте будущее. Уже сейчас понятно, что автоматизация вскоре проникнет во все возможные сферы жизни, и роботы заменят людей там, где это реально. Поэтому делайте свои продукты беспилотными, автономными и электрическими.
3. Работайте на стыке двух или более сфер – так могут появиться максимально необычные и полезные стартапы. Простой пример: любая сфера, в которую добавляется IT, становится технологичнее, быстрее и удобнее для пользователей.
4. Выясните, что уже существующее можно улучшить. Апгрейд многих сфер тоже может быть успешным. Пример – Airbnb, который сделал краткосрочную аренду максимально удобной по всему миру, став лучше любого ранее существовавшего для этого сервиса.
5. Удешевите продукт. Особенно этот способ подходит для IT. В России труд программистов стоит меньше, чем за рубежом. Между тем, соотечественники делают конкурентоспособные востребованные за рубежом продукты, поэтому вы можете создать продукт, например, для американского рынка, нанимая российских айтишников.
6. Следите за тем, что происходит вокруг. Очевидно, что, когда строится новый микрорайон, рядом появятся продуктовые магазины и другая инфраструктура. Поэтому, когда на рынок выходит тот или иной продукт (программа, услуга), вы можете отреагировать на это и предложить сопутствующий сервис.
7. Заимствуйте у друзей. Возможно, в вашем окружении найдутся обладатели перспективных идей, у которых просто нет времени или понимания того, как их реализовать. Это можете сделать вы с их разрешения.
8. Заимствуйте за рубежом. Старая как мир истина – то, что существует за границей, еще нескоро появится в России. Поэтому путешествуйте и вдохновляйтесь, копируйте идеи.
Как создать стартап
Открывая стартап с нуля, придерживайтесь следующего плана.
1. Создайте идею.
Любая большая проблема — это большая возможность. Есть проблема – найдите решение.
Предложите продукт или услугу, которая решает проблему уже сейчас, а не спустя некоторое время. Отталкивайтесь от того, к чему у вас есть способности и чем есть желание заниматься. Например, можете сделать бизнесом свое хобби.
2. Проанализируйте рынок и конкурентов.
Чтобы найти своего клиента, вы должны превосходить других в чем-то. Ваш продукт должен работать быстрее, лучше и быть дешевле и удобнее того, что уже существует на рынке.
3. Анализ целевой аудитории.
Представьте портрет вашего клиента. Подумайте, кто и сколько готов заплатить за ваш продукт.
4. Создайте продукт.
В современной стартап-культуре распространилось понятие “lean startup” – то есть «бережливый стартап». Его идея в том, чтобы на начальном этапе максимально избежать крупных затрат чего бы то ни было – времени, инвестиций и так далее. Поэтому для начала создайте MVP. с его помощью вы сможете собрать данные об аудитории и ее потребностях, получить ее оценку и понять, какие коррективы внести в продукт и стоит ли вообще его выпускать. Например, можно создать лендинг и разместить на нем продукт, запустить ролик в Интернете и получить отклик аудитории. Можно разместить идею на краудфандинг-платформе и понять, готовы ли в нее вложиться. Наконец, если вы создаете, к примеру, инновационный маркетплейс или интернет-магазин, можно создать группу в Instagram или небольшой сайт, выложив несколько товаров, и посмотреть, будут ли поступать заказы. Первых клиентов можно обслужить самостоятельно, а если их количество увеличится, нанять команду и праздновать победу – ваш стартап оказался востребован. Поэтому не шлифуйте продукт до идеала. Искать инвесторов можно уже с MVP.
5. Начните продавать.
Сделайте фото своего продукта или услуги, запустите рекламу и начните собирать заказы.
6. Масштабируйте (расширяйтесь).
Изначально количество ваших клиентов будет пропорционально количеству денег, которые вы вложили в рекламу. Но рано или поздно рынок исчерпает себя. Тогда начните расширяться – выходить на соседние города и регионы и открывать новые филиалы.
Наиболее полезные советы могут дать те, кто развил собственный бизнес. Вот что нужно для стартапа по мнению предпринимателей.
Тем не менее, стартап с сайтом с посещаемостью и хотя бы небольшими продажами, скорее всего, получит больше доверия, чем тот, у которого есть лишь интересная идея.
Основать стартап можно в любом возрасте, но помните, что чем раньше вы начнете, тем быстрее добьетесь успеха – совершите ошибки и сможете их исправить.
Как назвать стартап
Правильное наименование компании очень важно. Зачастую это будет первым, что о вас услышат потенциальные клиенты, поэтому своим названием помогите им понять, чем вы занимаетесь, в чем идея, миссия и стиль вашего продукта. Прописная истина – название должно запоминаться. Тогда людям будет легче найти вас и выбрать вас из числа конкурентов.
В идеале используйте всего 6-12 букв. Короткие названия из 1-3 слогов легко произнести и запомнить, а значит, люди будут чаще делиться информацией о вашей компании.
Также вам предстоит выбрать домен. Это важная часть маркетинга вашей компании. Доменом может стать название вашей компании.
По возможности создайте максимально простой домен. Сложное написание отсеет множество клиентов, которые ошибочно наберут домен в поиске и не найдут вас.
Постарайтесь начать название с первых букв алфавита, чтобы оно отображалось в верху каталога (то есть сайта, который содержит список компаний и может быть источником переходов на вашу страницу). Цифры в домене помогут сделать его короче и дешевле.
То же и с приложением, которое вы будете создавать для Apple или Android. Если ваше название будет занято, вы не сможете зарегистрировать свой продукт в каталог. Можете использовать приложение “NameMesh” для поиска уникального названия.
Как зарегистрировать стартап?
Зарегистрировать новую компанию можно в качестве общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерное общество (АО).
Стартапу лучше выбрать ООО, так как это предполагает меньше бюрократии и требований в отличие от АО.
Для того, чтобы зарегистрировать ООО, необходимо следующее:
Ваше ООО зарегистрируют в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов. Счет откроют еще через пару дней. Эксперты также советуют подстраховаться и дополнительно открыть банковский счет за рубежом. В случае чего это позволит быстро диверсифицировать активы.
Многие предприниматели с территории бывшего СНГ, раздумывая, где зарегистрировать стартап, стремятся за границу. Это делается для того чтобы иметь возможность расширяться, поэтому подумайте об этом, если в планах есть масштабирование. Офис и сотрудники при этом могут находиться, например, в России, а основная деятельность вестись за ее пределами. Выбирать страну стоит в зависимости от того, для какой аудитории создается продукт. В этом случае также лучше обратиться к профессионалу, который сможет правильно оценить перспективы развития на рынке страны, ее налоговую систему и другие особенности.
Регистрация компании – один из важнейших шагов в ее развитии, поэтому уделите ему достаточно времени и сил.
Как составить бизнес-план для стартапа
В бизнес-плане стоит отразить философию проекта, результаты маркетинговых исследований, предыдущие цели и этапы проекта, сроки разработки продукта и бюджет. Здесь мы подробно рассказываем о том, как создать бизнес-план, который заинтересует вашего инвестора и поможет получить финансирование для ваших смелых бизнес-идей.
Где взять деньги на стартап
Для запуска компании далеко не всегда необходимы солидные суммы. В редких случаях можно и вовсе открыть стартап без вложений. Многие из успешных сейчас предпринимателей начинали в качестве стартапов с крошечными бюджетами – в их числе Google и Facebook.
Наиболее часто стартапы финансируются из следующих источников;
основатель компании по точному прогнозированию землетрясений «Трон»
Сейчас в России много «бесплатных» сервисов по поддержке стартапов, которые изначально утверждают, что денег за пользование им никто с вас не возьмет. Вы регистрируетесь на сервисе, заполняете миллионы полей и начинаете ждать потенциальных инвесторов и/или бизнес ангелов. Вместо этого вам приходит письмо с предложением проплатить услуги наставника (ментора). В этот момент выясняется, что без оплаты его услуг никто не будет продвигать вас или даже просто публиковать информацию о вас в Интернете. Это не массовая практика, но это есть.
Кремниевая долина в США – сердце мировой стартап-жизни, где рождаются множество бизнес- трендов. Поэтому советы работающих там стартаперов могут быть особенно полезны начинающим предпринимателям.
Так, старайтесь всегда быть готовыми к питчу – то есть презентации своего проекта. Вы можете встретить потенциальных инвесторов где угодно – в кофейне коворкинга или лифте бизнес-центра. Питч – это фактически презентация, которая отличается тем, что позволяет рассказать о стартапе буквально за минуту и сделать это максимально емко. Попрактикуйтесь в том, как должна звучать ваша речь. В начале и конце монолога упоминайте название вашего проекта и его суть в одном предложении. Будьте уверенны, рассказывая о своей идее.
Не сидите за закрытыми дверями, чаще бывайте в обществе. Никто не узнает о стартапе, о котором никто не слышал. Любой человек – это ваш потенциальный клиент, который может дать здоровую критику или отзыв, а возможно и потенциальный инвестор.
Как инвестировать в стартапы?
Как найти стартапы для инвестирования
Многие стремятся вкладывать в стартапы, желая заработать, когда эти начинающие компании «выстрелят». Есть несколько способов начать зарабатывать таким способом.
1. Вкладывать в краудинвестинговые платформы – специальные площадки для коллективных частных инвестиций с целью получения прибыли. Инвестор получает процент с доходов проекта, возврат вложенной суммы с процентами или долю в компании. Это отличный способ для тех, кто только начинает инвестировать – можно вкладывать небольшие деньги сразу в несколько компаний. Минус краудинвестинга в том, что многие проекты окажутся убыточными или даже не реализованными. Одни из самых известных краудинвестинговых платформ – это StartTrack, SearchFunds и MyPIO. Минимальная сумма вложений в зависимости от платформы разнится. Например, продукт группы «Сколково» МодульДеньги не ограничивает минимальный взнос. По информации площадки, инвесторы могут рассчитывать на доходность в 25-35% годовых. Срок инвестирования составляет 1-6 месяцев.
2. Второй способ – стать бизнес-ангелом, то есть вкладывать в стартапы на ранней стадии за долю в них или за право получить «скидку» на покупку акций в следующем раунде. Ангелы инвестируют в компанию на этапе бизнес-идеи или когда у нее есть прототип продукта. Это высокорискованный способ, поэтому необходимо собрать диверсифицированный портфель – то есть вложиться в 10-15 проектов, чтобы выстрелили хотя бы 1-2. А для этого необходимо немало средств. Еще один недостаток способа – необходимость разбираться в стартапах, чтобы выявить перспективные проекты.
3. Третий способ – инвестировать через клубы инвесторов, которые берут на себя поиск подходящих вам проектов и организацию сделок. Вам предстоит лишь платить комиссию. Плюс способа в том, что можно вложить в хороший проект даже небольшую сумму.
Минус вложений через клубы инвесторов в том, что, стремясь увеличить количество сделок, они могут понизить планку для отбираемых стартапов. Это значит, что вы рискуете вложиться в компании, которые не «выстрелят» и приведут к потере денег.
4. Еще один способ – обратиться в венчурный фонд. Отбором стартапов в них занимаются профессионалы, поэтому у инвесторов уменьшаются риски и пропадает необходимость вникать в сложные процессы. За это предстоит платить комиссию фонду. Но, надо сказать, в России фонды практически не используются. Кроме того, они устанвливают огромные минимальные суммы инвестиций и обычно принимают инвестиции только у проверенных людей, а войти в это число непросто.
Для поиска проектов для инвестирования также стоит посещать профильные конкурсы, выставки, конференции и обращать внимание на сильные стартапы. Поискать достойные проекты можно и у выпускников акселераторов. Обычно их работы качественнее остальных, так как их авторы прошли строгий отбор и обучились у профессионалов.
Как инвестировать в иностранные стартапы
Многие люди стремятся вкладывать в американские стартапы, планируя получить высокую прибыль. Однако венчурные инвестиции доступны не всем, в том числе из-за больших сумм минимальных вложений – обычно речь идет о нескольких десятках тысяч долларов. Кроме того, большинство стартапов из США не готовы принять деньги от россиян. Но «дотянуться» до компаний, торгующихся на американских биржах, все же можно. Для этого необходимо открыть счет у брокера, который позволят приобретать акции стартапов из США. Инвестировать таким образом сможет практически любой человек, так как минимальная сумма инвестиции равна стоимости одной акции – приблизительно 10 долларов за штуку.
Как юридически оформить инвестиции в стартапы
На сегодня законодательство никак не регламентирует отношения инвесторов и стартаперов, поэтому стороны действуют в рамках общих правил и законов. Сейчас защитить свои инвестиции можно несколькими способами. Например, заключить инвестиционный договор – в нем можно прописать цели, на которые берутся средства, сроки ее достижения и другие аспекты. Договор займа регламентирует процесс использования инвестиций и сроки возврата вложенных в компанию денег. Договор простого товарищества подойдет в тех ситуациях, когда вкладываются несколько партнеров – он позволяет прописать права каждого из инвесторов и закрепить другие важные моменты.
Где набрать команду для стартапа
На начальных этапах существования стартапа можно многое делать в одиночку. Однако команда имеет важное значение, и вот почему.
Когда вы будете искать деньги на стартап и обращаться к инвесторам, они пожелают убедиться, что у вас есть опытные и компетентные сотрудники, которые смогут реализовать идею. Это поможет им поверить, что проект пойдет, и они смогут заработать на его прибыли.
Нанимайте людей по необходимости. Не обойдетесь без программиста – найдите его, нужен продажник – пригласите. Для поиска сотрудников большинство сразу отправляются на headhunter.ru. и это верное решение. Второй способ – Интернет. Linkedin, Facebook, искать единомышленников в соцсетях. Например, в профильных группах.
Используйте нетворкинг – то есть построение связей и общение. Сейчас это очень распространено в hr-сфере. Помимо традиционных хард-скилов (профильное образование, знание иностранных языков, компьютерных программ и так далее) для работодателей важны софт-скилы – умение общаться, выражать свои мысли и при необходимости презентовать свой проект.
Ищите людей в команду среди своих знакомых – попросите их порекомендовать специалистов, чьей работой они остались довольны. Посещайте стартап-уикенды, хакатоны и выставки. Иногад могут быть полезными и бизнес-клубы, бизнес-форумы.
В коворкингах тоже есть шанс найти как будущих сотрудников, так и подрядчиков, партнеров и даже инвесторов.
На собеседованиях рассказывайте кандидатам о своей компании и идее. Смотрите на реакцию, откликается это человеку или нет. Люди, которые будут с вами работать, должны разделять ваши ценности, в том числе деловые. Смотрите на профессиональные достижения потенциальных членов команды, чего они успели добиться до прихода к вам, какие проекты реализовали, какие имеют навыки.
Этапы развития стартапа
Звание «единорога» ($1 млрд в оценке стоимости стартапа) – главная цель любого стартапа. Но прежде чем это произойдет, компания пройдет несколько стадий развития.
Первая – посевная (pre-seed). На этом этапе происходит поиск и формирование бизнес-идеи, анализ рынка, составление бизнес-плана, создание и тестирование прототипа продукта, изучение востребованности продукта и поиск финансирования. Если найти инвесторов не удастся, то стартап может завершить существование прямо на этом этапе. С большинством из них так и происходит.
Вторая стадия – запуск (startup). При наличии инвестиций продукт выпускается на рынок, где начинает соревноваться с конкурентами. Это очень ответственный этап. Есть риск провалиться, если продукт не найдет должный спрос со стороны клиентов.
Третья стадия – рост проекта (growth). Это важнейшая стадия, на которой в принципе становится ясно, пройдена ли так называемая точка безубыточности. Об этом может свидетельствовать то, продукт выстоял среди конкурентов, на него есть стабильный спрос и он занял свою нишу на рынке. На этом этапе инвесторы смогут получать небольшую прибыль.
Четвертая стадия – расширение (expansion). На этом этапе стартап расширяется, осваивает новые рынки, и его положение можно назвать стабильным. Компания узнаваема, спрос на нее стабилен, растет прибыль и доходы.
Пятая стадия – выход (exit). Она наступает по достижению стартапом пика его развития. На этом этапе инвесторы, которые вложились в компанию, продают свою долю и получают прибыль – собственно, для этого они и инвестировали в стартапы. Некоторые поступают иначе – оставляют за собой долю в бизнесе и получают от нее стабильный доход. Компания, в свою очередь, ставит перед собой новые цели и может даже начать покупать другие, более мелкие стартапы.
Как не провалить стартап
Мы уже рассказывали о том, почему стартапы проваливаются и о том, что в среднем из 10 выживает лишь один.
Ваш стартап взлетит, если вы будете придерживаться следующей стратегии.
• Тщательно просчитайте все свои действия и составьте их план. Учтите расходы на аренду офиса, зарплату сотрудникам, продвижение своего проекта, различные документы, лицензии и так далее. Половина идей будут отметены уже на этом этапе – вы поймете, что дело не окупит себя и вы сэкономите кучу времени и денег.
• Убедитесь, что рынок готов к вашему продукту. Если есть покупатели и спрос, то первый же более-менее хороший продукт сможет заполнить нишу и быть востребованным.
• Исследуйте целевую аудиторию. Определите, кто и сколько готов заплатить за ваш продукт, наметьте цели через несколько лет, изучите опыт других стартаперов и избегайте их ошибок.
• Создайте прототип продукта и протестируйте его. Посмотрите насколько он востребован.
• Составьте бизнес-модель. Сделайте предложение, которое будет точно отвечать запросам разных клиентских групп.
• Научитесь быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
• Вкладывайте прибыль в развитие компании.
• Следите за тем, чтобы не выгореть, вовремя отдыхать и оставаться увлеченным своим проектом. Это важно как для основателей, так и для всей команды.