интервьюирование что это такое
Интервьюирование
Полезное
Смотреть что такое «Интервьюирование» в других словарях:
интервьюирование — опрашивание, опрос Словарь русских синонимов. интервьюирование сущ., кол во синонимов: 3 • опрашивание (4) • … Словарь синонимов
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ — способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: свободные и стандартизованные (формализованные) … Большой Энциклопедический словарь
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ — ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. То же, что метод интервью в педагогике. Вспомогательный метод исследования с помощью интервью. Протекает в форме беседы, при этом ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее подготовленные)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: свободные и стандартизованные (формализованные). * * * ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, способ проведения… … Энциклопедический словарь
Интервьюирование — ср. 1. процесс действия по несов. гл. интервьюировать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
интервьюирование — интервью ирование, я … Русский орфографический словарь
Интервьюирование — способ проведения социологического опроса как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого … Исследовательская деятельность. Словарь
интервьюирование — см. интервьюировать; я; ср. Интервьюи/рование делегатов съезда … Словарь многих выражений
интервьюирование — интервью/ир/ова/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Интервьюирование как метод мониторинга
Светлана Бадмаева
Интервьюирование как метод мониторинга
1. Понятие и специфика метода интервью…. 4
2. Формы интервью…. 5
3. Достоинства и недостатки интервьюирование…. 8
4. Проблемы метода интервью…. …. 9
Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов, всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. Почему?
Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой информации необходимы, если надо быстро распространить точные сведения, рекламу, привлечь внимание к фирме, оказать влияние на партнеров или коллег, пояснить свою точку зрения. Кроме того, интервью играет важную роль в политической и культурной сфере.
Для того, чтобы сделать талантливое, захватывающее интервью необходимо не только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и понять насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к интервью, связанные с особенностями журналистской профессии.
Цель: изучить и проанализировать интервьюирование как разновидность опроса.
1. Понятие и специфика метода интервью
Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. Интервьюирование — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера и опрашиваемого (респондента).
Специфика интервью состоит в том, что педагог-психолог заблаговременно определяет тему предстоящего изучения психолого-педагогической ситуации и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера, с лицом, дающим его.
Интервьюирование – это также разновидность опросного метода. При интервьюировании бланк интервью заполняет не сам респондент, а интервьюер, само же интервью напоминает беседу, хотя позиции интервьюируемого и интервьюера не симметричные.
Специфика интервью состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Другие исследователи считают интервью «королевским путем» в познании социальных явлений (Р. Кениг). С методологической точки зрения именно интервью представляет тот специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, например, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (М. Вебер).
То обстоятельство, что полученная в интервью информация частично формируется, уточняется непосредственно в процессе общения сторон, выдвигает, в отличие от анкетного опроса, особые требования к методологии анализа и общения данных интервью. Это касается, с одной стороны, необходимости учета возможности воздействия целевых установок интервьюеров на поведение и мнения опрашиваемых. С другой стороны, непосредственное общение с опрашиваемым, эмоциональный контакт создают особые условия для более глубокого понимания объекта, чего не может дать ни одна, даже очень хорошая анкета. Возможность сочетания метода опроса и наблюдения в едином исследовательском акте, безусловно следует отнести к преимуществам интервью.
Для проведения социологического исследования методом интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех интервью. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план интервью с указанием конкретных тем, которых должен касаться в беседе интервьюер. План интервью служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками.
2. Формы интервью
Существуют разнообразные техники проведения интервью. Они различаются по степени стандартизации, то есть жесткости форм проведения беседы.
а)Формализованное (или стандартизованное) интервью очень напоминает ответы на вопросы анкеты, только интервьюер читает вопросы и сам заполняет ответы, полученные от респондента в беседе, в вопроснике.
б)неформализованное интервью вместо жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов на них, есть только направления, темы, по которым проводится беседа. Конечно, такой тип интервью требует от интервьюера высокой квалификации и опыта, а содержание интервью записывается на магнитофон или диктофон. К числу неформализованных интервью можно отнести:
— глубинное – когда исследователь определяет круг проблем, сохраняя свободу в способе ведения беседы. Данный вид интервью может затрагивать обширный круг вопросов, используется на стадии разведки, когда исследователь слабо представляет границы проблемной ситуации, когда нет гипотез.
-Свободное интервью, заключается в длительной беседе (до 3 часов) без строгой разработки вопросов и тем более вариантов ответов, но до начала беседы у исследователя есть некоторые предположения (гипотезы, а значит, он имеет представления, какого рода информацию должен собрать.
в) фокусированное интервью или кратковременное, оно отличается тем, что четко определена тема или проблема, по которой проводится данная беседа, а также есть перечень строго необходимых и возможных вопросов.
Разновидностью интервьюирования является так называемый телефонный опрос. Беседа проводится с респондентов по телефону, обычно оно не должно превышать 5-10 минут, количество вопросов строго ограничено. Недостатком телефонного интервью является возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, а достоинством – быстрота получения информации.
В проведении интервьювстречаются четыре основные проблемы:
• время и место проведения интервью;
• оформление (запись) беседы;
• подготовка интервьюеров.
Место и время проведения беседы определяется спецификой предмета исследования: вопросы, связанные с проблемами быта, семьи – выясняются в домашних условиях (по месту жительства, производственные – по месту работы. При выборе времени проведения следует учитывать ритм работы респондента.
Ведение беседы или техника интервьюированиявключает ряд приемов: – настраивание респондента на искренние ответы; – ослабление напряжения; – ведение беседы по определенному плану; – устранение защиты респондента; – побуждение к откровенности; – умение продолжить (возобновить) прерванную беседу.
Если проводится стандартизованное интервью, то следует уделить внимание и инструменту – вопроснику. Качественный вопросник – это документ, в котором сформулированы и сгруппированы вопросы.В вопроснике помимо вопросов и ответов следует указать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения беседы, отношение респондента и длительность беседы, некоторые характеристики о респонденте.Сам вопросник выполняет две основные функции: – реализация замысла исследователя, темы и предмета исследования, а также вопросник помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Но отделять вопросник от интервью не стоит, это два аспекта одного метода – интервьюирования. Выделяют пути составления вопросника. В стандартизованном интервью вопросы и ответы формулируются в соответствии с практикой анкетного опроса. В глубинном, свободном интервью – в зависимости от правил построения беседы, аналогично практике повседневного речевого общения.
Способ регистрации данных беседы зависит от вида интервью, так, в глубинном и свободном лучше применить дословную запись (магнитофон или диктофон, в стандартизованном интервью – интервьюер кодирует (отмечает) ответы респондента в специальном бланке, вопроснике.
Серьезной проблемой в данном методе является подготовка интервьюеров, так как от этого зависит качество полученной информации, а также просто возможность ее получения.Классический вариант состоит из следующих этапов: а) в газете публикуется информация о том, что требуются интервьюеры для проведения опроса; б) пришедшим по объявлению предлагается заполнить заявление, где отбираются те, кто не допустил грамматических ошибок; в) отобранным можно предложить анкету на коммуникативность или другим способом проверить умение общаться; г) далее с оставшимися проводится инструктаж по поводу целей исследования, условий заполнения анкеты,а также возможно обучение по проведению беседы: правила кодировки, использования аппаратуры и т. д. После этого интервьюеров допускают к работе, но предусмотрен обязательный контроль за их деятельностью. Добросовестные премируются, из них формируется постоянный штат интервьюеров, плохо работающие – увольняются.
Можно выделить следующие требования к интервьюеру:
• соблюдение точности выборки;
• установление контакта с респондентом;
• обеспечение стандартной ситуации интервью;
• адаптация вопросника к особенностям респондента;
• точная регистрация полученных ответов;
• знание темы, целей интервью, а также особенностей среды респондента;
• внешний вид, темп и четкость речи, индивидуальные качества.
3. Достоинства и недостатки интервьюирование
Из специфики метода вытекают его достоинства и недостатки.К достоинствам можно отнести:
а) возможность получения глубинной информации;
б) ситуация интервью (похожа на беседу, потому способствует возникновению непринужденной обстановки, гибкости общения, что повышает искренность ответов;
в) возможность вести наблюдение за реакциями отвечающего, и в случае необходимости, можно корректировать вопросы, ход беседы;
г) личный контакт способствует полноте реализации замыслов и, в частности, получения ответов на все вопросы;
д) вербальный характер устраняет проблему неправильного восприятия вопросов.
Наряду с преимуществами данный метод имеет и недостатки:
а) трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;
б) значительные материальные и временные затраты на проведение интервью;
в) может возникать всякий раз проблема анонимности;
г) трудность при оформлении ответов респондентов (запись ответов).
4. Проблемы метода интервью
Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса. Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение интервью может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети.
Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального интервью, так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представлении своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре само интервьюирования.
Отмеченные нюансы связаны со сложностями проведения и организации интервью, они не являются непреодолимыми недостатками метода.
Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации интервью. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно интервью в социологической практике, что поставляет более полную, глубокую, качественную информацию.
Многие исследователи, осваивающие для своих профессиональных нужд методику глубокого интервью, признают, что интервьюирование оказывается более трудным делом, чем они первоначально предполагали. Их можно понять. Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен правильно понимать респондента, следить непрерывно за ходом его мысли и одновременно фокусировать беседу на проблеме исследования. Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования.
Таким образом, интервью является одним из распространенных методов получения социальной информации,оно обладает рядом преимуществ: информация, полученная с помощью беседы, является более полной, глубокой и определенной, так как пропуски ответов практически исключены, а также при необходимости можно корректировать ход беседы
Инструментарий по физической культуре при проведении мониторинга в соответствии с ФГОС «Инструментарий по физической культуре при проведении мониторинга в соответствии с ФГОС» Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной.
Аналитическая справка по итогам мониторинга в группе ОРН для детей от 3 до 4 лет 4 МАДОУ №15 «Югорка» Аналитическая справка по итогам мониторинга Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 лет до 4 МАДОУ №15.
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга детей средней группы Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основным образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное.
Аналитическая справка по результатам мониторинга в средней группе Воспитательно-образовательный процесс в средней группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Анализ мониторинга образовательного процесса во второй младшей группе 2018–2019 учебный год В конце 2019 учебного года во второй младшей группе была проведена диагностика освоения детьми основной общеобразовательной.
Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления» Метод шести шляп 1 слайд Сегодня я хочу познакомить вас с методом шести шляп или методом параллельного мышления. Дошкольное учреждение.
Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. указывается, что одним из принципов дошкольного.
Стимулирование физического совершенствования подростков с помощью мониторинга физической подготовленности Стимулирование физического совершенствования подростков с помощью мониторинга физической подготовленности На сегодняшний день здоровье подростков.
Интервью как метод психодиагностики
Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.
Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.
Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.
Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.
В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.
Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.
Основные отличия интервью:
Ситуации, где эффективны интервью:
Функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Достоинства интервью:
Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:
Неблагоприятная обстановка характеризуется:
Виды интервью:
Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.
Направленное интервью предполагает:
Достоинство направленной техники:
Недостатки направленной техники:
Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.
Достоинства групповой техники:
Недостатки групповой техники:
В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.
Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.
По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:
Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.
По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:
Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.
Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.
По месту проведения интервью выделяют :
По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.
Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.
По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.
Диагностическое интервью — используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.
Проведение учебных мероприятий интервьюирования в рамках осуществления проекта ИТ-консалтинга
Интервью
По степени его формализации:
Виды интервью
По числу участников интервью делятся на:
По цели организации:
В процессе интервью как минимум участвует два человека:
Процесс интервьюирования
Хронологически весь процесс интервью обычно условно делят на три этана:
Как правило, еще до начального этапа исследователь получает от респондента предварительное согласие на участие в интервью.
На этой стадии предварительной договоренности исследователь описывает цель исследования и отвечает на вопросы респондента, касающиеся темы и организации интервью.
Хорошей практикой в ряде случаев является подготовка для предполагаемого респондента письменного описания исследования, в котором указываются его основная цель, темы и общий объем.
Принципы выбора формата интервьюирования
Методы проведения обучения
Деловая игра
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. К базовым принципам учебной игры относятся:
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели. Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Принципы разработки методических материалов
Проектирование модульных программ и модулей базируется на дидактических принципах модульного обучения:
Принципы структуризации и проблемности обеспечивают иерархию дидактических целей, последовательность и целостность изложения, логическую завершённость и автономность модулей, проблемность содержания, наглядность представления модуля.
Принцип адаптивности отражается в таксономии дидактических целей, в проектировании модуля преемственности, в профессионально-прикладной направленности учебных элементов модулей, в вариативности модулей.
Этот принцип конкретизируется следующими процедурами:
Принцип реализации обратной связи требует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым и существовала возможность его корректировки и контроля.
Для реализации этого принципа следует воспользоваться процедурами:
Принципы разработки методических материалов: