интермодуляционные помехи что это
Sound Consulting
Проектирование студий звукозаписи и звуковых систем
Интермодуляционные искажения – неуловимый враг
Очень часто при выборе усилителей, мониторов и пр. мы руководствуемся такими их характеристиками, как мощность, амплитудно-частотная характеристика и т.д. Более опытные пользователи интересуются коэффициентом гармонических искажений. В то же время мало кто интересуется характеристикой интермодуляционных искажений, хотя их пагубное воздействие на восприятие прибора может быть во много раз сильнее, чем гармонических искажений. Кроме того, интермодуляционные искажения очень трудно измерить и определить. Об этом и пойдёт речь ниже.
Во многих публикациях неоднократно упоминалось о том, что между точными цифровыми значениями гармонических искажений и субъективно воспринимаемым качеством звучания практически не существует никакого прямого соответствия – по крайней мере, ниже определённого порога, который находится на удивление высоко. В своей книге «Воспроизведение звука» Гилберт Бриггс (Gilbert Briggs) начинает главу, которая посвящается интермодуляционным искажениям, словами Милтона (Milton): «Ужасен был шум битвы…» Может быть, что в этом и заключается причина того, что объективные измерения гармонических искажений удручающе плохо соотносятся с их субъективным восприятием.
Нелинейными искажениями называются любые искажения, в составе которых присутствуют такие частоты, которые изначально отсутствовали во входном сигнале.
Например, если взять волну синосуидальной формы, то вследствие привносимых нелинейных искажений её форма изменяется, становится другой, и синусоидальный сигнал какой-то определённой частоты в результате этих искажений начинает содержать также сигналы других частот. Другими словами, если форма колебания не синусоидальна, значит, в его составе обязательно есть ещё какие-то иные частоты.
Если с помощью спектроанализатора просмотреть получаемый в итоге выходной сигнал с клиппирующего усилителя, мы увидим гармоники, частота которых в 2 раза, 3 раза, 4 раза и так далее выше основной частоты волны синусоидальной формы. Точно таким же образом прогрессирующая нелинейность громкоговорителей создаёт другие (возможно более утончённые и менее заметные) искажения, которые постепенно нарастают по мере увеличения громкости. Однако музыкальные сигналы не являются синусоидальными. Они содержат одновременно большое количество разных частот, и степень их присутствия в сигнале постоянно изменяется во времени.
Когда сигнал, состоящий из двух частот, подаётся на вход усилителя с не очень линейной характеристикой, это приведёт к генерированию гармоник (обертонов) не только от этих двух частот (гармонические искажения), но также и от частот, являющихся их математической суммой и математической разницей (интермодуляционные искажения).
Например, если у нас есть сигнал, состоящий из двух частот – 1000Hz и 1100Hz, – то на выходе усилителя будут также генерироваться сигналы частотой 2100Hz (1000Hz плюс 1100Hz) и частотой 100Hz (1100Hz минус 1000Hz). Причём это лишь производные гармоники первого порядка. Если же мы берём две частоты, которые отстоят друг от друга на квинту – например, сигналы частотой 1000Hz и 1500Hz, – то первыми парами гармонических искажений будут сигналы на частотах 2000Hz и 3000Hz (гармоники второго порядка), а также сигналы на частотах в 3000Hz и 4500Hz (гармоники третьего порядка). Относительно сигнала частотой 1000Hz гармоники частотой в 2000Hz, 3000Hz и 4500Hz являются соответственно октавой, квинтой через октаву (дуодецимой – А.К.), и секундой через две октавы (ноной через октаву – А.К.). Относительно сигнала частотой 1500Hz гармоники частотой в 2000Hz, 3000Hz и 4500Hz являются соответственно квартой, октавой и квинтой через октаву (дуодецимой – А.К.). Таким образом, производные гармоники обеих частот в музыкальном смысле соотносятся с обоими основными тонами. Это не удивительно, потому что все музыкальные инструменты создают естественные гармоники (обертоны).
Теперь, если мы рассмотрим интермодуляционные составляющие, то они будут представлять собой на просто генерирование сигналов с увеличением частот в определённое количество раз (что, собственно, и является обертонами), а генерирование сигналов, частоты которых являются суммой и разностью частот генерируемых обертонов, например: f1 + f2, f1 – f2, 2*f1 – f2, 2*f2 + f1, и т.д. Эти комбинации могут производить интермодуляционные частоты, которые в музыкальном смысле не всегда соотносятся с основными частотами.
Более того, когда создаётся или воспроизводится комплексный музыкальный сигнал, то сложное спектральное распределение результатов интермодуляции не только не способствует обогащению гармонической структуры музыки (как это происходит за счёт проявления гармонических искажений, по крайней мере, гармоник-обертонов низших порядков), но и всё больше начинает напоминать обычное добавление шума.
Когда мы измеряем гармонические искажения, то мы пытаемся измерять степень нелинейности системы. В громкоговорителях подобные эффекты возникают вследствие таких явлений, как нелинейность упругости подвижной системы (подвеса) диффузора или нелинейность в поведении магнитных полей при различных условиях возбуждения. Мы рассматриваем результаты работы громкоговорителя, как системы с несимметричным поведением на разных уровнях громкости, что и приводит к нелинейным явлениям на акустическом выходе с него. Если бы громкоговоритель представлял собой систему с симметричным поведением на разных уровнях громкости, и если бы в этой системе отсутствовали возможные причины нелинейности, то на акустическом выходе отсутствовали бы и гармонические искажения (обертоны). Это значит, что если на выходе с любой системы присутствуют гармонические искажения, то эта система обладает некоторой нелинейностью, что потянет за собой также генерирование интермодуляционных искажений.
Основной вывод в понимании всего ранее сказанного заключается в том, что картины гармонических искажений не могут демонстрировать нам возникновение тех процессов, которые могут привести к «немузыкальности» системы. Более того, прямое сравнение разных устройств по картинам их гармонических искажений может очень сильно ввести в заблуждение относительно действительного качества их звучания. Одним из наиболее очевидных примеров являются ламповые усилители. Часто считается, что они звучат «лучше», чем транзисторные усилители, имеющие значительно меньше искажений.
Почему же мы тогда измеряем гармонические искажения? Один из наиболее вероятных ответов таков: «Потому что умеем». Нет никаких сомнений, что таким образом мы в некоторой мере измеряем нелинейность системы, но многолетняя практика показывает, что результаты этих измерений очень плохо соотносятся с воспринимаемым на слух качеством звучания громкоговорителей. Конечно, гармонические и интермодуляционные искажения появляются в результате работы одних и тех же «механизмов». Но интермодуляционные искажения очень трудно поддаются измерениям, поскольку происходят процессы, когда одни частоты генерируют другие, и количество таких вариаций – огромно до бесконечности.
Между гармоническими и интермодуляционными искажениями нет никакой «магической» зависимости. Интермодуляционные искажения зависят от абсолютного уровня сигнала, его частотного диапазона, его сложности, соотношения между пиковым и усреднённым сигналом, от формы волны сигнала, а также от взаимодействия между вышеупомянутыми факторами, да и по другим причинам.
В некоторых довольно простых случаях можно утверждать, что уровни громкости интермодуляционных искажений являются в три или четыре раза более высокими, чем уровни громкости гармонических искажений, что само по себе довольно типично. Но в случаях с использованием сложных комплексных музыкальных сигналов все соотношения, которые вначале кажутся довольно устойчивыми, разваливаются как карточный домик. Очень сложно изобрести какой-то простой испытательный сигнал, применение которого могло бы обеспечить реалистические и достоверные результаты, а именно те результаты, по которым можно было бы сравнить интермодуляционные показатели и качество работы двух систем. Вот что по этому поводу говорит Александр Войшвилло: «Ввиду того, что динамическую реакцию сложной нелинейной системы, такой как громкоговоритель, нельзя экстраполировать из его реакции на простые тестовые сигналы (например, sweep-тест), то пороговые величины, выраженные как реакция громкоговорителей на такие сигналы (общая картина гармонических искажений, отдельные гармоники (обертоны) и интермодуляционные искажения между двумя звуками) могут не быть вескими и не соответствовать действительности»
Похоже на то, что интермодуляционные искажения являются наипервейшим врагом разработчиков громкоговорителей. И не имеет никакого значения, осознают ли это сами разработчики или нет. Тем не менее, любое количественное выражение интермодуляционных искажений – будь оно числовым или графическим – должно иметь какое-то соотношение с психоакустическим восприятием проблемы. До сих пор из-за недостоверности получаемых результатов ни одна подобная система так широко и не распространилась. Так как все попытки создать такую систему заканчивались неудачами, интермодуляционные проблемы начали игнорироваться и на них просто закрыли глаза.
Не следует забывать, что интермодуляционные искажения в сложных комплексных сигналах склонны к тому, чтобы превращаться в модулированный шум. Это несколько напоминает ситуацию, когда Вы пытаетесь дома послушать хорошую hi-fi систему, а в это время кто-то за окном орудует бензопилой. Уровень генерации шума зависит от уровня громкости и спектральной плотности музыки, хотя и здесь прямой зависимости нет. При существовании интермодуляционных искажений теряется чистота и проницательность звучания, пропадает деталировка на низких уровнях сигнала, теряется характерная «лёгкость» звучания. Очень серьёзно страдают от интермодуляционных искажений духовые оркестры и хоры. Если Вы привыкли слушать их вживую, то прослушивание тех же композиций через громкоговорители может очень сильно Вас разочаровать. Когда все источники звука находятся в разных точках пространства (как музыканты оркестра или хора), то интермодуляционных искажений возникает немного. Но когда они все вместе смикшированы и воспроизводятся через пару акустических систем, проявление интермодуляции становится очевидным. И не стоит винить во всех бедах исключительно громкоговорители и акустические системы. Микрофоны, электронные приборы и цифровые конвертеры также причастны к этому и в ответе за такое положение.
Графики на рисунках 2 и 3 были основаны на результатах использования мультичастотного исследования, когда через систему одновременно пропускается несколько сигналов разных тонов. Частоты выбирались из такого расчёта, чтобы максимально разделить генерируемые частоты интермодуляционных составляющих, что помогло бы более точно увидеть возможную проблемную область. Сигналы с неправильно подобранными частотами могли бы привести к частотному совпадению интермодуляционных результирующих, что в свою очередь могло бы привести к некоторой маскировке проблемы. Так вот, мультичастотные исследования демонстрируют, что во многих случаях общее количество интермодуляционных искажений может быть почти в четыре раза большим, чем измеренное суммарное значение коэффициента нелинейных искажений! Отсюда можно сделать вывод: то, что люди часто считают гармоническими искажениями, на самом деле большей частью состоит из интермодуляционных искажений. Это помогает объяснять, почему замеренное суммарное значение коэффициента нелинейных искажений так плохо соотносится с тем реальным звучанием, которое мы воспринимаем на слух. Дело в том, что воспринимаемые слухом искажения, скорее всего, являются именно интермодуляционными искажениями, которые невозможно ни измерять, ни определить их количество.
Исключительную чистоту звучания системы мониторов, показанной на фотографии в начале статьи, Войшвилло объясняет не только тем, что независимые записи инструментов отправлены в независимые мониторы (на 16 мониторов подаются сигналы с разных дорожек многоканального магнитофона), но ещё и тем, что звук распространяется через разные «воздушные каналы» между мониторами и ушами слушателей. На низких уровнях звукового давления эта идея не согласуется с концепцией линейной суперпозиции акустических волн, но концепция нелинейной интерференции для высоких уровней звукового давления уже была экспериментально доказана. 7
Энтони Нью приводит некоторые интересные данные в своих двух статьях, озаглавленных «В коэффициентах гармонических искажений нет никакого смысла». И хотя в этих статьях он пользуется данными по усилителям радиочастот, он приводит графики интермодуляционного взаимодействия двух, трёх и четырёх частот, которые одновременно подаются на вход с уровнем около 65 dB выше фонового шума. На графике, характеризующем взаимодействие двух частот, над уровнем фонового шума чётко просматриваются четыре интермодуляционные составляющие. На графике, характеризующем взаимодействие трёх частот, над уровнем фонового шума просматриваются уже девять интермодуляционных производных; а на графике, характеризующем взаимодействие четырёх частот, таких составляющих уже больше тридцати! С увеличением количества возбуждающих частот резко возрастает число интермодуляционных производных, потому что ещё и сами производные начинают интермодулировать между собой. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить себе результаты такого процесса для сложного музыкального сигнала. Получится хаотический модуляционный шум, который по уровню, может быть, всего на 40 dB тише, чем собственно музыка. Аргументация Энтони Нью является достаточно убедительной.
Может быть, Энтони Нью несколько переборщил, когда сказал, что «измерять коэффициент гармонических искажений – бессмысленно». Но в каком-то смысле такое высказывание является справедливым. Общеизвестно, что многие ламповые усилители производят значительно более высокие уровни гармонических искажений второго порядка, чем транзисторные усилители хорошего качества, но эти искажения не воспринимаются на слух, как искажения. Это можно объяснить исходя из свойств генерации искажений второго порядка. На самом деле, нелинейность второго порядка не даёт нечётных, неприятно и диссонансно звучащих интермодуляционных сочетаний типа f1 + 2*f2. От нелинейностей второго порядка образуется меньше производных, да и уровни их меньше, чем у производных более высоких порядков. Как недавно упоминалось, плотность и совокупный уровень производных высоких порядков может очень быстро нарастать. Частоты в них распределяются по типу хаотичного шума, и музыка замаскировать его не может.
Когда ламповые усилители генерируют гармонические искажения второго порядка, это может даже приятно восприниматься на слух. Но что по-настоящему приятно в таких усилителях, так это минимум нечётных интермодуляционных производных более высоких порядков. Можно также утверждать, что всё это в целом справедливо и по отношению к усилителям класса А, у которых на всех уровнях отсутствуют артефакты от искажений в кроссовере. На самом деле, становится ясно, что гармонические искажения – это не некий отдельный вид искажений, а особый вид интермодуляционных искажений. Если для проверки интермодуляции используется несколько частот, и при этом существует возможность их индивидуально регулировать, то при соответствующей настройке – когда между частотами образуются консонирующие интервалы, а все частоты в целом сольются в одном благозвучном аккорде – генерироваться будут только гармонические искажения. Может быть, так легче себе представить, что оба вида искажений получаются за счёт одного и того же нелинейного механизма.
В электромеханических системах, таких, как громкоговорители, наличие нелинейных возвратных сил в механике подвижной системы – это ещё один источник интермодуляционных и гармонических искажений. Под воздействием сложного композитного музыкального сигнала может возникать сложная упругая деформация подвижной системы, и в этом случае нет ничего похожего на электрические причины возникновения нелинейностей, как это происходит, например, в усилителях. Магнитная нелинейность B1 (силовой фактор) и модуляция магнитного потока могут быть основными причинами интермодуляционных искажений. Это может объяснять, почему один процент гармонических искажений второго порядка может отлично звучать на одном устройстве, и в то же время, совершенно невыносимо – на другом. В этом случае мы сравниваем не уровень гармонических искажений второго порядка, а существование иных нелинейных артефактов, возникающих за счёт иных нелинейных механизмов или систем. Такие механизмы могут также вызывать возникновение фазовых искажений динамического характера, которые могут влиять на качество восприятия стереофонии.
Требуется проделать большую работу как по сокращению, так и по эффективному измерению интермодуляционных искажений. Одна из причин, вследствие которой производители оборудования не торопятся этим заниматься, состоит в том, что они не желают заниматься теми усовершенствованиями, которые из-за отсутствия общепринятых спецификаций нельзя доказать в рекламной и коммерческой литературе. Достоверный способ соотношения результатов объективных исследований с результатами субъективных тестов мог бы стать мощным стимулом для решительного наступления на интермодуляционные искажения. Тем не менее, утверждение, что воспринимаемая на слух чистота звучания любой аудиосистемы является прямым результатом отсутствия в ней интермодуляционных искажений, может считаться справедливым.
Интермодуляционные искажения: понятие, особенности измерений и методы снижения
Неопытный человек при выборе усилителей, мониторов и подобной техники часто руководствуется такими показателями как мощность и амплитудно-частотная характеристика. Более подкованные люди интересуются значением коэффициента гармонических изложений. И только самые осведомленные упоминают интермодуляционные искажения. Хотя их пагубное воздействие наиболее масштабное среди всех перечисленных. К тому же, они очень трудно измеряются и определяются.
Вводная информация
Первоначально давайте начнем с определения. Когда сигнал, формирующийся из двух частот, подается на вход усилителя, который обладает не очень линейной характеристикой, то это ведет к генерированию гармоник (обертонов). Причем в этом принимают участие не только два этих показателя, но и их математическая сумма и разница. Вот последнее и называют интермодуляционными искажениями.
Небольшой пример
Вам будет интересно: Что значит mood: перевод слова и его использование в речи
Допустим, что у нас есть сигнал. Он состоит из двух частот – 1000 и 1100 Гц. Это значит, что на выходе усилителя будут генерироваться также сигналы с частотой в 2100 Гц (1000+1100) и 100 Гц (1100-1000). И это только производные гармоники первого порядка!
Вам будет интересно: Как найти ускорение, зная скорость и время: формулы и пример решения типовой задачи
Еще один пример. Берутся две частоты, что отличаются на квинту. Как-то 1000 Гц и 1500 Гц. В данном случае гармоники второго порядка будут составлять 2000 Гц и 3000 Гц, а третьего – 3000 Гц и 4500 Гц. Относительно 1000 Гц, значения в 2000 Гц, 3000 Гц и 4500 Гц являются октавой, дуодецимой и ноной. С 1500 Гц дело обстоит немного иначе. По отношению к нему гармоника частот в 2000 Гц, 3000 Гц и 4500 Гц является квартой, октавой и дуодецимой.
Следует отметить, что производимые обертоны обеих рассмотренных частот соотносятся с основными тонами. Впрочем, это не удивительно, учитывая, что все музыкальные инструменты при использовании создают естественные гармоники.
Какие особенности имеют интермодуляционные искажения?
Их специфика заключается в том, что осуществляется генерирование сигналов, частоты которых являются суммой и разностью обертонов. Следует отметить, что производимые комбинации не всегда соотносятся со значениями основных показателей. Более того, при сложном спектральном распределении результатов это не только не приводит к обогащению гармонической структуры (как это возможно с обертонами низших порядков), но и начинает напоминать обычное добавление шума.
Вам будет интересно: План самообразования воспитателя старшей группы ДОУ. План самообразования по ФГОС
Это особенно актуально при создании или воспроизведении комплексного музыкального сигнала. Измерение интермодуляционных искажений подразумевает под собой попытку определить степень нелинейности системы. Например, в громкоговорителях подобные эффекты возникают благодаря различным значениям упругости подвижной системы диффузора. Также относится и к поведению магнитных полей в разных условиях возбуждения. Кстати, громкоговоритель – это хороший пример системы, у которой наблюдается несимметрическое поведение на различных уровнях громкости.
Собственно, это и приводит к возникновению нелинейных явлений на акустическом выходе с него. Если бы громкоговоритель был бы системой с симметричным поведением, то в ней бы отсутствовали возможные предпосылки для того, чтобы возникали интермодуляционные искажения. Из этого, кстати, выходит, что если на выходе системы есть гармоника, то всегда должна быть определенная нелинейность.
Какой промежуточный вывод из этого можно сделать?
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что гармонические искажения не демонстрируют возникновение процессов, ведущих к не музыкальности систем. Более того, прямое сравнение различных устройств по этому параметру может ввести в существенные заблуждения относительно качества генерируемых сигналов.
Один очень показательный пример – это интермодуляционные искажения в усилителях. Там, многие считают, что ламповые обладают лучшим звуком нежели транзисторные. Хотя вторые генерируют на порядок меньше искажений.
Об измерении и искажении
Уже понятно, что интермодуляционные искажения являются проблемой – реальной и при этом скрытой. Если же стоит задача ее уменьшения, то для этого приходится поднапрячься и поработать, предварительно изучив. Хороших результатов добился русский электроакустик Александр Войшвилло. Его работы рекомендованы для изучения всем, кто хочет расширить собственные познания в этой области. В первую очередь следует отметить, что искажения проявляются зависимо от генерируемой частоты.
Вам будет интересно: Созвездие Компас: история, описание и некоторые примечательные объекты
При этом фиксируется превышение порогового уровня. Это наблюдается в тех случаях, когда фиксируются интермодуляционные искажения третьего порядка, так же как и второго. На любой отдельно взятой частоте уровень гармоники можно найти благодаря вычитанию искажения от уровня отклика, который наблюдается в осевой направленности.
Какие методы измерения интермодуляционных искажений существуют?
В качестве основы используются теории связи и вероятностей, а также математическая статистика. Их дополняет спектральный анализ, методы аппроксимации нелинейных характеристик и компьютерное моделирование многолучевых диаграмм. Если же говорить о более конкретных решениях, то это:
Это не все методики измерений интермодуляционных искажений. Радиотракт может характеризоваться наличием специфических особенностей, которые необходимо учитывать как при ведении работы, так и при решении задачи понижения влияния.
Практические решения по защите
Единственного универсального ответа на этот вызов не существует. Поэтому, обращаются к:
А также ряд других. Что-то конкретное подбирается в зависимости от того, какие цели преследуются, а также ориентируясь на актуальные проблемы.
Немного о практической работе
Как прослушать интермодуляционные искажения, чтобы среагировать на них? Зачем их вообще измерять? Следует отметить, что это не такое уж и легкое дело, как может показаться на первый взгляд. Величина значений интермодуляционных искажений зависит от частотного диапазона сигнала, его абсолютного уровня, сложности, соотношения между пиковым и усредненным значением, от формы волны, взаимодействия между упомянутыми факторами и еще от ряда причин. Поэтому, измерить значения сложно. Ведь идут процессы, где одни частоты влияют на генерацию других. И количество вариаций, сугубо теоретически, может приближаться до бесконечности.
Важную роль в оценке играет коэффициент интермодуляционных искажений. Он является показателем идущих нелинейных искажений усилителя. Используется коэффициент интермодуляционных искажений для отображения того, какую часть от основного сигнала составляют дополнительные генерации. Считается, что значение данного показателя не может превышать 1 %. Чем он меньше, тем большей верностью звучания характеризируется источник. Усилители высокого класса могут похвастаться коэффициентом, который равен сотым долям процента или даже еще меньше.
Не только источниками едиными
Возникновение искажений не ограничивается одной точкой их формирований. Определенные проблемы возникают и при попытке уловить сигналы. Так появляются интермодуляционные искажения в приемниках. Особенно это достоверно для различной радиоаппаратуры. Ведь для нее очень актуальным является уменьшение уровня полезного сигнала, а также ухудшение его соотношения с шумом. Следует отметить, что мощные помехи могут даже мешать работать на соседних сигналах. В таком случае говорят о наличии перекрестных искажений.
Это явление возникает в тех случаях, когда сигнал и радиопомехи не совпадают с частотами основного и подобных каналов. Какова природа этого явления? Перекрестные искажения проявляются как частный результат взаимодействия спектральных составляющих модулированной помехи и полезного сигнала на нелинейностях приемника. Различимость при этом ухудшается, а при значительных проблемах нормальный прием становиться невозможным.
Помним о важных моментах
Интермодуляционные искажения склонны к превращению в модулированный шум. Чтобы понять суть явления достаточно представить ситуации, когда дома кто-то хочет послушать хорошую музыкальную систему, а за окном находится человек, во всю орудующий бензопилой по своему прямому назначению. Уровень шума будет зависеть от спектральной плотности и громкости музыки.
Хотя следует отметить, что прямой зависимости в данном случае нет. При наличии интермодуляционных искажений будет теряться проницательность и чистота звучания. На низких уровнях сигнала пропадает деталировка, а также теряется характерная легкость. Особенно проблематично это для духовых оркестров и хоров. Если человек привык слушать их вживую, то при попытке услышать те же самые композиции через громкоговоритель можно остаться сильно разочарованным.
Это связано с тем, что, когда все перемешано и воспроизводится через две акустические системы, искажения становятся очень очевидными. Тогда как если разместить объекты в различных точках пространства, то количество проблем будет на порядок меньше.
Интересные исследования
Хочется упомянуть про результаты исследований, которые можно получить мультичастотным методом. Есть суть в том, что через систему пропускают одновременно несколько сигналов, у которые разный тон. При этом выбираются частоты исходят из того, чтобы обеспечить максимальное разделение интермодуляционных составляющих. Это позволяет более точно понять проблемную область.
Мультичастотный метод позволил узнать, что во многих случаях общее количество фиксируемых интермодуляционных искажений превышает суммарное значение коэффициента нелинейных искажений в четыре раза. Из этого делается простой вывод. А именно то, что часто считается гармоническими искажениями, на самом деле в большей мере состоит из явлений интермодуляционной природы. В таком случае очень легко пояснить, почему же значение коэффициента плохо соотносится с реальным звучанием, которое воспринимается на слух.
Заключение
Вот в общем-то и все, что необходимо знать про интермодуляционные искажения обычному человеку. Следует отметить, что данная тема является очень широкой и охватывает множество сфер, даже космос! Но тот большой объем знаний, с которыми можно познакомиться, будет интересен разве что для профильных специалистов, которые занимаются серьезными исследованиями и изысканиями.