интерферентный пигмент что это
Все, что вы должны знать об интерферентных красках
«Сияющие» красители – не такое уж большое новшество в мире художественных материалов. Они появились в результате применения технологий, уже распространенных в рукоделии и косметике, которые, в свою очередь, переняли идеи использования блестящих текстур, впервые использованных в изготовлении упаковок и оберток. Майер утверждает, что переливающиеся эффекты «имеют мало общего с живописью, но часто встречаются в природе», что лишь наполовину верно.
Эпоха радужных красок началась с открытия гуанина, кристаллического белка, обнаруженного в чешуе, коже и мочевом пузыре рыб семейства сельдевых. Первый переливающийся (или перламутровый) пигмент был разработан в 1656 году Франсуа Жакином, французским изготовителем четок, который создавал искусственный жемчуг, покрывая гуанином круглые бусины. Такая натуральная жемчужная эссенция ценится за устойчивость и тонкую теплоту переливающегося цвета; в основном используется при изготовлении шампуней и другой косметики.
Потребовалось довольно много исследований, прежде чем структуру перламутровых пигментов удалось понять и воспроизвести искусственно. Прорывом стало использование в их производстве слюды, природного минерала, состоящего из гидратированных кристаллов силикатов алюминия, магния или калия, которые естественным образом превращаются в чрезвычайно тонкие, гибкие и прозрачные слои. Слюда, используемая в художественных красках — это обычно мусковит, который получают либо из горного лома, измельченного в порошкообразные чешуйки, либо (чаще) кристаллизуют синтетически до требуемых размеров. Перламутровые краски на основе слюды стали использоваться в 1960-х годах и сегодня составляют около 80% от общего объема продаж таких красителей.
Физический смысл действия таких пигментов описан на диаграмме ниже. Покрытие из оксида металла создает своеобразный «сэндвич» из разных преломляющих материалов: свет преломляется и отражается на границах между средством для нанесения краски, оксидом металла и самой слюдой. (Натуральный жемчуг создает радужность на границах между чередующимися слоями карбоната кальция и белка).
Как работают переливающиеся (интерферентные) пигменты
Толщина слоя оксида металла определяет величину этого фазового сдвига и, таким образом, определяет цвет переливчатости. Нижняя часть диаграммы показывает, что для покрытий из диоксида титана слои толщиной около 50 нм создают серебристую переливчатость; увеличение покрытия изменяет ее через желтый, красный, синий и зеленый. Яркость переливчатости снижается, если толщина покрытия намного превышает 150 нм.
Альтернативное покрытие, оксид железа, преломляет свет почти так же, как диоксид титана, но добавляет красноватый оттенок, характерный для железосодержащих пигментов. Такое же увеличение толщины от 50 нм до 150 нм приводит к появлению цветов, которые выглядят как бронзовый, медный, красный, красно-фиолетовый или красно-зеленый. Золотой и коричневый цвета могут быть получены путем нанесения слоя оксида железа поверх слоя оксида титана.
В дополнение к этим покрытым оксидами чешуйкам слюды краска часто содержит прозрачный пигмент-носитель, обычно один из хинакридонов или прозрачный оксид железа. Он обеспечивает цвет фона для перламутровости, который малозаметен сам по себе и в значительной степени исчезает на белой бумаге.
На изображении показаны несколько оттенков переливающихся красок от Дэниела Смита. (Другие бренды, включая Winsor & Newton, Da Vinci и American Journey, теперь также предлагают переливающиеся акварельные краски или акварельные основы).
[изображение]
Образцы люминисцентных красок от Daniel Smith
верхний ряд: переливающееся старинное серебро, переливающееся голубое серебро, переливающаяся бронза, переливающееся золото, переливающийся золотой камень, переливающийся нефрит;
нижний ряд: переливающийся красновато-коричневый, переливающийся красный скарабей, переливающийся солнечный камень, переливающийся топаз, перламутровый белый, интерференционный сиреневый
Дэниэл Смит использует термин «переливающиеся краски» для хлопьев слюды, покрытых оксидом железа, смешанным с тонирующим пигментом; это может быть либо тот же оттенок, либо контрастный оттенок переливающегося цвета. Перламутровые или интерферентные цвета (справа внизу) — это слюдяные чешуйки, покрытые диоксидом титана, которые не смешаны с другим пигментом; они кажутся прозрачными на белой бумаге. (Названия не являются стандартной отраслевой терминологией).
Переливающиеся краски придают яркий цвет белой акварельной бумаге и сохраняют цвет независимо от угла обзора; перламутровые краски выглядят почти прозрачными на белой бумаге, но придают перламутровый блеск темной бумаге, в зависимости от угла зрения.
Также Daniel Smith выпускает «металлические» акварельные краски, которые здесь не представлены. Они изготовлены из измельченных в тончайшую пудру металлов (чаще всего меди и бронзы) и пигмента с плотным носителем.
Большинство художников используют все эти красители тремя способами: как глазурь поверх предыдущего слоя краски, как отдельный цвет, нанесенный поверх белой бумаги, или в смеси с другими красками.
Перламутровые или интерферентые краски лучше всего использовать в виде смесей или глазури, поскольку сами по себе они относительно бесцветны. При достаточном разбавлении они дают перламутровый блеск любому цвету, на который они наносятся, хотя это приложение может показаться навязчивым, поскольку цвет, по-видимому, не сливается с фоном.
Они меняют оттенок и уменьшают прозрачность любой краски, с которой смешаны, и нуждаются в относительно темном фоне, чтобы быть ясно видимым. Это делает их особенно эффективными при смешивании со среднеми по стоимости красками с насыщенными цветами, такими как пиррол красный или хинакридоновая роза: цвет достаточно темный, чтобы показать переливчатость, и достаточно насыщенный, чтобы придавать смеси яркость и глубину.
Люминесцентные краски содержат пигмент-носитель, который смешивается с любым цветом, как обычная краска; кроме того, они полупрозрачны, что делает их менее подходящими для использования в качестве глазурей. Они чаще всего используются для создания цветовых акцентов или в смеси с другими подходящими красителями.
Есть два основных подхода к использованию люминисцентных красок: «тонкий» и «выразительный». На первый взгляд, разница между ними не так уж велика.
При «тонком подходе», например, можно нанести небольшое количество переливающегося цвета на красное горлышко колибри, жёлто-серую морскую раковину или темный ультрамарин ночного неба. То есть, такая краска используется для изображения естественной переливчатости у животных или раковин, или для поэтизации или романтизации цвета, где акцент делается на особом качестве света.
При «выразительном подходе» люминисцентные красители используются в больших количествах, обычно с очень насыщенными цветами, с яркими акриловыми покрытиями или покрытиями из металлической пудры. Такой подход очень декоративен и экстравертен, хорошо сочетается со стилизованным дизайном, богатым сложными узорами. В качестве ярчайшего примера здесь можно привести эмоциональные картины Густава Климта с их сусальным золотом, но в целом это также прослеживается в росписях русских или японских лакированных шкатулок, средневековых рукописей и азиатской инкрустации по дереву.
Необычные пигменты для эпоксидной смолы
Содержание
В продаже встречается эпоксидная смола самых разных оттенков: желтоватая, коричневатая, зеленоватая. Она выглядит весьма неплохо. Но у такой смолы есть один существенный недостаток – она совершенно не подходит для творчества и используется в технических целях.
Полимер, из которого можно получить отличные изделия, всегда будет идеально прозрачный. Только из смолы без примесей отливаются великолепные украшения, сувениры, элементы декора и картины. Однако бесцветный материал ограничивает простор для творчества. Поэтому производители предлагают нам широкий ассортимент самых разнообразных пигментов для колеровки эпоксидной смолы.
Использование пигментов позволяет создать как монохромный цвет, так и получить различные декоративные эффекты: свечение, мерцание, переливы, различные узоры. О красителях для эпоксидной смолы мы уже писали здесь. Сегодня поговорим о добавках, которые придадут настоящий «вау-эффект» изделиям из эпоксидки.
Люминофоры и флуоресцентные пигменты
Люминофор – это самосветящийся пигмент в виде порошка, способный поглощать и накапливать ультрафиолетовые лучи. В темноте он медленно отдает накопленную энергию, создавая свечение. Яркость свечения зависит от концентрации люминофора в смоле.
Пигмент полностью безопасен для здоровья человека, не является токсичным или тем более радиоактивным. Последнее свойство присутствует у фосфора, поэтому от его использования практически отказались. Иногда еще фосфор используют для создания уличных вывесок, но и там уже стараются обходиться без него.
Порошок должен накапливать свет не менее 8-10 часов, тогда он сможет радовать сиянием от 5 до 12 часов. Наиболее яркий свет изделие будет излучать в первые полтора часа. Не забывайте об этом свойстве пигмента при выборе конкретной области его применения.
Изначально цветовая гамма люминофоров была представлена небольшим количеством оттенков: зеленым, желто-зеленым и голубым. И этот выбор производителей оправдан: они дают наиболее мощное свечение. Самый насыщенный свет излучают белые люминофоры. Однако растет популярность люминофоров с добавлением красящих пигментов и можно приобрести варианты оранжевого, фиолетового, розового и других цветов. Отметим, что светящийся порошок можно использовать совместно с блестками (глиттером), тогда эффект получится еще более интересным.
Для получения яркого насыщенного свечения расход составляет 1:4, то есть на 1 часть люминофора берется 4 части эпоксидной смолы. Если нужно мягкое рассеянное свечение, то пропорция уже составляет 1:8 (на 1 часть люминофора берется 8 частей эпоксидной смолы). На яркость также влияет и размер фракции частиц люминофора. Для эпоксидной смолы рекомендуется брать порошок с размером фракции в 30 микрон. Он пористый, хорошо перемешивается со смолой и практически не выпадает в осадок.
Смешивается пигмент со смолой достаточно просто. В готовую эпоксидную смолу добавляется порошок люминофора и перемешивается деревянной или пластиковой палочкой. Для больших объемов допускается использование строительного миксера на малых оборотах.
Добавление люминофора не влияет на свойства эпоксидной смолы, поэтому его можно использовать абсолютно для любых изделий. Интересно смотрятся предметы интерьера, бижутерия, циферблаты часов, пуговицы. Если заливать такой смесью столешницу, где заранее выжгли узор, то в углублениях свечение будет максимально ярким, придавая ей особую привлекательность.
Люминофоры не стоит путать с флуоресцентными пигментами для эпоксидной смолы. Они не накапливают световую энергию и самостоятельно излучать сияние не способны. Однако флуоресцентные пигменты дают мощный свет при попадании на них ультрафиолетовых лучей. Чаще всего они имеют яркие кислотные оттенки, придавая изделию оригинальный внешний вид.
Перламутровые пигменты
Перламутр – это натуральное вещество, покрывающее внутренний слой некоторых раковин. Обладает жемчужным блеском с радужным оттенком. Перламутровый эффект чаще всего достигается присутствием в составе натуральной слюды.
При выборе пигмента необходимо обращать внимание на размер фракции. Слишком большие частицы перламутра не смогут обеспечить ожидаемый декоративный эффект, так как они просто осядут в процессе застывания смолы. Аналогично будут вести себя и мелкие частицы, если смола будет застывать очень долго.
Рекомендуется выбирать пигмент с размером фракции не превышающим 60 микрон. Стоит помнить, что при диаметре частиц от 2 до 5 микрон создается эффект жемчуга на светлом фоне и серебра на темном фоне. Чем больше размер перламутровых частиц, тем сильнее проявляется эффект глянца. Наиболее востребованным является размер фракции от 10 до 60 микрон.
Приготовить смолу с эффектом перламутра очень просто: порошок вносится в готовый состав и перемешивается пластиковой или деревянной палочкой.
Из эпоксидной смолы с добавлением перламутрового пигмента делают бижутерию, подсвечники, заколки, гребни, брелоки, предметы интерьера. Популярностью пользуются столешницы, на которых при помощи перламутрового пигмента создают эффект полноводной реки.
Металлические пигменты
Такие пигменты при добавлении в смолу дают эффект жидкого металла, обеспечивают красивое преломление. Чаще всего металлические пигменты используют не для полной заливки изделия, а для создания неповторимого узора.
Пигмент представляет собой мелкодисперсную пудру, без каких-либо посторонних добавок. Шикарно выглядит золотой пигмент, цвет которого можно усилить, если использовать обычную газовую горелку. Для этого поднесите горелку на расстоянии 15-20 сантиметров под пигментом, и он начнет всплывать. Далее зубочисткой можно сделать красивые мерцающие узоры на поверхности изделия.
Состав с добавлением серебряных частиц дает аналогичный эффект. Пудра с бронзовым отливом позволяет получить смолу с равномерным окрашиванием, напоминающим медь. При добавлении к металлическому пигменту перламутра получается эффект дымки.
Главное помнить, что максимально допустимая концентрация любого пигмента не должна превышать 5%. Такой объем позволяет сделать эпоксидную смолу совершенно непрозрачной.
Мастерицы используют металлические пигменты для создания украшений, предметов декора, картин в технике Resin Art.
Минеральные пигменты
Интересная разновидность пигментов для эпоксидных смол, представляют собой тонкотертый состав с добавлением натуральных минеральных компонентов. Предназначены для создания монохромного цвета, который получается насыщенным и благородным. Мелкая фракция способствует отличному смешиванию с эпоксидной смолой. Также минеральные пигменты долго сохраняют первоначальный цвет и не выгорают на солнце.
Также, как и другие порошкообразные пигменты, они просто добавляются в готовую смесь и перемешиваются до однородного состояния.
Пигменты-хамелеоны
Эти пигменты больше всего подходят любителям смелых дизайнерских решений. Хамелеоны представляют собой мелкий порошок, имеющий сложный химический состав. В готовом изделии он меняет цвет в зависимости от того, под каким углом его рассматривать. Шикарно смотрится на округлых или выпуклых частях, создавая в них эффект смены цвета.
Несмотря на то, что состав полностью синтетический, этот пигмент абсолютно безопасен для здоровья человека. Обладает прекрасными потребительскими свойствами: долговечен, не выцветает под воздействием ультрафиолетовых лучей, не боится перепадов температур.
Способ применения предельно прост. Порошок перемешивается с готовым составом деревянной или пластиковой палочкой до образования однородной массы.
Заключение
Производители предлагают множество интересных решений для колерования эпоксидной смолы. Главное помните, что не стоит превышать концентрацию порошкообразного пигмента выше 5%, а для сохранения прозрачности смолы достаточно добавить всего 0,01-0,05% пигмента к общему объему смеси.
Помните, что большинство пигментов отлично между собой сочетаются. Используя свою фантазию, можно получить уникальную дизайнерскую вещь. Однако, мы все же рекомендуем проводить эксперименты сначала на небольших образцах, чтобы получить именно ожидаемый эффект. Творите и у вас обязательно все получится!
Перламутровые, интерферентные, металлические, термохромные, фотохромные, светящиеся в темноте пигменты. Как разобраться в разнообразии эффект-пигментов
Словосочетание эффект-пигменты относительно недавно вошло в российский обиход. Если верить поисковым системам, то такие запросы начали встречаться в интернет буквально несколько лет назад, когда мы ввели этот термин. До этого, в профессиональных кругах они были известны исключительно как «эффектные» или «эффектовые» пигменты. Так что же такое эффект-пигмент и что в нем такого эффектного?
Эволюция пигментов начинается с давних времен, когда еще древние племена использовали минеральные и органические пигменты для настенной живописи или раскрашивания собственного тела. В современном же мире человек расширил области применения пигментов от художественной живописи до использования в качестве красителей во многих сферах индустрии. Настоящим минералам нашли замену в виде синтетических, искусственно выращенных, а линейку простых пигментов дополнили невероятными эффект-пигментами.
Создавая проект Pro_pigments, мы опирались на классификацию пигментов по типу их эффекта, так что эта статья поможет не только понять какие эффект-пигменты существуют, но и позволит лучше ориентироваться на сайте 🙂
СЕРИИ | ОПИСАНИЕ |
Термохромные пигменты | Мелкодисперсный пигмент, устойчивый к воздействию растворителей и спиртосодержащих составов. При изменении температуры (от 5 до 65 c шагом 3-4 градуса) изменяется цвет пигмента. Обесцвечивается при повышении температуры, демонстрируя рисунок под ним, или наоборот, ярко окрашивается своим цветом при понижении. |
Фотохромные пигменты | Мелкодисперсный пигмент, активизируется от ультрафиолета (прямого или рассеянного солнечного света). Моментально реагирует на изменения в уровне освещенности, меняя цвет от бледного (неактивного), к глубокому и насыщенному цвету. Не зависит от температуры окружающей среды. |
Люминофор | Порошок на основе сульфида цинка или алюмината стронция. Высокой степени очистки, безопасный для использования. Поглощает энергию света и затем медленно выпускает ее через свечение. Заряжается от УФ и лампы накаливания. Длительность послесвечения до 12 часов. Светится в ультрафиолете. |
Флуоресцентные пигменты | Мелкодисперсный пигмент, 1-2 мкн, отражает попадающий на него свет видимого спектра, и преобразовывает часть ультрафиолетового в видимый, что делает его очень ярким при обычном освещении, и заставляет ярко светиться в ультрафиолете. |
Пигменты для защищенной печати | Специальные пигменты, применяемые для защиты от подделки ценных бумаг, денежных знаков и т.д. |
Водоактивируемые пигменты | Мелкодисперсный пигмент, активизируется при попадании в водную среду. Моментально реагирует на намокание, проявляя цвет от бледного (неактивного), к глубокому и насыщенному. Не зависит от температуры окружающей среды. |
Интерферентные перламутры и светлые оттенки
Описание
Интерферентные перламутры являются светлыми, почти белыми порошками, имеющие цветной отлив.
Перламутровый порошок хорошо сочетается с пигментными пастами, что способствует созданию множества цветовых блестящих эффектов и выразительных оттенков. Совместное использование интерферентного перламутрового порошка и цветовых пигментных паст дает эффект двух тонов, оттенок меняется в зависимости от угла зрения. Важно: добавлять цветной пигмент необходимо минимально, для сохранения прозрачности смолы.
Есть 2 варианта применения данного порошка:
1. Размешать порошок с небольшим количеством смолы. Полученный состав добавить в основную часть материала. При тщательном перемешивании эффект будет более равномерным, с ярким металлическим свечением. И, наоборот, при легком перемешивании окрас получится с интересными переливами и ярко-выраженным перламутром и каждый раз будет уникальным
2. Покрыть сухой кисточкой формы для отливки. Особенно эффектно смотрится на рельефных поверхностях.
Рекомендуемое введение 3-6% от общей массы рабочего состава.
Компью А рт
Печать красками с особыми оптическими свойствами и работа с невпитывающими запечатываемыми материалами — задачи, которые все чаще приходится решать офсетным типографиям, специализирующимся на изготовлении рекламной и упаковочно-этикеточной продукции.
Рассмотрим особенности работы с офсетными красками, предназначенными для выполнения указанных задач.
Краски для печати на невпитывающих материалах
Фолиевые краски
Фолиевые краски используются для офсетной печати на невпитывающих и плоховпитывающих материалах, например на пластиках, а также на металлизированных и синтетических бумагах. Для получения хорошего результата запечатываемый материал должен быть соответствующим образом подготовлен — обычно путем обработки его поверхности коронным разрядом. Оценить поверхностную энергию материала и прогнозировать адгезию краски можно с помощью специального тестового маркера. Материал считается пригодным, если полоса тестовой жидкости, поверхностное натяжение которой равняется поверхностному натяжению краски, равномерно распределяется по поверхности материала без скатывания.
Очень важно соблюдать условия хранения запечатываемых материалов. Хранить самоклеящиеся материалы и металлизированную бумагу необходимо в их оригинальной упаковке в закрытом виде для поддержания постоянной влажности. Перед началом печати материал должен быть акклиматизирован в производственном помещении.
Фолиевые краски закрепляются на оттиске за счет оксидативнозакрепляющихся связующих компонентов. Как правило, они имеют хорошую стойкость к спирту, щелочи и воздействию высоких температур.
При печати фолиевыми красками предпочтительно не использовать сиккативы. Это связано с тем, что в красках оксидативного закрепления уже содержится достаточное количество сиккатива, а при его избытке краска может высыхать на валах красочного аппарата во время печати или при кратковременных остановках. Кроме того, введение сиккатива затрудняет работу при печати в несколько прогонов, поскольку пленка, образующаяся на поверхности красочного слоя после предыдущего прогона, ухудшает адгезию свежей краски, наносимой при следующем прогоне. Если избежать введения в краску добавок невозможно, нужно пользоваться только теми из них, которые специально предназначены для фолиевых красок.
Фолиевые краски можно выкладывать в красочный ящик только непосредственно перед печатанием тиража. Приготовление фолиевых смесевых красок должно производиться не ранее чем за 24 часа до печати.
Для быстрого высыхания оттисков следует наносить минимальное количество краски, достаточное для достижения требуемой оптической плотности. При небольшом печатном изображении, занимающем незначительную площадь на оттиске, можно напечатать за обрезным форматом широкую жирную линейку, проходящую по всей ширине листа. Это стабилизирует снятие краски с формы и будет препятствовать ее накапливанию на валиках красочного аппарата, которое может привести к повышенному эмульгированию и потере краской способности к закреплению окислением.
Печать тиража рекомендуется начинать свежими красками, так как фолиевые краски подвержены окислению и на них быстро образуется пленка. Печать в несколько прогонов фолиевыми красками возможна в режимах как «по сырому», так и «по сухому». В первом случае следующую краску необходимо печатать не позже чем через три часа после первого прогона, а при печати «по сухому» — не раньше чем через двенадцать часов.
Под фолиевые краски может быть сделана грунтовка кроющими фолиевыми белилами. Например, целесообразна грунтовка под плашки большого размера для получения цветов высокой насыщенности. Лучше выполнять грунтовку отдельным прогоном, чтобы белила высохли, иначе возможно снижение контраста изображения за счет частичного смешивания красок.
Подача увлажняющего раствора при печати фолиевыми красками должна быть минимальной, так как впитывания увлажняющего раствора в материал не происходит и он накапливается в краске. Печать на невпитывающих материалах лучше осуществлять со спиртовым пленочным увлажнением, поскольку необходима тонкая регулировка подачи увлажняющего раствора.
Не рекомендуется использовать в качестве приладочного материала бумажную макулатуру, поскольку при этом не удается отрегулировать оптимальную подачу увлажняющего раствора изза разной впитывающей способности материалов. Результатом может быть переизбыток увлажняющего раствора и, как следствие, эмульгирование краски и ухудшение ее закрепления на оттиске.
Кислотность увлажняющего раствора (рН) не должна опускаться ниже 5,3, а температуру в корыте увлажняющего аппарата необходимо поддерживать в пределах 1012 °С.
При печати не рекомендуется делать большие перерывы в работе, так как фолиевые краски быстро высыхают на красочных валиках, а значит, после 2025 минут простоя придется смывать красочный аппарат. Аэрозольные средства, предназначенные для освежения краски, при печати фолиевыми красками не применяются, так как замедляют высыхание краски на оттиске.
Главной проблемой при печати на невпитывающих материалах является продолжительная сушка оттисков. При использовании ИКсушки необходимо обеспечить отвод теплого воздуха, иначе изза скопления паров могут возникнуть проблемы с закреплением краски. По этой же причине следует жестко контролировать влажность в цехе. Для улучшения высыхания рекомендуется применять обдув оттисков воздухом через определенные промежутки времени.
После прохождения запечатываемого материала через печатную машину рекомендуется нанесение тонкого слоя противоотмарывающего порошка. При печати в несколько прогонов следует использовать порошок без покрытия, увеличивая величину зерна на каждом следующем прогоне. На выходе рекомендуется применять порошки с силиконовым покрытием, которое отталкивает воду и позволяет листу легко скользить на выходе. Затем такой порошок легко стряхивается с оттисков.
Лакирование рекомендуется выполнять по полностью высохшему оттиску. Во избежание перетискивания краски высота стапеля не должна превышать 1015 см.
Полиэфирные краски
Полиэфирные краски применяются для печати на железе (техническая упаковка жидкостей, подлежащая стерилизации упаковка пищевых продуктов и т.п.). Введение в состав связующего краски полиэфиров обеспечивает высокую механическую прочность красочного слоя, а также его теплостойкость и эластичность. Кроме того, использование связующего на базе полиэфиров снижает тенденцию к пожелтению краски на оттиске.
Полиэфирные краски пригодны для печати по жести в режимах «по сухому» и «по сырому». В некоторых случаях предпочтительно применение праймеров. Допускается использование спиртового увлажнения. При лакировании в линию рекомендуется предварительно проверить адгезию лака к сырому красочному слою. Оттиски нуждаются в термической сушке в течение 1015 минут при температуре 150180 °С.
Краски с особыми оптическими свойствами
Металлизированные краски
Металлизированные краски включают специальные пигменты из бронзовых или алюминиевых порошков, благодаря которым красочный слой приобретает металлический блеск. Идеальным запечатываемым материалом при использовании металлизированных красок является гладкая мелованная бумага с низкой абсорбцией масел. Ее гладкая поверхность и слабое впитывание связующего увеличивают глянец оттиска, усиливают эффект металлического блеска и обеспечивают хорошую стойкость оттиска к истиранию. При работе с бумагами без покрытия достичь хороших результатов можно за счет нанесения грунтового слоя — лака или краски. Для грунтовки следует применять ахроматические краски (белую или черную) или краски, цвет которых близок к цвету металлических пигментов (желтая и оранжевая краски — под золото, синяя — под серебро).
Для печати с высокой скоростью (более 10 тыс. отт./ч) предпочтительно использовать краски с особо мелкими пигментами. Металлизированные краски, как правило, имеют хорошую стойкость к спиртам и низкую стойкость к щелочам. Светостойкость золотых красок составляет около 34 единиц, серебряных красок — до 7 единиц по шкале Blue Wool (ISO 28351974).
Металлизированные краски не требуют применения специальных офсетных полотен и специальных покрытий валиков красочного аппарата. Для изготовления печатных форм рекомендуется использовать высококачественные пластины, для печати больших тиражей формы следует подвергать термообработке (обжигу).
Кислотность увлажняющего раствора должна быть равной примерно 5,5 единицам pH при минимальном уровне электропроводности. Содержание спирта в увлажняющем растворе рекомендуется минимизировать, чтобы ограничить эмульгирование краски и предотвратить окисление металлических пигментов. Многие современные офсетные металлизированные краски, в частности краски на растительных маслах, позволяют качественно печатать вообще без добавления спирта в увлажняющий раствор.
Настройку подачи краски и увлажняющего раствора в секциях, печатающих металлизированными красками, рекомендуется начинать только после того, как будет установлен оптимальный воднокрасочный баланс и достигнуты нормированные величины оптических плотностей на оттисках во всех других красочных секциях. При настройке секций печати металлизированными красками следует установить минимально необходимую (только чтобы не было тенения) подачу увлажнения, после чего постепенно увеличивать подачу краски, пока не будет достигнута требуемая величина оптической плотности плашки на отпечатке. В процессе печати следует поддерживать минимальную подачу увлажнения и контролировать величину оптической плотности.
Минимизация подачи увлажняющего раствора способствует более быстрому высыханию оттисков и получению наилучшего эффекта металлического блеска. При повышенном эмульгировании краски оттиски медленно сохнут и будут выглядеть тусклыми, а в худшем случае возможно появление дефекта меления (осыпания краски).
В машинах для двусторонней печати с устройством переворота листа металлизированные краски, как правило, могут наноситься только после того, как лист проходит устройство переворота.
При печати на невпитывающих материалах обязательными являются сушка оттисков ИКизлучением и нанесение противоотмарочного порошка или лакирование. Для минимизации риска отмарывания и перетискивания также следует контролировать количество наносимой краски и высоту стопы в приемном устройстве (не более 500 листов).
Очистка красочного аппарата и офсетного полотна может выполняться с использованием обычных чистящих средств для масляных офсетных красок.
При отделке оттисков металлизированными красками следует помнить, что дополнительное покрытие снижает эффект металлического блеска. Металлические пигменты, как правило, покрываются специальным воском, который затрудняет адгезию лаков и клеев. Тем не менее большинство масляных металлизированных красок может лакироваться в линию масляными и водными лаками и масляными лаками в режиме офлайн. При необходимости нанесения УФлаков и для ламинирования рекомендуется использовать краски, специально разработанные для последующей отделки. При лакировании масляным лаком в режиме офлайн паузы между прогонами следует минимизировать.
Необходимым условием хорошей приклейки пленки является прочное соединение слоя металлических пигментов с запечатываемым материалом, поэтому для ламинирования лучше всего подходят оттиски на мелованных слабовпитывающих бумагах. При разработке дизайна печатной продукции, подлежащей ламинированию, следует минимизировать количество металлизированных элементов, расположенных на линии обреза (высечки), поскольку такие элементы увеличивают риск отслаивания пленки.
Краски MetalFX
Технология MetalFX позволяет получать широкий спектр цветовых оттенков с металлическим блеском. Для этого применяются специальные прозрачные триадные краски и кроющая серебряная базовая краска, которая наносится на оттиск первой. Высокая цветовая насыщенность триадных красок позволяет уменьшить толщину красочных слоев, минимизируя снижение металлического блеска базовой серебряной краски. Для цветоделения используется специальный программный пакет, разработанный компанией MetalFX Technology.
Печатать рекомендуется «по сырому», для чего требуется пятикрасочная машина. Печать «по сухому» технически возможна, но вследствие иной величины краскопереноса могут появиться значительные отклонения колориметрических характеристик оттисков.
Краски MetalFX характеризуются средней способностью к впитыванию в бумагу и закрепляются в основном за счет окисления. Красочный слой устойчив к механическим воздействиям и имеет высокий глянец. Печатать рекомендуется на глянцевых или матовых мелованных бумагах.
Флуоресцентные краски
Флуоресцентные краски включают наряду с красочными пигментами специальные частицы, преобразующие УФизлучение в видимый свет. Поскольку эти частицы имеют довольно большой размер, за один краскопрогон бывает сложно достичь равномерной оптической плотности плашек. Второй прогон рекомендуется выполнять только после высыхания оттиска. Для достижения максимального оптического эффекта флуоресцентные краски следует применять в основном для воспроизведения сплошных заливок.
Флуоресцентные краски характеризуются низкой светостойкостью, поэтому их не рекомендуется использовать для печати продукции с большим сроком службы или изделий, эксплуатируемых вне помещений. Поскольку спирто и щелочестойкость флуоресцентных красок тоже низка, оттиски, которые могут подвергаться воздействию спиртов и щелочей, целесообразно либо покрывать водным или УФотверждаемым лаком, либо ламинировать прозрачной пленкой.
Интерферентные краски
Интерферентные (перламутровые) краски содержат разработанные фирмой Merck пигменты, которые создают эффект радужного перламутрового блеска оттиска. При разработке офсетных интерферентных красок необходимо было найти компромисс между печатнотехническими и декоративными требованиями: для оптимизации печатного процесса размеры пигментов должны были быть минимизированы, а для получения максимального декоративного эффекта — наоборот, по возможности увеличены. В результате в настоящее время в офсетных красках применяются пигменты с максимальным размером частиц около 25 мкм. Краски с пигментами большего размера могут наноситься в камерракельных лакировальных аппаратах.
Интерферентные краски рекомендуется наносить в последней печатной секции. Предпочтительно воспроизведение сплошных заливок и низколиниатурных (до 90 lpi) растровых изображений. Также рекомендуется использование специальных офсетных полотен, улучшающих отделение краски и минимизирующих накопление пигментов на полотне в процессе печати.